Файл: Диплом автоматизации планирования грузоперевозочных рейсов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Проектирование информационных систем

Добавлен: 25.10.2018

Просмотров: 4857

Скачиваний: 36

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Осуществление грузоперевозки (функция расположена на диаграмме первого уровня) производится точно также как и в существующей технологии управления. Каждому водителю выдается задание, в котором указывается маршрут, груз и прочие параметры. Для контроля параметров рейса используется все та же система «АвтоГРАФ».

Завершающий этап управления грузоперевозками — закрытие рейсов (Рисунок 2.5). Ввод фактических затрат в программу (ЭИС) осуществляется на основании данных о рейсах, полученных после их выполнения. Фактические затраты предназначены для их сравнения с плановыми показателями. Результаты сравнения позволят оценить эффективность работы самой ЭИС, а также выявить отклонения по вине исполнителей (водителей). А для того, чтобы точно определить, где ошиблась ЭИС, а где имели место нарушения, можно использовать систему «АвтоГРАФ» для проверки соответствия реального маршрута плановому. Присваивание выполненным рейсам статуса «завершен» используется для того, чтобы не путать выполненные рейсы с текущими. После того, как рейс получает статус «завершен», данные по нему попадают во все отчеты, выводимые ЭИС — функция «формирование отчетов по рейсам».

Рисунок 2.5 — Детализация функции «закрытие рейсов»

    1. Описание обеспечивающих подсистем ЭИС

      1. Информационное обеспечение

        1. Информационная модель и ее описание

Для построения концептуальной (высокоуровневой) модели данных можно воспользоваться методологией разработки ER-моделей. ER-модель (от англ. entityrelationship model, ERM) — модель данных, позволяющая описывать концептуальные схемы предметной области. Для разрабатываемой ЭИС предметной областью будет являться одна из задач управления грузоперевозками — их планирование.

ER-модель представляет собой формальную конструкцию, которая сама по себе не предписывает никаких графических средств её визуализации. В качестве стандартной графической нотации, с помощью которой можно визуализировать ERмодель, была предложена диаграмма «сущность-связь» [2.1].

В процессе анализа предметной области планирования грузоперевозок и проектирования ЭИС была разработана ER-модель, выраженная в виде диаграммы «сущность-связь» (Рисунок 2.6) [2.2].

Рисунок 2.6 — ER-модель для рассматриваемой предметной области

Основной сущностью для рассматриваемой предметной области является «рейс». Для того чтобы однозначно идентифицировать рейс используется дополнительный атрибут «идентификатор». Каждому рейсу соответствуют определенные водители и автотранспортное средство, также представляющие из себя отдельные сущности. Кроме того, каждый рейс сопровождается определенными издержками, которые можно подразделить на два класса:

  1. Издержки, связанные с выполнением заявок от клиентов.

  2. Косвенные издержки, возникающие, например, при отправлении из автотранспортного предприятия и достижении первой указанной в заявке точки маршрута.


Первый вид издержек будет рассчитываться по каждой заявке, второй будет относиться на дополнительные издержки рейса, являясь одним из его свойств. Второй вид издержек вынесен в отдельную сущность «косвенные издержки рейса», так как в процессе планирования рейса данные о ней (ее атрибуты) будут обновляться намного чаще, чем данные по рейсу (такие как дата создания, водители, комментарии и прочее).

Непосредственно с рейсами связаны заявки от клиентов, представленные отдельной сущностью «заявка». У заявки есть несколько специфичных атрибутов, таких как:

  • затраты на страхование — при перевозке дорогостоящих грузов нужно свести к минимуму риск его порчи, поэтому здесь не обойтись без услуг страховой компании. Данный атрибут отражает затраты на ее услуги;

  • ожидаемая выручка — выручка, которую предприятие планирует получить от реализации услуг по грузоперевозке.

В каждой заявке клиента указывается маршрут движения, состоящий из нескольких точек погрузки или разгрузки груза. Для хранения информации о них используется сущность «точка маршрута», содержащая следующие атрибуты:

  • заявка — идентификатор заявки;

  • идентификатор — собственный идентификатор точки маршрута;

  • пункт — собственно, сама точка погрузки или разгрузки с определенным адресом и координатами. Является ссылкой на сущность «пункт»;

  • «погрузка/разгрузка» — тип точки маршрута;

  • «груз» — ссылка на сущность «груз»;

  • масса и объем груза — основные характеристики груза.

Себестоимость заявок на грузоперевозку вынесена в отдельную сущность «себестоимость заявки» также как и «косвенные издержки рейса», вследствие более частого обновления данных о ней. Как можно заметить, атрибуты этих сущностей почти полностью совпадают, за исключением дополнительного атрибута «страхование» в себестоимости заявки и первичных ключей. Атрибут «страхование» дублирует атрибут «затраты на страхование» сущности «заявка» в целях оптимизации запросов к информационной базе, а также для независимого обновления себестоимости заявки. Атрибут «план/факт», входящий в обе сущности, является перечислением с двумя значениями «план» и «факт», и предназначен для возможности вести раздельный учет планируемой и фактической себестоимости.

Для того чтобы связать рейсы с заявками, была введена еще одна сущность — «заявки рейса». Ее атрибутами являются ссылки на рейс и заявку клиента, что позволяет установить между рейсом и заявками связь вида «один ко многим», то есть каждому рейсу будет соответствовать одна и более заявок.

Все остальные сущности, не рассмотренные выше, составляют справочники для хранения различного рода информации.

Сущность «клиент» предназначена для хранения информации обо всех юридических или физических лицах, являющихся клиентами рассматриваемого предприятия.


Сущность «пункт» предназначена для хранения информации обо всех пунктах, которые могут являться точками маршрута в заявках. У данной сущности есть такие специфичные атрибуты как широта и долгота. Данные атрибуты предназначены для упрощения расчета себестоимости заявок, так как они однозначно определяют положение контрагента на карте. Также вычислить координаты пункта можно и по адресу, но в этом случае придется пожертвовать быстродействием разрабатываемой ЭИС, и кроме того, надежностью (так как адрес может быть неверным, то это может поставить систему в тупиковую ситуацию на момент проведения расчетов по заявкам клиентов). Идеальным вариантом будет ручной ввод адреса при добавлении в информационную базу контрагента и одновременное автоматическое вычисление координат по этому адресу, что исключает ошибки в дальнейшем.

Сущность «топливо» служит для хранения информации обо всех видах топлива, используемого автотранспортом на рассматриваемом предприятии. Ей логически подчинена сущность «стоимость топлива», тип связи — один ко многим, так как стоимость топлива может различаться в разные промежутки времени.

Аналогично устроены сущности «водитель» и «оплата водителю».

Сущность «груз» содержит такие сведения, как краткое описание перевозимого груза, его характеристики (масса измеряется в тоннах, объем в кубических метрах) и необходимые условия транспортировки — требуется ли наличие рефрижератора (специального трейлера с холодильной камерой) или перевозка при пониженной скорости движения. Данные параметры непосредственно влияют на себестоимость заявок.

Сущность «автомобиль» предназначена для хранения данных об автотранспортных средствах предприятия. Помимо наименования, даты ввода в эксплуатацию и других свойств, у нее также имеются такие специфичные атрибуты, как:

  • базовый расход топлива — показывает, сколько топлива расходует автомобиль при движении в снаряженном состоянии, но без трейлера и груза. Измеряется в литрах на сто километров пути;

  • расход топлива на прицеп — показывает, сколько топлива расходуется на дополнительную массу трейлера при движении, измеряется в литрах на сто тонно-километров;

  • расход топлива на транспортную работу — показывает, сколько топлива израсходует автомобиль при перевозке одной тонны груза на расстояние сто километров. Измеряется в литрах на сто тонно-километров.

  • начальный пробег — пробег автомобиля на момент ввода данных о нем в разрабатываемую ЭИС;

  • амортизационные отчисления — отчисления на амортизацию автотранспортного средства за каждые сто километров пробега, используется при расчете себестоимости перевозки.

Таким образом, после проведения анализа предметной области — деятельности по планированию грузоперевозок — была получена информационная модель, позволяющая выделить ключевые сущности рассматриваемой предметной области и обозначить связи, которые могут между ними устанавливаться.


        1. Используемые классификаторы и система кодирования

Кодирование — это процесс присвоения условных обозначений объектам и классификационным группам по соответствующей системе кодирования.

Система кодирования — это совокупность правил обозначения объектов классификационных группировок.

Для следующих сущностей, рассмотренных в предыдущем пункте, используется порядковая система кодирования:

  • автомобиль;

  • топливо;

  • заявка;

  • пункт;

  • клиент;

  • рейс;

  • груз;

  • водитель.

Порядковая система кодирования заключается в последовательном присвоении каждому элементу номера его порядка, то есть в кодировании информации натурального ряда в порядке расположения элементов [2.3]. Присвоение числового кода новому элементу осуществляется автоинкрементно, то есть каждый следующий числовой код равен сумме предыдущего кода и единицы.

Себестоимость заявок и накладные расходы рейса классифицируются по типу затрат, которые могут быть плановыми или фактическими, и, таким образом, классификатор представляет из себя перечисление с двумя элементами: «план» и «факт».

Аналогично классифицируются детали маршрута заявки по виду работ — погрузочные или разгрузочные, классификатор является перечислением и состоит из двух элементов: «погрузка» и «разгрузка».

        1. Характеристика нормативно-справочной и входной информации

В разрабатываемой ЭИС основной входной информацией являются заявки от клиентов на грузоперевозку (Приложение Б, Рисунок Б.6). Данный документ хранится в информационной базе в виде сущности «заявка» и связанных с ней отношением «один ко многим» сущностей «детали маршрута заявки». Частота возникновения документа — несколько раз в день.

Документ содержит следующие реквизиты:

  • номер — проставляется автоматически, уникален для каждого документа;

  • дата — дата и время, когда был создан документ. Реквизит предназначен для отображения списка документов в хронологическом порядке и исключения путаницы при планировании рейсов;

  • затраты на страхование — денежная сумма, направляемая на страхование груза для минимизации рисков, поле не обязательно для заполнения (по умолчанию заполняется нулем);

  • ожидаемая выручка — стоимость услуги грузоперевозки по соглашению с клиентом;

  • контрагент — клиент, подавший заявку.

Кроме основных реквизитов, в документе также присутствует табличная часть с описанием деталей маршрута. Число строк в ней может быть от двух до бесконечности. Каждая строка табличной части содержит следующие (обязательные для заполнения) поля:

  • пункт назначения. Пункт назначения является контрагентом (это может быть, например, торговая точка или склад). Маршрут состоит из нескольких связанных между собой точек на земном шаре, пункт назначения характеризует каждую такую точку. Для указания точного расположения пункта необходимо и достаточно знать его географические широту и долготу;

  • тип пункта — погрузка или разгрузка груза. Если пункт является первым в маршруте, то его тип однозначно будет «погрузка», если же он последний — его тип «разгрузка»;

  • дата и время прибытия — дата и время прибытия в пункт назначения;

  • груз — перевозимый груз. Если тип пункта «погрузка», то «груз» является грузом, который должен быть погружен и готов к перевозке в следующий пункт. Если пункт является пунктом разгрузки, то это означает, что груз должен быть уже доставлен и разгружен;

  • масса груза — масса груза в тоннах, используется при расчете величины транспортной работы, которую необходимо совершить для осуществления грузоперевозки;

  • объем груза — объем груза в кубических метрах. Используется только для более полного фиксирования параметров груза в информационной базе.


Таким образом, документ заявки на грузоперевозку отражает все детали, необходимые для планирования рейсов и расчета их себестоимости. Ранее названные его поля и реквизиты, такие как контрагент, пункт назначения (по сути, пункт является сущностью «контрагент») и груз являются элементами соответствующих им справочников, подробно рассматриваемых далее.

Справочник «контрагенты» хранит нормативно-справочную информацию по всем контрагентам предприятия. Данные справочника обновляются нечасто, новые элементы появляются тогда, когда предприятию поступает заявка на грузоперевозку от нового контрагента. Экранная форма элемента справочника «контрагенты» (Приложение Б, Рисунок Б.2) содержит следующие реквизиты:

  • наименование — наименование контрагента;

  • телефон — контактный телефон контрагента, поле не обязательно для заполнения;

  • адрес — адрес контрагента;

  • широта и долгота — географические координаты контрагента. Так как ввод данных координат утомителен для пользователя, то на экранной форме предусмотрена кнопка для автоматического заполнения на основании введенного адреса.

Справочник «грузы» хранит нормативно-справочную информацию по всем видам грузов, перевозка которых осуществляется предприятием. Данные этого справочника обновляются несколько чаще, чем справочника «контрагенты», так как новые виды грузов появляются чаще, чем контрагенты. Экранная форма элемента справочника «контрагенты» (Приложение Б, Рисунок Б.5) содержит следующие реквизиты:

  • наименование — краткое описание груза;

  • ограничение скорости движения при перевозке — для некоторых типов грузов может потребоваться более «бережная» транспортировка;

  • опасный груз — дополнительная характеристика груза, используется только для учета;

  • перевозить в рефрижераторе — реквизит показывает, нужен ли рефрижератор для перевозки груза. Рефрижератор — прицеп с теплоизолированным (изотермическим) фургоном, снабженный холодильной установкой или теплопоглощающими материалами, поддерживающими в грузовом отсеке заданный температурный режим.

Кроме справочников контрагентов и грузов также нужны справочники по автомобилям, видам топлива, водителям, которые потребуются на этапе планирования рейсов.

Справочник автомобилей хранит нормативно-справочную информацию по всем автомобилям предприятия, которые используются для осуществления грузоперевозки. Частота появления новых элементов справочника зависит от частоты поступления новых автомобилей. Справочник автомобилей спроектирован на основе сущности «автомобиль», рассмотренной в предыдущем пункте. Экранная форма данного справочника (Приложение Б, Рисунок Б.1) содержит следующие реквизиты:

  • наименование — название автомобиля, предназначено для того, чтобы отличить его от множества других автомобилей предприятия;

  • дата ввода в эксплуатацию — используется при расчете себестоимости рейса. Для автомобилей, находящихся в эксплуатации определенное число лет, устанавливается дополнительная надбавка к расходу топлива;

  • начальный пробег — пробег автомобиля на момент ввода информации о нем в разрабатываемую ЭИС;

  • государственный регистрационный номер — используется как дополнительная характеристика к наименованию автомобиля. Реквизит не обязателен для заполнения;

  • амортизационные отчисления — отчисления на амортизацию автотранспортного средства за каждые сто километров пробега, используется при расчете себестоимости перевозки;

  • используется — признак того, что автомобиль находится в активной эксплуатации;

  • тип топлива — используемый автомобилем тип топлива;

  • базовая норма, нормы расхода топлива на прицеп и на транспортную работу подробно рассматривались в предыдущем пункте, поэтому их описание здесь не приводится.