Файл: Роль мотивации в поведении персонала на предприятии.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы построения системы мотивации
1.1 Сущность и содержание мотивации трудовой деятельности
1.2 Анализ сходства и отличий мотивации и стимулирования персонала
Глава 2 Анализ системы мотивации персонала на примере ИП Фомин В.В
2.1 Нематериальная мотивация в системе кадрового менеджмента: анализ стимулов и инструментов
Система мотивации труда - комплекс мероприятий, включающих стимулирование труда развития персонала, стабилизацию коллектива, социальные программы и другие мероприятия, направленные на повышение результатов работы предприятия, повышение удовлетворенности работников и в целом ростом эффективности работы предприятия. Выделяется достаточно большое количество вариантов систем мотивации к труду. В систему мотивации персонала предприятий включают те направления, которые имеют наибольшее значение для решения проблем предприятий в данный момент, либо те, которые обеспечены ресурсами с точки зрения затрат на них.
Система мотивации персонала -один из наиболее действенных инструментов управления, позволяющих влиять на эффективность деятельности сотрудников и компании в целом. Настроенная в соответствии со стратегическими и тактическими ориентирами компании, система мотивации позволит менеджерам формировать необходимое поведение сотрудников, повысить производительность, заинтересованность и лояльность персонала.
Задачи системы мотивации:
- ориентировать каждого работника на решение стратегических задач;
- стимулировать эффективную и производительную работу каждого сотрудника;
- привлекать в организацию квалифицированных специалистов и закреплять уже работающих профессионалов;
- стимулировать профессиональное развитие и рост квалификации сотрудников;
- обеспечивать лояльность сотрудников на всех уровняхи стабильность кадрового состава организации;
- оптимизировать расходы на персонал. Основные элементы системы мотивации труда:
- система оплаты труда работников;
- система вознаграждения;
- социальные программы, обеспечивающие социальные льготы и защиту работников.
Перечень других элементов в системе мотивации отличается как для одной организации в зависимости от конкретной ситуации, так и для разных организаций.
Все составные части системы мотивации должны быть взаимосвязаны и согласованы с ключевыми для развития компании параметрами: производительность и качество труда (Рисунок 2).
Рисунок 2. Система мотивации
Таким образом, существует достаточно большое количество систем мотивации к труду. В систему мотивации предприятия включают те направления, которые имеют наибольшее значение для решения проблем предприятий в данный момент, либо те, которые обеспечены ресурсами с точки зрения затрат на них.
Система мотивации персонала, конечно же, не может быть единой для всех компаний. Эффективная система, непременно, должна учитывать стратегические цели компании, ее планы развития и модель корпоративной культуры. Только в этом случае она станет тем самым инструментом, который позволит менеджменту компании получить желаемый результат.
Глава 2 Анализ системы мотивации персонала на примере ИП Фомин В.В
2.1 Нематериальная мотивация в системе кадрового менеджмента: анализ стимулов и инструментов
Изучение спектра концепций мотивации и ее особенностей на различных предприятиях позволило сформулировать следующий вывод: все обозначенные теории мотивации и особенности мотивации сотрудников в компаниях различных организационных структур представляют собой компромисс между материальным и нематериальным стимулированием, причем последнему отводится немалая роль: потребности человека не заканчиваются на достижении определенной материальной составляющей. Будучи биопсихосоциальным существом, человек ориентируется на комфортную среду «здесь и сейчас», условия которой не вынуждали бы его терпеть отрицательные стороны повседневного труда.
Основной вопрос, стоящий в рамках проблематики исследования мотивации персонала, на взгляд автора, можно представить следующим образом: что, если исключить заработную плату, заставляет сотрудников оставаться в данной конкретной компании? По свидетельствам социолога управления, человека удерживает на предприятии то, что он не может «купить за деньги», или так называемые социальные, моральные и психологические стимулы:
Рисунок 3. Стимулы нематериальной мотивации
Необходимо заметить, что основой для выделения трех групп стимулов послужила непосредственно их природа: социальные стимулы возникают из потребности социальной актуализации (занятие определенной позиции, достижение статуса), моральные стимулы основываются на потребности человека в уважении и признании, а психологические стимулы основываются на потребности в комфортной межличностной коммуникации в комфортной среде.
На взгляд автора, важно отметить, что, в отличие от теории мотивации А. Маслоу, данная парадигма учитывает воздействие внешних факторов. Так, социальные стимулы определяются спецификой коллектива, психологические стимулы во многом определяются поведением отдельных его членов в межличностном общении, а моральные стимулы сами по себе являются производной жизни человека в обществе.
На взгляд автора, для снятия конфликта между управленческими концепциями мотивации и психологической наукой, следует свести потребность в уважении и признании к потребности в уважительном отношении к себе, поскольку взаимное уважение личных границ является неотъемлемым правилом работы в коллективе. Таким образом, инструментом морального стимулирования, по мнению автора, следует обозначить создание таких условий в коллективе, члены которого бы четко распознавали границы между личным и общественным и проявляли друг к другу уважительное отношение (что, в свою очередь, вытекает из целого ряда факторов).
Анализируя психологические стимулы, автор считает необходимым заметить, что межличностная коммуникация может протекать не только в словесной форме (форме обмена информацией), но ив форме совместного труда. К примеру, рабочие, «мужские» профессии традиционно ассоциируются с крепким мужским коллективом, что формируется активным совместным участием в деле. Данный пример ярко иллюстрирует концепцию патриотической мотивации В.И. Герчикова, рассмотренную в предыдущем параграфе.
В таблице ниже представлены основные инструменты управления нематериальной мотивацией персонала, разработанные авторов в увязке с актуальными теориями мотивации, рассмотренными ранее:
Таблица 2.
Инструменты управления нематериальной мотивацией
Социальные стимулы |
Моральные стимулы |
Психологические стимулы |
Обеспечение стабильной и прозрачной политики карьерного роста, интеллектуальный челлендж, вовлечение в проектную работу. |
Предоставление права «личной подписи» в документах, соответствующих компетенциям сотрудника |
Обеспечение комфортного микроклимата в организации: доступность начальства и здоровый коллектив |
Обеспечение адекватной и справедливой системы аттестации персонала |
Персональные поздравления сотрудников с праздниками, проведение корпоративных празднований. |
Обеспечение гибкого рабочего графика в допустимых пределах |
Демократизация принятия решений: учет мнений сотрудников |
Нематериальное премирование [18, ст. 191] (награждение знаками отличия, вручение грамот и благодарственных писем, размещение фотографий на досках почета), ведение корпоративной прессы |
Разделение должностных обязанностей, организация производственных соревнований, ведение корпоративной прессы. |
Данные инструменты нематериального стимулирования актуальны для применения в практике, поскольку полностью увязаны с соответствующими стимулами, а именно:
а) Обеспечение стабильной и прозрачной политики карьерного роста послужит социальным стимулом к труду и внушит человеку уверенность в завтрашнем дне, в возможности занять определенный пост в будущем.
б) такие инструменты нематериальной мотивации, как интеллектуальный челендж и вовлечение в проектную работу с элементами корпоративного соревнования, активизирует творческий и созидательный потенциал сотрудников, занимающихся «интеллектуальным» трудом, что может оказать «взрывной эффект» на производительность труда и его качественную результативность (особенно, на взгляд автора, подобные стимулирующие меры актуальны для коллектива с молодыми специалистами).
в) Обеспечение адекватной и справедливой системы аттестации персонала (так называемый Assessment Center [20]) позволит сотрудникам удостовериться в справедливой системе оценки их работы и последующего продвижения по службе (коррелирует с теорией справедливости С. Адамса).
г) Демократизация принятия решений позволит ощутит сотрудникам принадлежность к определенной социальной нише в коллективе, в рамках которой они «что-то значат».
д) Предоставление права «личной подписи», личные поздравления с праздниками и нематериальное премирование позволяет сотруднику ощутить значимость собственного труда (и собственной личности) для компании (персонально).
е) Создание благоприятных психологических условий работы позволить «привязать» сотрудников к коллективу и мотивировать их на продолжение своей работы в нем.
ж) Разделение должностных обязанностей и организация производственных соревнований позволят отладить межличностную коммуникацию сотрудников, лучше «притереться» друг к другу.
Необходимо также заметить, что вследствие имеющейся взаимосвязи между перечисленными группами стимулов сама классификация не избегает определенной доли условности и взаимной интегриро- ванности входящих в нее категорий. Так, например, нематериальное премирование в виде размещения портрета на доску почета можно отнести как к моральным, так и к социальным стимулам, поскольку этот жест отражает как признание трудов сотрудника со стороны руководства, так и занимание им определенной (новой) ниши в коллективе. То же самое справедливо и в отношении гибкого графика сотрудников: подобный стимулирующий фактор отражает как уважительное отношение к труду, отдыху и семейным обстоятельствам сотрудника так и создает психологический комфорт в межличностной коммуникации между руководством и сотрудником.
Таким образом, необходимо еще раз подчеркнуть, что инструменты нематериального стимулирования интегрируют в себе различные теории мотивации и различные группы стимулов.
2.2 Материальная мотивация в системе кадрового менеджмента
Мировой опыт ведения бизнеса отражает применение широкого перечня инструментов материальной мотивации персонала. Как правило, материальная мотивация основана на трех финансовых стимулах: заработной плате (окладе и надбавках) и премиальных начислениях.
В соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации заработная плата представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационной выплаты (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных). Таким образом, заработная плата напрямую связана с надбавкой и доплатами: надбавка представляет собой процент от заработной платы, добавленный к основному окладу за сверхурочные часы работы. Премиальные начисления, представляет собой один из видов поощрения за добросовестное выполнение трудовых обязанностей. В отличие от надбавки, премия не входит в заработную плату и рассматривается как дополнительный заработок сотрудника.
Сама заработная плата обеспечивает человеку средства к существованию и является базовым стимулом сотрудника к труду, и стимулирующее действие имеет прогрессирующий характер: чем выше заработная плата, тем, при прочих равных условиях, выше мотивация к труду. Однако сама заработная плата не должна, по мнению автора, использоваться как стимулирующий механизм - ни повременная, ни сдельная. В случае с повременным окладом работник уверен в завтрашнем дне: он получит этот оклад, как прописано в трудовом договоре, в любом случае, что деактуализирует работу с полной отдачей. В случае со сдельной системой оплаты труда, как уже было замечено, сотрудник может стремиться к максимальному количеству, при этом упуская из виду качество. Примером может послужить раздача листовок подростками, выкидывающими то, что не раздали, в мусорную корзину. В дополнение к сказанному можно также привести пример работы отдела контроля качества интернет-провайдера, в котором сотрудники часто закрывают «пустые» анкеты (без предварительного звонка клиенту), поскольку работа оплачивается пропорционально им.