ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.09.2019
Просмотров: 1791
Скачиваний: 1
Наблюдение
и эксперимент. Источником информации
служит и наблюдение, которое при грамотном
построении даёт возможность изучить
явление, а не отдельные его аспекты.
Систематическое наблюдение – это
наблюдение, ориентированное на получение
данных о развитии той или иной сферы
действительности, о поведении того или
иного лица с помощью многократных
непосредственных и опосредованных
контактов в течение сколько-нибудь
длительного контакта. Наблюдение - давно
освоенный метод в журналистике. Анализ
творческого опыта журналистов говорит
о том, что регистрация наблюдений имеет
очень индивидуальный характер. Эти
мелочи как раз и передают настроение,
ощущение, придают материалу достоверность,
создают «эффект присутствия». В
зависимости от позиции наблюдателя
различают открытое и скрытое наблюдение.
При открытом наблюдении журналист не
скрывает своего присутствия, цели и
содержания работы. При скрытом до поры
до времени он не сообщает об истинной
цели своего расследования и работы.
Интуиция, ёмкое воображение, чёткий
отбор чужих восприятий, общий уровень
развития самого журналиста, исходная
творческая установка – всё это помогает
эффективно использовать наблюдение в
журналистике.
К эксперименту
журналисты прибегают значительно реже,
поскольку этот метод требует больших
затрат – временных, ресурсных,
материальных, организационных и пр.
«Эксперимент – это метод получения
сведений об объекте через выявление
реакции на экспериментальный фактор,
в качестве которого выступает одна или
несколько его изменяемых характеристик».
Интуитивно журналисты давно нащупали
возможность открывать для себя таким
образом новое о людях и ситуациях, однако
это были отдельные эпизоды в профессиональной
практике. А вот во второй половине нашего
века эксперимент стал использоваться
интенсивно и – с ориентацией на
социологические разработки. Первые
научные описания эксперимента как
метода журналистского познания появились
не так давно, причём опять же с учетом
социологических рекомендаций.
3. Качества, повышающие «коэффициент прочитываемости новости».
Установлено: в современных условиях перенасыщенности информационными каналами (“информационный взрыв”) человек не может потреблять весь объем новостей. Он вынужден отбирать из общего информационного массива лишь наиболее важные для себя сообщения. Отсюда задача журналиста - добиться, чтобы именно его материал был воспринят читателем, зрителем или слушателем как необходимый. Качества новостного материала, привлекающие внимание аудитории и обеспечивающие высокий “коэффициент прочитываемости” (критерий ценности публикаций, определяемый специальными социологическими исследованиями):
- близость темы новости читателю (пространственная или временная, ассоциативная, близость по интересам и т.д.);
- своевременность (адекватность сообщаемых сведений общему контексту актуальных для аудитории вопросов);
- воздействие новости по ее последствиям (способность сообщения пробудить интерес к поднятой теме, обусловить поиск дополнительной информации);
- конфликтность (наличие в сообщении противоречия, конфликта в самом широком понимании)
- неординарность (наличие в материале необычных, курьезных фактов, рассказа об экстравагантных поступках, интригующий сюжет);
- персонификация (упоминание имен известных людей, обращение непосредственно к потребителю информации);
- информационная насыщенность (умение вложить в минимальный объем максимум информации).
4. «Жёсткое» и «мягкое» информирование
В журналистской практике различаются «жесткое», оперативное, и «мягкое» информирование. Краткая новость может подаваться в хроникальном, «крепко скрученном» варианте, оперативно излагая суть происшедшего, а может и в варианте «мягком», когда оперативность ослаблена, зато введен момент интриги, используется деталь.
Две эти основные формы краткого новостного сообщения по-разному используют факт-материал у них разный стиль, разное соотношение основных и вспомогательных сведений о событии, для каждой из них рекомендуются определенные композиционные структуры.
Любое сообщение начинается с захода, затем следует основная часть. Наиболее ответственным считается первый абзац или самое начало —«лид», «ведущая часть». Именно он вовлекает в чтение, создавая впечатление неотложности и возбуждая интерес. Он призван высветить наиболее важный элемент сообщения или установить тон повествования. Варианты лидов для краткой новости различаются в зависимости оттого, «жесткая» или «мягкая» избрана форма.
В жестком варианте подчеркнуто оперативно подается важное событие, или сенсация; эта литературная форма, спрессовывая новость, делает ее предельно целеустремленной.
В мягком варианте краткого сообщения, оперативно ослабленном, важен момент интриги, «игры с новостью», особый тон повествования; часто переключение внимания с итога на деталь.
Краткое сообщение может быть четко монотемным, но может заострять внимание на нескольких (обычно двух сразу) моментах происшествия, одинаково важных. Поэтому различаются структуры «одноэлементные» и усложненные (они называются: «сообщение двух элементов», «составное сообщение») — из-за необходимости сплетать две или более новости.
Заметнее всего на первых полосах газете экстренных выпусках новостей их сжатый, спрессованный вариант — так называемая «жесткая новость», оперативная хроника. Она концентрирует в себе суть масштабного события или происшествия повышенного интереса. Ударная фраза сообщения —лид—нередко выделяется шрифтом.
По преимуществу это сообщения по горячим следам происшествия, или хроника сигнального типа, за которой впоследствии идут развернутые репортерские и аналитические материалы (эффект «брошенного камня» и «кругов по воде»). Но есть и другой вариант — так называемые «новости на завтра», они предваряют событие, рассказывают об ожидаемом (например, о месте и времени проведения Олимпиады, о предстоящих гастролях и т. п.).
Из всех литературных форм, в какие облекается журналистское выступление, жесткая новость меньше всего похожа на «форму», на «произведение» — настолько она кажется идентичной реальному факту, слепком с действительности. Тут, казалось бы, нет никаких авторских ухищрений и просто излагается, что именно произошло. Однако это не так. Жесткая форма, «только фиксирующая» факт, как и всякая другая литературная форма, устоявшаяся со временем, чем-то удобна для определенных журналистских задач. Это материал, нацеленный на мгновенное проникновение, ему свойственна энергия напора.
Задача журналиста — представить новость «ударной» и понятной. Для этого он отсекает все лишнее. Очевидно, что определения «лишнее» — «не лишнее» целиком зависят от журналиста; эта форма, помимо прочего, дает возможность скрывать детали и значимые подробности. Например, сообщение о том, что страна отказалась участвовать в международной экологической конференции, может выглядеть «отрицательным» фактом. Но если прояснить подоплеку, выяснится, что это политический демарш (не было приглашено одно из государств, и отказ другой страны стал демонстрацией солидарности).
Жесткая новость не гарантирует полной объективности (более того, всегда можно ждать искажения факта при «отсечении лишнего», намеренного использования лаконизма для отсечения неугодного в факте). Есть, однако, допустимый уровень правдивости и объективности. И есть гаранты такой относительной объективности, того, что при «обстругивании» факта не будет убрано самое главное.
Эти гаранты связаны со структурой сообщения, с необходимостью дать ответ на главные вопросы. Успех или неуспех жесткой новости обычно связывают с эффектом зачина.
5.Репортёрство как профессиональная специализация
А.Князев. 2я страница
6. Заголовочный комплекс. Виды заголовков
Заголовок – «крючок», которым автор материала притягивает читателя. Большинство текстов в газете имеет заголовки. Даже если небольшой по объему текст не сопровожден заголовком, то, как правило, этот текст вместе с аналогичными объединен в подборку, которая имеет заглавие.
Заголовок — неотъемлемый атрибут текста и важнейший элемент газеты. Основная часть читателей начинают знакомство с прочтения заголовков, а для некоторых этим и заканчивается процесс чтения газеты. Поэтому в заголовке должно содержаться максимум сведений о публикации. Если заголовок не несет в себе никакого содержания (является штампом, имеет абстрактное значение и т.п.), то он не привлечет, а, наоборот, оттолкнет читателя.
В заголовке должна быть правильная, логично выстроенная фраза, которая максимально сыграет на привлечение внимания читателя. Собственно говоря, для достижения этой цели одним заголовком зачастую ограничиться невозможно.
В последнее время читатели часто не доверяют журналистам. Это вызвано рядом причин: продажность прессы, ее вульгарность, «желтизна» и, главное, порой открытое пренебрежение читательскими интересами, не в последнюю очередь передаваемая своеобразным использованием заголовочного комплекса. Самый яркий пример – несоответствие первоначальных заголовков реальному содержанию материала. Также заголовки чаще всего построены на игре слов или смысла.
Заголовок участвует в создании читательского отношения-ожидания. Еще не имея опоры на текст, заголовок в предтексте способен заставить читателя вернуться (вспомнить) к предыдущему опыту (знания).
Задача заголовка, как первого знака произведения, - привлечь внимание читателя, установить контакт с ним. Чтение газет (журналов и т.д.) начинается с просмотра их страниц и беглого просмотра их заголовков. При этом читатель обращает внимание на точные, интересные, метафоричные заголовки.
Элементы заголовочного комплекса – важнейшая часть композиционной модели газеты. Благодаря ним читатель «узнает» конкретное издание, ориентируется в пределах одного номера.
Элементы заголовочного комплекса: (редко используются все вместе)
-
Заголовок
-
Рубрика – устойчивое наименование темы, которая с заданной сетевым графиком периодичностью появляется на страницах издания.
-
Надзаголовок – разовая рубрика, которая передает дополнительный акцент конкретному материалу, указывая на его обобщенную направленность (религия и мы)
-
Шапка – выражение нередко лозунгового характера над подборкой материалов одной тематики (день города)
-
подзаголовок
-
Лид (лидерабзац) – первый абзац материала, который чаще всего суммирует, обобщает содержание всего текста.
Разумеется, далеко не всегда необходимо их одновременное использование. Для заметки, небольшой корреспонденции вполне окажется достаточно лишь заголовка или заголовка и рубрики. Но средние и крупные по объему материалы все же нуждаются в более детальном представлении.
Заголовочный комплекс, состоящий из нескольких элементов, позволяет найти более интересную форму подачи публикации.
Для современного дизайна характерно такое строение заголовочного комплекса как – заголовок – подзаголовок – лид или рубрика - заголовок – (подзаголовок) – лид .
В некоторых изданиях рубрика в последнее время несколько сдает свои позиции, уступая место надзаголовку или подзаголовку. Хотя традиционно рубрика — постоянный элемент заголовочного комплекса. Рубрика обычно представляет какой-то раздел газеты (сейчас такая рубрика часто трансформируется в генеральную рубрику полосы), тему, которая освещается редакцией определенный период времени, жанр публикации.
Рубрика в неизменном виде (и в этом ее основное отличие от других элементов заголовочного комплекса!) может существовать на газетных страницах довольно долго. Частота ее появления, как и постоянное графическое решение, определяются моделью газеты. В газете, конечно, могут быть и так называемые «разовые» рубрики, но графически они оформляются обычно так же, как и постоянные.
Заголовок может отражать разные свойства информации.
-
Предмет разговора, тема (ребенок ребенка).
-
Авторские или редакционные оценки (цены растут, а уровень жизни все ниже)
-
Время и/или место действия
-
Жанр – чаще всего, в рубрике (путевые заметки)
-
Герой публикации, его реплики
-
Адресат (вам, студенты)
-
Идея («Коррупции поставлен уникальный диагноз. Она есть», «Тупик»)
Чаще всего – несколько значений.
Виды заголовков:
-
Цитация.
-
Слова персонажей без указания персоналий («Авария на Байконуре: когда крыше не платишь она обваливается»).
-
Слова персонажей с указанием персоналий (В.Толоконский: «У нас появилась возможность снова объединиться»).
-
Цитата из произведения, песни, фильма и т.п.(афоризмы, стихи, проза)(«Великая армия – двое» - Ахматдинов).
-
Переделанные известные цитаты (афоризмы, пословицы и др.)(Ученье - свет, а за свет надо платить).
-
-
Рифмование заголовка (Лучше хлеб с водой, чем наркота с бедой).
-
Местоимение/вопросительное слово «как» (Как теперь жить, брат?).
-
Удвоенные заголовки, которые используются для дополнительного привлечения внимания, т.к. союз «или» объединяет в себе совершенно противоположные понятия (Легенда о ста граммах или добрый дедушка с ледорубом).
-
Игра слов, смысла (Млечный Путин).
-
Вопросы, отражающие главную мысль материала (Почем жизнь?).
-
Слова с яркой эмоциональной окраской (Ну, вот, блин, дожили!).
-
Новость (кратко) (У наших спортсменов отобрали золотую медаль.).
-
Заголовок с иллюстрацией («Компьютер на ладони»)
-
Заголовок - географическое название - особенно часто применяется во время сельскохозяйственных кампаний.
-
Заголовок-капитель – набор какой-то части или опорного слова в заголовке капителью; служит средством актуализации внутренней формы («Заче(тк)а?»)
Требование к заголовкам:
-
Заголовок должен быть связан с текстом; отражать его главную мысль;
-
Заголовок должен быть интересен, не банален;
-
При выборе заголовка журналист должен думать о том зачем он пишет и для кого;
-
Идеальный заголовок состоит (не превышает) из 30 знаков (символов), считая пробелы и знаки препинания, однако длинные заголовки имеют место быть;
-
Заголовок не должен быть обманчив.
7.Лид, его функции. Правила написания лида. Типы лидов.
Лид. Типы лидов.
Лид - “первый ход”, “вводная часть”.
Функция - активное, динамичное начало новостного материала.
Лид логически продолжает хедлайн, сообщает читателю главные сведения о событии, не затрагивая деталей и второстепенных фактов. Можно сказать, что, если хедлайн анонсирует новость, то лид дает читателю ее конспективное изложение.
Размер лида - 30 - 50 слов, нередко он выделяется шрифтом (жирным, полужирным или курсивом). Лид может отделяться от корпуса, но часто представляет собой первый абзац текста.