ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.09.2019

Просмотров: 6442

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

сионерское Ð¾Ð±Ð¾Ð·Ñ€ÐµÐ½Ð¸ÐµÂ», Â«Ð¾Ð´Ð¸Ð½ ÐÑ…алкалакский ÑƒÑ‡Ð°ÑÑ‚ок Ð¼Ð¾Ð³ 
выставить 600 Ñ‚роек Ñ Ñ„ургонами. Ð”оход Ð¾Ñ‚ Ð¸Ð·Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸Ñ‡ÐµÑÑ‚ва 
давал Ð´ÑƒÑ…оборцам Ð³Ð»Ð°Ð²Ð½Ñ‹Ðµ ÑÑ€ÐµÐ´ÑÑ‚ва, Ð¾Ð±ÐµÑÐ¿ÐµÑ‡Ð¸Ð²Ð°ÑŽÑ‰Ð¸Ðµ Ð¿Ð¾Â­

вседневное существование сектантов».

Тяжелым  Ð³Ð½ÐµÑ‚Ð¾Ð¼  Ð½Ð°  Ð´ÑƒÑ…оборцев  Ð»ÐµÐ³Ð»Ð°  Ñ€ÑƒÑÑÐºÐ¾-турецкая 

война 1877-1878 годов.

Духоборцы Ð²Ñ‹ÑÑ‚авили Ð´Ð¾ 4 Ñ‚ысяч Ñ„ургонов Ð¸ Ð½Ð°Ð»Ð°Ð´Ð¸Ð»Ð¸ 

регулярное  ÑÐ½Ð°Ð±Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ðµ  Ð°Ñ€Ð¼Ð¸Ð¸  Ñ„уражом,  Ð¿Ñ€Ð¾Ð´Ð¾Ð²Ð¾Ð»ÑŒÑÑ‚вием 
и Ð¾Ñ€ÑƒÐ¶Ð¸ÐµÐ¼ Ð¿Ð¾ Ñ‚рудной Ð¿Ñ€Ð¾ÑÐµÐ»Ð¾Ñ‡Ð½Ð¾Ð¹ Ð³Ð¾Ñ€Ð½Ð¾Ð¹ Ð´Ð¾Ñ€Ð¾Ð³Ðµ. Ð’ Ð´ÑƒÂ­
хоборческих селах были созданы лазареты. Тяжело ранен­

ные ÑÐ¾Ð»Ð´Ð°Ñ‚Ñ‹  Ð»ÐµÐ¶Ð°Ð»Ð¸ Ð² ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð¼ Ð´Ð¾Ð¼Ðµ. Ð ÑÐ´Ð¾Ð²Ñ‹Ðµ Ð´ÑƒÑ…оборцы 

героически Ð¿Ð¾Ñ‚рудились Ð² Ñ‚у Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ñƒ, Ð²Ñ‹Ð½ÐµÑÑ Ñ‚яжелые Ð¸ÑÂ­

пытания. 150 фургонщиков-духоборцев погибло.

Соблюдались  Ð²ÑÐµ  Ð´Ð¾Ð³Ð¼Ñ‹  Ð²ÐµÑ€Ð¾Ð¸ÑÐ¿Ð¾Ð²ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ.  ÐœÐµÐ¶Ð´Ñƒ 

прочим, ÐµÑÐ»Ð¸ ÐºÐ°ÐºÐ¾Ð¹-либо Ð¸Ð· Ð´Ð¾Ð³Ð¼Ð°Ñ‚ов Ð´ÑƒÑ…оборческого Ð²ÐµÂ­
роучения Ð¸ ÑÐ¾Ñ…ранился, Ñ‚о ÑÑ‚о Ð¾Ñ‚каз Ð¾Ñ‚ Ð²Ð¾Ð¸Ð½ÑÐºÐ¾Ð¹ Ð¿Ð¾Ð²Ð¸Ð½Â­
ности.  ÐÐ¾  Ð²  1887  Ð³Ð¾Ð´Ñƒ  Ð½Ð°  ÐšÐ°Ð²ÐºÐ°Ð·Ðµ  Ð±Ñ‹Ð»Ð°  Ð²Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð°  Ð²ÑÐµÐ¾Ð±Ñ‰Ð°Ñ 

воинская  Ð¿Ð¾Ð²Ð¸Ð½Ð½Ð¾ÑÑ‚ÑŒ,  Ð¿Ð¾ÑÐ»Ðµ  ÐºÐ¾Ñ‚орой  ÑÑ‚али  Ð¿Ñ€Ð¸Ð·Ñ‹Ð²Ð°Ñ‚ÑŒ  Ð¸ 

духоборцев, доселе освобожденных от воинской службы.

Но беды не оставляли духоборцев. 29 июня 1895 года в день 

святых Павла и Петра произошло событие - миротворческий 
акт духоборческой общины. В пещерке, расположенной не­
далеко от Гореловки, духоборцы сожгли собранное со всей 

общины оружие в знак протеста против зла и насилия.

В  Ð°ÐºÑ†Ð¸Ð¸  ÑƒÐ½Ð¸Ñ‡Ñ‚ожения  Ð¾Ñ€ÑƒÐ¶Ð¸Ñ  Ð²  ÐÑ…алкалакском  ÑƒÐµÐ·Ð´Ðµ 

приняли  ÑƒÑ‡Ð°ÑÑ‚Ð¸Ðµ  Ð´ÑƒÑ…оборцы  7  ÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ð¹.  ÐŸÑ€Ð¸  ÑÐ¾Ð¶Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ð¸ 

присутствовали до 2000 человек.

Акт ÑÐ¾Ð¶Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ñ€ÑƒÐ¶Ð¸Ñ 29 Ð¸ÑŽÐ½Ñ 1895 Ð³Ð¾Ð´Ð° Ð¾ÑÑ‚ался Ð² Ð¿Ð°Â­

мяти  Ð»ÑŽÐ´ÐµÐ¹  ÐºÐ°Ðº  Ð½ÐµÐ·Ð°Ð±Ñ‹Ð²Ð°ÐµÐ¼Ñ‹Ð¹  Ð¿Ð¾Ð´Ð²Ð¸Ð³,  Ð¾Ð½  ÑÐ¸Ð¼Ð²Ð¾Ð»Ð¸Ð·Ð¸Ñ€Ð¾Â­
вал Ð¾Ñ‚каз Ð´ÑƒÑ…оборцев Ð¾Ñ‚ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ñ‹ Ñ ÐµÐµ ÑƒÐ±Ð¸Ð¹ÑÑ‚вом Ð¸ Ð½Ð°ÑÐ¸Ð»Ð¸Â­
ем. Мужчины отказались служить в армии.

Царское  Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð¸Ñ‚ÐµÐ»ÑŒÑÑ‚Ð²Ð¾  Ð·Ð°  ÑÑ‚о  Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°Ð»Ð¾  Ð¾Ð±Ñ‰Ð¸Ð½Ñƒ:  Ð²ÑÐµÑ… 

мужчин избили плетьми, а старейшин посадили в тифлис­
ский острог.

ЧАСТЬ I: 

ИСТОРИЯ РУССКИХ В ГРУЗИИ

59


background image

Духоборцев, Ð¿Ñ€ÐµÑÐ»ÐµÐ´ÑƒÐµÐ¼Ñ‹Ñ… Ñ†Ð°Ñ€ÑÐºÐ¸Ð¼ ÑÐ°Ð¼Ð¾Ð´ÐµÑ€Ð¶Ð°Ð²Ð¸ÐµÐ¼, Ð·Ð°Â­

щищало Ð²ÑÐµ Ð¿Ñ€Ð¾Ð³Ñ€ÐµÑÑÐ¸Ð²Ð½Ð¾Ðµ Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÑÑ‚венное Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ðµ. ÐžÐ³Ñ€Ð¾Ð¼Â­

на Ñ€Ð¾Ð»ÑŒ Ð²ÐµÐ»Ð¸ÐºÐ¾Ð³Ð¾ Ð¿Ð¸ÑÐ°Ñ‚еля Ð›.Н.Толстого Ð² Ð¿Ð¾Ð´Ð´ÐµÑ€Ð¶ÐºÐµ Ð´ÑƒÂ­
хоборческой Ð¾Ð±Ñ‰Ð¸Ð½Ñ‹, Ð²ÐµÐ´ÑŒ Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð½Ð¾ Ð¾Ð½Ð° Ð¿ÐµÑ€Ð²Ð°Ñ Ð½Ð° Ð¿Ñ€Ð°ÐºÑ‚и­
ке осуществила его идеи непротивления злу насилием. «Вы 
первые показываете пример хождения по пути Христову...»
- Ð¿Ð¸ÑÐ°Ð» Лев Николаевич духоборцам.

Видная  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ°Ñ  Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÑÑ‚венная  Ð´ÐµÑÑ‚ельница  Ð•.П.На- 

кашидзе  Ð¿ÐµÑ€Ð²Ð¾Ð¹  Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ñ‚ила  Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ  Ð›.Н.Толстого  Ð½Ð°  Ð¿Ð¾Â­

ложение духоборцев.

И  Ñ  Ñ‚ех  Ð¿Ð¾Ñ€  Ð²ÐµÐ»Ð¸ÐºÐ¸Ð¹  Ð¿Ð¾ÑÑ‚  ÑÑ‚ал  Ð¿Ð¾ÐºÑ€Ð¾Ð²Ð¸Ñ‚елем  Ð´ÑƒÑ…обор­

ческой  Ð¾Ð±Ñ‰Ð¸Ð½Ñ‹.  Ð˜Ð¼ÐµÐ½Ð½Ð¾  Ñ  ÐµÐ³Ð¾  Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ñ‰ÑŒÑŽ  Ð¸  Ð¿Ñ€Ð¸  Ñ„инансо­
вой  Ð¿Ð¾Ð´Ð´ÐµÑ€Ð¶ÐºÐµ  Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ñ…  Ñ€ÑƒÑÑÐºÐ¸Ñ…  Ð¼ÐµÑ†ÐµÐ½Ð°Ñ‚ов  Ð±Ñ‹Ð»Ð¾  Ð¾Ñ€Ð³Ð°Ð½Ð¸Â­

зованно  Ð¿ÐµÑ€ÐµÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ðµ  Ð´ÑƒÑ…оборцев  Ð²  ÐšÐ°Ð½Ð°Ð´Ñƒ.  ÐŸÐµÑ€Ð²Ñ‹Ð¹  Ð¿Ð°Ñ€Ð¾Â­

ход  Â«Ð›ÑÐº  Ð“урон»  Ñ  Ð¿Ð°Ñ€Ñ‚ией  Ð´ÑƒÑ…оборцев  Ð¿Ñ€Ð¸Ð±Ñ‹Ð»  Ð²  ÐšÐ°Ð½Ð°Ð´Ñƒ 
во  Ð²Ñ‚Ð¾Ñ€Ð¾Ð¹  Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð¸Ð½Ðµ  ÑÐ½Ð²Ð°Ñ€Ñ  1899  Ð³Ð¾Ð´Ð°.  Ð›.Н.Толстой  Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ 
сил Ð¸ ÑÑ€ÐµÐ´ÑÑ‚в (в Ñ‡Ð°ÑÑ‚ности, Ð²ÐµÑÑŒ Ð³Ð¾Ð½Ð¾Ñ€Ð°Ñ€ Ð¾Ñ‚ Ð¸Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñ€Ð¾Ð¼Ð°Â­
на Â«Ð’оскресенье») Ð²Ð»Ð¾Ð¶Ð¸Ð», Ñ‡Ñ‚обы Ð¾Ð±ÐµÑÐ¿ÐµÑ‡Ð¸Ñ‚ÑŒ Ñ…орошие ÑƒÑÂ­
ловия  Ð´Ð»Ñ  Ð¿ÐµÑ€ÐµÐµÐ·Ð´Ð°  Ð¿ÐµÑ€ÐµÑÐµÐ»ÑÐµÐ¼Ñ‹Ñ….  Ð”ухоборцы  Ð²  Ñ‡ÑƒÐ¶Ð¾Ð¹ 
стране,  Ð½Ðµ  Ð·Ð½Ð°Ñ  ÑÐ·Ñ‹ÐºÐ°  Ð¸  Ð¾Ð±Ñ‹Ñ‡Ð°ÐµÐ²,  Ð±Ñ‹Ð»Ð¸  Ð±Ñ‹  Ð±ÐµÑÐ¿Ð¾Ð¼Ð¾Ñ‰Ð½Ñ‹Â­
ми,  Ð¿Ð¾ÑÑ‚ому  Ð²ÐµÐ»Ð¸ÐºÐ¸Ð¹  Ð¿Ð¸ÑÐ°Ñ‚ель  Ð¿Ð¾ÑÐ»Ð°Ð»  Ñ  Ð´ÑƒÑ…оборцами  ÑÐ¾Â­
провождающих - 20 Ñ‡ÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÐº - Ð²Ñ€Ð°Ñ‡ÐµÐ¹, Ð¿ÐµÑ€ÐµÐ²Ð¾Ð´Ñ‡Ð¸ÐºÐ¾Ð², ÑŽÑ€Ð¸Â­
стов, среди них и своего сына С.Л.Толстого.

В настоящее время в Канаде самая большая духоборчес­

кая община в мире - 30-40 тысяч человек. Живут духо­
борцы в основном на западе Канады - в Британской Ко­
лумбии (города Брилльянт, Коссельгард, Гранд-Форд), в 
провинции Альберта - поселки Архангельское и Мирный. 

Руководитель канадской духоборческой общины, Иван 

Иванович Верегин, говорит на чистейшем старинном рус­

ском языке, правда, сегодня не все канадские духоборцы 
знают русский язык (сказывается ассимиляция), но все чтят 
«святые места» в Гореловке, стараются по мере возможно­
сти приезжать на поклонение к «святым могилкам», к ду­

ЧАСТЬ I: ИСТОРИЯ РУССКИХ В ГРУЗИИ

60


background image

хоборческим ценностям всего мира.

В  Ð¾Ð±Ñ‰Ð¸Ð½Ðµ  ÑÐ²ÑÑ‚о  Ð±ÐµÑ€ÐµÐ³ÑƒÑ‚  Ð¾Ð±Ñ‹Ñ‡Ð°Ð¸,  Ñ‚радиции,  Ð½Ð°Ñ†Ð¸Ð¾Â­

нальную  Ð¾Ð´ÐµÐ¶Ð´Ñƒ  Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÐºÐ¾Ð².  Ð¡Ð¾Ñ…ранена  Ð¸  Ð²ÐµÑ€Ð°.  Ð’  Â«Ð¡Ð¸Ñ€Ð¾Ñ‚с­
ком Ð´Ð¾Ð¼ÐµÂ» ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ðµ Ð²Ð¾ÑÐºÑ€ÐµÑÐµÐ½ÑŒÐµ Ð¿Ñ€Ð¾Ñ…одят Ð·Ð°ÑƒÑ‚рени - Ð¼Ð¾Ð»ÐµÂ­
ния с чтением псалмов. Многое изменилось. Нет при «Си­
ротском Ð´Ð¾Ð¼ÐµÂ» Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÐ¹ ÐºÐ°Ð·Ð½Ñ‹, Ð°Ð¼Ð±Ð°Ñ€Ð¾Ð², Ð½Ðµ Ð¶Ð¸Ð²ÑƒÑ‚ Ð·Ð´ÐµÑÑŒ ÑÑ‚а­
рейшины Ð¾Ð±Ñ‰Ð¸Ð½Ñ‹, ÐºÐ°Ðº ÑÑ‚о Ð±Ñ‹Ð»Ð¾ Ð² Ð¿Ñ€ÐµÐ¶Ð½Ð¸Ðµ Ð²Ñ€ÐµÐ¼ÐµÐ½Ð°. ÐœÐ¾Â­
лодежь Ñ€ÐµÐ´ÐºÐ¾ Ð·Ð°Ð³Ð»ÑÐ´Ñ‹Ð²Ð°ÐµÑ‚ Ð² Â«Ð¡Ð¸Ñ€Ð¾Ñ‚ский Ð´Ð¾Ð¼Â», Ð¿Ñ€Ð°ÐºÑ‚ичес­
ки не знает молитв.

Из Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ 6-7 Ñ‚ысяч Ð´ÑƒÑ…оборцев, Ð¿Ñ€Ð¾Ð¶Ð¸Ð²Ð°Ð²ÑˆÐ¸Ñ… Ð² Ð“рузии 

в  ÐºÐ¾Ð½Ñ†Ðµ Ð²Ð¾ÑÑŒÐ¼Ð¸Ð´ÐµÑÑÑ‚Ñ‹Ñ… Ð³Ð¾Ð´Ð¾Ð² XX ÑÑ‚олетия, ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ  Ð¾ÑÑ‚а­

лись не более 800 человек и в основном 50-70 летние.

Многие  Ð´ÑƒÑ…Ð¾Ð±Ð¾Ñ€Ñ†Ñ‹  Ð²  Ñ‚яжелые  Ð³Ð¾Ð´Ñ‹  Ð¿Ð¾ÑÐ»Ðµ  Ñ€Ð°ÑÐ¿Ð°Ð´Ð°  Ð¡Ð¾Â­

ветского Ð¡Ð¾ÑŽÐ·Ð° Ð¿ÐµÑ€ÐµÑÐµÐ»Ð¸Ð»Ð¸ÑÑŒ Ð² Ð¢ÑƒÐ»ÑŒÑÐºÑƒÑŽ Ð¸ Ð‘рянскую Ð¾Ð±Â­
ласти России. Страх и неуверенность в завтрашнем дне, без­
работица всколыхнули духоборцев и вынудили часть из них 
на  Ð¿ÐµÑ€ÐµÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ðµ.  ÐÐ¾,  Ðº  ÑÐ¾Ð¶Ð°Ð»ÐµÐ½Ð¸ÑŽ,  Ð½Ð°Ñ€ÑƒÑˆÐµÐ½Ð¸Ðµ  Ð´ÑƒÑ…овного 
единства привело к тому, что многие духоборцы растворя­

ются в общей массе.

Сегодня Ñ‚олько Ð² Ð“ореловке Ð´ÑƒÑ…оборцы Ð²ÑÐµ ÐµÑ‰Ðµ ÑÐ¾ÑÑ‚ав­

ляют Ð±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐ¸Ð½ÑÑ‚во  Ð½Ð°ÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ, Ð½Ð¾ Ð¸ Ð·Ð´ÐµÑÑŒ Ð² Ñ€ÑƒÑÑÐºÐ¾Ð¹ ÑˆÐºÐ¾Â­
ле,  ÐºÐ¾Ñ‚орая  ÑÐ²Ð»ÑÐµÑ‚ся  ÑÐ²Ð¸Ð´ÐµÑ‚ельством  Ð´ÐµÑÐ½Ð¸Ð¹  Ð¿Ð¸ÑÐ°Ñ‚еля 
Л.Н.Толстого Ð¸ Ð¿Ð¾ÑÑ‚роена Ð² 1903 Ð³Ð¾Ð´Ñƒ Ð½Ð° ÐµÐ³Ð¾ Ð¿Ð¾Ð¶ÐµÑ€Ñ‚вова­

ния, ÑƒÑ‡Ð°Ñ‚ся Ð»Ð¸ÑˆÑŒ 78 Ð´ÐµÑ‚ей. До ÑÐ¸Ñ… Ð¿Ð¾Ñ€ эта школа ÑÑ‚арани­

ями духоборцев в отличном состоянии. В октябре 2003 года 
школе  Ð±Ñ‹Ð»Ð¾  Ð¿Ñ€Ð¸ÑÐ²Ð¾ÐµÐ½Ð¾  Ð¸Ð¼Ñ  Ð›.Н.Толстого,  Ð°  Ñ‚роим  Ð¿ÐµÐ´Ð°Â­
гогам Ð¸ Ð´Ð¸Ñ€ÐµÐºÑ‚ору ÑˆÐºÐ¾Ð»Ñ‹ Ð±Ñ‹Ð»Ð¸ Ð²Ñ€ÑƒÑ‡ÐµÐ½Ñ‹ Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð¸Ñ‚ельствен­
ные награды.

С 1979 Ð¿Ð¾ 1989 год количество духоборцев в Ниноцмин- 

дском  Ñ€Ð°Ð¹Ð¾Ð½Ðµ  ÑƒÐ¼ÐµÐ½ÑŒÑˆÐ¸Ð»Ð¾ÑÑŒ  Ñ  5614  Ð´Ð¾  3830,  Ð°  Ð²  Ð”манис- 

ском - Ñ 2000 Ð´Ð¾ 691. Ð‘ольшинство Ð´ÑƒÑ…оборцев Ð¿ÐµÑ€ÐµÑÐµÐ»Ð¸Â­
лись Ð² Ð Ð¾ÑÑÐ¸ÑŽ Ð²Ð¾ Ð²Ñ€ÐµÐ¼ÐµÐ½Ð° Ð¿ÐµÑ€ÐµÑÑ‚ройки. Ðš ÐºÐ¾Ð½Ñ†Ñƒ XX Ð²ÐµÐºÐ° Ð² 
Грузии Ð¾ÑÑ‚ались Ð¿Ñ€Ð¸Ð±Ð»Ð¸Ð·Ð¸Ñ‚ельно 1400 Ð´ÑƒÑ…оборцев, Ð¸Ð· Ð½Ð¸Ñ… 

100 проживали в Дманиси.

ЧАСТЬ I: 

ИСТОРИЯ РУССКИХ В ГРУЗИИ

61


background image

ЧАСТЬ I: 

ИСТОРИЯ РУССКИХ В ГРУЗИИ

62


background image

Сегодня Ð² ÐÐ¸Ð½Ð¾Ñ†Ð¼Ð¸Ð½Ð´ÑÐºÐ¾Ð¼ Ñ€Ð°Ð¹Ð¾Ð½Ðµ Ð”жавахети Ð´ÑƒÑ…обор­

цы ÑƒÐ¶Ðµ Ð¶Ð¸Ð²ÑƒÑ‚ Ð»Ð¸ÑˆÑŒ Ð² Ð´Ð²ÑƒÑ… Ð´ÐµÑ€ÐµÐ²ÐµÐ½ÑŒÐºÐ°Ñ…, Ð“ореловка Ð¸ ÐžÑ€- 

ловка,  ÐºÐ¾Ñ‚орые  Ñ€Ð°ÑÐºÐ¸Ð½ÑƒÐ»Ð¸ÑÑŒ  Ð±Ð»Ð¸Ð·  Ñ‚рассы,  Ð²ÐµÐ´ÑƒÑ‰ÐµÐ¹  Ð²  ÑÐ¾Â­
седнюю  ÐÑ€Ð¼ÐµÐ½Ð¸ÑŽ.  Ð’  ÐžÑ€Ð»Ð¾Ð²ÐºÐµ  Ð¾ÑÑ‚алось  Ð²ÑÐµÐ³Ð¾  20  -  30  ÑÐµÂ­
мей Ð´ÑƒÑ…оборцев, Ð² Ð“ореловке Ð´Ð¾ 300 Ñ‡ÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÐº. Ð”ома ÑƒÐµÐ·Ð¶Ð°Â­
ющих Ð´ÑƒÑ…оборцев Ð² ÐžÑ€Ð»Ð¾Ð²ÐºÐµ ÑÐºÑƒÐ¿Ð°ÑŽÑ‚ Ð² Ð¾ÑÐ½Ð¾Ð²Ð½Ð¾Ð¼ Ð¶Ð¸Ñ‚ели 
соседнего ÑÐµÐ»Ð° ÐÑ€ÑÐ³Ð°Ð», Ð² Ð“ореловку Ð¿ÐµÑ€ÐµÑÐµÐ»Ð¸Ð»Ð¸ÑÑŒ Ð¶Ð¸Ñ‚ели 
периферийного села Фока.

Но и сегодня эти села в грузинской глубинке выделяются 

своей самобытностью, особенно зимой - светлые и аккурат­

ные Ð´Ð¾Ð¼Ð¸ÐºÐ¸ Ñ Ñ€ÐµÐ·Ð½Ñ‹Ð¼Ð¸ Ð´ÐµÑ€ÐµÐ²ÑÐ½Ð½Ñ‹Ð¼Ð¸ ÑÑ‚авнями Ð½Ð° Ð¾ÐºÐ½Ð°Ñ… Ð¸ 
расписными крылечками похожи на сказочные: чуть ли не в 
каждой ÐºÐ¾Ð¼Ð½Ð°Ñ‚е Ð²ÑÑ‚роена Ð½Ð°ÑÑ‚оящая Ñ€ÑƒÑÑÐºÐ°Ñ Ð¿ÐµÑ‡ÑŒ, Ð² ÐºÐ¾Ñ‚о­
рой искусные хозяюшки выпекают аппетитные караваи...

30 июня 2001 Ð³Ð¾Ð´Ð° в Гореловке отмечали 160-летие пересе­

ления Ð´ÑƒÑ…оборцев Ð² Ð“рузию. ÐÐ° Ð¿Ñ€Ð°Ð·Ð´Ð½Ð¸Ðº ÑÑŠÐµÑ…алось Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ 
гостей из России, Канады, со всех уголков Грузии. Централь­

ная улица Гореловки была похожа на цветник - это женщины 

оделись Ð² Ð½Ð°Ñ†Ð¸Ð¾Ð½Ð°Ð»ÑŒÐ½Ñ‹Ðµ ÐºÐ¾ÑÑ‚юмы: ÑÑ€ÐºÐ¸Ðµ Ñ†Ð²ÐµÑ‚ные Ð±Ð»ÑƒÐ·ÐºÐ¸, 
широкие в оборках юбки с большими кружевными передни­
ками, косыночки, расшитые мелкими цветочками. Звучала 
гармонь, исполнялись старинные русские песни, пляски.

В  ÑÑ‚от Ð´ÐµÐ½ÑŒ Ð·Ð°Ð¼ÐµÑ‡Ð°Ñ‚ельному ÐºÑ€Ð°ÑŽ, Ð³Ð´Ðµ  Ð¶Ð¸Ð²ÑƒÑ‚ Ñ‚рудолю­

бивые, Ð¿Ñ€Ð¸Ð²ÐµÑ‚ливые, Ð´Ð¾Ð±Ñ€Ñ‹Ðµ Ð»ÑŽÐ´Ð¸ Ñ Ñ‡ÐµÑÑ‚ными, Ð¼ÑƒÐ´Ñ€Ñ‹Ð¼Ð¸ 

глазами,  Ð¿Ñ€Ð¾Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´ÑƒÑŽÑ‰Ð¸Ð¼Ð¸  Ð²ÐµÑ‡Ð½Ñ‹Ðµ  Ñ†ÐµÐ½Ð½Ð¾ÑÑ‚и 

«не  ÑƒÐ±Ð¸Ð¹!», 

«не  Ð¾Ð±Ð¸Ð´ÑŒ!»,  Â«Ð½Ð°ÐºÐ¾Ñ€Ð¼Ð¸!»,  Â«Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð³Ð¸!»,  Ð¿Ð¾  ÑƒÐºÐ°Ð·Ñƒ  Ð¿Ñ€ÐµÐ·Ð¸Ð´ÐµÐ½Ñ‚а 

Грузии Ð±Ñ‹Ð» Ð´Ð°Ð½ ÑÑ‚атус Ð¼ÑƒÐ·ÐµÑ - Ð·Ð°Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´Ð½Ð¸ÐºÐ° Ñ€ÑƒÑÑÐºÐ¾Ð¹ Ð´ÑƒÑ…о­
борческой культуры, зодчества и быта, центра святынь ду­

хоборцев. .. ÐŸÐ¾Ð¶Ð¸Ð»Ñ‹Ðµ Ð´ÑƒÑ…оборцы Ð²ÑÐµ, ÐºÐ°Ðº Ð¾Ð´Ð¸Ð½, Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ñ€ÑÑ‚ Ð¾ 
том, Ñ‡Ñ‚о ÑÐ²ÑÑ‚ыни Ð´ÑƒÑ…оборчества Ð²ÑÐµÐ³Ð¾ Ð¼Ð¸Ñ€Ð°, Ð½Ð°Ñ…одящиеся 
в  Ð“Ð¾Ñ€ÐµÐ»Ð¾Ð²ÐºÐµ,  Ð½ÑƒÐ¶Ð´Ð°ÑŽÑ‚ся  Ð²  ÑƒÑ…оде,  Ð¿Ð¾Ñ‡Ð¸Ñ‚ании,  Ð¸  Ð¿Ð¾ÑÑ‚ому 
как  Ð±Ñ‹  Ð¸Ð¼  Ð½Ð¸  Ð±Ñ‹Ð»Ð¾  Ñ‚рудно,  Ð¾Ð½Ð¸  Ð½Ðµ  Ð¿Ð¾ÐºÐ¸Ð½ÑƒÑ‚  ÑÑ‚у  ÑÐ²ÑÑ‰ÐµÐ½Â­
ную Ð·ÐµÐ¼Ð»ÑŽ. Ð¡ Ð±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐ¾Ð¹ Ð±Ð¾Ð»ÑŒÑŽ Ð¾Ð½Ð¸ ÑÐµÑ‚уют Ð½Ð° Ñ‚о, Ñ‡Ñ‚о ÐºÐ¾Ð¼Â­
пактно Ð¿Ñ€Ð¾Ð¶Ð¸Ð²Ð°ÑŽÑ‰Ð°Ñ Ð¾Ð±Ñ‰Ð¸Ð½Ð° Ñ€Ð°ÑÑÐµÐ»ÑÐµÑ‚ся Ð´Ð¸ÑÐ¿ÐµÑ€ÑÐ½Ð¾, Ñ‚е­

ЧАСТЬ I: 

ИСТОРИЯ РУССКИХ В ГРУЗИИ

63