Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина(Гарантии прав и свобод человека и гражданина: понятие, классификация).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

За каждым человеком признается право на необходимую оборону и действия в состоянии крайней необходимости.

Административно-правовая защита прав и свобод человека и гражданина осуществляется нормами Конституции России, федеральных конституционных законов и федеральных законов, в том числе Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающих полномочия органов исполнительной власти в конкретных сферах управления и определяющих в этих областях взаимоотношения органов публичной власти индивидами, о6язанностити соответствующих органон и формы защиты граждан от неправомерных действий должностных лиц[9, с. 107] .

Среди административно-правовых форм защиты прав человека и гражданина можно выделить следующие:

— законодательные гарантии в сфере исполнительной власти;

— административный (внесудебный) порядок обжалования актов органов исполнительной власти;

— специфические формы государственного контроля в системе исполнительной власти: контроль Президента России за законностью и целесообразностью действий и актов Правительства страны, федеральных министерств, служб и агентств, органов исполнительной власти субъектов Федерации; государственный надзор как особая форма государственного контроля в отраслях хозяйства и социально-культурной сферы в целях обеспечения законности, охраны социально-экономических прав граждан, охраны и защиты их жизни, здоровья, обеспечения трудовых, жилищных и иных прав человека;

— прокурорский надзор за соблюдением законов федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления[19, с. 198-221].

Международная защита прав и свобод. Международная защита прав и свобод представляет собой возможность обращения в Европейский Суд по правам человека или иные международные правозащитные организации в соответствии с международными договорами России в том случае, если исчерпаны все средства правовой защиты внутри страны (пройдены все судебные инстанции).

Действующие универсальные и региональные международно-правовые акты можно разделить на четыре группы, отражающие определенные стандарты:

- договоры, закрепляющие сотрудничество государств в сфере установления базовых - основных прав и свобод ( Пакты о правах человека 1966г., Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и др.);

- договоры, касающиеся сотрудничества государств в борьбе с массовыми нарушениями прав человека (Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г., Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. и др.);


- договоры о сотрудничестве в области защиты отдельных прав человека (регламентация вопросов трудовых отношении в конвенциях МОТ и др.);

- договоры, регулирующие сотрудничество по защите прав отдельных категорий индивидов (Конвенция о политических правах женщин 1952 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г. и др.) [6, с. 134-137].

Конституция РФ предоставляет каждому право обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ). Следовательно, жалоба может быть подана после отказа лицу во всех судебных инстанциях Российской Федерации.

Комитеты ООН. Жалоба подается в Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах. Присоединение России к факультативному протоколу этого Пакта создает условия для реализации каждым своего конституционного права на обращение в этот орган. Комитет принимает жалобы, если они не анонимны и не представляют собой злоупотребления правом на жалобу; он проверяет, не рассматривается ли вопрос в соответствии с другой процедурой международного разбирательства и исчерпало ли лицо все доступные внутренние средства правовой защиты[11, с. 89-91].

Процедура защиты нарушенного права состоит в том, что жалоба доводится до сведения соответствующего государства, а государство обязано в шестимесячный срок представить Комитету письменные объяснения или заявления, разъясняющие этот вопрос и извещающие о принятых мерах, если таковые имели место. Следовательно, Комитет не вправе выносить обязательные решения, но публикует ежегодный отчет о рассмотрении жалоб, что имеет негативные морально-политические последствия для государства, в котором нарушаются права человека[14, с. 87].

Европейский Суд по правам человека. Другой формой международной защиты прав и свобод выступает Европейский Суд по правам человека, учрежденный в 1959 г. Суд состоит из такого числа судей, которое равно числу членов Совета Европы, он самостоятельно устанавливает свой регламент и правила процедуры. Юрисдикция Суда охватывает дела, связанные с толкованием и применением Конвенции, но лишь в отношении тех государств, которые признали ее для себя обязательной, т. е. и в отношении России. В состав Суда входит судья от Российской Федерации.

Обращение (петицию) в Суд вправе подавать как государство, так и физическое лицо. Признается, что обращение может быть подано только после того, как исчерпаны все внутренние средства решения спора. Суд, состав которого утверждается для каждого обращения отдельно, окончательный, и государства обязаны ему подчиняться. Потерпевшему от нарушения прав может быть назначено «справедливое возмещение» [23, с. 109].


Таким образом, нами были рассмотрены права и свободы человека и гражданина, дана характеристика содержанию прав и свобод человека и гражданина. На сегодняшний день Россия является правовым государством, в котором права и свободы человека и гражданина провозглашены Конституцией как основа государства. Права и свободы человека и гражданина закреплены в Конституции РФ и находятся под ее защитой.

Глава 3. Актуальные проблемы гарантии прав и свобод человека и гражданина

3.1 Практика реализации гарантии прав и свобод граждан в Республике Хакасия в 2017 году: проблемы и пути их преодоления

Практика по реализации прав и свобод граждан в р. Хакасия, была рассмотрена нами на данных, предоставленных Уполномоченным по правам человека в р. Хакасия Чистотина Александра Ильича.

В соответствии с Законом Республики Хакасия от 09.07.2010 № 63-ЗРХ «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Хакасия», Уполномоченным и его аппаратом проведён большой объём работы с поступающими обращениями граждан, как индивидуальными, так и коллективными. В целях обеспечения защиты и восстановления нарушенных прав и свобод граждан, осуществлялся сбор, изучение и анализ информации, поступившей по запросам Уполномоченного из органов государственной власти, надзорных и правоохранительных структур, органов местного самоуправления и других организаций.

2017 году по сравнению с 2016 годом общее число обращений к Уполномоченному снизилось на 10,3% и составило 869 в интересах 1 570 человек. В число жалоб вошли устные и письменные обращения, поступившие от жителей Хакасии и из других регионов РФ, от иностранных граждан, лиц без гражданства.

Таблица 1 - Число обращений, поступивших к Уполномоченному в 2011-2016 гг.

Обращения

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Всего обращений

771

818

746

884

970

869

Число обращений на 1 тыс. чел. населения

1,4

1,5

1,3

1,6

1,8

1,6


На том же уровне в количественном отношении осталось число жалоб о нарушении прав на социальные гарантии и меры социальной поддержки населения (всего 420), что составило 48% от общего количества обращений.

По-прежнему, в 2017 году, как и в 2016 г., для льготной категории граждан остались системными проблемы в несвоевременном получении выплат – компенсаций за жилищно-коммунальные услуги, которые для большинства льготников составляли около 10% от размера получаемых пенсий.

Грубое нарушение конституционных трудовых прав человека (ст. 37 Конституции РФ), связанных с невыплатой заработной платы работникам бюджетной сферы, вынуждало потерпевших граждан обращаться к Уполномоченному (29 коллективных и индивидуальных обращений), в органы власти республики, местного самоуправления, в прокуратуру и судебные инстанции. Число жалоб на нарушение трудовых прав составило 7,7% от общего количества обращений.

Число жалоб на работу правоохранительных органов, справедливое судебное разбирательство и исполнение наказаний уменьшилось на 15% (238 или 27,4% от общего числа обращений).

В прошедшем году более чем в 2 раза (31 против 75 – АППГ) снизилось число обращений с жалобами на неправомерные действия (бездействие) подразделений МВД по Республике Хакасия при производстве следствия и дознания и вопросам возбуждения уголовных дел. В то же время, количество жалоб на работу Следственного управления Следственного комитета России по Республике Хакасия (далее – СУ СК) увеличилось с девяти до четырнадцати обращений.

В 2017 году остановился рост числа жалоб по вопросам исполнения наказаний УФСИН России по Республике Хакасия (75 в 2017 г., 75 – АППГ), 11 из них – поступили из других регионов РФ. Однако в 2015 году Уполномоченному поступило только 44 обращения.

По-прежнему, актуальными для жителей Хакасии остаются проблемы правосудия – судебная защита прав и свобод человека, обжалование судебных решений, жалобы на порядок рассмотрения дел в суде. В прошедшем году число обращений по вопросам отправления правосудия в адрес Уполномоченного составило 84 или 9,7% от общего количества жалоб.

Таблица 2 - Распределение жалоб на действия (бездействие) органов власти

Органы власти

2015 г.

2016 г.

2017 г.

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

Федеральные

435

49

382

39

341

39

Республиканские

95

11

349

36

327

38

Муниципальные

153

17

118

12

112

13

Иные обращения

201

23

121

13

89

10

ВСЕГО

884

100

970

100

869

100


Остаётся высоким число жалоб населения на действия (бездействие) федеральных подразделений, работающих на территории республики, органов власти региональных структур и их должностных лиц. Ситуация и причины такого положения изложены в соответствующих разделах Доклада.

Значительное число жалоб и обращений на действия (бездействие) со стороны региональных органов власти в прошедшем году обусловлено сложной экономической обстановкой в Хакасии, нехваткой денежных средств на выплату компенсаций льготным категориям граждан, на приобретение и получение льготных лекарств, несвоевременное финансирование муниципальных образований, не выполнявших по этой причине ряд своих социальных обязательств.

Так, по состоянию на 15.01.2018 денежные средства были направлены в Управления социальной поддержки городов и районов республики для погашения задолженности по выплате компенсации за жилищно-коммунальные услуги только за сентябрь 2017 года, а субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг малообеспеченным гражданам – за октябрь 2017 года.

На указанную дату в полном объёме задолженность по оплате жилищно- коммунальных услуг за 2017 год погашена только перед инвалидами и участниками Великой Отечественной войны, медицинскими работниками, проживающими в сельской местности. Многодетным малообеспеченным семьям произведена выплата на третьего и последующего ребёнка в возрасте от 1,5 до 3 лет за декабрь 2017 года. Полностью погашена задолженность по выплатам для подготовки детей из многодетных семей к школе и при поступлении детей из многодетных малообеспеченных семей в высшие учебные учреждения. Таким образом, каждый из льготников этих категорий ждал реализации своих прав на получение выплат более трёх месяцев.

Ряд обращений не подпадает ни под одну из 123 категорий на действия (бездействие) должностных лиц или органы власти и местного самоуправления (см. приложение к Докладу). Это жалобы и заявления, поступившие Уполномоченному с просьбой об урегулировании личных неприязненных отношениях между соседями, споры по земельным участкам, просьбы о разъяснении новелл законодательства, запросы о получении информации, консультаций в виде бесплатной юридической помощи по гражданско-правовым вопросам, уголовного и административного права и другим направлениям.

В то же время следует отметить определённую условность в определении субъектов таких жалоб, тем более, когда заявитель в одном разноплановом обращении к Уполномоченному нередко жалуется сразу на несколько органов власти.