ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.09.2019
Просмотров: 1790
Скачиваний: 1
Практикой журналистики выработано немало вариантов составления лида. Наиболее часто в новостных материалах встречаются:
Конспективный - краткое изложение основных фактов по степени их важности. Часто строится как ответ на шесть “классических вопросов” или на некоторые из них с акцентированием внимания на главном. Применяется в материалах о текущих событиях и делах.
“На минувшей неделе судоремонтный завод Северного флота “Нерпа” запустил в работу поставленную американцами установку по “разрезке” атомных подводных лодок”.
Капсула - используется в материалах об известных событиях, перешедших в новое качество, получивших дальнейшее развитие или завершившихся. Цель - показать их динамизм или кульминацию.
“В позапрошлом году австралийские ученые нашли в Антарктиде большой кусок метеорита. Его назвали “Мурчесон” и по кусочкам раздали всем крупнейшим институтам мира для обследования. Совсем недавно российские и американские ученые пришли к неожиданному выводу: либо в Солнечной системе задолго до земной существовала жизнь, либо она зарождается где-то помимо Земли”.
Фотографический - описательный лид, строится из отдельных фрагментов (“картинок”) события, чаще всего используется в репортажах.
“В понедельник снег сыпал с небес, как мука из решета, сплошная пелена. Казалось, вытяни руку - пальцев не увидишь. На лыжный стадион мы уехали еще с рассвета - раз снег, значит, на дорогах будут пробки. И точно: вместо полутора часов добирались все три”.
Стаккато - очень динамичен, строится как серия коротких фраз, показывающих стремительность развития события или его неожиданные, неординарные проявления. Автор стремится передать читателю нарастающую напряженность, заставляет думать: а что же дальше?
“Опрокинутые автомашины вдоль тротуаров и поперек улиц. Разбитые витрины магазинов. Торговцы в панике. Беспорядочные потасовки здесь и там. Обжигающие клубы слезоточивого газа. Стук полицейских дубинок. Нарастающий рев: “Подожгите бензоколонку!”.
Интрига - лид строится на использовании связанного с новостью курьезного или необычного факта, противоречия, чьей-то нелепой ошибки или абсурдного поступка.
“В Венесуэле, стране тотального криминала, бандитские разборки могут коснуться кого угодно. Даже популярнейшая Алисия Мачадо, прославившая родину своей победой в Лас-Вегасе на конкурсе “Мисс мира - 96” не осталась в стороне. Сегодня ее обвиняют ... в причастности к покушению на убийство некоего Франциско Сберта“.
Цитата - прямое цитирование или изложение высказывания по поводу новости известного лица, своего рода подкрепление материала авторитетным мнением.
” - Какие 25 миллионов долларов? По телевизору так сказали? Да на такие деньги здесь, знаете, сколько можно понаворочать...- директор лечебно-оздоровительного комплекса “Малый Исток” Николай Шаповалов чуть не машет руками”.
Другие типы лидов: драматический, вопросительный, контрастный, статистический, ретроспективный и т. д.
Выбирая тип лида, необходимо учесть следующие моменты:
-
когда произошло событие и может ли читатель уже иметь какую-либо информацию о нем;
-
простое это событие или сложное;
-
актуальна ли новость для читателя;
-
какие аспекты события являются наиболее важными?
Ответы на данные вопросы помогут выбрать оптимальный тип лида и лучше подать новость.
-
Схемы построения
«Достаточно верное представление о любом событии или поступке можно составить только тогда, когда есть ответы на вопросы: кто и что сделал, когда и где это случилось, как и почему это произошло». (Марк Фабий Квинтилиан, древнеримский ритор. “Наставление в ораторском искусстве”).
Раскрытие этих вопросов - суть любого новостного материала. В зависимости от конкретной ситуации автор отвечает либо на все шесть классических вопросов, либо на некоторые из них.
В ряде случаев для полного освещения события необходимо найти ответы и на другие вопросы - зачем?, с какой целью?, кому выгодно? и другие. Однако это связано уже не с основным содержанием события, а сего детализацией, развитием.
Грамматические формы вопросов, их очередность, расстановка акцентов, стиль изложения могут быть различными. Но в целом современная новостная журналистика рассказывает о фактах и событиях действительности по предложенной Квинтилианом схеме.
Оптимальные схемы построения новостных материалов выработаны практикой журналистики.
Наиболее распространенной из устойчивых композиционных форм подачи новостей является так называемая перевернутая пирамида:
ХЕДЛАЙН --- ХЕДЛАЙ --- ХЕДЛАЙН
лид - лид - лид - лид - лид - лид
корпус - корпус - корпус
корпус – корпус - корпус
корпус ------- корпус
корпус - корпус
корпус
Где:
Хедлайн (англ.) - заглавная строка, главная линия;
Лид - “первый ход” или “вводная часть”.
Корпус - весь остальной текст независимо от его объема.
В хедлайне и лиде сообщается суть новости, выделяется главная характеристика события. На их долю приходится до 70% информационной нагрузки материала.
Менее значимые факты, детали, уточняющие подробности, дополнительные сведения располагаются в корпусе по мере убывания важности, значимости.
“Перевернутая пирамида” удобна для рассказа о событиях, имеющих четкую внутреннюю иерархию, когда можно выделить главный факт и оценить степень важности остальных. Такая конструкция позволяет при необходимости сокращать материал без ущерба для основного смысла.
Однако многие события состоят из нескольких равнозначных по важности фактов. В этом случае схема материала меняется:
ХЕДЛАЙН --- ХЕДЛАЙН --- ХЕДЛАЙН
лид - лид - лид - лид - лид - лид
корпус - корпус - корпус
корпус - корпус - корпус
корпус - корпус - корпус
Суть новости по-прежнему выносится в хедлайн и лид; факты в корпусе располагаются не по степени важности, а в логической или хронологической последовательности.
Новостные материалы, рассказывающие о событиях неординарных, необычных, строятся по принципу нарастающего напряжения.
В этом случае хедлайн и лид сообщают о сути события, подчеркивают неординарность новости, но не раскрывают ее.
Корпус строится как интрига; концовка часто бывает неожиданной, парадоксальной.
Графически такой материал можно изобразить в виде усеченной пирамиды:
ХЕДЛАЙН
лид - лид - лид
корпус - корпус - корпус
корпус - корпус - корпус - корпус
корпус - корпус - корпус - корпус - корпус
Условия:
- наличие действительно неординарного события;
- хорошее владение изобразительными средствами.
События действительности нередко отличаются многогранностью, сложной внутренней структурой. Поэтому далеко не всегда материал вписывается в одну из рассмотренных композиционных схем. Их творческое использование возможно за счет синтеза:
ХЕДЛАЙН --- ХЕДЛАЙН --- ХЕДЛАЙН
лид - лид - лид - лид - лид - лид
корпус - корпус - корпус
корпус - корпус - корпус
корпус - корпус - корпус
корпус ------- корпус
корпус - корпус
корпус
Условие: целесообразность.
Независимо от того, какая схема положена в основу материала, важное значение имеет разбивка текста на абзацы. Они являются своего рода опорными точками, соответствующими избранной последовательности ответов на вопросы. Абзац, как правило, представляет собой логически завершенный фрагмент текста. Размер абзацев определяется одним требованием - удобочитаемостью.
9. Приёмы расширения новости
Кроме краткого варианта новости есть и расширенный ее вариант — обрастает подробностями уже прозвучавшее драматическое или экстразначимое сообщение сигнального типа.
1. АТРИБУЦИЯ
Работа над репортерскими материалами предполагает, помимо представления новости, умение вводить вспомогательный материал: ссылки, цитаты, цифры и умение «работать через деталь». Атрибуция и подробности уточняют, удостоверяют факт, могут его «подсветить», выгодно подать или помочь переосмыслить.
Ссылки:
Источник информации приводят: когда он нужен для подтверждения точности и надежности фактов; когда сама ссылка обогащает новость (например, демонстрирует осведомленность одной страны в делах другой); делает ее интереснее (например, вводит упоминание видных лиц). Ссылка может быть поводом для сообщения новости и важной частью новости (например, при разоблачении источника).
Прямая ссылка на источник информации — это обычно имя (должность) или организация. Такие ссылки на источники информации призваны убедить читателя в правдивости, достоверности сообщения, опираясь на авторитетные или компетентные лица или на заслуживающие доверия организации.
Ссылка на агентство или газету иногда выступает «ссылкой-алиби» (если редакция намеренно дистанцируется от мнения или факта, перекладывает ответственность за сообщение. Используются и ссылки с разоблачением (недобросовестности, склонности к ложным сенсациям, небрежности, а то и лживости сообщений «конкурента»). Ссылки на авторитетные организации хорошо подчеркивают удостоверенность факта. Ссылка на людей прибавляет к новости «имя» — дополнительную новость. При сопоставлении источников ссылка позволяет усилить факт (подчеркнув многочисленность откликов или вариативность точек зрения).
Если в силу каких-либо причин конкретный источник информации не может быть назван, журналисты прибегают к такому приему как косвенная ссылка: ...Как стало известно нашему корреспонденту... По сообщениям информированного источника... Как нам удаюсь узнать... и пр. В принципе подобные выражения ни о чем не говорят, это лишь видимость достоверности информации.
«Непроверенные данные», «слухи» — тоже источник, если ничего определенного, подкрепленного авторитетным мнением пока не произошло, но сообщить желательно (о новой возникшей ситуации либо о самих слухах как о новости). Звучат такие ссылки и по контрасту (в специальном «лиде-контрасте»), одновременно в качестве источников в заметке выступают и «слухи», и «эксперт»; косвенных ссылок лучше избегать. В ряде случаев, когда в сообщении есть намек сразу на несколько источников информации, и если при этом объединены две новости в одной, материал может выглядеть вполне весомо.
Приводя ссылку, журналист может: удостоверить новость, подчеркнуто «отдалив» ее от себя; дополнить новость, «расширить информационное поле»; сформировать отношение к новости (ввести момент сомнения при факте сенсационном, парадоксальном, намекнуть на тенденциозность источника, указать на спорность трактовки события, помимо одного источника сославшись и на другие); «протащить новость», которая без ссылки просто не пойдет.
Последний вариант связан с определенными этическими ограничениями. «Ссылка-паровоз» показывает степень владения журналистом информацией и в этом качестве вносит объективность, хотя выглядит весьма несерьезно, не давая точного указания должности, опуская имя (член парламента), приводя слухи типа в кулуарах; в кругах, близких к правительству. Ситуация еще не проверена, недостаточно прояснена. Грань «дозволенного» тут весьма тонка, однако неверно считать любой материал с такой ссылкой заведомо лживым; предлагая «хотите верьте, хотите — нет», журналист вполне честно указывает на дефицит сведений, недостаточную самоочевидность факта.
В то же время «затемнение» источника информации может быть и преднамеренным, уводящим от истины. Неясные фразы типа Известно, что... Ожидается... Говорят, что... и т. п. создают впечатление, что источник информации — сам автор, проводящий субъективное мнение. Скептически настроенный читатель задается встречными вопросами: «кто говорит?», «кем ожидается?» и пр.
2. ЦИТИРОВАНИЕ
Приводятся слова экспертов, свидетелей, известных людей (реже — «человека из толпы», «одного из нас»). С цитатами появляются «живые голоса»
Цитаты используют не только для удостоверенности сообщения и его оживления, их называют «афористичной экспертизой новости», ценят как суждения о факте. Часто бывают ценны слова ответственных лиц. Цитата может иметь и самостоятельное значение — как новость-сенсация (нестандартные изречения политика), как свидетельство спорности факта и др. Цитата может подчеркнуть стиль взволнованного рассказа или шутливого, «мягкого» изложения курьезного случая; она вообще влияет на интонацию авторской речи, расположенной рядом, как правило, делает ее более разговорной и легкой. Цитата особенно важна в специальных сообщениях (судебная хроника, отклик на парламентские дебаты, трагические события).
Интересные и спорные высказывания дают материал для многих лидов. В других случаях прямые цитаты приберегаются для второго или третьего абзацев, становясь хорошим подтверждением заходу и расширяя заявленную в начале тему.
Слова и фразы, заключенные в кавычки, обычно атрибутируются — указывается человек, произнесший эти слова, агентство или другой источник. Но иногда отдельные яркие слова или фразы заключаются в кавычки без указания принадлежности; они выражают мнение, источник которого будет 'назван позже (указание принадлежности может перегрузить лид).
Уточнение, кому принадлежит мнение, особенно важно при откликах на политические события, судебные процессы. Однако это правило нарушается, если высказывание считается бесспорным (или общепринятым) и может быть отнесено к разряду фактов.
Вариантами цитирования могут быть фрагмент цитаты — обрывистое, незаконченное предложение с уточнением источника (Этого не может быть... — сказа! специалист по спасательным работам) и пересказ. Точной цитатой стоит открывать или закрывать текст. Высказывания спорные и оригинальные идут в лид. Внутри текста лучше давать фрагменты с пояснениями и пересказы.
Репортеру приходится решать, как представлять человека, в каком объеме на него ссылаться: как на авторитет или просто как на источник, насколько подробно сообщать «звания и регалии» и обрисовывать ситуацию, так как читателю надо знать, по какому праву или на каком основании эти люди говорят, делают заявления. Если титул слишком длинен, его заменяют в лиде расхожим синонимом (типа лидер, глава, вождь...), а в основном тексте уже дают полностью. Описание личности может быть и формальным (консультант, секретарь), и достаточно свободным (зеленые... спасшийся чудом...).
Разная аудитория воспринимает одну и ту же цитату по-разному. Скажем, фрагмент речи высокоинтеллектуального лидера, созвучный интересам и возможностям восприятия какой-то части аудитории, у других читателей вызовет раздражение, ощущение «выскочки», который не желает говорить понятно. С другой стороны, откровенно популистский лидер — «выходец из низов» со специфической лексикой и юмором тоже будет принят неодинаково. Поэтому иногда лучше давать пересказ, не прямую речь. Косвенное цитирование часто применяется как более щадящий вариант для смягчения данных оценок или, напротив, для их ужесточения («спрямления»).