Файл: Профессиональные компетенции, необходимые для управления современной организацией.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во время проведения тренингов компетенции предпринимателя прорабатываются в индивидуальном порядке. При групповом тренинге создаются рабочие ситуации, которые ежедневно возникают в процессе управления организацией. Участникам предлагают найти решение в кризисной или конфликтной ситуации. В дальнейшем приобретенные навыки помогают быстро реагировать на сложные моменты, находить варианты управления, которые помогут не отступать от намеченных целей.  

Семинары по проведению деловых совещаний способствуют развитию управленческих компетенций предпринимателя. Участников учат осваивать техники и приемы для ведения совещаний, проводить предварительный сбор информации. Формируются навыки создания внешних и внутренних регламентов, прорабатываются современные технологические приемы, позволяющие эффективно доносить информацию и добиваться поставленных целей.   

В ключевые компетенции предпринимателя входит искусство проведения деловых переговоров с партнерами по бизнесу. Тренинги помогают освоить систему подготовки к переговорам. Лучшие специалисты знакомят с тактикой и стратегией успешного ведения переговоров. Руководители получают навыки анализа и оценки результатов. Коммуникации с внешними и внутренними клиентами входят в компетенцию предпринимателя для эффективного управления. Повышение профессиональных навыков помогает успешно взаимодействовать с клиентами и сотрудниками. Технологии, проверенные практикой, помогают правильно воспринимать и оценивать сложившуюся ситуацию. В процессе такого управления предприниматель разрабатывает стратегию мотивации, ответственности за результаты деятельности.

Независимо от того, какой опыт руководства имеет управленец, систематическое изменение условий труда, рыночных отношений, технологических процессов предполагает развитие компетенций. Управлять большой компанией, применяя устаревшие методики, невозможно. Это приведет к тому, что организация окажется неконкурентоспособной в своей области[7].

Компетенции предпринимателя, основанные на управленческих профессиональных ценностях, подлежат систематическому пересмотру. Специальные тренинги, курсы и семинары позволяют не упускать возможность ознакомиться с новыми системами и моделями управления. Проработка основных навыков, пересмотр стиля поведения в процессе управления поможет обеспечить эффективное управление.  

Компетенции предпринимателя при ориентации на достижения заключается в умении:


- ставить цели, четко формулировать их;

- определять промежуточные и конечные критерии;

- анализировать деятельность;

- преобразовывать возникшие проблемы в задачи;

- двигаться к намеченным целям;

- преодолевать сопротивление;

- настраивать коллектив на достижение успеха.  

Компетенции предпринимателя при работе с информацией и необходимости принятия решений направлены на:

- умение и способность выделять все факторы, в том числе и неочевидные, которые могут создать проблему;

- систематический сбор и структурирование информации, необходимой для анализа данных;

- принятие решений, основанных на точном анализе;

- отслеживание всех последствий принятых решений;

- точное прогнозирование показателей работы;

- принятие своевременных мер по устранению возникших проблем.

Основные компетенции предпринимателя при организации работы и контроле[8]:

- знание всех тонкостей и нюансов работы;

- умение продемонстрировать и объяснить эффективные и рациональные способы исполнения;

- умение поставить задачи так, что они будут выполнены в установленные сроки и с высокими показателями качества;

- возможности опираться на выстроенную систему контроля;

- способности усовершенствовать работу, внедрить систему быстрого и эффективного исполнения.  

Управленческие компетенции для мотивирования и развития сотрудников, список:

- знание основных потребностей, сильных и слабых сторон сотрудников;

- учет потребностей при выборе способов мотивации;

- способность замечать успехи подчиненных;

- разработка способов для вдохновения и воодушевления; способность разработать систему обучения персонала;

- поддерживать психологический климат в коллективе.

Компетенция влияния:

- умение добиваться поддержки коллег и подчиненных;

- способность пользоваться авторитетом;

- рассматривать ситуации личностного роста;

- эффективно управлять группой.

Организация собственной деятельности:

- эффективное использование собственного рабочего времени;

- распределение энергии и ресурсов по приоритетным задачам;

- минимизация текучести кадров;

- применение делегирования полномочий в качестве экономии собственного времени и развития подчиненных.

Предприниматель должен учитывать, что кроме специального образования и опыта работы, для успешной деятельности потребуется ряд компетенций, которые необходимо систематически развивать и совершенствовать. Объективная самооценка поможет выявить сильные и слабые стороны, подлежащие исправлению. Компетенции предпринимателя, наличие деловой хватки, способностей быстро адаптироваться к меняющимся условиям, применение современных методологий, технологий в системе управления позволит эффективно справляться с возложенными управленческими обязанностями.


Предпринимателю необходимо помнить, что он обязан систематически оттачивать коммуникативные навыки, чтобы общаться с подчиненными и партнерами, клиентами. Компетенция «амбициозность» нужна не всегда, а вот «честность» всегда востребована. К примеру, если магазин открывается на быстрорастущем рынке и предполагается, что торговая точка будет расширяться, то в модели компетенций нужно делать упор на мобильность, стремление к карьерному росту, амбициозность. Но рынок обуви не является быстрорастущим, поэтому предложить карьерный рост мы не всегда можем. Для нас амбициозность персонала не главная компетенция. Однако есть универсальное качество, которое необходимо сотрудникам любого розничного магазина, – честность[9]. И чтобы ее демонстрировали сотрудники, руководство также должно быть честным с ними. Скажем, оговоренные трудовыми договорами и локальными актами компании условия труда и его оплаты нужно непременно выполнять. Даже если сотрудники выполнили планы на 150 % и начисленная зарплата превышает сумму, зафиксированную в бюджете, ее надо выплатить.

Целеустремленность, умение находить выход из самой сложной ситуации, энергичность, оптимизм – основные качества, без которых невозможно построить систему управления, помогающую решить все поставленные стратегические и текущие задачи. Работа управленца основана на прогнозировании, анализе, способности достигать цели в интересах развития организации. Формирование профессиональной команды единомышленников возможно только при наличии лидерских качеств, умений привлечь внимание к основным ценностям[10].

Развитие и поддержание компетенций предпринимателя проводится не только методом саморазвития. Непрерывный процесс обучения, посещение тренингов и семинаров позволит быть в курсе меняющихся процессов в системе управления. Это в свою очередь поможет сохранять конкурентоспособность, искать эффективные методики поиска новых партнеров, развивать бизнес идеи и продвигать их в меняющихся рыночных условиях.

Для качественного и эффективного управления современной организацией важно поддерживать уровень компетенций предпринимателя, необходимых для работы в меняющихся экономических и политических условиях. Останавливаться на готовых методиках и разработанных системах управления невозможно. Это приведет к тому, что организация потеряет лидирующие позиции и станет неконкурентоспособной.


1.3. Компетенции профессионального наемного менеджера

Чтобы менеджер мог влиять на работу своих подчиненных, он должен обладать определенным набором профессиональных компетенций.

Компетентность каждого сотрудника является обязательным условием для качественного выполнения трудовых обязанностей. Она включает совокупность профессиональных умений и навыков, которыми обладает сотрудник, а также личностные и поведенческие факторы, влияющие на его работу. Только наличие определенного набора способностей, навыков и опыта позволяет человеку совершать действия, которые, в конечном счете, приводят к достижению результатов, необходимых для решения конкретной производственной задачи. Особенное внимание уровню профессиональных навыков следует уделять при назначении работников на руководящие посты.

Для успешной работы менеджеру необходимо обладать особенными способностями и личностными качествами, ведь главная его цель – оказывать влияние на работу всего коллектива и добиваться от подчиненных высоких показателей в работе.

На сегодняшний день принято выделять несколько основных моделей компетенций. По подсчетам специалистов насчитывается около 533 наименований. Условно их можно разделить на 2 основные группы[11]:

1. Технические компетенции - это навыки, опыт и умения, которые необходимы для успешного выполнения трудовых обязанностей. Эта группа неразрывно связана с непосредственным выполнением рабочих заданий, поэтому технические профессиональные навыки зачастую становятся ключевыми при найме работников на определенные должности. К техническим компетенциям повара можно отнести владение технологией правильного приготовления блюд, а  водителя - знание ПДД и умение управлять автомобилем. Подтверждением уровня технической грамотности являются дипломы или удостоверения о прохождении обучения.

2. Поведенческие компетенции - это персональные качества, которыми обладает работник. Они играют не менее важную роль, чем технические навыки, так как зачастую именно с их помощью работнику удается достигать высочайших показателей производительности. Одним из ключевых навыков поведенческой группы является ориентированность на клиента. Именно она оказывает влияние на формат действий, направленных на обеспечение максимального качества сервиса.


Не менее важной персональной компетенцией является умение работать в команде, то есть решать рабочие задачи совместно с другими членами коллектива. От этой черты характера зависит формирование рабочей команды и результаты, которых она сможет достичь благодаря такому взаимодействию.

К числу других значимых поведенческих компетенций можно отнести коммуникабельность, креативность, способность самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за них, умение управлять информацией, стремление к профессиональному росту.

Отдельно стоит отметить такую группу компетенций, как эмоциональный интеллект. Под эмоциональным интеллектом следует понимать умение контролировать собственные эмоции и стрессоустойчивость. Сюда же относится способность понимать чувства и эмоции других людей, определять их потребности. По этой причине эмоциональный интеллект можно назвать залогом успешной работы с клиентами и членами коллектива.

Профессиональные компетенции менеджера представляют собой обширную группу, в которую входят как технические навыки, так и поведенческие качества. Управленец должен быть уверенным в себе, обладать хорошими коммуникативными способностями и умением разбираться в межличностных взаимоотношениях. Он должен уметь находить общий язык с подчиненными, влиять на них, стимулировать их на профессиональное развитие, а также оказывать им необходимую поддержку как руководитель. Речь идет не только о применении директивных методик влияния, но и о навыках психологического воздействия на работников, способности вызывать у них собственную потребность в повышении уровня профессионализма.

Каким должен быть успешный менеджер[12]:

Уверен в себе;

Обладает хорошими коммуникативными способностями;

Разбирается в межличностных взаимоотношениях;

Находит общий язык со всеми подчиненными;

Умеет влиять на других,

Стимулирует профессиональное развитие подчиненных;

Оказывает поддержку;

Организовывает командную работу;

Укрепляет командный дух;

Вызывать доверие к себе со стороны всех подчиненных.

Еще одним качеством, которое необходимо успешному менеджеру, является способность к организации командной работы подчиненных. При отсутствии этого качества менеджер либо не сможет найти общий язык с подчиненными (что чревато возникновением конфликтных ситуаций и способствует дезинтеграции работников), либо станет пассивным наблюдателем, который не пользуется авторитетом у подчиненных и является чисто формальным лидером (благодаря должности).