Файл: Воспитание дружеских взаимоотношений дошкольников в труде (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТРУДЕ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 448

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Начало дружбы детей является ценным проявлением положительных поступков и гуманных чувств, предусматривающих желание считаться с интересами друга, проявлять отзывчивость, заботу, помощь. Однако, при этом взрослым необходимо обращать внимание на самостоятельно возникающие группировки детей, формы и содержание их общения. Следует находить методы и пути в деятельности, которые позволяют научить дошкольников правильно общаться, взаимодействовать, дружить.

Различные виды труда, наряду с игрой являются средствами, которые дают возможность ребенку проявлять заботу о других, а также прививают навыки коллективизма и сотрудничества. Следует также отметить, что часто в процессе руководства трудом воспитатели более обращают внимание на умение трудиться самостоятельно, формирование трудовых навыков. Поэтому, проблема воспитания дружеских взаимоотношений детей в процессе труда, является актуальной.

Трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. В последнее время часто приходится слышать от родителей воспитанников, что дети не желают трудиться, с трудом овладевают навыками самообслуживания, предпочитают пользоваться помощью взрослого. Возникают трудности в привлечении детей к уборке игрушек, поддержанию чистоты и порядка в группе детского сада и в детской комнате дома. Таким образом, назрела необходимость педагогического просвещения родителей по вопросам трудового воспитания дошкольников, а также целенаправленная работа с детьми по формированию устойчивой привычки трудиться.

О необходимости и важности трудового воспитания говорится еще в трудах известных педагогов прошлого: А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского и других, считавших, что именно труд организует человека, воспитывает его волю и самостоятельность.

Трудами таких педагогов и психологов, как Е.И. Радина, ТА. Маркова, В.Г. Нечаева, В.И. Логинова, Т.Н. Година, P.C. Буре, Я.3. Неверович, Д.В. Сергеева и других, к настоящему времени создана система трудового воспитания дошкольников, включающая в себя задачи, содержание, средства и методы работы педагогов.

Цель исследования: теоретический анализ проблемы воспитания дружеских взаимоотношений дошкольников в труде, а также разработка системы работы с дошкольниками по воспитанию дружеских взаимоотношений посредством труда.


Объект исследования: процесс трудовой деятельности дошкольников.

Предмет исследования: особенности воспитания дружеских взаимоотношений дошкольников в труде.

Задачи исследования:

  • проанализировать тему в психолого-педагогических источниках;
  • разработать систему работы по воспитанию дружеских взаимоотношений дошкольников в труде;
  • разработать методические рекомендации по воспитанию дружеских взаимоотношений дошкольников в труде

Методы исследования:

1. Теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогических источников и педагогического опыта по теме исследования, классификация.

2. Эмпирические: наблюдение.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТРУДЕ

1.1. Трудовое воспитание во ФГОС и психолого-педагогических источниках

Воспитание любви к труду, формирование элементарных трудовых навыков, уважение к труду других − важная задача дошкольных учреждений.

Приобщение к самостоятельному посильному, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребёнка, волевых качеств.

Согласно положениям ФГОС трудовое воспитание является одним из важнейших направлений в работе дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), основная цель которого заключается в формировании положительного отношения к труду посредством решения таких задач:

- воспитание положительных установок к различным видам труда и творчества;

- воспитание умения ценить собственный труд, а также труд других людей и его результаты;

- развитие умения самостоятельно реализовывать себя в различных видах труда, творчества, проявлять творческую инициативу [1].

Основные принципы воспитания положительного отношения к трудовой деятельности у детей являются следующие:


- поддержка инициативы дошкольников в различных видах и формах труда;

- сотрудничество взрослых и детей;

- соответствие условий, требований, методов возрасту детей и особенностям их развития;

- использование принципов системности и последовательности.

В п. 3.1. ФГОС ДО содержатся требования, касающиеся условий реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач по формированию у дошкольников положительных установок к труду и творчеству, в ДОУ следует, прежде всего, создать необходимые условия. Только хорошая организация развивающей среды позволит ребёнку испытать радость от трудовой деятельности.

Формирование системных знаний о труде взрослых предполагает ознакомление дошкольников с конкретными трудовыми процессами, раскрытие центральной системообразующей связи понятия – преобразование человеком предмета труда (исходного материала) в продукт (результат труд), удовлетворяющий потребности человека.

Освоение знаний о направленности трудового процесса и его составе – сложная задача для дошкольника. Даже в старшей и подготовительной к школе группах, более половины детей не вычленяют результаты труда, трудовые действия и не осознают такие компоненты, как постановка цели и отбор материала.

Трудовому воспитанию детей посвящены работы A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, Т.А. Марковой, В.Г. Нечаевой, Р.И. Жуковской, А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, Л.Ф. Островской, P.C. Буре, Г.Н. Годиной, А.Д. Шатовой, В.И. Логинова, М.В. Крулехт и других представителей отечественной педагогики и психологии.

К.Д. Ушинский считал, что трудовое обучение и воспитание имеет важное значение в развитии личности детей. Об этом сказано в его статье «Труд в его психическом и воспитательном значениии. В ней было предложено интересное и крайне убедительное объяснение необходимости разработки концепции или педагогической системы трудового воспитания и обучения подрастающих поколений [6].

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что детство не должно быть постоянным праздником без посильного трудового напряжения. В этом случае ребенку будет недоступно счастье труда. Ведь труд является не только жизненной необходимостью, без которой немыслимо человеческое существование, но и сферой духовного богатства личности, многогранных проявлений ее духовной жизни. В процессе трудовой деятельности проявляется все богатство человеческих отношений [7].

Труд являлся основой воспитания в педагогической системе А.С. Макаренко. В «Лекциях о воспитании детей» он отмечал, что правильное советское воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое. В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов». Макаренко придерживался мнения, что способность к труду и трудолюбие не даны детям природой, достигаются в результате воспитания. Детский труд должен быть радостным, творческим, сознательным, чтобы раскрыть возможности дошкольников [8].


О необходимости приучения детей, начиная с ранних лет к простейшим, посильным им видам труда неоднократно говорила Н.К. Крупская. Она отмечала, что так они изучают свойства материалов, осваивают приемы работы с разными инструментами. В процессе труда дети проявляют активность, настойчивость, смекалку, стремление достигнуть результата. У них появляется желание помочь взрослым и сверстникам. По мнению Крупской, важное значение имеет и объединение детей в процессе трудовой деятельности. Она говорила, что надо особенно ценить совместную работу детей, т.к. это зачатки коллективного труда. В таком коллективном труде наиболее проявляются все индивидуальные особенности, умения ребенка. Н.К. Крупская призывала педагогов учитывать особенности труда детей, а также их возможности, использовать связь труда с игрой [9].

Итак, трудовое воспитание представляет собой совместную деятельность педагога и воспитанников, которая направлена на развитие у детей трудовых способностей и умений, а также психологической готовности к трудовой деятельности, формирование ответственности к труду и его результатам, сознательный выбор профессии в будущем. Организация труда дошкольников непосредственно связана с игрой, что определяется ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Ведь активное использование в воспитательном процессе игровых методов позволяет как можно лучше обеспечить совпадение интересов ребенка с целями и интересами педагога. Данный подход более эффективен, чем принуждение, т.к. дает возможность успешно сочетать обучение, игру и личностное развитие дошкольника.

Однако, на сегодняшний день проблеме трудового воспитания детей в ДОУ уделяется недостаточно внимания. Пособия и книги, написанные в прежние годы, практически не используются современными воспитателями. Современные программы воспитания и обучения дошкольников отводят трудовому воспитанию мало времени. Труд дошкольников в ДОУ становится все более эпизодическим, а его воспитательные возможности реализуются очень ограниченно.

1.2. Виды и формы трудовой деятельности детей

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, ручной и художественный труд (В.Г. Нечаева [2], Г.Н. Година [3], Д.В. Сергеева [4], Р.С. Буре [3], Л.И. Захаревич и др.).


С.А. Козлова выделяет четыре вида труда дошкольников:

  • труд в природе;
  • хозяйственно-бытовой труд;
  • самообслуживание;
  • ручной труд [10].

Охарактеризуем виды труда дошкольников:

1. Самообслуживание представляет собой труд ребенка, который направлен им на обслуживание самого себя (прием пищи, одевание, раздевание, санитарно-гигиенические процедуры). Осознанность действий и их качество различны у детей разного возраста. Ввиду этого, задача педагогов по формированию навыков самообслуживания дошкольников является актуальной на всех возрастных этапах дошкольного детства.

Приобщать ребенка к труду следует с 2-3 лет. Дети младшего дошкольного возраста могут справиться с элементарными трудовыми поручениями. При этом основными принципами трудового воспитания должны стать постоянство и систематичность требований. Только в этом случае у детей будет происходить воспитание аккуратности и опрятности. Педагогу следует обращать внимание и на качество выполнения трудовых желание ребенка качественно выполнить трудовые действия. Для старших дошкольников можно предъявлять требования, как к качеству выполнения трудовых действий, так и к затраченному времени на его выполнение. Начиная с младшего дошкольного возраста следует учить детей последовательно одеваться, аккуратно есть, без напоминания использовать салфетку, закатать рукава перед мытьем рук, замечать неполадки в одежде, обуви и исправлять их [11].

2. Хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты, участка). Так посильными задачами для старших дошкольников являются уборка игрушек, книг, сервировка стола для кукол и для себя, развешивание полотенец, подметание дорожек [11].

Постепенно дошкольники приобретают самостоятельность в данном виде труда. Педагог использует показ, объяснение, обсуждение процесса труда и его результатов, оценки, обучение отдельным трудовым операциям (например, отжимание тряпки, чтобы вода не лилась за рукава). Важно сформировать у дошкольников представление о значении хозяйственно-бытового труда для каждого дошкольника. Ведь, именно этот вид труда позволяет показать ребенку, что он сам может сделать красивым и приятным окружение, в котором он живет [12]. Педагогу следует обращать внимание детей, на то, что если каждый из них будет заботиться о том, чтобы все вокруг было красивым и опрятным, то он не сможет бросить бумажку на землю на улице или разрисовать стены в подъезде. Только тот, кто не любит свой дом, может так поступать. Таким образом, воспитывается умение замечать непорядок и устранять его без напоминаний взрослого.