ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.09.2019
Просмотров: 1792
Скачиваний: 1
Таким образом, работа журналиста при подготовке авторской заметки включает следующие действия: выбор темы, разработка идеи, изучение объекта, создание сценарного плана, участие в съемке и монтаже, написание текста.
Закадровый текст сюжета обычно читает сам автор. Работая над ним, журналист должен учитывать два важнейших обстоятельства. Во-первых, отличие устной речи от письменной. Во-вторых - наличие видеоряда. Текст телевизионной авторской заметки должен быть информационно насыщенным, но лаконичным, не содержать сложных языковых конструкций и труднопроизносимых слов, канцеляризмов, профессионализмов и непонятных аудитории терминов. Недопустимо дублирование видеоряда вербальной частью заметки.
Отчет. Предметом отчета на телевидении выступают, как правило, события повышенной социальной значимости.
Некомментированный отчет готовится следующим образом: событие (чаще всего - какое-то официальное мероприятие) полностью записывают, затем показывают в сокращенном варианте.
Комментированный отчет. Сценарный план отчета заранее не пишется, но журналист, задумавший комментировать событие, должен наблюдать его развитие. Кроме того, присутствие журналиста на съемке поможет и при монтаже, и при написании текста.
Специфической разновидностью отчета можно назвать и прямую трансляцию какого-либо события (важные политические события, спортивные состязания). В таких ситуациях журналист комментирует происходящее «по ходу» действия, что возможно только при наличии опыта и специальных знаний, умений и навыков.
Интервью. Английское interview переводится как «беседа». Любопытна семантика термина: префикс inter имеет значение взаимодействия, а одно из значений слова view - взгляд, мнение. Интервью, таким образом, можно трактовать и как обмен мнениями, взглядами.
В печати такой обмен информацией осуществляется лишь в интервью-беседе. На телевидении же диалог, общение является формой существования многих публицистических программ («Герой дня», «Час пик», «Времена», «Момент истины» и другие). Тележурналист в таких случаях не просто берет интервью, он строит на основе беседы целостную передачу, выступает как интервьюер и как ведущий одновременно.
Нас, однако, интересует телеинтервью как информационный жанр журналистики, поэтому остановимся на наиболее часто встречающихся в новостных программах типах интервью.
Протокольное интервью проводится для получения официальных разъяснений по каким-то важным и актуальным проблемам. Интервьюируются политики, государственные деятели, служащие органов управления, бизнесмены и другие лица, обладающие необходимой информацией, способные полно и компетентно ответить на вопросы.
Вопросы протокольного интервью, как правило, заранее согласовываются; официальный характер беседы не позволяет “по ходу” менять ее сценарий, задавая внезапно появившиеся вопросы или добиваясь от собеседника развития темы, дополнений и уточнений. Роль журналиста в данном случае сводится к четкой, точной и корректной формулировке вопросов. Высказывать в протокольном интервью собственное мнение журналиста не принято.
Интервью-анкета позволяет выяснить мнения различных людей по какому-либо вопросу. Обычно проводится как серия стандартных интервью - собеседникам задается один и тот же вопрос (или вопросы). Хотя интервью-анкета и не представляет большой сложности, начинающих журналистов иногда постигают неудачи из-за неверно выбранного предмета разговора. Избранный для интервью вопрос должен отвечать трем требованиям: быть дискуссионным, вызывать общественный интерес, находиться на уровне компетенции опрашиваемых.
Информационное интервью можно встретить как в новостных, так и в публицистических программах. Собеседником может быть любой человек, располагающий необходимыми журналисту сведениями. Беседа не носит официального характера, поэтому ее тон близок к обычному, может иметь эмоциональную окраску.
Получение нужной информации - главная цель интервью. Но опытные журналисты нередко усложняют задачу, стремятся одновременно выявить особенности личности собеседника. Средством достижения этой цели выступают индивидуализированные вопросы и импровизация.
Кроме названных, современное телевидение активно использует и другие виды интервью: портретное интервью, проблемное интервью, пресс-конференцию, телемост, дискуссию. Однако эти разновидности интервью выходят за рамки информационности и по своей функции, содержанию, структуре, изобразительным средствам примыкают к группе аналитических жанров.
Репортаж. На телевидении, как и в печати, репортажем называют оперативный образно-эмоциональный рассказ о событии, очевидцем или участником которого был журналист.
Газетный репортер должен словами “нарисовать” увиденное событие, описание - главная составляющая его творческой работы. Это относится и к радиорепортерам.
На телевидении все иначе. Событие здесь фиксируется телекамерой, нередко журналист и зритель наблюдают его одновременно. Рассказывать о происходящем, описывать его нет смысла. Телерепортер должен сосредоточить внимание на закадровых пояснениях, на рассказе о тех обстоятельствах события, которые зрители не могут наблюдать.
По способу трансляции репортаж на ТВ бывает прямым (транслируется в эфир в момент события) и фиксированным (предварительно записывается на видео).
По особенностям звукового сопровождения различают синхронный (содержащий естественные шумы события и речь его участников) и немой (видеоряд лишен естественных шумов и звуков, закадровый текст читает диктор или сам репортер) репортажи.
Практика телевидения выработала несколько разновидностей репортажа.
Событийный репортаж показывает развитие события в реальном времени и пространстве. Репортер следует за событием, стараясь зафиксировать его важнейшие моменты, создать для зрителя точный зрелищно-звуковой образ происходящего.
Этот вид репортажа сложен тем, что телерепортер не может, осмыслив увиденное, отредактировать свой материал. Между тем нередко события развиваются по своей логике, ломая все предварительные заготовки.
Поэтому репортер должен уметь мгновенно ориентироваться в изменяющейся ситуации, отделять главное от второстепенного, выбирать для показа фрагменты, полностью раскрывающие суть события и одновременно наиболее зрелищные.
Тематический репортаж связан с показом интересного или актуального для зрителей регулярно происходящего действия (репортаж о празднике, о работе городского транспорта, о предновогодней торговле, о жизни творческого или спортивного коллектива и т. д.).
Тематический репортаж, затрагивающий острые социальные вопросы, часто называют проблемным.
Естественно, что такой репортаж требует серьезной сценарной подготовки. Определяются ключевые моменты действия, участники, последовательность показа.
Задача репортера - найти нестандартный подход к освещению события, заметить важные и интересные детали, облечь информацию в доступную и увлекательную форму.
Постановочный репортаж предполагает создание искусственной ситуации с целью выявления естественной реакции людей на те или иные обстоятельства. Часто при этом используется скрытая камера.
Заметим, что информационная функция однозначно доминирует в репортаже событийном. Тематический и проблемный репортажи не только сообщают о фактах и явлениях действительности, но и исследуют социальные, нравственные и другие проблемы, то есть нередко решают задачи аналитической журналистики.
33. Основные информационные жанры радио
Система жанров складывалась на радио исторически. Некоторые жанры перешли в радиожурналистику из системы печати, другие возникли и развивались уже на радио в силу его специфики.
Как и в печати, жанры радиожурналистики делятся на три основные группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические.
При этом критерии разграничения жанровых групп, свойственные жанрам печати, сохранились.
А вот сами радиожанры существенно отличаются и от жанров периодической печати.
Средство передачи информации на радио - звук (речь, музыка, шумы). Именно этот факт и обусловил как специфическое использование в радиожурналистике традиционных жанров печати, так и появление особых радиожанров (беседа, радиоперекличка, радиокомпозиция).
К информационным (новостным) жанрам радиожурналистики относят информационную заметку, радиокорреспонденцию, радиорепортаж и интервью.
Как и в печати, новостные жанры радио имеют общую функцию - оперативно сообщать слушателям важнейшую информацию об актуальных или интересных событиях.
Информационная заметка - основной жанр новостных радиопрограмм. Всегда связана с конкретным событием, сообщает аудитории новость или дополнительные сведения об известных событиях.
Тематика информационной заметки весьма широка. Основные требования - точность, объективность, оперативность, актуальность.
Для подготовки текста радиозаментки вполне годятся схемы построения новостных материалов, применяемые в печати. Однако есть и специфический прием - повторение сути сообщения. Радиослушатель не может вернуться к тому, что уже произнес диктор, поэтому повторение важнейшей информации в конце сообщения помогает ему понять и запомнить сказанное.
Отсюда - особая композиционная схема. Например, “перевернутая пирамида” для радио выглядит так:
ХЕДЛАЙН - ХЕДЛАЙН - ХЕДЛАЙН - ХЕДЛАЙН
ЛИД - ЛИД - ЛИД - ЛИД - ЛИД - ЛИД - ЛИД
КОРПУС - КОРПУС - КОРПУС
КОРПУС ------ КОРПУС
КОРПУС
ХЕДЛАЙН – ХЕДЛАЙН - ХЕДЛАЙН – ХЕДЛАЙН
Такое построение может использоваться и в отдельном материале, и в радиопрограмме в целом:
АНОНС - АНОНС - АНОНС - АНОНС - АНОНС
НОВОСТНЫЕ СООБЩЕНИЯ
по степени убывания значимости
------------------ // -----------------
-------------- // -------------
--------- // ---------
---- // ----
КРАТКОЕ ПОВТОРЕНИЕ ГЛАВНОГО
Технические возможности радио позволяют достигать полной оперативности, то есть рассказывать о событии в тот момент, когда оно происходит. Наиболее полно это проявляется в радиорепортаже, но и в заметке активно используются приемы актуализации новости за счет подчеркивания оперативности сообщения. Многие радиозаметки начинаются, например, так: “Только что нам стало известно...”, “В эти минуты в Москве начинается матч...” и т. п.
Еще одна уникальная возможность радио - документальная звукозапись. В радиозаметке она чаще всего используется в виде речи участника (очевидца) события, логически продолжающей предшествующий дикторский текст.
Заметки пишут корреспонденты, а читают, как правило, дикторы. Этот факт вместе со спецификой восприятия информации аудиторией (на слух) обусловливает особые требования к языку радиозаметки. Суть их в том, что текст должен быть удобопроизносимым и полностью понятным.
Не следует:
- употреблять незнакомые слушателям слова. Если без этого нельзя обойтись - обязательно пояснить, расшифровать;
- усложнять фразы. Оптимальное количество слов в предложении - 10 - 12. Средняя фраза газетного сообщения превышает 20 слов и содержит несколько смысловых единиц, что оправдано - читатель всегда может приостановить чтение и вникнуть в смысл. Радиослушатель такой возможности лишен. Поэтому в радиозаметке лучше использовать простые предложения, каждое из которых логически продолжает предшествующее.
- употреблять аббревиатуры, сокращения.
На слух с трудом воспринимаются личные имена (особенно иностранные), должности, цифры. Чтобы облегчить их восприятие и запоминание, имена и должности можно повторять в различных формах, сокращения - расшифровывать, цифры - давать в сравнении с тем, что хорошо известно слушателю.
Радиокорреспонденция.
В печати корреспонденция относится к группе аналитических жанров. Радиокорреспонденция - жанр информационный, ее можно соотнести с расширенной информацией.
Функция радиокорреспонденции состоит в том, чтобы более подробно, чем в радиозаметке, рассказать о событии и дать ему оценку.
Нередко заметка и корреспонденция для радио готовятся одновременно - заметка для выпусков новостей, корреспонденция - как самостоятельный материал. Корреспонденцию, как правило, читает не диктор или ведущий, а сам автор - это повышает уровень достоверности.
Иногда радиокорреспонденция строится как подробный, детализированный и хронологически последовательный рассказ о событии. В этом случае она напоминает газетный отчет.
Другая схема предполагает условное разделение материала на два элемента - собственно сообщение о новости и авторский комментарий к ней. Такую разновидность радиокорреспонденции называют комментированной новостью.
Радиорепортаж - наиболее специфический жанр радиожурналистики. Именно в нем особенно ярко реализуется способность радио рассказывать о событии в тот момент, когда оно происходит.
Выполняя ту же функцию, что и газетный репортаж (оперативно, достаточно подробно и эмоционально сообщить об авторском видении неординарного события), радиорепортаж использует для этого собственные выразительные средства радио - слово, шумы, музыку.
Рассказ журналиста о событии по мере его развития с одновременной передачей в эфир называется прямым репортажем. Именно этот вид репортажа развивался на радио до внедрения электромагнитной звукозаписи. И хотя современная техника позволяет радиожурналистам вести “репортажи” не выходя из студии, профессионал всегда понимает, что только прямая причастность репортера к событию создает ту эмоциональную искренность, адекватную происходящему динамичность, без которых слушатели никогда не ощутят эффект присутствия.
И все-таки необходимость записи репортажа на пленку есть. Во-первых, событие может происходить в то время, когда большая часть аудитории не слушает радио. Во-вторых, не всегда на освещение события можно выделить столько эфирного времени, сколько оно длилось в действительности. В таких случаях, перемещая событие во времени или сокращая его действительное время, журналист выбирает для монтажа самое существенное, динамичное, эмоциональное - те наиболее яркие фрагменты, совокупность которых воссоздаст достаточно полную картину происходившего.
Разумеется, такой репортаж уже нельзя назвать прямым - мы имеем дело не с реальным событием, а с его воспроизведением. Факты, отраженные в рассказе репортера, сжимаются, уплотняются, соединяются друг с другом путем исключения разделявших их промежутков времени.