Файл: Девиантное поведение младших школьников как психолого-педагогическая проблема.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 1749
Скачиваний: 25
Делинквентное поведение выражается не только во внешней, поведенческой стороне, но и во внутренней, личностной, когда у младшего школьника происходит деформация ценностных ориентации, ведущая к ослаблению контроля системы внутренней регуляции.
В.В. Ковалев определяет девиантное поведение как отклонение от нравственных норм данного общества. По его мнению, проявления антиобщественного поведения отличаются многообразием и не всегда легко поддаются систематизации[16].
В.В. Ковалев выделил 10 основных вариантов девиантного поведения школьников:
- Уклонение от учебной и трудовой деятельности. У школьников отказ от учебы, систематическое невыполнение заданий, прогулы частично объяснялись пропусками в знаниях, которые делали невозможным дальнейшее продолжение учебы.
- Систематическое пребывание в антиобщественно настроенных неформальных группах.
- Антиобщественные насильственные действия. Они выражаются в агрессии, драках, совершении мелких грабежей, порче и уничтожении имущества и тому подобных действиях.
- Антиобщественные корыстные действия, выражающиеся в основном в мелких кражах, мелкой спекуляции, вымогательстве.
- Антиобщественные действия сексуального характера, выражающиеся в совершении циничных, непристойных действий сексуального характера, направленных обычно на лиц противоположного пола.
- Злоупотребление алкоголем.
- Употребление наркотических и токсических веществ.
- Уходы из дома, бродяжничество.
- Азартные игры.
- Прочие виды девиантного поведения[17].
А.Е. Личко выделяет следующие формы проявления нарушений в поведении младших школьников:
- Делинквентное поведение.
- Побеги из дома и бродяжничество.
- Ранняя алкоголизация как токсикоманическое поведение.
- Девиации сексуального поведения.
- Суицидальное поведение [18].
Под делинквентным поведением А.Е. Личко подразумевает мелкие антиобщественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности: школьные прогулы, приобщенность к асоциальной группе, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми, отнимание мелких денег и т.д. В младшем школьном возрасте наиболее распространены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги и др.[19].
Однако В.В. Ковалев возражает против такой трактовки делинквентности, указывая, что понятие «делинквентное поведение» должно применяться только в случаях противоправных, противозаконных и преступных поступков, таких, например, как кражи, хулиганские действия, нанесение тяжких телесных повреждений, изнасилование, убийство. По мнению ученого, расширение границ термина «делинквентное поведение» приводит к стиранию границ между криминальными и некриминальными поступками. В классификациях, используемых за рубежом, понятие «делинквентность» применяется для обозначения поведения несовершеннолетних правонарушителей [20].
С.А. Беличева считает, что отклоняющееся поведение, являясь результатом неблагоприятного психосоциального развития и нарушений процесса социализации, выражается в различных формах детско-подростковой дезадаптации в достаточно раннем возрасте. Детско-подростковая дезадаптация проявляется в затруднениях в усвоении социальных ролей, учебных программ, норм и требований социальных институтов (семьи, общеобразовательной школы и т.д.), выполняющих функции институтов социализации [21].
Классификация форм девиантного поведения младших школьников, предложенная И.П. Подласым поможет учителю начальных классов соотнести видимые проявления девиантного поведения со скрытыми, спрятанными глубоко внутри причинами, подталкивающими школьников к тем или иным
Таблица 1 - Классификация отклоняющегося поведения (И.П. Подласый)
Видимые проявления |
Эмоциональные состояния |
Цели девиантного поведения |
Особенности проявления |
Чем вызвано поведение |
Группы коррекции |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Непослушание |
Легкое напряжение |
Эмоциональная разрядка |
Сопротивление просьбам |
Особенности возраста |
_ |
Шалость |
Напряжение средней степени |
Выпуск избыточной энергии |
Сопротивление требованиям |
Особенности возраста |
_ |
Озорство |
Двигательное беспокойство |
Устранение двигательного беспокойства |
Постоянное сопротивление советам |
Особенности возраста |
_ |
Проступок |
Беспокойство |
Реализация требований |
Сознательное нежелание правильно вести себя |
Трудности адаптации |
Девиантного поведения |
Негативизм |
Легкая тревожность |
Стремление к превосходству |
Немотивированное и неразумное сопротивление |
Повышенная эмоциональная напряженность |
Тревожности |
Упрямство |
Тревожность средней степени |
Стремление к превосходству |
Противодействие просьбам, советам |
Повышенная эмоциональная напряженность |
Тревожности, асоциального поведения |
Капризы |
Высокая тревожность |
Стремление к превосходству |
Намеренное выполнение нецелесообразных действий |
Неправильное предшествующее воспитание |
Асоциального, отклоняющегося поведения |
Своеволие |
Депрессия |
Уход от трудностей |
Нежелание, неумение понять себя |
Трудности жизни |
Депрессии, асоциального поведения |
Грубость |
Депрессия, депривация |
Поиск защиты, стремление взять свое |
Игнорирование препятствий на пути самоутверждения |
Противоречие «Я - они» |
Эмоциональных состояний |
Педагог всегда видит перед собой сложную и целостную картину девиантного поведения, где легкие формы сменяются более тяжелыми. Цепочка нарастающих отклонений может быть, например, такой: ложь, скрытность, грубость; издевательства над малышами; мелкое хулиганство; угон велосипеда; увлечение азартными играми; алкоголь, курение; безнадзорность; побег из школы; уход из дома; бродяжничество.
Девиантным поведением ребенок пытается достичь своих целей. Зная, какие цели преследует ребенок, независимо от того, осознает он их или нет, учитель получает ключ к пониманию его действий.
Таким образом, девиантное поведение - это система поступков или отдельные поступки человека в зависимости от его возраста, носящие характер отклонения от принятых в обществе норм. В младшем школьном возрасте наиболее распространены такие формы девиантного поведения, как непослушание, выражающееся в шалостях, озорстве, проступках; детский негативизм, проявляющийся в упрямстве, капризах, своеволии, недисциплинированности и пр.
Но именно в младшем школьном возрасте формируется представление о образе жизни, идет активное знакомство и взаимодействие с социумом, который не всегда выступает как «положительный пример». Ярко отклоняющееся поведение в младшем школьном возрасте может не проявляться, основные формы девиации могут проявиться уже в подростковом возрасте, но чтобы этого не случилось, важно знать причины девиации, основные характеристики и предупредить отклонения в поведении у младших школьников.
Таким образом, девиантное проявление младших школьников по мере взросления изменяются, принимают более серьезные формы и требуют особого внимания от семьи, школы, общества и врачей.
1.2. Основные средства и формы профилактики девиантного поведения.
Существуют различные формы психопрофилактической работы.
Первая форма - организация социальной среды. В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например через создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность. Основным недостатком данной формы психопрофилактической работы считается отсутствие прямой зависимости между социальными факторами и отклоняющимся поведением[22].
Работа с семьей имеет особо особое значение. Чтобы предупредить появление девиаций в поведении несовершеннолетних, очень важно диагностировать неблагополучие семьи на ранних стадиях и затем совместно с педагогами и родителями начать поиск решения семейных проблем.
В таких семьях важно активизировать воспитательную деятельность родителей. И тут в поиске оптимальных средств воздействия на детей, создании условий для их интеллектуального и нравственного развития, существенную помощь должна оказать школа.
Современная школа располагает богатым арсеналом коллективных и индивидуальных форм работы с родителями: родительские собрания, конференции, лекции, дискуссии, семинары, собеседования, консультации, педагогические практикумы. Хорошо зарекомендовали себя занятия-тренинги, ролевые игры, которые помогают родителям правильно выстроить отношения с ребенком, организовать совместную деятельность. В работе с родителями очень важно учитывать их интересы и запросы, особенности каждой конкретной семьи: ее состав, эмоционально-психологический климат, материальное положение, уровень общей и педагогической культуры.
Основная цель в работе с родителями - привить им интерес к воспитательной деятельности, построенной на педагогических знаниях и любви к детям, уважении их личного достоинства. Для этого важно представить всесторонний и положительный образ их ребенка, что придаст им уверенности в своих педагогических способностях.
Вторая форма психопрофилактической работы - информирование. Это предоставление информации, сообщение нужных сведений. Является наиболее привычным направлением психопрофилактической работы: в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений.
Метод действительно увеличивает знания, но плохо влияет на изменение поведения. Само по себе информирование не снижает уровень девиаций. В некоторых же случаях, напротив, раннее знакомство с девиациями стимулирует усиление интереса к ним.
Третья форма психопрофилактической работы - активное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых занятий[23].
Четвертая форма - организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения.
Эта форма реализуется практически во всех программах оказания помощи в случаях уже сформированного деваинтного поведения. В семейном воспитании ведущими профилактическими задачами выступают раннее воспитание устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым, формирование умения себя занять и трудиться. Родители должны понимать, что они формируют потребности личности через вовлечение ребенка в различные виды активности - спорт, искусство, познание.
Пятая форма - организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом.
Шестая форма - активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия - все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию[24].
Особое внимание должно уделяться вовлечению учащихся в социально значимую деятельность. Совместно с классными руководителями, педагогом социальным и педагогом-организатором можно провести экскурсию в Центр внешкольной работы по месту жительства. Немаловажную роль играет вовлечение детей с девиантным поведением в конкурсы, праздники, выставки, акции.
Профилактикой девиантного поведения учащихся может быть не только целенаправленное, организуемое, с четким определением средств, форм и методов воспитания, воздействие. Решающую роль играет в первую очередь личность воспитуемого, его потенциал, способность к сопереживанию, построению доверительных отношений, к творчеству.
Седьмая форма - минимизация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного девиантного поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий.
Профилактика безнадзорности и правонарушений - это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.
Система профилактики правонарушений может включать в себе шесть основных компонентов:
1. Выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, норм морали и права, отстающих в учебе.
2. Определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных школьников.