ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.09.2019
Просмотров: 11623
Скачиваний: 2
ÐолевÑе
ÑоÑки
111
5.
ÐÑÑ Ð²Ñемени пÑоÑив видимой
обÑекÑивноÑÑи
ÐÑÑ Ð¸Ð² ÐÐÐ ÐÑÑзии
55
:
«ÐоÑÑÐ»Ð°Ñ Ðам глоÑÑаÑий, коÑоÑÑй
пÑигоÑовили наÑи ÑоÑÑÑдники (ÐÐ¸Ñ ÐеÑеÑелидзе, ÐÑма Ðагидзе.
ÐеÑевод [Ñ Ð³ÑÑзинÑкого на ÑÑÑÑкий] Ðл. ÐÑаÑÑабиÑвили) на оÑ-
новании ÐолÑÑой ÐÑÑзинÑкой СовеÑÑкой ÐнÑиклопедии [Ðа гÑÑ-
зинÑком ÑзÑке. Ð 12 ÑомаÑ
. ТбилиÑи, 1975â1987]. ÐÑи опÑеделе-
Ð½Ð¸Ñ [â¦] ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ñ Ð°Ð²ÑоÑиÑеÑной комиÑÑией Ðкадемии наÑк ÐÑÑзии.
ÐÑ Ð½Ð°ÑÑоÑÑелÑно пÑоÑим ÐÐ°Ñ Ð¿ÑинÑÑÑ Ð²Ð¾ внимание ÑÑи опÑеделе-
ниÑ, оÑобенно Ñе, коÑоÑÑе каÑаÑÑÑÑ Ð°Ð´Ð¶Ð°ÑÑев, меÑÑ
ов и лазов:
ÐваÑийÑÑ
â они же Ñ ÑндзÑÑ â ÑамÑй многоÑиÑленнÑй наÑод
в ÐагеÑÑане, живÑÑ Ð² баÑÑейне Ñеки СÑлак, в ЧаÑ-Ðелкане, иÑ
ÑзÑк
оÑноÑиÑÑÑ Ðº дагеÑÑанÑкой гÑÑппе ибеÑийÑко-кавказÑкиÑ
ÑзÑков.
ÐджаÑÑÑ
â ÑÑниÑеÑÐºÐ°Ñ Ð³ÑÑппа гÑÑзинÑкого наÑода в Ñго-
западной ÑаÑÑи ÐÑÑзии. ÐовоÑÑÑ Ð½Ð° аджаÑÑком диалекÑе гÑÑзин-
Ñкого ÑзÑка. РнаÑале XVII века ÐджаÑÐ¸Ñ Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ð»Ð°ÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ оÑман-
Ñким игом, и Ñам пÑоизоÑла наÑилÑÑÑÐ²ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¼ÑÑÑлÑманизаÑиÑ.
Ð ÑезÑлÑÑаÑе ÑоÑÑийÑко-оÑманÑкой Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ñ Ð² 1878 Ð³Ð¾Ð´Ñ ÐджаÑиÑ
бÑла оÑвобождена. РиÑÑледÑемом пеÑиоде болÑÑинÑÑво аджаÑ-
Ñев бÑли мÑÑÑлÑманами-ÑÑнниÑами.
ÐÑÑиÑийÑÑ
â (они же ÑиÑийÑÑ, айÑоÑÑ) â наÑод ÑемиÑÑкого
пÑоиÑÑ
ождениÑ, поÑомки аÑамейÑев. ÐÑÑоÑиÑеÑки жили на
Ðлижнем ÐоÑÑоке. ЯзÑк â аÑÑиÑийÑкий, ÑÐµÐ»Ð¸Ð³Ð¸Ñ â Ñ
ÑиÑÑианÑÑво.
ÐÑкенази
â
ÑÑбÑÑниÑеÑÐºÐ°Ñ Ð³ÑÑппа евÑеев, поÑомки пеÑеÑелен-
Ñев из ÑÑедневековой ÐеÑмании. СоÑÑавлÑÑÑ Ð½Ð°Ð¸Ð±Ð¾Ð»ÑÑÑÑ ÑаÑÑÑ
евÑеев ÐвÑÐ¾Ð¿Ñ Ð¸ ÐмеÑики. РазговаÑиваÑÑ Ð½Ð° идиÑе.
ÐаÑбийÑÑ
â они же Ñова-ÑÑÑинÑÑ, â коÑенное малоÑиÑленное
наÑеление на Ðавказе, ÑодÑÑвенное ÑеÑенÑам и ингÑÑам, пÑожи-
ваÑÑ Ð² ÑевеÑо-воÑÑоÑном гоÑном Ñегионе ÐÑÑзии, на ÑеÑÑиÑоÑии
иÑÑоÑиÑеÑкой ТÑÑеÑии, ÑегоднÑÑнего ÐÑ
меÑÑкого мÑниÑипали-
ÑеÑа. ЯвлÑÑÑÑÑ Ð±Ð¸Ð»Ð¸Ð½Ð³Ð²Ð°Ð¼Ð¸, Ñ. е. говоÑÑÑ Ð½Ð° гÑÑзинÑком и Ñова-
ÑÑÑинÑком (баÑбийÑком â из гÑÑÐ¿Ð¿Ñ ÑаÑÑи ибеÑийÑко-кавказÑкиÑ
ÑзÑков, не имеÑÑиÑ
пиÑÑменноÑÑи). Ð ÐµÐ»Ð¸Ð³Ð¸Ñ â пÑавоÑлавное
Ñ
ÑиÑÑианÑÑво. РзнаÑиÑелÑной ÑÑепени огÑÑзинилиÑÑ, ÑеÑно ÑвÑ-
Ð·Ð°Ð½Ñ Ñ ÑÑÑинÑами в ÑаÑÑи кÑлÑÑÑÑнÑÑ
, ÑоÑиалÑнÑÑ
и полиÑиÑе-
ÑкиÑ
оÑноÑений.
112
ÐолевÑе
ÑоÑки
ÐÐ°Ñ Ð°Ð¸
â (Ð±Ð°Ñ Ð°Ð¸Ð·Ð¼, Ð±ÐµÑ Ð°Ð¸Ð·Ð¼) â одна из молодÑÑ Ð¼Ð¾Ð½Ð¾ÑеиÑÑиÑе-
ÑкиÑ
Ñелигий, оÑнована ÐаÑ
аÑллой (1817â1892). ÐÑемиÑнÑй ÑенÑÑ
в ХайÑе.
ÐанÑкий
ÑзÑк
â мегÑело-ÑанÑкий ÑзÑк, один из гÑÑÐ¿Ð¿Ñ ÐºÐ°ÑÑ-
велÑÑкиÑ
ÑзÑков, не имеÑÑиÑ
пиÑÑменноÑÑи. ÐклÑÑÐ°ÐµÑ Ð¼ÐµÐ³ÑелÑ-
Ñкий и ÑанÑкий, Ñ. е. лазÑкие диалекÑÑ.
ÐзидÑ
â малоÑиÑленное Ñелигиозное ÑазвеÑвление ÑÑниÑеÑкиÑ
кÑÑдов. ÐовоÑÑÑ Ð½Ð° одном из ÑамÑÑ
ÑаÑпÑоÑÑÑаненнÑÑ
диалекÑов
кÑÑдÑкого ÑзÑка â кÑÑманджи.
ÐмеÑеÑинÑÑ
â ÑÑногÑаÑиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð³ÑÑппа гÑÑзинÑÐºÐ¸Ñ Ð¿Ñаво-
ÑлавнÑÑ Ñ ÑиÑÑиан в западной ÑаÑÑи ÐÑÑзии.
ÐнгилойÑÑ
â они же геÑеÑинÑÑ, â омÑÑÑлÑÐ¼Ð°Ð½ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ ÑÑногÑа-
ÑиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð³ÑÑппа гÑÑзин. ÐивÑÑ Ð²Ð¾ÑÑоÑнее ÐÑÑзии, на ÑеÑÑиÑоÑии
иÑÑоÑиÑеÑкого ÐеÑеÑи, ÑаÑÑÑ ÐºÐ¾ÑоÑого в наÑÑоÑÑее вÑÐµÐ¼Ñ Ð²Ñ
одиÑ
в ÑоÑÑав ÐзеÑбайджана. ТеÑмин «ÐнгилиÑ» ÑкоÑенилÑÑ Ð² XIX в.
Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð±Ð¾Ð·Ð½Ð°ÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑеÑÑиÑоÑии, наÑеленной ингилойÑами («ингило» â
омÑÑÑлÑманеннÑй гÑÑзин).
ÐнгÑÑи
â наÑод, пÑоживаÑÑий на СевеÑном Ðавказе, на ÑеÑ-
ÑиÑоÑии ÐнгÑÑеÑии, мÑÑÑлÑмане-ÑÑнниÑÑ, говоÑÑÑие на ингÑÑ-
Ñком ÑзÑке.
ÐабаÑдинÑÑ
â мÑÑÑлÑманÑкий наÑод, пÑоживаÑÑий в ÑевеÑ-
ной и ÑевеÑо-воÑÑоÑной ÑаÑÑÑÑ
ÐабаÑдино-ÐалкаÑÑкой ÑеÑпÑбли-
ки. ÐовоÑÑÑ Ð½Ð° кабаÑдино-ÑеÑкеÑÑком ÑзÑке, коÑоÑÑй оÑноÑиÑÑÑ Ðº
абÑ
азÑко-адÑгÑкой гÑÑппе ибеÑийÑко-кавказÑкиÑ
ÑзÑков.
ÐаÑаимÑ
â
они же кÑÑмÑкие каÑаимÑ, â ÑÑÑкоÑзÑÑнÑй на-
Ñод, поÑледоваÑели каÑаимÑкого иÑдаизма в ÐоÑÑоÑной ÐвÑопе.
ÐаÑаÑаевÑÑ
â ÑодÑÑвеннÑй балкаÑÑам наÑод. ÐивÑÑ Ð² ÐаÑа-
Ñаево-ЧеÑкеÑÑкой РеÑпÑблике. ÐовоÑÑÑ Ð½Ð° каÑаÑаево-балкаÑÑком
ÑзÑке.
ÐаÑÑвелÑÑкие
ÑзÑки
â гÑÑппа близкоÑодÑÑвеннÑÑ ÑзÑков, ко-
ÑоÑÐ°Ñ Ð²Ñ
Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð² ÑемÑÑ Ð¸Ð±ÐµÑийÑко-кавказÑкиÑ
ÑзÑков. Рним оÑно-
ÑÑÑÑÑ Ð³ÑÑзинÑкий, занÑкий (мегÑело-ÑанÑкий) и ÑванÑкий.
ÐÐ°Ñ ÐµÑинÑÑ
â ÑÑногÑаÑиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð³ÑÑппа гÑÑзинÑÐºÐ¸Ñ Ð¿ÑавоÑлав-
нÑÑ Ñ ÑиÑÑиан на воÑÑоке ÐÑÑзии.
ÐиÑÑÑ
â коÑенное наÑеление Ðавказа, пÑинадлежаÑие к вай-
наÑ
Ñким племенам. ÐовоÑÑÑ Ð½Ð° киÑÑÑком диалекÑе ÑеÑено-ингÑÑ-
ÑкиÑ
ÑзÑков и на гÑÑзинÑком. РнаÑÑоÑÑее вÑÐµÐ¼Ñ Ð² оÑновном жи-
вÑÑ Ð² ÐÑÑзии, в ÐанкиÑÑком ÑÑелÑе. ÐÑÑÑлÑмане.
ÐазÑ
â они же ÑанÑÑ, â ÑÑногÑаÑиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð¼ÑÑÑлÑманеннаÑ
гÑÑппа (в XVâXVI вв.), пÑоживаÑÑÐ°Ñ Ð½Ð° ÑеÑÑиÑоÑии Южного
Ðавказа. РазговаÑиваÑÑ Ð½Ð° лазÑком ÑзÑке, коÑоÑÑй вмеÑÑе Ñ Ð¼ÐµÐ³-
ÐолевÑе
ÑоÑки
113
ÑелÑÑким ÑзÑком ÑаÑÑмаÑÑиваÑÑÑÑ ÐºÐ°Ðº диалекÑÑ Ð¿ÑоÑогÑÑзин-
Ñкого занÑкого ÑзÑка. Ðднако, в оÑлиÑие Ð¾Ñ Ð¼ÐµÐ³Ñелов, на Ñего-
днÑÑний Ð´ÐµÐ½Ñ ÑвлÑÑÑÑÑ Ð¼ÑÑÑлÑманами-ÑÑнниÑами и наÑ
одÑÑÑÑ
под ÑилÑнÑм влиÑнием ÑÑÑеÑкой кÑлÑÑÑÑÑ.
ÐезгинÑ
â ÑÑадиÑионное гÑÑзинÑкое наименование дагеÑÑан-
Ñев. РоÑновном подÑазÑмевалиÑÑ Ð¿ÑоживаÑÑие на Ñге ÐагеÑÑа-
на (гÑаниÑаÑей Ñ ÐÑÑзией ÑеÑÑиÑоÑии) дагеÑÑанÑкие племена.
ÐегÑелÑ
â ÑÑногÑаÑиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð³ÑÑппа гÑÑзинÑÐºÐ¸Ñ Ð¿ÑавоÑлавнÑÑ
Ñ
ÑиÑÑиан в западной ÑаÑÑи ÐÑÑзии. РазговаÑиваÑÑ Ð½Ð° гÑÑзинÑком
и мегÑелÑÑком ÑзÑкаÑ
.
ÐеÑÑ ÐµÑинÑÑ
â одно из дÑевнейÑÐ¸Ñ Ð³ÑÑзинÑÐºÐ¸Ñ Ð¿Ð»ÐµÐ¼ÐµÐ½, жи-
вÑÑиÑ
в иÑÑоÑиÑеÑкой ÐеÑÑ
еÑии на Ñго-западе ÐÑÑзии. Указан-
нÑÑ ÑеÑÑиÑоÑÐ¸Ñ Ð·Ð°Ñ
ваÑила в XVI веке ÐÑманÑÐºÐ°Ñ Ð¸Ð¼Ð¿ÐµÑÐ¸Ñ Ð¸ оÑ-
новала ÐÑ
алÑиÑ
Ñкий вилайеÑ. ÐеÑнÑлаÑÑ Ð² ÑоÑÑав ÐÑÑзии поÑле
ÑоÑÑийÑко-оÑманÑкой Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ñ 1829 года. Ð ÑезÑлÑÑаÑе длиÑелÑной
ÑÑÑеÑкой оккÑпаÑии ÑаÑÑÑ Ð¼ÐµÑÑ
еÑинÑев омÑÑÑлÑманилаÑÑ, Ñ
оÑÑ Ð¸
ÑоÑ
Ñанила гÑÑзинÑкий ÑзÑк, обÑÑаи. ТеÑмин «ÑÑÑки-меÑÑ
еÑин-
ÑÑ» поÑвилÑÑ Ð² 1944 годÑ, поÑле иÑ
маÑÑового ÑпеÑпеÑеÑелениÑ.
Ðолла
â ÑлÑжиÑÐµÐ»Ñ Ñелигиозного кÑлÑÑа мÑÑÑлÑман, ÑÑоÑÑий
на Ñамой низкой ÑÑÑпени иеÑаÑÑ Ð¸ÑеÑкой леÑÑниÑÑ.
Ðолокане
â
поÑледоваÑели Ñелигиозной ÑекÑÑ, Ñозданной в
РоÑÑии в XVIII веке. ÐÑÑиÑаÑÑ Ð¿Ñавила и догмаÑÑ Ð¿ÑавоÑлавной
Ñелигии.
ÐÑавÑÑ
â ÑÑногÑаÑиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð³ÑÑппа гÑÑзинÑÐºÐ¸Ñ Ð¿ÑавоÑлавнÑÑ
Ñ ÑиÑÑиан в гоÑной ÑаÑÑи ÐоÑÑоÑной ÐÑÑзии.
СванÑ
â ÑÑногÑаÑиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð³ÑÑппа гÑÑзинÑÐºÐ¸Ñ Ð¿ÑавоÑлавнÑÑ
Ñ
ÑиÑÑиан в ÑевеÑо-западной ÑаÑÑи ÐÑÑзии. РазговаÑиваÑÑ Ð½Ð° гÑÑ-
зинÑком и ÑванÑком ÑзÑкаÑ
.
ТÑÑинÑÑ
â ÑÑногÑаÑиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð³ÑÑппа гÑÑзинÑÐºÐ¸Ñ Ð³Ð¾ÑÑев â пÑа-
воÑлавнÑÑ Ñ ÑиÑÑиан в ÑевеÑо-воÑÑоÑной ÑаÑÑи ÐÑÑзии.
ХевÑÑÑÑ
â ÑÑногÑаÑиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð³ÑÑппа гÑÑзинÑÐºÐ¸Ñ Ð¿ÑавоÑлавнÑÑ
Ñ ÑиÑÑиан в ÑевеÑо-воÑÑоÑной ÑаÑÑи ÐÑÑзии.
ЧеÑке
c
Ñ
â обÑее название адÑгейÑев. ÐовоÑÑÑ Ð½Ð° кабаÑдино-
ÑеÑкеÑÑком ÑзÑке, коÑоÑÑй оÑноÑиÑÑÑ Ðº абÑ
азÑко-адÑгÑкой гÑÑп-
пе кавказÑкиÑ
ÑзÑков.
ЧÑваÑи
â
ÑÑÑкоÑзÑÑнÑй наÑод в РоÑÑийÑкой ФедеÑаÑии.
Ð. Юнге, Ð. ÐÑллеÑ:
ÐÑиÑода
,
а
Ñакже
логика
ÑнÑиклопе
-
дий
и
ÑолковÑÑ
ÑловаÑей
заклÑÑаеÑÑÑ
как
Ñаз
в
Ñом
,
ÑÑобÑ
клиÑиÑовано
и
в
конеÑном
иÑоге
ÑпÑоÑенно
Ð¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑÑÑ
Ñ
Ñаки
-
ми
ÑложнÑми
,
многоÑлойнÑми
и
многоÑÑовневÑми
Ñеноменами
114
ÐолевÑе
ÑоÑки
как
ÑÑниÑноÑÑÑ
или
наÑионалÑноÑÑÑ
.
ÐÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ÑÑÑ
излагаÑÑ
маÑеÑиал
пÑеделÑно
ÑжаÑо
пÑиводиÑ
к
изобÑажениÑ
однознаÑ
-
нÑÑ
конÑекÑÑов
,
коÑоÑÑе
на
Ñамом
деле
ÑаковÑми
не
ÑвлÑлиÑÑ
.
Ðогда
в
гÑÑзинÑком
глоÑÑаÑии
Ñ
опоÑой
на
ÐолÑÑÑÑ
ÐÑÑзинÑкÑÑ
СовеÑÑкÑÑ
ÑнÑиклопедиÑ
ÑÑвеÑждаеÑÑÑ
,
ÑÑо
аÑкенази
â
ÑÑб
-
ÑÑниÑеÑкаÑ
гÑÑппа
евÑеев
,
коÑоÑаÑ
говоÑиÑ
на
идиÑе
,
ÑÑо
ÑÑ
-
веÑждение
ÑвлÑеÑÑÑ
невеÑнÑм
именно
в
оÑноÑении
воÑÑоÑноев
-
ÑопейÑкиÑ
евÑеев
,
поÑколÑкÑ
Ñже
в
девÑÑнадÑаÑом
веке
,
не
говоÑÑ
о
двадÑаÑом
,
иÑ
болÑÑаÑ
ÑаÑÑÑ
бÑла
ÑÑÑÑкоговоÑÑÑей
,
или
,
в
завиÑимоÑÑи
оÑ
Ñегиона
пÑоживаниÑ
,
ÑаÑÑиÑно
говоÑила
на
ÑкÑаинÑком
или
полÑÑком
ÑзÑкаÑ
.
ÐÑли
же
ÑаÑÑмаÑÑиваÑÑ
аÑкенази
из
пеÑÑпекÑивÑ
неболÑÑой
диаÑпоÑалÑной
гÑÑппÑ
,
пÑоживавÑей
в
ÐÑÑзии
,
Ñо
ÑÑоÑ
аÑÑимилÑÑионнÑй
ÑÑÑекÑ
бÑл
вÑÑажен
еÑÑ
ÑилÑнее
.
Таким
обÑазом
,
иденÑиÑикаÑиÑ
аÑкенази
как
лÑдей
,
говоÑÑÑиÑ
на
идиÑе
,
не
«
ÑÑабаÑÑваеÑ
»
в
оÑноÑении
РоÑÑийÑкой
импеÑии
и
СовеÑÑкого
СоÑза
,
не
говоÑÑ
Ñже
непо
-
ÑÑедÑÑвенно
о
ÐÑÑзии
1937â1938
гг
..
УпÑоÑенÑеÑÑво
Ñакого
Ñода
вÑÑажаеÑÑÑ
Ñакже
в
ÑÑÑемле
-
нии
к
ÑилÑнейÑей
ноÑмаÑивной
каÑегоÑизаÑии
.
Ðо
зададимÑÑ
во
-
пÑоÑом
,
каковÑ
кÑиÑеÑии
деÑиниÑии
Ñой
или
иной
гÑÑппÑ
в
каÑе
-
ÑÑве
наÑии
,
наÑода
,
ÑÑноÑа
,
ÑÑбÑÑноÑа
или
племени
?
Ðак
и
в
ÑлÑÑае
Ñ
вÑделением
оÑделÑнÑÑ
ÑзÑков
,
диалекÑов
и
наÑеÑий
ÑÑо
Ñвление
ÑкоÑее
полиÑиÑеÑкого
,
Ñем
«
нейÑÑалÑного
»
ÑÑногÑаÑи
-
ÑеÑкого
или
лингвиÑÑиÑеÑкого
поÑÑдка
.
ТакаÑ
ноÑмаÑивноÑÑÑ
в
вÑÑÑей
ÑÑепени
Ñ Ð°ÑакÑеÑна
длÑ
оÑенки
Ð´Ð¸Ð°Ñ ÑониÑеÑкиÑ
(
иÑÑо
-
ÑиÑеÑкиÑ
)
пÑоÑеÑÑов
изменениÑ
ÑÑниÑеÑкой
иденÑиÑноÑÑи
.
Смена
Ñелигии
или
ÑзÑковаÑ
аÑÑимилÑÑиÑ
ÑкобÑ
пÑоÑивоÑеÑиÑ
Ñ
наÑио
-
налиÑÑÑкой
ÑоÑки
зÑениÑ
неизменной
однознаÑноÑÑи
ÑÑниÑно
-
ÑÑи
ÑоÑно
Ñакже
,
как
и
«
оÑлиÑÑм
на
века
»
ÑнÑиклопедиÑеÑким
ÑÑаÑÑÑм
.
Ðо
даже
еÑли
вдÑÑг
и
пÑизнаеÑÑÑ
ÑакÑ
ÑÑниÑеÑкой
ÑÑанÑÑоÑмаÑии
,
Ñолкование
ÑÑого
ÑакÑа
ÑвлÑеÑÑÑ
ÑкÑÑÑе
-
малÑно
«
полиÑиÑеÑким
».
Так
,
иÑламизаÑиÑ
аджаÑÑев
и
меÑÑ Ðµ
-
ÑинÑев
одноÑÑоÑонне
ÑÑакÑÑеÑÑÑ
в
глоÑÑаÑии
как
наÑилÑÑÑвен
-
нÑй
пÑоÑеÑÑ
в
ÑÑловиÑÑ
ÑÑÑеÑкого
гоÑподÑÑва
,
в
Ñо
вÑемÑ
как
ÑаÑÑиÑнаÑ
Ñе
-
Ñ ÑиÑÑианизаÑиÑ
поÑле
ÑобÑÑий
1829
и
1878
гг
.,
на
-
пÑоÑив
,
назÑваеÑÑÑ
добÑоволÑной
и
еÑÑеÑÑвенной
.
Ð
ÑеалÑноÑÑи
вÑÑ
бÑло
гоÑаздо
Ñложнее
.
ÐÑманÑкаÑ
импеÑиÑ
,
наÑÑдÑ
Ñ
давлени
-
ем
и
пÑинÑждением
,
неÑомненно
Ñакже
ÑаÑполагала
ÑÑимÑлами
длÑ
пеÑÐµÑ Ð¾Ð´Ð°
в
ÑÑнниÑÑкий
иÑлам
,
Ñакими
как
ÑнÑÑие
оÑобого
на
-
лога
,
коÑоÑÑй
должнÑ
бÑли
плаÑиÑÑ
«
иновеÑÑÑ
».
Ð
ÑвоÑ
оÑе
-
ÐолевÑе
ÑоÑки
115
ÑедÑ
РоÑÑийÑкаÑ
импеÑиÑ
Ñакже
дейÑÑвовала
как
кнÑÑом
,
Ñак
и
пÑÑником
,
ÑоздаваÑ
ÑÑловиÑ
длÑ
пÑинÑÑиÑ
пÑавоÑлавиÑ
.
Ðдно
-
знаÑнаÑ
ÑÑакÑовка
,
ÑоглаÑно
коÑоÑой
иÑламизаÑиÑ
аÑÑоÑииÑÑ
-
еÑÑÑ
иÑклÑÑиÑелÑно
Ñ
пÑинÑждением
,
а
Ñ ÑиÑÑианизаÑиÑ
â
Ñ
доб
-
ÑоволÑноÑÑÑÑ
,
ÑвлÑеÑÑÑ
неÑоÑÑоÑÑелÑной
не
ÑолÑко
меÑодологиÑеÑки
,
но
и
иÑÑоÑиÑеÑки
.
ÐеÑÑ ÐµÑинÑÑ
воÑли
в
1829
г
в
ÑоÑÑав
РоÑÑии
,
но
оÑÑалиÑÑ
пÑеимÑÑеÑÑвенно
мÑÑÑлÑманами
,
Ñ Ð¾ÑÑ
никÑо
не
меÑал
им
«
возвÑаÑиÑÑÑÑ
»
к
Ñ ÑиÑÑианÑÑвÑ
.
Таким
обÑазом
,
пÑи
опиÑании
ÑÑногÑаÑиÑеÑкой
ÑеалÑноÑÑи
ÑÑÑлка
на
пÑинÑдиÑелÑнÑÑ
иÑламизаÑиÑ
15â16
вв
.
ÑвлÑеÑÑÑ
не
ÑолÑко
оÑи
-
боÑной
из
-
за
Ñвоей
безоговоÑоÑноÑÑи
,
но
и
неÑоÑÑоÑÑелÑной
,
как
ÑÑо
бÑло
бÑ
в
ÑлÑÑае
Ñо
ÑÑÑлкой
на
пÑинÑдиÑелÑнÑÑ
Ñ ÑиÑÑиани
-
заÑиÑ
гÑÑзин
-
ÑзÑÑников
в
3â4
вв
.
н
.
Ñ
.
Ð
конеÑно
иÑоге
нам
пÑедÑÑавлÑеÑÑÑ
веÑÑма
инÑеÑеÑнÑм
,
ÑÑо
аннекÑиÑ
РоÑÑией
Ñайона
ÐÑ Ð°Ð»ÑÐ¸Ñ Ðµ
в
1829
г
.
ÑÑакÑÑеÑÑÑ
как
«
оÑвобождение
»,
Ñ Ð¾ÑÑ
гÑÑзинÑ
лиÑилиÑÑ
Ñогда
Ñвоей
ÑвободÑ
,
а
Ñ
наÑионалиÑÑиÑеÑкой
поÑÑÑовеÑÑкой
ÑоÑки
зÑениÑ
и
вовÑе
ока
-
залиÑÑ
«
под
ÑоÑÑийÑким
ÑÑмом
».
Ðажной
нам
Ñакже
кажеÑÑÑ
меÑÐ°Ñ ÑонноÑÑÑ
и
в
Ñелом
Ñаз
-
ное
оÑноÑение
в
глоÑÑаÑии
к
лазам
и
мингÑелам
.
Ð
ÑлÑÑае
Ñ
мин
-
гÑелами
в
пеÑвÑÑ
оÑеÑедÑ
подÑÑÑкиваеÑÑÑ
иÑ
гÑÑзинÑкий
Ñ Ð°ÑакÑеÑ
,
Ñ Ð¾ÑÑ
ÑказÑваеÑÑÑ
,
ÑÑо
они
говоÑÑÑ
на
ÑамобÑÑном
мингÑелÑ
-
Ñком
ÑзÑке
(
Ñм
.
напÑимеÑ
ÑÑаÑÑÑ
«
ÐаÑÑвелÑÑкие
ÑзÑки
»).
ЧÑо
же
каÑаеÑÑÑ
лазов
,
Ñо
и
ÑеÑи
здеÑÑ
неÑ
об
иÑ
«
гÑÑзинÑком
Ñ Ð°
-
ÑакÑеÑе
»,
ÑÑо
пÑиводиÑ
к
Ñмелой
Ñ Ð°ÑакÑеÑиÑÑике
лазов
как
«
омÑÑÑлÑманенной
гÑÑппÑ
».
Ð
какой
же
гÑÑппе
и
в
какое
вÑемÑ
идÑÑ
ÑеÑÑ
?
ÐазÑ
в
ÑегоднÑÑней
ÐÑÑзии
ÑвлÑÑÑÑÑ
по
менÑÑей
ме
-
Ñе
билингвами
,
в
Ñо
вÑемÑ
как
ÑÑÑеÑкое
влиÑние
пÑакÑиÑеÑки
не
игÑаеÑ
в
иÑ
ÑÑеде
ÑколÑко
-
нибÑдÑ
важной
Ñоли
.
Тем
не
менее
в
глоÑÑаÑии
без
какиÑ
-
либо
оговоÑок
ÑÑвеÑждаеÑÑÑ
,
ÑÑо
они
гово
-
ÑÑÑ
ÑолÑко
на
лазÑком
ÑзÑке
и
Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´ÑÑÑÑ
«
под
ÑилÑнÑм
влиÑни
-
ем
ÑÑÑеÑкой
кÑлÑÑÑÑÑ
».
Ðо
ÑÑо
опиÑание
ÑкоÑее
оÑноÑиÑÑÑ
к
19-
мÑ
ÑÑолеÑиÑ
.
Ð
ÑлÑÑае
Ñ
мингÑелами
коÑоÑко
поÑÑÑлиÑÑеÑÑÑ
иÑ
билингвалÑноÑÑÑ
(
мингÑелÑÑкий
и
гÑÑзинÑкий
ÑзÑки
),
но
не
Ñка
-
зÑваеÑÑÑ
,
ÑÑо
ÑÑа
билингвалÑноÑÑÑ
возникла
ÑолÑко
в
20
веке
.
ÐÑÑ Ð¸Ð²
ÐÐÐ
ÐÑÑзии
оÑклонил
ÑоÑÑавленнÑй
авÑоÑами
глоÑÑа
-
Ñий
и
пÑедложил
Ñвой
ваÑианÑ
,
пÑиведÑннÑй
вÑÑе
.
Ðднако
мÑ
вÑÑ
же
пÑедпоÑиÑаем
и
далее
иÑполÑзоваÑÑ
авÑоÑÑкий
ваÑианÑ
,
помеÑив
его
ÑооÑвеÑÑÑвÑÑÑим
обÑазом
.
ЧÑо
же
каÑаеÑÑÑ
глоÑÑаÑиÑ
,
пÑедложенного
аÑÑ Ð¸Ð²Ð¾Ð¼
,
Ñо
в
нем
,
Ñ
наÑей
ÑоÑки
зÑе
-