ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.09.2019
Просмотров: 1502
Скачиваний: 1
Ленты новостей - постоянно меняющаяся строка на новостных (и не только) Интернет- сайтах, содержащая последние новости в различных областях. При этом "устаревшие" новости уходят в архив. Многие Интернет- СМИ предлагают всем желающим транслировать их новости, то есть публиковать на собственном сайте ленту новостей, забирая ее с сайта СМИ в некотором стандартном формате с нужной регулярностью. Лентой новостей так же называется раздел в новостной передаче, сообщающий о самых последних событиях в различных областях жизни в мире.
Лид – вводная часть журналисткого текста, его первый абзац. Основная функция лида - активное, динамичное начало новостного материала. Лид логически продолжает заголовок, сообщает читателю главные сведения о событии, не затрагивая деталей и второстепенных фактов. Можно сказать, что, если заголовок анонсирует новость, то лид дает читателю ее конспективное изложение. Размер лида - 30 - 50 слов, нередко он выделяется шрифтом (жирным, полужирным или курсивом). Лид может отделяться от корпуса, но часто представляет собой первый абзац текста.
Лид- интрига - лид строится на использовании связанного с новостью курьезного или необычного факта, противоречия, чьей-то нелепой ошибки или абсурдного поступка.
“В Венесуэле, стране тотального криминала, бандитские разборки могут коснуться кого угодно. Даже популярнейшая Алисия Мачадо, прославившая родину своей победой в Лас-Вегасе на конкурсе “Мисс мира - 96” не осталась в стороне. Сегодня ее обвиняют ... в причастности к покушению на убийство некоего Франциско Сберта“.
Лид-капсула - используется в материалах об известных событиях, перешедших в новое качество, получивших дальнейшее развитие или завершившихся. Цель - показать их динамизм или кульминацию. “В позапрошлом году австралийские ученые нашли в Антарктиде большой кусок метеорита. Его назвали “Мурчесон” и по кусочкам раздали всем крупнейшим институтам мира для обследования. Совсем недавно российские и американские ученые пришли к неожиданному выводу: либо в Солнечной системе задолго до земной существовала жизнь, либо она зарождается где-то помимо Земли”.
Лид-стаккато - очень динамичен, строится как серия коротких фраз, показывающих стремительность развития события или его неожиданные, неординарные проявления. Автор стремится передать читателю нарастающую напряженность, заставляет думать: а что же дальше? “Опрокинутые автомашины вдоль тротуаров и поперек улиц. Разбитые витрины магазинов. Торговцы в панике. Беспорядочные потасовки здесь и там. Обжигающие клубы слезоточивого газа. Стук полицейских дубинок. Нарастающий рев: “Подожгите бензоколонку!”.
Лид-цитата - прямое цитирование или изложение высказывания по поводу новости известного лица, своего рода подкрепление материала авторитетным мнением.
” - Какие 25 миллионов долларов? По телевизору так сказали? Да на такие деньги здесь, знаете, сколько можно понаворочать...- директор лечебно-оздоровительного комплекса “Малый Исток” Николай Шаповалов чуть не машет руками”.
Массовые издания- газеты, журналы, еженедельники, рассчитанные на широкую читательскую аудиторию.
Масштаб охвата действительности – пространственно-временные рамки рассматриваемого в публикации события, проблемы, проблемной ситуации.
«Мягкая»
новость -
форма подачи информации, характеризующаяся
следующими признаками: пониженная
значимость события, ослабленный
информационный повод/ неважность
оперативности сообщения. Мягкая новость
избирается как форма передачи факта,
когда нужно заинтересовать читателя,
перенести акцент с итогов на
обстоятельства
Обстановка свершения
события, какие-то детали из окружения
факта становятся в таком сообщении
интереснее результата. Иногда это
делается умышленно, не без этических
погрешностей, поскольку отвлекает от
сути происшествия, искажая правду факта.
«Мягкие» сообщения увлекательны, порой
забавны. Эта форма используется тогда,
когда необходимо сменить тон повторного
разговора об уже известном происшествии;
если кажется, что в факте недостает
интриги, но ее легко ввести. В «мягкой»
новости акцент ставится не на итог
события, а на его обстоятельства. Штрихи
и подробности заостряют внимание на
необычности, занимательности, вводится
момент интриги. Для создания «мягкой»
новости чаще всего используется
«правильная пирамида».
Наблюдение - один из наиболее распространенных способов получения информации журналистом. Наблюдение позволяет собирать образные детали о людях, местах и событиях; проверять сведения или впечатления, полученные от других людей; получать доказательства (свидетельства), которые невозможно получить иным путем; восстанавливать событие для читателей, слушателей, зрителей. Помимо простого наблюдения журналисты нередко используютвключенное наблюдение, когда сотрудник редакции на время меняет профессию, что делается для более глубокого знакомства с той или иной областью человеческой жизни.
Наглядность – важное качество репортажа. Выбирая наиболее яркие детали, выстраивая цепочку выразительных подробностей, “одушевляя” текст авторским “я” и прямой речью участников и очевидцев, журналист создает так называемый “эффект присутствия”, позволяет читателю как бы самому оказаться в центре события. Эффект присутствия – не имитационный прием, он возникает только тогда, когда журналист описывает событие, которое он лично наблюдал и которое чем-то задело его чувства, вызвало сильные эмоции.
Новостные жанры – см. Информационные жанры.
Новость – это первое сообщение о событии; сообщение о недавнем событии; сообщение о том, о чем прежде не имелось достаточной информации; сообщение о факте или событии, к которому надо привлечь общественное внимание; сообщение дополнительной, детализированной информации о важном событии.
Ньюсмейкер - (англ. newsmaker) - личность, достойная упоминания в средствах массовой информации, представляющая интерес для широкой публики. Ньюсмейкерами всегда становятся люди, которые принимают решения, касающиеся многих других; персоны, привлекающие своей деятельностью, работой внимание, выступают авторитетом, предметом поклонения значительного количества людей.
Организованные новости – это сообщения о событиях, создаваемых самими журналистами (прямая линия, круглый стол, проведение и описание эксперимента) В данном случае преднамеренно стимулируется интерес аудитории к какому-либо событию или версии о нем. Чаще всего для этого событие драматизируется или актуализируется, по сути - создается искусственная сенсация. С другой стороны, иногда таким способом прессе удается привлечь внимание общественности к действительно серьезным проблемам.
Отчет - информационный жанр, представляющий собой развернутое, детализированное и хронологически последовательное сообщение о социально-значимом или интересном для аудитории событии.
Отчет с комментарием необходим в тех случаях, когда некоторые фрагменты события нуждаются в дополнительных разъяснениях или требуют авторской оценки. Эти задачи и решаются в комментариях, включаемых в отчет в различных формах - вступления к материалу, авторских отступлений в самом тексте, послесловия. Комментирование, естественно, усложняет композицию.
Повестка дня - актуальные вопросы, проблемы, темы, которые выносятся на первый план и разрабатываются СМИ. ПД формулируется самими журналистами на основе общественной значимости происходящих событий. В то же время ПД может быть навязана СМИ иными субъектами общественной жизни, в частности, политтехнологами, работниками избирательных штабов, пресс-службами.
Правило пяти w - (англ. Who? What? Where? When? Why?) - основной стандарт при подготовке информационных материалов для газет, телевидения и радио, заключающийся в том, что журналист в материале дает ответы на вопросы: Кто? Что? Где? Когда? Почему?
«Правильная (усеченная) пирамида» - такая схема построения материалов, в которой заголовок и лид сообщают о сути события, подчеркивают неординарность новости, но не раскрывают ее. Такие материалы, рассказывающие о событиях неординарных, необычных, строятся по принципу нарастающего напряжения. Корпус строится как интрига; концовка часто бывает неожиданной, парадоксальной. Условия: наличие действительно неординарного события; хорошее владение изобразительными средствами.
Пресс-конференция – см. Формы организации интервью.
Проверка сведений - один из основных профессиональных стандартов журналистской работы. Основные способы проверки фактических сведений в журналистике: возврат к опрошенным уже источниками с целью перепроверки цифр, фактов, иных данных; сопоставление полученных сведений с документами; опрос дополнительных свидетелей и очевидцев; обращение к экспертам, редакционному юристу, опытным коллегам.
Прямой (стенографический) отчет предполагает максимально полное и точное сообщение о событии, воспроизводящее его ход во времени и пространстве. Прямой отчет часто используется для освещения важных официальных мероприятий, наиболее интересных спортивных соревнований, значительных событий в сфере науки, культуры и искусства. Предполагает последовательную композицию.
Прямые (горячие, объективные) новости - оперативные информационные сообщения о событиях, произошедших только что и являющимися важными для скорейшего доведения о них сведений до аудитории.
Расширенная информация - подробное сообщение о событии, содержащее, наряду с главными сведениями, дополнительную информацию о нем. Этот вид заметки нередко включает в себя и комментарий, выражающий оценочное отношение автора к описываемому событию. Встречается как в газетах, так и в еженедельниках и журналах, преимущественно как самостоятельный материал.
Репортаж - новостной жанр, предполагающий оперативное, наглядное, эмоционально насыщенное освещение актуальных или интересных событий, участником или очевидцем которых является автор.
Репортер - газетный сотрудник, в обязанности репортера входит сбор сведений о ежедневных происшествиях, событиях, собраниях и пр. Профессия репортера обязывает оказываться первым на местах событий, и стремиться первым предоставить материал горячей новости для публикации в своем изданий.
Сатирические жанры – см. Художественно-публицистические жанры.
Синтез схем построения – смешение двух или нескольких схем построения материалов.
ХЕДЛАЙН --- ХЕДЛАЙН --- ХЕДЛАЙН
лид - лид - лид - лид - лид - лид
корпус - корпус - корпус
корпус - корпус - корпус
корпус - корпус - корпус
корпус ------- корпус
корпус - корпус
корпус
Слухи - известия, сведения, достоверность которых не установлена.(Словарь русского языка: в 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П.Евгеньевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Русский язык, 1981.). Один из источников журналистской информации, требующий осмотрительного использования, в частности, принятия мер по дополнительной проверке, маркировки таких сведений в текстах как не проверенных или не подтвержденных каким-либо образом.
Собственно заметка - сообщение, содержащее основные и минимально необходимые дополнительные сведения о событии. Как правило, отвечает на все классические вопросы, имеет заголовок, часто - подпись автора. На газетных полосах может помещаться и как отдельный материал, и в подборках новостей.
Способ познания действительности - это исторически определенная и целостная система (эмпирических и теоретических) средств, методов исследовательской деятельности, призванная отражать содержание определенного целостного «среза» объективной реальности (предмета, объекта познания). Основные компоненты способа познания: фундаментальная теория (принципы, правила логического вывода и доказательства, совокупность выведенных следствий, утверждений и др.), массив эмпирических данных (фактов, закономерностей), которые должны быть обобщены теорией; идеалы, ценности, методы познания; система методологических установок познания в данной науке. Как способ познания действительности публицистика представляет собой синтез научного (теоретического), художественного (эмоционально-образного) и эмпирического (опытного) способов. Однако конкретные жанры предполагают доминирование того или иного начала.
«Тема-образ”- авторское видение события.
Уровень выводов и обобщений - уровень исследования предмета (минимальный в заметке, максимально глубокий в статье). Он предполагает разные основания для авторской оценки, выводов, обобщений.
Формы организации интервью – способы организации интервью. К ним относятся индивидуальное интервьюирование, пресс-конференция (когда есть общественно значимая новость, и организация или отдельная известная личность, непосредственно связанные с этой новостью, желают дать свои комментарии по этой новости, которые были бы интересны и важны для общественности.), брифинг (краткая пресс-конференция, посвященная одному вопросу. О т пресс-конференции отличается отсутствием презентационной части. Брифинг носит закрытый характер, на него приглашаются только определенные заранее представители СМИ. На брифинге озвучивается информация "не для всех" и происходит обсуждение и даже выработка совместных решений), «круглый стол» (дискуссия по актуальному вопросу из любой общественной сферы), телефонное интервью, интернет-интервью (на форуме, в чате), уличный опрос (street talk).
Фотографический лид - описательный лид, строится из отдельных фрагментов (“картинок”) события, чаще всего используется в репортажах. “В понедельник снег сыпал с небес, как мука из решета, сплошная пелена. Казалось, вытяни руку - пальцев не увидишь. На лыжный стадион мы уехали еще с рассвета - раз снег, значит, на дорогах будут пробки. И точно: вместо полутора часов добирались все три”.
Хедлайн - заглавная строка, главная линия. Американские учебники по журналистике так определяют его функцию - “броская витрина материала”, “путеводная звезда”. В современной журналистике под хедлайном понимается и заголовок, и подзаголовок, и название рубрики, и повествовательный тип заголовка.
Хроника - предельно краткое сообщение о событии. Содержит только основные сведения, часто отвечает только на часть вопросов (например, на вопросы что?, где?, когда?). Публикуется главным образом в подборках, без заголовков и подписей авторов.
Художественно-публицистические жанры – группа жанров, основным доминирующим признаком которых является использование большого количества художественно- изобразительных средств. К ХПЖ относятся в периодической печати очерк, эссе, зарисовка, житейская история. Также в группу ХПЖ включены и сатирические жанры, выделяемые по предмету отображения (социально негативное явление) – это фельетон, памфлет, пародия, шутка, эпиграмма, анекдот, реплика.
Сатирические жанры – см. Художественно-публицистические жанры.
Шесть вопросов Квинитиллиана – шесть классических вопросов, на которые отвечает новостная журналистика. «Достаточно верное представление о любом событии или поступке можно составить только тогда, когда есть ответы на вопросы: кто и что сделал, когда и где это случилось, как и почему это произошло». (Марк Фабий Квинтилиан, древнеримский ритор. “Наставление в ораторском искусстве”). Грамматические формы вопросов, их очередность, расстановка акцентов, стиль изложения могут быть различными. Так или иначе это отражается в выборе схемы построения материалов («перевернутой пирамиде», «правильной пирамиде», «воронке», смешанной схеме).