ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.09.2019
Просмотров: 7280
Скачиваний: 8
11
младÑÑ
ногÑей
»
знаковое
пÑозвание
â
СÑвениÑ
,
Ñ
.
е
.
ÑÑо
-
Ñо
напоминаÑÑее
о
ÑобÑÑиÑÑ
пÑоÑлого
3
.
ХаÑло
-
вÑ
ÐÑÑков
поÑÑоÑнно
пÑипоминал
ÑкобÑ
винÑ
в
ÑмеÑ
-
Ñи
Ñвоей
ÑеÑÑÑÑ
,
бÑвÑей
замÑжем
за
ÐаÑÑÑном
ÐеÑ
-
ÑовиÑем
: «
ÐÑ
ÑеÑÑÑиÑÑ
ÐаÑгаÑиÑÑ
ТимоÑеевнÑ
за
ÑÑо
ÑмоÑили
?» [2.
С
. 166].
ÐблиÑиÑелÑнÑÑ
ÑÑнкÑиÑ
ÑÑÑа
СÑвениÑ
вÑполнÑ
-
еÑ
в
ÑоÑ
моменÑ
,
когда
пÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ
Ñазделение
Ñ Ð°Ñлов
-
Ñкого
помеÑÑÑÑ
.
Ðн
вÑÑказÑваеÑ
Ñомнение
по
поводÑ
веÑноÑÑи
ÐннÑ
и
Ðвлампии
ÑвоемÑ
оÑÑÑ
и
поÑле
его
«
оÑÑеÑениÑ
»: «â¦
а
воÑ
мÑ
поÑмоÑÑим
,
по
вкÑÑÑ
ли
емÑ
ÑамомÑ
пÑидеÑÑÑ
ÑÑо
великодÑÑие
,
когда
его
,
Ñаба
божиÑ
,
голой
Ñпиной
...
да
на
Ñнег
!» [
Там
же
.
С
. 186].
Ð
когда
ХаÑлов
ÑеÑаеÑÑÑ
пÑимиÑиÑÑÑÑ
Ñо
Ñвоим
по
-
ложение
и
покоÑно
пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ
под
заÑиÑÑ
ÐаÑалÑи
ÐиколаевнÑ
,
СÑвениÑ
наÑинаеÑ
ÑеÑзаÑÑ
его
Ñвоими
наÑмеÑками
: «
Ðеликий
оÑноваÑелÑ
знамениÑого
Ñода
ХаÑловÑÑ
,
воззÑи
на
Ñвоего
поÑомка
!
Ðаков
он
еÑÑÑ
?»
[
Там
же
.
С
. 210].
ТÑÑгеневÑкий
ÑÑÑ
понимаеÑ
,
ÑÑо
ÑепеÑÑ
ÐаÑÑÑн
ÐеÑÑовиÑ
по
ÑвоемÑ
положениÑ
ÑÑав
-
нÑлÑÑ
Ñ
ним
,
лиÑилÑÑ
ÑобÑÑвенного
кÑова
и
вÑнÑжден
пÑоÑиÑÑ
«
ÑÑжого
Ñ Ð»ÐµÐ±Ð°
»: «
Ð
ÑепеÑÑ
небоÑÑ
Ñаким
же
пÑиживалÑÑиком
ÑÑал
,
как
и
аз
гÑеÑнÑй
!
ЧÑо
ÐаÑ
-
ÑÑн
ХаÑлов
,
ÑÑо
СÑвениÑ
пÑÐ¾Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼ÐµÑ
â
ÑепеÑÑ
вÑе
едино
!
ÐодаÑками
Ñоже
коÑмиÑÑÑÑ
бÑдеÑ
!» [
Там
же
].
ÐÑо
,
безÑÑловно
,
оÑÑÑлаеÑ
к
ÑÑавнÑвÑимÑÑ
позиÑиÑм
ÐиÑа
и
его
ÑÑÑа
в
ÑÑагедии
ШекÑпиÑа
.
Также
показаÑелÑна
в
ÑекÑпиÑовÑкой
пÑеÑе
оÑобен
-
ноÑÑÑ
обÑаÑениÑ
ÑÑÑа
к
ÐиÑÑ
.
Ðн
назÑваеÑ
его
nuncle
(
оÑ
mine uncle) â
дÑдÑ
,
дÑдÑÑка
,
дÑденÑка
,
Ñ
.
е
.
ÑÑиÑаеÑ
ÑÑÑÑ
ли
не
кÑовнÑм
ÑодÑÑвенником
.
СÑвениÑ
Ñоже
обо
-
знаÑаеÑ
близкое
ÑодÑÑво
междÑ
Ñобой
и
ХаÑловÑм
,
по
-
ÑÑоÑнно
именÑÑ
его
«
бÑаÑÑем
»: «
ÐÑ
,
как
вÑ
менÑ
иÑпÑ
-
гали
,
бÑаÑеÑ
поÑÑеннейÑий
!» [
Там
же
.
С
. 211]; «
ÐаÑÑÑн
ÐеÑÑовиÑ
!
бÑаÑеÑ
,
пÑоÑÑиÑе
великодÑÑно
!» [
Там
же
.
С
. 218].
ÐÑо
вновÑ
ÑказÑваеÑ
на
поÑÑепенное
ÑÑавнива
-
ние
ÑÑÑовÑкой
и
коÑолевÑкой
позиÑий
.
ÐнÑеÑеÑно
,
ÑÑо
в
ÑÑагедии
ШекÑпиÑа
«
ÑÑÑ
поÑв
-
лÑеÑÑÑ
ÑолÑко
в
ÑоÑ
моменÑ
,
когда
ÐиÑ
впеÑвÑе
наÑи
-
наеÑ
видеÑÑ
,
ÑÑо
вÑе
вокÑÑг
него
не
ÑовÑем
Ñак
,
как
он
пÑедполагал
.
Ðогда
же
пÑозÑение
ÐиÑа
доÑÑигаеÑ
Ñво
-
его
завеÑÑениÑ
,
ÑÑÑ
иÑÑезаеÑ
» [15.
С
. 143].
ÐоÑле
гибели
ХаÑлова
Ñ
СÑвениÑом
пÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ
каÑдиналÑ
-
наÑ
пеÑемена
â
он
поÑÑи
навÑегда
замолкаеÑ
,
на
него
Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ
«
ÑÑевожнаÑ
и
подлаÑ
Ð¼ÐµÐ»Ð°Ð½Ñ Ð¾Ð»Ð¸Ñ
» â
пеÑедви
-
гаÑÑÑ
на
ÑÑпоÑкаÑ
,
он
беÑÑмÑÑленно
ÑепÑал
: «
Чи
-
ÑаÑ
!» [2.
Т
. 8.
С
. 222].
Ðод
одеждой
ÑекÑпиÑовÑкого
ÑÑÑа
обнаÑÑжива
-
ÑÑÑÑ
«
болÑÑой
Ñм
и
болÑÑое
ÑеÑдÑе
» [15.
С
. 142].
ÐÑоÑ
пеÑÑонаж
â
воплоÑение
наÑодной
мÑдÑоÑÑи
,
вÑнÑжденной
ÑкÑÑваÑÑÑÑ
за
бÑÑÑонной
маÑкой
.
С
одной
ÑÑоÑонÑ
,
ÑÑÑовÑкой
колпак
даеÑ
геÑоÑ
воз
-
можноÑÑÑ
говоÑиÑÑ
Ñвободно
и
оÑкÑÑÑо
,
пÑенебÑегаÑÑ
ÑоÑловнÑми
запÑеÑами
.
Ðо
Ñ
дÑÑгой
â
он
обÑекаеÑ
Ñвоего
ноÑиÑелÑ
на
абÑолÑÑное
Ñнижение
.
Ð
ÑÑом
пÑоÑивоÑеÑии
заклÑÑаеÑÑÑ
ÑÑагиÑеÑкаÑ
ÑоÑÑавлÑÑÑаÑ
ÑигÑÑÑ
ÑÑÑа
.
Ð
повеÑÑи
ТÑÑгенева
положение
СÑвениÑа
не
по
-
лÑÑаеÑ
ÑÑолÑ
вÑÑокого
звÑÑаниÑ
.
Ðа
его
наÑмеÑливо
-
облиÑиÑелÑнÑми
ÑеÑами
не
ÑкÑÑваеÑÑÑ
огÑомной
внÑÑÑенней
ÑилÑ
.
Ðднако
авÑоÑ
дал
геÑоÑ
возмож
-
ноÑÑÑ
понÑÑÑ
вÑÑ
ÑÑжеÑÑÑ
поÑледÑÑвий
ÑказаннÑÑ
им
Ñлов
:
СÑвениÑ
ÑознаеÑ
ÑвоÑ
винÑ
в
Ñом
,
ÑÑо
довел
ХаÑлова
до
ÑазÑÑÑиÑелÑного
гнева
,
пÑиведÑего
к
гибели
.
Ðн
даже
пÑÑаеÑÑÑ
попÑоÑиÑÑ
Ñ
«
бÑаÑÑа
»
пÑо
-
Ñение
,
но
ÑаÑкаÑние
оÑÑаеÑÑÑ
безоÑвеÑнÑм
.
ÐÑимеÑа
-
ÑелÑно
,
ÑÑо
в
ÑеÑновом
авÑогÑаÑе
оконÑание
повеÑÑи
вклÑÑало
в
ÑебÑ
неболÑÑой
ÑÑагменÑ
,
ÑаÑÑказÑваÑ
-
Ñий
о
далÑнейÑей
ÑÑдÑбе
СÑвениÑа
: «
Ðн
ÑмеÑ
оÑ
пе
-
Ñелома
ноги
,
ÑваливÑиÑÑ
Ñ
леÑÑниÑÑ
в
пÑÑном
виде
,
и
пеÑед
ÑмеÑÑÑÑ
вÑе
ÑвеÑдил
,
ÑÑо
ÑÑо
,
мол
,
мне
за
ÐаÑ
-
ÑÑна
ÐеÑÑовиÑа
:
он
менÑ
ÑÑолкнÑл
» [18].
ÐеÑÑог
ÐÑÑгÑндÑкий
â
ÐиÑков
Ðба
геÑоÑ
â
неÑоÑÑоÑвÑиеÑÑ
Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸
младÑей
из
доÑеÑей
гоÑдого
влаÑÑиÑелÑ
.
ÐеÑÑог
ÐÑÑгÑндÑкий
бÑл
ÑоглаÑен
взÑÑÑ
в
женÑ
ÐоÑделиÑ
в
Ñом
ÑлÑÑае
, «
ко
-
гда
/
ÐенÑаннÑй
ÐиÑ
лиÑÑ
ÑолÑко
ÑоглаÑиÑÑÑ
/
ÐаÑÑ
доÑеÑи
обеÑаннÑÑ
ÑаÑÑÑ
» [16.
С
. 58].
ÐиÑаÑ
ÐоÑде
-
лиÑ
пÑиданого
,
ÐиÑ
лиÑаеÑ
ее
и
Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð°
в
лиÑе
геÑ
-
Ñога
.
Ðодобное
пÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ
и
в
иÑÑоÑии
Ñ
Ðвлампией
.
ÐайоÑ
ÐиÑков
,
коÑоÑого
ÐаÑалÑÑ
Ðиколаевна
пÑоÑиÑ
в
бÑдÑÑие
мÑжÑÑ
младÑей
доÑеÑи
ХаÑлова
,
оÑÑÑаеÑ
ÑебÑ
Ñже
поÑÑи
ÑоÑÑоÑвÑимÑÑ
владеÑелем
болÑÑей
половинÑ
Ñ Ð°ÑловÑкого
имениÑ
: «
ЦелÑÑ
ÑоÑÑ
в
поÑÑд
-
ке
ÑодеÑжал
,
по
ÑÑÑÑнке
Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð»Ð¸
,
а
ÑÑо
ÑÑо
же
-
Ñ
?
Ðле
-
вое
дело
» [2.
Т
. 8.
С
. 173].
ÐаÑÑÑн
ÐеÑÑовиÑ
пÑигла
-
ÑаеÑ
ÐиÑкова
на
оглаÑение
ÑазделÑного
акÑа
: «
ÐмÑ
как
Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ
ÑледÑеÑ
!» [
Там
же
.
С
. 176].
Ðоведение
майоÑа
на
ÑÑом
ÑоÑжеÑÑвенном
ÑобÑании
кÑаÑноÑеÑи
-
во
:
ÑÑлÑÑав
,
ÑÑо
ÑÑадебнÑй
дом
ХаÑлов
оÑдаеÑ
Ðвлампии
,
ÐиÑков
облизнÑлÑÑ
и
поÑпеÑил
вÑÑазиÑÑ
ÑвоÑ
пÑизнаÑелÑноÑÑÑ
â «
нагнÑлÑÑ
впеÑед
вÑем
коÑ
-
пÑÑом
» [
Там
же
.
С
. 183].
Ðн
Ñакже
ÑвилÑÑ
на
кÑÑлÑÑо
длÑ
обÑÑвлениÑ
«
вÑÑоÑайÑей
»
воли
кÑеÑÑÑÑнам
и
двоÑовÑм
,
а
во
вÑемÑ
молебна
Ñ
водоÑвÑÑием
«
благо
-
Ñодно
,
по
-
военномÑ
,
ÑÑÑÑ
-
ÑÑÑÑ
Ð¿Ð¾Ð¼Ð°Ñ Ð¸Ð²Ð°Ð»
палÑÑами
междÑ
ÑÑеÑÑей
и
ÑеÑвеÑÑой
пÑговиÑей
мÑндиÑа
» [
Там
же
.
С
. 185].
ÐаконеÑ
,
когда
СÑвениÑ
и
ÑÑÑÑпÑий
вÑÑа
-
зили
ÐаÑÑÑнÑ
ÐеÑÑовиÑÑ
Ñвои
ÑомнениÑ
оÑноÑиÑелÑ
-
но
веÑноÑÑи
и
пÑизнаÑелÑноÑÑи
доÑеÑей
,
ÐиÑков
под
-
Ñалкивал
ÐвлампиÑ
в
бок
,
пÑизÑваÑ
ее
ÑазвеÑÑÑ
вÑе
подозÑениÑ
,
а
поÑом
и
Ñам
«
вÑÑÑавил
бÑло
гÑÑдÑ
и
ногой
Ñлегка
ÑопнÑл
» [
Там
же
.
С
. 187].
ÐоÑле
Ñаздела
«
деÑжавÑ
»
ÐиÑков
,
как
и
бÑÑгÑнд
-
Ñкий
геÑÑог
,
лиÑилÑÑ
возможноÑÑи
вÑгодной
жениÑÑ
-
бÑ
.
Ðо
еÑли
в
ÑлÑÑае
ШекÑпиÑа
пÑиÑиной
поÑлÑжил
ÑамоÑÑоÑÑелÑнÑй
оÑказ
ÑаÑÑеÑливого
пÑеÑенденÑа
,
Ñо
в
ÑÑÑгеневÑком
ваÑианÑе
коÑÑÑÑномÑ
геÑоÑ
помеÑали
внеÑние
обÑÑоÑÑелÑÑÑва
â «
пÑиказ
»
СлÑÑкина
.
ÐенÑ
â
казаÑок
ÐакÑимка
ÐбÑазом
«
великого
веÑноподданного
»
ÐенÑа
ТÑÑге
-
нев
оÑкÑÑÑо
воÑÑ Ð¸ÑалÑÑ
,
о
Ñем
ÑвидеÑелÑÑÑвÑеÑ
его
пиÑÑмо
к
Ð
.
Ð
.
ÐÑÑжининÑ
: «
Я
пÑоÑлезилÑÑ
(Ã la lettre)
над
ним
.
ÐÑе
ÑÑи
Ñ Ð°ÑакÑеÑиÑÑики
â
вÑе
воззÑение
веÑно
,
ÑиÑоко
,
глÑбоко
â
иÑполнено
лÑбви
и
ÑвободÑ
» [1.
Т
. 3.
С
. 187].
ÐенÑ
Ñ
ШекÑпиÑа
â
ÑÑо
Ñимвол
пÑавдÑ
,
веÑноÑÑи
и
ÑеÑÑи
.
ÐблиÑаÑ
ложÑ
и
вÑазÑмлÑÑ
коÑолÑ
,
он
в
оÑвеÑ
полÑÑаеÑ
обвинение
в
измене
и
изгнание
.
Ðо
в
облике
незнакомÑа
он
вÑе
же
оÑÑаеÑÑÑ
надежнÑм
заÑиÑником
12
ÐиÑа
: «
ÐÑиÑла
поÑа
ÑлÑжиÑÑ
,
назло
изгнанÑÑ
/
Ðабо
-
ÑиÑÑÑÑ
о
бедном
коÑоле
/
Ð
много
дела
взÑÑÑ
к
Ñебе
на
плеÑи
» [16.
С
. 76].
ÐенÑовÑкое
ÑлÑжение
ÐиÑÑ
â
ÑÑо
не
пÑоÑвление
пÑизнака
вÑожденного
ÑабÑÑва
,
Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð¿ÑÑва
,
но
иÑкÑеннÑÑ
ÑамооÑвеÑженноÑÑÑ
,
ÑезÑлÑÑаÑ
ÑиÑÑой
пÑе
-
данноÑÑи
Ñеловека
ÑеловекÑ
.
Ðо
Ñвоим
ÑÑнкÑиÑм
ÐенÑÑ
в
повеÑÑи
ТÑÑгенева
Ñо
-
оÑвеÑÑÑвÑеÑ
казаÑок
ÐакÑимка
â
ÑеÑÑÑнадÑаÑилеÑний
двоÑовÑй
паÑенек
,
коÑоÑÑй
пÑебÑваеÑ
на
«
ÑлÑжбе
»
Ñ
ХаÑлова
.
ХаÑакÑеÑ
его
ÑлÑжениÑ
в
оÑделÑнÑÑ
ÑеÑÑаÑ
напоминаеÑ
веÑноподданниÑеÑкÑÑ
позиÑиÑ
геÑоÑ
ШекÑпиÑа
.
ÐазаÑок
ÐакÑимка
â
ÑÑо
единÑÑвеннÑй
Ñе
-
ловек
,
коÑоÑÑй
Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑÑ
ÑÑдом
Ñ
ХаÑловÑм
во
вÑемÑ
его
Ð¼ÐµÐ»Ð°Ð½Ñ Ð¾Ð»Ð¸ÑеÑкого
ÑоÑÑоÑниÑ
.
Ðн
или
пÑинималÑÑ
«
Ñ
обÑÑнÑм
пеÑеÑÑбанием
Ñлов
и
пеÑеÑÑановлением
ÑдаÑений
» [2.
Т
. 8.
С
. 164]
ÑиÑаÑÑ
ÐаÑÑÑнÑ
ÐеÑÑовиÑÑ
жÑÑнал
«
ÐокоÑÑийÑÑ
ÑÑÑдолÑбеÑ
»,
или
пеÑÑ
«
Ñон
-
ÑайÑим
голоÑком
заÑнÑвнÑÑ
пеÑенкÑ
» [
Там
же
].
ÐакÑимка
неизменно
ÑопÑовождал
«
коÑолÑ
»
в
его
Ð»Ð¸Ñ Ð¸Ñ
ÑазÑездаÑ
по
деÑевенÑкой
окÑÑге
: «...
пÑижавÑиÑÑ
вÑем
Ñелом
и
лиÑом
к
ÑвоемÑ
баÑинÑ
и
ÑпиÑаÑÑÑ
боÑÑ
-
ми
ногами
в
заднÑÑ
оÑÑ
дÑожек
,
он
казалÑÑ
лиÑÑиком
или
ÑеÑвÑком
,
ÑлÑÑайно
пÑиÑÑавÑим
к
воздвигавÑейÑÑ
пеÑед
ним
иÑполинÑкой
ÑÑÑе
» [
Там
же
.
С
. 162].
ÐоÑле
Ñого
,
как
ХаÑлов
вÑе
имение
оказÑваеÑ
доÑеÑÑм
,
он
ÑеÑÑеÑ
казаÑка
(
как
и
ÐиÑ
ÐенÑа
) â
его
оÑдаÑÑ
на
ÑÑе
-
ние
к
ÑоÑникÑ
.
ÐакÑимка
поÑледний
Ñаз
видиÑÑÑ
Ñ
ÐаÑÑÑном
ÐеÑÑовиÑем
в
моменÑ
ÑазоÑениÑ
кÑÑÑи
ÑлигелÑ
,
ÑоÑ
пÑизÑваеÑ
к
Ñебе
Ñвоего
«
оÑÑженоÑÑа
»:
«
Ðолезай
ко
мне
,
ÐакÑимÑÑка
,
ÑлÑга
мой
веÑнÑй
<â¦>
ÑÑанем
вмеÑÑе
оÑбиваÑÑÑÑ
оÑ
Ð»Ð¸Ñ Ð¸Ñ
ÑаÑаÑÑкиÑ
лÑдей
,
оÑ
воÑов
лиÑовÑкиÑ
!» [
Там
же
.
С
. 220].
ÐаконеÑ
,
когда
ХаÑлов
падаеÑ
Ñ
кÑÑÑи
и
ÑаÑÑи
-
баеÑÑÑ
,
казаÑок
ÐакÑимка
вÑказÑваеÑ
веÑноÑÑÑ
и
пÑе
-
данноÑÑÑ
ÑмиÑаÑÑемÑ
Ñ Ð¾Ð·ÑинÑ
: «...
пÑиблизилÑÑ
,
ÑÑал
на
одно
колено
и
,
далеко
оÑÑÑавив
дÑÑгÑÑ
ногÑ
,
как
-
Ñо
ÑеаÑÑалÑно
поддеÑживал
ÑÑкÑ
бÑвÑего
Ñвоего
ба
-
Ñина
» [2.
Т
. 8.
С
. 220].
ТеаÑÑалÑноÑÑÑ
позÑ
геÑоÑ
за
-
ÑÑавлÑеÑ
ÑÑомниÑÑÑÑ
в
его
иÑкÑенноÑÑи
,
однако
далее
ÑаÑÑказÑик
опÑовеÑгаеÑ
ÑÑо
недовеÑие
:
в
денÑ
Ð¿Ð¾Ñ Ð¾Ñон
ХаÑлова
ÐакÑимка
«
вÑводил
на
клиÑоÑе
Ñакие
Ñено
-
ÑовÑе
ноÑÑ
,
ÑÑо
в
иÑкÑенноÑÑи
его
пÑеданноÑÑи
по
-
койникÑ
,
конеÑно
,
Ñже
никÑо
ÑомневаÑÑÑÑ
не
мог
!»
[2.
Т
. 8.
С
. 222].
У
ШекÑпиÑа
обÑаз
ÐенÑа
пÑедÑÑавлен
в
плане
иÑ
-
клÑÑиÑелÑно
геÑоиÑеÑком
â
он
ÑÑажаеÑÑÑ
за
коÑолÑ
(
поединок
Ñ
ÐÑвалÑдом
),
пÑеÑеÑпеваеÑ
оÑ
него
наказа
-
ние
из
-
за
Ñвоей
веÑноÑÑи
(
ÑажаÑÑ
в
колодки
),
ÑводиÑ
его
оÑ
гибели
(
ÑопÑовождаеÑ
в
ÑÑепи
и
по
пÑÑи
в
ÐÑвÑ
).
Такой
вÑÑокой
позиÑии
Ñ
казаÑка
ÐакÑимки
неÑ
.
ÐÑли
ÐенÑ
ÑмÑдÑен
опÑÑом
и
закален
в
ÑÑажени
-
ÑÑ
,
Ñо
геÑой
ТÑÑгенева
â
ÑÑо
вÑего
лиÑÑ
пÑоÑÑоваÑÑй
паÑенек
,
каким
-
Ñо
обÑазом
попавÑий
в
ÑÑлÑжение
к
ÑÑмаÑбÑодномÑ
баÑинÑ
.
Ð
его
опиÑании
пÑеобладаеÑ
иÑониÑеÑкаÑ
окÑаÑка
,
коÑоÑаÑ
неÑовмеÑÑима
Ñ
обÑа
-
зом
«
великого
веÑноподданного
».
Ðо
знаÑимо
,
ÑÑо
в
ÑÑой
Ñоли
«
паладина
»
ÐакÑимкÑ
видиÑ
,
пÑежде
вÑего
,
Ñам
«
ÑÑепной
ÐиÑ
».
Ðменно
ÐаÑÑÑн
ÐеÑÑовиÑ
пÑи
-
близил
к
Ñебе
ÑÑого
деÑевенÑкого
ÑноÑÑ
и
наделил
его
Ñакими
ÑÑнкÑиÑми
,
коÑоÑÑе
Ñ Ð¾ÑÑ
бÑ
оÑдаленно
могли
напоминаÑÑ
ÑлÑжение
коÑолÑ
.
Ðажно
оÑме
-
ÑиÑÑ
,
ÑÑо
жеÑÑ
коленопÑеклонениÑ
,
иÑполÑзованнÑй
ÐакÑимкой
пÑи
пÑоÑании
Ñ
ХаÑловÑм
,
Ñо
вÑей
оÑе
-
видноÑÑÑÑ
оÑÑÑлаеÑ
к
поведениÑ
ÑÑÑаÑÑ
â
знак
глÑ
-
бокого
поÑÑениÑ
и
пÑеданноÑÑи
.
Таким
обÑазом
,
ÑовеÑÑенно
оÑевидно
,
ÑÑо
ТÑÑге
-
нев
ÑÑÑоиÑ
ÑвоÑ
повеÑÑÑ
по
Ñ ÑдожеÑÑвенной
канве
ÑÑагедии
ШекÑпиÑа
â
ÑÑо
ÑÑко
пÑоÑвлено
Ñже
на
пÑи
-
меÑе
обÑазов
геÑоев
.
Ðднако
ÑеÑÑ
идеÑ
не
о
ÑоÑмалÑ
-
ном
ÑооÑноÑении
(
Ð¿Ð¾Ñ Ð¾Ð¶
/
не
Ð¿Ð¾Ñ Ð¾Ð¶
),
а
об
оÑобенно
-
ÑÑÑÑ
Ñ ÑдожеÑÑвенного
моделиÑованиÑ
.
Ðаждое
дей
-
ÑÑвÑÑÑее
лиÑо
повеÑÑи
ТÑÑгенева
(
как
и
пÑеÑÑ
ан
-
глийÑкого
дÑамаÑÑÑга
)
обладаеÑ
индивидÑалÑноÑÑÑÑ
и
ÑамоÑÑоÑÑелÑноÑÑÑÑ
,
занимаеÑ
опÑеделенное
зна
-
Ñимое
(
нагÑÑженное
оÑобÑм
ÑмÑÑлом
)
меÑÑо
в
Ñ Ð¾Ð´Ðµ
ÑазвоÑаÑиваниÑ
«
лиÑовÑкой
»
дÑамÑ
.
ÐÐ ÐÐÐЧÐÐÐЯ
1
ÐоÑив
поÑеÑи
конÑ
ТÑÑгенев
ÑеализÑеÑ
в
ÑаÑÑказе
1872
г
. «
ÐонеÑ
ЧеÑÑÐ¾Ð¿Ñ Ð°Ð½Ð¾Ð²Ð°
»,
делаÑ
пÑи
ÑÑом
пÑÑмÑÑ
оÑÑÑлкÑ
к
«
РиÑаÑдÑ
III»
ШекÑ
-
пиÑа
.
2
ÐÑоÑ
ÑеÑение
авÑоÑа
ввеÑÑи
в
дейÑÑвие
повеÑÑи
ÑолÑко
двÑÑ
доÑеÑей
,
коÑоÑÑе
пÑедаÑÑ
оÑÑа
,
инÑеÑеÑно
ÑопоÑÑавиÑÑ
Ñ
ÑекÑпиÑовÑким
опÑÑом
ÐалÑзака
,
Ñ
коÑоÑого
в
Ñомане
«
ÐÑеÑ
ÐоÑио
»
лиÑовÑкий
геÑой
Ñакже
не
имееÑ
ÑÑеÑÑей
доÑеÑи
,
ÑÑиÑеÑки
пÑоÑивоÑÑоÑÑей
Ñвоим
ÑеÑÑÑам
.
ÐезÑÑловно
,
Ñ
опÑÑом
ÐалÑзака
бÑл
знаком
и
ТÑÑгенев
.
3
Слово
«
ÑÑвениÑ
»
пÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ
оÑ
ÑÑанÑÑзÑкого
souvenir
â
воÑпоминание
,
памÑÑÑ
,
напоминание
[19.
С
. 798].
ÐÐТÐÐ ÐТУРÐ
1.
ТÑÑгенев
Ð
.
С
.
Ðолное
ÑобÑание
ÑоÑинений
и
пиÑем
:
в
30
Ñ
.
ÐиÑÑма
:
в
18
Ñ
.
Ð
. :
ÐаÑка
, 1982 (
издание
пÑодолжаеÑÑÑ
).
2.
ТÑÑгенев
Ð
.
С
.
Ðолное
ÑобÑание
ÑоÑинений
и
пиÑем
:
в
30
Ñ
.
СоÑинениÑ
:
в
12
Ñ
.
Ð
. :
ÐаÑка
, 1978â1986.
3.
ÐиÑÑма
Ð
.
Ð
.
СÑÑÐ°Ñ Ð¾Ð²Ð°
Ф
.
Ð
.
ÐоÑÑоевÑкомÑ
/
пÑбл
.
Ð
.
С
.
Ðолинина
//
ШеÑÑидеÑÑÑÑе
годÑ
:
маÑеÑиалÑ
по
иÑÑоÑии
лиÑеÑаÑÑÑÑ
и
обÑе
-
ÑÑвенномÑ
движениÑ
.
Ð
. ;
Ð
. :
Ðзд
-
во
Ðкад
.
наÑк
СССÐ
, 1940.
С
. 255â281.
4.
СÑÑÐ°Ñ Ð¾Ð²
Ð
.
Ð
.
ÐоÑледние
пÑоизведениÑ
ТÑÑгенева
//
ÐаÑÑ
. 1871.
â
2.
С
. 1â32.
5.
ÐонÑаÑов
Ð
.
Ð
.
ÐзбÑаннÑе
пиÑÑма
//
ÐонÑаÑов
Ð
.
Ð
.
СобÑание
ÑоÑинений
:
в
8
Ñ
.
Ð
. :
ÐоÑлиÑиздаÑ
, 1955.
Т
. 8.
С
. 231â502.
6.
ÐоÑман
Ð
.
Ð
.
ÐÑимеÑание
к
повеÑÑи
«
СÑепной
коÑолÑ
ÐиÑ
» //
ТÑÑгенев
Ð
.
С
.
Ðолное
ÑобÑание
ÑоÑинений
и
пиÑем
:
в
28
Ñ
.
СоÑинениÑ
:
в
15
Ñ
.
Ð
. ;
Ð
. :
ÐаÑка
, 1965.
Т
. 10.
С
. 482â501.
7.
Ðевин
Ю
.
Ð
.
ШеÑÑидеÑÑÑÑе
годÑ
//
ШекÑпиÑ
и
ÑÑÑÑкаÑ
кÑлÑÑÑÑа
/
под
Ñед
.
Ð
.
Ð
.
ÐлекÑеева
.
Ð
. ;
Ð
. :
ÐаÑка
, 1965.
С
. 407â544.
8.
ÐевеÑова
Ð
.
Ð
.
ШекÑпиÑовÑкаÑ
Ñема
в
инÑеÑпÑеÑаÑии
Ð
.
С
ТÑÑгенева
(
повеÑÑÑ
«
СÑепной
коÑолÑ
ÐиÑ
») //
Ð ÑÑÑкаÑ
лиÑеÑаÑÑÑа
:
Ñб
.
наÑÑ
.
ÑÑÑдов
.
Ðлма
-
ÐÑа
, 1972.
ÐÑп
. III.
С
. 24â31.
9.
Ðовикова
Ð
.
Ð
.
ÐанÑоваÑ
динамика
малой
пÑозÑ
Ð
.
С
.
ТÑÑгенева
1860-
Ñ
годов
:
диÑ
. â¦
канд
.
Ñилол
.
наÑк
.
ТомÑк
, 1983. 215
Ñ
.
10.
Фомина
Ð
.
С
.
ÐаÑионалÑнаÑ
Ñ Ð°ÑакÑеÑологиÑ
в
пÑозе
Ð
.
С
.
ТÑÑгенева
:
диÑ
. â¦
д
-
Ñа
ÑилоÑ
.
наÑк
.
ТаÑÑÑ
, 2014. 149
Ñ
.
11.
Ð¡Ð²Ð°Ñ Ð¸Ð½Ð°
Ð
.
Ð
.
ФÑнкÑиÑ
кÑлÑÑÑÑной
памÑÑи
в
повеÑÑÑÑ
Ð
.
С
.
ТÑÑгенева
1850â1870-
Ñ
годов
:
диÑ
. â¦
канд
.
Ñилол
.
наÑк
.
ÐкаÑеÑинбÑÑг
,
2008. 210
Ñ
.
12.
Шиманова
Ð
.
Ю
.
ÐоÑив
ÑмеÑÑи
в
пÑозе
Ð
.
С
.
ТÑÑгенева
:
диÑ
. â¦
канд
.
Ñилол
.
наÑк
.
СамаÑа
, 2006. 156
Ñ
.
13
13.
ÐаÑÑова
Ð
.
Ð
.
ÐоÑÑика
поÑÑÑеÑа
в
повеÑÑÑÑ
Ð
.
С
.
ТÑÑгенева
:
диÑ
. â¦
канд
.
Ñилол
.
наÑк
.
Улан
-
УдÑ
, 2010. 193
Ñ
.
14.
ШекÑпиÑ
У
.
Ðолное
ÑобÑание
ÑоÑинений
:
в
8
Ñ
.
Ð
. :
ÐÑкÑÑÑÑво
, 1960.
15.
ÐоÑозов
Ð
.
Ð
.
ТеаÑÑ
ШекÑпиÑа
.
Ð
. :
ÐÑеÑоÑ
.
ÑеаÑÑ
.
обÑеÑÑво
, 1984. 305
Ñ
.
16.
ÐоÑолÑ
ÐиÑ
.
ТÑагедиÑ
в
пÑÑи
дейÑÑвиÑÑ
ШекÑпиÑа
/
пеÑ
.
Ð
.
Ð
.
ÐÑÑжинина
.
СÐб
., 1857. 176
Ñ
.
17.
ÐÑÑжинин
Ð
.
Ð
.
ÐÑÑÑпление
к
пеÑеводÑ
//
ÐоÑолÑ
ÐиÑ
.
ТÑагедиÑ
в
пÑÑи
дейÑÑвиÑÑ
ШекÑпиÑа
/
пеÑ
.
Ð
.
Ð
.
ÐÑÑжинина
.
СÐб
., 1857.
С
. 2â48.
18. Tourguéniev I. L'Infortunée. Le Roi Lear de la steppe. L'Exécution de Tropmann. Mazon. 26. M. 12 : manuscrits parisiens // Bibliothèque
nationale de France. Département des Manuscrits. 1801â1900. Slave 85. Manuscrits parisiens XII.
19.
ÐанÑина
Ð
.
Ð
.
ФÑанÑÑзÑко
-
ÑÑÑÑкий
ÑловаÑÑ
.
Ð
. :
Ð ÑÑ
.
Ñз
., 1982. 912
Ñ
.
СÑаÑÑÑ
пÑедÑÑавлена
наÑÑной
ÑедакÑией
«
ФилологиÑ
» 30
ноÑбÑÑ
2017
г
.
THE SHAKESPEARE TEXT OF THE STORY âA LEAR OF THE STEPPESâ BY I. TURGENEV: CHARACTERSâ
IMAGES
Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta â Tomsk State University Journal,
2018, 426, 5â13.
DOI: 10.17223/15617793/426/1
Ivan O. Volkov,
Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: wolkoviv@gmail.com
Keywords:
I. Turgenev; Shakespeare; âA Lear of the Steppesâ; âKing Learâ.
The article is about the comparative analysis of the tragedy âKing Learâ by Shakespeare and of Turgenevâs story âA Lear of the
Steppesâ. During all his life and creative work, Turgenev was occupied with research, understanding and popularization of Shake-
speareâs discoveries in the âartistic study of human natureâ. Shakespeareâs belief in the human being organically combined with his own
humanistic principles. Creating a story with an evident orientation toward the English dramatistâs tragedy, Turgenev included elements in
its structure which would designate moments of artistic rapprochement. This arrangement developed at the levels of the genre, the plot,
the conflict, the charactersâ images and the space. However, the writer did not see the problem of a literal reproduction of the form and
content of âKing Learâ: it would have meant an intolerable simplification of the artistic conception. Shakespeareâs experience did not
hide the problem of the understanding of national material from Turgenev but served as a significant reference point in modeling the
tragic tempers and images. The accent on Shakespeareâs figurativeness, the author already expressed in the title, later shows in the expo-
sition where a reader can see âsix persons sitting in the house of their old fellow student one winter eveningâ who are speaking about
Shakespeareâs types. Before starting to talk about King Lear, each of them names one character they have met in reality: Hamlet, Othel-
lo, Falstaff, Richard III and Macbeth. The list of the names does not remain a simple mention: certain moments of all these types or par-
ticular details of the works are represented in the further narration. From separate Shakespeareâs âinsertionsâ Turgenev goes to the mod-
eling of particular artistic images which show their specificity in the material of the usual Russian reality. Making the story on the artistic
basis of Shakespeareâs tragedy, Turgenev tries the roles of the tragedy characters on his own ones. The author puts a representative of a
specific national world who has a strong temper and the might of a boundless power in the center of the dramatic action. The representa-
tive is Martin Harlov, a steppe landowner who fairly aspires to the role of the proud monarch. The writer makes almost all characters
participate in the large-scale âKing Learâ drama. The writer gives everyone their own individuality and independence, and determines
their important (laden with a particular meaning) place in the tragic history.
REFERENCES
1. Turgenev, I.S. (1982âcont.)
Polnoe sobranie sochineniy i pisem: v 30 t. Pisâma: v 18 t.
[Complete works and letters: in 30 vols. Letters: in 18 vols].
Moscow: Nauka.
2. Turgenev, I.S. (1978â1986)
Polnoe sobranie sochineniy i pisem: v 30 t. Sochineniya: v 12 t.
[Complete works and letters: in 30 vols. Works: in 12
vols]. Moscow: Nauka.
3. Dolinin, A.S. (1940) Pisâma N.N. Strakhova F.M. Dostoevskomu [Letters of N.N. Strakhov to F.M. Dostoevsky]. In: Piksanov, N.K. &
Tsekhnovitser, O.V. (eds)
Shestidesyatye gody: materialy po istorii literatury i obshchestvennomu dvizheniyu
[The sixties: materials on the histo-
ry of literature and the social movement]. Moscow; Leningrad: USSR AS.
4. Strakhov, N.N. (1871) Poslednie proizvedeniya Turgeneva [The last works by Turgenev].
Zarya
. 2. pp. 1â32.
5. Goncharov, I.A. (1955)
Sobranie sochineniy: v 8 t.
[Works: in 8 vols]. Vol. 8. Moscow: Goslitizdat. pp. 231â502.
6. Lotman, L.M. (1965) Primechanie k povesti âStepnoy korolâ Lirâ [Note to the story âA Lear of the Steppesâ]. In: Turgenev, I.S.
Polnoe sobranie
sochineniy i pisem: v 28 t. Sochineniya: v 15 t.
[Complete works and letters: in 28 vols. Works: in 15 vols]. Vol. 10. Moscow; Leningrad: Nauka.
7. Levin, Yu.D. (1965) Shestidesyatye gody [The sixties]. In: Alekseev, M.P. (ed.)
Shekspir i russkaya kulâtura
[Shakespeare and Russian culture].
Moscow; Leningrad: Nauka.
8. Neverova, E.N. (1972) Shekspirovskaya tema v interpretatsii I.S Turgeneva (povestâ âStepnoy korolâ Lirâ) [Shakespeareâs theme in the interpretation of I.S.
Turgenev (the story âA Lear of the Steppesâ)]. In: Smirnova, N.S. (ed.)
Russkaya literatura
[Russian Literature]. Is. 3. Alma-Ata: [s.n.].
9. Novikova, E.G. (1983)
Zhanrovaya dinamika maloy prozy I.S. Turgeneva 1860-kh godov
[The genre dynamics of small prose of I.S. Turgenev of
the 1860s]. Philology Cand. Diss. Tomsk.
10. Fomina, E.S. (2014)
Natsionalânaya kharakterologiya v proze I.S. Turgeneva
[National characterology in I.S. Turgenevâs prose]. Philosophy Dr.
Diss. Tartu.
11. Svakhina, O.V. (2008)
Funktsiya kulâturnoy pamyati v povestyakh I.S. Turgeneva 1850â1870-kh godov
[The function of cultural memory in the
stories of I.S. Turgenev of the 1850sâ1870s]. Philology Cand. Diss. Ekaterinburg.
12. Shimanova, E.Yu. (2006)
Motiv smerti v proze I.S. Turgeneva
[The motif of death in the prose of I.S. Turgenev]. Philology Cand. Diss. Samara.
13. Kaurova, E.M. (2010)
Poetika portreta v povestyakh I.S. Turgeneva
[The poetics of the portrait in the stories of I.S. Turgenev]. Philology Cand.
Diss. Ulan-Ude.
14. Shakespeare, W. (1960)
Polnoe sobranie sochineniy: v 8 t.
[Complete works: in 8 vols]. Translated from English. Moscow: Iskusstvo.
15. Morozov, M.M. (1984)
Teatr Shekspira
[Shakespeareâs theater]. Moscow: Vseros. teatr. obshchestvo.
16. Shakespeare, W. (1857)
Korolâ Lir. Tragediya v pyati deystviyakh Shekspira
[King Lear. The tragedy in five acts by Shakespeare]. Translated from English
by A.V. Druzhinin. St. Petersburg: V tipografii Glavnago shtaba Ego Imperatorskago Velichestva po voenno-uchebnym zavedeniyam.
17. Druzhinin, A.V. (1857) Vstuplenie k perevodu [Introduction to the translation]. In: Shakespeare, W. (1857)
Korolâ Lir. Tragediya v pyati deystvi-
yakh Shekspira
[King Lear. The tragedy in five acts by Shakespeare]. Translated from English by A.V. Druzhinin. St. Petersburg: V tipografii
Glavnago shtaba Ego Imperatorskago Velichestva po voenno-uchebnym zavedeniyam.
18. National Library of France. Department of Manuscripts. 1801â1900. Slaves 85. Paris Manuscripts XII. Mazon. 26. M. 12: Paris manuscripts. Tourguéniev,
I.
LâInfortunée. Le Roi Lear de la steppe. LâExécution de Tropmann
[The Unfortunate. A Lear of the Steppes. Execution of Tropmann.].
19. Ganshina, K.A. (1982)
Frantsuzsko-russkiy slovarâ
[French-Russian dictionary]. Moscow: Russkiy yazyk.
Received: 30 November 2017
14
ÐеÑÑник
ТомÑкого
гоÑÑдаÑÑÑвенного
ÑнивеÑÑиÑеÑа
. 2018.
â
426.
С
. 14â26.
DOI: 10.17223/15617793/426/2
УÐÐ
821.161.1
Ð
.
Ð
.
ÐавгоÑодний
Ð ÐЦÐÐЦÐЯ
ÐÐÐÐЫ
Ð
.
Ð
.
ÐÐÐÐÐЯ
«
ÐÐРТÐЫÐ
ÐУШÐ
»
ÐÐ
ФРÐÐЦÐÐ
:
ÐÐÐÐУ
ÐÐУÐЯ
ÐÐÐ ÐÐЫÐÐ
ÐÐÐÐÐÐÐ
ХХ
в
.
ÐзÑÑаÑÑÑÑ
оÑобенноÑÑи
ÑÑанÑÑзÑкого
воÑпÑиÑÑиÑ
«
ÐеÑÑвÑÑ
дÑÑ
»
Ð
.
Ð
.
ÐоголÑ
в
пеÑиод
междÑ
двÑмÑ
ÑÐ¿Ð¾Ñ Ð°Ð»ÑнÑми
ÑобÑ
-
ÑиÑми
.
ÐбÑаÑаеÑÑÑ
внимание
на
иÑÑоÑиÑеÑкий
конÑекÑÑ
,
в
ÑÑловиÑÑ
коÑоÑого
пÑоÑвилаÑÑ
оÑобаÑ
ÑолÑ
ÑÑÑÑкой
ÑмигÑаÑии
в
ÑÑвоении
ÑÑанÑÑзами
гоголевÑкого
пÑоизведениÑ
.
ÐнализиÑÑÑÑÑÑ
новÑе
инÑеÑпÑеÑаÑии
поÑмÑ
,
ÑÑавÑие
доÑÑÑпнÑми
ÑÑанкоÑзÑÑномÑ
ÑиÑаÑелÑ
,
в
Ñом
ÑиÑле
благодаÑÑ
ÑÑанÑÑзÑким
ÑлавиÑÑам
.
ÐÑмеÑаеÑÑÑ
вÑÑокаÑ
знаÑимоÑÑÑ
поÑвлениÑ
но
-
вÑÑ
более
каÑеÑÑвеннÑÑ
пеÑеводов
длÑ
ÑеÑепÑии
данного
пÑоизведениÑ
во
ФÑанÑии
.
Ð Ñд
иÑÑоÑников
,
иÑполÑзованнÑÑ
в
ÑÑаÑÑе
,
впеÑвÑе
вводиÑÑÑ
в
наÑÑнÑй
обоÑоÑ
оÑеÑеÑÑвенного
лиÑеÑаÑÑÑоведениÑ
.
ÐлÑÑевÑе
Ñлова
:
ÐоголÑ
; «
ÐеÑÑвÑе
дÑÑи
»;
ÑеÑепÑиÑ
;
Ñимволизм
;
Ðонго
;
ÑÑанÑÑзÑкий
пеÑевод
;
ÐегÑа
.
РеволÑÑиÑ
1917
г
.
и
поÑледÑÑÑее
заклÑÑение
ÐÑеÑÑ
-
ÐиÑовÑкого
миÑного
договоÑа
не
могли
не
Ñка
-
заÑÑÑÑ
на
оÑноÑении
ÑÑанÑÑзов
к
РоÑÑии
,
ее
кÑлÑÑÑÑе
вообÑе
и
лиÑеÑаÑÑÑе
в
ÑаÑÑноÑÑи
.
Ðменно
в
поÑлед
-
ней
они
заÑаÑÑÑÑ
иÑкали
обÑÑÑнение
ÑÐ¿Ð¾Ñ Ð°Ð»ÑнÑм
пе
-
Ñеменам
в
РоÑÑии
: «â¦
наÑинаÑ
Ñ
1815
г
.,
моменÑа
оконÑаниÑ
великого
пÑоÑивоÑÑоÑниÑ
Ñ
Ðаполеоном
,
ÑазвиÑие
ÑеволÑÑионнÑÑ
идей
надо
бÑло
иÑкаÑÑ
Ñже
не
напÑÑмÑÑ
в
полиÑиÑеÑкой
и
ÑоÑиалÑной
иÑÑоÑии
РоÑÑии
<â¦>
они
(
идеи
. â
Ð
.
Ð
.
)
наÑли
Ñебе
меÑÑо
под
ÑÑеклÑннÑм
покÑовом
,
под
коÑоÑÑм
они
Ñмогли
пÑи
-
ÑаиÑÑÑÑ
и
Ñ
ÑеÑ
поÑ
беÑпÑепÑÑÑÑвенно
пÑÐ¾Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑ
ÑквозÑ
него
â
ÑквозÑ
покÑов
лиÑеÑаÑÑÑÑ
» [1. P. 28].
Ð
ÑвоÑÑеÑÑвÑ
ÐоголÑ
в
ÑÑом
ÑмÑÑле
бÑло
пÑикова
-
но
оÑобое
внимание
: «
ÐлÑ
наÑ
,
ÑегоднÑ
,
неÑжели
не
оÑевидно
,
ÑÑо
ÑÑа
ÑдивиÑелÑнаÑ
ÑÑÑÑкаÑ
ÑеволÑÑиÑ
1
по
ÑÑÑи
ÑеализÑеÑ
мÑÑли
ÐоголÑ
и
ТÑÑгенева
,
ТолÑÑо
-
го
,
ÐоÑÑоевÑкого
и
ÐоÑÑкого
,
как
наÑа
ÑеволÑÑиÑ
Ñеализовала
идеи
ÐолÑÑеÑа
и
ÐонÑеÑкÑе
,
ÐидÑо
и
Ðан
-
Ðака
Ð ÑÑÑо
?
Ð
комедии
РевизоÑ
ÐоголÑ
беÑпо
-
Ñадно
вÑÑмеиваеÑ
пÑеÑловÑÑÑÑ
бÑÑокÑаÑиÑ
,
а
поÑле
,
в
ÐеÑÑвÑÑ
дÑÑаÑ
,
он
вÑÑажаеÑ
Ñо
ÑоÑиалÑное
Ñо
-
ÑÑÑадание
,
ÑÑ
лÑбовÑ
к
ÑеловекÑ
,
коÑоÑÑе
заÑÑавлÑÑÑ
Ñамого
ÐогÑÑ
вÑпомниÑÑ
о
наÑем
ÐиÑле
и
наÑем
ÐикÑоÑе
ÐÑго
» [2. P. 1].
ÐÑи
ÑÑом
,
как
ÑпÑаведливо
оÑмеÑаеÑ
Ðлод
де
ÐÑев
,
ÑÑоÑ
пеÑиод
длÑ
болÑÑинÑÑва
ÑÑанÑÑзов
бÑл
вÑеменем
,
когда
ÑмеÑалиÑÑ
недовеÑие
и
завоÑоженноÑÑÑ
по
оÑноÑениÑ
к
новой
РоÑÑии
[3.
С
. 211].
Ðб
ÑÑом
же
пÑимениÑелÑно
к
ÑомÑ
пеÑиодÑ
пиÑал
ÐлÑÑ
ÐÑенбÑÑг
: «â¦
на
ÐоÑквÑ
ÑмоÑÑÑÑ
вÑе
â
одни
Ñ
надеждой
,
дÑÑгие
Ñ
опаÑкой
» [4.
С
. 417].
С
одной
ÑÑоÑонÑ
,
ÑÑо
вÑÑазилоÑÑ
,
как
оÑмеÑаеÑ
Ð
.
ÐеÑков
,
в
оÑмене
пÑеподаваниÑ
ÑÑÑÑкого
ÑзÑка
в
лиÑеÑÑ
[5.
С
. 752],
Ñ
дÑÑгой
â
во
ФÑанÑии
наблÑдалÑÑ
«
новÑй
вÑплеÑк
лÑбопÑÑÑÑва
по
оÑноÑениÑ
к
пÑоиз
-
ведениÑм
,
ÑоздававÑимÑÑ
в
ÑÑаÑой
РоÑÑии
» [3.
С
. 211]. «
ÐеÑÑвÑе
дÑÑи
»
не
ÑÑали
иÑклÑÑением
.
Ðо
пÑежде
Ñем
наÑаÑÑ
ÑаÑÑмоÑÑение
ÑеÑепÑии
по
-
ÑмÑ
в
ÑказаннÑй
пеÑиод
,
Ñ Ð¾ÑелоÑÑ
бÑ
обÑаÑиÑÑÑÑ
к
некоÑоÑÑм
имеÑÑимÑÑ
на
ÑоÑ
моменÑ
ÑезÑлÑÑаÑам
пÑоникновениÑ
«
ÐеÑÑвÑÑ
дÑÑ
»
во
ÑÑанÑÑзÑкое
кÑлÑ
-
ÑÑÑное
пÑоÑÑÑанÑÑво
,
в
Ñом
ÑиÑле
на
ÑÑовнÑÑ
,
напÑÑ
-
мÑÑ
не
ÑвÑзаннÑÑ
Ñ
лиÑеÑаÑÑÑой
.
Ðа
оÑновании
име
-
ÑÑÐ¸Ñ ÑÑ
в
наÑем
ÑаÑпоÑÑжении
докÑменÑов
можно
заклÑÑиÑÑ
,
ÑÑо
поÑма
ÑÑала
Ð²Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑ
â
пÑавда
,
ÑолÑко
избÑаннÑе
главÑ
â
в
ÑиÑло
обÑзаÑелÑнÑÑ
пÑоизведе
-
ний
длÑ
изÑÑениÑ
в
ÑнивеÑÑиÑеÑаÑ
ÐаÑижа
(
главÑ
1â3
и
поÑледнÑÑ
Ñ
1917
г
.
по
1922
г
.) [6â8],
Ðиона
(
главÑ
1â3
Ñ
1918
по
1919
г
.;
ÑаÑÑÑ
1
Ñ
1920
по
1926
г
.) [8; 9.
P. 152; 10. P. 78; 11. P. 117; 12. P. 115; 13. P. 115]
и
ÐиллÑ
(
главÑ
1â3
и
поÑледнÑÑ
Ñ
1917
по
1919
г
.;
ÑаÑÑÑ
1,
главÑ
V, VI, VIII
Ñ
1920
по
1922
г
.)
2
[6; 7; 14].
Ð
ÑеаÑÑаÑ
пÑÐ¾Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð»Ð¸
ÑÑениÑ
оÑÑÑвков
из
поÑмÑ
[15.
P. 3],
оÑÑÑеÑÑвлÑлиÑÑ
поÑÑановки
ее
ÑÑагменÑов
[16.
P. 4; 17. P. 6].
ÐиноÑÑÑдиÑ
Markus
планиÑовала
ÑнÑÑÑ
ÑилÑм
по
моÑивам
«
ÐеÑÑвÑÑ
дÑÑ
» [18. P.
3].
С
геÑоÑми
поÑмÑ
наÑинаÑÑ
ÑооÑноÑиÑÑ
пеÑÑонажей
новÑÑ
лиÑеÑаÑÑÑнÑÑ
пÑоизведений
[19. P. 4]. «
ÐеÑÑ
-
вÑе
дÑÑи
»
ÑÑановÑÑÑÑ
обÑекÑом
ÑиÑиÑованиÑ
в
изда
-
ниÑÑ
,
поÑвÑÑеннÑÑ
ÑамÑм
ÑазлиÑнÑм
ÑÑеÑам
деÑ
-
ÑелÑноÑÑи
.
ÐапÑимеÑ
,
ÑÑаÑÑÑ
«
РоÑкоÑÑ
одежд
в
ÐÑев
-
ней
ФÑанÑии
»,
вÑÑедÑей
в
жÑÑнале
La Soierie de
Lyon
(
ШелковаÑ
пÑомÑÑленноÑÑÑ
Ðиона
)
наÑинаеÑÑÑ
Ñак
: «
Ð
â
ÐеÑÑвÑÑ
дÑÑаÑ
â
Ðиколай
ÐоголÑ
ÑÑавиÑ
ÑледÑÑÑий
вопÑоÑ
: â
ÐиÑÑкаÑ
ÑоÑкоÑÑ
â
ÑÑо
неÑÑо
полезное
и
Ñ Ð¾ÑоÑее
,
или
беÑполезное
и
гибелÑное
?â
([20. P. 37] â
Ð
.
Ð
.
)» [21. P. 10].
Ðднако
здеÑÑ
имееÑÑÑ
один
нÑанÑ
â
ÑÑо
не
Ñлова
ÐоголÑ
,
а
измÑÑлениÑ
пе
-
ÑеводÑика
ШаÑÑÑеÑа
,
Ñак
емÑ
ÑвойÑÑвеннÑе
[22.
С
. 30].
Тем
не
менее
оÑевидно
,
ÑÑо
не
имей
ÐоголÑ
авÑо
-
ÑиÑеÑа
,
а
«
ÐеÑÑвÑе
дÑÑи
» â
опÑеделенной
извеÑÑно
-
ÑÑи
,
не
бÑло
бÑ
и
ÑиÑаÑÑ
.
Ð
воÑ
как
иÑполÑзÑеÑ
поÑмÑ
авÑоÑ
ÑÑаÑÑи
,
поÑвÑÑенной
ÑÑаÑиÑÑике
: «
ÐÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾
опеÑиÑоваÑÑ
живой
ÑÑаÑиÑÑикой
,
а
не
пÑÑаÑÑÑÑ
кол
-
лекÑиониÑоваÑÑ
меÑÑвÑе
дÑÑи
наподобие
знамениÑо
-
го
геÑоÑ
ÐоголÑ
» [23. P. 1].
Ðе
обоÑлоÑÑ
и
без
кÑÑÑез
-
нÑÑ
конÑекÑÑов
.
Так
,
ÑÑазÑ
неÑколÑко
газеÑ
пÑиблизи
-
ÑелÑно
в
одно
и
Ñо
же
вÑемÑ
поведали
ÑÑанÑÑзÑкомÑ
ÑиÑаÑелÑ
о
ÑÑÑке
Ð
.
Ð
.
ТолÑÑого
,
в
коÑоÑой
он
, «
по
-
могаÑ
»
амеÑиканÑкой
поклонниÑе
вÑпомниÑÑ
назва
-
ние
Ñвоего
пÑоизведениÑ
,
более
вÑего
взволновавÑее
ее
,
пÑоизноÑиÑ
: «â
ÐеÑÑвÑе
дÑÑи
â,
веÑоÑÑно
?»⦠[24.
P. 2; 25. P. 173; 26. P. 2; 27. P. 2].
ТакаÑ
ÑиÑÑаÑиÑ
во
-
кÑÑг
гоголевÑкого
ÑвоÑениÑ
на
«
Ð¾Ð±Ð¸Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¼
»
ÑÑовне
,
полагаем
,
ÑкладÑвалаÑÑ
во
многом
благодаÑÑ
кÑиÑи
-
ÑеÑким
,
лиÑеÑаÑÑÑоведÑеÑким
и
пеÑеводнÑм
ÑабоÑам
.
ÐожалÑй
,
пеÑвÑм
знаÑимÑм
ÑобÑÑием
в
ÑаÑÑмаÑ
-
ÑиваемÑй
пеÑиод
ÑеÑепÑии
«
ÐеÑÑвÑÑ
дÑÑ
»
во
ФÑан
-
Ñии
ÑÑал
вÑÑ Ð¾Ð´
в
1922
г
.
ÑÑеÑÑего
пеÑевода
поÑмÑ
â
ÐаÑка
Семенова
[28. P. 3].
Ð
пеÑеводе
Семенова
не
бÑло
ÑÑолÑко
опÑÑений
,
ÑколÑко
иÑ
бÑло
в
ваÑианÑе
15
ÐоÑо
и
ÑÑолÑко
добавлений
,
ÑколÑко
Ñ
ШаÑÑÑеÑа
.
Уже
один
ÑÑоÑ
ÑакÑ
позволÑл
ÑаÑÑÑиÑÑваÑÑ
на
до
-
ÑÑойнÑÑ
ÑÑдÑбÑ
данной
ÑабоÑÑ
во
ÑÑанÑÑзÑком
кÑлÑ
-
ÑÑÑном
пÑоÑÑÑанÑÑве
.
Ðо
в
Ñелом
к
данномÑ
пеÑеводÑ
подоÑли
бÑ
непеÑеводоведÑеÑкие
ÑпиÑеÑÑ
«
ÑмеÑен
-
нÑй
», «
ÑдеÑжаннÑй
».
ТакаÑ
Ñ Ð°ÑакÑеÑиÑÑика
,
Ñ
одной
ÑÑоÑонÑ
,
подÑеÑкиваеÑ
добÑоÑноÑÑÑ
ÑабоÑÑ
,
но
Ñ
дÑÑ
-
гой
â
можеÑ
ÑвидеÑелÑÑÑвоваÑÑ
об
иÑкаженной
пеÑе
-
даÑе
богаÑого
,
ÑвоеобÑазного
,
не
имеÑÑего
ниÑего
обÑего
Ñ
«
ÑмеÑенноÑÑÑÑ
»
ÑзÑка
ÐоголÑ
.
СÑоиÑ
оÑме
-
ÑиÑÑ
,
ÑÑо
пеÑеводÑик
бÑл
вÑÑ Ð¾Ð´Ñем
из
РоÑÑии
.
Ðак
мÑ
Ñвидим
далее
,
именно
ÑмигÑанÑÑ
ÑÑанÑÑ
игÑаÑÑ
однÑ
из
ведÑÑиÑ
Ñолей
в
оÑвоении
гоголевÑкой
поÑмÑ
во
ФÑанÑии
,
о
коÑоÑой
Ñам
вÑе
еÑе
«
ÑлиÑком
мало
знали
» [29. P. 1].
ÐÑли
ÑÑеÑий
пеÑевод
пÑиÑлоÑÑ
ждаÑÑ
более
Ñе
-
ÑÑидеÑÑÑи
леÑ
,
Ñо
ÑеÑвеÑÑÑй
поÑвилÑÑ
ÑпÑÑÑÑ
вÑего
ÑÑи
года
,
в
1925
г
.
Ðа
год
до
ÑÑого
,
в
ÑазгаÑ
ÑабоÑÑ
над
пеÑеводом
,
пеÑеводÑик
ÐнÑи
Ðонго
дал
инÑеÑвÑÑ
газеÑе
ComÅdia
[30. P. 2],
инÑеÑеÑное
как
Ñ
пеÑеводÑе
-
Ñкой
,
Ñак
и
Ñ
лиÑеÑаÑÑÑоведÑеÑкой
ÑоÑки
зÑениÑ
.
Ðон
-
го
полагал
,
ÑÑо
поÑма
должна
ÑÑаÑÑ
во
ФÑанÑии
Ñакой
же
попÑлÑÑной
,
как
«
Ðон
ÐÐ¸Ñ Ð¾Ñ
»
или
«
ÐÑлливеÑ
»,
и
пока
не
ÑвлÑлаÑÑ
Ñаковой
лиÑÑ
из
-
за
Ð¿Ð»Ð¾Ñ Ð¸Ñ
пеÑево
-
дов
.
ЧÑÑÑ
позднее
издаÑелÑÑÑво
Bossard
,
в
коÑоÑом
Ðонго
бÑл
одним
из
главнÑÑ
ÑоÑÑÑдников
[31. P. 25],
пÑедваÑÑÑ
поÑвление
нового
пеÑевода
ÑÑоÑнило
,
ÑÑо
Ñ
ÑÑÑеÑÑвÑÑÑего
3
«
вÑ
найдеÑе
â
конÑовкÑ
â,
коÑоÑой
неÑ
в
оÑигинале
.
ÐеÑеводÑик
(
ШаÑÑÑеÑ
. â
Ð
.
Ð
.
)
поÑÑи
-
Ñал
,
ÑÑо
завеÑÑение
Ñомана
ÐоголÑ
бÑло
ÑлиÑком
внезапнÑм
;
подÑмал
,
ÑÑо
наÑ
ÑемпеÑаменÑ
не
пÑи
-
ÑпоÑобиÑÑÑ
к
ÑакомÑ
ÑезкомÑ
оконÑаниÑ
и
добавил
к
ÑекÑÑÑ
заклÑÑение
» [32. P. 2].
С
одной
ÑÑоÑонÑ
,
мÑ
здеÑÑ
еÑе
Ñаз
ÑбеждаемÑÑ
в
пÑавилÑноÑÑи
пÑедполо
-
жениÑ
Ð
.
Ð
.
ÐÐ¸Ñ Ð°Ð¹Ð»Ð¾Ð²Ð°
,
ÑÑо
ÑÑанÑÑзÑкий
ÑиÑаÑелÑ
(
по
кÑайней
меÑе
,
в
ÑеÑедине
XIX
в
.)
ÑÑебовал
оÑ
Ñо
-
мана
ÑазвÑзки
[33.
С
. 226],
а
Ñ
дÑÑгой
â
понимаем
,
ÑÑо
вÑе
ÑÑо
вÑемÑ
ÑÑанÑÑзÑ
ÑиÑали
,
изÑÑали
и
анализиÑо
-
вали
иÑкаженного
ÐоголÑ
.
Ð
Ñвое
вÑемÑ
Ð
.
ÐейÑеÑ
напиÑеÑ
,
ÑÑо
ÑакаÑ
ÑабоÑа
ШаÑÑÑеÑа
«
Ñбивала
Ñ
ÑолкÑ
некоÑоÑÑÑ
заÑÑбежнÑÑ
ÑеÑензенÑов
и
кÑиÑиков
,
ко
-
ÑоÑÑе
,
не
знаÑ
ÑÑÑÑкого
ÑзÑка
,
заÑаÑÑÑÑ
пиÑали
Ñвои
повеÑÑ Ð½Ð¾ÑÑнÑе
оÑзÑвÑ
о
â
ÐеÑÑвÑÑ
дÑÑаÑ
â
на
оÑнове
Ñакого
Ñода
пеÑеводÑеÑкиÑ
изделий
» [34.
С
. 147].
Ð
Ñом
же
инÑеÑвÑÑ
Ðонго
оÑмеÑал
,
ÑÑо
гоголев
-
Ñкое
пÑоизведение
â «
пÑобнÑй
каменÑ
длÑ
пеÑевод
-
Ñика
;
оно
ÑоздаеÑ
длÑ
него
ÑÑÑÑÑи
пÑоблем
» [30. P. 2].
Ðн
полагал
,
ÑÑо
ÐоголÑ
опÑеделенно
знал
ÐилÑ
ÐлаÑа
и
поÑÑомÑ
емÑ
казалоÑÑ
Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ñм
пÑи
пеÑеводе
пÑидаÑÑ
поÑме
плÑÑовÑкой
оÑÑенок
.
ÐадаваÑÑÑ
вопÑо
-
Ñом
,
Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾
ли
пÑи
ÑÑом
пÑÑаÑÑÑÑ
пеÑедаваÑÑ
макÑималÑно
ÑоÑно
индивидÑалÑноÑÑÑ
ÑÑилÑ
пиÑаÑе
-
лÑ
,
он
оÑвеÑал
: «
ÐаÑколÑко
возможно
,
но
нелÑзÑ
за
-
бÑваÑÑ
,
ÑÑо
пиÑÑмо
ÑбиваеÑ
,
а
дÑÑ
оживлÑеÑ
» [Ibid.].
ХоÑоÑий
пеÑеводÑик
,
по
его
мнениÑ
,
напоминаеÑ
Ñ Ð¾ÑоÑего
пиÑаÑелÑ
â
один
должен
поÑÑавиÑÑ
ÑебÑ
на
меÑÑо
Ñвоего
пеÑÑонажа
,
дÑÑгой
â
войÑи
в
положение
авÑоÑа
;
он
должен
знаÑÑ
его
Ñ Ð°ÑакÑеÑ
,
его
жизнÑ
,
его
ÑÐ¿Ð¾Ñ Ñ
и
должен
ÑлавливаÑÑ
даже
неоÑевиднÑе
авÑоÑ
-
Ñкие
инÑенÑии
.
СÑавниваÑ
ÐоголÑ
Ñ
ÐоÑÑоевÑким
,
ко
-
ÑоÑого
он
Ñакже
пÑÑалÑÑ
познаÑÑ
подобнÑм
обÑазом
4
,
Ðонго
оÑмеÑал
,
ÑÑо
пеÑвÑй
более
ÑÑÑден
длÑ
пони
-
маниÑ
: «
ÐÑли
бÑ
ÐоÑÑоевÑкий
обладал
одним
из
Ñа
-
мÑÑ
лÑÑÑиÑ
ÑÑилей
,
Ñо
он
бÑл
бÑ
возможно
вели
-
ÑайÑим
пиÑаÑелем
вÑеÑ
лиÑеÑаÑÑÑ
.
У
ÐоголÑ
ÑÑилÑ
более
изÑÑканнÑй
,
но
его
нелегко
пеÑеводиÑÑ
.
Ðакие
диковиннÑе
вÑÑажениÑ
!
Ðакие
ÑоÑнÑе
колоÑиÑнÑе
ÑловеÑки
!
ÐÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾
оÑÑÑкиваÑÑ
ÑквиваленÑнÑе
обÑазÑ
!
СколÑко
вÑемени
ÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ
на
ÑаздÑмÑÑ
â¦Â» [30.
Ð
. 2].
Такой
Ð¿Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð´
к
пеÑеводÑ
не
огÑаниÑивалÑÑ
лиÑÑ
Ñловами
.
Ð
.
ÐÑÑÑик
вÑпоминаеÑ
,
ÑÑо
когда
Ð
.
Ðонго
пеÑеводил
ÐоголÑ
,
он
«
поÑвÑÑал
Ñвои
Ñед
-
кие
ÑаÑÑ
доÑÑга
ÑÑениÑ
ÑовÑеменнÑÑ
ÐоголÑ
пÑоиз
-
ведений
,
ÑÑобÑ
лÑÑÑе
пÑоникнÑÑÑÑÑ
лекÑикой
Ñой
ÑÐ¿Ð¾Ñ Ð¸
» [31. P. 36].
ÐеÑдивиÑелÑно
,
ÑÑо
и
ÑезÑлÑÑаÑ
полÑÑилÑÑ
ÑооÑвеÑÑÑвÑÑÑим
,
Ñ Ð¾ÑÑ
,
ÑазÑмееÑÑÑ
,
без
опÑеделенного
ÑаланÑа
доÑÑигнÑÑÑ
его
бÑло
бÑ
не
-
возможно
5
.
Ðак
заÑвила
Ðлод
де
ÐÑев
, «
ÑобÑÑием
в
иÑÑоÑии
пеÑевода
и
,
ÑиÑе
,
в
иÑÑоÑии
ÑеÑепÑии
ÐоголÑ
ÑÑал
пеÑевод
â
ÐеÑÑвÑÑ
дÑÑ
â,
вÑполненнÑй
в
1925
г
.
ÐнÑи
Ðонго
» [3.
С
. 216].
Ðб
ÑÑом
ÑвидеÑелÑÑÑвÑеÑ
и
вклÑÑение
именно
его
в
пÑеÑÑижнÑÑ
ÑÑанÑÑзÑкÑÑ
книжнÑÑ
ÑеÑиÑ
«Bibliothèque de la Pléiade» («
Ðиб
-
лиоÑека
плеÑдÑ
»)
6
.
Ðногие
анонÑÑ
в
пеÑаÑнÑÑ
изданиÑÑ
Ñого
вÑемени
повÑоÑÑли
издаÑелÑÑкÑÑ
помеÑÑ
,
вÑнеÑеннÑÑ
на
за
-
главнÑÑ
ÑÑÑаниÑÑ
ÑÑÑда
Ðонго
: «
ÐдинÑÑвеннÑй
пол
-
нÑй
,
ÑооÑвеÑÑÑвÑÑÑий
оÑигиналÑномÑ
ÑекÑÑÑ
пеÑе
-
вод
,
ÑнабжÑннÑй
иÑÑоÑией
ÑозданиÑ
пÑоизведениÑ
,
ваÑианÑами
его
оÑновнÑÑ
ÑедакÑий
и
ÑÑагменÑами
,
иÑклÑÑеннÑми
ÑензÑÑой
» (
напÑимеÑ
,
Ñм
.: [35.
P. 164]).
ÐÑе
ÑÑо
воÑло
в
пÑоÑÑÑанное
пÑедиÑловие
,
подÑобнÑе
комменÑаÑии
в
ÑноÑкаÑ
и
,
ÑобÑÑвенно
,
в
Ñам
ÑекÑÑ
.
ÐолÑÑинÑÑво
инÑоÑмаÑии
,
пÑедоÑÑавлÑемой
Ðон
-
го
ÑÑанÑÑзÑким
ÑиÑаÑелÑм
,
оÑновÑвалоÑÑ
на
ÑоÑÑий
-
ÑкиÑ
лиÑеÑаÑÑÑоведÑеÑкиÑ
иÑÑоÑникаÑ
,
оÑÑÑвкаÑ
из
«
ÐвÑоÑÑкой
иÑповеди
»
и
некоÑоÑÑÑ
пиÑÑмаÑ
ÐоголÑ
,
но
в
ÑекÑÑе
звÑÑаÑ
и
его
ÑобÑÑвеннÑе
вÑводÑ
.
ÐеÑваÑ
глава
,
по
мнениÑ
Ðонго
,
напиÑана
«
легко
,
полÑ
-
игÑиво
» [36. P. 39].
ÐлавÑ
Ñ
II
по
V,
изобилÑÑÑие
диалогами
,
ÑдалиÑÑ
,
как
он
ÑÑиÑаеÑ
,
лÑÑÑе
вÑего
â
«
дÑамаÑиÑеÑкий
жанÑ
,
кажеÑÑÑ
,
оÑобенно
Ð¿Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ
ÑаланÑÑ
ÐоголÑ
» [Ibid.].
Ð
ÑледÑÑÑиÑ
же
он
видиÑ
,
ÑÑо
ÐоголÑ
«
возвÑаÑаеÑÑÑ
к
повеÑÑвоваÑелÑной
ÑоÑ
-
ме
,
где
ÑеалиÑÑиÑеÑкие
ÑÑагменÑÑ
поÑÑепенно
ÑÑÑÑ
-
паÑÑ
меÑÑо
лиÑиÑеÑким
излиÑниÑм
»,
коÑоÑÑе
«
вÑоÑг
-
нÑÑÑÑÑ
в
главÑ
XI
в
ÑÑеÑб
композиÑии
» [Ibid.].
Ðонго
обÑаÑаеÑ
внимание
,
ÑÑо
«
оÑдаленноÑÑÑ
поÑÑа
оÑ
РоÑ
-
Ñии
лиÑÑ
подÑеÑкиваеÑ
ÑакÑÑ
лиÑиÑеÑкÑÑ
Ñенден
-
ÑиÑ
» [Ibid.].
Ðн
ÑÑиÑаеÑ
,
ÑÑо
еÑе
пÑи
напиÑании
пеÑ
-
вой
ÑаÑÑи
«
ÐеÑÑвÑÑ
дÑÑ
»
ÐоголÑ
мало
ÑÑо
знал
о
ÑеалÑной
жизни
в
пÑовинÑии
,
ÑÑо
лиÑнÑе
наблÑде
-
ниÑ
,
на
коÑоÑÑÑ
он
оÑновÑвалÑÑ
,
бÑли
оÑенÑ
огÑани
-
ÑенÑ
,
во
вÑоÑой
же
ÑаÑÑи
,
полагаеÑ
он
,
авÑоÑ
и
подав
-
но
ÑÑководÑÑвовалÑÑ
ÑолÑко
инÑÑиÑией
.
ÐоголÑ
,
оÑме
-
ÑаеÑ
Ðонго
, «
воÑпÑинимаеÑ
РоÑÑиÑ
ÑквозÑ
дÑмкÑ
â
пÑекÑаÑного
далека
â;
он
довеÑÑеÑÑÑ
Ð²Ð´Ð¾Ñ Ð½Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð¸Ñ
,
ÑÑомÑ
пеÑÑÑÑ
божиÑ
,
ÑолÑко
ÑказаниÑ
коÑоÑого
Ñже
Ñогда
его
ÑелигиознÑй
дÑÑ
подÑказÑваеÑ
емÑ
ÑÑÑого
ÑледоваÑÑ
» [Ibid. P. 40].
ÐанÑÑнаÑ
аванÑÑÑа
,
из
коÑо
-
Ñой
ÑодилÑÑ
замÑÑел
поÑмÑ
,
пÑиобÑеÑаеÑ
,
по
мнениÑ
пеÑеводÑика
,
ÑимволиÑеÑкое
знаÑение
: «
ЧиÑиков
Ñе
-
пеÑÑ
не
ÑолÑко
пÑÐ¾Ð¹Ð´Ð¾Ñ Ð°
,
моÑенник
,
игÑаÑÑий
по
-