Файл: Воспитание дружеских взаимоотношений дошкольников в труде (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТРУДЕ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 446

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Навыки хозяйственно-бытового труда, приобретенные в ДОУ, переносятся в семью и наоборот.

3. Труд в природе (труд на огороде, в саду, в уголке природы). Дошкольники могут сажать с воспитателем луковицы, семена, поливать комнатные растения, собирать урожай, чистить аквариум, участвовать в озеленении участка. Эти простые действия помогают детям научиться устанавливать причинно-следственные связи, а также развивают интерес к живой и неживой природе. Труд в природе благотворное влияет, как на развитие трудовых навыков, так и на воспитание нравственности. Благодаря труду в природе у дошкольников происходит формирование основ экологического воспитания.

Детей младшего дошкольного возраста привлекают к уходу за растениями и животными. Педагогом организуются и наблюдения за растениями и животными. Обязанности детей старшего дошкольного возраста шире, так как старшие дошкольники уже больше знают и умеют.

Труд в природе имеет и свои особенности:

- Результат данного вида труда может представлять собой материальный продукт (овощи, выращенные ребенком, дерево, посаженное детьми и т.д.). Благодаря этому происходит сближение труда детей с трудом взрослых.

- Данный вид труда часто имеет отсроченный результат, т.е. посеянные детьми семена взойдут лишь спустя некоторое время (вначале появятся всходы, а потом и плоды) и т.д. Благодаря этому у детей воспитывается выдержка и терпение [12].

Ухаживая за растениями и животными ребенок учится общению с живыми природными объектами. Благодаря чему у детей происходит воспитание бережного отношения, ответственности. Отсутствие этих факторов может привести к гибели растения и животного.

Труд в природе способствует также и развитию познавательных интересов. Дети наблюдают за ростом растений, узнают об особенностях живых объектов, экспериментируют, познают неживую природу. Данный вид труда дает возможность детям доставлять радость другим (дарить цветы, угощать выращенными плодами). Таким образом, труд в природе способствует не только трудовому воспитанию, но также и нравственному, этическому, физическому, умственному.

4. Ручной труд (поддержание порядка в хозяйстве группы: починка, подклеивание книг, коробок, пришивание оторванных пуговиц, петель, доступный ремонт игрушек и пр.) [5].

В процессе ручного труда происходит знакомство детей с различными материалами и их свойствами, методами сбора природных материалов, их обработки. В процессе творческой деятельности дошкольники изготавливают удивительные поделки, которые затем дарят друзьям, родным, используют в игре, в украшении помещений. Дошкольники могут производить мелкий ремонт игрушек, книг, изготавливать счетный материал для занятий [11].


По своему назначению ручной труд направлен на эстетическое удовлетворение потребностей ребенка. Этот труд способствует развитию фантазии, мелкой моторики, творческих способностей, воспитанию настойчивости, выдержки, умению доводить начатое дело до конца. Результатами ручного труда дети могут порадовать своих близких, создав для них подарки, выполненные своими руками.

Отдельные элементы ручного руда вводятся начиная с младшего дошкольного возраста. При этом обязательным требованием является участие и руководство взрослого. Чаще всего дошкольники помогают взрослому в создании поделок. Несмотря на то, что активность детей младшего дошкольного возраста минимальна, однако на данном этапе более важной является задача приобщения к ручному труду.

Существуют различные формы организации труда:

  1. Поручения.
  2. Дежурства.
  3. Общий, совместный, коллективный труд.

Охарактеризуем формы организации труда детей:

1) Поручение представляет собой просьбу взрослого выполнить какое-либо трудовое действие, обращенное к ребенку. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности детей. Данную форму организации труда исследовали В.Г. Нечаева, А.Д. Шатова.

По форме организации поручения могут быть индивидуальными, подгрупповыми, общими. По продолжительности – кратковременными или длительными, одноразовыми или постоянными. По содержанию – соответствовать видам труда. Посредством поручений можно решать задачи не только трудового воспитания, но и нравственного, эстетического, физического, умственного.

Выполнение трудовых поручений доступно детям с 2-3 лет. В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия. Дети с удовольствием выполняют просьбы взрослого положить ложку или игрушку в определенное место, поискать тапочки, взять вещи и надевать их. В ДОУ воспитатель привлекает детей к элементарному хозяйственно-бытовому труду посредством поручений. Педагог не только дает ребенку поручение, но и при необходимости советует, каким образом лучше его выполнить. Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.

В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания боле сложны, т.к. содержат в себе несколько действий, а также элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т.п.).


В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) т.е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

2) Дежурства как форма организации труда детей была впервые исследована З.Н. Борисовой. Она же и разработала содержание этой формы труда и методику руководства деятельностью детей. Позже данная проблема была исследована Г.Н. Годиной.

Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве более, чем в поручении выделяется общественная направленность труда, практическая забота одного или нескольких детей о других. Поэтому данная форма организации труда способствует развитию ответственности, гуманного отношения к людям и природе [3].

В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям. Эта форма организации труда вводится во второй младшей группе в конце второго полугодия. До тех пор воспитатель привлекает детей к помощи няне, когда она накрывает на столы перед едой. Или воспитатель дает поручения, связанные с подготовкой к занятию или уходом за растениями, животными. Дежурство способствует систематичности включения детей в труд. Следует только отмечать кто, где и когда дежурил. В группе устраивается доска дежурств, содержащая информацию, которая должна быть понятна и детям, чтобы каждый знал о своих обязанностях.

Иногда воспитатели увлекаются данной формой организации труда и необоснованно расширяют ее виды. Например, устраивают дежурство по раздевалке, по спальне, по подготовке к выходу на прогулку. Этого делать не следует. Подобного рода превращается в контроль одних детей за поведением других. Наносится вред моральному развитию дошкольников, утрачивается основной смысл дежурств забота о других.

3) Общий, совместный, коллективный труд.

Если поручения и дежурства стали в группе систематическими, то дети достигли определенных успехов и могут перейти к более сложной форме организации трудовой деятельности – общему, совместному и коллективному труду. Данную форму организации труда изучали Л.В. Крайнова, Д.В. Сергеева, С.А. Козлова, Р.С. Буре и др.

Данная форма организации труда способствует решению задач нравственного воспитания. Приобретенные ранее трудовые навыки и умения закрепляются, а обучение новым происходит индивидуально. Педагог не может вводить в содержание общего труда то, что дети не умеют делать. К примеру, если дети не умеют правильно мыть игрушки, то включать данную работу в общую деятельность нельзя [12]. Общий, совместный и коллективный труд создают благоприятный условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы и др.


Общий, совместный и коллективный труд подчиняется общественно направленной цели деятельности детей. Это означает, что результатом труда всегда польза для всех, например, оформление группой комнаты к празднику, уборка помещения и т.д.

Общий труд – это такая организация труда детей в процессе которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно [12].

Совместный труд предполагает взаимодействие детей, при котором каждый из них зависит от качества и темпа работы других. При этом цель работы является единой. В процессе такой организации руда между детьми устанавливаются деловые взаимоотношения, повышается чувство ответственности за общее дело. Р.С. Буре предлагала рапределять детей на звенья. Каждое такое звено работало «цепочкой» и имело собственное трудовое поручение [13].

Коллективной является такая форма организации труда, в процессе которой дети совместно с трудовыми решают и нравственные задачи: договариваются о разделении труда, «болеют» за качество общей работы, договариваются о разделении труда. При этом педагог заранее планирует ситуации, провоцирующие детей к установлению взаимоотношений [12].

Итак, видами трудовой деятельности дошкольников являются: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, ручной труд. Формами организации труда детей являются: поручение, дежурства, Общий, совместный, коллективный труд. На выбор формы организации труда оказывает непосредственное влияние возраст детей. Например, поручения чаще всего используют в младшем дошкольном возрасте, коллективный труд - в старшем возрасте. Общий труд возможен начиная со средней группы ДОУ, совместный и коллективный – со старшей и подготовительной групп.

1.3. Роль труда в воспитании дружеских взаимоотношений дошкольников

Прежде всего, определим понятие «дружба».

Дружба − личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи; предполагает личную симпатию, привязанность и затрагивает наиболее интимные, душевные стороны человеческой жизни; одно из лучших нравственных чувств человека [14].

По мнению Т.А. Марковой, дружеские взаимоотношения − обязательная форма общения детей в коллективе [14]. Дружба невозможна без самоограничения, взаимопомощи, проявления заботы, внимания друг к другу. В дружбе происходит нравственное воспитание и совершенствование личности. Поэтому, дошкольников следует учить устанавливать дружеские взаимоотношения. Это положительно скажется на формировании коллективных взаимоотношений, а также в их будущей взрослой жизни.


У дошкольников начало дружеских взаимоотношений происходит в процессе общения в группе ДОУ. Начало дружбы детей является ценным проявлением гуманизма, а также реальных поступков, предусматривающих отзывчивость, учет интересов других Педагогу следует обращать пристальное внимание на самостоятельные объединения детей, их содержание и формы общения, учить детей правильно общаться, взаимодействовать, дружить.

Коллективный труд наряду с игрой и продуктивной деятельностью, является одним из средств, способствующих воспитанию у детей дружественных отношений. В процессе трудовых действий ребенок получает возможность позаботиться о других, научиться сотрудничать со взрослыми и сверстниками, воспитать чувство коллективизма. Однако в процессе руководства трудом детей педагоги чаще обращают внимание именно на формирование трудовых навыков, умения самостоятельно трудиться, а воспитание у детей дружеских взаимоотношений в труде уходит на второй план. На эту проблему обращали внимание В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Т.А. Маркова, Т.А. Репина.

На фоне делового общения в процессе трудовой деятельности у дошкольников происходит развитие сферы личностных взаимоотношений: формируются симпатии детей друг к другу, воспитывается доброжелательность, умение уступать. Ребенок заявляет: «Я сам», чем говорит: «я умею объяснить сверстнику его ошибку», «я могу его научить».

В процессе труда дошкольников частым явлением являются конфликтные ситуации. Поэтому одной из важных задач трудового воспитания детей является формирование у них нравственных норм. Осознание собственных возможностей будет стимулировать его активно усваивать эти нормы, так как ребенок будет видеть реальный результат − налаживание доброжелательных отношений со сверстниками. У ребенка происходит формирование новой позиции – «я могу отвечать за результат общего дела». У дошкольников происходит переход от позиции «Я» к позиции «Я вместе с друзьями», и «Мы вместе». Ребенок тянется к обществу своих сверстников, и при наличии поддержки с их стороны становится членом этого общества, а также испытывает удовлетворение от результатов своего труда [13].

В процессе труда, объединяясь со сверстниками, дошкольники приобретают первый опыт взаимоотношений, учатся распознавать эмоциональное состояние сверстника, их радости и огорчения. Это является стимулом к оказанию ими поддержки, помощи, проявления сопереживания, сочувствия [19]. Однако пересиленные возможности могут реализоваться только при определенных условиях: создании воспитателем эмоциональной обстановки в процессе организации трудовой деятельности детей, демонстрации своей заинтересованности в будущей деятельности, равноправного в ней участия, поощрения желания детей принимать участие в совместной деятельности.