Файл: Изучение агрессии и лидерства в отечественных и зарубежных исследованиях.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 167
Скачиваний: 1
19
из человека делают и создают его последователи, это признание его достоинств и доверие к нему. Только сильные, яркие лидеры могут работать, действовать вместе. Ведь у них нет опасений что кто-то сделает лучше чем они. Напротив он будет стараться больше с ними взаимодействовать и получать от этого выгоду. Лидерство помогает организациям совершенствоваться, выходить на новый уровень их возможностей.
Агрессия и лидерство безусловно связаны между собой. Некоторые руководители становятся агрессивными, а потом начинают исподволь противиться любому начинанию, особенно когда испытывают сильный стресс. Подобная реакция может возникнуть, если приходится выполнить какое-то сложное поручение или добиться каких то конкретных результатов, не получив целесообразных объяснений. Хотя для сохранения статуса внешнее согласие в сочетании с внутренним маловерием может оказаться полезным, выполнению общих планов такая позиция, разумеется, сильно препятствует. Благоприятное воздействие агрессии может помочь лидеру добиться больших успехов, давать большую мотивацию для достижения своей цели. Он будет знать, что ему надо делать и продолжать идти вперёд более настойчиво.
Лидеры применяют стратегии, основываясь на законах проявления агрессии. Они умеют использовать её в своих целях, направлять в нужное русло. Агрессия будет всегда, как бы нам не хотелось от неё избавиться. В компании, в отделе всегда должен быть внешний враг, чтобы не было завелись врага внутреннего или в самом крайнем варианте, чтобы сам лидер не стал врагом для группы. Такой внешний враг окультуривается в бизнесе. Чаще всего такими врагами являются конкуренты. Это самое правильное решение для лидера – вести себя таким образом, чтобы его группа считала основными врагами именно своих конкурентов. Таким образом, в внутри самой организации группа будет работать слаженно, не будет разногласий, конфликтов и будет идти за своим лидером. Эффективность управления безусловно связана с оптимальным использованием ресурсов организации при решении назревших проблем и ее способностью достойно встретить требования ближайшего будущего.
Общество нуждается в лидерстве. Действенность управления естественно связана с максимальным использованием ресурсов организации при решении проблем и ее способностью достойно ближайшего будущего. В нестабильных условиях, требующих от организации постоянной готовности к изменениям в соответствии с новыми запросами и обстоятельствами, действенность организационной работы зависит от потенциала лидерства. А так как лидерство непосредственно связано с агрессией, то получается, что общество зависит и от агрессии, которая сопровождает нас всегда. Где бы мы
20
не были и сколько бы нам не было лет.
ЭССЕ
Лидерство и агрессия занимают значительное место в жизни каждого человека. Эти две темы остаются одними самыми из популярных и изучаемых как в прошлом, так и в современном мире. Что же такое лидерство, а что такое агрессия? Есть ли связь между этими двумя понятиями?
Агрессия – поведение, направленное на нанесение психического или физического вреда объектам нападения. Агрессия может возникать при возникновении защитной реакции, переживании внутренней агрессии, которая возникает из-за каких либо препятствий или недоступности желаемого. Также агрессия может быть простым способом психологической разрядки или самоутверждения над другим человеком.
Данная модель поведения свойственна всем людям на планете, не зависимо от возраста или от пола. Мы можем пронаблюдать её начиная от детского сада, когда дети не смогли поделить между собой игрушку, и до общественного транспорта, когда в час пик люди с недовольными лицами толкаются, ругаются между собой.
Рассматривая агрессию с точки зрения эволюции можно сказать, что это больше инстинктивное поведение человека. Она была необходима для выживания, борьбы нашим доисторическим предкам. Этот инстинкт присутствует у людей так же, как и у животных. Он развивался в ходе эволюции.
Для человека агрессия является разрушительным фактором. Она вызывает неудовлетворённость, злость, отсутствие контроля, напряжённость. Агрессивное состояние может быть вызвано стрессовыми факторами. Стрессовые факторы возможно вызваны давлением со стороны социума или личных проблем. Ведь одно и тоже событие на разных людей способно влиять по-разному. Для кого-то оно проходит как обычное повседневность, а для кого-то это будет одним из самых худших событий за всю его жизнь.
Справится человеку с агрессией крайне сложно. Невольно могут проявится признаки поведения такие как бить себя, с истерикой валяется на полу, разбивает кулаки, наносит себе разные раны. Возможно он начнёт разбивать
21
кулаки о стены, ломать вещи тем самым ещё более пугая окружающих его людей. Особо страшна ситуация для окружающих когда он может проявить физическую агрессию.
Проявление приступов агрессии у детей выглядит не менее ужасно. Невольно в жизни мы можем наблюдать элементарно такие сцены как: находясь в магазине ребёнок, лёжа на полу, устраивает агрессивную истерику калеча себя, выпрашивая купить ему что-либо, либо жестокую драку непогодам в детской песочнице. Тем самым доказывая своё лидерство над окружающими. Эта агрессия не только выражение собственных эмоций она явно направлена на получение необходимого результата.
Если нам самим не возможно отчасти контролировать проявление агрессии, то помочь в первую очередь могут взрослые люди окружающие данного человека. Если у подростков проявляется агрессивность биологическим фактором, но это носит массовый характер, то у взрослого человека агрессивное поведение – итог конкретной ситуации будь-то проблемы на работе, усталость, трудности из которых он не видит выхода. Взрослый человек успокоившись оценит ситуацию, найдя выход из сложившейся проблемы, тем самым способствуя снижению агрессии.
Не смотря на то, что большинство учёных рассматривает агрессию как отрицательный фактор, да и мы сами тоже привыкли видеть её с этой точки зрения, у неё есть и свои положительные стороны. Агрессия может стимулировать желание добиться успеха любой ценой, бороться за него всеми силами. Она создаёт мотивацию, которая позволяет работать более усердно, позволяет забыть о том как всё сложится, даёт почувствовать себя более уверенно.
Первое, из определений агрессии, агрессивного поведения и агрессивности становится ясно, что они не идентичны.
Агрессией является не только чувство, которое в нас зарождается по определенным причинам, но и наши действия, приводящие к определенному переживанию, эмоциям. Как известно разные люди в одной и той же ситуации ведут себя по разному. Это происходит по причине разного психоэмоционального данных людей, их уравновешенности, психического состояния на определенный момент. Таким образом, само определение агрессивности это есть ни что иное как свойство нашей личности. Учитывая, что все личности значительно разнообразны, то как следствие их поведение будет различным, даже при
22
одной и той же ситуации, поскольку уровень агрессивности у всех разный. Так, к примеру, один человек спокойный, другой вспыльчивый, агрессивный.
Агрессивное поведение человека есть ни что иное как действия, вызванные состоянием агрессии.
В данном случае опасность такого поведения закладывается из усвоенного, привычного стиля поведения конкретного человека. Именно при воспитании ребенка уже идет закладка (модель) поведения в будущем. Как человеком, еще будучи в детском возрасте, будет воспринята эта модель, так агрессивность будет проявляться во взрослой жизни. Именно по этой причине не допустимо при воспитательном процессе допускать (по возможности ограничивать) влияние материалов, в том числе кинофильмов, мультиков, новостей и.т.д., носящих агрессивных характер. Данные меры необходимо применять во избежание неправильного формирования у ребенка самого представления о правильности поведения.
В целом, факторов, влияющих на возникновение агрессии в поведении огромное количество.
Любопытно, что агрессивность людей различается по гендерному аспекту. Как показали различные научные исследования, мужчины гораздо агрессивнее женщин, и физическая прямая агрессия мужчин проявляется чаще. Женщины при этом более сдержаны и их проявление агрессии косвенно.
Но заметим, что агрессивное поведение не всегда бывает бесполезным. Согласно учению К. Лоренца агрессия животным необходима для сохранения и совершенствования вида, защите не только себя, но и своих сородичей, а также территории, которая приносит пропитание. Данная манера поведения присуща не только животным. Так, женщины при выборе партнёра предпочитают мужчин с более развитыми физическими способностями или на иные, альтернативные преимущества (к примеру деньги). Соответственно мужчинам, для завоевания партнерши приходится так сказать «соревноваться» друг с другом. Но не следует недооценивать женскую агрессию, ведь при определенных сложившихся ситуациях женщина, даже ценой своей жизни, готова постоять за своего ребенка, испытывая агрессию по отношению к "врагу".
23
На основании вышеизложенного можно твердо определить, что агрессия не всегда во всех случаях является злом, а, в той или иной ситуации не имея таковую не возможно будет защититься самому или своих сородичей.
Что касается лидерства.
Лидерство – это способность оказывать влияние на личности и группы, направляя их усилия на достижение целей.
Природа человека тесно связана с феноменом лидерства. Лидерство находит себя среди животных. В стаде всегда есть вожак. Обычно это наиболее сильная и приспособленная особь. Так и сложные социальные группы людей должны иметь лидера. Лидерство заложено в биологической природе человека.
Лидерство – это способ, образ, стиль жизни. Эти люди счастливы тогда когда находятся в стремительном бешеном движении. Им жизненно необходимо чувство огромной скорости. Лидеры используют все свои силы для движения к назначенной цели. Желание большего ведет их вперёд. Даже совершая ошибки, они стремятся врёд. Лидер и отдых – не совместимы. Иногда кажется, что ему необходимо всё: давление окружения, ложь, плохая погода, предательство коллеги всё это только укрепляет в лидере стремление для постановки новых целей.
Но и в плюсах, есть свои минусы. Он тяжело находит общие темы с другими людьми. Ему не интересно с ними. Он может внешне показывать свой интерес к вашей проблеме, к вашему мнению, но при этом постарается побыстрей удалится. У него просто нет на это времени. Ему не нужно знать мир окружающих его людей, он торопится создать свой мир. И чем масштабнее его цели, тем больше он объединит вокруг себя людей именно тех, которых он задействует в своих интересах. Общение со всеми людьми как с равными, дают ему партнерские отношения.
Чувство реакции у лидера высокое. Ему важно работать на свой опыт. Старый опыт для него не пример. Он получает свой навык, только делая что-то. Необходимость ловить момент, обгоняя других опытных людей, но имеющих смешной доход.
Лидер с уважением относится к чужому времени, если есть договорённость среди партнёров, он всегда держит слово. У него нет отговорок на
24
обстоятельства, всегда найдёт решение и в нужное время. Он сразу замечает тех, кто не выполняет договорённость. Такие люди сразу исчезают из его окружения. Быстрое принятие решения – его успех. Бывают моменты, когда лидер остаётся в одиночестве. Может показаться, что люди не понимают его и может даже смеются над ним. Быть успешным лидером это значит заниматься любимым делом, относясь к нему щепетильно, очень долго, но делать это с удовольствием. Получать энергию можно из любимого дела, только так можно достигнуть позиции успешного лидера!
Лидерство определяется как тип управленческого взаимодействия, основанного на более эффективном для определенной ситуации сочетания различных источников власти, направляющий людей на побуждение достижения определенных общих целей. Из данного определения следует, что лидерство есть функция лидера, последователей и ситуационных переменных.
Принуждение и сила лидера зачастую влечет воодушевление. Лидерские способности влияния на людей дает возможность использования власти и получения авторитета в своем круге общения.
Лидерство основано на определенных потребностях сложно организованных систем, а именно самоорганизация, упорядочение поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности. Такая упорядоченность достигается благодаря вертикальному и горизонтальному распределению функций, и выделению управленческой функции, осуществляющих ее структур. Лидер и выступает вершиной такой управленческой пирамиды.
Четкость лидирующих позиций зависит от типа общности, составляющей систему, а также ее взаимоотношений с окружающей средой. В системах, с низкой групповой интеграцией и высокой степенью автономии и свободы различных элементов и уровней организации, лидерские функции выражены слабо. При усилении потребностей системы, самих людей в сложно организованных коллективных действиях, а также осознания этих потребностей, функции лидера и его структурное обособление повышаются.
В малых группах, которые основываются на непосредственных контактах их членов, институциализация лидирующих позиций может не происходить. В данном случае выдвигаются индивидуальные качества личности, способности объединить людей и повести за собой. В объединениях крупных, эффективность коллективных действий которых требует