ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.09.2019
Просмотров: 1499
Скачиваний: 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное
государственное бюджетное образовательное
учреждение
высшего профессионального
образования
«Кемеровский государственный
университет»
Факультет филологии и журналистики |
(Наименование факультета (филиала), где реализуется данная дисциплина) |
УТВЕРЖДАЮ
Декан
|
факультета филологии и журналистики |
|||
|
название факультета (филиала) |
|||
|
|
|
|
|
/
Ким Л. Г.
/
« |
|
» |
|
201 |
3 |
г. |
Учебно-методический комплекс по дисциплине
Новостная журналистика |
(Наименование дисциплины (модуля)) |
Направление подготовки
-
031300 «Журналистики»
(шифр, название направления)
Профиль подготовки
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная |
(очная, очно-заочная и др.) |
Кемерово
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Рабочая программа курса
Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов
Методические рекомендации по изучению дисциплины для преподавателей
Учебно-методические материалы:
Краткое содержание лекций
Примеры публикаций в разных жанрах (для анализа на семинарах)
Словарь терминов и персоналий
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по изучению дисциплины «Новостная журналистика» для студентов
1. «Сценарий изучения дисциплины»
-
Курс «Новостная журналистика» рассчитан на один семестр и состоит из 18 лекционных часов (1 лекция в 2 недели) и 36 часов практических занятий (2 часа каждую неделю). Лекционный курс выстраивается в соответствии с рабочей программой дисциплины.
-
В лекционном курсе рассматриваются как основополагающие вопросы жанровой теории журналистики, так и конкретные аспекты теории и практики новостных жанров. Акцент делается на практическое освоение методики поиска новостной информации и подготовки новостных сообщений для СМИ в различных жанрах. Каждое семинарское занятие включает в себя и теоретическую, и конкретно-практическую составляющие.
-
Посещая лекции, студент получает необходимые общие установочные положения и дополняет, развивает их на семинарском занятии, анализируя конкретные издания, газетные тексты, пишет учебные материалы.
-
Чтобы правильно распределить время, студенту необходимо регулярно готовиться к семинарскому занятию: читать предложенную литературу и анализировать рекомендуемые новостные издания и тексты, выполнять письменные творческие задания по подготовке собственных материалов.
-
Программой курса предусмотрена подготовка студентами собственных журналистских произведений в каждом из изучаемых жанров и обязательная публикация одного из них в СМИ. Выполнение всех жанровых работ является условием допуска к экзамену по курсу.
-
Программой курса предусмотрена подготовка студентов к контрольной работе по теоретической части курса, а также итоговая письменная работа. Выполнение контрольной работы не менее, чем на 3 балла, и выполнение итоговой письменной работы не менее, чем на два балла, является условием допуска к экзамену по данной дисциплине.
2. Организация самостоятельной работы.
-
При подготовке к семинарским занятиям студент должен внимательно познакомиться с системой вопросов, предлагаемых для освоения, затем изучить рекомендованную литературу, учебно-методические пособия и, наконец, выполнить практические задания по теме.
-
При выполнении контрольной работы №1 необходимо вспомнить выполненные творческие задания (практические задания № 1- 4) внимательно изучить новостные тексты и выявить, обладают ли они качествами, увеличивающими «коэффициент прочитываемости». Изучая конкретный текст, следует выделить его основные компоненты (заголовок, лид, корпус) и проанализировать их, определить композиционную модель материала. При работе с «мягкой новостью» надо обратить особое внимание на конкретные приемы «расширения» новости.
-
Исследование жанровой структуры издания следует проводить на основе внимательного изучения нескольких типичных номеров, с применением методов количественного анализа, по предложенной выше схеме. Название издания, тип издания (по времени выхода, по тематике, по специализации, по возрасту, по полу и т.д.), рассматриваемый(ые) номер(а) газеты. Общая доля новостной и аналитической информации в издании. Специфика новостной информации в издании. Как подаются новости в издании (новостные подборки или блоки, по тематике, рубрики, и т.д.)? Какими источниками информации пользуются журналисты (если это возможно определить)? Найдите на страницах вашего издания удачный и неудачный, на ваш взгляд, новостной материал и аргументируйте свою позицию.
-
При выполнении итоговой письменной работы особое внимание необходимо уделить жанровым особенностям предложенных или самостоятельно выбранных публикаций, правильно определив их принадлежность к жанровой группе и конкретному жанру.
-
При подготовке собственной публикации имеет смысл следовать определенному алгоритму:
- найти событие, представляющее интерес для СМИ;
- собрать предварительную информацию о нем;
- согласовать возможность подготовки материала с редакцией;
- наблюдая событие, точно фиксировать происходящее и свои впечатления;
- собрать уточняющую и дополнительную информацию (комментарии, отзывы, мнения и т.д.);
- с учетом избранного жанра продумать композицию материала;
- подобрать 3-4 варианта хедлайна и лида;
- продумать приемы «расширения новости»;
- написать материал в «жестком» и «мягком» вариантах.
Необходимо помнить, что новостная журналистика требует оперативности, поэтому материал в редакцию следует предоставлять точно в оговоренное время.
При необходимости содействие и помощь в работе студенту оказывает преподаватель.
Методические указания для преподавателей,
ведущих семинарские занятия по курсу «Новостная журналистика»
На семинарских занятиях студент должен приобрести следующие навыки:
-
участия в коллективной творческой работе;
-
точного выражения своих мыслей на профессиональном языке (в форме докладов, выступлений, вопросов, ответов);
-
аргументирования своего мнения, той или иной теоретической позиции;
-
правильного ведения дискуссию.
-
Важнейшей задачей семинаров по журналистике является выработка и закрепление базовых практических навыков профессиональной деятельности. Применительно к дисциплине «Новостная журналистика» это сбор и обработка новостной информации, подготовка материалов для публикации в СМИ.
-
Средством достижения этой цели является сочетание в рамках семинара теоретической и практической работы. Теоретическое освоение темы (опрос, сообщения, доклады, дискуссии и т.д.) следует дополнять и углублять практическими творческими заданиями, анализом текстов СМИ и изданий, собственных произведений студентов.
-
Анализ жанровых работ студентов предполагает как индивидуальные консультации (на этапе выбора темы, работы над текстом), так и открытое обсуждение завершенного произведения в учебной группе. Важно, чтобы в обсуждении активно участвовали студенты. Критику, неизбежную в такого рода дискуссиях, преподаватель должен направлять в конструктивное русло.
-
Результаты контрольных работ необходимо тщательно анализировать и доводить до сведения группы. Однако необходимо понимать, что контрольная работа позволяет не только выявить уровень знаний студентов, но и показывает, какие темы, разделы, конкретные вопросы являются сложными для усвоения.
-
Для подготовки к коллективной лекции по теме «Специфика новостной журналистики на телевидении, радио, в интернет-изданиях, информационных агентствах» необходимо заранее обозначить выступающих, продумать структуру лекции, предложить литературу для изучения и сообщений. Каждое выступление заканчивается ответами на вопросы аудитории, проблемные вопросы обсуждаются всей группой. Итог обсуждения подводит преподаватель.
-
Для подготовки к игре «Придумай заголовок» преподавателю необходимо приготовить 10-13 заметок без заголовков. Первоначальные варианты заголовков стоит наклеить на отдельный лист, предварительно пронумеровав их в соответствии с номерами заметок.
В целом семинарские занятия решают следующие задачи:
- помогают студентам глубоко овладеть изучаемым предметом;
- способствуют развитию у студентов необходимых практических умений и навыков и научного мышления;
- обеспечивают систематический контроль качества знаний по изучаемому предмету.
Из всего многообразия видов семинарских занятий для дисциплины «Новостная журналистика» наиболее подходят семинар-диспут, семинар-деловая игра, семинар-письменная творческая работа.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Краткое содержание дисциплины
Лекция 1
Жанровая система отечественной журналистики
ПЛАН:
-
Понятие жанра
-
Жанрообразующие категории
-
Жанровые группы
-
Жанровая система современной отечественной журналистики
Жанровые группы - исторически сложившееся деление публицистических произведений на определенные типы, имеющие специфические устойчивые свойства формы и содержания.
Жанр – форма журналистского произведения, имеющая устойчивые признаки, общие для всех произведений данного типа.
Критерии выделения жанров (жанрообразующие категории)
В литературе - структурно-композиционные особенности произведения (рассказ, повесть, роман);
В живописи - предмету изображения (портрет, пейзаж, натюрморт);
В музыке – назначение, т.е. функция (эстрадная музыка, опера, духовная музыка).
В журналистике жанры выделяются на основании нескольких категорий:
-
Характер и специфика объекта (предмета познания).
Предмет заметки – конкретный факт действительности, отдельное событие; статьи – масштабная проблема; предмет рецензии – отображение реальной действительности в художественном произведении и т. д.
2. Назначение (функция).
Заметка сообщает новость; статья – исследует, анализирует проблему; обозрение создает панораму действительности за какой-то временной период и т.д.
-
Масштаб охвата действительности.
Заметка сообщает о конкретных фактах и событиях, происходящих в определенное время и в конкретном месте; статья исследует проблему, для чего необходимо выявить ее истоки (прошлое), предсказать возможные последствия (будущее).
-
Авторская оценка, уровень выводов и обобщений.
Заметка только сообщает о фактах и событиях; репортаж создает авторский образ события; корреспонденция дает авторскую оценку проблемы. Различный уровень исследования предмета (минимальный в заметке, максимально глубокий в статье) предполагает разные основания для авторской оценки, выводов, обобщений.
5. Способ познания действительности и характер литературно-стилистических средств.
Как способ познания действительности публицистика представляет собой синтез научного (теоретического), художественного (эмоционально-образного) и эмпирического (опытного) способов. Однако конкретные жанры предполагают доминирование того или иного начала.
Заметке свойственны эмпирические методы познания (наблюдение, изучение документов); статье - научные (анализ, сравнение, сопоставление и др.).
Соответственно используются и адекватные литературно - стилистические средства. Так, статья предполагает логичность авторских рассуждений, аргументированность; очерк немыслим без образных характеристик; фельетон, памфлет требуют иронии или сарказма; интервью предполагает сохранение особенностей речи собеседника.
В журналистике определить жанр конкретного произведения (то есть выделить свойства его формы и содержания, общие для целого типа произведений) можно только по совокупности названных жанрообразующих категорий.
Журналистские произведения различных жанров, то есть типов, могут иметь некоторые общие признаки, присущие нескольким типам.
Это позволяет объединять такие типы в жанровые группы.
Заметка, отчет, интервью и репортаж, составляющие группу информационных жанров, имеют общую доминирующий признак - функцию (сообщать о фактах и явлениях действительности).
По этому же признаку выделяется и группа аналитических жанров. Их функция - анализ, интерпретация фактов, событий, явлений действительности.
Группа художественно-публицистических жанров выделяется по такому общему признаку, как используемые изобразительные средства. Очерк, зарисовка, эссе предполагают применение литературных изобразительных средств – типизации, образности, художественного вымысла.
Общий признак группы сатирических жанров – специфический предмет (социально-негативное явление, деятельность, асоциальное поведение).
Объединение жанров в жанровые группы происходит не просто в силу наличия общего признака, а на основе его обязательности для данной группы и доминирования над другими.
Признак, объединяющий жанры в жанровые группы, одновременно выступает разграничителем, отделяющим жанровые группы друг от друга.
Современная система жанров отечественной журналистики
Информационные (новостные) жанры |
Заметка Отчет Интервью Репортаж |
Функция |
|
Аналитические жанры |
Корреспонденция Статья Обозрение Рецензия Обзор СМИ Социологическое резюме Рейтинг (Опрос, Версия, Расследование - ? ) |
Используемые изобразительные средства |
|
Художественно-публицистические жанры |
Очерк Зарисовка Эссе Письмо |
предмет |
|
Сатирические жанры |
Фельетон Памфлет Реплика Пародия Эпиграмма |
Эволюция жанровой системы
-
Внутрижанровая эволюция (корреспонденция, очерк, передовая статья)
2. Появление новых жанров (социологическое резюме, рейтинг, обзор рынка).
Лекция 2
Новость - главный элемент содержания
информационных жанров
План:
-
Понятие «новость»
-
Типы новостей
-
Критерии отбора новостей для публикации
-
Качества новости, привлекательные для аудитории
-
Источники новостей