Файл: Изучение агрессии и лидерства в отечественных и зарубежных исследованиях.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 169
Скачиваний: 1
Агрессия у подростков – наиболее типичное явление подросткового кризиса. Агрессия подростков – это закономерное и естественное явление, хоть зачастую и не приятное для самих родителей. Совсем избежать подростковой агрессии невозможно, ведь переходный возраст — это время не только психологических, но и физиологических изменений в организме. Но родители в это время могут свести проявления подростковой агрессии к минимуму, чтобы ребенок не причинил вред себе и окружающим. Но к сожалению не всем это удаётся. С каждым днем увеличивается число подростков с агрессивным поведением. Алкоголизм, нарушение общественного порядка, наркомания, вандализм, всё это следствия подростковой агрессии. Рост агрессивности среди молодежи прежде всего связан с общей социальной напряженностью. Существует большое количество работ, посвященных проблеме отклоняющегося поведения. Однако существующие профилактики не до конца устраняют проблемы связанные с девиантным поведением подростков.
1.2. Изучение агрессии в отечественных и зарубежных исследованиях
Российский психолог и специалист в области социальной и педагогической психологии Артур Александрович Реан при анализе различает виды агрессии, выделяет« спонтанную агрессию» и «реактивную агрессию». Он считает, что агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию препятствие агрессору в достижении целей) и сопровождается эмоциональным состоянием гнева, ненависти, враждебности. Это так называемая - реактивная агрессия и её разные проявления. Но не будем забывать, что от нее отличается враждебная агрессия, которая характеризуется намерением нанести вред другому. Спонтанная агрессия - подсознательная радость, личность испытывает её наблюдая трудности других. Ему доставляет удовольствие демонстрировать окружающим их ошибки. Это спонтанное желание испортить кому-то настроение, разозлить, «поставить в тупик» своим вопросом или ответом. По данным А. А. Реан, У 53% подростков наблюдается высокий уровень спонтанной агрессии, только у 9% низкий, у остальных средний.
Реактивная агрессия - это проявление агрессивности при взаимодействии, при общении, возникающее в качестве типичной реакции. Эти люди отличаются недоверчивостью, злопамятностью. Личность - конфликтная, эмоционально неустойчивая, проявляет агрессивность в отстаивании своих интересов. Реактивная агрессия высокого уровня выявлена у 47% подростков, низкого уровня только у 4%.
Изучая объяснении феномена агрессивности, А. А. Реан выделяет 5 базовых направлений:
-инстинктивистская теория агрессии (3. Фрейд, К. Лоренц и Др.);
-фрустрационная (Дж. Доллард, Н. Миллер и др);
-теория социального научения (А. Бандура);
-теория переноса возбуждения (Д. Зильманн и др.);
-когнитивные модели агрессивного поведения (Л. Берковец и др.).
Борис Борисович Бойко включил в формы агрессивности - адаптивную агрессию и патологическую агрессию. Адаптивная агрессия - стиль поведения, соответствующий стереотипам, выработанный в конкретной среде и микросоциуме. Патологическая агрессия - обусловлена каким-либо
8
психическим недоразвитием или расстройством.
Учитывая то, что проявления агрессии у людей разнообразны, довольно полезным оказывается ограничить изучение подобного поведения рамками теории, предложенными Михаилом Яковлевичем Басом. По его мнению, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая - вербальная, активная - пассивная и прямая - непрямая.
Большинство проявлений агрессии разными наблюдателями объясняется, как обязательно требующее коррекции поведение человека. Также выделяются следующие проявления агрессии:
1. Болезненные проявления агрессии (гнев, неуправляемые вспышки ярости);
2. Физические, словесные и другие виды агрессии, связанные с усвоением норм и правил, недопустимые для общества;
3. Виды агрессии, связанные с недостаточной сформированностью собственных средств самоуправления в действиях и поступках (недостаточная обученность и воспитанность);
4.Все виды действий, которые одними наблюдателями объясняются, как у других наблюдателей связываются с проявлениями активности, настойчивости.
Роберт Бэрон и Дебора Ричардсон выделяют следующие основные факторы агрессии: социальные (фрустрация, вербальное и физическое нападение), внешние (жара, шум, теснота) и индивидуальные (личность, установки, гендер). Агрессия, никогда не возникает неожиданно. Она может появиться в результате различных межличностных взаимодействий и провокаций. Причем и вербальная, и невербальная провокации могут в ответ вызвать физические действия. Особенности жизненного уровня, в котором находится человек, также повышают или снижают вероятность возникновения агрессии. Кроме того, большую роль в появлении агрессивных реакций играют индивидуальные особенности человека. Среди «нормальных» личностей более агрессивными являются люди раздражительные, с явно выявленной враждебностью, с высоким уровнем локус-контроля.
3игмунд Фрейд видит связь агрессивности ребенка со стадиями сексуального развития. Представитель теории инстинктов Конрад Лоренц, как и 3. Фрейд, считает, что человеку не дано справиться со своей агрессивностью, ему необходимо направлять её в нужное русло. А согласно Джону Долларду, агрессия представляет собой реакцию на фрустрацию.
9
Теоретики социального учения, напротив, утверждают, что чем чаще человек совершает агрессивные действия, тем чаще эти действия становятся стабильной частью его поведения. В этом большую роль играют родители, которые на своём примере могут обучить ребенка к проявлению агрессии.
2. Лидерство
2.1 Понятие и типы лидерства в психологии
Лидерство – естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы.
Лидерство встречается везде, где есть стабильный коллектив людей. Лидерство есть неформальное явление, оно является символом эмоционально-психологической общности группы и главным образцом поведения для её членов. Кричёвский отмечает, что роль лидера возникает стихийно, её нет в штатных расписаниях лидерство – феномен психологический, тогда как руководство – социальный.
Лидерство заложено в биологической природе человека. Протолидерство имеется у животных которые ведут стадный образ жизни, например обезьяны, волки). У них всегда есть вожак – более сильная и решительная особь руководящая стаей.
С первобытных времён люди занимаются совместным трудом, поэтому их деятельность носит общественный характер и ею необходимо управлять. Нуждается в управлении каждый совместный труд, тем более если он в сравнительно крупных масштабах. Характер социального управления постоянно усложнялся. В начале управления первобытной общины, состоящий из старейшины, вождя, совета и некоторых других институтов (религия, обычаев, традиций, ритуалов) была намного проще механизма управления общества в настоящее время. В наше структура и функции государства несравнимы по сложности с управления первобытных племен.
Принцип деятельности лидера – дать людям тот счастливый мир в котором живёт он сам. Лидеру свойственно собирать вокруг себя большое количество людей. Но и у него есть слабые места - нежелание уступать. В результате появление завистников неизбежно. Дело в том, что лидер сам по себе человек творческий и гибкий. Он способен быстро переключаться, не имея препятствий для создания чего-то нового. Лидер человек целеустремлённый, 10
а целеустремлённость подразумевает последовательность. Он может выстроить чёткий план с промежуточными целями так, чтобы они привили его к глобальной. И от одной цели он будет идти к другой, пока не достигнет главного, желаемого итога.
Лидерство – должно быть как образ, способ жизни. У него определённые увлечения, свой круг общения, свой отличающийся от других образ жизни. Семья для него – главная ценность, но только как тыл или вдохновение. Часто лидерство и семья несовместимые понятия. Этот человек слишком занят на достижении своей мечты и не видит больше ничего вокруг.
Если женщина не имеет лидерских навыков, то вряд ли она сможет стать авторитетом для своих детей. Да и дети скорее всего могут перенять её жизненную позицию. Женщина должна уметь сочетать в себе женственность и лидерство. Ведь создать лидера может только лидер собственным примером.
Лидерство – это влияние на других людей (В. Кац, Л. Эдингер), но не любое, а отвечающее следующим условиям:
а) постоянство влияния;
б) широта влияния;
в) явный приоритет во влиянии;
г) признание правомерности.
Сточки зрения значимости решаемых задач выделяют основные типы лидерства:
1) бытовой тип лидерства – наблюдается в семье, школьных и студенческих группах;
2) социальный тип лидерства – различные общества, в профсоюзных движениях;
3) политический тип лидерства – примерами могут послужить общественные деятели.
Основной связью всех этих типов является то, что это «люди, которые способны выявить всё лучшее в других». Влияние лидера зависит от ситуации. Важное значение имеет не хорошая физическая подготовка или высокий интеллект, а склонность к доминированию, умение проявлять инициативу. Роль лидера заключается в том, чтобы уметь сосредотачивать
11
внимание других, находить к каждому свой подход, предлагать решения. Он должен быть тем человеком, по отношению к группе, который будет рассматриваться как её зеркало.
В теориях лидерства можно выделить два подхода с опорой на личные качества лидера: поведенческий и ситуационный.
Согласно поведенческой теории лидерства эффективность лидера зависит не от его личных качеств, а прежде всего, от его манеры поведения с подчиненными. Существует также классификация типов лидерства по стилям руководства. Здесь допускается существование трех основных типов лидеров:
- авторитарный - характерно твёрдое, самоличное принятие решений, касающихся группы, очень слабый ослабленный интерес к работнику как к личности.
- демократический - стремится к выработке определённых решений, демонстрируя при этом интерес к неформальной человеческой точки зрения отношений.
-нейтральный (анархический) - характерна абсолютная безучастность в делах коллектива.
Ситуационной теории лидерства - руководитель должен взаимодействовать с группой, определяя основную проблему, при этом проявляя гибкость характера, прислушиваясь и принимая поддержку подчиненных. Основной принцип для ситуационного руководства — равномерное сочетание лидером нескольких уровней: обозначение сути задачи; направленность на отношение с группой; выявление готовности команды для решение поставленной задачи.
Внешность лидера является довольно важным параметром. Но как должен выглядеть лидер? Представление таких физических качеств как высокий рост, сила не подтвердилась. Наоборот, часто лидером бывает человек небольшого роста и малой физической силы. Но всё же внешне лидеров объединяет одно – это аккуратный и ухоженный внешний вид.
Какими качествами и чертами должен обладать лидер предполагается в Теории лидерских черт. Суть теории состоит в объяснении феномена лидерства через выдающиеся личностные качествами человека, которые делают их более подходящими для лидерства. Один из создателей теории
12
черт Эмори Богардус отмечал, что «превосходящие интеллектуальные
дарования доставляют личности выдающееся положение рано или поздно».
В этом направлении было проведено множество исследований. В результате список лидерских качеств был безмерно велик. Тогда Ральф Стогдилл в 1948 г. и Ричард Манн в 1959 г. попытались обобщить и сгруппировать все ранее выявленные лидерские качества. Так, Стогдилл пришел к выводу, что в основном пять качеств характеризуют лидера:
- Ум или интеллектуальные способности.
- Господство или преобладание над другими.
- Уверенность в себе.
- Активность и энергичность.
- Знание дела
Однако эти качества всё равно не объясняли до конца природу лидера и многие люди обладавшие этими качествами так и оставались просто последователями.
Лидера создают последователи. По этой аналогии объясняет теорию лидерства теория конституентов (последователей). Достоинством этой теории является рассмотрение лидерства как особенных отношений между лидером и группой. Лидер находится в сильной зависимости от своей группы, поэтому должен выражать их взгляды, интересы, должен уметь понять, когда лучше пойти на компромисс. В соответствии лидер может выстраивать структуры обратного воздействия на них.