Файл: Диплом автоматизации планирования грузоперевозочных рейсов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Проектирование информационных систем

Добавлен: 25.10.2018

Просмотров: 4856

Скачиваний: 36

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Справочник типов (видов) топлива непосредственно связан со справочником автомобилей и, кроме того, используется при расчете стоимости топлива в процессе планирования рейсов. Новые элементы справочника будут добавляться лишь в очень редких случаях, но изменение стоимости уже введенных типов топлива, как предполагается, будет производиться регулярно. Экранная форма элемента справочника (Приложение Б, Рисунок Б.4) содержит единственный реквизит — наименование (наименование типа топлива, например, «бензин АИ-95») и одну табличную часть, хранящую историю изменений стоимости топлива. В табличной части фиксируется стоимость и дата, на которую она установлена. Источник поступления информации о стоимости топлива — данные от поставщиков топлива, автозаправочных станций.

Справочник «водители» хранит нормативно-справочную информацию обо всех водителях автотранспорта, работающих на предприятии. Частота возникновения нового элемента (или удаления существующего) в данном справочнике зависит от частоты приема на работу новых водителей (или их увольнения). Экранная форма элемента справочника (Приложение Б, Рисунок Б.3) содержит единственный реквизит — «Ф.И.О.» и табличную часть, содержащую сведения о тарифных ставках почасовой оплаты труда водителя.

Так как комплексный расчет зарплаты достаточно сложен, то используется его упрощенный вариант — в зависимости от отработанных часов. Впрочем, для расчета плановой себестоимости этого более чем достаточно. Суть данного метода расчета зарплаты заключается в умножении количества времени, затрачиваемого на рейс, на почасовую ставку, при этом затрачиваемое время является частным от деления протяженности маршрута на среднюю скорость движения, задаваемую в параметрах программы.

Таким образом, все рассмотренные справочники являются дополнительной входной информацией, являющейся «внутренней» для ЭИС, так как используются для облегчения ввода данных, например, по заявкам (для сравнения, заявки являются внешней входной информацией, в них содержится описание и грузов, и контрагентов, а справочники позволяют организовать повторное использование этих описаний). Кроме того, использование единой входной нормативно-справочной информации обеспечивает сопоставимость данных по выходной информации — отчетам, подробно рассматриваемым в следующем пункте.

        1. Характеристика результатной информации

Результатная информация является одним из важнейших информационных потоков в разрабатываемой ЭИС и представлена в виде разнообразных отчетов.

Главными отчетами в разрабатываемой ЭИС являются отчет по плановой себестоимости заявки и отчет по плановой себестоимости рейса.

В отчете по плановой себестоимости заявки (Приложение В, Рисунок В.1) содержится следующая информация в шапке печатной формы:


  • номер, дата и время заявки;

  • клиент и его адрес (который был указан в заявке);

  • общая длина маршрута — рассчитывается как сумма расстояний всех отрезков маршрута, указанного в заявке;

  • общая масса перевозимого груза — суммируется масса груза, указанная для всех отрезков маршрута с типом «погрузка».

Также в отчете содержится таблица со статьями затрат. Для каждой статьи затрат указывается ее наименование, единица измерения и величина самих затрат. Статьи затрат зафиксированы в программном коде ЭИС и не могут изменяться. Данные по величине затрат рассчитываются на основании сведений из заявки, для расчета наиболее сложных величин используются формулы и алгоритмы вычисления, рассмотренные в пункте 2.2.2.

Отчет по плановой себестоимости рейса (Приложение В, Рисунок В.2) представляет в наглядном виде результаты расчета себестоимости рейса, которая делится на следующие составляющие:

  1. Сумма плановой себестоимости заявок, входящих в рейс.

  2. Накладные (косвенные) расходы, связанные с отправлением из начальной точки (базы, автотранспортного предприятия), подъездом к первой точке заявки, перемещением между конечной точкой одной заявки и начальной точкой следующей заявки, возвращением на базу.

Накладные расходы рассчитываются также как и себестоимость заявки, с той лишь разницей, что маршрут (по которому производится расчет) формируется автоматически (при этом используются данные о начальных и конечных точках заявок).

Также одним из важных отчетов в разрабатываемой ЭИС является краткосрочный план бюджета. Бюджетный план — это план на определенный период в количественных (обычно денежных) показателях, составленный с целью эффективного достижения стратегических ориентиров [2.4].

Печатная форма бюджетного плана (Приложение В, Рисунок В.3) совмещает в себе плановые и фактические показатели, а также величину отклонения плановых показателей от фактических, выраженную в процентах.

Группа расходов состоит из следующих статей:

  • топливо;

  • зарплата водителям;

  • амортизационные отчисления;

  • страхование грузов; прочие.

Группа доходов состоит из одной статьи — доход от выполнения заявок, основной деятельности предприятия.

Следует отметить, что план бюджета и перечисленные выше отчеты показывают данные лишь по основной деятельности и не учитывают расходы на управляющий персонал, вспомогательное производство и прочее.

Отчет о пробеге автотранспортных средств (Приложение В, Рисунок В.4) является вспомогательным и отображает данные о пробеге за выбранный период.

Отчет о рентабельности автотранспорта (Приложение В, Рисунок В.5) также является вспомогательным и отображает данные о рентабельности автотранспорта за выбранный период. Данные представлены в виде таблицы, рентабельность представляет собой частное от деления прибыли на доходы от деятельности.


План-фактный отчет об издержках рейсов (Приложение В, Рисунок В.6) служит для возможности сопоставления плановых и фактических показателей, накопленных за определенный промежуток времени.

      1. Математическое обеспечение

Все методы формализации задач управления, в том числе и те, на основе которых строится рациональная эксплуатация технического обеспечения информационных систем, принято называть математическим обеспечением.

Математическое обеспечение — совокупность математических методов, моделей, алгоритмов обработки информации, используемых при решении задач в информационной системе (функциональных и автоматизации проектирования информационных систем) [2.5].

Основной задачей, решаемой с помощью разрабатываемой ЭИС, является расчет себестоимости рейса при планировании рейсов. Для решения данной задачи требуется вычислить примерный (нормативный) расход топлива. Для этого в разрабатываемой ЭИС будет использоваться следующая формула:

Qн 0,01(HsanS + Hw W)(1 + 0,01D),

где Qн — нормативный расход топлива, л;

S — пробег автомобиля, км;

Hsan — норма расхода топлива на пробег автомобиля в снаряженном состоянии без груза, л/100 км;

Hw — норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 т.км (т.км — тонно-километров);

W — объем транспортной работы, т.км;

D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

Норма расхода топлива на пробег автомобиля или автопоезда в снаряженном состоянии без груза рассчитывается по следующей формуле:

Hsan = Hs + Hg Gпр,

где

Hsan — базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля в снаряженном состоянии, л/100 км;

Hg — норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или

полуприцепа, л/100 т.км;

Gпр — собственная масса прицепа или полуприцепа, т.

Объем транспортной работы рассчитывается по следующей формуле:

W = Gгр Sгр,

где Gгр — масса груза, т;

Sгр — пробег с грузом, км.

Полную себестоимость грузоперевозки можно вычислить, используя следующую формулу:

C=Qнд+T Cчв+S A+I+O,

где Qнд — расход топлива в денежном выражении, руб.;

T — затраты времени, ч;

Счв — размер почасовой тарифной ставки водителя (водителей), руб./ч;

S — пробег автомобиля, км;

А — величина амортизационных отчислений на каждые 100 км пробега;

I — затраты на страхование груза; О — прочие затраты.

      1. Техническое обеспечение

Техническое обеспечение — это комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, a также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы [2.6]. Документацией оформляются предварительный выбор технических средств, организация их эксплуатации, технологический процесс обработки данных, технологическое оснащение.


Сложились две основные формы организации технического обеспечения (формы использования технических средств): централизованная и частично или полностью децентрализованная [2.7].

Централизованное техническое обеспечение базируется на использовании в информационной системе мощных серверов и вычислительных центров. Децентрализация технических средств предполагает реализацию функциональных подсистем на персональных компьютерах непосредственно на рабочих местах.

Наиболее перспективным подходом является частично децентрализованный подход — организация технического обеспечения на базе распределенных сетей, состоящих из нескольких персональных компьютеров и сервера для хранения баз данных, общих для любых функциональных подсистем, и именно такой подход используется в разрабатываемой ЭИС.

Техническое обеспечение по своему составу и функциональным возможностям делится на:

  1. Средства вычислительной техники.

  2. Средства коммуникационной техники.

  3. Средства организационной техники.

Средства вычислительной техники включает в себя компьютеры и периферийное оборудование, такое как принтеры, сканеры, устройства ввода информации и прочие.

Для функционирования разрабатываемой ЭИС требуются несколько клиентских компьютеров (по числу пользователей) и сервер для размещения базы данных (базу данных можно разместить и на одном из клиентских компьютеров, но при этом возможно снижение ее производительности).

Минимальные требования к аппаратной и программной части клиентских компьютеров представлены в Таблице 2.1, требования к серверу базы данных — в Таблице 2.2.

Таблица 2.1 — Требования к клиентским компьютерам

Компонент

Минимальные требования

Операционная система

Microsoft Windows XP, Vista, 7 и более поздние версии. Для Windows 2000 и XP потребуется дополнительно установить пакет Microsoft .NET Framework версии не ниже 2.0

Процессор

Intel Pentium с тактовой частотой 1500 МГц или аналогичный процессор

Оперативная память

Не менее 512 МБ для Windows 2000, XP и не менее 1024 МБ для Windows Vista, 7

Жесткий диск

Не менее 100 МБ свободного места (для установки программного обеспечения)

Видеоподсистема

Разрешение экрана 1024х768, 16-битный цвет

Таблица 2.2 — Требования к серверу

Компонент

Минимальные требования

Операционная система

Операционная система семейства Unix или операционные системы Microsoft Windows 2000, XP, Server 2003, Vista, Server 2008, 7 и более поздние версии.

Дополнительное программное обеспечение

СУБД MySQL версии 5.0 и выше

Процессор

Intel Pentium с тактовой частотой 2000 МГц или аналогичный процессор

Оперативная память

Не менее 1024 МБ для Windows XP, Server 2003 и Unixсистем; не менее 1536 МБ для Windows Vista, Server 2008, 7

Жесткий диск

Определяется объемом базы данных, но не менее 200 МБ

Видеоподсистема

Не требуется


Коммуникационная техника предназначена для реализации технологий передачи информации. Для функционирования разрабатываемой ЭИС необходимо выполнение следующих условий:

  • наличие доступа в Интернет;

  • наличие локальной сети между клиентскими машинами и сервером базы данных.

Средства организационной техники предназначены для автоматизации и механизации управленческой деятельности, к ним относятся носители информации, принтеры, сканеры и другое оборудование. Из этих средств для разрабатываемой ЭИС требуется только принтер для вывода отчетов.

    1. Экономические параметры разработки и внедрения ЭИС

      1. Планирование и контроль выполнения работ

Для планирования сроков выполнения работ составим календарный планграфик выполнения работ.

Процесс разработки ЭИС включает следующие этапы:

  1. Предпроектный анализ.

  2. Проектирование ЭИС.

  3. Разработка ЭИС.

  4. Тестирование ЭИС.

Предпроектный анализ делится на следующие работы:

  1. Анализ предметной области.

  2. Построение модели «Как есть» существующей технологии управления.

  3. Выявление недостатков существующей технологии управления.

  4. Постановка задачи на разработку ЭИС.

Проектирование ЭИС также делится на следующие работы:

  1. Построение модели «Как должно быть».

  2. Построение ER-модели.

  3. Определение состава входной информации.

  4. Определение состава выходной информации.

Разработка и тестирование ЭИС заключаются в создании полностью работоспособной программы.

Календарный план-график, разработанный в соответствии с перечисленными этапами и работами, представлен на Рисунке 2.7.

      1. Расчет себестоимости разработки и внедрения ЭИС

В затраты на разработку ЭИС включаются:

  • заработная плата исполнителей;

  • отчисления на социальные нужды;

  • стоимость материалов;

  • стоимость средств разработки (аппаратное и программное обеспечение); амортизационные отчисления на вычислительную технику.

В статью затрат «заработная плата исполнителей» входит заработная плата научных работников, инженерно-технических работников, программистов непосредственно занятых разработкой ЭИС. Для выполнения данного дипломного проекта были привлечены: руководитель проекта; студент-дипломник.

В Таблице 2.3 приведен расчет заработной платы для каждого участника.

Таблица 2.3 — Заработная плата исполнителей

Оклад в месяц, руб.

Оклад в день, руб.

Количество дней

Зарплата, руб.

Руководитель проекта

20 000

963,85

3

2 892

Студент-дипломник

10 000

481,93

71

34 217

Итого

37 109

Оклад в день рассчитывается как отношение оклада к среднему количеству рабочих дней в месяце. Согласно трудовому календарю, в 2012 году среднее количество рабочих дней в месяце составит 20,75 дней [2.8]. Разработка ЭИС займет 71 рабочий день (согласно календарному плану разработки ЭИС), из них три рабочих дня (24 часа) планируется выделить для консультации студента-дипломника научным руководителем проекта.