Файл: Воспитание дружеских взаимоотношений дошкольников в труде (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТРУДЕ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 428

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- Вторая подгруппа – это неуверенные робкие дети, которые трудятся охотно, но только под руководством воспитателя или совместно с более активными товарищами, самостоятельно не распределяют обязанности.

- Третья подгруппа – отнесли детей, владеющих навыками, но не проявляющих инициативы, не доводящих дело до конца.

В дежурствах по уголку природы следует стараться объединить детей из первой и второй подгруппы, при этом учитывать не только умение, темп их работы, инициативность, но и желания помочь товарищу.

Во время дежурств по столовой можно проводить различные конкурсы и соревнования, например, на лучшую сервировку стола. При этом до начала работы с дежурными следует провести беседу о том, как лучше накрыть стол, чем можно его украсить. Дети с интересом и желанием приступают к выполнению своих обязанностей, относятся к ним очень ответственно. Использование таких приемов оказывает положительное влияние на детей второй и третьей подгрупп. У детей из второй подгруппы появляется уверенность в своих возможностях, у детей из третьей подгруппы – интерес к деятельности, стремление сделать до конца и не хуже других.

Малоактивным детям предлагали работу, которая представляет для них интерес, затем предлагали выполнить менее интересную, но значимую для всех работу. Предлагали им совместную со сверстниками работу, старались объединить детей из разных подгрупп. Постепенно включали малоактивных детей в коллективный труд.

Объединяя детей из разных подгрупп, мы преследовали две цели: формирование дружеских взаимоотношений и формирование трудовых навыков и умений, необходимых для коллективного труда. В работе с детьми использовались коллективные игры-занятия, игры-упражнения. Мы старались установить тесную взаимосвязь игры и трудовой деятельности детей. Так коллективную уборку групповой комнаты превращали в игру-занятие. Например, целью игры-занятия «Служба быта» было: научить детей участвовать в организованном труде коллектива сверстников; сформировать умение соотносить свою деятельность с трудом других и понимать, что работа подгруппы, в которой трудишься, является частью общего дела коллектива; формировать навыки взаимоотношений, привычку к чистоте и порядку; закрепить умение планировать деятельность, распределять между собой обязанности; уметь давать оценку деятельности своей бригады и коллектива в целом; учить любить физический труд, испытывать чувство удовлетворения от участия в нем, от физической нагрузки, с которой он сопряжен, от положительного результата деятельности; формировать у детей убеждение в общественной значимости и необходимости бытового труда.


Если ребенку не удается что-либо сделать, следует его поддержать, убедить, что неудача временна и, если он постарается, то у него все получится. Особенно важным это было в работе с детьми второй группы. Таких детей следует чаще упражнять в трудовых действиях, в правильном выполнении которых они затруднялись. Детей, выполнивших свою работу хорошо, необходимо хвалить за старание, добросовестное отношение к делу, отмечать проявленную ими инициативу, доброжелательное отношение к товарищам во время совместной трудовой деятельности. У детей третьей группы это вызовет желание не отстать, а также стараться выполнить работу не хуже других. Мы учили детей видеть свою работу со стороны, поэтому часто предлагали самим оценить свою деятельность и деятельность товарища.

Перед началом общей работы необходимо провести беседу не только о том, что и как будем делать, но и как будем взаимодействовать – дружно помогая, друг другу. Разъяснять правила, на которых строятся отношения в коллективе:

- прежде, чем начать работу, договорись с товарищами;

- если у кого-то что-то не получится, необходимо помочь;

- если кому-либо трудно выполнить работу, то необходимо попросить помощи;

- нельзя мешать товарищам.

Подчеркивали, что результат труда зависит от усилий и стараний каждого и работы всех вместе. В конце труда необходимо оценить работу каждого и всех вместе. При подведении итогов необходимо быть всегда объективными, учитывать индивидуальные возможности и особенности каждого воспитанника, оценивать не только результаты, но и отношение детей к труду, умение договариваться, работать дружно, помогать друг другу. Положительную оценку деятельности робких, неуверенных детей необходимо давать в присутствии всей группы. Это поможет ребенку поверить в свои силы, а также изменить отношение сверстников к нему. Следует привлекать детей к оценке своей собственной деятельности и деятельности товарищей.

Воспитателю следует также практиковать систематическое проведение бесед о проделанной работе, о ее результатах и качестве, о том, как распределялись обязанности, как дружно сообща работали, оказывали помощь своим товарищам, благодарили друг друга, были вежливыми. Это способствует установлению правильных взаимоотношений между детьми, развитию умения вырабатывать общее мнение.

На следующем этапе работы, направляя трудовую деятельность детей, основное внимание следует уделять развитию у детей организаторских навыков, чувства товарищества и стремление к взаимопомощи. Предлагаем научить выполнять ту или иную работу детей, долго не посещавших детский сад, или вновь прибывших, поощряем дружеские отношения, возникающие в ходе трудового процесса. Для этих детей у можно ввести правило: «Научился работать, научи товарища». Это оказывает положительное влияние, как на «учителей», так и на обучающихся.


Убедившись, что предъявление к детям повышенных требований положительно влияет на их воспитанность, можно дать им новое, ответственное задание: взять шефство над малышами. Перед этим на прогулке можно поговорить о том, чем и как занять малыша, как им помочь, какую игрушку им лучше сделать. В постоянном общении старших детей с младшими воспитывались такие ценные качества, как заботливость, чувство ответственности.

Дети очень любят играть в сюжетно-ролевые игры. Во время игр выяснилось, что для игр у детей нет некоторых атрибутов. Учитывая, что они любят эти игры, можно предложить детям изготовить игровые атрибуты самостоятельно и подумать, из каких материалов их можно сделать. Далее происходит дружное обсуждение всех моментов и дети принимаются за работу. После этого дети сами не раз объединялись для изготовления атрибутов своих игр.

Дети очень любят изготавливать поделки. В свободное время они по собственной инициативе делают различные поделки, часто изготавливают их в подарок своим маленьким товарищам, родителям. С большим интересом и желанием делают коллективные поделки (игрушки) для оформления групповой комнаты к празднику, новогодней елке, для оформления музыкального зала.

Перед трудом или после его окончания, в группе рекомендуется проводить этические беседы – это плановые подготовленные занятия с детьми. Примерные темы бесед: «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», «Учимся играть и работать дружно», «Чем порадовать товарища?», «Что такое дружба?», и т. д. Проводя беседы, можно использовать различные иллюстрации с ситуациями, пословицы и поговорки о дружбе и труде, художественную литературу. Применение художественного слова помогало воздействовать на сознание и нравственные чувства детей, тем самым, предоставляя возможность для самостоятельных действий.

С помощью воспитателя дети учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Большое место в формировании правильных взаимоотношений в коллективном труде мы отводили ознакомлению детей с трудом взрослых. Дали детям представления о взаимосвязи труда людей разных профессий путем чтения художественной литературы, просмотра телевизионных передач и т. д. Организовывали целевые прогулки, экскурсии, во время которых, имели возможность наблюдать с детьми труд взрослых, взаимоотношения в труде. Дети видели работу строителей, дворников, библиотекарей, поваров, продавцов и т.д.


Эмоциональные впечатления, полученные на этих прогулках, давали пищу для разговоров, формировали общие интересы, помогали воспитывать у детей активность в труде. Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания, отражением чего являются их игры. Дети увлеченно играют в «больницу», «магазин», «библиотеку», передавая не только трудовые действия, но и взаимоотношения между людьми, их отношение к работе.

Например, педагог может провести экскурсию на кухню, а после чего научиться приготовлению пищи, салатов, лепке вареников и т. д. Дети относились к приготовлению пищи по-разному. Так выделилась группа детей, которые испытывали трудности не только потому, что работа для них была новой, но и потому, что они отличались несобранностью, неуверенностью, неусидчивостью. Одни расстраивались, когда у них не все получалось, бросали работу, другие нерешительно брались за дело, но были и такие, которые настойчиво старались довести начатое дело до конца.

Педагогу следует стремиться создать в группе эмоционально-комфортную обстановку, оказывать детям помощь, поддержку, тактично общаться с детьми. Это может выражаться в одобрении, совете или предложении позвать на помощь товарища. Несобранным, неусидчивым детям, следует показать, что только терпение, старание могут привести к хорошим результатам. Воспитатель обращает внимание на работу товарищей, привлекает в помощь детей с хорошими навыками. Постепенно и у ребят, имеющих низкий уровень взаимоотношения с детьми в труде, выработалась усидчивость, внимательность, результаты их труда начали нравиться им самим.

В работе с детьми можно организовывать совместный труд с воспитателем, например, посев семян, замена воды в аквариуме, уборка цветников и т. д. Ранней весной вместе с детьми проводится осмотр цветников, уборка цветников и клумб от прошлогоднего мусора, подготовка клумб к посеву семян, проверка наличия и состояния инвентаря. До начала весенних работ на участке детского сада следует провести занятие по посадке семян и уходу за ними.

Развитию интереса и бережного отношения к растениям способствует их выращивание детьми. Так вместе с детьми следует провести занятие по посадке семян цветов. Накануне, необходимо приготовить землю, выбрать камешки, разрыхлить почву, полить ее. Во время посева семян, воспитатель сообщает детям, что вскоре появятся всходы и у нас будет своя рассада, которую мы высадим на нашу клумбу, и все вместе дружно будем ухаживать за цветами. Детей радует появление всходов, а дежурные зарисовали процесс посадки в альбом наблюдений.


В мае, во время высадили цветов на клумбу, детям следует доверить поливать их, рыхлить землю, помогать удобрять. В процессе труда на участке дети знакомятся с полезными и вредными насекомыми. Педагог должен рассказать им, почему следует оберегать одних и уничтожать других. Так дети получают новые сведения о природе.

В процессе труда в цветнике дети работают сообща, а также делятся на подгруппы – одни выбирают сорняки, другие − поправляют землю вокруг корневищ. При такой организации труда детям не надоедает трудиться, их не угнетает однообразие. Дошкольники с интересом ухаживают за своей клумбой.

К работе по благоустройству территории детского сада следует привлекать и родителей детей. Совместно с родителями вскапываем землю, сажаем цветы, сгребаем листья, меняем песок в песочнице. Одновременно разъясняем родителям важность трудового воспитания ребенка для всестороннего развития, а также формирования дружбы между детьми, желания выполнять работу совместно. Для родителей детей проводятся консультации, устраиваются выставки детских поделок, оформляются папки-передвижки.

Мы убеждены, что организация трудовой деятельности дошкольников с учетом их индивидуальных особенностей позволит обеспечить систематическое участие каждого ребенка в общественно полезных делах, обеспечит положительные результаты в воспитании у детей трудолюбия, формирования дружеских взаимоотношений, ответственности. Так старшие дошкольники научились по своей инициативе принимать участие в общем труде, стали проявлять заботу о товарищах, дружно, сообща трудиться, у них появилось чувство сопереживания коллективной радости. Проведенная работа подтвердила, что коллективный труд способствует формированию дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.

Следует также обращать внимание и на формирование дружеских взаимоотношений между детьми и взрослыми, а также между детьми и окружающим миром, т.к. живая природа нуждается в заботе, добром отношении, защите и участии. Матроскин из м/ф «Каникулы в Простоквашино» сказал: «Совместный труд для общей пользы он облагораживает». Матроскин является постоянным гостем в играх, на занятиях, в труде. Благодаря ему, дошкольники учатся устанавливать дружеские взаимоотношения, искать выход из спорных ситуаций, трудиться. Можно придумать девиз (дети самостоятельно или совместно с воспитателями) и использовать его в начале трудовой деятельности. Урегулировать разногласия в труде помогает «Коврик Мира». Сидя на нем, дошкольники пытаются договариваться, положив между собой предмет раздора.