Файл: НЖ конспекты лекций Обелюнас.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.09.2019

Просмотров: 1791

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Наблюдение и эксперимент. Источником информации служит и наблюдение, которое при грамотном построении даёт возможность изучить явление, а не отдельные его аспекты. Систематическое наблюдение – это наблюдение, ориентированное на получение данных о развитии той или иной сферы действительности, о поведении того или иного лица с помощью многократных непосредственных и опосредованных контактов в течение сколько-нибудь длительного контакта. Наблюдение - давно освоенный метод в журналистике. Анализ творческого опыта журналистов говорит о том, что регистрация наблюдений имеет очень индивидуальный характер. Эти мелочи как раз и передают настроение, ощущение, придают материалу достоверность, создают «эффект присутствия». В зависимости от позиции наблюдателя различают открытое и скрытое наблюдение. При открытом наблюдении журналист не скрывает своего присутствия, цели и содержания работы. При скрытом до поры до времени он не сообщает об истинной цели своего расследования и работы. Интуиция, ёмкое воображение, чёткий отбор чужих восприятий, общий уровень развития самого журналиста, исходная творческая установка – всё это помогает эффективно использовать наблюдение в журналистике.
К эксперименту журналисты прибегают значительно реже, поскольку этот метод требует больших затрат – временных, ресурсных, материальных, организационных и пр. «Эксперимент – это метод получения сведений об объекте через выявление реакции на экспериментальный фактор, в качестве которого выступает одна или несколько его изменяемых характеристик». Интуитивно журналисты давно нащупали возможность открывать для себя таким образом новое о людях и ситуациях, однако это были отдельные эпизоды в профессиональной практике. А вот во второй половине нашего века эксперимент стал использоваться интенсивно и – с ориентацией на социологические разработки. Первые научные описания эксперимента как метода журналистского познания появились не так давно, причём опять же с учетом социологических рекомендаций.




3. Качества, повышающие «коэффициент прочитываемости новости».

Установлено: в современных условиях перенасыщенности информационными каналами (“информационный взрыв”) человек не может потреблять весь объем новостей. Он вынужден отбирать из общего информационного массива лишь наиболее важные для себя сообщения. Отсюда задача журналиста - добиться, чтобы именно его материал был воспринят читателем, зрителем или слушателем как необходимый. Качества новостного материала, привлекающие внимание аудитории и обеспечивающие высокий “коэффициент прочитываемости” (критерий ценности публикаций, определяемый специальными социологическими исследованиями):

- близость темы новости читателю (пространственная или временная, ассоциативная, близость по интересам и т.д.);


- своевременность (адекватность сообщаемых сведений общему контексту актуальных для аудитории вопросов);

- воздействие новости по ее последствиям (способность сообщения пробудить интерес к поднятой теме, обусловить поиск дополнительной информации);

- конфликтность (наличие в сообщении противоречия, конфликта в самом широком понимании)

- неординарность (наличие в материале необычных, курьезных фактов, рассказа об экстравагантных поступках, интригующий сюжет);

- персонификация (упоминание имен известных людей, обращение непосредственно к потребителю информации);

- информационная насыщенность (умение вложить в минимальный объем максимум информации).



4. «Жёсткое» и «мягкое» информирование

В журналистской практике различаются «жесткое», оперативное, и «мягкое» информирование. Краткая новость может подаваться в хроникальном, «крепко скрученном» варианте, оперативно излагая суть происшедшего, а может и в варианте «мягком», когда оператив­ность ослаблена, зато введен момент интриги, используется деталь.

Две эти основные формы краткого новостного сообщения по-раз­ному используют факт-материал у них разный стиль, разное соотно­шение основных и вспомогательных сведений о событии, для каждой из них рекомендуются определенные композиционные структуры.

Любое сообщение начинается с захода, затем следует основная часть. Наиболее ответственным считается первый абзац или самое на­чало —«лид», «ведущая часть». Именно он вовлекает в чтение, созда­вая впечатление неотложности и возбуждая интерес. Он призван высветить наиболее важный элемент сообщения или установить тон повествования. Варианты лидов для краткой новости различаются в зависимости оттого, «жесткая» или «мягкая» избрана форма.

В жестком варианте подчеркнуто оперативно подается важное событие, или сенсация; эта литературная форма, спрессовывая но­вость, делает ее предельно целеустремленной.

В мягком варианте краткого сообщения, оперативно ослаблен­ном, важен момент интриги, «игры с новостью», особый тон по­вествования; часто переключение внимания с итога на деталь.

Краткое сообщение может быть четко монотемным, но может заострять внимание на нескольких (обычно двух сразу) моментах происшествия, одинаково важных. Поэтому различаются структу­ры «одноэлементные» и усложненные (они называются: «сообще­ние двух элементов», «составное сообщение») — из-за необходимости сплетать две или более новости.

Заметнее всего на первых полосах газете экстренных выпусках но­востей их сжатый, спрессованный вариант — так называемая «жест­кая новость», оперативная хроника. Она концентрирует в себе суть масштабного события или происшествия повышенного интереса. Ударная фраза сообщения —лид—нередко выделяется шрифтом.

По преимуществу это сообщения по горячим следам проис­шествия, или хроника сигнального типа, за которой впоследствии идут развернутые репортерские и аналитические материалы (эф­фект «брошенного камня» и «кругов по воде»). Но есть и другой вариант — так называемые «новости на завтра», они предваряют событие, рассказывают об ожидаемом (например, о месте и вре­мени проведения Олимпиады, о предстоящих гастролях и т. п.).


Из всех литературных форм, в какие облекается журналистское выступление, жесткая новость меньше всего похожа на «форму», на «произведение» — настолько она кажется идентичной реальному факту, слепком с действительности. Тут, казалось бы, нет никаких авторских ухищрений и просто излагается, что именно произошло. Однако это не так. Жесткая форма, «только фиксирующая» факт, как и всякая другая литературная форма, устоявшаяся со временем, чем-то удобна для определенных журналистских задач. Это матери­ал, нацеленный на мгновенное проникновение, ему свойственна энергия напора.

Задача журналиста — представить новость «ударной» и понят­ной. Для этого он отсекает все лишнее. Очевидно, что определения «лишнее» — «не лишнее» целиком зависят от журналиста; эта фор­ма, помимо прочего, дает возможность скрывать детали и значимые подробности. Например, сообщение о том, что страна отказалась участвовать в международной экологической конференции, может выглядеть «отрицательным» фактом. Но если прояс­нить подоплеку, выяснится, что это политический демарш (не было приглашено одно из государств, и отказ другой страны стал демон­страцией солидарности).

Жесткая новость не гарантирует полной объективности (более того, всегда можно ждать искажения факта при «отсечении лишне­го», намеренного использования лаконизма для отсечения неугодно­го в факте). Есть, однако, допустимый уровень правдивости и объективности. И есть гаранты такой относительной объективности, того, что при «обстругивании» факта не будет убрано самое главное.

Эти гаранты связаны со структурой сообщения, с необходи­мостью дать ответ на главные вопросы. Успех или неуспех же­сткой новости обычно связывают с эффектом зачина.



5.Репортёрство как профессиональная специализация

А.Князев. 2я страница



6. Заголовочный комплекс. Виды заголовков

Заголовок – «крючок», которым автор материала притягивает читателя. Большинство текстов в газете имеет заголовки. Даже если небольшой по объему текст не сопровожден заголов­ком, то, как правило, этот текст вместе с аналогичными объединен в подборку, которая имеет заглавие.

Заголовок — неотъемлемый атрибут текста и важнейший элемент газеты. Основная часть читателей начинают знакомство с прочтения за­головков, а для некоторых этим и заканчивается процесс чтения газе­ты. Поэтому в заголовке должно содержаться максимум сведений о публикации. Если заголовок не несет в себе никакого содержания (является штампом, имеет абстрактное значение и т.п.), то он не привлечет, а, наоборот, оттолкнет читателя.

В заголовке должна быть правильная, логично выстроенная фраза, которая максимально сыграет на привлечение внимания читателя. Собственно говоря, для достижения этой цели одним за­головком зачастую ограничиться невозможно.


В последнее время читатели часто не доверяют журналистам. Это вызвано рядом причин: продажность прессы, ее вульгарность, «желтизна» и, главное, порой открытое пренебрежение читательскими интересами, не в последнюю очередь передаваемая своеобразным использованием заголовочного комплекса. Самый яркий пример – несоответствие первоначальных заголовков реальному содержанию материала. Также заголовки чаще всего построены на игре слов или смысла.

Заголовок участвует в создании читательского отношения-ожидания. Еще не имея опоры на текст, заголовок в предтексте способен заставить читателя вернуться (вспомнить) к предыдущему опыту (знания).

Задача заголовка, как первого знака произведения, - привлечь внимание читателя, установить контакт с ним. Чтение газет (журналов и т.д.) начинается с просмотра их страниц и беглого просмотра их заголовков. При этом читатель обращает внимание на точные, интересные, метафоричные заголовки.

Элементы заголовочного комплекса – важнейшая часть композиционной модели газеты. Благодаря ним читатель «узнает» конкретное издание, ориентируется в пределах одного номера.

Элементы заголовочного комплекса: (редко используются все вместе)

  1. Заголовок

  2. Рубрика – устойчивое наименование темы, которая с заданной сетевым графиком периодичностью появляется на страницах издания.

  3. Надзаголовок – разовая рубрика, которая передает дополнительный акцент конкретному материалу, указывая на его обобщенную направленность (религия и мы)

  4. Шапка – выражение нередко лозунгового характера над подборкой материалов одной тематики (день города)

  5. подзаголовок

  6. Лид (лидерабзац) – первый абзац материала, который чаще всего суммирует, обобщает содержание всего текста.

Разумеется, далеко не всегда необходимо их одновременное ис­пользование. Для заметки, небольшой корреспонденции вполне ока­жется достаточно лишь заголовка или заголовка и рубрики. Но сред­ние и крупные по объему материалы все же нуждаются в более де­тальном представлении.

Заголовочный комплекс, состоящий из нескольких элементов, по­зволяет найти более интересную форму подачи публикации.

Для современного дизайна характерно такое строение за­головочного комплекса как – заголовок – подзаголовок – лид или рубрика - заголовок – (подзаголовок) – лид .

В некоторых изданиях рубрика в последнее время несколько сда­ет свои позиции, уступая место надзаголовку или подзаголовку. Хотя традиционно рубрика — постоянный элемент заголовочного комплек­са. Рубрика обычно представляет какой-то раздел газеты (сейчас такая рубрика часто трансформируется в генеральную рубрику поло­сы), тему, которая освещается редакцией определенный период вре­мени, жанр публикации.

Рубрика в неизменном виде (и в этом ее основное отличие от дру­гих элементов заголовочного комплекса!) может существовать на га­зетных страницах довольно долго. Частота ее появления, как и посто­янное графическое решение, определяются моделью газеты. В газе­те, конечно, могут быть и так называемые «разовые» рубрики, но графически они оформляются обычно так же, как и постоянные.


Заголовок может отражать разные свойства информации.

  1. Предмет разговора, тема (ребенок ребенка).

  2. Авторские или редакционные оценки (цены растут, а уровень жизни все ниже)

  3. Время и/или место действия

  4. Жанр – чаще всего, в рубрике (путевые заметки)

  5. Герой публикации, его реплики

  6. Адресат (вам, студенты)

  7. Идея («Корруп­ции поставлен уникальный диагноз. Она есть», «Тупик»)

Чаще всего – несколько значений.

Виды заголовков:

  1. Цитация.

    1. Слова персонажей без указания персоналий («Авария на Байконуре: когда крыше не платишь она обваливается»).

    2. Слова персонажей с указанием персоналий (В.Толоконский: «У нас появилась возможность снова объединиться»).

    3. Цитата из произведения, песни, фильма и т.п.(афоризмы, стихи, проза)(«Великая армия – двое» - Ахматдинов).

    4. Переделанные известные цитаты (афоризмы, пословицы и др.)(Ученье - свет, а за свет надо платить).

  2. Рифмование заголовка (Лучше хлеб с водой, чем наркота с бедой).

  3. Местоимение/вопросительное слово «как» (Как теперь жить, брат?).

  4. Удвоенные заголовки, которые используются для дополнительного привлечения внимания, т.к. союз «или» объединяет в себе совершенно противоположные понятия (Легенда о ста граммах или добрый дедушка с ледорубом).

  5. Игра слов, смысла (Млечный Путин).

  6. Вопросы, отражающие главную мысль материала (Почем жизнь?).

  7. Слова с яркой эмоциональной окраской (Ну, вот, блин, дожили!).

  8. Новость (кратко) (У наших спортсменов отобрали золотую медаль.).

  9. Заголовок с иллюстрацией («Компьютер на ладони»)

  10. Заголовок - географическое название - осо­бенно часто применяется во время сельскохо­зяйственных кампаний.

  11. Заголовок-капительнабор какой-то части или опорного слова в заголовке капителью; служит средством актуализации внутренней формы («Заче(тк)а?»)

Требование к заголовкам:

  1. Заголовок должен быть связан с текстом; отражать его главную мысль;

  2. Заголовок должен быть интересен, не банален;

  3. При выборе заголовка журналист должен думать о том зачем он пишет и для кого;

  4. Идеальный заголовок состоит (не превышает) из 30 знаков (символов), считая пробелы и знаки препинания, однако длинные заголовки имеют место быть;

  5. Заголовок не должен быть обманчив.




7.Лид, его функции. Правила написания лида. Типы лидов.



Лид. Типы лидов.


Лид - “первый ход”, “вводная часть”.


Функция - активное, динамичное начало новостного материала.


Лид логически продолжает хедлайн, сообщает читателю главные сведения о событии, не затрагивая деталей и второстепенных фактов. Можно сказать, что, если хедлайн анонсирует новость, то лид дает читателю ее конспективное изложение.

Размер лида - 30 - 50 слов, нередко он выделяется шрифтом (жирным, полужирным или курсивом). Лид может отделяться от корпуса, но часто представляет собой первый абзац текста.