ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.09.2019
Просмотров: 11620
Скачиваний: 2
106
ÐолевÑе
ÑоÑки
даннÑе, ÑÑали ÑÑвеÑждаÑÑ: в пеÑиод ÑепÑеÑÑий ÑниÑÑожение
азеÑбайджанÑев и аÑмÑн в ÐÑÑзии Ñакже оÑÑÑеÑÑвлÑлоÑÑ Ð¿Ð¾ ÑÑни-
ÑеÑÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð¿ÑизнакÑ. ÐÑли вÑпомниÑÑ, ÑÑо авÑоÑÑ ÑÑÑÑ Ð²ÑÑе ÑвеÑÑ-
ли â ÑепÑеÑÑии пÑедÑÑавиÑелей живÑÑиÑ
в ÐÑÑзии диаÑÐ¿Ð¾Ñ (нем-
Ñев, гÑеков, ÑÑÑок, иÑанÑев) Ñакже пÑоводилиÑÑ Ð¿Ð¾ ÑÑниÑеÑкомÑ
пÑизнакÑ, ÑÑÐ°Ð½ÐµÑ ÑовеÑÑенно оÑевидной ÑÐµÐ»Ñ ÑабоÑÑ: Ð. Юнге,
Ð. ÐÑллеÑ, Ð. ФойеÑÑÑайн и Ð. ÐжÑÑ
а Ñ
оÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ÑвеÑдиÑÑ ÑаÑ-
пÑоÑÑÑаненное еÑÑ Ð² поÑледние Ð³Ð¾Ð´Ñ ÑÑÑеÑÑÐ²Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¡Ð¾Ð²ÐµÑÑкого
СоÑза мнение, ÑÑо ÐÑÑÐ·Ð¸Ñ Ð±Ñла «маленÑкой импеÑией зла», ко-
ÑоÑÐ°Ñ Ñак же ÑгнеÑала дÑÑгие наÑодÑ, как и «болÑÑÐ°Ñ Ð¸Ð¼Ð¿ÐµÑиÑ
зла» â СовеÑÑкий СоÑз â неÑÑÑÑкие наÑии. ÐбÑÑвление гÑÑзин-
Ñкого наÑода ÑгнеÑаÑелем негÑÑзинÑкого наÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² ÑÐ²Ð¾Ñ Ð²ÑемÑ
бÑло полиÑиÑеÑким заказом и ÑпоÑобÑÑвовало ÑепаÑаÑиÑÑÑкомÑ
Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² ÐÑÑзии.
ÐвÑоÑÑ:
ÐÑ
показÑваем
взаимооÑноÑение
ÑоÑиалÑного
,
по
-
лиÑиÑеÑкого
,
ÑеÑÑиÑоÑиалÑного
и
ÑÑниÑеÑкого
пÑеÑледованиÑ
.
Ðб
«
ÑниÑÑожении
»
аÑмÑн
и
азеÑбайджанÑев
в
ÑекÑÑе
ниÑего
не
Ñказано
,
ÑеÑÑ
идÑÑ
о
«
пÑеÑледовании
».
СледÑеÑ
конÑÑаÑиÑоваÑÑ
,
ÑÑо
пÑеÑледование
азеÑбайджанÑев
,
неÑмоÑÑÑ
на
Ñо
,
ÑÑо
они
имели
низкий
ÑоÑиалÑнÑй
ÑÑаÑÑÑ
и
занимали
ÑеÑÑиÑоÑиÑ
Ñ
не
-
знаÑиÑелÑнÑм
конÑликÑнÑм
поÑенÑиалом
,
бÑло
иÑклÑÑиÑелÑно
маÑÑÑабнÑм
â
Ñаким
же
,
как
и
в
ÑлÑÑае
Ð°Ð±Ñ Ð°Ð·Ð¾Ð²
.
ÐÑÑппа Ð . ÐеÑÑевели:
ÐвÑоÑÑ ÑÑÑда пеÑÐµÑ Ð¾Ð´ÑÑ Ð²Ñе гÑаниÑÑ,
когда ÑÑвеÑждаÑÑ, ÑÑо ÑелÑÑ Ð¿ÑоведÑннÑÑ
в 1937â1938 гг. Ñе-
пÑеÑÑий в ÐÑÑзии бÑло ÑизиÑеÑкое ÑниÑÑожение негÑÑзинÑкого
наÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ (абÑ
азÑев, оÑеÑин, аÑмÑн, азеÑбайджанÑев, гÑеков, нем-
Ñев, ÑÑÑок, иÑанÑев и Ñ. д.), ÑоÑмиÑование «наÑии ÑÑалинÑкого
Ñипа» (гÑÑзинÑкой наÑии). ÐвÑоÑÑ Ð¸ в ÑÑÐ¾Ñ Ñаз «забÑваÑÑ», ÑÑо
жеÑÑвами ÑепÑеÑÑий 1937â1938 гг. ÑÑали оÑÐµÐ½Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ðµ гÑÑзинÑ:
кÑеÑÑÑÑне, ÑабоÑие и инÑеллигенÑÑ. Ðз ÑаÑÑÑждений авÑоÑов не-
понÑÑно, заÑем бÑла пÑолиÑа кÑÐ¾Ð²Ñ Ð³ÑÑзин, Ñазве ÑÑа кÑÐ¾Ð²Ñ Ð±Ñла
необÑ
одима Ð´Ð»Ñ ÑоÑмиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Â«Ð½Ð°Ñии ÑÑалинÑкого Ñипа»?
ÐвÑоÑÑ:
Ð
ÑÑо
пÑипиÑÑваемое
авÑоÑам
ÑÑвеÑждение
о
«
Ñи
-
зиÑеÑком
ÑниÑÑожении
негÑÑзинÑкого
наÑелениÑ
»
как
Ñели
ÐолÑ
-
Ñого
ÑеÑÑоÑа
оÑÑÑÑÑÑвÑеÑ
в
наÑем
ÑекÑÑе
.
ÐÑÑппа Ð . ÐеÑÑевели:
РпÑедÑÑавленной ÑеÑензии Ð¼Ñ Ð´ÐµÑалÑ-
но не пÑоанализиÑÑем дÑÑгие неаÑгÑменÑиÑованнÑе идеологемÑ
Ð. Юнге, Ð. ÐÑллеÑа, Ð. ФойеÑÑÑайна и Ð. ÐжÑÑ
а, Ñем более
ÑÑо иÑ
ÑÑÑд не ÑвлÑеÑÑÑ Ð½Ð°ÑÑной ÑÑаÑÑей; неÑколÑко глÑбже коÑ-
немÑÑ ÑолÑко ÑÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð¾Ð¿ÑÑки ÑзÑково-ÑÑниÑеÑкого ÑаÑÑленениÑ
гÑÑзин.
ÐолевÑе
ÑоÑки
107
ФалÑÑиÑикаÑÐ¸Ñ ÑзÑково-ÑÑниÑеÑкой иÑÑоÑии гÑÑзинÑкого на-
Ñода акÑивно и ÑиÑÑемно ведеÑÑÑ Ñ 40-Ñ
годов XIX века до наÑиÑ
дней. ÐаÑÑÑив оÑоÑмленнÑе Ñ Ð³ÑÑзинÑкими ÑаÑÑÑво-кнÑжеÑÑва-
ми договоÑÑ Ð¸ пÑименив военнÑÑ ÑÐ¸Ð»Ñ Ð² 1801â1839 гг., РоÑÑий-
ÑÐºÐ°Ñ Ð¸Ð¼Ð¿ÐµÑÐ¸Ñ Ð¾ÑÑÑеÑÑвила аннекÑÐ¸Ñ ÐÑÑзии («вÑаг, пÑиÑедÑий
в виде дÑÑга»). С 1840 г., поÑле Ð²Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ð½ÑÑиÑÑÑа намеÑÑника
ÑаÑÑ, импеÑÐ¸Ñ ÑÑÑановила в ÐÑÑзии гÑажданÑкое пÑавление и, Ñ
ÑелÑÑ ÑаÑÑÐ»ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑзÑково-ÑÑниÑеÑкого единÑÑва гÑÑзинÑкой
наÑии («ÑазделÑй и влаÑÑвÑй»), обÑÑвила ÑаÑÑÑ Ð³ÑÑзин дÑÑгими
наÑиÑми, огÑаниÑила аÑеал ÑÑнкÑиониÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð³ÑÑзинÑкого ÑзÑ-
ка, пÑÑалаÑÑ ÑдалиÑÑ Ð³ÑÑзинÑкий ÑзÑк из гÑÑзинÑкой пÑавоÑлав-
ной ÑеÑкви. Ð ÑÑом напÑавлении оÑобенно акÑивнÑм бÑл Ñинов-
ник РоÑÑийÑкой импеÑии ÐиÑилл ЯновÑкий
44
.
РпÑоÑÐ¸Ð²Ð¾Ð²ÐµÑ Ð¸Ð¼Ð¿ÐµÑÑкой полиÑике Ñ 60-Ñ Ð³Ð¾Ð´Ð¾Ð² XIX века по-
коление ÐлÑи ЧавÑавадзе наÑало акÑивнÑÑ Ð±Ð¾ÑÑÐ±Ñ Ð´Ð»Ñ Ð·Ð°ÑиÑÑ
жизненнÑÑ
инÑеÑеÑов гÑÑзинÑкой наÑии; оÑобÑÑ Ð·Ð½Ð°ÑимоÑÑÑ
пÑиобÑел вопÑÐ¾Ñ Ñимвола наÑионалÑной кÑлÑÑÑÑÑ Ð¸ единÑÑва â
гÑÑзинÑкого ÑзÑка: гÑÑзинÑкий ÑзÑк импеÑÐ¸Ñ Ð¸Ð·Ð³Ð¾Ð½Ñла из вÑеÑ
ÑÑÐµÑ ÑеловеÑеÑкого ÑвоÑÑеÑÑва â ÑеÑковного богоÑлÑжениÑ, Ñ
Ñ-
дожеÑÑвенной лиÑеÑаÑÑÑÑ, наÑки, Ñкол вÑеÑ
ÑÑовней; именно в
ÑÑÐ¾Ñ Ð¿ÐµÑиод наÑалÑÑ Ð¿ÐµÑевод СвÑÑенного ÐиÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð° мегÑелÑ-
Ñкий и ÑванÑкий ÑзÑки. ÐÑÑзинÑÐºÐ°Ñ Ð½Ð°ÑÐ¸Ñ Ð² лиÑе ÑвоиÑ
доÑÑой-
нÑÑ
ÑÑновей ÑопÑоÑивлÑлаÑÑ Ð¶ÐµÐ»Ð°ÑÑим ÑнизиÑÑ Ð³ÑÑзинÑкий
ÑзÑк и кÑлÑÑÑÑÑ.
Ðа ÑÑбеже XIXâXX веков ÑÑо пÑоÑивоÑÑоÑние олиÑеÑвоÑÑли
два извеÑÑнÑÑ
дÑÑ
овнÑÑ
деÑÑелÑ: ÐмвÑоÑий Ð¥ÐµÐ»Ð°Ñ Ð¸ Ðоанн ÐоÑ-
ÑоÑгов; в ÑаÑÑноÑÑи, мнение наÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐегÑелии вÑÑажал воÑпи-
ÑаннÑй в ÐегÑелии великий наÑÑавник, в бÑдÑÑем ÐаÑоликоÑ-
ÐаÑÑиаÑÑ
ÐÑÐµÑ ÐÑÑзии СвÑÑой ÐмвÑоÑий ХелаÑ.
ÐÑоÑив воли мегÑелÑÑкого наÑода ÑÑÑÑкий ÑвÑÑенник â в по-
ÑледÑÑÑем извеÑÑнÑй полиÑиÑеÑкий деÑÑÐµÐ»Ñ Ðоанн ÐоÑÑоÑгов
пÑÑалÑÑ Ð·Ð°Ð¿ÑеÑиÑÑ Ð³ÑÑзинÑкий ÑзÑк в ÑколаÑ
ÐегÑелии и изÑÑÑÑ
его из ÐÑÑзинÑкой ÐпоÑÑолÑÑкой ЦеÑкви; в ÑаÑÑноÑÑи, он пÑÑалÑÑ
в иÑÑоÑиÑеÑкиÑ
кÑаÑÑ
ÐÑÑзии â ÐегÑелии, СванеÑии и ÐбÑ
азии
ÑÑадиÑионнÑй ÑзÑк богоÑлÑÐ¶ÐµÐ½Ð¸Ñ â гÑÑзинÑкий â замениÑÑ Ð¼ÐµÑÑ-
нÑм ÑазговоÑнÑм ÑзÑком, а ÑеалÑно â ÑÑÑÑким.
Ð 10â20-Ñ Ð³Ð¾Ð´Ð°Ñ XX века боÑÑба за гÑÑзинÑкий ÑзÑк еÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ
обоÑÑÑилаÑÑ. ÐÐ²Ð°Ð½Ñ ÐжаваÑ
иÑвили боÑолÑÑ Ð·Ð° возÑождение
15-вековой пÑоÑвеÑиÑелÑÑкой и наÑÑной ÑÑадиÑии гÑÑзинÑкого
ÑзÑка
45
. РкоÑоÑкий пеÑиод незавиÑимоÑÑи ÐÑÑзии в ТбилиÑи под
ÑÑководÑÑвом ÐÐ²Ð°Ð½Ñ ÐÐ¶Ð°Ð²Ð°Ñ Ð¸Ñвили бÑл ÑÑÑежден ÐÑÑзинÑкий
108
ÐолевÑе
ÑоÑки
ÑнивеÑÑиÑÐµÑ (10.05.1917)
46
и бÑÑÑÑÑми Ñемпами наÑала Ñазви-
ваÑÑÑÑ Ð½Ð°ÑÑÐ½Ð°Ñ ÐºÐ°ÑÑвелиÑÑика. ÐÑÐ¾Ñ Ð¿ÑоÑеÑÑ Ð·Ð°ÑоÑмозил заÑ
ваÑ
ÐÑÑзии РоÑÑией.
ÐвÑоÑÑ:
Уже
вÑÑказаннÑе
в
ÑазлиÑнÑÑ
ÑеÑензиÑÑ
(
Ð
.
Ðама
-
Ñ Ð°ÑиÑ
,
Ð
.
ÐаÑÑвили
)
ÑаÑÑÑждениÑ
о
ÑоÑмиÑовании
гÑÑзинÑкой
наÑии
и
о
ÑаÑÑкой
полиÑике
кажÑÑÑÑ
нам
одноÑÑоÑонними
и
,
пÑежде
вÑего
,
неÑелеванÑнÑми
в
конÑекÑÑе
ÐолÑÑого
ÑеÑÑоÑа
.
То
,
ÑÑо
лазÑ
и
аджаÑÑÑ
ÑвлÑÑÑÑÑ
мÑÑÑлÑманами
,
а
мегÑелÑÑкий
,
лазÑкий
и
ÑванÑкий
â
ÑамоÑÑоÑÑелÑнÑми
ÑзÑками
,
пÑидÑмали
не
ÑаÑÑкие
Ñиновники
.
Ð
ÑооÑвеÑÑÑвÑÑÑиÑ
иÑÑледованиÑÑ
ÑеÑÑ
идÑÑ
о
наÑÑнÑÑ
ÑÑÑдаÑ
,
пÑизнаннÑÑ
на
ÑегоднÑÑний
денÑ
.
ÐÑÑппа Ð . ÐеÑÑевели:
Сам ÐоÑÐ¸Ñ Ð¡Ñалин пÑевÑаÑил в оÑи-
ÑиалÑнÑÑ Ð¿Ð¾Ð·Ð¸ÑÐ¸Ñ Ð³Ð¾ÑÑдаÑÑÑва полиÑизиÑованнÑе ÑаÑÑкой РоÑ-
Ñией и «подкÑепленнÑе» наÑÑной ÑеÑминологией Ð. ÐаÑÑа по-
ложениÑ
47
, ÑоглаÑно коÑоÑÑм гÑÑзинами не ÑвлÑлиÑÑ Ð³ÑÑÐ·Ð¸Ð½Ñ â
жиÑели ÐджаÑии, ÐегÑелии и СванеÑии
48
. Ð ÑаÑÑноÑÑи, Ð. СÑа-
лин в Ñвоей книге «ÐаÑкÑизм и наÑионалÑнÑй вопÑоÑ» без аÑгÑ-
менÑаÑии обÑÑвил мегÑелов, Ñванов и аджаÑÑев, вмеÑÑе Ñ Ð°Ð±Ñ
аза-
ми и лезгинами, наÑодами, коÑоÑÑе на Ñодном ÑзÑке не Ñоздали
лиÑеÑаÑÑÑÑ
49
. С Ñого же вÑемени за мегÑелÑÑким, лазÑким и Ñван-
Ñким диалекÑами в «наÑÑной» ÑÑеде закÑепилÑÑ ÑÑаÑÑÑ Ñ. н. каÑÑ-
велÑÑкиÑ
ÑзÑков, не имеÑÑиÑ
пиÑÑменноÑÑи
50
, а его ноÑиÑели
бÑли обÑÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ñ Ð±ÐµÑкÑлÑÑÑÑнÑми, оÑÑÑалÑми наÑиÑми⦠Рдей-
ÑÑвиÑелÑноÑÑи же вмеÑÑе Ñ Ð´ÑÑгими гÑÑзинами лазÑ, мегÑелÑ,
ÑванÑ, аджаÑÑÑ⦠ÑвлÑÑÑÑÑ ÑвоÑÑами многовекового гÑÑзинÑко-
го книжного ÑзÑка, многовековÑми кÑлÑÑÑÑнÑми обÑеÑÑвами,
а не наÑодами без пиÑÑменноÑÑи и кÑлÑÑÑÑÑ.
ÐдеÑÑ Ð¶Ðµ оÑмеÑим, ÑÑо в 20-Ñ Ð³Ð¾Ð´Ð°Ñ XX века в ÐÑÑзии дейÑÑво-
вали ÑпÑавлÑемÑе болÑÑевиками гÑÑппÑ, коÑоÑÑе ÑÐµÐ¼Ñ Ð°Ð²Ñоно-
мии ÐегÑелии и ÐазиÑÑана ÑвÑзÑвали Ñ Ñ. н. вопÑоÑом пÑизнаниÑ
лазÑкого и мегÑелÑÑкого ÑзÑков. Ð ÑаÑÑноÑÑи, гÑÑппа ÐиÑо Ðа-
диани добивалаÑÑ Ð°Ð²Ñономии ÐегÑелии в ÑоÑÑаве РоÑÑии и пÑи-
Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ³ÑелÑÑкого ÑзÑка; гÑÑппа ÐÑигоÑÐ¸Ñ ÐÑ
алаи â авÑономии
ÐегÑелии в ÑоÑÑаве ÐÑÑзии и пÑÐ¸Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ³ÑелÑÑкого ÑзÑка;
гÑÑппа ÐÑака Ðвании â облаÑÑи ÐегÑелии в ÑоÑÑаве ÐÑÑзии и
пÑÐ¸Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ³ÑелÑÑкого ÑзÑка; гÑÑппа ÐÑкандеÑа ЦиÑаÑи (он же
ÐлекÑÐ°Ð½Ð´Ñ Ð¦Ð²ÐµÑков) ÑÑебовала обÑÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð»Ð°Ð·Ð¾Ð² оÑделÑнÑм ÑÑ-
ноÑом â ÑÑниÑеÑким менÑÑинÑÑвом и кÑлÑÑÑÑнÑÑ Ð°Ð²ÑономиÑ
лазов
51
. Ð¢Ð¾Ñ ÑакÑ, ÑÑо ÑпÑавлÑемого болÑÑевиками ÐÑкандеÑа
ЦиÑаÑи Ð. Юнге, Ð. ÐÑллеÑ, Ð. ФойеÑÑÑайн и Ð. ÐжÑÑ Ð° обÑÑв-
ÐолевÑе
ÑоÑки
109
лÑÑÑ ÑÑÑÑ Ð»Ð¸ не геÑоем «лазÑкого наÑода»
52
, ÑвидеÑелÑÑÑвÑÐµÑ Ð¾
подозÑиÑелÑнÑÑ ÑвÑзÑÑ Ð°Ð²ÑоÑов и Ð¸Ñ Ð´Ð°Ð»ÑÐºÐ¸Ñ Ð¾Ñ Ð½Ð°Ñки инÑеÑеÑÐ°Ñ .
Ð ÑожалениÑ, подобнÑÑ Ð´ÐµÐ·Ð¸Ð½ÑоÑмаÑÐ¸Ñ ÑаÑпÑоÑÑÑанÑÑÑ Ð½Ðµ
ÑолÑко ÑÑи авÑоÑÑ; Ñм., напÑимеÑ, ÑÑнолингвиÑÑиÑеÑкÑÑ ÐºÐ°ÑÑÑ
извеÑÑного ÑовÑеменного ÑзÑковеда, авÑоÑа «РееÑÑÑа ÑзÑков миÑа»
пÑоÑ. Ю. ÐоÑÑкова: /http://linguarium.iling-ran.ru/maps/1-all.gif/
СоглаÑно ÑÑÐ¾Ð¼Ñ Â«ÑÑÑдÑ», гÑÑзинами не ÑвлÑÑÑÑÑ: ÑванÑ, мег-
ÑелÑ, лазÑ; ÑооÑвеÑÑÑвенно, гÑÑзинÑкого ÑзÑка Ð½ÐµÑ Ð² ÐегÑелии,
ÐбÑ
азии и ÐазиÑÑане
53
, Ñ Ð¾ÑÑ Ð³ÑÑзинÑкий ÑзÑк на пÑоÑÑжении
многиÑ
веков ÑвлÑеÑÑÑ ÑоднÑм ÑзÑком и в СванеÑии, и в ÐегÑе-
лии, и в ÐазиÑÑане, и в ÐбÑ
азии».
ÐвÑоÑÑ:
То
,
ÑÑо
в
XIX
веке
,
напÑоÑив
,
в
СванеÑии
,
ÐегÑелии
,
ÐазиÑÑане
и
ÐÐ±Ñ Ð°Ð·Ð¸Ð¸
Ñже
поÑÑи
никÑо
(
или
даже
вообÑе
ни
-
кÑо
)
не
говоÑил
на
гÑÑзинÑком
ÑзÑке
,
Ñ Ð¾ÑоÑо
доказано
лингвиÑ
-
ÑиÑеÑкими
и
ÑÑногÑаÑиÑеÑкими
ÑабоÑами
конÑа
XIX
века
.
ÐÑÑппа Ð . ÐеÑÑевели:
Ðногие иÑÑоÑиÑеÑкие ÑакÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ÑвеÑ-
ждаÑÑ, ÑÑо минимÑм 20 веков гÑÑзинÑкÑÑ Ð½Ð°ÑÐ¸Ñ (ÑÑноÑ) ÑоздаÑÑ:
моÑ
евÑÑ, мегÑелÑ, джаваÑ
и, меÑÑ
еÑинÑÑ, лазÑ, ÑванÑ, аджаÑÑÑ,
каÑ
еÑинÑÑ, имеÑеÑинÑÑ, гÑÑийÑÑ, имеÑÑ
евÑÑ, каÑÑалинÑÑ, ÑÑ-
Ñи, ингилинÑÑ, ÑаÑийÑÑ, Ñ
евÑÑÑÑ, пÑавÑ, ливанÑ, ÑаойÑÑ, Ñе-
ÑеиданÑÑ, леÑÑ
ÑмÑÑ, маÑаÑ
лелÑÑÑ, мÑиÑÐ»Ñ Ð¸ дÑ. Также много
иÑÑоÑиÑеÑкиÑ
ÑакÑов ÑвидеÑелÑÑÑвÑÑÑ, ÑÑо и в ÐегÑелии, и в
СванеÑии, и в ÐбÑ
азии, и в ЦÑ
инвалÑÑком кÑае, и в иÑÑоÑиÑеÑком
Тао-ÐлаÑджеÑи гÑÑзинÑкий ÑзÑк бÑл ÑоднÑм ÑзÑком, ÑзÑком
кÑлÑÑÑÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð°Ð²ÑоÑ
Ñонного наÑелениÑ
54
.
ÐвÑоÑÑ:
ÐкÑенÑиÑование
вниманиÑ
на
ÑÑедневековой
,
ÑаÑÑо
даже
анÑиÑной
,
еÑли
вовÑе
не
до
-
или
ÑаннеиÑÑоÑиÑеÑкой
ÑзÑко
-
вой
ÑиÑÑаÑии
,
Ñже
бÑло
пÑизнано
неÑаÑионалÑнÑм
в
ÑвÑзи
Ñ
дÑÑ
-
гими
ÑеÑензиÑми
.
ÐвÑоÑам
кажеÑÑÑ
,
ÑÑо
оÑÑÑÑпление
к
более
Ñанним
â
и
к
ÑомÑ
же
Ñ Ñже
задокÑменÑиÑованнÑм
â
иÑÑоÑиÑе
-
Ñким
пеÑиодам
ÑкоÑее
ÑкÑÑваеÑ
ÑоÑ
ÑакÑ
,
ÑÑо
в
конÑе
XIX â
наÑале
XX
века
,
в
Ñ Ð¾Ð´Ðµ
возникновениÑ
ÑовÑеменной
гÑÑзинÑкой
на
-
Ñии
,
положение
дел
бÑло
инÑм
,
а
гÑÑзинÑкий
ÑзÑк
ÑÑал
вновÑ
ÑаÑпÑоÑÑÑанÑÑÑÑÑ
в
ÑÑиÑ
облаÑÑÑÑ
в
гоÑаздо
болÑÑей
ÑÑепени
как
Ñаз
под
ÑÑÑÑким
влиÑнием
.
ÐÑÑппа Ð . ÐеÑÑевели:
РзаклÑÑение оÑмеÑим, ÑÑо в ÑовÑе-
меннÑÑ
ÑÑловиÑÑ
каÑÑвелиÑÑика и ÐºÐ°Ð²ÐºÐ°Ð·Ð¸Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð¾Ñво-
бодиÑÑÑÑ Ð¾Ñ Ð½Ð°Ð²ÑзаннÑÑ
ÑовеÑÑкиÑ
ÑÑ
ем, а ÑÑнолингвиÑÑиÑеÑкие
оÑенки ÐÑÑзии Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð¾ÑновÑваÑÑÑÑ, Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¹ ÑÑоÑонÑ, на ÑеалÑ-
нÑÑ
ÑакÑаÑ
и иÑÑинной иÑÑоÑии, а Ñ Ð´ÑÑгой â на междÑнаÑодной
меÑодологии и ÑеÑминологии.
110
ÐолевÑе
ÑоÑки
ÐвÑоÑÑ:
С
ÑÑим
ÑледÑеÑ
ÑоглаÑиÑÑÑÑ
,
однако
можно
Ñакже
ÑÑомниÑÑÑÑ
в
Ñом
,
ÑÑо
ÑÑо
пÑиведеÑ
к
доÑÑижениÑ
ожидае
-
мÑÑ
ÑеÑензенÑами
ÑезÑлÑÑаÑов
.
СовÑеменнаÑ
миÑоваÑ
лингвиÑ
-
Ñика
и
кавказиологиÑ
ÑаÑÑмаÑÑиваеÑ
,
напÑимеÑ
,
мегÑелÑÑкий
,
лазÑкий
и
ÑванÑкий
в
каÑеÑÑве
ÑамоÑÑоÑÑелÑнÑÑ
ÑзÑков
â
Ñак
же
,
как
и
лингвиÑÑика
ÑовеÑÑкой
и
ÑаÑÑкой
ÑÐ¿Ð¾Ñ Ð¸
.
ÐÑÑппа Ð . ÐеÑÑевели:
ÐÑ Ð½Ðµ ÑоÑли нÑжнÑм ÑаÑÑмоÑÑеÑÑ
здеÑÑ Ð¸Ð·Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð½Ñе в ÑабоÑе Ð. Юнге, Ð. ÐÑллеÑа, Ð. ФойеÑ-
ÑÑайна и Ð. ÐжÑÑ
а («ÐÑÐ½Ð¾Ñ Ð¸ ÑеÑÑоÑ») дÑÑгие анÑинаÑÑнÑе и ан-
ÑигÑÑзинÑкие идеологемÑ, ÑазобÑали и оÑенили ÑолÑко неÑколÑко
оÑибоÑнÑÑ
пÑедÑÑавлений, ÑÑвеÑдиÑÑ ÐºÐ¾ÑоÑÑе давно ÑÑаÑаÑÑÑÑ
желаÑÑие ÑаÑÑÐ»ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐÑÑзии.
ÐÑи напиÑании пÑедÑÑавленной ÑеÑензии Ð¼Ñ ÑÑководÑÑвова-
лиÑÑ ÑледÑÑÑей ÑелÑÑ: Ñ Ð¿ÑоÑеÑÑионалов-иÑÑоÑиков ÑазнÑÑ
ÑÑÑан миÑа и ÑиÑокой ÑиÑаÑелÑÑкой обÑеÑÑвенноÑÑи не должно
ÑложиÑÑÑÑ Ð¾ÑибоÑного пÑедÑÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾ полиÑиÑеÑкиÑ
ÑепÑеÑÑи-
ÑÑ
в ÐÑÑзии (1937â1938 гг.) и, главное, о ÑзÑково-ÑÑниÑеÑкой иÑ-
ÑоÑии ÐÑÑзии.
Ð ÑожалениÑ, иÑÑоÑÐ¸Ñ ÐÑÑзии до ÑегоднÑÑнего Ð´Ð½Ñ Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ
много ÑалÑÑиÑикаÑоÑов; к иÑ
ÑÑдам пÑиÑоединилиÑÑ Ð¸ Ð. Юнге,
Ð. ÐÑллеÑ, Ð. ФойеÑÑÑайн и Ð. ÐжÑÑ
а.
ÐвÑоÑÑ:
УÑвеÑждениÑ
ÑеÑензенÑов
,
изобилÑÑÑие
огÑлÑнÑми
оÑкоÑблениÑми
,
к
ÑожалениÑ
,
ÑаÑе
вÑего
лиÑенÑ
ÑодеÑжаÑелÑ
-
ной
ÑоÑÑавлÑÑÑей
.
Ð
ÑеÑ
ÑÑагменÑаÑ
ÑеÑензии
,
в
коÑоÑÑÑ
вÑ
-
ÑажаеÑÑÑ
ÑодеÑжаÑелÑнаÑ
кÑиÑика
,
вÑÑказÑваниÑ
авÑоÑов
ÑаÑÑиÑно
иÑкажаÑÑÑÑ
или
пÑиводÑÑÑÑ
в
пÑоÑивоположной
ÑоÑме
.
ÐÑо
позволÑеÑ
ÑÑомниÑÑÑÑ
во
внимаÑелÑном
ÑÑении
ÑекÑÑа
.
Ðно
должно
лежаÑÑ
в
оÑнове
лÑбого
кÑиÑиÑеÑкого
ÑаÑ
-
ÑмоÑÑениÑ
.
ÐÑайне
непÑиÑÑное
впеÑаÑление
пÑоизводиÑ
на
наÑ
ÑклонноÑÑÑ
ÑеÑензенÑов
к
ÑловеÑнÑм
оÑкоÑблениÑм
,
к
ÑомÑ
же
заимÑÑвованнÑм
из
ÑовеÑÑкого
лекÑикона
(
напÑимеÑ
, «
ложÑ
»,
«
ÑалÑÑиÑикаÑиÑ
»),
коÑоÑÑми
наполнен
веÑÑ
ÑекÑÑ
.
ÐÑ
Ñожале
-
ем
об
ÑÑой
конÑÑонÑаÑии
,
коÑоÑаÑ
,
Ñ
наÑей
ÑоÑки
зÑениÑ
,
не
ÑпоÑобÑÑвÑеÑ
наÑÑной
диÑкÑÑÑии
.
ÐеÑевод
Ñ
немеÑкого
:
Ðаниил
ÐоÑдÑгов
ÐеÑевод
Ñ
гÑÑзинÑкого
:
ТаÑо
ÐÑаÑÑабиÑвили