Файл: Профессиональные компетенции, необходимые для управления современной организацией.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 178
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Профессиональные компетенции, необходимые для управления современной организацией
1.1. Взаимосвязь менеджера и предпринимателя. Их сходства и различия
1.2. Личная профессиональная компетентность предпринимателя
1.3. Компетенции профессионального наемного менеджера
Глава 2. Сравнительный анализ компетенций менеджеров и предпринимателей на примере ООО «Прогресс»
Все роли в каждом из нас есть от природы. Правда, в разном количестве. И по-разному проявлены, благодаря наработанному жизненному опыту. Очень редко, когда человек может свободно себя чувствовать сразу во всех. Чаще люди «поляризованы», активно проявляют какую-то одну, оставляя остальные две «в тени».
Человеку, в котором ярко проявлена любая из ролей, не очень комфортно сосуществовать с остальными ролями. И часто вместо гармоничного присутствия он наоборот их не допускает к делу.
Итак, первая роль – «предприниматель». Первая роль – и первая искра, идея, из которой рождается бизнес. Помимо идеи в таком человеке присутствует еще и ответственность за воплощение этой идеи в жизнь. То есть придумал и начал развивать проект. Эти люди живут в будущем. Они видят свою цель, визуализируют её. И движутся. «Вижу цель – не вижу препятствий», причем каким-то чудом эти препятствия потом и не появляются, хотя по идее должны бы. Когда данная роль в человеке ярко доминирует, вы видите перед собой «генератора идей», у которого в телефоне их уже записано 155. И еще 5 появляются в процессе вашей с ним беседы. Эти люди с горящими глазами, вдохновлены сами и вдохновляют окружающих, являются начинателями движения. Самое сложное время подчиненных такого человека – первый его день на работе после отпуска. Или утро понедельника после выходных. Умные сотрудники всё записывают, принимая в работу и неделю-другую ждут, ничего не делая. Вот если через это время предприниматель вспомнит про поставленные задачи – тогда уж придется реализовывать. А так все понимают, что через неделю будет новая порция идей, и не стоит каждый раз бросаться все их выполнять. Заставить «предпринимателя» систематизировать свои планы на бумаге – бесполезная затея. Его будет корежить, ломать, он под любым предлогом не будет ничего формализовать. Потому, что не его природа, и это объективно[17].
Поэтому в паре с «предпринимателем» обязательно должен быть «менеджер», вторая роль. Именно он «приземляет» туманные идеи «предпринимателя» в материальном мире. Из-под пера «менеджера» как раз и появляются бизнес-планы, процессы, организационные структуры и другие формализующие документы. Он делает бизнес реальным, превращает «набросок» сначала в «чертеж», а потом «реально действующую серийную модель», которую отдает в каждодневное производство «специалистам».
«Предприниматель» и «менеджер» - очень разные по своей сути. Мечтатель и реалист. Воздушный и системный. Живущий в будущем и живущий в твердом настоящем. Вот почему людям с такими природными доминантами очень тяжело друг с другом. И вот почему нужно четкое понимание обоими важности ролей друг друга, понятное распределение сфер и задач, и главное – осознанное сотрудничество и партнерство, несмотря на разные точки зрения. Тип взаимодействия – взаимодополнение.
«Предприниматель» придумал бизнес и начал его. «Менеджер» подхватил, выстроил и запустил. Но куда же они денутся без «рук» - третей роли, «специалистов», которые делают всю работу день за днем. Это эксперты, профессионалы, простые трудяги в конце концов, каждый из которых делает свой специализированный кусок работы.
Важно понимать, что описанные три роли как три набора компетенций – абсолютно разные. Да, в бизнесе должны присутствовать все три. В одном ли человеке, в разных людях или даже подразделениях – уже нюансы конкретных ситуаций. При наличии всех ролей бизнес будет функционировать как целостный организм.
Таким образом, для компании ООО «Прогресс» важно дополнение деятельности предпринимателя и менеджеров. При этом, исходя из анализа, для менеджеров компании важным аспектом развития и усовершенствования на сегодня является развитие коммерческого мышления в помощь работы предпринимателя, а для предпринимателя – дополнить свое стратегическое видение будущего компании реальными списками дел и задач, которые необходимо выполнить компании для достижения будущих целей. Это и есть два основных предложения по усовершенствованию, которые мы рассмотрим подробнее ниже.
Коммерческое мышление развито, если менеджер[18]:
- знает стратегию компании и ориентируется на нее,
- оценивает результативность варианта решения с точки зрения затрат и прибыли,
- ищет и находит способы увеличения дохода организации,
- анализирует рынок и конкурентов,
- рассматривает предложения и возможности, исходя из перспектив организации,
- прогнозирует тенденции и перспективы развития организации.
Коммерческое мышление нужно не только владельцам бизнеса и руководителям, но и любому сотруднику. К сожалению, часто работники в начале карьеры думают, что для выполнения простых функций им не нужен этот навык. Они ошибаются, потому что каждый сотрудник на своем уровне должен понимать, что он делает и для какой глобальной цели, и руководители ожидают этого от них. Каждый шаг, пусть даже отправка стандартного письма клиенту, продвигает компанию на рынке в рамках выбранной стратегии.
Менеджерам ООО «Прогресс» необходимо развить эту компетенцию посредствам мероприятий[19]:
1. Оценивать задачи через призму стратегии компании:
- Изучить миссию и стратегию компании.
- Проанализировать, как задачи связаны с ними, как действия влияют на результат организации.
- Принимая решения, стараться учитывать долгосрочные перспективы компании.
2. Оптимизировать работу:
- Ранжировать задачи по степени важности и результативности. Отдать приоритет тем, что принесут наибольший экономический эффект для организации.
- Стандартизировать типовые процессы, исключить лишние действия, сократить время и затраты без ущерба качеству. Например, при ответе на письма клиентов необходимо выделить стандартные запросы и приготовить шаблоны ответов. Так сократится время и повысится качество писем, которые будут отполированы до блеска.
- Проанализировать, где возникли трудности при работе с финансовой информацией. Определить, где можно бы быть эффективнее, при наличии необходимых коммерческих знаний. Поработать над этим, изучить дополнительные материалы, прочитать книги, статьи или спросить совета у опытных коллег.
- Выполнять задачи в срок. Избегать накопления просроченных дел, а если это произошло, то выделить время на их устранение и в дальнейшем не допускать подобного.
3. Изучить конкурентов и следить за тенденциями отрасли:
- Читать аналитические издания, профильную литературу и смотреть программы о своей отрасли, финансах и бизнесе в целом. Продумать, как глобальные тенденции рынка влияют на спрос.
- Определить основных конкурентов и изучить их деятельность, финансовые показатели и сайты. Воспользоваться их услугами или товарами, чтобы проверить на себе принципы работы. Исходить из того, что может улучшить работу и поможет соперничать эффективнее.
Развитое коммерческое мышление поможет достичь успеха и принести прибыль. Этот навык можно совершенствовать.
Посты с заголовками вроде «Пять главных качеств успешного предпринимателя» всегда привлекательны для тех, кто заинтересован в личностном развитии. В них часто пишут о таких качествах, как настойчивость, коммуникативная компетентность, способность замечать таланты, управлять данными, развивать стратегическое видение. При этом там никогда не упоминается умение управлять списками[20].
Этот навык, возможно, не столь красиво звучит, однако без обновления списков всех ресурсов и проектов, которые необходимы предпринимателю в процессе развития бизнеса, а также без постоянной работы с ними достичь успеха невозможно. Эти списки могут быть представлены в виде электронных таблиц, файлов в Evernote, списков контактов, файлов в Salesforce, папок в Dropbox, досок в Trello, списков текущих дел на бумаге. Возможны и любые другие форматы.
Какой бы формат управления списками ни выбрал предприниматель, он должен знать о трех важных вещах:
- Когда нужно составлять новый список;
- Что следует регулярно добавлять в каждый список;
- Как правильно расставить приоритеты и действовать согласно спискам.
Списки можно разделить на два типа: списки, связанные с людьми, и списки текущих дел. Далее рассмотрим рекомендации предпринимателю ООО «Прогрес» по составлению таких списков.
Списки, связанные с людьми[21]:
1. Компетенции существующих на рынке инвесторов и экспертов.
Важно всегда иметь при себе список навыков и специализаций инвесторов, чтобы при случае быстро сориентироваться, к кому лучше обратиться за советом. Например, если один из инвесторов работал в сфере медиа, можно проконсультироваться у него на тему пиара. Если заинтересовать инвесторов и обращаться к ним индивидуально время от времени, то налаженный контакт с ними может стать секретным оружием. Благодаря этому можно преумножить армию сторонников.
2. Потенциальные инвесторы.
В процессе управления компанией время от времени появляются сведения о бизнес-ангелах или венчурных инвесторах. Этих людей можно автоматически добавлять в список потенциальных инвесторов. Даже если сейчас их помощь не нужна, пометки о беседах с потенциальными инвесторами очень облегчат жизнь тогда, когда надо будет быть готовым к очередному привлечению средств.
3. Существующие партнеры.
Если у компании уже есть какие-либо контент-партнеры или партнеры-дистрибьюторы, важно выстроить с ними эффективные коммуникации. Простая электронная таблица с необходимыми данными о партнерах, отношениях с ними, о лучших сотрудниках компаний, а также любые дополнительные данные помогут вовремя вспомнить о том, что нужно, например, отправить свежие новости, поздравительные открытки и другие полезные письма.
4. Потенциальные партнеры.
С какими компаниями хотелось бы иметь партнерские отношения в будущем. Возможно, о ком-то доводилось слышать во время деловой встречи. Такого рода информацию можно смело вносить в список потенциальных партнеров, который позволит держать активности по развитию компании в упорядоченном виде.
5. Потенциальные покупатели.
Как правило, после первых же переговоров редко что-то покупают. В основном это происходит в результате продолжительных коммуникаций между стартапом и покупателем. Поддерживая в порядке список потенциальных покупателей, общаясь с нужными людьми в организациях, фиксируя результаты бесед, это все поможет подготовить компанию к итоговому увеличению стоимости. Ведь кто-то из потенциальных партнеров может в будущем стать потенциальным покупателем бизнеса, так что можно объединить этот список с предыдущим в одну большую таблицу.
6. Журналисты, с которыми знакомство уже налажено.
Невозможно предугадать, что компания сделает достойного для журналистского материала. Но имея при себе список журналистов, с которыми поддерживается контакт, можно быстро рассылать сообщения о чем-то новом в подходящее время. Просто поддерживать с ними связь, чтобы они обращали вниманием на поступающие электронные письма.
7. Журналисты, с которыми хотелось бы познакомиться.
Наверняка в медиа есть несколько влиятельных журналистов, которые пишут о интересующей индустрии. Надо составить список таких людей. Дружба (фолловинг) в социальных сетях может быть одним из вариантов налаживания контакта в этом случае. Если часто комментировать их посты, делиться их материалами или добавлять их статьи в избранное, со временем они заметят вас и, возможно, захотят пообщаться.
8. Друзья среди CEO.
Друзья среди предпринимателей - самый ценный ресурс. Они могут помочь советом, стать потенциальными партнерами, посетить организованную вечеринку стартапа и представить нужным инвесторам, когда появиться возможность к привлечению средств.
9. Талантливые люди, с которыми знакомы.
Не терять связь с такими людьми. Держать их в отдельном списке контактов. Они могут понадобиться в любой момент. Возможно, их захочется порекомендовать дружественным компаниям.
10. Люди, которым можно отправлять новости о компании.
Иногда необходимо делать рассылку по списку, особенно если серьезно заниматься пиаром. Имея при себе актуальный список контактов, который может включать инвесторов, друзей-предпринимателей, журналистов, можно довольно серьезно упростить процесс отправки писем.
Списки текущих дел[22]:
1. Временные задачи руководителя. Это то, что необходимо сделать в течение ближайших дней.
2. Долгосрочные задачи руководителя. Речь идет о том, что надо сделать со временем.
3. Краткосрочные задачи по продуктам. Это те задачи, над которыми сейчас работает отдел разработки продукта. Список поможет вспомнить, что в данный момент действительно важно. Если это не очень важно, добавить задачу в резервный список.
4. Резервный список задач по продуктам. К таким задачам будут относиться те, которые нужно выполнить со временем.
5. Незавершенные задачи для обсуждения. Обсуждать дела на ближайших собраниях команды или индивидуальных встречах. Как правило, всегда есть пара готовых тем для обсуждения. Список составлять в блокноте.