Файл: Изучение агрессии и лидерства в отечественных и зарубежных исследованиях.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 185
Скачиваний: 1
Богатство точек зрения лидерства определяется богатством его классификаций. Лидерство в зависимости от преобладающих функций разделяют на пять групп. Выделяют следующие виды лидеров:
- Лидер-организатор. Его главное отличие в восприятии нужд коллектива как своих собственных. Он оптимистичен и уверен, что большинство проблем вполне разрешимо и всегда готов активно действовать. За ним идут, зная, что он не станет предлагать пустое дело. Умеет убеждать, склонен к поощрению, выражает свое недовольство не задевая чужого достоинства. У такого лидера люди
13
стараются работать лучше.
- Лидер-творец. Способен видеть новое, браться за решение проблем, которые сперва могут показаться неразрешимыми. Не командует, а лишь приглашает к обсуждению. Ставит задачу так, что она заинтересовывает и привлекает к себе людей.
- Лидер-борец. Человек сильный, уверенный в себе. Первым идет навстречу опасному или неизвестному. Не склонен к уступкам, готов до конца бороться за то, во что верит. Но такому лидеру иногда не хватает времени, чтобы тщательно обдумать все свои действия и все предусмотреть.
- Лидер-дипломат. Такой лидер опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых, тайных деталей. В курсе сплетен и следователь хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников. Позволяет открыто говорить то, что всем известно, чтобы не привлекать внимание к не демонстрируемым планам. Правда, такого сорта дипломатия часто является лишь компенсацией неумением руководить более достойными способами.
- Лидер-утешитель. К этому человеку все тянутся потому, что он готов поддержать и помочь в трудную минуту. К людям относится с уважением и доброжелательностью. Вежлив, воспитанный, эмпатичен.
Так же имеются и другие классификации лидерства, которые складываются из следующих компонентов: эмоционального, делового и информационного. Иногда их называют ролями лидера.
- Деловое лидерство. Характерно больше для групп, появившихся на основе производственных целей. Для него характерны такие качества как деловой авторитет, высокая компетентность, опытность в решении организационных задач, и т.п. Деловое лидерство наиболее сильно влияет на эффективность руководства.
- Эмоциональное лидерство. Возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий. Эмоциональный лидер снимает психологическую напряженность, вызывает у людей доверие, вселяет уверенность, создаёт в группе психологический комфорт.
- Ситуативное лидерство. Этот тип лидерства по своей природе может быть как деловым, так и эмоциональным. Однако у него есть отличительная черта, неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией. Такой лидер может повести за собой группу лишь в определенной ситуации.
Имеются 10 типов лидерства отмеченные в рамках социальной психологи такие как:
14
Суверен— «патриархальный повелитель», лидер по образу и подобию строгого и горячо любимого отца; данный тип обладает способностью подавлять отрицательные эмоции и внушать людям чувство уверенности в себе.
Вожак — тип, в котором люди видят выражение своих собственных, возможно нереализованных желаний, которые соответствуют определенному стандарту; такому типу людей стараются подражать члены его группы.
Тиран — тип, который становится лидером по причине, внушения последователям необъяснимого чувства страха и полного повиновения; это доминант, авторитарная личность, которого боятся и в полном объеме подчиняются.
Организатор — своего рода объединитель, выступающий как поддерживающая сила Я-концепции и в целях удовлетворения потребности каждого; данный тип обладает способностью снятия чувства вины и тревоги.
Соблазнитель — становится лидером, доминируя на слабостях других членов. Дает выход подавленным эмоциям людей, при этом выступает в роли некоей «магической силы». Имеет способность предотвращать конфликты и снимать создавшееся напряжение.
Герой— тип лидера, который явно и демонстративно жертвует собой ради других; именно его показательная храбрость имеет свойство объединять людей.
Дурной пример— данный тип выступает как источник заразительности для личности бесконфликтной и спокойной, умеет заряжать других в эмоциональном плане.
Кумир — тип обладающий способностью влечения, некоего притяжения, умеет заряжать окружение положительной энергетикой.
Изгой и Козел отпущения — такие антилидеры, служащие объектом агрессивных тенденций, что влияет на развитие групповых эмоций.
2.2 Изучение лидерства в отечественных и зарубежных исследованиях
15
В отечественной психологии наиболее популярны теории лидерства: Р.Л. Кричевского и Г.С. Никифорова.
План ценностного обмена Роберта Львовича Кричевского исходит из представления об распознавании механизма влияния лидера на других членов группы. По его теории лидер:
- обладает наиболее важными для группы ценностными характеристиками;
- является наиболее частым объектом идентификации;
- идентификации наиболее часто разворачиваются по тем качествам личности, которые наиболее значимы для определённого члена группы;
- в процессе взаимодействия лидера и членов группы происходит обмен ценностями.
Борис Дмитриевич Парыгин считает более разумным анализировать сразу два понятия "лидерство" и "руководство". Каждое это понятие он относит к числу коллективной, массовой деятельности и общения людей. Лидерство по мнению Б.Д. Парыгина один из процессов организации малой социальной группы, который способствует достижению общих целей с максимальным эффектом . Так же он сформулировал основные признаки различающие лидерство и руководство:
1) Лидер регулирует межличностные отношения в группе, а руководитель осуществляет организацию официальных отношений группы как целого;
2) Лидерство возникает в микросреде, руководство - в макросреде;
3) Лидер появляется спонтанно, руководитель - по заранее установленным правилам;
4) Лидерство нестабильно и зависит от настроения в группе, руководство - стабильно;
5) Руководство предполагает наличие признаваемых всеми санкций, которых нет у лидера;
6) Руководство опирается на ситуации, выходящие за рамки коллектива, лидерство ориентировано только на интересы группы;
7) Сфера действия лидера - его группа, сфера действия руководителя - шире интересов руководимой группы.
16
Герман Сергеевич Никифоров предложил применить к менеджерам, рассматривая их как представителей специфической профессии (лидеров производства) свою концепцию психологического обеспечения профессиональной деятельности. Данное психологическое обеспечение охватывает профессиональную деятельность менеджера: социально-психологическая профессиональная адаптация, практическая психологическая подготовка к профессии, отбор менеджеров, текущая диагностика и оценка менеджеров и т.д., то есть происходит комплексный подход в практической психологической помощи менеджерам.
Д.В. Беспалов раскрывает лидерство через организованность-дезорганизованность группы. Группа, на которой проводится исследование, состояла из детей школьного возраста. В течение нескольких лет автор занимался определением факторов социальной среды, влияющих на характеристики лидерства. В результате исследования удалось доказать, что лидерский потенциал зависит от склонностей и потребностей самой личности к организаторской деятельности.
Некоторые направления проблемы лидерства в отечественной психологии можно считать наиболее перспективными в силу недостаточной изученности (возрастной, гендерный и культурные аспекты лидерства), а также актуально изучение «девиантного, деструктивного лидерства».
Макс Вебер утверждал, что для действенного лидера главным является наличие харизмы, которая и выявляет основные качества, необходимые лидеру при управлении коллективом. Он предложил одну из первых типологий лидерства. Для её основы послужили типологии лиц осуществлявших власть.
- Традиционное лидерство. Опирается на механизм традиций, силу привычки. Привычка подчиняться основана на вере в святость традиции и передачи власти по наследству.
- Рационально-легальное лидерство. Такой тип лидерства основывается на представление о разумности, законности порядка избрания лидера, передачи новому лидеру определенных властных полномочий.
- Харизматическое лидерство. Построено на вере в сверхъестественные способности вождя, на культе его личности. В глазах последователей такой лидер обладает магической, сверхъестественной силой.
Реймонд Кетелл имел обратную точку зрения в отличие от Вебера. Он утверждал, что на личность лидера в первую очередь влияют наследственность и окружающая среда. Часть качеств, необходимых для
17
лидера, таких как любознательность, закладываются еще в раннем возрасте, а прочие формируются в дальнейшие годы (например, честолюбие, такт).
В целом же комплекс качеств, важных для личности лидера, варьируется с усложнением задач стоящих перед лидером.
Ещё одним психологом который занимался типологией лидерства был Кларк. В своей типологии он выделил три основных типа лидеров:
- популярные лидеры, обладающие сильным влиянием за счёт своего редкого сочетания качеств личности или своих уникальных способностей;
- групповой лидер добивается своей цели через взаимопонимание членов своей группы;
- локальный лидер появляется в определённой сложной ситуации, когда коллектив нуждается в руководстве.
Манфред Кэ де Ври анализирует такие проблемы, как естественная человеческая тенденция сопротивляться переменам ; взаимодействие рационального и иррационального в поведении руководителей; жизненный цикл руководителя и преемственность руководства; утрата энтузиазма и апатия служащих. Исследование направлено на обнаружение характеристик навыков эффективного лидерства, отличающих эффективного руководителя. Многое внимание уделяется оценке лидерских способностей возможных кандидатов и развитию навыков лидерства у людей занимающих руководящие должности. Данное исследование продолжается и в настоящий момент.
Примером организационного аспекта рассмотрения лидерства является теория «двигателя лидерства» Н. Тичи. Автор рассматривает тех лидеров кто смог вывести компанию на вершину успеха и удержаться и тех, кто смог достигнуть успеха, но не смог удержать его в течение продолжительного времени. Он точно сформулировал понятия и предложил приёмы соответствующих навыков:
- Чтобы обеспечить эффективное лидерство на всех уровнях организации, лидеры высшего уровня должны воспитывать лидеров на более низких уровнях управления.
- Чтобы воспитывать новых лидеров, действующие лидеры должны обладать «передаваемой точкой зрения».
- Действующие лидеры должны владеть методикой воспитания новых лидеров.
18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема агрессии и лидерства в современном мире, преимущественно в российских условиях разрушения уже устоявшихся ценностей и традиций и формировании новых более новых, крайне актуальна, как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики. Безусловно темы лидерства и агрессии были и будут актуальны и в будущем. Ведь эти два качества были даны человеку природой, они передались нам ещё от наших далёких предков. Оба эти феномена многократно подвергались исследованиям разных учёных, разных времён и эпох. Но не смотря на то сколько следований было проведено эти феномены изучаются до сих пор. И агрессия и лидерство остаются загадками для человеческого ума.
В ходе изучения такого феномена как агрессия, можно сказать, что изучением этого феномена занимались многие ученые. Практически каждый из них рассматривал агрессию как инстинкт, который передался людям от животных предков. Так же многие из них отмечают, что этот феномен может
иметь как для индивида, так и для его окружения разрушительный, деструктивный характер. Но агрессия может иметь полезные и выгодные для человека формы. За агрессией всегда стоит внутренняя агрессивность — эмоциональное состояние переживание каких-то барьеров, препятствий или недоступность желаемого.
В некоторые наблюдения и эксперименты показывают, что агрессия накапливается, если нет явного стимула для ее выражения. Предел, при котором запускается агрессивное поведение, постепенно снижается и ослабевает. В результате, когда порог будет вовсе минимален, агрессия может вырываться наружу без всякой видимой причины. Но у каждого человека есть право выбора, на какой стадии агрессии он бы не находился или чем бы не руководствовался, он как разумное существо, должен быть способен контролировать агрессию, и предотвращать ее возникновение и проявление.
Лидерство встречается на любом уровне социальной организации общества. Оно существует везде, где есть организация и коллективная деятельность. Всего существует три основных переменных к изучению лидерства, которые используются и привлекают внимание и по сей день, это лидерские качества, лидерское поведение и ситуации в которых действует лидер. Лидер сам по себе человек гибкий и творческий. Он способен быстро переключаться, у него нет определённых привязанностей, как у большинства людей, которые являлись бы для него тормозом в создании чего-то нового. Лидер с лёгкостью и безболезненно может поменять окружение. Это тот человек кто не откладывает дела на потом. Важную роль для лидера играют характеристики и действия последователей. Лидерами не становятся самостоятельно. Лидера