Файл: НЖ конспекты лекций Обелюнас.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.09.2019

Просмотров: 1796

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В журналистской практике выработана устойчивая схема репортажного описания. Ученова пишет о композиции репортажа так: «Вначале дается зарисовочная заставка (как правило, яркий жизненный эпизод), с помощью которой журналист вводит читателя в курс события. Роль такой заставки - привлечение внимания читателя к материалу. Далее следует собственно репортажное описание. Здесь присутствуют различные отступления, диалоги с героями, собственные авторские впечатления. С содержательной точки зрения именно эти элементы способны создать в репортаже так называемый эффект присутствия. Напрямую обращаясь к своим читателям, автору можно апеллировать не только к их разуму, но и к чувствам. В основной части важны и удачно подобранные детали, и подробности, с помощью которых воссоздается отображаемая действительность. Для придания репортажному описанию особой динамичности необходимо, чтобы в каждом эпизоде «проглядывалось» действие, чтобы участники события постоянно находились в тесном взаимодействии, чтобы само авторское отношение к объекту носило активный характер. В концовке автор должен суммировать или обобщить свои впечатления, оценки, мнения1.

Такова структурно-композиционная схема репортажа, которая при желании может быть видоизменена. Например, репортаж можно построить на ассоциативных связях или на исторических параллелях. Но чаще всего репортаж строится на фабульной основе. При этом колоритность репортажного описания зависит от удачно подмеченных деталей, пейзажных и портретных зарисовок, диалогов и т.п.

Отличительной же чертой репортажа является динамично-развивающееся действие. Для репортера, в отличие от хроникера или обозревателя, важнее показать то, как разворачивается само событие, а не его итог. Отсюда и проистекают сложности сюжетно-композиционного построения репортажа, такие как:

  • выбор отображаемого отрезка события;

  • выбор и расстановка участников события;

  • отбор и расположение фактического материала в репортаже;

  • отбор и компоновка наиболее ярких эпизодов для описания;

  • отбор характерных деталей;

  • отбор авторских впечатлений.



27. Интервью как информационный жанр

Интервью (в переводе с английского - беседа) изначально использовалось журналистикой как метод получения информации. Журналист часто получает нужные ему сведения от других людей - очевидцев или участников событий, обладающих необходимой информацией специалистов и т.д. Поэтому элемент интервью - диалог журналиста с собеседником - можно встретить и в материале любого жанра.

Интервью как жанр журналистики сформировалось на базе интервью - метода сбора информации. В самостоятельный жанр оформилось в середине 19 века.

Современная теория журналистики определяет интервью как информационный жанр, предполагающий оперативное сообщение новостной информации, полученной журналистом от ее непосредственного носителя, в форме диалога (беседы).


Подобно заметке, отчету и репортажу интервью обладает общим признаком информационных жанров - оно предназначено для сообщения аудитории важных или интересных сведений. Вместе с тем интервью имеет собственные специфические черты, выраженные настолько ярко, что можно говорить об особом месте интервью в жанровой группе.

Специфические качества интервью (жанрообразующие признаки) отчетливо проявляются при сопоставлении его с другими жанрами по определенной выше системе критериев.

Жанрообразующие признаки интервью


Предмет интервью - событие или явление действительности в субъективно-личностном восприятии; собственно личность. Интервьюер не сам рассказывает о событии, а предоставляет такую возможность своему собеседнику. Задача журналиста - добиться, чтобы рассказ был полным, интересным, достоверным. Насколько успешно она решается, зависит от многих факторов, прежде всего от выбора собеседника, подготовки к интервью и умения вести беседу.

Функция интервью - передача информации о событии или явлении, полученной из первоисточника (очевидец, участник события, компетентный специалист); передача сведений личностного характера. Естественно, что журналист не может быть свидетелем всех происходящих событий. Чтобы грамотно рассказать о некоторых явлениях, нужны специальные знания; наконец, интерес для аудитории представляет и информация личностного характера, разглашать которую без согласия гражданина журналист не вправе (частная жизнь известных людей, их взгляды и убеждения и т.д.) Именно в таких ситуациях журналисты и прибегают к жанру интервью, обращаясь за нужными сведениями к их носителям.


Масштаб охвата действительности. Как правило, интервью связано с конкретным событием, имеет конкретный информационный повод. Однако данный жанр допускает более широкое освещение событий, чем другие новостные жанры. В качестве источника информации журналист выбирает наиболее компетентного собеседника, обладающего максимально полными знаниями по интересующему вопросу. Как правило, это позволяет получить не только общую, но и сущностную информацию о событии, узнать о его причинах, связях с другими


событиями и явлениями, возможных последствиях. К этому нередко добавляется и личностное отношение собеседника к предмету. В результате аудитория получает более глубокую и масштабную картину происходящего.


Авторская оценка, уровень выводов и обобщений. В получаемых от непосредственного носителя сведениях почти всегда присутствует субъективный момент. Следовательно, интервьюер может передать аудитории не только объективные факты, но и отношение своего собеседника к предмету разговора. В случаях, когда и сам журналист располагает важной информацией, возможна дискуссия, сопоставление взглядов, мнений и оценок. В совокупности данные факторы позволяют достигать в некоторых видах интервью высокого уровня обобщений, делать глубокие и обоснованные выводы. Можно говорить о том, что отдельные виды интервью, оставаясь по форме информационным жанром, в содержательном аспекте становятся аналитическими (интерпретация становится доминирующей функцией).



Способ познания действительности и характер литературно-стилистических средств. Жанр интервью предполагает активное использование различных способов и методов познания действительности. Случайный свидетель, например, необычного природного явления рассказывает журналисту о том, что он наблюдал, какие чувства и эмоции при этом испытывал. Информация ученого, которого журналист попросил прокомментировать событие, будет основана на анализе имеющихся сведений, на сравнении данного явления с другими... Нетрудно представить и ситуации, когда в основу материала составит информация, полученная, допустим, метафизическим или художественным способами познания.

Главная стилистическая особенность интервью - организация текста на основе диалога. Конечно, собеседников может быть и несколько, но и в этом случае материал оформляется как связанная общей темой беседа. Задавая вопросы, предлагая кому-либо высказаться, журналист направляет ее в нужное русло.

Очевидно: если журналист обращается к кому-то за информацией, значит, этот человек или лучше знает предмет разговора, или именно его точка зрения особенно интересна аудитории. На первый план, таким образом, выходит не автор интервью, а его собеседник. При этом читатель не только получает какие-то сведения, но и составляет свое представление о сообщающим их человеке.

Исходя из этого, автор интервью должен представить своего собеседника, в случае необходимости дать портретную характеристику и, что особенно важно, сохранить (а иногда и подчеркнуть) особенности его речи. Последнее, разумеется, делается с учетом требования декодируемости текста и норм литературного языка.

Еще одна характерная черта интервью определяется спецификой вопроса. “Для меня самое главное - исследование вопроса, хотя может случиться, что при этом мы исследуем и того, кто спрашивает, то есть меня самого, и того, кто отвечает” (Сократ). Именно по вопросам аудитория судит о журналисте.

Вопрос в интервью - не только метод получения сведений, но форма движения авторской мысли, призванная обеспечить сотворчество журналиста и его собеседника.

Таким образом, кроме информативной функции в интервью вопрос имеет еще две:

  • психологическую (должен способствовать созданию атмосферы сотрудничества между журналистом и собеседником);

  • стилистическую (является композиционным стержнем будущего текста).



28. Модели интервью. Виды интервью. Формы интервьюирования

Виды интервью


Как и в случае с другими новостными жанрами, в литературе можно встретить различные классификации интервью.

По способу организации текста - интервью-монолог (подробный ответ собеседника на один вопрос) и интервью-диалог (серия вопросов и ответов).

По количеству участников - индивидуальное интервью (один собеседник); коллективное интервью (два и более участников); интервью-анкета (группа людей отвечает на один вопрос или одинаковые вопросы).


Некоторые исследователи классифицируют интервью по степени участия автора. Если роль журналиста сводится только к тому, чтобы направлять беседу в нужное русло, говорят о традиционном интервью; если же журналист спорит с собеседником, комментирует его ответы, высказывает собственные мнения и оценки, - такое интервью называют комментированным.

Однако наибольшее распространение получила классификация по целевому назначению, выделяющая следующие виды интервью:

Информационное интервью - материал, оперативно сообщающий основные сведения о событии в виде высказываний очевидца или участника;

Интервью- консультация - беседа журналиста с компетентным собеседником по вопросам, представляющим интерес для аудитории. Авторами вопросов часто выступают читатели, зрители или слушатели, что отражается в названиях рубрик: “Интервью по вашей просьбе”, “Интервью с письмом в руках” и т.п.;

Интервью-анкета (опрос) – беседа журналиста с группой людей, которым задаются одинаковые вопросы или вопрос (цель – выявление

мнений). Может проводиться в устной или письменной формах, по телефону;

Проблемное интервью - беседа журналиста с компетентным собеседником (собеседниками) с целью обсуждения актуальной проблемы. Этот вид интервью уже по своей задаче не может ограничиваться информационной функцией и предполагает, что собеседники не только поделятся с журналистом знаниями, но и проанализируют ситуацию, дадут объективную оценку, наметят пути решения проблемы.

Информационно-личностное интервью - беседа журналиста с человеком, личность или деятельность которого привлекает общественное внимание. Целью информационно-личностного интервью является духовных, нравственных качеств собеседника, раскрытие его внутреннего мира.


Все названные виды интервью отличаются по назначению, но имеют и общие свойства. В частности, можно утверждать, что во всех случаях поток информации направлен от собеседника к журналисту. Именно собеседник располагает необходимыми сведениями; задача журналиста состоит в том, чтобы получить их и ретранслировать аудитории.

Иное дело, когда сам журналист обладает большим объемом знаний по обсуждаемому вопросу. В этом случае участники интервью могут обмениваться информацией, сопоставлять свои точки зрения и оценки, вести дискуссию. Движение информационного потока происходит в двух направлениях - от собеседника к журналисту и от журналиста к собеседнику. Интервью такого типа называют интервью-беседа.



Интервью-беседа - самый сложный вид интервью, требующий серьезной подготовки. Как правило, за него берутся журналисты, специализирующиеся на определенной тематике.

Классификация интервью по М. Лукиной (Технология интервью. М., 2003).

- Информационное интервью

- Оперативное интервью (сжатый вариант информационного, краткий комментарий).


- Блиц-опрос

- Интервью-расследование

- Интервью-портрет

- Креативное интервью

Как видим, терминология слегка изменена, но по сути – полное совпадение с традиционной функциональной классификацией.


Формы организации интервью.

  1. Индивидуальное интервьюирование

  2. Пресс-конференция

  3. Брифинг

  4. «Круглый стол»

  5. Телефонное интервью

  6. Интернет-интервью (на форуме, в чате)

  7. Уличный опрос (street talk).



29. Подготовка и процесс интервьюирования


Эффективность процесса общения зависит от многих объективных и субъективных факторов. Значит, успех или неудача интервью определяется тем, насколько хорошо владеет журналист профессиональными умениями и навыками, позволяющими преодолевать всевозможные барьеры общения.

Конечно, у каждого опытного интервьюера есть арсенал собственных приемов, помогающих вызвать собеседника на откровенность. Обобщение опыта многих журналистов позволило американским исследователям Уолтеру Бингхему и Брюсу Муру разработать методику проведения интервью.

Работа над интервью включает четыре фазы.

Подготовка к интервью.

1. Точная формулировка проблемы (что именно надо узнать и с какой целью).

2. Ознакомление с проблемой путем сбора уже имеющейся о ней информации (из различных источников - литература, пресса, статистические данные и т.д.). Это повышает компетентность журналиста, помогает лучше понять суть проблемы и избежать ошибок на следующих этапах подготовительной работы.

3. Формулировка вопросов. Составление общего списка вопросов, выделение наиболее важных, ответы на которые обязательно надо получить. Главные вопросы целесообразно формулировать в нескольких вариантах (прямой вопрос, косвенный вопрос, вопрос-утверждение, вопрос-предположение и т.д.) – на случай, если собеседник не ответит на прямой вопрос.

4. Выбор собеседника. Сведения по интересующей проблеме можно получить у разных людей. Идеальный вариант - найти наиболее



компетентного и одновременно согласного поделиться информацией человека. Но даже в таком случае полезно узнать о характере собеседника, его привычках, интересах и т. д. Неплохо иметь резервную кандидатуру - на случай, если взять интервью у первого кандидата по какой-то причине не удастся.

5. Предварительная договоренность о встрече. Заранее согласовав наиболее удобное место и время, журналист обеспечивает психологический комфорт себе и собеседнику. Практика показывает, что в большинстве случаев люди чувствуют себя комфортнее в привычной обстановке - дома, на работе, в любимом месте отдыха. А журналисту это дает возможность увидеть естественную для интервьюируемого среду, совместить интервью с личными наблюдениями.


Интервьюирование.

1. Представление. Назвать полное имя, СМИ, которое представляете, если интервью официальное – показать служебное удостоверение. Иногда необходимо обозначить тему разговора, убедиться, готов ли собеседник к интервью именно по интересующей вас проблеме.