ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.09.2019

Просмотров: 6443

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

ряются самобытность, дух, быт духоборчества.

Сегодня на моления в «Сиротский дом» в Гореловке при­

ходят Ð½Ðµ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ 20-30 Ñ‡ÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÐº. ÐÐ¾ ÑÑ‚араниями Ð¢Ð°Ñ‚ьяны ÐžÑ- 

лоповой  Ð¸  Ð•Ð»ÐµÐ½Ñ‹  Ð›Ð°Ñ€Ð¸Ð½Ð¾Ð¹  ÑÐ¾Ñ…раняются  Ñ‚радиции  Ð´ÑƒÑ…о­
борцев и ведение молений.

Уменьшение  Ñ‡Ð¸ÑÐ»Ð°  Ð²ÐµÑ€ÑƒÑŽÑ‰Ð¸Ñ…  Ð²  Ð´ÑƒÑ…оборческой  Ð¾Ð±Ñ‰Ð¸Ð½Ðµ 

началось  Ð´Ð°Ð²Ð½Ð¾  Ð¸  ÑˆÐ»Ð¾  Ð²  Ð½Ð°Ñ€Ð°ÑÑ‚ающем  Ñ‚емпе.  Ð”ля  Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ñ… 

общин  ÑÑ‚Ð¾Ñ‚  Ð¿Ñ€Ð¾Ñ†ÐµÑÑ  Ð·Ð°ÐºÐ°Ð½Ñ‡Ð¸Ð²Ð°Ð»ÑÑ  ÑÐ°Ð¼Ð¾Ð»Ð¸ÐºÐ²Ð¸Ð´Ð°Ñ†Ð¸ÐµÐ¹.  Ð­Ñ‚от 

же процесс шел и среди духоборцев.

Начало 90-х Ð³Ð¾Ð´Ð¾Ð² Ð¾Ð·Ð½Ð°Ð¼ÐµÐ½Ð¾Ð²Ð°Ð»Ð¾ÑÑŒ Ð¼Ð°ÑÑÐ¾Ð²Ñ‹Ð¼Ð¸ Ð¿ÐµÑ€ÐµÑÐµÐ»ÐµÂ­

ниями духоборцев на историческую родину, в Россию. Вме­

сте с тем лидеры духоборцев понимали, что рассеивание пе­
реселенцев по стране ÑÑ€ÐµÐ´Ð¸ русского населения приведет Ðº 

их  Ð±Ñ‹ÑÑ‚рой  Ð°ÑÑÐ¸Ð¼Ð¸Ð»ÑÑ†Ð¸Ð¸,  ÑƒÑ‚рате  Ð½Ð°ÑÐ»ÐµÐ´Ð¸Ñ  Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÐºÐ¾Ð²  Ð¸  ÐµÑ‰Ðµ 

большему ослаблению конфессии в целом, так как наиболее 
крепкие общины были как раз в Закавказье. Массовое пере­
селение Ð´ÑƒÑ…оборцев Ð¸Ð· Ð—акавказья Ð² Ð Ð¾ÑÑÐ¸ÑŽ ÑƒÑÐºÐ¾Ñ€Ð¸Ð»Ð¾ Ð¿Ñ€Ð¾Â­
цесс институализации этой секты, создание местных и цен­
тральных руководящих органов, которые должны были пред­
ставлять их интересы на всех государственных уровнях.

Также Ð² Ð“рузии Ð½Ð°Ñ…одится духоборческая Ð¾Ð±Ñ‰Ð¸Ð½Ð° в Ð”ма- 

нисском  Ñ€Ð°Ð¹Ð¾Ð½Ðµ.  ÐŸÑ€Ð°Ð²Ð´Ð°,  Ð´ÑƒÑ…оборцев  Ñ‚ам  Ð½Ðµ  Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ  50-70 
человек, Ð¶Ð¸Ð²ÑƒÑ‚ Ð¾Ð½Ð¸, Ð² Ð¾ÑÐ½Ð¾Ð²Ð½Ð¾Ð¼, Ð² ÑÐ°Ð¼Ð¾Ð¼ Ð”маниси Ð¸ Ð² ÑÐµÐ»Ðµ 
Ваке,  Ð½Ð¾  Ð¾Ð±Ñ‰Ð¸Ð½Ð°  ÑÐ¾Ñ…ранила  ÑÐ²Ð¾Ð¸ Ñ‚радиции,  Ð¾Ð±Ñ€ÑÐ´Ñ‹  Ð¸ Ð¼Ð¾Â­
лельный дом. При общине есть духоборческий хор.

За  Ð¿Ð¾Ñ‡Ñ‚Ð¸  300-летнюю  Ð¸ÑÑ‚орию  Ð´ÑƒÑ…оборцев  4  Ñ€Ð°Ð·Ð°  Ð¿ÐµÑ€ÐµÂ­

селяли  Ð¸Ð·  Ñ€Ð°Ð·Ð½Ñ‹Ñ…  ÑÑ‚ран.  ÐŸÐ¾ÑÐ»ÐµÐ´Ð½Ð¸Ð¹  Ñ€Ð°Ð·  Ð¸Ð¼  Ð¿Ñ€Ð¸ÑˆÐ»Ð¾ÑÑŒ  Ð¿ÐµÂ­

ребраться из Грузии в Россию.

Так Ñ…очется, Ñ‡Ñ‚обы Ñƒ Ð´ÑƒÑ…оборцев Ð²ÑÐµ ÑƒÑÑ‚роилось. Ð¡ÐºÐ¾Ð»ÑŒÂ­

ко же им еще скитаться?

Псалом из «Животной книги»
Во Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð³Ð¾Ð½ÐµÐ½Ð¸Ð¹ Ð² 1898 Ð³Ð¾Ð´Ñƒ ÐŸ. Ð’еригиным Ð±Ñ‹Ð» Ð½Ð°Ð¿Ð¸Â­

сан  Ð¿ÑÐ°Ð»Ð¾Ð¼,  ÐºÐ¾Ñ‚орый  Ð½Ð°Ð·Ñ‹Ð²Ð°ÑŽÑ‚ 

<*Декларацией  Ð±Ñ€Ð°Ñ‚ÑÐºÐ¾Ð¹ 

жизни». Ð’от он полностью:

ЧАСТЬ I: 

ИСТОРИЯ РУССКИХ В ГРУЗИИ

64


background image

1. Ð§Ð»ÐµÐ½Ñ‹ общины уважают и любят Бога, как начало все­

му существующему.

2.  Ð£Ð²Ð°Ð¶Ð°ÑŽÑ‚  Ð´Ð¾ÑÑ‚оинство  Ð¸  Ñ‡ÐµÑÑ‚ÑŒ  Ñ‡ÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÐºÐ°  ÐºÐ°Ðº  Ð²  ÑÐ°Ð¼Ð¾Ð¼ 

себе, равно и в себе подобных.

3.  Ð§Ð»ÐµÐ½Ñ‹  Ð¾Ð±Ñ‰Ð¸Ð½Ñ‹  ÑÐ¼Ð¾Ñ‚рят  Ð½Ð°  Ð²ÑÐµ  ÑÑƒÑ‰ÐµÑÑ‚вующее  Ñ  Ð»ÑŽÂ­

бовью и восхищением. В этом направлении стараются вос­

питывать детей.

4. ÐŸÐ¾Ð´ словом Бог члены общества разумеют силу любви, 

силу жизни, которая дала начало всему существующему.

5. ÐœÐ¸Ñ€ ÑÐ¾ÑÑ‚оит Ð¸Ð· Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ, Ð²ÑÐµ ÑÑ‚ремятся Ðº ÑÐ¾Ð²ÐµÑ€ÑˆÐµÐ½Â­

ству Ð¸ Ñ‡ÐµÑ€ÐµÐ· ÑÑ‚от Ð¿Ñ€Ð¾Ñ†ÐµÑÑ ÑÑ‚араются ÑÐ¾ÐµÐ´Ð¸Ð½Ð¸Ñ‚ься ÑÐ¾ ÑÐ²Ð¾Ð¸Ð¼ 
началом, как бы возвратить созревший плод семени.

6. Ð’о Ð²ÑÐµÐ¼ ÑÑƒÑ‰ÐµÑÑ‚вующем Ð½Ð°ÑˆÐµÐ³Ð¾ Ð¼Ð¸Ñ€Ð° Ð¼Ñ‹ Ð²Ð¸Ð´Ð¸Ð¼ Ð¿ÐµÑ€ÐµÂ­

ходные  ÑÑ‚ÑƒÐ¿ÐµÐ½Ð¸  Ðº  ÑÐ¾Ð²ÐµÑ€ÑˆÐµÐ½ÑÑ‚ву,  ÐºÐ°Ðº  Ð½Ð°Ð¿Ñ€Ð¸Ð¼ÐµÑ€,  Ð½Ð°Ñ‡Ð¸Ð½Ð°Â­
ется Ñ ÐºÐ°Ð¼Ð½Ñ, Ð¿ÐµÑ€ÐµÑ…одит Ðº Ñ€Ð°ÑÑ‚ениям, Ð¿Ð¾Ñ‚ом Ð¶Ð¸Ð²Ð¾Ñ‚ным, Ð¸Ð· 
которых самым крайним можно считать человека, в смысле 

жизни мыслящего создания.

7. Ð£Ð½Ð¸Ñ‡Ñ‚ожать, Ñ€Ð°Ð·Ñ€ÑƒÑˆÐ°Ñ‚ÑŒ Ñ‡Ñ‚о Ð±Ñ‹ Ñ‚о Ð½Ð¸ Ð±Ñ‹Ð»Ð¾ Ñ‡Ð»ÐµÐ½Ñ‹ Ð¾Ð±Â­

щины  ÑÑ‡Ð¸Ñ‚ают  Ð¿Ñ€ÐµÐ´Ð¾ÑÑƒÐ´Ð¸Ñ‚ельным.  Ð’  ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð¼  Ð¾Ñ‚дельном 
предмете ÐµÑÑ‚ÑŒ Ð¶Ð¸Ð·Ð½ÑŒ, Ð°, ÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ñ‚ельно, Ð¸ Ð‘ог, Ð² Ð¾ÑÐ¾Ð±ÐµÐ½Ð½Ð¾Â­
сти же в человеке. Лишить жизни человека ни в каком слу­

чае не позволительно.

8.  Ð§Ð»ÐµÐ½Ñ‹  Ð¾Ð±Ñ‰Ð¸Ð½Ñ‹  Ð²  ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¼  ÑƒÐ±ÐµÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ð¸  Ð´Ð¾Ð¿ÑƒÑÐºÐ°ÑŽÑ‚  Ð¿Ð¾Ð»Â­

нейшую свободу всему существующему, в том Ñ‡Ð¸ÑÐ»Ðµ и ÑÑƒÂ­
ществованию  Ñ‡ÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÐºÐ°.  Ð’сякая  Ð¾Ñ€Ð³Ð°Ð½Ð¸Ð·Ð°Ñ†Ð¸Ñ,  ÑƒÑÑ‚ановлен­

ная насилием, считается незаконной.

9.  Ð“лавная  Ð¾ÑÐ½Ð¾Ð²Ð°  ÑÑƒÑ‰ÐµÑÑ‚вования  Ñ‡ÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÐºÐ°  -  ÑÐ½ÐµÑ€Ð³Ð¸Ñ 

мысли,  Ñ€Ð°Ð·ÑƒÐ¼. ÐŸÐ¸Ñ‰ÐµÐ¹  Ð²ÐµÑ‰ÐµÑÑ‚венной ÑÐ»ÑƒÐ¶Ð°Ñ‚  Ð²Ð¾Ð·Ð´ÑƒÑ…, Ð²Ð¾Ð´Ð°, 

фрукты и овощи.

10. Ð”опускается Ð¾Ð±Ñ‰Ð¸Ð½Ð½Ð°Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½ÑŒ Ð² Ñ‡ÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÐºÐµ, Ð´ÐµÑ€Ð¶Ð°Ñ‰Ð°Â­

яся на законе нравственной силы, правилом которого слу­
жит:  Ñ‡ÐµÐ³Ð¾  ÑÐµÐ±Ðµ  Ð½Ðµ  Ñ…очу,  Ñ‚ого  Ð½Ðµ  Ð´Ð¾Ð»Ð¶ÐµÐ½  Ð¶ÐµÐ»Ð°Ñ‚ÑŒ  Ð´Ñ€ÑƒÐ³Ð¾Ð¼Ñƒ. 

Богу нашему слава.

Сами духоборцы считали этот псалом важнее других.

ЧАСТЬ I: 

ИСТОРИЯ РУССКИХ В ГРУЗИИ

65


background image

ЧАСТЬ 1: 

ИСТОРИЯ РУССКИХ В ГРУЗИИ

МОЛОКАНЕ В ГР9ВИИ

В 1830-х годах, по декрету Николая I, для заселения мо­

локанами и духобоцами открываются закавказские провин­
ции.  ÐžÐ´Ð½Ð¾Ð²Ñ€ÐµÐ¼ÐµÐ½Ð½Ð¾  Ñ  ÑÑ‚им  ÑÑ€ÐµÐ´Ð¸  Ð¼Ð¾Ð»Ð¾ÐºÐ°Ð½  Ð¿Ñ€Ð¾Ð¸ÑÑ…одит
 

всплеск религиозного энтузиазма, связанный с распрост­
ранившимися между ними пророчествами о начале тыся­
челетнего царства Христа в районе горы Арарат в 1836 г.

В 1833 Ð³Ð¾Ð´Ñƒ Ð´Ð»Ð¸Ð½Ð½Ñ‹Ð¹ Ð²Ð°Ð³Ð¾Ð½ Ð¿Ð¾ÐµÐ·Ð´Ð°, Ð½Ð° ÐºÐ¾Ñ‚ором ÐµÑ…али 

российские Ð¼Ð¾Ð»Ð¾ÐºÐ°Ð½Ðµ, ÑÑ‚ремившиеся Ð²ÑÑ‚ретить Ð² Ð“рузии 
своего Ð±Ð¾Ð³Ð°, Ð´Ð²Ð¸Ð½ÑƒÐ»ÑÑ Ð¸Ð· Ð Ð¾ÑÑÐ¸Ð¸ Ð² Ð“рузию. ÐžÐ½Ð¸ ÐµÑ…али Ð½Ð° 

новую Ð·ÐµÐ¼Ð»ÑŽ с Ð²Ð¾ÑÑ‚оргом и весельем, Ð¿ÐµÐ»Ð¸ псалмы и ду­

ховные песни. Так началось массовое переселение моло­
кан в самые отдаленные долины и ущелья Грузии. Их пер­
вая большая часть поселилась в Восточной Грузии, а имен­
но в районах Сигнахи и Сагареджо, где в деревнях Крас­
ногорск Ð¸ Ð£Ð»ÑŒÑÐ½Ð¾Ð²ÐºÐ° Ð¼Ð¾Ð»Ð¾ÐºÐ°Ð½Ðµ Ð½Ð°ÑÑ‡Ð¸Ñ‚ывали 1365 Ñ‡ÐµÐ»Ð¾Â­
век. Они также проживали и в Тбилиси. К 1902 году чис­
ло молокан в Грузии достигло 5 тысяч человек.

По  Ð²Ð¾ÑÐ¿Ð¾Ð¼Ð¸Ð½Ð°Ð½Ð¸ÑÐ¼  Ð¼Ð¾Ð»Ð¾ÐºÐ°Ð½ÐºÐ¸  Ð•Ð²Ð´Ð¾ÐºÐ¸Ð¸  ÐÐ»ÐµÐºÑÐµÐµÐ²Ð½Ñ‹ 

Инюкиной (1932 - 2007) Ð¸Ð· ÑÐµÐ»Ð° Ð£Ð»ÑŒÑÐ½Ð¾Ð²ÐºÐ° (ранее ÐÐ¾Ð²Ð¾- 

Александровка) Сигнахского района Грузии, ее предки из 
Саратовской Ð³ÑƒÐ±ÐµÑ€Ð½Ð¸Ð¸ Ð±Ñ‹Ð»Ð¸ Ð¿Ð¾ÑÑ‚авлены Ð² ÑƒÑÐ»Ð¾Ð²Ð¸Ñ: Ð»Ð¸Ð±Ð¾ 
менять Ð²ÐµÑ€Ñƒ, Ð»Ð¸Ð±Ð¾ ÑƒÐ±Ð¸Ñ€Ð°Ñ‚ься. Ð¡Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð»Ð¸ Ð¿Ð¾ ÐºÑ€ÑƒÐ³Ñƒ Ð¿Ð¾Ð»Ð½ÑƒÑŽ 
шапку золота и перебрались в Грузию. На собранное золо­
то купили участок каменистой земли у местного грузинс­
кого князя и стали жить в Кахети. Переезжали всем селом.
 

Назвать переезд добровольным нельзя. Им ставили усло­
вия. Конечно, это принудительный исход молокан в Гру­

зию.

Старейшина 

Терентий  ÐœÐ°Ñ€ÐºÑƒÑˆÐ¸Ð½  Ð²ÑÐ¿Ð¾Ð¼Ð¸Ð½Ð°Ð»,  ÐºÐ°Ðº  ÐµÐ³Ð¾ 

предки 

были изгнаны из Саратовской губернии, местечко 

Бадашово, 

с Ð¿Ñ€Ð¸ÐºÐ°Ð·Ð¾Ð¼ 

двигаться Ð½Ð° Â«Ð¿Ð¾Ð³Ð¸Ð±ÐµÐ»ÑŒÐ½Ñ‹Ð¹ 

Кавказ»

66


background image

в распоряжение наместника царя на Кавказе. Наместник 
же послал балашовцев на жительство в Сигнахский уезд. 
Было ÑÑ‚о, Ð¿Ð¾ Ð²ÑÐµÐ¹ Ð²ÐµÑ€Ð¾ÑÑ‚ности, Ð² 1852 Ð³Ð¾Ð´Ñƒ. Ð”остоверно 

известно, что, когда обоз с изгнанниками тащился от бе­

регов Волги за Кавказский хребет, у одной бабоньки в до­
роге  Ñ€Ð¾Ð´Ð¸Ð»ÑÑ  Ð¼Ð°Ð»ÑŒÑ‡Ð¸Ðº,  ÐºÐ¾Ñ‚орого  Ð¸  Ð½Ð°Ð·Ð²Ð°Ð»Ð¸  Ð”орожным,
 
Доронькой, Дорофеем, стало быть. Умер он в Ульяновке, 
в Ð³Ð»ÑƒÐ±Ð¾ÐºÐ¾Ð¹ ÑÑ‚арости, Ð¸ Ð¿Ð¾ Ð½Ð°Ð´Ð¿Ð¸ÑÐ¸ Ð½Ð° Ð¼Ð¾Ð³Ð¸Ð»ÑŒÐ½Ð¾Ð¼ ÐºÐ°Ð¼Ð½Ðµ 

вычислена дата переселения.

Приехали сюда первые поселенцы на больших фурго­

нах, в ÐºÐ¾Ñ‚орых кочевали цыгане. 61 фургон остановился 
на повороте дороги в село Мелаани. Здесь им было пред­
писано Ð¿Ð¾ÑÐµÐ»Ð¸Ñ‚ься.  ÐÐ¾  Ð¼ÐµÑÑ‚о Ð´Ð»Ñ  Ð¶Ð¸Ð»ÑŒÑ  Ð¾Ñ‡ÐµÐ½ÑŒ  Ð¿Ð»Ð¾Ñ…ое:
 
воды нет, люди далеко. Тут же разнесся слух по деревням 
о том, что появились какие-то русские. Местный староста 
пошел Ð½Ð° Ð½Ð¸Ñ… Ð¿Ð¾ÑÐ¼Ð¾Ñ‚реть. Ð’озвращается Ð¸ Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ñ€Ð¸Ñ‚, Ñ‡Ñ‚о 
приезжие даже коней не распрягают, не хотят там селить­
ся. Ð Ð»ÑŽÐ´Ð¸ Ð¿Ð¾ Ð²ÑÐµÐ¼Ñƒ, ÐºÐ°Ð¶ÐµÑ‚ся, Ð½ÐµÐ¿Ð»Ð¾Ñ…ие. ÐŸÑ€Ð°Ð²Ð´Ð°, Ð² Ñ†ÐµÑ€Â­
ковь Ð½Ðµ Ñ…одят, Ð½Ð¾ Ð¼Ñ‹ ÐµÐµ Ñ‚оже Ð½Ðµ Ð¾Ñ‡ÐµÐ½ÑŒ-то Ð¶Ð°Ð»ÑƒÐµÐ¼. Ð—ато
 
среди них есть знатоки кузнечного дела и вообще масте­
ра. Ð Ñ‡Ñ‚о, Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ñ€Ð¸Ñ‚ ÑÑ‚ароста, ÐµÑÐ»Ð¸ Ð¿Ñ€Ð¸Ð³Ð»Ð°ÑÐ¸Ñ‚ÑŒ Ð¸Ñ… Ðº ÑÐµÐ±Ðµ Ð²
 

Магаро? Места всем хватит, земли много. Общество согла­

силось, и изгнанники подселились к Магаро. Вот почему 
так плотно мы живем: вслед за Магаро сразу, без передыш­
ки,  Ð½Ð°Ñ‡Ð¸Ð½Ð°ÐµÑ‚ся  Ð£Ð»ÑŒÑÐ½Ð¾Ð²ÐºÐ°,  Ð°  Ð·Ð°  Ð£Ð»ÑŒÑÐ½Ð¾Ð²ÐºÐ¾Ð¹  -  ÐÐ¸Ð¶Ð½ÐµÐµ
 

Магаро, более позднего заселения.

Сначала молокане жили здесь в сырых землянках, и от 

этого многие из них болели малярией и умирали, а затем 
стали жить уже в домах, построенных ими из самана, кир­
пича и дерева и покрытых частью соломой, частью желе­
зом и черепицей.

Но при всех трудных природных условиях положение 

молокан не было таким тяжелым, как духоборцев - моло­
кан селили не так высоко в горах, и они наряду с земледе-

ЧАСТЫ: ИСТОРИЯ РУССКИХ В ГРУЗИИ

87


background image

ЧАСТЬ 

I: ИСТОРИЯ РУССКИХ В ГРУЗИИ

68