Файл: НЖ конспекты лекций Обелюнас.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.09.2019

Просмотров: 1789

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.Понятие «новость» и «новость для прессы». Подходы к отбору новостей в современных СМИ. Типы (виды) новостей.

Новости — программа (собрание нескольких новостей) на телевидении и радио. В печатной прессе новостями также называются сводки новостей, например, в специальной рубрике в газете. Новость — оперативное информационное сообщение, которое представляет политический, социальный или экономический интерес у аудитории своей свежестью, то есть сообщение о событиях произошедших недавно или происходящих в данный момент. Как правило, новости на телевидении и радио передаются несколько раз в день, начинаются в начале часа и длятся от двух минут до получаса. Новости обычно бывают из таких областей, как политика, экономика, наука, культура, спорт, с прогнозом погоды в заключении. Западной традицией предполагается, что новости должны быть изложены максимально нейтрально и объективно и отдельно от комментариев. Выбор новостей для подборки осуществляется редакцией.

Место и роль оперативной журналистики в современном мире достаточно приметны. К аудитории ежедневно, ежечасно идут сообщения агентств печати, радио- и теленовости, свежие подборки газет и журналов, репортажи, интервью, отклики по горячим следам событий. С изменчивостью социальных ситуа­ций в разных странах в разное время и, соответственно, варьированием запросов, менялись и задачи, и критерии качес­тва работы журналистов; выражение «новость для прессы» постепенно стало звучать как «новость прессы», обозначать не «сырье», но особый литературный продукт. Сегодня на рынке информации этот продукт предстает все более профессионально отточенным. Формы работы тут многообразны, как и совре­менные способы и каналы информирования. Нас будет инте­ресовать лишь часть оперативных журналистских материа­лов — их печатный вариант.

Большинство изданий дает смесь новостей региональных, на­циональных и интернациональных с широким тематическим спек­тром: экономика, политика, наука, спорт, криминал, забавные происшествия и т. д. Соответственно, есть тематические специализации журналистов: деловая пресса, криминальная тема, спортивные новости и пр.

Различаются и «технологические» специали­зации — в связи с особенностями подготовки материалов в разных жанрах. Может быть подчеркнута необычность ситуа­ции, емкая содержательность факта, «говорящего за себя», а может — свидетельства участников происшествия или мнение эксперта, очевидность живой беседы и т. д. Отсюда — разные требования к работе хроникеров, интервьюеров, репортеров, авторов- оперативных комментирующих откликов и реплик. Первых отличает умение кратко передавать суть происшедшего, вторых — умение представлять новость через обмен репликами, третьих — показывать наглядные особенности происшедшего, воссоздавать события, четвертых — прояснять ситуации с по­мощью комментирующие деталей и «попутных оценок».


Есть, однако, и общие для всех качества, специфичные для «журналистики новостей»: способность выделять из потока со­бытий факты наиболее значимые («перспективные») или наи­более яркие («оглушительные»), подчеркивать происшествие, факт как средоточие интереса. Журналистика новостей создает материалы, сильные прежде всего эффектом «самоочевидности факта», допуская комментарий в случаях, когда факт надо «поддержать», «подогреть» к нему интерес, продлить его суще­ствование в качестве новости.

И еще момент, связанный со спецификой журналистики как особой литературной работы, весьма прагматичной (даром что творческой), — каждый автор старается точно представить свою аудиторию, ее особенности и запросы и соответствовать им своим произведением.

На подачу новостей влияют:

конкуренция среди изданий и агентств;

наличие новостей из других каналов информации (если новость прошла в утренней газете, вечерняя — даст под­робности);

общая линия издания (одни предпочитают стиль деловой новости, другие тяготеют к репортажам, интервью);

вынужденное или преднамеренное комбинирование но­востей местных и зарубежных, важных и занимательных;

размер отводимой площади (для плотно пригнанных и для «открытых» полос нужны разные материалы).

Какую новость выбирает пресса

Принцип отбора очень важен. У нас в стране долгое время практиковался преимущественно отбор сведений по принципу «факты против» и «факты за» (в эпоху всеобщей политизации прессы) или такой расклад: факты локального значения, «мало­существенные», и факты «весомые» с точки зрения пропаганди­стского эффекта. Сегодня выбор зависит от того, отличается ли факт рядом особенностей, позволяющих ему называться «фактом, содержащим новость».

Для того, чтобы событие могло стать новостью для всех, оно должно (еще до журналистской обработки) обладать рядом качеств. Не каждое происшествие заслуживает внимания, но общественно значимое, либо любопытное, необычное. В XX веке была сделана попытка развить профессиональное «чутье на новость» у репортеров, для чего закрепить в сознании журналистов «классические элементы новости», — такие при­меты факта, которые обещают интересный для аудитории материал. Вот черты событий, которые предстоит распознать, а затем — развить и поддержать в своем произведении:

ощутимая своевременность происшествий или высказан­ных мнений;

их явная близость аудитории (когда «чужое» узнаваемо и может восприниматься как часть собственной жизни);

их конфликтность (наглядная сложность или драматизм);

связь с «человеческим интересом» (так называемыми «общечеловеческими» темами, всегда цепляющими вни­мание, — например, жизнь—смерть, любовь, дети, здо­ровье и т. д.);

масштабность происшествий (новость для многих) либо эффект «эмоционального толчка» (нечто экстраординар­ное, ошеломляющее)


Помимо новости, для материала необходимы: оператив­ный повод (он связан с «сиюминутностью» события, проис­шедшего в ближайшие часы, дни, на этой неделе, либо с памятной датой) и информативный повод— им может быть само происшествие или шаги, предпринятые журналистом: встреча, те­лефонный звонок, поиск под «маской», или напоминание о хо­рошо известном факте, который в течение какого-то времени остается «важным» в сознании читателя.

Требования к качеству

Очень важен «эффект точности и достоверно­сти» — ссылки, свидетельства, цитаты; определение места, вре­мени, обстоятельств. Приветствуется краткость — выверенная протяженность и ритмика сообщения, точность и простота слов и фраз. Однако лаконизм — не самоцель. Ясность подразуме­вает уточнения, сопоставление цитат, рассказов нескольких очевидцев, их перепроверки собственным опытом. Иногда имеется в виду и ясность ситуации, изображенной журналистом, и «про­зрачность» его отношения к событию. Очень желательна на­глядность — ценятся детали, сильные своей очевидностью. Острота, публицистичность отличает не только «горячие» ре­портажи, конфликтные интервью, но и точные, выразительные строки крепко скрученной хроники, хлесткий фрагмент портрета, промелькнувший в отчете, яркую деталь в репортаже или опера­тивной колонке. 6 целом же, повторим:

«Новости» (news) — творчески преобразованные факты с расчетом на их восприятие аудиторией.

Необходимо профессиональное ощущение пригодности факта к тому, чтобы его «подать» как новость.

Уже представленные факт, происшествие или мнение должны выглядеть значительными (важными), занимательными (неординарными), свежими («Факт, как рыба, должен быть только свежим...»).

Результат публикации прямо связан с читательским ин­тересом, и надо так обрабатывать факт, чтобы этот ин­терес возрастал: суметь сбалансировать неожиданное (сенсационное) и значимое (что может помочь в «соци­альной ориентации»).

Типы новостей:

-календарная новость (запланированная новость. Например, встреча президентов России и Казахстана на экономическом форуме) Позволяет журналистам тщательнее гтовить материал, искать интересные подробности, заранее продумывать форму подачи.

-«горячая» новость (незапланированное событие, какое-то ЧП, произошедшее внезапно. Например, взрыв в метро.) В западной прессе “горячие новости” связаны с драматическими, конфликтными фактами действительности (политические и военные конфликты, природные и техногенные катастрофы, выходящие за рамки нормы поступки людей, пикантные детали из личной жизни знаменитостей и т.п.). Отечественная традиция расширяет круг традиционных для прямых новостей тем, включая в него важные или интересные события повседневной жизни.
-организованная новость (какое-то СМИ само устраивает событие, давая информационный повод. Например, акция «Самая красивая невеста», организованная телекомпанией «СТС-Кузбасс») Еще в начале нашего века британский газетный магнат лорд Нортклиф утверждал:
журналисты не должны просто регистрировать новости, они обязаны уметь их создавать - так, чтобы потом можно было писать о них. Речь здесь идет о преднамеренном стимулировании интереса аудитории к какому-либо событию или версии о нем. Чаще всего для этого событие драматизируется или актуализируется, по сути - создается искусственная сенсация. С другой стороны, иногда таким способом прессе удается привлечь внимание общественности к действительно серьезным проблемам.




2.Источники информации и специфика работы с ними


На этапе разработки замысла журналистского произведения необходимо, прежде всего, определиться с объектом изучения. В качестве данного объекта изучения могут находиться как различные социальные проблемы и процессы, происходящие в обществе, так и деятельность отдельный человек. Но бесспорно, каким бы ни был объект изучения, на данном этапе работы журналисту необходимо владение навыками по сбору и обработке фактического материала. В этой связи наиболее актуальным является умение получить «нужную» информацию. Эта самая «нужная» журналистская информация должна обладать рядом особенностей, традиционный набор которых включает в себя объективность, правдивость, новизну, полноту, достоверность и др. Журналистская информация документальна. В её основе лежит реальный подлинный факт, найденный и оформленный по-своему журналистом. В основе любого журналистского произведения лежат факты – своеобразные кирпичики, из которых выстраивается вся его структура . Поэтому столь важным является сбор фактического материала. Однако не любой факт может стать там самым «кирпичиком», он должен соответствовать ряду определённых условий: представлять общественный интерес, обладать информационной ценностью (быть новостью), быть достоверным, оперативным и полным. Поиск информации – это в какой-то степени наука, ведь каждый журналист вырабатывает свой почерк, технологию работы с источниками информации. Для этого журналисту необходимо представлять действительность как совокупность источников информации и знать их координаты. В сущности, вся информационная среда делится на три типа источников информации: документ, человек и предметно-вещевая среда.


Документальный тип источников информации. Понятие «документа» употребляется сегодня в двух смыслах. Причём один из них более объёмен: документ – это «материальный носитель записи с зафиксированной на нём информацией для передачи её во времени и пространстве», а другой – более узок: «документ – это юридически закреплённая бумага, утверждающая за её владельцем право на что-либо, подтверждающая какой-либо факт. Говоря о значении документа как информационного источника в журналистике, часто останавливают своё внимание лишь на узком смысле. Между тем, как пишет Г. В. Лазутина «для журналистики актуальны оба значения слова: «деловая бумага»- лишь одна из многих разновидностей документальных источников информации, попадающих в сферу журналистского внимания в соответствии с целью деятельности». Информация, которую журналист может извлечь из документальных «информационных кладовых», носит абсолютно разный характер: от законов и решений высших органов власти, от фундаментальных положений известных научных трудов до характеристик и описания мест, людей, событий.
Общение журналиста с документальными источниками информации начинается с их поиска. Сейчас, во время «информационного взрыва» этот вопрос особо актуален. Работа с документами требует высокого уровня документоведческой, библиографической грамотности, широкого представление о типах и видах документов, бытующих в обществе. В журналистике принята следующая классификация документов. По типу деятельности, породившей документ: Государственно-административные; Производственно-административные; Общественно-политические; Научные; Нормативно-технические; Справочно-информационные; Художественные. Вторая классификация, менее обширная, нежели первая основана на группировке по сферам их обращения. Суда входят документы:Производственные; Общественных организаций; Бытовые. По способу фиксирования информации (рукописные, печатные документы, кино и фотоплёнки, магнитные ленты). По типу авторства (личные и общественные, например, расписка в получении денег и протокол собрания коллектива). По статусу документа (официальные и неофициальные, например, постановление правительства и пояснительная записка). По степени близости к эмпирическому материалу (первичные, например, заполненные анкеты, и вторичные – отчёт, написанный по результатам анкетирования на основе обобщения данных анкет). По способу получения документа (естественно функционирующие в обществе, например, статистические отчёты по установленному образцу и «целевые», т. е. созданные по заказу журналиста – допустим, справка о деятельности учреждений). Обладая достаточным количеством документальной информации, журналист может построить некое сообщение, основываясь только на ней.



Человек как источник журналистской информации. Человек является ключевым звеном в системе информационных источников. Г. В. Лазутина приводит американскую научную традицию, где оно классифицируется как «живой источник», «и в этом – не только прямой смысл: человек – субъект деятельности, он включён в природные и социальные процессы множеством связей и потому как источник информации неиссякаем».21 Действительно, человек, с одной стороны – свидетель или участник происходящих вокруг нас событий и потому выступает в качестве носителя информации об этих событиях. С другой стороны, он держатель информации о себе, о своём внутреннем, неповторимом мире. И, наконец, он транслятор информации, полученной от других. Особенность этого источника в том, что он может открыться или не открыться для журналиста: как существо социальное он сам программирует своё поведение, это необходимо учесть каждому журналисту, работающему с этим источником информации.
Интервью. Конечно, чаще всего львиную долю сведений журналист получает в интервью – непосредственном общении с людьми, имеющими то или иное отношение к изучаемой ситуации. Однако от обычного общения беседа как метод познавательной деятельности сильно отличается. Ведь по сути интервью – «это такой вид организованного речевого взаимодействия, который направляется со стороны журналиста отчётливо сознаваемыми познавательными задачами и предполагает выработку стратегии и тактики, соответствующих условиям взаимодействия».

Журналист должен быть чётко подготовлен к предстоящему интервью, должен знать на какие сведения может рассчитывать, приступая к беседе. Чаще всего это следующая информация: фактические данные, знания в той или оной области, мнение по тому или иному поводу, объяснения или комментарии того или иного события (происшествия) имевшего место быть, предложения и прогнозы. При этом каждый вид может быть представлен весьма разнообразно. Например, факты могут быть даны как позитивные, так и негативные; они могут быть как из прошлого, так и из настоящего, как из собственной жизни интервьюируемого, так и из частной жизни другого лица. Само собой разумеется, что далеко не обо всех вещах интервьюируемый выражает готовность беседовать с журналистом. Это требует от журналиста определённых нюансов в поведении, определенных тактических приёмов. Здесь для журналиста важным является знание психологии общения. Если же вопросы интервьюера нацелены на выяснение взглядов, суждений, отношения собеседника на определённые аспекты действительности, то это, по сути, раскрывает личность интервьюируемого. Чаще всего такая ситуация предстаёт перед нами в портретных интервью. Ещё одно важнейшее качеству интервьюера – способность «сходиться с людьми». Ведь количество и качество полученной в процессе интервью информации зависит от того, насколько журналист смог «разговорить», раскрыть своего собеседника, расположить его к беседе. Интервью же – самый субъективный источник информации. Так как, например, разные люди, очевидцы одного и того же события, по-разному о нём рассказывают и часто даже расходятся во мнении. Но возможно в этом же заключается положительное свойство этого источника информации – возможность услышать иной взгляд на проблему, расценить ситуацию с другой точки зрения.