Файл: Игра как метод воспитания (Теоретические основы использования игры как метода воспитания).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 170
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы использования игры как метода воспитания
1.1. Понятие игры, теория игры
1.2. Значение игры в воспитании
1.3. Использование дидактических сюжетно-ролевых игр направленных на развитие когнитивных процессов
Глава 2. Организация и методология эмпирического исследования
2.1. Цели, задач, описание объекта исследования
2.3. Педагогическая работа по формированию когнитивных процессов с помощью сюжетно-ролевых игр
Введение
Акутальность исследования. Огромное значение имеет игра как средство воспитания и развития детей, в жизни которых она занимает большое место и делает их счастливыми.
Игра для ребенка не только отдых и развлечение, но и необходимый вид деятельности: без игры ребенок не может нормально расти и развиваться.
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом вековом этапе ведет, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.
В игре формируются или перестраиваются и частные психические процессы. Значительно повышается в условиях игровой деятельности, острота зрения. В игре ребенок раньше и легче удерживает сознательную цель запоминать и, например, запоминает большее количество слов, чем в лабораторных условиях.
В игре складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному, и к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать обобщенные типичные обиды, мысленно превращать их.
Почему игра настолько благоприятно влияет на развитие психических процессов ребенка, усвоения им знаний, умений? В психологии установлено, что внутренние, умственные действия формируются на основе внешних, материальных действий путем их поэтапного изменения и "вращения" в психику. Эти закономерности проявляются не только в школьной учебе, но и в игровой деятельности.
Следовательно, важная роль игры в воспитании ребенка объясняется тем, что она вооружает ребенка доступными для него способами активного влияния, моделирования с помощью внешних, предметных действий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемым и не могло бы быть по-настоящему освоено.
Объект исследования - дети среднего дошкольного возраста.
Предметом исследования являются игровые приемы и игра, как ведущий метод воспитания дошкольника.
Цель работы - показать эффективность игр в воспитании и обучении дошкольников.
Исходя из цели, на рассмотрение поставлены следующие задачи:
- изучить понятие игры, теория игры;
- раскрыть роль игры в воспитании ребенка;
- рассмотреть значение дидактической игры в воспитательно-образовательном процессе;
- рассмотреть возможность использования сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие когнитивных процессов.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что использование программы игр в работе с детьми дошкольного возраста дает положительную динамику в развитии ребенка, в частности - внимания и воображения.
Методы исследования: Для решения поставленных в исследовании заданий использовалась совокупность методов. Общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
База эксперимента. Исследование проходило в дошкольном учреждении. Выборочная совокупность дошкольников в возрасте 4 – 5 лет составила 24 человека (12 человек в контрольной группе и 12 человек экспериментальной)
Структура курсовой работы обусловлена поставленными целью и задачами и состоит из введения, двух глав, включающих в себя по два параграфа, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Теоретические основы использования игры как метода воспитания
1.1. Понятие игры, теория игры
Понять природу игры, определить ее характерные черты, проанализировать причины возникновения, влияние на развитие человека в обществе в любом возрасте, то есть дать научную оценку такому явлению как игра, пытались многие научные исследователи, начиная с 19 века, что послужило стать предметом данной работы.
Само по себе слово "игра" не является научным понятием в строгом смысле этого слова. Возможно именно, поэтому, на протяжении долгого времени целый ряд ученых пытались найти и обобщить разнообразные и разнокачественные действия, обозначаемыми словом "игра", до настоящего момента нет четкого определения и удовлетворительного объяснения разных форм игры[1].
Известный русский ученый Е. А. Покровский занимался систематическим описанием детских игр. И в своей работе посвященной детским играм, он указывал, что понятие об "игре" различны у разных народов. Так, у древних греков слово "игра" означало собою действия, свойственные детям, выражая главным образом то, что у нас теперь называется "предаваться ребячеству". У евреев слову "игра" соответствовало понятие о шутке и смехе. У римлян "Ludo" означало радость, веселье. По - санскритски "кляда" означало игру и радость. У немцев дверне - германское слово "spilän" означало легкое, плавное движение, наподобие качания маятника, доставляющее при этом большое удовольствие. В последствие на всех европейских языках словом "игра" стали обозначать обширный круг человеческих действий, с одной стороны, не претендующих на тяжелую работу, с другой -доставляющих людям веселье и удовольствие[2].
Игра как деятельность многоуровневая и сложноорганизованная привлекает внимание специалистов разного профиля. Интересы ученых связаны с психологическими, педагогическими, этнографическими, социологическими, историческими, лингвистическими и другими сторонами игры.
Первые попытки в разработке теории игры были предприняты такими мыслителями 19 века как Г. Спенсером, К. Гроссом, К. Бюлером[3].
Английский философ Герберт Спенсер делал акцент на биологической бесполезности и бесцельности игры. Он считал, что игра возникает там, где нет серьезной жизненной деятельности, а причины возникновения игры – наличие избыточной энергии любого организма, которая остается невостребованной[4].
Интерпретировать основные симптомы игры в создании целостной теории детской игры, реализуя, естественно, при этом свои общие теоретически концепции, пытался виднейший психолог Жан Пиаже. Его теория эгоцентризма обращает внимание на то, что на определенной стадии, ребенок бессознательно смешивает собственную точку зрения, с точной зрения другого. Эгоцентрический интеллект выражается в игре воображения (которая есть иллюзорная форма удовлетворения непосредственных желаний)[5]. Согласно его теории "игра считается выходом из реального мира в мир грез".
Также выделено натуралистическая теория, авторы которой видели в игре стреление "приспособиться к среде обитания человека". Автором этой теории является французский психолог Ж. Шато. По мнению Ж. Шато игра для ребенка серьезна. Игра есть самоутверждение; ее результат есть известное достижение, овладение новым образцом поведения взрослого[6].
Как отмечает автор, в работах Ж. Шато есть много ценных наблюдений и мыслей. Однако в критическом ракурсе выявил, что ребенок не потому играет, что ему присуще стремление к самоусовершенствованию, а потому самосовершенствуется, что играет.
Значимый вклад в разработку общей теории игры в первой половине 20 века был внесен исследователем К. Гроссом. Свою теорию он называет теорией упражнения или самовоспитания, считая главной целью детства – развитие приспособлений для дальнейшей жизни, где выдающееся место принадлежит игре. Заслуга Гросса в том, что проблему научного исследования игры он выдвинул и поставил в ряд с деятельностями, которые являются существенными для развития ребенка. Хотя природа самой игры им так и не была раскрыта[7].
Часто встречается мысль о наличии в игре тенденции "быть взрослым". Это можно найти в научных трудах Д. Ж. Селли, Гегеля, З. Фрейд.
Следует также отметить исследования игры австрийского психолога, психиатра А. Адлера, который доказал возможности использовать игру для адаптации понимания, обучения и терапии детей. Им было выделено восемь функций игры[8]:
- подражание;
- разыгрывание реальных жизненных ролей;
- отражение опыта ребенка;
- выражение подавленных потребностей;
- выход "запрещенных побуждений";
- обращение к ролям, помогающим расширить свое Я;
- отражения роста развития, взросления ребенка;
- разрешение в игре своих проблем.
Согласно А. Адлеру, ребенок испытывает влечение к власти, к самоутверждению через игру, что указывает на наличие во взаимоотношения ребенка и взрослых, окружающей действительности антагонизма.
Нельзя не отметить влияние игры через органы чувств на умственное развитие детей. В своей диссертационной работе Ю. В. Козловой выделяет утверждение русского педагога и психолога П. Ф. Каптерева, что "это постоянная наблюдательность, требуемая игрой, способствует развитию органов внешних чувств: глазомера, слуха, рук, ног. Отсюда следует отметить, что развитие чувств больше поддерживается играми, чем учением. Игра должна быть признана существенным подспорьем систематическому учению; обучение и игра не враги - это друзья, которые должны поддерживать друг друга"[9].
Продолжая рассматривать тему о разработки теории детской игры, следует вспомнить особый вклад внесенный психологом Л.С. Выготским. Он впервые выделили ролевую игру, как ведущий вид деятельности дошкольника. "Игра дошкольника - это воображаемая, иллюзорная реализация нереализуемых желаний"[10].
По определению Л. С. Выготского " игра создает зону ближайшего развития ребенка, в игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя"[11].
Ближе всего к понимаю игры подошел немецкий врач, физиолог и психолог В. М. Вундт. Он писал, "игра - это дитя труда. Нет ни одной игры, которая не имела бы себе прототипа в одной из форм серьезного труда, всегда предшествующего ей и по времени и по своему существу. Необходимость существования вынуждает человека к труду. Игра устраняет полезную цель труда. Эти мысли В. М. Вундта имеют принципиальное значение. Он рассматривает игру, включая ее в социально исторический аспект.
При переходе общества с одной формы развития на другую, (более высокую) меняется характер самой игры и ее назначения[12].
1.2. Значение игры в воспитании
Значение игры в жизни ребенка давно оценило мировое сообщество, создав в 1961 году Международную ассоциацию по защите прав ребенка на игру (IPAInternational Play Association). В 1977 году ассоциация опубликовала Декларацию о правах ребенка, в которой заявлено, что дети - это фундамент будущего, а игра - неотъемлемая часть этого фундамента:
- дети играли и играют во всех культурах и во все времена;
- игра, также как и базовые потребности в питании, здоровье, безопасности и образовании, жизненно необходима для развития потенциала любого ребенка;
- игра - это средство общения и самовыражения, объединяющее мысль и действие;
- игра дает чувство удовлетворения и успеха;
- игра инстинктивна, произвольна и cспонтанна;
- игра помогает детям развиваться физически, интеллектуально, эмоционально и социально;
- игра - это способ учится жить, а не просто времяпровождение[13].
При рассматривании игры возникает возможность понять ее родство с искусством, которое имеет своим содержанием тоже нормой человеческой жизни и деятельности, но кроме того, ее смысл и мотивы. Искусство заключается в том, что бы особыми средствами художественной формы интерпретировать стороны человеческой жизни и рассказать о них людям, заставить их переживать. Именно этим родством игры и искусства объясняется постепенное вытеснение игровой деятельности из жизни взрослых[14].
Игра продолжает жить в детстве, представляя собой одну из основных форм жизни современного человека. Самым игровым периодом детства является дошкольный возраст.
Авторы А. А. Катаева и Е. А. Стребелева назвали дошкольный возраст возрастом чувственного познания окружающего. Они пишут, что "в этом периоде у детей происходит становление всех видов восприятия - зрительного, тактильно - двигательного, слухового, формируются представления о предметах и явлениях окружающего мира. Игра является как бы методом проб и ошибок в процессе развития ребенка"[15].
Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств необходимых человеку в течение всей последующей жизни. Особенностью дошкольного периода является то, что этот период обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальный знаний и навыков.