ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.09.2019

Просмотров: 6446

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

ЧАСТЬ I: ИСТОРИЯ РУССКИХ В ГРУЗИИ

69


background image

лием Ð¸ ÑÐºÐ¾Ñ‚оводством Ð¼Ð¾Ð³Ð»Ð¸ Ð·Ð°Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ñ‚ься Ð¿Ñ‡ÐµÐ»Ð¾Ð²Ð¾Ð´ÑÑ‚вом, 

возделывали сады и огороды.

Молокане говорят, что еще в царское время у них были 

образцовые ÐºÐ¾Ð¾Ð¿ÐµÑ€Ð°Ñ‚ивы Ð² Ñ€Ð°Ð·Ð½Ñ‹Ñ… Ð³Ð¾Ñ€Ð¾Ð´Ð°Ñ… Ð¸ ÑÐµÐ»Ð°Ñ…, Ð¾ÑÐ¾Â­
бенно на Кавказе, где и до сих пор славятся молоканский
 
хлеб и сыр.

Осознание своей культурной и религиозной особенно­

сти, богоизбранности, общего исторического прошлого и 
позитивная этноконфессиональная идентичность (высо­
кая, если не сказать завышенная, оценка «своего народа»)
 
в сочетании с негативным восприятием культуры и рели­
гии русского народа и соседей кавказцев — все это явля­

лось сущностью того механизма, благодаря которому пе­
реселенцы ÐºÐ¾Ð½ÑÐ¾Ð»Ð¸Ð´Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð»Ð¸ÑÑŒ Ð¸ ÑÐ¼Ð¾Ð³Ð»Ð¸ Ð½Ð° Ð¿Ñ€Ð¾Ñ‚яжении
 

длительного времени существовать и сохранять свою уни­

кальную культуру.

Примечательно суждение исследователя Ф.И. Федорен­

ко/ 

“Заметного  ÑƒÐ¼ÐµÐ½ÑŒÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ  Ñ‡Ð¸ÑÐ»ÐµÐ½Ð½Ð¾ÑÑ‚и  Ð¼Ð¾Ð»Ð¾ÐºÐ°Ð½ 

за  Ð¿Ð¾ÑÂ­

ледние  10-15  Ð»ÐµÑ‚  Ð½Ðµ  Ð¿Ñ€Ð¾Ð¸ÑÑ…одит.  Ð¡Ð»ÑƒÑ‡Ð°Ð¸  Ð¾Ñ‚хода  Ð¾Ñ‚  Ñ€ÐµÐ»Ð¸Â­
гии  Ð·Ð´ÐµÑÑŒ  Ñ€ÐµÐ´ÐºÐ¸.  Ð—а  25  Ð»ÐµÑ‚  Ð²  Ð“рузии  Ð½Ðµ  Ð±Ñ‹Ð»Ð¾  Ð½Ð¸  Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð³Ð¾
 
публичного  Ð¾Ñ‚ÐºÐ°Ð·Ð°  Ð¾Ñ‚  Ñ€ÐµÐ»Ð¸Ð³Ð¸Ð¸  ÑÐ¾  ÑÑ‚ороны  Ð¼Ð¾Ð»Ð¾ÐºÐ°Ð½  â€.  (1921 

г.)

И хотя отдельные группы молокан, ссылаясь на свои ре­

лигиозные убеждения, отказывались брать в руки оружие 
и служить в царской армии, для большинства молоканс­
ких общин это не было характерным.

Кавказские Ð¼Ð¾Ð»Ð¾ÐºÐ°Ð½Ðµ Ð² 1914 Ð³Ð¾Ð´Ñƒ Ð¿Ð¸ÑÐ°Ð»Ð¸ Ð½Ð°Ð¼ÐµÑÑ‚нику: 

«Просим, Ваше сиятельство, чтобы лучшим сынам нашим 

по окончании высших учебных заведений предоставлено 
было право сражаться в армии в офицерских чинах».

Поэтому ÑÑÑ‹Ð»ÐºÐ° Ð¼Ð¾Ð»Ð¾ÐºÐ°Ð½, ÐºÐ¾Ñ‚орые Ð² Ð¿ÐµÑ€Ð²Ñ‹Ðµ Ð³Ð¾Ð´Ñ‹ Ð¡Ð¾Â­

ветской Ð²Ð»Ð°ÑÑ‚и Ð¾Ñ‚казывались Ð¸Ð´Ñ‚и Ð² ÐšÑ€Ð°ÑÐ½ÑƒÑŽ Ð°Ñ€Ð¼Ð¸ÑŽ, Ð½Ð° 

то, Ñ‡Ñ‚о Ð¸ Ñ€Ð°Ð½ÑŒÑˆÐµ, Ð´Ð¾ 1917 Ð³Ð¾Ð´Ð°, Ð¾Ð½Ð¸, ÑÐ¾Ð³Ð»Ð°ÑÐ½Ð¾ Ñ€ÐµÐ»Ð¸Ð³Ð¸Ð¾Ð·Â­
ным убеждениям не шли в армию, несостоятельна.

HACIfeJ; ИСТОРИЯ РУССКИХ В ГРУЗИИ

70


background image

По воспоминаниям Ефима Васильевича Маркушина, ко­

торый прошел всю Великую Отечественную, из Ульянов- 

ки Ð½Ð° Ñ„ронт ÑƒÑˆÐ»Ð¸ 230 Ð¿Ð°Ñ€Ð½ÐµÐ¹ Ð¸ Ð´ÐµÐ²ÑƒÑˆÐµÐº, 104 Ð¸Ð· Ð½Ð¸Ñ… Ð½Ðµ 

вернулись.

Молокане признали Грузию своей родиной. В Ульянов- 

ке до сих пор стоит общественный молельный дом, где с 
молитвой и псалмопением молоканская община обрядно 

отмечает все события: свадьбы и поминки, дни рождения 

и проводы ÑÐ¾Ð»Ð´Ð°Ñ‚. ÐŸÑ€Ð¾Ñ…одит ÑÑ‚о Ñ угощением: Ð½Ð° столах 

стоят огромные самовары, теплый хлеб, вкусные лапша и 
кисель. Традиционно, молокане Ð½Ðµ употребляют спирт­
ных напитков. Молокан отличает трудолюбие, своеобраз­

ный говор, соблюдение обрядов.

Особенные  ÑÐ¾Ð²Ð¼ÐµÑÑ‚Ð½Ñ‹Ðµ  Ð¿Ñ€Ð°Ð·Ð´Ð½Ð¸ÐºÐ¸  ÑƒÑÑ‚раиваются  Ð½ÐµÂ­

сколько раз в год, по главным христианским праздникам: 

Рождество Христово, Пасха, Вознесение, Крещение и др.

В конце 80-х годов XX века лидерам молоканского дви­

жения ÐºÐ°Ð·Ð°Ð»Ð¾ÑÑŒ, Ñ‡Ñ‚о Ð´Ð¾ÑÑ‚аточно Ð½Ðµ Ð½Ð° Ð±ÑƒÐ¼Ð°Ð³Ðµ, Ð° Ð½Ð° Ð´ÐµÐ»Ðµ 
дать людям свободу совести, прекратить мелочный конт­
роль со стороны государства, и у них хватит собственных
 
сил, желания и энтузиазма возродить традиции, высокую 
нравственность, привлечь тех, кто, считая себя молокана­
ми по происхождению, отошел от религии и не принимал
 
никакого участия в духовной жизни общин. Этот подъем 
в среде молокан совпал с развитием националистических 
движений в Закавказье. Антирусская истерия, начавшая­
ся в средствах массовой информации республик, стиму­
лировала у кавказских молокан быстрый рост этническо­
го самосознания. В сложных условиях межнациональных
 
конфликтов им надо было определиться, кто они. Это хо­
рошо видно на примере отношения к православной церк­
ви. Среди потомков молокан, уехавших в города, и рань­
ше Ð²ÑÑ‚речались ÐºÑ€ÐµÑ‰ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ðµ Ð² Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð¾ÑÐ»Ð°Ð²Ð¸Ðµ. ÐžÐ±Ñ‹Ñ‡Ð½Ð¾ ÑÑ‚о
 
дети от браков Ñ православными Ð¸Ð»Ð¸ женщины, вышед­

ЧАСТЬ I: ИСТОРИЯ РУССКИХ в груаии

71


background image

шие Ð·Ð°Ð¼ÑƒÐ¶ Ð·Ð° Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð¾ÑÐ»Ð°Ð²Ð½Ñ‹Ñ… Ð¸ Ð¶Ð¸Ð²ÑƒÑ‰Ð¸Ðµ Ð² ÑÐµÐ¼ÑŒÐµ Ð¼ÑƒÐ¶Ð°. Ð•Ñ‰Ðµ 

в 80-е Ð³Ð¾Ð´Ñ‹ XX Ð²ÐµÐºÐ° Ð½ÐµÐºÐ¾Ñ‚орые Ð¼Ð¾Ð»Ð¾ÐºÐ°Ð½Ðµ, Ð¿Ñ€Ð¾Ð¶Ð¸Ð²Ð°ÑŽÑ‰Ð¸Ðµ Ð² 
городах  Ð—акавказья,  ÐºÑ€ÐµÑÑ‚ились  Ñƒ  Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð¾ÑÐ»Ð°Ð²Ð½Ñ‹Ñ…  ÑÐ²ÑÑ‰ÐµÐ½Â­
ников Ð´Ð»Ñ Ñ‚ого, Ñ‡Ñ‚обы Ð¿Ð¾Ð´Ñ‡ÐµÑ€ÐºÐ½ÑƒÑ‚ÑŒ ÑÐ²Ð¾Ðµ ÑÑ‚ническое (рус­
ское) происхождение.

Начало  90-х  Ð³Ð¾Ð´Ð¾Ð²  Ñ…арактеризовалось  Ð¿Ð¾Ð¸ÑÐºÐ¾Ð¼  Ð½Ð¾Ð²Ñ‹Ñ… 

идентичностей  Ð¸  Ð¼Ð°ÑÑÐ¾Ð²Ñ‹Ð¼Ð¸  Ð¿ÐµÑ€ÐµÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸ÑÐ¼Ð¸  ÐºÐ°Ð²ÐºÐ°Ð·ÑÐºÐ¸Ñ… 
молокан Ð½Ð° Ð¸ÑÑ‚орическую Ñ€Ð¾Ð´Ð¸Ð½Ñƒ  Ð² Ð Ð¾ÑÑÐ¸ÑŽ. Ð’месте  Ñ Ñ‚ем 
лидеры Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð»Ð¸, Ñ‡Ñ‚о Ñ€Ð°ÑÑÐµÐ¸Ð²Ð°Ð½Ð¸Ðµ Ð¿ÐµÑ€ÐµÑÐµÐ»ÐµÐ½Ñ†ÐµÐ² Ð¿Ð¾ ÑÑ‚ра­
не ÑÑ€ÐµÐ´Ð¸ Ñ€ÑƒÑÑÐºÐ¾Ð³Ð¾ Ð½Ð°ÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ñ€Ð¸Ð²ÐµÐ´ÐµÑ‚ Ðº Ð¸Ñ… Ð±Ñ‹ÑÑ‚рой Ð°ÑÑÐ¸Â­
миляции, ÑƒÑ‚рате Ð½Ð°ÑÐ»ÐµÐ´Ð¸Ñ Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÐºÐ¾Ð²  Ð¸ Ðº ÐµÑ‰Ðµ Ð±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐµÐ¼Ñƒ Ð¾ÑÂ­

лаблению  ÐºÐ¾Ð½Ñ„ессии  Ð²  Ñ†ÐµÐ»Ð¾Ð¼,  Ñ‚ак  ÐºÐ°Ðº  Ð½Ð°Ð¸Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ  ÐºÑ€ÐµÐ¿ÐºÐ¸Ðµ 
общины Ð±Ñ‹Ð»Ð¸ ÐºÐ°Ðº Ñ€Ð°Ð· Ð² Ð—акавказье. ÐœÐ°ÑÑÐ¾Ð²Ð¾Ðµ Ð¿ÐµÑ€ÐµÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ðµ 

из Закавказья в Россию ÐºÐ°Ðº бы Ð¿Ð¾Ð´ÑÑ‚егнуло, ускорило про­
цесс институализации этой секты.

Места,  ÐºÐ¾Ñ‚орые  Ð¿Ð¾Ñ‡Ñ‚и  Ð´Ð²Ð°  Ð²ÐµÐºÐ°  Ð¾Ð±Ð¶Ð¸Ð²Ð°Ð»Ð¸ÑÑŒ  Ð¼Ð¾Ð»Ð¾ÐºÐ°Ð½Ð°Â­

ми,  Ð±Ñ‹Ð»Ð¸  Ð¸Ð¼Ð¸  Ð¿Ð¾ÐºÐ¸Ð½ÑƒÑ‚Ñ‹.  Ð—а  Ð±ÐµÑÑ†ÐµÐ½Ð¾Ðº  Ð¿Ñ€Ð¾Ð´Ð°Ð½Ñ‹  Ð´Ð¾Ð¼Ð°.  Ð˜ 
уже Ð² Ð Ð¾ÑÑÐ¸Ð¸, Ð½Ð° ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¹ Ð´Ñ€ÐµÐ²Ð½ÐµÐ¹ Ñ€Ð¾Ð´Ð¸Ð½Ðµ, Ð¸Ñ… ÑÑ‚али Ð½Ð°Ð·Ñ‹Ð²Ð°Ñ‚ÑŒ 
пришельцами.

Это Ð¿Ñ€Ð¸Ð²ÐµÐ»Ð¾ Ðº Ñ‚ому, Ñ‡Ñ‚о Ðº Ð½Ð°Ñ‡Ð°Ð»Ñƒ 21 Ð²ÐµÐºÐ° Ð² Ð¡Ð¸Ð³Ð½Ð°Ñ…ском 

районе Ð¾ÑÑ‚алось Ð½Ðµ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ 120 Ð¼Ð¾Ð»Ð¾ÐºÐ°Ð½, Ð° Ð² Ð¢Ð±Ð¸Ð»Ð¸ÑÐ¸ - Ð¾ÐºÐ¾Â­
ло 100 молокан.

В  Ð¢Ð±Ð¸Ð»Ð¸ÑÐ¸  ÑÑƒÑ‰ÐµÑÑ‚вует  Ð½ÐµÑÐºÐ¾Ð»ÑŒÐºÐ¾  Ð¼Ð¾Ð»Ð¾ÐºÐ°Ð½ÑÐºÐ¸Ñ…  Ð¾Ð±Ñ‰Ð¸Ð½. 

Это Грмагельская община - пресвитер Неудахин Федор Се­

менович,  Ð¡Ð°Ð±ÑƒÑ€Ñ‚алинская  Ð¾Ð±Ñ‰Ð¸Ð½Ð°  -  Ð¿Ñ€ÐµÑÐ²Ð¸Ñ‚ер  Ð¡Ð°ÑÐ¿Ð¸Ð½Ð° 

Анна  ÐÐ»ÐµÐºÑÐµÐµÐ²Ð½Ð°,  ÐÐ°Ð²Ñ‚лугская  Ð¾Ð±Ñ‰Ð¸Ð½Ð°  -  Ð¿Ñ€ÐµÑÐ²Ð¸Ñ‚ер  Ð¡Ð¾ÑÐ¸- 

на  Ð›ÑŽÐ±Ð¾Ð²ÑŒ  Ð¯ÐºÐ¾Ð²Ð»ÐµÐ²Ð½Ð°.  Ð£  ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð¹  Ð¾Ð±Ñ‰Ð¸Ð½Ñ‹  ÐµÑÑ‚ÑŒ  ÑÐ²Ð¾Ð¹  Ð¼Ð¾Â­
лельный дом, где они проводят службу по воскресеньям.

Переселения, вызванные распадом СССР и национальны­

ми конфликтами, нанесли молоканам очень тяжелый удар. 
Распылившись  Ð¿Ð¾  Ð Ð¾ÑÑÐ¸Ð¸  ÑÑ€ÐµÐ´Ð¸  Ñ€ÑƒÑÑÐºÐ¾Ð³Ð¾  Ð½Ð°ÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ,  ÐºÐ°Ð²Â­
казские Ð¼Ð¾Ð»Ð¾ÐºÐ°Ð½Ðµ, Ð´Ð¾ Ð½ÐµÐ´Ð°Ð²Ð½ÐµÐ³Ð¾ Ð²Ñ€ÐµÐ¼ÐµÐ½Ð¸ ÑÐ²Ð»ÑÐ²ÑˆÐ¸ÐµÑÑ Ñ…ра­

нителями Ð½Ð°ÑÐ»ÐµÐ´Ð¸Ñ Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÐºÐ¾Ð², Ð¿Ð¾ÑÑ‚епенно Ð°ÑÑÐ¸Ð¼Ð¸Ð»Ð¸Ñ€ÑƒÑŽÑ‚ся. 
И вряд ли кто-либо сможет затормозить этот процесс.

ЧАСТЫ: 

ИСТОРИЯ РУССКИХ В ГРУЗИИ

72


background image

И ЖИЗНЬ, И СЛЕЗЫ, И ЛЮБОВЬ

Музей Смирновых — юридическое лицо общественного 

права ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½ Ð¿Ð¾ ÑƒÐºÐ°Ð·Ñƒ Ð¿Ñ€ÐµÐ·Ð¸Ð´ÐµÐ½Ñ‚а Ð“рузии Ðœ.Н.Саакашви­
ли №497 от 17 Ð¸ÑŽÐ»Ñ 2010 года.

Михаил Георгиевич Смирнов (1918-1985) и его мать, Ев­

гения  Ð’ладимировна,  ÑƒÑ€.  Ñ„он  Ð¨Ð»ÐµÐ¹ÐµÑ€  (1890-1985)  Ð¿ÐµÑ€ÐµÂ­
дали Ð²ÑÐµ ÑÐ²Ð¾Ðµ Ð¸Ð¼ÑƒÑ‰ÐµÑÑ‚во Ð² Ð´Ð°Ñ€ Ð“рузии Ð² Ð»Ð¸Ñ†Ðµ Ð“лавной Ñ€ÐµÂ­
дакционной коллегии по художественному переводу и ли­
тературным взаимосвязям при Союзе писателей Грузии.

Смирновы с 1975 года сотрудничали с Коллегией, их дом 

и уникальное семейное собрание получили статус Дома ли­
тературных  Ð²Ð·Ð°Ð¸Ð¼Ð¾ÑÐ²ÑÐ·ÐµÐ¹  (Пушкинского  Ð¼ÐµÐ¼Ð¾Ñ€Ð¸Ð°Ð»Ð°).  ÐÐ° 
счету организации были многочисленные выставки, науч­
ные ÐºÐ¾Ð½Ñ„еренции, Ð¿ÑƒÐ±Ð»Ð¸ÐºÐ°Ñ†Ð¸Ð¸ Ð² Ð¿Ñ€ÐµÑÑÐµ, Ñ‚еле- Ð¸ Ñ€Ð°Ð´Ð¸Ð¾Ð¿ÐµÂ­
редачи, обширные контакты с профильными организация­
ми ближнего Ð·Ð°Ñ€ÑƒÐ±ÐµÐ¶ÑŒÑ. В 1991 году Ð»Ð¸ÐºÐ²Ð¸Ð´Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð° Глав­
ная  Ñ€ÐµÐ´Ð°ÐºÑ†Ð¸Ð¾Ð½Ð½Ð°Ñ  ÐºÐ¾Ð»Ð»ÐµÐ³Ð¸Ñ,  Ð²  Ñ‚ом  Ð¶Ðµ  Ð³Ð¾Ð´Ñƒ  ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½  Ð¦ÐµÐ½Ñ‚Ñ€ 
культурных взаимосвязей - Пушкинский мемориал. В 1993 
году Ð¿Ñ€ÐµÐ¾Ð±Ñ€Ð°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½ Ð² Ð¦ÐµÐ½Ñ‚Ñ€ Ð¸ÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐºÑƒÐ»ÑŒÑ‚ур Ð¸ Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÂ­
ственного Ð¼Ñ‹ÑˆÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð°Ñ€Ð¾Ð´Ð¾Ð² ÐšÐ°Ð²ÐºÐ°Ð·Ð°, Ð° Ñ 1994-го Ð² Ð¦ÐµÐ½Ñ‚Ñ€ 
культурных связей - Â«ÐšÐ°Ð²ÐºÐ°Ð·ÑÐºÐ¸Ð¹ дом».

Семейное собрание Смирновых признано одним из луч­

ших Ð¼ÐµÐ¼Ð¾Ñ€Ð¸Ð°Ð»ÑŒÐ½Ñ‹Ñ… Ñ€ÑƒÑÑÐºÐ¸Ñ… Ð¼ÑƒÐ·ÐµÐµÐ² Ð¿ÑƒÑˆÐºÐ¸Ð½ÑÐºÐ¾Ð¹ ÑÐ¿Ð¾Ñ…и Ð·Ð° 
рубежом. В его основе обстановка и убранство выдающегося 
петербургского литературного салона Александры Осипов­
ны Смирновой-Россет (1809-1882), фрейлины императорс­
кого Ð´Ð²Ð¾Ñ€Ð°, Ð¼ÐµÐ¼ÑƒÐ°Ñ€Ð¸ÑÑ‚ики, Ð¿Ñ€Ð¸ÑÑ‚ельницы Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ñ… Ð²Ñ‹Ð´Ð°ÑŽÂ­
щихся современников. В русской литературе она стала про­
тотипом ряда произведений М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, 
И.С.Тургенева, ÐµÐ¹ Ð¿Ð¾ÑÐ²ÑÑ‰Ð°Ð»Ð¸ ÑÑ‚ихи Ð.С.Пушкин, Ð’.А.Жу- 
ковский,  Ð•.П.Ростопчина, Ð˜.С.Аксаков, Ð¡.А.Соболевский, 
П.А.Вяземский, В.И.Туманский, А.С.Хомяков и др.

ЧАСТЫ: 

ИСТОРИЯ РУССКИХ В ГРУЗИИ

73