Файл: Б.3.Б.12 УМК Новостная журналистика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.09.2019

Просмотров: 1504

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Качества событий действительности, привлекающие к ним внимание СМИ:

- общественная значимость,

- масштабность,

- возможные последствия,

- актуальность,

- необычность,

- интересность и другие.


Как самостоятельный раздел журналистики новостная журналистика сформировалась в середине 19 века (становление «нового журнализма»). 17-18 века - эпоха буржуазных революций, смена ОЭФ. Журналистика - орудие идеологической борьбы, журналист – как политический борец, общественный деятель, отстаивающий и пропагандирующий определенные идеи, взгляды (Даниель Дефо, Ричард Стиль, Жан-Поль Марат, Томас Пейн, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев и др.). 19 век – становление буржуазных общественных отношений. Журналистика становится разновидностью коммерческой деятельности. Информация – товар, приносящий прибыль.

«Живи Рейтер двумя поколениями раньше, в Англии 18 века, он стал бы продавать хлопок – самый главный товар индустриальной революции. Если бы он занялся бизнесом в начале 20 века, то с успехом мог бы превратиться в нефтепромышленника. Он отдал предпочтение новостям, потому что рыночный спрос возрос на них как никогда раньше» (Д. Рид. Власть новостей. История Рейтера. Оксфорд, 1992, с.5).

Основная функция информационных жанров - сообщать новости.

Новость - “качество, свойство всего, что ново”, в противоположность “старому, древнему, давнишнему”; “первое известие о чем-либо” (В. Даль); “недавно полученное известие” (С. Ожегов).

В практике содержание термина новость определяется спецификой информационных каналов (ТВ и РВ, информационные агентства, различные типы газет и журналов).

- первое сообщение о событии;

- сообщение о недавнем событии;

- сообщение о том, о чем прежде не имелось достаточной информации;

- сообщение о факте или событии, к которому надо привлечь общественное внимание;

сообщение дополнительной, детализированной информации о важном событии.


Есть и другие трактовки. Но в целом под новостной информацией подразумевают оперативные сообщения об актуальных или интересных для значительной части аудитории событиях.

Вопрос: ограничена ли тематика новостей?

Выделение новостной журналистики в самостоятельную отрасль публицистики вызвало дальнейшее углубление профессиональной дифференциации. В рамках профессии “журналист” уже выделились специальности, нацеленные исключительно на поиск новостей; широкое распространение получили информационные (новостные) издания и программы.


Типы новостей.


Календарные новости связаны с событиями, происходящими в “плановом” порядке - годовщинами, юбилеями, спортивными соревнованиями, выборами праздниками и т.п.

Запланированность” событий позволяет журналистам тщательно готовить материалы, разыскивать интересные подробности, заранее продумывать форму подачи, подбирать иллюстративный материал.


Прямые (“горячие”) новости - оперативные сообщения о событиях, знать о которых заранее не было известно.

В западной прессе “горячие новости” связаны с драматическими, конфликтными фактами действительности (политические и военные конфликты, природные и техногенные катастрофы, выходящие за рамки нормы поступки людей, пикантные детали из личной жизни знаменитостей и т.п.).

Отечественная традиция расширяет круг традиционных для прямых новостей тем, включая в него важные или интересные события повседневной жизни.

Организованные новости. Еще в начале нашего века британский газетный магнат лорд Нортклиф утверждал: журналисты не должны просто регистрировать новости, они обязаны уметь их создавать - так, чтобы потом можно было писать о них.

Речь здесь идет о преднамеренном стимулировании интереса аудитории к какому-либо событию или версии о нем. Чаще всего для этого событие драматизируется или актуализируется, по сути - создается искусственная сенсация.

С другой стороны, иногда таким способом прессе удается привлечь внимание общественности к действительно серьезным проблемам.


Критерии отбора новостей для публикации


1970-е годы, США. Дискуссия: кто именно и каким образом должен отбирать из потока новостей сообщения, пригодные для ретрансляции на массовую аудиторию?

Традиционно - журналисты и редакторы, руководствуясь собственным пониманием актуальности и общественной значимости того или иного события.

Однако исследования, проведенные в 1982 году по заказу Американского общества редакторов газет, показали: большая часть журналистов и редакторов, вопреки распространенному мнению, не имеет прочных связей с аудиторией и плохо представляет ее истинные информационные потребности и интересы.


Сегодня многие западные издания применяют маркетинговый подход к отбору новостей.

В его основе - мониторинг и учет информационных интересов, потребностей, предпочтений и привычек аудитории. Новости отбираются с учетом реальных и потенциальных интересов аудитории.

Недостаток - полная зависимость от регулярного поступления и точности социологических данных об аудитории, высокая стоимость.


Качества новости, привлекательные для аудитории


Установлено: в современных условиях перенасыщенности информационными каналами (“информационный взрыв”) человек не может потреблять весь объем новостей. Он вынужден отбирать из общего информационного массива лишь наиболее важные для себя сообщения.

Отсюда задача журналиста - добиться, чтобы именно его материал был воспринят читателем, зрителем или слушателем как необходимый.

Качества новостного материала, привлекающие внимание аудитории и обеспечивающие высокий “коэффициент прочитываемости” (критерий ценности публикаций, определяемый специальными социологическими исследованиями):


- близость темы новости читателю (пространственная или временная, ассоциативная, близость по интересам и т.д.);

- своевременность (адекватность сообщаемых сведений общему контексту актуальных для аудитории вопросов);

- воздействие новости по ее последствиям (способность сообщения пробудить интерес к поднятой теме, обусловить поиск дополнительной информации);

- конфликтность (наличие в сообщении противоречия, конфликта в самом широком понимании);

- неординарность (наличие в материале необычных, курьезных фактов, рассказа об экстравагантных поступках, интригующий сюжет);

- персонификация (упоминание имен известных людей, обращение непосредственно к потребителю информации);

- информационная насыщенность (умение вложить в минимальный объем максимум информации).


Источники новостей


Документы. Документ – любой материальный носитель информации (стенограмма судебного заседания, деловое письмо, чек, подтверждающий покупку товара в магазине, видеозапись события и т.д.). Теми или иными документами сопровождаются практически все события. Принцип: документы существуют всегда, надо уметь их найти.

Ценность документа:

- само существование документа может являться важной и интересной новостью;

- документ подтверждает или опровергает информацию, полученную из других источников;

- документ подтверждает достоверность и объективность материала.


Интервью. Метод сбора информации путем ее получения от компетентных людей. В этом смысле интервью понимается очень широко - полученной по телефону справки до обстоятельного многочасового разговора со специалистом, участником события и т.д.


Важно! Получая от кого-либо сведения, журналист в ряде случаев берет на себя обязательства этического характера (например, сохранить в тайне источник информации, выполнить условия, на которых предоставлена информация).


Личные наблюдения. Самый богатый информационный источник. Ежеминутно вокруг нас происходит огромное количество больших и малых событий. Задача журналиста - видеть их, уметь выделять наиболее важные и интересные.


Лекция 3


Построение новостных материалов


ПЛАН:


  1. Основные композиционные схемы новостных материалов.

  2. Хедлайн, правила его написания.

  3. 3. Лид. Типы лидов.


«Достаточно верное представление о любом событии или поступке можно составить только тогда, когда есть ответы на вопросы: кто и что сделал, когда и где это случилось, как и почему это произошло». (Марк Фабий Квинтилиан, древнеримский ритор. “Наставление в ораторском искусстве”).

Раскрытие этих вопросов - суть любого новостного материала. В зависимости от конкретной ситуации автор отвечает либо на все шесть классических вопросов, либо на некоторые из них.

В ряде случаев для полного освещения события необходимо найти ответы и на другие вопросы - зачем?, с какой целью?, кому выгодно? и другие. Однако это связано уже не с основным содержанием события, а сего детализацией, развитием.


Грамматические формы вопросов, их очередность, расстановка акцентов, стиль изложения могут быть различными. Но в целом современная новостная журналистика рассказывает о фактах и событиях действительности по предложенной Квинтилианом схеме.

Оптимальные схемы построения новостных материалов выработаны практикой журналистики.

Наиболее распространенной из устойчивых композиционных форм подачи новостей является так называемая перевернутая пирамида:


ХЕДЛАЙН --- ХЕДЛАЙ --- ХЕДЛАЙН

лид - лид - лид - лид - лид - лид

корпус - корпус - корпус

корпус – корпус - корпус

корпус ------- корпус

корпус - корпус

корпус


Где:

Хедлайн (англ.) - заглавная строка, главная линия;

Лид - “первый ход” или “вводная часть”.

Корпус - весь остальной текст независимо от его объема.


В хедлайне и лиде сообщается суть новости, выделяется главная характеристика события. На их долю приходится до 70% информационной нагрузки материала.

Менее значимые факты, детали, уточняющие подробности, дополнительные сведения располагаются в корпусе по мере убывания важности, значимости.

“Перевернутая пирамида” удобна для рассказа о событиях, имеющих четкую внутреннюю иерархию, когда можно выделить главный факт и оценить степень важности остальных. Такая конструкция позволяет при необходимости сокращать материал без ущерба для основного смысла.

Однако многие события состоят из нескольких равнозначных по важности фактов. В этом случае схема материала меняется:

ХЕДЛАЙН --- ХЕДЛАЙН --- ХЕДЛАЙН

лид - лид - лид - лид - лид - лид

корпус - корпус - корпус

корпус - корпус - корпус

корпус - корпус - корпус

Суть новости по-прежнему выносится в хедлайн и лид; факты в корпусе располагаются не по степени важности, а в логической или хронологической последовательности.

Новостные материалы, рассказывающие о событиях неординарных, необычных, строятся по принципу нарастающего напряжения.

В этом случае хедлайн и лид сообщают о сути события, подчеркивают неординарность новости, но не раскрывают ее.

Корпус строится как интрига; концовка часто бывает неожиданной, парадоксальной.

Графически такой материал можно изобразить в виде усеченной пирамиды:


ХЕДЛАЙН

лид - лид - лид

корпус - корпус - корпус

корпус - корпус - корпус - корпус

корпус - корпус - корпус - корпус - корпус

Условия:

- наличие действительно неординарного события;

- хорошее владение изобразительными средствами.


События действительности нередко отличаются многогранностью, сложной внутренней структурой. Поэтому далеко не всегда материал вписывается в одну из рассмотренных композиционных схем. Их творческое использование возможно за счет синтеза:


ХЕДЛАЙН --- ХЕДЛАЙН --- ХЕДЛАЙН

лид - лид - лид - лид - лид - лид

корпус - корпус - корпус

корпус - корпус - корпус


корпус - корпус - корпус

корпус ------- корпус

корпус - корпус

корпус


Условие: целесообразность.

Независимо от того, какая схема положена в основу материала, важное значение имеет разбивка текста на абзацы. Они являются своего рода опорными точками, соответствующими избранной последовательности ответов на вопросы. Абзац, как правило, представляет собой логически завершенный фрагмент текста. Размер абзацев определяется одним требованием - удобочитаемостью.

Лид. Типы лидов.


Лид - “первый ход”, “вводная часть”.


Функция - активное, динамичное начало новостного материала.


Лид логически продолжает заголовок, сообщает читателю главные сведения о событии, не затрагивая деталей и второстепенных фактов. Можно сказать, что, если хедлайн анонсирует новость, то лид дает читателю ее конспективное изложение.

Размер лида - 30 - 50 слов, нередко он выделяется шрифтом (жирным, полужирным или курсивом). Лид может отделяться от корпуса, но часто представляет собой первый абзац текста.

Практикой журналистики выработано немало вариантов составления лида. Наиболее часто в новостных материалах встречаются:


Конспективный - краткое изложение основных фактов по степени их важности. Часто строится как ответ на шесть “классических вопросов” или на некоторые из них с акцентированием внимания на главном. Применяется в материалах о текущих событиях и делах.

На минувшей неделе судоремонтный завод Северного флота “Нерпа” запустил в работу поставленную американцами установку по “разрезке” атомных подводных лодок”.


Капсула - используется в материалах об известных событиях, перешедших в новое качество, получивших дальнейшее развитие или завершившихся. Цель - показать их динамизм или кульминацию.

В позапрошлом году австралийские ученые нашли в Антарктиде большой кусок метеорита. Его назвали “Мурчесон” и по кусочкам раздали всем крупнейшим институтам мира для обследования. Совсем недавно российские и американские ученые пришли к неожиданному выводу: либо в Солнечной системе задолго до земной существовала жизнь, либо она зарождается где-то помимо Земли”.


Фотографический - описательный лид, строится из отдельных фрагментов (“картинок”) события, чаще всего используется в репортажах.

В понедельник снег сыпал с небес, как мука из решета, сплошная пелена. Казалось, вытяни руку - пальцев не увидишь. На лыжный стадион мы уехали еще с рассвета - раз снег, значит, на дорогах будут пробки. И точно: вместо полутора часов добирались все три”.


Стаккато - очень динамичен, строится как серия коротких фраз, показывающих стремительность развития события или его неожиданные, неординарные проявления. Автор стремится передать читателю нарастающую напряженность, заставляет думать: а что же дальше?

Опрокинутые автомашины вдоль тротуаров и поперек улиц. Разбитые витрины магазинов. Торговцы в панике. Беспорядочные потасовки здесь и там. Обжигающие клубы слезоточивого газа. Стук полицейских дубинок. Нарастающий рев: “Подожгите бензоколонку!”.