Файл: Б.3.Б.12 УМК Новостная журналистика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.09.2019

Просмотров: 1503

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

— Уверен, если бы не Королев, мы не оказались бы первопроходцами, проиграли бы Америке. 

Политический престиж космоса сознавался уже в 1950-х годах, как только началась «холодная война». У Королева были невероятные организаторские способности. Если бы не Королев, первым Гагариным стал бы американец. И если бы не полетел Гагарин, то Армстронг в 1969 году не высадился бы на Луне. Королев создал первую ракету с ядерной боеголовкой, первую в мире межконтинентальную баллистическую ракету, первую ракету, которая запускалась с подводной лодки (мы вместе участвовали в этом запуске), множество других боевых ракет, первые межпланетные аппараты, но все это было для него лишь средством. Главная цель — человек в космосе. И обязательно — быть первым. 

Когда уже стало понятно, что мы проигрываем США лунную гонку, Королев сказал: «Черт с ними, пусть высадятся, но мы облетим Луну первыми!». Он выдумывал невероятные схемы, чтобы первым хотя бы облететь Луну, предлагал связку из трех «Союзов». Даже космонавтов для полета во главе с Леоновым отобрали и подготовили, корабль спроектировали.

Космонавтика — это самые долгосрочные проекты и стратегическое планирование. Ключевой вопрос: куда лететь человеку и что первым делом осваивать — Луну или Марс?

— Убежден, Луна является необходимой ступенью в развитии космонавтики. Но на Луне надо строить постоянную базу — ознакомительные визиты по следам США без толку.

Президент Академии наук Мстислав Келдыш после «Аполлона» (программа США по пилотируемому полету на Луну) сказал: «Теперь нам посадка не интересна. Надо строить на Луне базу». И мы проектировали такую базу. В КБ Владимира Бармина был построен большой лунный макет, который называли «Барминград». Но настали другие времена, пришли другие интересы. 

Луна богата минеральными ископаемыми, которые можно доставлять на Землю или использовать на промышленных базах прямо на Луне. Можно построить обсерваторию и изучать Вселенную лучше, чем с любого орбитального телескопа. Луна — непотопляемый космический авианосец. С Луны можно наблюдать за Землей, проводить научные исследования, решать оборонные задачи. Но для успешного продвижения к Луне и далее к Марсу необходимы тяжелые ракеты. 

Восстановить «Энергию» уже невозможно, но надо ускорить работы по проекту «Ангара», который разрабатывается уже больше 15 лет, но в тяжелом варианте будет готов еще через 10 лет. Когда мы делали «Энергию», все предприятия отрасли слаженно работали на одну цель. Теперь кооперации нет, и лидера, как Королев, тоже нет.

Стоит ли уже сейчас думать о подготовке марсианской экспедиции?

— На Марс лететь не надо. Слишком долго, и нет гарантии, что экипаж вернется живым. Риск пилотируемого полета на Марс превосходит самые оптимистичные ожидания от открытий на Марсе. Роботов на Марс, конечно, надо отправлять. Роботы все тайны на Марсе разузнают лучше человека, который будет думать только о своем возвращении. Это я говорю вам как столетний старик.



Читайте: http://www.izvestia.ru/news/509642#ixzz1qwKFCgXZ



Словарь терминов И ПОНЯТИЙ


Авторская позиция в публикации – понимание и оценка журналистом (автором текста) характеров людей, персонажей, событий, проблем, проблемный ситуаций, процессов, явлений, актуальных для современной действительности. Авторская позиция проявляет себя в отборе фактов, попадающих в эфир или на страницы газет и журналов, в сюжете и композиции произведения – во всех основных сторонах медиатекста. Авторская оценка может быть выражена прямо, открыто, с помощью применения различных художественно-изобразительных средств, эмоционально-экспрессивной лексики; косвенно – через отбор фактов, персонажей, вложена в уста очевидцев, героев описываемых событий.

Аналитические жанры - материалы средств массовой информации, опубликованные или вышедшие в эфире, основной функцией которых является интерпретация окружающей действительности, анализ событий, проблем и проблемных ситуаций. Традиционно к АЖ относятся: корреспонденция, статья, рецензия, комментарий, обозрение, обзор СМИ.

Аналитический отчет строится как двухплановый материал: рассказывая о событии, автор одновременно анализирует и оценивает происходящее, причем авторская интерпретация и сама новость представляют собой одинаково значимые аспекты материала. Композиция этого вида отчета более свободна, в случае необходимости журналист может нарушать временную последовательность события, акцентировать внимание на наиболее значимых фактах и опускать несущественные. Нередко свое отношение к событию автор высказывает в специальной вводке к материалу или в послесловии. В современной печатной периодике аналитический отчет получил широкое распространение. Разновидность аналитического отчета - тематический отчет; различаются они тем, что в тематическом анализируется не событие в целом, а отдельные его составляющие.

Брифинг – см. Формы организации интервью.

Виды интервью - классификации интервью по различным основаниям, например, по способу организации текста - интервью-монолог (подробный ответ собеседника на один вопрос) и интервью-диалог (серия вопросов и ответов); по количеству участников - индивидуальное интервью (один собеседник); коллективное интервью (два и более участников); интервью-анкета (группа людей отвечает на один вопрос или одинаковые вопросы); по степени участия автора: если роль журналиста сводится только к тому, чтобы направлять беседу в нужное русло, говорят о традиционном интервью; если же журналист спорит с собеседником, комментирует его ответы, высказывает собственные мнения и оценки, - такое интервью называют комментированным; по целевому назначению: информационное интервью - материал, оперативно сообщающий основные сведения о событии в виде высказываний очевидца или участника; интервью- консультация - беседа журналиста с компетентным собеседником по вопросам, представляющим интерес для аудитории, интервью-анкета (опрос) – беседа журналиста с группой людей, которым задаются одинаковые вопросы или вопрос (цель – выявление мнений), может проводиться в устной или письменной формах, по телефону; проблемное интервью - беседа журналиста с компетентным собеседником (собеседниками) с целью обсуждения актуальной проблемы. Этот вид интервью уже по своей задаче не может ограничиваться информационной функцией и предполагает, что собеседники не только поделятся с журналистом знаниями, но и проанализируют ситуацию, дадут объективную оценку, наметят пути решения проблем; информационно-личностное (портретное) интервью - беседа журналиста с человеком, личность или деятельность которого привлекает общественное внимание. Целью информационно-личностного интервью является духовных, нравственных качеств собеседника, раскрытие его внутреннего мира.


«Воронка» - такая схема построения новостной публикации, в которой суть новости выносится в заголовок и лид; факты в корпусе располагаются не по степени важности, а в логической или хронологической последовательности.

Документ - (от лат. documentum – свидетельство), материальный носитель (бумага, кино- и фотоплёнка и др.) с зафиксированной на нем информацией, предназначенной для её передачи во времени и пространстве. Документы могут содержать тексты, изображения, звуки и т. п. В узком смысле документ – деловая бумага, юридически подтверждающая какой-либо факт или право на что-то.

Достоверность информации - 1. Информация, не вызывающая сомнений, подлинная, реальная.
(Словарь русского языка: в 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.); 2. В ст. 57 ЗРФ «О СМИ» речь идет о сведениях соответствующих действительности, т. е. фактах, наличие которых при необходимости можно подтвердить юридически корректными процедурами (с использованием документов, свидетелей, экспертных заключений и т.д.); 3. В практике журналистов достоверными считаются сведения, публикуемые с 
обязательной ссылкой на источник.

Жанр – исторически сложившаяся форма отображения действительности, имеющая устойчивые признаки, общие для всех произведений данного типа.

Жанровые группы - исторически сложившееся деление публицистических произведений на определенные типы, имеющие специфические устойчивые свойства формы и содержания.

Жанрообразующие категории – см. Критерии выделения жанровых групп.

Жанрообразующие признаки – см. Критерии выделения жанровых групп.

Жанроформирующие факторы - – см. Критерии выделения жанровых групп.

«Желтая» пресса - термин родился в Х1Х веке в Европе. Тогда для издания газет использовалась низкокачественная бумага желтого цвета, снижавшая стоимость газет и обеспечивавшая тем самым их массовость. Впоследствии эпитет «желтая» сопровождает популярные, массовые издания, формулу успеха у читателей которых вывел один из отцов основателей жанра Аксель Шпрингер: «Чужая постель, чужие деньги, чужая смерть». Основное содержание: сенсации, сплетни, скандалы из личной жизни известных людей. «Подогреть, вскипятить и сдобрить изюминкой» – принципы германской газеты Bild Zeitung, описанные в книге Гюнтера Вальрафа «Рождение сенсации. Человек, который в «Бильд» был Гансом Эссером». Характерные особенности этого типа прессы: преувеличение, использование превосходных степеней; крупные, кричащие, интригующие заголовки; основные темы – ужасы, мистика, убийства, частная жизнь известных людей; обилие иллюстраций, коллажей; систематическое использование обнаженной натуры; конфликтная, агрессивная форма подачи материала; употребление сниженной лексики.

«Жесткая» новость (англ. hard news) - сообщение, содержащее четкие ответы на классические вопросы – КТО? ЧТО? ГДЕ? КОГДА? КАК? ПОЧЕМУ?и построенное в виде «перевернутой пирамиды». При этом самую важную информацию журналист выносит в лид, остальные сведения помещает в текст. «Жесткий» лид не включает в себя второстепенные детали и излишние подробности, отвлекающими внимание от основного содержания.


Заголовочный комплекс (заголовочный ансамбль) — это подсистема внутри текстовой системы, состоящая из элементов, находящихся вне текста. Заголовочный ансамбль включает в себя заголовки, рубрики, подзаголовки, вводки (лиды), врезки (текст в тексте), анонсы. Это так называемые выдвинутые элементы, они объединены тем, что, будучи тесно связанными с основным текстом по содержанию, в структурно-речевом плане сохраняют некую самостоятельность, отдельность от текста.

Заметка – это оперативный жанр информационной журналистики, специфическая форма сообщения читателю новостей.

Интервью - (англ. interview). 1) Метод сбора информации путем ее получения от компетентных людей. В этом смысле интервью понимается очень широко - полученной по телефону справки до обстоятельного многочасового разговора со специалистом, участником события и т.д.; 2) информационный жанр, предполагающий оперативное сообщение новостной информации, полученной журналистом от ее непосредственного носителя, в форме диалога (беседы). Основным признаком жанра является прямое выделение вопросов журналиста и ответов его собеседника. Интервью может быть информационным, когда речь идет лишь о фактической стороне темы разговора, т. е. интерес журналиста проявляется в вопросахКто? Что? Где? Когда?, а ответы интервьюируемого представляют собой краткие сведения. В аналитическом интервью появляется вопрос Почему?, следовательно, в ответах оказываются уместными и необходимыми суждения, мнения, оценки, выводы расспрашиваемого. В практике существует также портретное интервью, задача которого представить собеседника в многообразии его персональных характеристик.

Информационные (новостные) жанры - материалы средств массовой информации, опубликованные или вышедшие в эфире и отвечающие на вопросы: Кто? Что? Где? Когда? Почему? В периодической печати к ИЖ относятся: заметка, отчет, интервью, репортаж. Некоторые авторы включают в это список и зарисовку. Новостная журналистика предполагает доминирование функции сообщения во всех жанрах, в качестве предмета – конкретное событие действительности, использование эмпирических методов сбора информации, экономию речевых ресурсов, отсутствие авторской оценки или минимальный её процент и др.

Информационный повод - мотив появления в газетах, на радио и телевидении информации; основная причина, объясняющая выбор жизненного материала для опубликования; диктуется, как правило, общественной значимостью информации. Если сообщение о фактах, явлениях, событиях способно вызвать изменения в знаниях, мнениях взглядах преобладающей части аудитории данного средства массовой информации, то такой материал выходит в свет или эфир.

Источник информации - гражданин, физическое лицо, в силу своего положения и полномочий располагающий сведениями, которыми интересуются средства массовой информации; документ.


Календарные новостиэто сообщения, связанные с событиями, происходящими в “плановом” порядке - годовщинами, юбилеями, спортивными соревнованиями, выборами праздниками и т.п. “Запланированность” событий позволяет журналистам тщательно готовить материалы, разыскивать интересные подробности, заранее продумывать форму подачи, подбирать иллюстративный материал.

Качества новости, повышающие «коэффициент прочитываемости» - см. «коэффициент прочитываемости».

Качества событий действительности, привлекающие к ним внимание СМИ – это признаки, которыми обладают события, интересные средствам массовой информации. К этим признакам относятся: общественная значимость, масштабность, возможные последствия, актуальность, необычность, интересность и другие.

Качественная пресса - (quality paper - брит. солидная газета) - издания, рассчитанные на высокообразованного читателя со средним и высоким доходами.

Конспективный лид - краткое изложение основных фактов по степени их важности. Часто строится как ответ на шесть “классических вопросов” или на некоторые из них с акцентированием внимания на главном. Применяется в материалах о текущих событиях и делах. “На минувшей неделе судоремонтный завод Северного флота “Нерпа” запустил в работу поставленную американцами установку по “разрезке” атомных подводных лодок”.

Корпоративная пресса - печать (телевидение, радиовещание) предприятий, промышленных холдингов и компаний, корпораций. Учредителями КП выступают, как правило, руководящие структуры предприятий и организаций.

«Коэффициент прочитываемости» - критерий ценности публикаций, определяемый специальными социологическими исследованиями. Для повышения количества прочтений текста новостной материал должен обладать следующими качествами: близость темы новости читателю (пространственная или временная, ассоциативная, близость по интересам и т.д.); своевременность (адекватность сообщаемых сведений общему контексту актуальных для аудитории вопросов); воздействие новости по ее последствиям (способность сообщения пробудить интерес к поднятой теме, обусловить поиск дополнительной информации); конфликтность (наличие в сообщении противоречия, конфликта в самом широком понимании); неординарность (наличие в материале необычных, курьезных фактов, рассказа об экстравагантных поступках, интригующий сюжет); персонификация (упоминание имен известных людей, обращение непосредственно к потребителю информации); информационная насыщенность (умение вложить в минимальный объем максимум информации).

Критерии выделения жанров (жанрообразующие категории, признаки, жанроформирующие факторы) – содержательные, структурные, композиционные и языковые признаки, характерные для определенного жанра. К ним относятся характер и специфика объекта (предмета познания), назначение (функция, целевая установка), масштаб охвата действительности (пространственно-временные рамки рассматриваемого события), авторская оценка и уровень выводов и обобщений, способ познания действительности и характер литературно-стилистических средств.