Файл: Роль мотивации в поведении персонала на предприятии.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы построения системы мотивации
1.1 Сущность и содержание мотивации трудовой деятельности
1.2 Анализ сходства и отличий мотивации и стимулирования персонала
Глава 2 Анализ системы мотивации персонала на примере ИП Фомин В.В
2.1 Нематериальная мотивация в системе кадрового менеджмента: анализ стимулов и инструментов
Совершенно иной характер носит премия как дополнительное стимулирующая выплата. На настоящий момент величина премии может выставляться по-разному: в зависимости от работы отдела, работы сотрудника или работы всей организации в целом. Вне зависимости от механизма планирования сотрудников потенциальное денежное поощрение активизирует командную работу, поскольку затрагивает интересы каждого сотрудника.
Наиболее актуальным на сегодняшний день выступает премирование так называемым «процентом с продаж», актуальное для сектора услуг и секторов потребительских товаров, приобретение которых осуществляется посредством сделок (например, отделка интерьера мрамором и гранитом, поставка промышленного оборудования и пр.). Как известно, в современной хозяйственной практике немало менеджеров по работе с клиентами, чей валовый месячный заработок зависит от начисленных процентов. Наиболее распространенной подобная система стимулирования стала для отделов телемаркетинга - прямых продаж услуг посредством телефонного контакта с потенциальным потребителем (чем больше клиентов будут привлечены, тем выше поощрение для сотрудника).
Однако, как отмечает в своей статье основатель консалтингового агентства Sapiens Consulting Святослав Бирюлин, у процентов с продаж как стимулирующей меры также имеется ряд недостатков. Например, компания довольно часто сталкивается с ситуацией, когда заказ поставлен и не оплачен, в связи с чем возрастает величина дебиторской задолженности, а реальные денежные средства не притекают. Поэтому, как справедливо замечает Бирюлин, помимо процента с продаж мотивирующим фактором должно выступать отсутствие дебиторской задолженности: данный стимул заставит менеджеров выстраивать такие партнерские отношения, которые бы позволили минимизировать просрочки по платежам.
Таким образом, премия, надбавка и оклад являются элементами единого комплекса материальной мотивации на предприятии. К ним можно также добавить разовые вознаграждения и накопленные доли в уставном капитале компании. Механизм разовых вознаграждений понятен: сотрудника премируют единожды за успешную реализацию какого-либо проекта (или участия в этом проекте). Например, в целевой компании разовые премиальные выплаты предусмотрены за:
а) участие в реализации кампаний по продвижению продукции на рынках B2B и B2C (PR, реклама);
б) прямое привлечение клиентов.
Надо отметить, что подобные стимулирующие мероприятия являются сильным стимулом для сотрудников повысить эффективность собственного труда.
Примером мотивации посредством предоставления сотрудникам возможности нарастить собственную долю в УК компании может служить акционерная компания «Леруа Мерлен». Продуктивная работа персонала поощряется возможностью приобрести акции в уставном капитале компании. Однако поступить в распоряжение сотруднику эти акции смогут только после того, как сотрудник перейдет в разряд «бывших» - выйдет на пенсию. На взгляд автора, данный инструментальный стимул может быть довольно рискован, поскольку в соответствии с компетенцией Совета Директоров акционерного общества (в том числе в России [24]) Советом может быть принято решение о невыплате дивидендов в финансовом году (причем не одном). Таким образом, если акции не привилегированные (а акции сотрудников «Леруа Мерлен» обыкновенные), дивиденды могут не выплачиваться в течение многих лет, если такого решения будет придерживаться руководящий орган. Соответственно, подобное «акционное» стимулирование вынуждает сотрудников жить «завтрашним днем», не давая при этом никаких гарантий. Ни одна организационно-правовая форма ведения предпринимательской деятельности не обязывает структуру ежегодно выплачивать доходы собственникам, по причине чего вложения в капитал компании - это всегда риск.
Обобщая проведенный анализ, необходимо выделить ряд наиболее эффективных (по мнению автора) материальных инструментов мотивации, которые могут быть внедрены в практику управления персоналом на предприятии:
а) Систематические премиальные поощрения.
б) Разовые премиальные поощрения.
в) Долевые премиальные поощрения.
Необходимо подчеркнуть, что все вышеперечисленные инструменты отвечают всем исследованным концепциям мотивации, включая традиционные подходы Тейлора и Форда.
Таким образом, проведенный анализ позволил сформулировать перечень выводов, а именно:
а) Ни одна социально-экономическая концепция мотивации не является универсальной, поскольку может быть применена с существенными ограничениями. Вследствие этого необходимо понимать: мотивация персонала должна быть либо персонифицированной, либо сегментированной в зависимости от квалификации и числа сотрудников определенной должности, но никак не универсальной.
б) Заработная плата не может являться стимулирующей мерой, поскольку либо «расхолаживает» сотрудника вследствие его уверенности в завтрашнем дне, либо приводит к ухудшению качества производимой продукции вследствие усиленного ориентира на количество.
в) Инструменты материальной и нематериальной стимуляции отвечают всем исследованным теориям, за исключением традиционных представлений Г. Форда и У. Тейлора. В целях сбалансированной кадровой политики данные инструменты должны применяться в комплексе и адаптироваться под конкретное предприятие и конкретный коллектив.
2.3 Основные пути по совершенствованию системы мотивации труда персонала на производственном предприятии (на примере ИП Фомин В.В.)
Рассмотрим систему мотивации сотрудников на производственных предприятиях на примере ИП Фомин В.В.Основным видом деятельности ИП Фомин В.В. является производство корпусной офисной мебели (шкафов - стенок, столов), кухонь и кухонных уголков.
Цель предприятия - обеспечение полного материального благосостояния и всестороннего развития, рабочих и служащих на основе выпуска и реализации качественной продукции, получение прибыли от продаж, выход на новые рынки и развитие предприятия до размера фирмы.
Организационную структуру ИП Фомин В.В. можно охарактеризовать как линейную. Начальник производства непосредственно подчиняется предпринимателю и выполняет все его распоряжения, касающиеся работы общества. Приемщик заказов и программист подчиняются непосредственно директору предприятия.
Одним из основных приоритетов работы предприятия является сохранение коллектива, поэтому для достижения данной цели руководитель постоянно стремится к улучшению условий труда и отдыха, заработная плата сотрудников выплачивается своевременно в соответствии с требованием трудового законодательства, работники обеспечены спец одеждой, постоянно проводится инструктаж по соблюдению правил и норм техники безопасности и промышленной безопасности на объекте. В ходе развития предпринимательской деятельности было создано более 100 рабочих мест.
Кадровая служба ИП Фомин В.В. согласно штатному расписанию состоит из 1 штатной единицы - специалиста по кадрам. По мере увеличения рабочих мест нагрузка по специалиста по кадрам увеличивается, поэтому возникает необходимость второй штатной единицы в отделе кадров.При работе с персоналом на ИП Фомин В.В. действуют Правила внутреннего трудового распорядка.
Стимулирование персонала в ИП Фомин В.В. осуществляется различными методами: материальным стимулированием, моральным поощрением, предоставлением пакета социальных льгот и гарантий.
Между трудовым коллективом ИП Фомин В.В. и руководителем организации заключен Коллективный договор, в котором предусмотрены виды вознаграждения работников за труд в соответствии с квалификацией работников, со сложностью, количеством, качеством и условиями выполняемой работы (заработная плата), а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Для регулирования вопросов оплаты труда на предприятии разработано и действует Положение «Об оплате труда».
Основной акцент системы мотивации персонала ИП Фомин В.В. сделан на материальные методы стимулирования. В соответствии с Трудовым кодексом предприятие самостоятельно устанавливает вид, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок и должностных окладов, а также формы материального поощрения. В Положении об оплате труда работников ИП Фомин В.В. закреплены основные правила оплаты труда и премирования.
Заработная плата сотрудников ИП Фомин В.В.состоит из таких компонентов, как должностной оклад, доплаты, премии. Должностные оклады руководителей, рабочих и прочих работников ИП Фомин В.В. устанавливаются директором на основе штатного расписания в соответствии с должностью и квалификацией сотрудника.
Заработная плата работников включает ежемесячный оклад и ежемесячную доплату к окладу. Конкретные размеры доплат устанавливаются руководством ИП Фомин В.В. в зависимости от конкретных условий (степени тяжести работ, объема работы, ее важности для текущего хозяйственного процесса, уровня профессионализма работника и др.) приказом директора.
Премирование работников является ежемесячным и имеет своей целью поощрение за качественное и своевременное выполнение трудовых обязанностей, инициативности и предприимчивости в труде.
Основными условиями депремирования являются нарушение трудовой дисциплины, правил трудового распорядка, нарушение рабочих и производственных и технологических инструкций, нарушение правил техники безопасности, невыполнение приказов, руководящих документов и другие упущения в работе.
Одним из существенных недостатков системы мотивации и стимулирования является отсутствие системы нематериального стимулирования персонала ИП Фомин В.В.
В своей управленческой политике ИП Фомин В.В. рассматривает социальный пакет как эффективный ресурс.
Отсутствие системы карьерного роста персонала является одной из проблем управления персоналом ИП Фомин В.В. Назначение на новую должность, установление более высокого разряда и прочих производственных характеристик чаще всего происходит спонтанно, при этом определяющим фактором выступает стаж работы сотрудника, а не его профессиональные умения и навыки. Поэтому решения о назначениях чаще всего являются субъективными и в большей степени зависят только от мнения непосредственного вышестоящего начальника. Результатом является отсутствие интереса сотрудников к карьерному росту. Описанное положение дел можно исправить с помощью внедрения на ИП Фомин В.В. системы мер по управлению карьерой сотрудников.
Таким образом, управление персоналом ИП Фомин В.В.происходит с помощью сочетания административных, экономических и социально- психологических методов мотивации. Административно-организационными методами воздействия в ИП Фомин В.В.являются:
- должностные инструкции;
- правила внутреннего распорядка для служащих, которые не только описывают обязанности работников, принципы взаимоотношений на всех уровнях управления, нормы поведения, но и являются своего рода «рабочими директивами»;
- трудовой договор между работником и работодателем;
- приказы и распоряжения вышестоящего руководства.
Администрация ИП Фомин А.А. может привлекать работников к
дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым Кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
В результате проведенного анализа системы мотивации персонала ИП Фомин В.В. можно отметить такие положительные стороны, как наличие системы материального стимулирования персонала, наличие социального пакета согласно трудовому законодательству.
В качестве недостатков можно отметить:
- отсутствие системы нематериального стимулирования;
- отсутствие системы карьерного продвижения;
- высокая текучесть кадров, связанная с низкой заработной платой, тяжелыми условиями труда и затруднениями, возникающими при продвижении по службе.
Для устранения выявленных недостатков можно предложить следующие направления совершенствования мотивации труда работников ИП Фомин В.В. на современном этапе развития:
- разработать предложения по совершенствованию элементов материального нематериального стимулирования;
- разработать дополнительные элементы нематериального стимулирования.