Файл: Профессиональные компетенции, необходимые для управления современной организацией.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 185
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Профессиональные компетенции, необходимые для управления современной организацией
1.1. Взаимосвязь менеджера и предпринимателя. Их сходства и различия
1.2. Личная профессиональная компетентность предпринимателя
1.3. Компетенции профессионального наемного менеджера
Глава 2. Сравнительный анализ компетенций менеджеров и предпринимателей на примере ООО «Прогресс»
Настоящий менеджер должен быть способен к укреплению командного духа в коллективе, вызывать доверие к себе со стороны всех подчиненных, способствовать саморазвитию работников и подавать им личный пример. Такой лидер способен вызывать у подчиненных стремление внести свой вклад в общую работу и прилагать усилия для достижения тех целей, которые поставлены перед отделом.
Предварительное изучение профессиональных навыков кандидатов, претендующих на руководящие посты, позволяет избежать множества проблем, которые могут возникать из-за некомпетентности потенциального руководителя. Только компетентный менеджер может повысить производительность труда персонала, снизить текучесть кадров и добиться положительной динамики развития вверенного ему отдела в долгосрочной перспективе.
Таким образом, предприниматель – это основатель бизнеса, его владелец. Человек, который каждую секунду своей жизни рискует своим бизнесом, капиталом, репутацией и иногда даже здоровьем. Предприниматель – это генератор новых идей. Это человек, задающий вектор направления. Это триггер, поворачивающий рулевой механизм в нужную сторону. В отличие от предпринимателя, менеджер – это управленец. Это уже не рулевой механизм, это двигатель, который толкает локомотив компании вперед. Если предприниматель придумывает и стартует, то менеджер поддерживает работоспособность, вычищает до блеска бизнес-процессы и следит за соблюдением правил, норм и регламентов.
Для качественного и эффективного управления современной организацией важно поддерживать уровень компетенций предпринимателя, необходимых для работы в меняющихся экономических и политических условиях. Останавливаться на готовых методиках и разработанных системах управления невозможно. Это приведет к тому, что организация потеряет лидирующие позиции и станет неконкурентоспособной.
Менеджер должен быть способен к укреплению командного духа в коллективе, вызывать доверие к себе со стороны всех подчиненных, способствовать саморазвитию работников и подавать им личный пример. Такой лидер способен вызывать у подчиненных стремление внести свой вклад в общую работу и прилагать усилия для достижения тех целей, которые поставлены перед отделом.
Глава 2. Сравнительный анализ компетенций менеджеров и предпринимателей на примере ООО «Прогресс»
2.1. Сравнительный анализ профессионально значимых компетенций предпринимателя и требований, предъявляемых к наемному менеджеру в ООО «Прогресс»
На основе предприятия – объекта исследования – ООО «Прогресс» разработали стандартную модель компетенций для менеджеров «20 граней», которая состоит из 20 компетенций, важных для успешной работы менеджеров и предпринимателей ООО «Прогресс».
Все компетенции разбиты на 5 групп[13]:
1. Управленческие навыки: планирование и организация; управление людьми; развитие подчиненных; лидерство.
2. Мотивация: инициативность; ориентация на качество; нацеленность на результат; саморазвитие.
3. Навыки принятия решений: анализ проблем; сбор информации; коммерческое мышление; системность мышления.
4. Индивидуальные черты: стрессоустойчивость; адаптивность; ответственность; позитивное мышление.
5. Межличностные навыки: межличностное понимание; работа в команде; убедительная коммуникация; построение взаимоотношений.
Сравним по каждому из 20 пунктов компетенций профессионально значимые компетенции предпринимателя и требования, предъявляемые к наемному менеджеру в ООО «Прогресс» в табл. 1-5.
Таблица 1
Управленческие навыки менеджеров и предпринимателей в ООО «Прогресс»
Предприниматель |
Менеджеры |
Предприниматель – основа стратегического управления. Должен видеть миссию и цель компании в далекой перспективе. Управление топ-менеджерами, а не рядовыми сотрудниками. Лидерство. |
Менеджер – это тактическое и оперативное управление компанией. Находится под влиянием предпринимателя, руководит остальными сотрудниками. Должен быть высокий уровень развития управленческих навыков. Должно присутствовать развитие подчиненных и эффективное управление людьми. |
Таблица 2
Мотивация менеджеров и предпринимателей в ООО «Прогресс»
Предприниматель |
Менеджеры |
Мотивацией выступает прибыльность и эффективность работы компании ООО «Прогресс», позиции компании на рынке и среди конкурентов. Это мотивирует предпринимателя к новым задачам. Нацеленность на результат, ориентация на качество, инициативность и непрерывное саморазвитие. |
Мотивация – личностный рост, рост оплаты труда. Общее состояние и положение компании мотивирует меньше, чем личные достижения. Предприниматель мотивирует менеджер, менеджер мотивирует коллектив и дает им новые задачи и установки. Низкий уровень инициативности и саморазвития. |
Таблица 3
Навыки принятия решений менеджеров и предпринимателей в ООО «Прогресс»
Предприниматель |
Менеджеры |
Обладает коммерческим мышлением, общей информацией о состоянии дел. Формирует перспективные цели и задачи. |
Занимается сбором и анализом данных, имеет системное мышление. Принимает решение в рамках решений предпринимателя. Выполняет конкретные задачи в рамках своего направления деятельности. |
Таблица 4
Индивидуальные черты менеджеров и предпринимателей в ООО «Прогресс»
Предприниматель |
Менеджеры |
Обладает чертами стрессоустойчивости, адаптивности, ответственности, позитивным мышлением. Умение принимать волевые решения. Ненормированный рабочий день и постоянная занятость. |
Обладает качествами ответственности в рамках своей работы, адаптивности, стрессоустойчивости. Уровень ответственности ниже предпринимателя. |
Таблица 5
Межличностные навыки менеджеров и предпринимателей в ООО «Прогресс»
Предприниматель |
Менеджеры |
Межличностные навыки предпринимателя касаются общения с топ-менеджерами компании, клиентами, конкурентами и прочими контрагентами рынка. Важна убедительная коммуникация и построение взаимоотношений. |
Межличностные навыки предполагают эффективную работу в коллективе компании ООО «Прогресс», а именно: межличностное понимание; работа в команде; убедительная коммуникация; построение взаимоотношений с сотрудниками для достижения общей цели. |
Таким образом, исходя из анализа, можно сделать вывод о том, что в ООО «Прогресс», как и в других российских компаниях функции и компетенции предпринимателей отличаются в зависимости от задач и особенностей работы.
Кроме того, как менеджеры, так и предприниматели, должны совершенствовать свои компетенции и снижать негативные проявления в своей деятельности. Как руководители, и менеджеры и предприниматели ООО «Прогресс» должны иметь такие качества[14]:
- способность к адаптации. Умение эффективно управлять в постоянно изменяющейся среде и решать связанные с этим задачи бизнеса, технологические проблемы и т.д.;
- способность находить и развивать таланты в своей организации. Умение привлекать, развивать и удерживать в организации талантливых людей; создавать среду, способствующую обучению персонала и осознанию потенциальными лидерами своих возможностей в той или иной сфере;
- умение обучать и инструктировать людей. Способность вовремя помочь подчиненным советом, инструкцией и рекомендацией, а также обеспечение обратной связи о результатах их деятельности, что позволяет людям достичь высокой эффективности труда и добиться точной отчетности;
- умение общаться с представителями различных культур. Умение проявлять понимание и адаптироваться к различным стилям и нормам общения, принятым в разных культурах; способность минимизировать стресс, возникающий при столкновении представителей разных культур, и использовать такие ситуации как благоприятную возможность для дальнейшего роста и развития организации;
- умение распределять и делегировать полномочия. Способность правильно распределять полномочия, позволяющая формировать в работниках чувство хозяина при решении важных вопросов, связанных с деятельностью организации, и стимулирующая их расширять свои способности;
- стремление учиться. Проявление личного стремления постоянно учиться, а также умение вызвать в других людях желание к приобретению новых знаний и опыта; постоянная работа по обеспечению возможностей обучения;
- умение мобилизовать ресурсы. Способность управлять персоналом и другими ресурсами в соответствии с целями организации; активное участие в переговорных процессах и умение получать доступ к ресурсам, не входящим в сферу основной компетенции;
- способность убеждать. Способность оказывать влияние на людей, заставляя согласиться со своей точкой зрения и с определенным направлением действий.
Кроме того, необходимо снижать негативные личностные факторы руководящего работника, как менеджера, так и предпринимателя, а именно[15]:
- зависимость от одобрения окружающих. Данная характеристика применима к руководящему работнику, который постоянно стремится к одобрению и поддержке окружающих, особенно руководства;
- чрезмерная склонность к спорам. Руководители, обладающие этой чертой характера, излишне скептичны и напряжены, а в отдельных случаях чрезвычайно подозрительны и почти параноидальны. Они прежде всего нацелены на то, чтобы защитить свои личные интересы, и, как правило, не хотят развивать и обучать своих подчиненных и предоставлять им информацию об эффективности их труда.
- нерешительность. Такие руководящие работники на первый взгляд кажутся очень приятными и дружелюбными людьми, готовыми помочь в любую минуту, но на самом деле они защищают свои интересы и нередко избегают прямых решений. Из-за этого окружающие могут воспринимать их как нерешительных людей, поддающихся манипулированию;
- излишняя эксцентричность. О руководителях, для которых характерна эта черта, говорят как об очень творческих людях, которые, следовательно, сильно отличаются от других, и порой воспринимаются даже как необычные и со странностями;
- излишнее стремление к перфекционизму. Таких руководителей иногда называют микроменеджерами. Они склонны излишне контролировать подчиненных и часто слишком требовательны и придирчивы к другим;
- неприятие риска. Руководящие работники, для которых характерна эта черта, как правило, нерешительны и с чрезвычайной неохотой предпринимают какие-либо неординарные действия. Эти люди переоценивают возможность провала и неудачи.
2.2. Предложения по совершенствованию совместной деятельности предпринимателей и наемных менеджеров на примере ООО «Прогресс»
Как мы выяснили, в любом деле есть три ключевых роли, присутствие которых критично для того, чтобы бизнес работал эффективно – «предприниматель», «менеджер», «специалист»[16]. Именно осознанное понимание владельцем необходимости присутствия всех ролей есть залог позитивного движения. Важный комментарий – количество ролей не равно количеству людей, их представляющих. Начинающий предприниматель все три объединяет в себе одном, а в крупном бизнесе отдельные роли могут реализовывать даже разные департаменты.