Файл: Воспитание дружеских взаимоотношений дошкольников в труде (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТРУДЕ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 437

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Такая система работы позволила наладить отношения агрессивных и замкнутых детей со сверстниками, подготовить их к сотрудничеству. Вначале трудовую деятельность организовывали в парах (один ребенок подбирался с ярко выраженными индивидуальными особенностями, а другой − агрессивный или замкнутый). Подобная организация работы побуждала согласовывать собственные действия и договариваться, способствовала объединению.

Далее, в процесс совместной деятельности включали третье лицо. Как правило, это был ребенок, который не являлся другом ни одного из участников в паре. Такое решение было принято с той целью, чтобы двое детей не объединялись против третьего. В итоге совместная трудовая деятельность позволяла сделать детское общение доверительнее, сохранять спокойствие и равновесие.

Например, двое детей могут лепить персонажей сказки «Колобок», чтобы впоследствии играть со своими поделками. В качестве третьего лица в пару можно включить весёлую, общительную девочку, с которой многие хотят дружить. Девочка может лепить зайчика. Она может подсказывать мальчикам, как правильно лепить того или иного персонажа, например, что у лисы длинный и острый нос, поэтому нос следует вытянуть. Если в паре есть замкнутый мальчик, который отличается медлительностью, слабой активностью, то он может прислушаться к советам более авторитетной девочки. Другой ребенок из пары может также попросить помощи у авторитетной девочки, и она охотно поможет. Эти действия помогут сплотить детей, которые обычно не играли вместе. Так можно раскрыть индивидуальность застенчивого ребенка, которому ранее не удавалось ее проявить. Таким образом, организация совместной трудовой деятельности детей может способствовать изменению позиции по отношению к непопулярным сверстникам, позволяет выделить их. Это позволяет сформировать у детей заинтересованность к замкнутым, отверженным детям, желание играть с ними. В результате, замкнутые дошкольники становились общительнее, а агрессивные − более дружелюбными и менее вспыльчивыми. Подобная организация трудовой деятельности позволяет сформировать у детей положительные взаимоотношения, дружелюбие, организацию помощи сверстникам, проявление нравственных качеств в поведении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, анализ психолого-педагогической литературы, а также проведенное исследование уровня взаимоотношений детей в труде позволяет нам сделать следующие выводы:


1. Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии. Определяющим направлением в организации труда детей является его взаимодействием с игрой, которая диктуется логикой личностного развития дошкольника.

2. Видами трудовой деятельности дошкольников являются: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, ручной труд. Формами организации труда детей являются: поручение, дежурства, Общий, совместный, коллективный труд. На выбор формы организации труда оказывает непосредственное влияние возраст детей. Например, поручения чаще всего используют в младшем дошкольном возрасте, коллективный труд - в старшем возрасте. Общий труд возможен начиная со средней группы ДОУ, совместный и коллективный – со старшей и подготовительной групп.

3. Дружба оказывает большое влияние на развитие личности ребенка. Развитие дружеских взаимоотношений необходимо для возникновения начал коллективных взаимоотношений. Одним из средств для развития дружеских взаимоотношений является трудовая деятельность, т.к. в процессе совместного и коллективного труда дети учатся принимать участие в общем труде, проявляют заботу о товарищах, учатся дружно, сообща трудиться, у них воспитывается чувство сопереживания коллективной радости.

4. Исследование взаимоотношений детей со сверстниками в процессе труда проводилось на базе (полное название ДОУ)… города…В исследовании приняли участие 15 детей, в возрасте 5-6 лет.

Результаты проведенной диагностики позволяют сделать вывод о том, что уровень взаимоотношений со сверстниками в процессе труда у детей является недостаточным и необходима разработка системы работы по воспитанию дружеских взаимоотношений дошкольников в труде.

5. Нами разработана система работы со старшими дошкольниками по воспитанию дружеских взаимоотношений дошкольников с труде. Система работы включала использование различных видов и форм трудовой деятельности детей.

Цель, поставленные в работе, достигнуты, задачи выполнены.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://academy-prof.ru/blog/fgos-doshkolnogo-obrazovanija-2016, свободный.
  2. Воспитание дошкольника в труде [Текст] / Под ред. В. Г. Нечаевой. – М.: Просвещение, 1974. - 192 с.
  3. Буре Р.С. Учите детей трудиться: пособие для воспитателя дет. сада / Р.С. Буре, Г.Н. Година. - М.: Просвещение, 1983. - 144 с.
  4. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности / Д.В. Сергеева. - М.: Просвещение, 1987. – 96 с.
  5. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет: пособие для педагогов дошк. учр. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 128 с.
  6. Ушинский, К. Д. Проблемы педагогики: [сборник] / К.Д. Ушинский. - М.: Изд-во УРАО, 2002. – 592 с.
  7. Сухомлинский В.А. Гармония трех начал. Избр. Произвед. в 5-ти т. Киев: Рад. школа, 1980. −т. 5, с. 599 - 609.
  8. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://antmakarenko.narod.ru/liter/vospm/vosp_det.htm, свободный.
  9. Крупская Н.К. О воспитании и обучении: Сборник избранных педагогических произведений / Составили: Н.А. Константинов и Н.А. Зиневич. — М.: Учпедгиз, 1946. — 317 с.
  10. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. − М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 160 с.
  11. Переплякова Т.В., Зотова Ю.Н. Развитие самостоятельности, инициативности и ответственности у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к доступной трудовой деятельности [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). − М.: Буки-Веди, 2017. − С. 45-47.
  12. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. Проф. Учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 11-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 416 с.
  13. Буре Р.С. Дошкольник и труд: теория и методика трудового воспитания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fictionbook.ru/author/r_s_bure/doshkolnik_i_trud_teoriya_i_metodika_tru/read_online.html, свободный.
  14. Кон И.С. Дружба. − 4-е изд., доп. − СПб.: Питер, 2005. − 330 с.
  15. Маркова Т.А. Воспитание дошкольников / Т.А. Маркова. - М.: Норма, 2014. - 97 с.
  16. Петрова Ю.А. Проблема трудового воспитания / Ю.А. Петрова, Н.А. Авдюхина // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2016. – №5. – С. 823-824.
  17. Малунова Г.С. Теоретические основы воспитания труда у детей дошкольного возраста: Дис. док. Пед. Наук. – Улан - Уде, 2001. – 368 с.
  18. Немов Р.С. Психология. 2-е издание. – М.: Просвещение, 1995. – 237 с.
  19. Смирнова, Е.О. Формирование доброжелательных отношений [Текст] / Е.О. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2003. – №9. – С. 68-74.
  20. Смирнова, Е.О., Утробина, В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте [Текст] / Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина // Вопросы психологии – 1996. - №3. – С. 5-14.
  21. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред. М.А. Васильевой. – М.: Просвещение, 1984. – 96 с.