Файл: bobrovnikov_v_o_sost_obychay_i_zakon_v_pis_mennykh_pamyatnik.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.09.2019
Просмотров: 6720
Скачиваний: 1
ÐÑлам в РоÑÑии и ÐвÑазии \
Том
I
8 0
неизбежнÑми, но ÑÑали б пеÑалÑной повÑедневноÑÑÑÑ. РдейÑÑвиÑелÑноÑÑи
Ð¼Ñ Ð¸Ð¼ÐµÐµÐ¼ обÑаÑнÑÑ ÑиÑÑаÑÐ¸Ñ Ð¼ÐµÐ¶ÑÑниÑеÑкой ÑолеÑанÑноÑÑи. ÐÑиÑина меÂ
жÑÑниÑеÑкого миÑа в пÑоÑлом и в наÑÑоÑÑем заклÑÑалаÑÑ Ð² Ñом, ÑÑо ÐагеÂ
ÑÑÐ°Ð½Ñ Ð°Ð±ÑолÑÑно не бÑли извеÑÑÐ½Ñ Â«ÑÑниÑеÑкие ÑеÑÑиÑоÑии» â извеÑÑнаÑ
пеÑвопÑиÑина и поÑÑоÑÐ½Ð½Ð°Ñ ÐºÐ¾Ð½ÑÑанÑа межÑÑниÑеÑкиÑ
конÑликÑов. Ð Ñо
же вÑÐµÐ¼Ñ ÐагеÑÑан бÑл покÑÑÑ Ð¼ÐµÐ»ÑÑайÑей ÑеÑÑÑ ÑеÑÑиÑоÑиалÑнÑÑ
(но не
ÑÑниÑеÑкиÑ
!) владений, вплоÑÑ Ð´Ð¾ ÑеÑÑиÑоÑий оÑделÑнÑÑ
ÑелÑÑкиÑ
обÑеÑÑв
и иÑ
ÑоÑзов.
ÐкÑеÑÑÐ½Ð°Ñ ÑеÑÑиÑоÑÐ¸Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð³Ð¾ обÑеÑÑва, как Ñже говоÑилоÑÑ, бÑла
его полной ÑобÑÑвенноÑÑÑÑ, поÑколÑÐºÑ Ð¾Ð½Ð° бÑла Ñеликом пÑеобÑазована,
как и в дÑÑгиÑ
миÑовÑÑ
оÑагаÑ
ÑеÑÑаÑного земледелиÑ, как ÑÑкоÑвоÑноÂ
оÑганизованное пÑоÑÑÑанÑÑво. РконÑликÑаÑ
веÑÑма ÑаÑÑÑÑ
из-за обÑиннÑÑ
ÑеÑÑиÑоÑиалÑнÑÑ
владений, пеÑеÑаÑÑавÑиÑ
иногда в военнÑе ÑÑÑÑки междÑ
обÑинами â владеÑелÑми ÑеÑÑиÑоÑий, ÑÑниÑеÑкий ÑакÑÐ¾Ñ Ð¾ÑÑÑÑÑÑвовал. Ðн
Ñакже никак не пÑоÑвлÑл ÑÐµÐ±Ñ Ð² ÑлÑÑаÑÑ
ÑÑегÑлиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐºÑовной меÑÑи или
дÑÑгиÑ
ÑголовнÑÑ
и гÑажданÑкиÑ
ÑÑжб Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð¿ÑедÑÑавиÑелÑми ÑазлиÑнÑÑ
ÑÑногÑаÑиÑеÑкиÑ
гÑÑпп или наÑионалÑноÑÑей. ÐопÑоÑÑ ÑеÑалиÑÑ Ð½Ð° пÑавоÂ
вом поле конкÑеÑно, на оÑнове адаÑа, ÑаÑиаÑа, а поÑле пÑиÑÐ¾ÐµÐ´Ð¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐагеÂ
ÑÑана к РоÑÑии â и некоÑоÑÑÑ
обÑиÑ
законов импеÑии. ÐÑниÑеÑкий ÑакÑоÑ
как ÑÑбÑÐµÐºÑ <⢠иÑÑоÑиÑеÑкой акÑивноÑÑи» бÑл пеÑемеÑен в Ð·Ð¾Ð½Ñ ÑзÑковÑÑ
и дÑÑгиÑ
знаковÑÑ
ÑазлиÑий.
ТеÑÑиÑоÑиалÑное обÑÑÑÑойÑÑво на пÑавовой оÑнове и пÑблиÑное (ÑоÑнее
обÑинное) пÑаво как меÑ
анизм ÑÑегÑлиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑголовнÑÑ
и гÑажданÑкиÑ
дел иÑклÑÑали ÑÑаÑÑие ÑÑноÑов в конÑликÑаÑ
. Феномен межÑÑниÑеÑкой ÑоÂ
леÑанÑноÑÑи в ÐагеÑÑане, Ñаким обÑазом, наÑ
Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ñебе ÑÑндаменÑалÑное
обÑÑÑнение в «ÑеÑÑиÑоÑиалÑной и пÑавовой ÑÑÑÑоенноÑÑи» и ÑооÑвеÑÑÑвенÂ
ной пÑавовой заÑиÑенноÑÑи Ñеалий и в полной индиÑÑеÑенÑноÑÑи ÑÑниÂ
ÑеÑкого ÑакÑоÑа в конÑликÑнÑÑ
ÑиÑÑаÑиÑÑ
в ÑÑаÑодагеÑÑанÑком обÑеÑÑве.
Ð ÑоÑ
Ñанении межÑÑниÑеÑкой ÑолеÑанÑноÑÑи в ÐагеÑÑане ÑледÑÐµÑ Ð²Ð¸Ð´ÐµÑÑ
наÑледие вÑÑабоÑаннÑÑ
веками пÑинÑипов гоÑÑкого ÑамоÑпÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ обÂ
Ñинного пÑава.
ÐбÑÑай и закон в пиÑÑменнÑÑ Ð¿Ð°Ð¼ÑÑÐ½Ð¸ÐºÐ°Ñ ÐагеÑÑана \ Ðлава 4
81
ЧаÑÑÑ II.
ÐбÑÑное пÑаво
в ÑекÑÑÐ°Ñ Ð¸ комменÑаÑиÑÑ
Ðлава 4.
ÐÐ°Ð½Ð¾Ð½Ñ ÑаÑÑ Ðлбании
ÐаÑагана ÐлагоÑеÑÑивого, 488 г.
ЯÑким пÑимеÑом законоÑвоÑÑеÑÑва Ñаннего СÑедневековÑÑ ÑвлÑÑÑÑÑ ÐгÑ-
ÑнÑкие ÐºÐ°Ð½Ð¾Ð½Ñ â поÑÑановлениÑ, «ÑкÑепленнÑе пеÑаÑÑми > ÑаÑÑ ÐавказÑкой
Ðлбании ÐаÑагана III, пÑедÑÑавиÑелей вÑÑÑей ÑеÑковной и ÑвеÑÑкой ÑлиÑÑ
ÑÑÑанÑ. ÐÑÐ¾Ñ Ð´ÑевнейÑий памÑÑник пÑблиÑного, ÑеÑковного и обÑÑного
пÑава на ÑеÑÑиÑоÑии ÐагеÑÑана V в. ÐÑавда, ÑоÑ
ÑанилÑÑ Ð¾Ð½ не в оÑигинале,
а в одной из глав «ÐÑÑоÑии Ðлбании>> â ÑÑедневековой Ñ
Ñоники VII в. Ðов-
ÑеÑа ÐаланкаÑваÑи. ÐгÑÑнÑкие ÐºÐ°Ð½Ð¾Ð½Ñ Ð±Ñли пÑинÑÑÑ Ð²ÐµÑной 488 г. на ÑобоÑе,
ÑоÑÑоÑвÑемÑÑ Ð² леÑней ÑезиденÑии ÑаÑÑ Ð² ÐгÑÑне (ÐлÑÑн). СозÑв ÑобоÑа
бÑл вÑзван Ñложной полиÑиÑеÑкой и Ñелигиозной ÑиÑÑаÑией. ÐолиÑиÑеÑкий
Ñпадок гоÑÑдаÑÑÑва СаÑанидов в 480-Ñ Ð³Ð³. повлек за Ñобой оÑлабление влиÑÂ
Ð½Ð¸Ñ ÐÑана в ÐакавказÑе. ÐÐ»Ð±Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑакÑиÑеÑки вÑÑла из его ÑоÑÑава. ЧеÑез
20 Ð»ÐµÑ Ð¿Ð¾Ñле оÑÑеÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐаÑе II (462 г.), около 485 г. ÐаÑÐ°Ð³Ð°Ð½Ñ III ÑдалоÑÑ
воÑÑÑановиÑÑ ÐлбанÑкое ÑаÑÑÑво. ÐÑÐ¾Ñ ÑаÑÑ, полÑÑивÑий пÑозвиÑе ÐлагоÂ
ÑеÑÑивого, вÑеми Ñилами боÑолÑÑ Ð¿ÑоÑив влаÑÑи СаÑанидов и наÑаждавÑеÂ
гоÑÑ Ð¸Ð¼Ð¸ зоÑоаÑÑÑизма.
Ðо введении к канонам говоÑиÑÑÑ Ð¾ ÑмÑÑе и ÑаздоÑÐ°Ñ Ð² Ðлбании. Ðидимо,
пÑиÑинами ÑобоÑа ÑвилиÑÑ ÐºÐ°Ðº ÑелигиознÑе, Ñак и ÑоÑиалÑнÑе пÑоÑивоÑеÂ
ÑÐ¸Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð´ÑÑ
овенÑÑвом и ÑвеÑÑкой ÑеодалÑной веÑÑ
ÑÑкой, внÑÑÑи албанÂ
Ñкой ÑеÑкви, Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð·Ð½Ð°ÑÑÑ Ð¸ пÑоÑÑонаÑодÑем. ЦелÑÑ ÑобоÑа бÑло не ÑолÑко
ÑÑÑÑанение ÑазноглаÑий ÑÑеди наÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑÑанÑ, но и ÑкÑепление влаÑÑи
ÑаÑÑ Ð¸ ÑеÑкви, ÑÑвеÑждение Ñ
ÑиÑÑианÑÑва и его пÑавовÑÑ
ноÑм. ÐгÑÑнÑкие
канонÑ, вклÑÑаÑÑие 21 ÑÑаÑÑÑ, бÑли ÑанкÑиониÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ñ Ð³Ð¾ÑÑдаÑÑÑвом и
ÑеÑковÑÑ. Ðни ÑодеÑÐ¶Ð°Ñ Ð¿Ñавила, ÑегÑлиÑÑÑÑие внÑÑÑиÑеÑковнÑе дела
(ÑÑ. 1, 2, 6, 7,9,15, 16), взаимооÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´ÑÑ
овной и ÑвеÑÑкой знаÑи (ÑÑ. 17,
18, 20, 21), клиÑа и паÑÑÐ²Ñ (ÑÑ. 3 -5 ,1 6 ,1 9 ), оÑÑажаÑÑ Ð½Ð¾ÑÐ¼Ñ Ð³ÑажданÑкого,
Ñемейного, Ñголовного пÑава (ÑÑ. 8, 10â16). ÐÑинÑÑÑе на ÑобоÑе поÑÑановÂ
Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑиобÑели ÑÐ¸Ð»Ñ Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ð°, на ÑÑо ÑказÑÐ²Ð°ÐµÑ ÑеÑÐ¼Ð¸Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð¿Ð°Ð¼ÑÑника.
ÐÑлам в РоÑÑии и ÐвÑазии \ ТомÐ
8 2
ТекÑÑ Ð½Ð°ÑинаеÑÑÑ Ñловами: «Я, ÐаÑаган, ÑаÑÑ Ð°Ð»Ð±Ð°Ð½Ñкий,., (далее длиннÑй
ÑпиÑок дÑÑ
овной и ÑвеÑÑкой знаÑи. â
Ð. Ð.),
Ð¼Ñ Ñак поÑÑановили... >>
Ðогда пÑинималиÑÑ ÐгÑÑнÑкие канонÑ, Ñамого Ð½Ð°Ð·Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Â«ÐагеÑÑан» на
Ðавказе еÑе не бÑло. Ðно поÑвилоÑÑ Ð½Ð°Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ позднее, Ñ Ð¿ÐµÑвÑми ÑпиÑками
Ñ
Ñоники «ÐÑÑоÑÐ¸Ñ ÐагеÑÑана» (ТаÑиÑ
ÐагиÑÑан) Ð¥-Ð¥ÐÑ´ вв. и знамениÑого
«ÐавеÑÐ°Ð½Ð¸Ñ ÐндÑника * 1485 г.1 Тем не менее обÑедагеÑÑанÑкое пÑавовое
пÑоÑÑÑанÑÑво ÑкладÑвалоÑÑ Ñже в позднÑÑ ÐнÑиÑноÑÑÑ Ð¸ Ñаннее СÑедневекоÂ
вÑе. ÐÑÐ¾Ð¼Ñ ÑпоÑобÑÑвовало вклÑÑение Ð·ÐµÐ¼ÐµÐ»Ñ ÐагеÑÑана в ÑоÑÑав ÐавказÑкой
Ðлбании. ХаÑакÑеÑно, ÑÑо анÑиÑнÑе геогÑаÑÑ Ð¸ иÑÑоÑики I в. до н.Ñ. â
IIв. н.Ñ. (СÑÑабон, ÐÑолемей, Ðлиний, ÐлÑÑаÑÑ
и дÑ.) ÑпоÑÑеблÑли понÑÑие
«ÐлбаниÑ» в двÑÑ
знаÑениÑÑ
: в Ñзком ÑмÑÑле оно ÑлÑжило названием конÂ
кÑеÑного гоÑÑдаÑÑÑва на ÑеÑÑиÑоÑии ÐзеÑбайджана, Южного и ÐÑимоÑÑкого
ÐагеÑÑана; в ÑиÑоком â пÑилагалоÑÑ Ðº обÑиÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ ÑÑнокÑлÑÑÑÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ Ð¸ геоÂ
гÑаÑиÑеÑÐºÐ¾Ð¼Ñ ÑÐµÐ³Ð¸Ð¾Ð½Ñ ÐоÑÑоÑного Ðавказа. ÐодобнÑй обобÑаÑÑий ÑмÑÑл
позднее полÑÑило и название «ÐагеÑÑан» как иÑÑоÑико-геогÑаÑиÑеÑкаÑ, ÑÑÂ
нокÑлÑÑÑÑÐ½Ð°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ Ð½Ð° ÑевеÑо-воÑÑоке Ðавказа.
ÐÑевнегÑеÑеÑкие геогÑаÑÑ Ð¡ÑÑабон и Ðлавдий ÐÑолемей пÑоводили гÑаÂ
ниÑÑ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ðлбанией и СаÑмаÑией по ÐеÑавнÑким гоÑам и Ñеке Соане, коÑоÂ
ÑÑе оÑождеÑÑвлÑÑÑ ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ ÑооÑвеÑÑÑвенно Ñ ÑевеÑо-воÑÑоÑнÑми оÑÑогами
ÐолÑÑого Ðавказа (Ñ
ÑебÑÑ Ð¡Ð½ÐµÐ³Ð¾Ð²Ð¾Ð¹, ÐндийÑкий, СалаÑаÑ) и Ñекой СÑлак.
Такое Ñолкование позволÑÐµÑ Ð²ÐºÐ»ÑÑаÑÑ Ð² ÑоÑÑав ÐавказÑкой Ðлбании поÑÑи
веÑÑ ÐагеÑÑан, в Ñом ÑиÑле и его гоÑнÑе ÑайонÑ. Ðе нÑжно ÑолÑко пÑеÑвелиÂ
ÑиваÑÑ Ð·Ð½Ð°ÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑиÑ
гÑаниÑ. ÐавказÑÐºÐ°Ñ ÐÐ»Ð±Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ðµ обладала доÑÑаÑоÑно
ÑазвиÑÑм аппаÑаÑом влаÑÑи и ÑÑедÑÑв пÑинÑждениÑ, ÑÑÐ¾Ð±Ñ ÐºÐ¾Ð½ÑÑолиÑоваÑÑ
обÑиÑнÑÑ, пеÑеÑеÑеннÑÑ Ð¸ ÑÑниÑеÑки пеÑÑÑÑÑ ÑеÑÑиÑоÑÐ¸Ñ ÐоÑÑоÑного ÐавÂ
каза. ÐоÑ
оже, ÑÑо ÑжнÑе и ÑаÑÑиÑно пÑимоÑÑкие ÑÐ°Ð¹Ð¾Ð½Ñ ÐагеÑÑана вмеÑÑе
Ñо знаÑиÑелÑной ÑеÑÑиÑоÑией ÑовÑеменного ÐзеÑбайджана вÑ
одили в ÐлÂ
банÑкое гоÑÑдаÑÑÑво, а на оÑÑалÑной ÑеÑÑиÑоÑии СевеÑо-ÐоÑÑоÑного Ðавказа
в албано-ÑаÑмаÑÑкий пеÑиод ÑкладÑвалиÑÑ ÑамоÑÑоÑÑелÑнÑе полиÑиÑеÑкие
обÑазованиÑ, обÑединеннÑе ÑобиÑаÑелÑнÑм понÑÑием «ÐлбаниÑ».
ÐÐ°Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑÑÐ¸Ñ ÑÐ°Ð½Ð½Ð¸Ñ Ð³Ð¾ÑÑдаÑÑÑвеннÑÑ Ð¾Ð±Ñединений нам не извеÂ
ÑÑнÑ, но, возможно, они ÑвÑÐ·Ð°Ð½Ñ Ñ Ñеми гоÑÑдаÑÑÑвеннÑми обÑазованиÑми,
Ð½Ð°Ð·Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐºÐ¾ÑоÑÑÑ
наÑинаÑÑ ÑпоминаÑÑÑÑ Ð² пиÑÑменнÑÑ
иÑÑоÑникаÑ
в ÑанÂ
неÑÑедневековÑй пеÑиод (СаÑиÑ, ТÑман, ÐÑмик, Хайдак и дÑ.). ÐÑ
ождение
же ÑжнÑÑ
и пÑимоÑÑкиÑ
Ñайонов ÐагеÑÑана в ÑоÑÑав ÐавказÑкой Ðлбании,
как и знаÑиÑелÑное влиÑние ÑаÑмаÑÑкой кÑлÑÑÑÑÑ Ð¸ пÑиÑÑÑÑÑвие ÑаÑмаÑÑкиÑ
племен в Ñавнинной зоне СевеÑного ÐагеÑÑана, подÑвеÑждаеÑÑÑ Ð´Ð°Ð½Ð½Ñми
аÑÑ
еологиÑеÑкиÑ
ÑаÑкопок и ÑведениÑми ÑÑедневековÑÑ
пиÑÑменнÑÑ
иÑÂ
ÑоÑников. Р«ÐÑÑоÑии Ðлбании» ÑпомÑнÑÑ Ð°Ð»Ð±Ð°Ð½Ñкий гоÑод-кÑепоÑÑÑ Ð¦Ñи,
главнÑй «в ÑÑÑане Ñигбов», коÑоÑÑй, ÑкоÑее вÑего, можно ÑооÑнеÑÑи Ñ Ð¦Ð°Ñ
Ñ-
Ñом. РпÑавление ÐаÑагана III ÐлагоÑеÑÑивого намеÑÑником ЦÑи бÑл незаÂ
конноÑожденнÑй ÑÑн ÑаÑÑ Ðлбании ÐÑвагена ХоÑкоÑик.
ÐгÑÑнÑкие ÐºÐ°Ð½Ð¾Ð½Ñ ÑообÑаÑÑ Ð½Ðµ ÑолÑко о полиÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ ÑенÑÑÐ°Ñ Ð®Ð¶Ð½Ð¾Ð³Ð¾
ÐагеÑÑана, но и о дейÑÑвовавÑиÑ
ÑÑÑ Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ð°Ñ
. ÐÑо Ñвод ноÑм Ñголовного,
бÑаÑно-Ñемейного, гÑажданÑкого, админиÑÑÑаÑивного и ÑеÑковного законодаÂ
1 Ð Ñ Ð± л и к а Ñ Ð¸ ...... б о и Ñ Ð¿ Ñ Ð° в о в Ñ Ñ Ð¿ а м Ñ Ñ Ð½ и к о в Ñм. в гл. б и 5 Ñ Ñ Ð¾ й к н и г и .
ÐбÑÑай и закон в пиÑÑменнÑÑ Ð¿Ð°Ð¼ÑÑÐ½Ð¸ÐºÐ°Ñ ÐагеÑÑана \
Ðлава 4
83
ÑелÑÑÑва. ÐÑежде вÑего они каÑаÑÑÑÑ Ð¿ÑавонаÑÑÑений Ñелигиозно-ÑÑиÑеÑкого
Ñ
аÑакÑеÑа. ÐоволÑно неплоÑ
о здеÑÑ Ð¿ÑедÑÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ñ ÑÑаÑÑи, ÑегÑлиÑÑÑÑие
пÑеÑÑÑплениÑ, наÑÑÑаÑÑие пÑава лиÑноÑÑи (клевеÑа и лжеÑвидеÑелÑÑÑво,
избиение, пÑолиÑие кÑови, ÑбийÑÑво), должноÑÑнÑе пÑоÑÑÑпки, пÑавонаÑÑÂ
ÑениÑ. ÑвÑзаннÑе Ñ Ð´Ð¾Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ñами и обÑзаÑелÑÑÑвами. Ðз наказаний в канонаÑ
ÑигÑÑиÑÑÑÑ ÑÑÑаÑÑ, конÑиÑкаÑÐ¸Ñ ÑаÑÑи или вÑего имÑÑеÑÑва, епиÑимÑÑ
(ÑеÑковное наказание в виде длиÑелÑнÑÑ
молиÑв, поÑÑов и Ñ.п.), лиÑение
ÑеÑковного Ñана, оÑлÑÑение Ð¾Ñ ÑеÑкви Ñ Ð¸Ð·Ð³Ð½Ð°Ð½Ð¸ÐµÐ¼ из монаÑÑÑÑÑ Ð¸ ÑелÑÑкой
обÑинÑ, наконеÑ, ÑмеÑÑÐ½Ð°Ñ ÐºÐ°Ð·Ð½Ñ. ÐÑ
могÑÑ Ð½Ð°Ð»Ð°Ð³Ð°ÑÑ ÐºÐ°Ðº ÑвеÑÑкие, Ñак и ÑеÑÂ
ковнÑе влаÑÑи. ÐоÑÑдаÑÑÑво ÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð½Ð° ÑÑÑаже инÑеÑеÑов ÑеÑкви, поддеÑживаÑ
ее пÑоÑив поÑÑгаÑелÑÑÑв ÑвеÑÑкиÑ
Ñеодалов на ее земли и пÑивилегии.
СÑаÑÑи Ñ 12-й по 14-Ñ Ð½Ð°Ð¿ÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ñ Ð¿ÑоÑив ÑзÑÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¾Ð±ÑÑдов и веÑоваÂ
ний, еÑе ÑиÑоко ÑаÑпÑоÑÑÑаненнÑÑ
ÑÑеди наÑелениÑ, на ÑÑвеÑждение Ñ
ÑиÑÑиÂ
анÑкиÑ
пÑавовÑÑ
, обÑÑдовÑÑ
и бÑÑовÑÑ
ноÑм. С ÑÑой ÑелÑÑ ÑÑда вклÑÑенÑ
запÑеÑÑ Ð½Ð° ÑÑÑÑойÑÑво поминок и оплакивание ÑмеÑÑего Ð³Ð»Ð°Ð²Ñ Ð´Ð¾Ð¼Ð°
(ÑÑ. 12), ÑпоÑÑебление мÑÑа в Ðеликий поÑÑ (ÑÑ. 13.14). ÑÑÑд по воÑкÑеÑенÑÑм
(ÑÑ. 13). ÐаÑÑÑиÑелей должнÑ: «пÑиводиÑÑ Ðº ÑаÑÑÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð´Ð²Ð¾ÑÑ Ð¸ подвеÑгаÑÑ
наказаниÑ» (ÑÑ. 12), «ÑÑдиÑÑ Ð¸ÐµÑеев вмеÑÑе Ñ Ð¿ÑиÑ
ожанами», Ñ.е. обÑиÂ
ной (ÑÑ. 13), ÑÑÑаÑоваÑÑ Ð² полÑÐ·Ñ ÑеÑкви â «взÑÑÑ Ñ Ñеловека бÑка и даÑÑ
иеÑеÑ» (ÑÑ. 14). СÑаÑÑÑ 8 пеÑÐµÐ´Ð°ÐµÑ Ð² ÑÑки епиÑкопа гÑажданÑкий и ÑголовнÑй
ÑÑд, обÑзÑÐ²Ð°Ñ ÐµÐ³Ð¾ ÑазбиÑаÑÑ Ð´ÐµÐ»Ð° не по ÑеÑковномÑ, а по гоÑÑдаÑÑÑвенномÑ
законодаÑелÑÑÑвÑ. ÐнÑми Ñловами, ÐºÐ°Ð½Ð¾Ð½Ñ ÑзакониваÑÑ ÑаÑÑкий ÑÑд, ÑÑд
ÑеÑкви и обÑинÑ, ÑÑдебнÑÑ
иÑполниÑелей. ÐÑиÑем ÑаÑÑ â как веÑÑ
овнÑй
ÑÑдÑÑ Ð¸ пÑедÑÑавиÑÐµÐ»Ñ ÑвеÑÑкой влаÑÑи â ÑеÑал не ÑолÑко ÑвеÑÑкие (гÑажÂ
данÑкие, ÑголовнÑе и дÑ.) дела, но и ÑелигиознÑе пÑеÑÑÑплениÑ.
ÐÑи опÑеделении наказаний ÑоÑÑавиÑели канонов неÑедко апеллиÑÑÑÑ Ðº
инÑм «канонам», подÑазÑÐ¼ÐµÐ²Ð°Ñ Ð¾Ð±ÑÑно ÑеÑковнÑй закон, не конкÑеÑизиÑÑÑ,
к ÐºÐ°ÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð½Ð¾ ÑÑÐ´ÐµÐ±Ð½Ð¸ÐºÑ Ð¸Ð»Ð¸ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð½Ð¸ оÑÑÑлаÑÑ ÑиÑаÑелÑ. ÐиÑÑ Ð²
одном ÑлÑÑае законодаÑÐµÐ»Ñ Ð¿ÑÑмо опÑеделÑÐµÑ Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ðµ < по Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ñ > (ÑÑ. 8),
обÑаÑаÑÑÑ Ðº пÑеÑеденÑам иÑполÑÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¾Ð±ÑÑного (гоÑÑдаÑÑÑвенного)
пÑава. ÐÑо ÑказÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð½Ð° ÑÑÑеÑÑвование наÑÑÐ´Ñ Ñ ÐгÑÑнÑкими канонами инÑÑ
(пиÑÑменнÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ ÑÑÑнÑÑ ) памÑÑников албанÑкого пÑава. СÑÐ´Ñ Ð¿Ð¾ албанÑким
ÑÑкопиÑÑм ÑÑбежа ÐÑ´-Ñ´ вв., обнаÑÑженнÑм недавно в монаÑÑÑÑе Св. ÐкаÑеÂ
ÑÐ¸Ð½Ñ Ð½Ð° Синае, ÑÑи Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ñ Ð¼Ð¾Ð³Ð»Ð¸ бÑÑÑ Ð·Ð°Ð¿Ð¸ÑÐ°Ð½Ñ Ð½Ð° албанÑком ÑзÑке.
ÐаконодаÑелÑÑÑво албанÑкой ÑеÑкви оÑновÑвалоÑÑ ÐºÐ°Ðº на ноÑÐ¼Ð°Ñ , ÑоÂ
вмеÑÑно ÑазÑабоÑаннÑÑ
и ÑÑÑановленнÑÑ
дÑÑ
овной и ÑвеÑÑкой влаÑÑÑÑ ÐлÂ
бании, Ñак и на заимÑÑвованнÑÑ
обÑеÑ
ÑиÑÑианÑкиÑ
канонаÑ
. РпоÑледним
оÑноÑÑÑÑÑ Ð±Ð¸Ð±Ð»ÐµÐ¹Ñкие ноÑÐ¼Ñ â «божеÑÑвеннÑй закон >, ÑвлÑвÑийÑÑ Ð¾Ñновой
ÑеÑковного законодаÑелÑÑÑва; Ñак назÑваемÑе апоÑÑолÑÑкие ÐºÐ°Ð½Ð¾Ð½Ñ Ð¿ÐµÑвоÂ
наÑалÑного Ñ
ÑиÑÑианÑÑва и поÑÑÐ°Ð½Ð¾Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑеÑ
пеÑвÑÑ
ÐÑеленÑкиÑ
ÑобоÂ
Ñов Ñ
ÑиÑÑианÑкой ÑеÑкви (ÐикейÑкого 325 г., ÐонÑÑанÑинополÑÑкого 381 г.
и ÐÑеÑÑкого 431 г.). ÐÑÑоÑником заимÑÑвований в албанÑком ÑеÑковном
пÑаве бÑли и ноÑмÑ, пÑинÑÑÑе Ñанее аÑмÑнÑкой ÑеÑковÑÑ. ÐапÑимеÑ, ÐгÑ-
ÑнÑкие ÐºÐ°Ð½Ð¾Ð½Ñ 488 г. наÑ
одÑÑ Ð¾ÑделÑнÑе паÑаллели и аналогии в канонаÑ
ШаапиванÑкого ÑобоÑа ÐÑмении, ÑоÑÑоÑвÑегоÑÑ Ð² 444 г.
СледÑÐµÑ ÑказаÑÑ Ð¸ о влиÑнии иÑанÑкого пÑава на албанÑкое пÑаво. ÐÑомÑ
ÑпоÑобÑÑвовали кÑепкие динаÑÑиÑеÑкие ÑÐ·Ñ Ð¡Ð°Ñанидов ÐÑана Ñ ÐÑÑакидами
и ÐиÑ
Ñанидами Ðлбании, наÑ
ождение в Ðлбании пÑедÑÑавиÑелей ÑаÑанидÑкой
ÐÑлам в РоÑÑии и ÐвÑазии \ Том I
84
админиÑÑÑаÑии, знаÑиÑелÑного ÑиÑла иÑанÑкиÑ
военнÑÑ
конÑингенÑов, ÑлÑжиÂ
Ñелей зоÑоаÑÑÑизма. Рвведении в Ðлбании пÑавовÑÑ
ноÑм ÐÑана еÑÑÑ Ð¸ конÂ
кÑеÑнÑе ÑвидеÑелÑÑÑва пиÑÑменнÑÑ
иÑÑоÑников. Ðо ÑообÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð°ÑмÑнÑкого
пиÑаÑÐµÐ»Ñ V в. ÐгиÑÑ, ÑаÑ
анÑаÑ
ÐездигеÑд II (439-457) наÑал Ð³Ð¾Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð° Ñ
ÑиÂ
ÑÑиан в Ñамом ÐÑане и ÐакавказÑе, пÑедпиÑав <<законÑ, оÑноÑÑÑиеÑÑ Ðº ÑÑпÑÑжеÂ
ÑÑÐ²Ñ Ð¿Ð¾ ÑÑÑÐ°Ð²Ñ Ñ
ÑиÑÑианÑкомÑ, оÑмениÑÑ>>, <<оÑÑам жениÑÑÑÑ Ð½Ð° доÑеÑÑÑ
, бÑаÑÑÑм
на ÑеÑÑÑаÑ
». ÐобÑоволÑное пÑинÑÑие «закона ÐаÑаÑÑÑÑÑÑ» ознаÑало подаÑки,
поÑеÑÑи, оÑвобождение Ð¾Ñ Ð½Ð°Ð»Ð¾Ð³Ð¾Ð²: оÑказ же Ð¾Ñ Ð·Ð¾ÑоаÑÑÑизма каÑалÑÑ ÑмеÑÑÑÑ
Ð´Ð»Ñ Ð¼ÑжÑин, изгнанием и ÑабÑÑвом Ð´Ð»Ñ Ð¶ÐµÐ½Ñин и деÑей. СÑн ÐездигеÑда ÐеÑоз
(459-484) пÑодолжил полиÑÐ¸ÐºÑ Ð¾ÑÑа. Ðо ÑÑвеÑÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐаланкаÑваÑи, еÑли он
ÑолÑко не ÑгÑÑÑил кÑаÑки, поддавÑиÑÑ Ð¶ÐµÐ»Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð¸ÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð·Ð¾ÑоаÑÑÑийÑев,
в ÑÑÑане поÑле оÑÑеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ñ Ð¿ÑеÑÑола в 462 г. албанÑкого ÑаÑÑ ÐаÑе II <â
иÑÑезли
Ñ
ÑиÑÑианÑкие Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ñ >, ÑÑвеÑдилоÑÑ Â«Ð½ÐµÐ¸ÑÑовое беззаконие â >. ÐÑоÑивоÑÑоÑÑÑ
зоÑоаÑÑÑийÑкой ÑкÑпанÑии из ÐÑана Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð±Ñли ÐгÑÑнÑкие канонÑ.
Ð.С. Ðаджиев
ÐанониÑеÑкий ÑÑÑав ÐаÑагана, ÑаÑÑ ÐлÑанка,
пÑинÑÑÑй ÑобоÑом, ÑоÑÑоÑвÑимÑÑ Ð² ÐлÑÑнеÑ1!
Ð Ð³Ð¾Ð´Ñ ÑаÑÑÑÐ²Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐаÑагана, ÑаÑÑ ÐлÑанка2, возникало много ÑÑÐ¾Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð¼Ð¸Â
ÑÑнами и епиÑкопами, иеÑеÑми и Ñ
оÑепиÑкопамиÐ, знаÑÑÑ
(агаÑами)
и пÑоÑÑоÂ
наÑодÑем
(Ñамиками)â\.
Тогда ÑаÑÑ Ð¿Ð¾Ð¶ÐµÐ»Ð°Ð» ÑозваÑÑ ÑÑинадÑаÑого ÑиÑла меÑÑÑа
маÑеÑиÐÐ ÑÐ¾Ð±Ð¾Ñ Ð² ÐлÑанке Ñ ÑÑаÑÑием Ð¸Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ÑиÑленнÑÑ Ð¿ÑедÑÑавиÑелей.
Я. ÐаÑаган, ÑаÑÑ ÐлÑанкаÐ, Ñ Ð°ÑÑ Ð¸ÐµÐ¿Ð¸Ñкопом ÐаÑÑава ШÑÐ¿Ñ Ð°Ð»Ð¸Ñо3, епиÑкоÂ
пом Ðапалака ÐанаÑÑ, епиÑкопом ХаÑÑ ÐÑнаном, епиÑкопами Ðнанией, СаÑ
а-
ком и Фодом, епиÑкопом УÑи и иеÑеем ÐаланкаÑÑйка ÐовÑÑпом, иеÑеем ÐаÑÑава
ÐаÑÑÑ, иеÑеем ÑаÑÑкого двоÑа Фомой, иеÑеем ÐагÑÑа ÐолоÑой, Ñ
оÑепиÑкопом
ЦÑи4 Шмавоном, иеÑеем ÐаÑаÑ
оÑа ÐаÑÑÑ, иеÑеем Ðеда Ðбиказом, иеÑеем ÐанÑ-
Ñика УÑбаÑайÑом, иеÑеÑми Ðовелом, ÐаÑпом, ÐидÑ, Ðакобом, азаÑами и
Ð½Ð°Ñ Ð°-
пеÑами\('\
ÐÑÑÐ°Ñ Ð°5 *
, Ð½Ð°Ñ Ð°Ð¿ÐµÑом ÐаланкаÑÑйка ÐакÑÑом, и многими дÑÑгими, вÑе
вмеÑÑе пÑибÑли ко мне на ÑобоÑ, в меÑÑо моего леÑнего пÑебÑÐ²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐлÑÑн.
ÐÑ Ñак поÑÑановили:
1. СелÑÑкие иеÑеи обÑÐ·Ð°Ð½Ñ Ð´Ð²Ð°Ð¶Ð´Ñ Ð² год Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑ Ð½Ð° поклон к епиÑÐºÐ¾Ð¿Ñ Ð¸
по ÐиÑаниÑм ÑÑиÑÑÑÑ Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ дÑÑ
овнÑм поÑÑдкам. Ðо обÑÐºÐ½Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð°Ð³Ð°Â
еÑÑÑ Ñаз в год ноÑиÑÑ ÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð°Ñок.
2. ÐÑи ÑÑкоположении в Ñан ÑвÑÑенник должен плаÑиÑÑ [епиÑкопÑ] ÑеÂ
ÑÑÑе
дÑама)7],
дÑÑкон â два.
2 ÐлÑанк (аÑм.) â ÐлбаниÑ. ÐеÑÑÑ Ð½Ð°Ð·Ñвали ее ÐÑан и ÐÑдан, гÑÑÐ·Ð¸Ð½Ñ â Рани, аÑÐ°Ð±Ñ Ð²Ñемен
Ñ Ð°Ð»Ð¸ÑаÑа â ÐÑÑан. Ðе пÑÑаÑÑ Ñ ÑаÑÑкой ÑезиденÑией ÐлÑÑн.
3
ÐаÑÐ¾Ð»Ð¸ÐºÐ¾Ñ â
глава ÐлбанÑкой ÑеÑкви Ñ ÑезиденÑией в ÐаÑÑаве (ÐаÑдаа).
4 ÐлбанÑкое Ñ Ð¾ÑепиÑкопÑÑво в долине СамÑÑа на ÑеÑÑиÑоÑии Ð¦Ð°Ñ ÑÑа, в гоÑÐ°Ñ ÑовÑеменного
Южного ÐагеÑÑана и СевеÑного ÐзеÑбайджана. ХоÑепиÑкоп â Ñин ÑеÑковной иеÑаÑÑ Ð¸Ð¸ междÑ
епиÑкопом и ÑвÑÑенником (иеÑеем).
5 Ðдна из ÑÑÐµÑ ÐºÑÑпнÑÑ Ð¿ÑовинÑий
(Ð½Ð°Ñ Ð°Ð½Ð³)
и епиÑкопÑÑв, на ÑеÑÑиÑоÑии ÐагоÑного ÐаÑÐ°Ð±Ð°Ñ Ð°.
ÐÑÑгими Ð½Ð°Ñ Ð°Ð½Ð³Ð°Ð¼Ð¸ Ðлбании к ÑÐ³Ñ Ð¾Ñ Ñ. ÐÑÑÑ Ð±Ñли УÑи и ÐайÑакаÑан.