ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.09.2019

Просмотров: 7284

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

236 

Оценка

 

преподавателями

 

подготовленности

 

к

 

ис

-

следовательской

 

деятельности

 

студентов

 3-

го

 

курса

 

в

 

целом

 

ниже

 

их

 

самооценки

 (

на

 0,3 

б

) (

табл

. 2). 

Самую

 

низкую

 

оценку

 

получил

 

уровень

 

сформированности

 

у

 

студентов

: «

знания

 

студентами

 

логической

 

структуры

 

и

 

творческого

 

ядра

 

исследования

» (2,6 

б

), Â«

умения

 

формулировать

 

гипотезу

» (2,7 

б

), Â«

умения

 

излагать

 

собственные

 

оценки

 

и

 

суждения

» (2,9 

б

), Â«

знания

 

по

-

нятийно

-

терминологического

 

аппарата

 

педагогиче

-

ского

 

исследования

» (3 

б

), 

умений

  Â«

ориентироваться

 

в

 

актуальных

 

проблемах

 

образовательной

 

практики

», 

«

формулировать

 

тему

цель

 

и

 

задачи

 

исследования

» 

и

 

«

систематизировать

 

собранные

 

материалы

» (

по

 3,1 

б

). 

Оценка

 

уровня

 

сформированности

 

остальных

 

иссле

-

довательских

 

действий

 

не

 

превысила

 3,4 

б

Несколько

 

выше

 

остальных

 

оценены

  Â«

умение

 

находить

выби

-

рать

 

и

 

работать

 

с

 

теоретическими

 

и

 

эмпирическими

 

источниками

» (3,7 

б

и

 Â«

владение

 

простейшими

 

педа

-

гогическими

 

и

 

психологическими

 

методами

 

диагно

-

стики

» (3,5 

б

).  

 

Т

 

а

 

б

 

л

 

и

 

ц

 

а

  2  

Оценка

 

преподавателями

 

уровня

 

сформированности

 

у

 

студентов

 

исследовательских

 

действий

 

 

Перечень

 

исследовательских

 

действий

 3 

курс

 4 

курс

 

Среднее

 

1. 

Наличие

 

интереса

 

к

 

исследовательской

 

деятельности

 3,1 

3,3 

3,2 

2. 

Знание

 

понятийно

-

терминологического

 

аппарата

 

педагогического

 

исследования

 3 

3,8 

3,4 

3. 

Знание

 

логической

 

структуры

 

и

 

творческого

 

ядра

 

исследования

 2,6 

3,6 

3,1 

4. 

Знание

 

содержания

 

и

 

принципов

 

планирования

 

и

 

осуществления

 

педагогического

 

иссле

-

дования

 

3,4 3,6  3,5 

5. 

Знание

 

методов

 

научного

 

и

 

научно

-

практического

 

педагогического

 

поиска

 3,3 

3,7 

3,5 

6. 

Умение

 

ориентироваться

 

в

 

актуальных

 

проблемах

 

образовательной

 

практики

 3,1 

3,4 

3,25 

7. 

Умение

 

находить

выбирать

 

и

 

работать

 

с

 

теоретическими

 

и

 

эмпирическими

 

источниками

 3,7  4,3 

8. 

Владение

 

практическими

 

исследовательскими

 

действиями

:  

– 

формулировать

 

тему

цель

 

и

 

задачи

 

исследования

 3,1 

3,5 

3,3 

– 

формулировать

 

гипотезу

 2,7 

2,85 

– 

составлять

 

списки

 

литературы

 3,4 

4,1 

3,75 

– 

систематизировать

 

собранные

 

материалы

 3,1 

3,9 

3,5 

– 

проводить

 

обзорный

 

анализ

 

изученных

 

источников

  

3,4 

3,7 

– 

излагать

 

собственные

 

оценки

 

и

 

суждения

  

2,9 

3,5 

3,2 

9. 

Наличие

 

опыта

 

индивидуальной

 

и

/

или

 

коллективной

 

проектной

 

деятельности

 3,3 

3,65 

10. 

Владение

 

простейшими

 

педагогическими

 

и

 

психологическими

 

методами

 

диагностики

  

3,5 

4,2 

3,85 

11. 

Умение

 

оформлять

 

и

 

обосновывать

 

результаты

 

своего

 

исследования

 3,2 

3,9 

3,55 

Средневзвешенный

 

балл

 

3,2 3,7  3,45 

 

Преподаватели

 

считают

что

 

степень

 

подготовлен

-

ности

 4-

курсников

 

к

 

исследовательской

 

деятельности

 

тоже

 

не

 

велика

в

 

среднем

 â€“ 3,7 

б

И

 

хотя

 

по

 

сравнению

 

с

 3-

курсниками

 

у

 

них

 

отмечается

 

незначительное

 

по

-

вышение

 

уровня

 

сформированности

 

некоторых

 

иссле

-

довательских

 

действий

прежде

 

всего

  Â«

умения

 

нахо

-

дить

выбирать

 

и

 

работать

 

с

 

теоретическими

 

и

 

эмпири

-

ческими

 

источниками

» (4,3 

б

), Â«

владения

 

простейшими

 

педагогическими

 

и

 

психологическими

 

методами

 

диа

-

гностики

» (4,2 

б

и

 Â«

умения

 

проводить

 

обзорный

 

ана

-

лиз

 

изученных

 

источников

» (4 

б

), 

выпускники

 

бака

-

лавриата

очевидно

покинут

 

свой

 

вуз

 

с

 

недостаточным

 

уровнем

 

сформированности

 

таких

 

важных

 

исследова

-

тельских

 

действий

как

 

умения

 Â«

формулировать

 

гипо

-

тезу

» (3 

б

), Â«

ориентироваться

 

в

 

актуальных

 

проблемах

 

образовательной

 

практики

» (3,4 

б

), Â«

формулировать

 

тему

цель

 

и

 

задачи

 

исследования

» 

и

  Â«

излагать

 

соб

-

ственные

 

оценки

 

и

 

суждения

» (

по

 3,5 

б

). 

Заключение

Таким

 

образом

и

 

преподаватели

и

 

сами

 

студенты

 

констатируют

 

недостаточную

 

их

 

под

-

готовленность

 

к

 

исследовательской

 

деятельности

Как

 

следует

 

из

 

результатов

 

оценки

 

и

 

самооценки

студен

-

там

 

нехватает

 

методологических

 

знаний

умения

 

ор

-

ганизовывать

 

и

 

проводить

 

научно

-

педагогическое

 

исследование

свободного

 

владения

 

практическими

 

исследовательскими

 

действиями

Обращает

 

на

 

себя

 

внимание

 

и

 

недостаточная

 

их

 

заинтересованность

 

в

 

исследовательской

 

деятельности

Наличие

 

у

 

себя

 

ин

-

тереса

 

к

 

исследовательской

 

деятельности

 3-

курсники

 

оценили

 

всего

 

в

 3,4 

б

а

 4-

курсники

 â€“ 

в

 3,8 

б

 (

в

 

сред

-

нем

 3,6 

б

). 

Преподаватели

 

дали

 

еще

 

более

 

низкую

 

оценку

: 3,1 

б

 

и

 3,3 

б

 

соответственно

 (

в

 

среднем

 3,3 

б

). 

Предпринятые

 

вузами

 

меры

 

пока

 

явно

 

недоста

-

точны

Нужна

 

более

 

интенсивная

 

методологическая

 

подготовка

 

студентов

усиленная

 

работа

 

по

 

формиро

-

ванию

 

у

 

них

 

ценностно

-

смыслового

 

отношения

 

к

 

ис

-

следовательской

 

деятельности

их

 

нацеленная

 

ориен

-

тация

 

на

 

совмещение

 

в

 

будущей

 

профессиональной

 

педагогической

 

деятельности

 

ее

 

предметного

 

и

 

ис

-

следовательского

 

аспектов

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

1. 

Профессиональный

 

стандарт

 

педагога

 // 

Вестник

 

образования

. 2013. 

№

 8. 

С

. 4–43. 

2. 

Загвязинский

 

В

.

И

Исследовательская

 

деятельность

 

педагога

М

. : 

Академия

, 2010. 176 

с

3. 

Белякова

 

Е

.

Г

Проблемы

 

моделирования

 

практико

-

ориентированной

 

исследовательской

 

деятельности

 

студентов

 â€“ 

будущих

 

педагогов

 

в

 

пространстве

 

университетского

 

образования

 // 

Вестник

 

Тюменского

 

государственного

 

университета

Гуманитарные

 

иследования

. Hu-

manitates. 2015. 

Т

. 1, 

№

 2 (2). 

С

. 170–180. 

4. 

Зданович

 

О

.

В

О

 

структуре

 

и

 

содержании

 

исследовательской

 

компетенции

 

студентов

 â€“ 

будущих

 

педагогов

 // 

Вестник

 

ТомГПУ

. 2012. 

№

 11. 

С

. 76–79. 

5. 

Кузнецова

 

И

.

Е

Проблема

 

формирования

 

навыков

 

научно

-

исследовательской

 

деятельности

 

студентов

 

вузов

 // 

Вестник

 

Югорского

 

уни

-

верситета

. 2006. 

№

 5. 

С

. 74–78.  

6. 

Лекомцева

 

Е

.

Н

Научно

-

исследовательские

 

компетенции

 

бакалавра

 // 

Ярославский

 

педагогический

 

вестник

. 2009. 

№

 3. 

С

. 92–96. 

7. 

Лукашенко

 

С

.

Н

Развитие

 

исследовательской

 

компетентности

 

студентов

 

вуза

 

в

 

условиях

 

многоуровневой

 

подготовки

 

специалистов

 // 

Вестник

 

Тюменского

 

государственного

 

университета

. 2011. 

№

 2. 

С

. 100–104. 


background image

237 

8. 

Ракитина

 

О

.

В

Психолого

-

педагогические

 

условия

 

формирования

 

научно

-

исследовательских

 

компетенций

Ярославль

 : 

Изд

-

во

 

ЯГПУ

2011. 

С

. 212. 

9. 

Строкова

 

Т

.

А

Нужен

 

ли

 

современной

 

школе

 

учитель

-

исследователь

? // 

Образование

 

и

 

наука

. 2016. 

№

 7. 

С

. 11–25. 

10. 

Зимняя

 

И

.

А

Исследовательская

 

деятельность

 

студентов

 

в

 

вузе

 

как

 

объект

 

проектирования

 

в

 

компетентностно

-

ориентированной

 

ООП

 

ВПО

Для

 

программы

 

повышения

 

квалификации

 

преподавателей

 

вузов

 

в

 

области

 

проектирования

 

ООП

реализующих

 

ФГОС

 

ВПО

М

. : 

Исследовательский

 

центр

 

проблем

 

качества

 

подготовки

 

специалистов

, 2010. 40 

с

11. 

Федеральный

 

государственный

 

образовательный

 

стандарт

 

высшего

 

образования

  Â«

Уровень

 

высшего

 

образования

 

Бакалавриат

Направ

-

ление

 

подготовки

 44.03.01 

Педагогические

 

науки

» (

утвержден

 

приказом

 

Министерства

 

образования

 

и

 

науки

 

Российской

 

Федерации

 

от

 

декабря

 2015 

г

№

 1426). 

12. 

Ставринова

 

Н

.

Н

Формирование

 

и

 

оценка

 

готовности

 

будущего

 

педагога

 

к

 

исследовательской

 

деятельности

 // 

Омский

 

научный

 

вестник

2009. 

№

 5(81). 

С

. 138–142. 

13. 

Шкерина

 

Т

.

А

Критерии

 

и

 

уровни

 

сформированности

 

исследовательской

 

компетенции

 

бакалавров

 â€“ 

будущих

 

педагогов

-

психологов

 // 

Вестник

 

Красноярского

 

ГПУ

 

им

В

.

П

Астафьева

. 2011. 

Вып

 1. 

С

. 122–126. 

 

Статья

 

представлена

 

научной

 

редакцией

 Â«

Педагогика

» 17 

января

 2018 

г

 

STUDENTS’ READINESS FOR RESEARCH ACTIVITIES

 

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta â€“ Tomsk State University Journal,

 2018, 426, 234–237.

 

DOI: 10.17223/15617793/426/29 

Tamara 

А

. Strokova,

 Tyumen State University (Tyumen, Russian Federation). E-mail: strokovata@mail.ru

 

Keywords:

 researcher steps; assessment; self-assessment; readiness to research activities; high school.

 

 

Well-developed research skills are an important indicator of a specialist’s training quality in any field. It is particularly important 

for teachers who deal with problem solving on a daily basis, and whose professional success relies on that. This research aims to 
investigate the degree to which students (future teachers) are prepared for research activities. The starting provision for developing 
the methodology of the work is the understanding of research activities as a set of actions reflecting their subject content and carried 
out in the context of an academic solution of urgent professional pedagogical issues. The list of research activities is based on a mul-
tistage selection procedure using the method of expert assessment. Experts include university professors (under- and postgraduate 
students’ advisers) and third- and fourth-year undergraduate students studying teacher training at the Institute of Psychology and 
Pedagogical Sciences of the University of Tyumen. The degree of students’ preparedness for research activities is determined by 
their research skills level. Regardless of the significant overvaluation (compared to the professors’ assessment), the third-year stu-
dents do not rate their own research skills highly, they do not consider themselves sufficiently ready to conduct research. The greatest 
difficulty, in the students’ perspective, is the hypothesis formulation. Besides that, they lack knowledge of terminology in pedagogi-
cal research, content and principles of planning and conducting pedagogical research, including methods of scientific and practical 
search. The fourth-year students assess their research skills slightly higher than the third-year students do. However, they assessed 
themselves to be at the intermediate level, with their weakest skill being hypothesis formulation as well. The professors share these 
opinions and find the students unprepared for research activities (the third-year students in particular). They rated the students’ skills 
for hypothesis, topic, aim and tasks articulation, expressing their own opinion and assessment, as well as knowing urgent educational 
problems and the logical and creative bases of the study the lowest. Interestingly, the students do not express particular interest in 
research in general. In the conclusion, based on the professors’ and students’ assessment of the students’ low research skills level, the 
author supposes that such students will have troubles with organizing and conducting a competent research work, as well as with 
teaching other people to do it. Higher education institutions aim to improve students’ methodological training, to lead them towards 
the values and meanings relevant to their research activities and to focus them on combining the subject and research aspects in their 
professional activities.

 

 

REFERENCES 

 

1. Vestnik obrazovaniya. (2013) Professional’nyy standart pedagoga [Professional standard of the teacher]. 

Vestnik obrazovaniya

. 8. pp. 4–43. 

2. Zagvyazinskiy, V.I. (2010) 

Issledovatel’skaya deyatel’nost’ pedagoga

 [Research activities of the teacher]. Moscow: Akademiya. 

3. Belyakova, E.G. (2015) The problems of modeling practice-oriented research activity of student â€“ teachers within the dimension of university 

education. 

Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye isledovaniya. Humanitates â€“ UT Research Journal. Humanities 

Research. Humanities

. 1:2 (2). pp. 170–180. (In Russian). 

4. Zdanovich, O.V. (2012) O strukture i soderzhanii issledovatel’skoy kompetentsii studentov â€“ budushchikh pedagogov [On the structure and content 

of the research competence of students â€“ future teachers]. 

Vestnik TomGPU â€“ TSPU Bulletin

. 11. pp. 76–79. 

5. Kuznetsova, I.E. (2006) Problema formirovaniya navykov nauchno-issledovatel’skoy deyatel’nosti studentov vuzov [The problem of forming the 

skills of research activities of university students]. 

Vestnik Yugorskogo universiteta

. 5. pp. 74–78.  

6. Lekomtseva, E.N. (2009) Nauchno-issledovatel’skie kompetentsii bakalavra [Scientific research competence of the bachelor]. 

Yaroslavskiy peda-

gogicheskiy vestnik â€“ Yaroslavl Pedagogical Bulletin

. 3. pp. 92–96. 

7. Lukashenko, S.N. (2011) The development of research competence of university students in condition of multilevel education. 

Vestnik Tyu-

menskogo gosudarstvennogo universiteta â€“ Bulletin of Tyumen State University

. 2. pp. 100–104. (In Russian). 

8. Rakitina, O.V. (2011) 

Psikhologo-pedagogicheskie usloviya formirovaniya nauchno-issledovatel’skikh kompetentsiy

 [Psychological and pedagogi-

cal conditions for the formation of research competence]. Yaroslavl: Yaroslavl State Pedagogical University. 

9. Strokova, T.A. (2016) Does modern school need a teacher-researcher? 

Obrazovanie i nauka – Education and Science

. 7. pp. 11–25. (In Russian). 

DOI: http://dx.doi.org/10.17853/1994-5639-2016-7-11-25  

10. Zimnyaya, I.A. (2010) 

Issledovatel’skaya deyatel’nost’ studentov v vuze kak ob”ekt proektirovaniya v kompetentnostno-orientirovannoy OOP 

VPO

 [Research activity of students in the university as an object of designing in the competence-oriented general education program ofhigher 

professional education]. Moscow: Issledovatel’skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov. 

11. Ministry of Education and Science of the Russian Federation. (2015) 

Federal State Educational Standard of Higher Education “The level of high-

er education Bachelor Degree. Direction of training 44.03.01 Pedagogical sciences” 

(approved by the order of the Ministry of Education and 

Science of the Russian Federation of December 4, 2015 No. 1426). (In Russian). 

12. Stavrinova, N.N. (2009) Formirovanie i otsenka gotovnosti budushchego pedagoga k issledovatel’skoy deyatel’nosti [Formation and assessment 

of the future teacher’s readiness for research activities]. 

Omskiy nauchnyy vestnik â€“ Omsk Scientific Bulletin

. 5(81). pp. 138–142. 

13. Shkerina, T.A. (2010) Criteria and levels of formation of research competence of bachelors â€“ future teachers-psychologists 

Vestnik Krasnoyar-

skogo GPU im. V.P. Astaf’eva – Bulletin of 

Krasnoyarsk

 State Pedagogical University

. 1. pp. 122–126. 

(In Russian).

 

Received: 17 January 2018 


background image

238 

Вестник

 

Томского

 

государственного

 

университета

. 2018. 

№

 426. 

С

. 238–242. 

DOI: 10.17223/15617793/426/30

 

 
 

ПРАВО

 

 

УДК

 343.985.4 

А

.

С

Князьков

 

 

ТАКТИКО

-

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ

 

ЗАДАЧИ

 

РАССЛЕДОВАНИЯ

 

СЛЕДСТВЕННО

-

ОПЕРАТИВНОЙ

 

ГРУППОЙ

 

МНОГОЭПИЗОДНОЙ

 

ПРЕСТУПНОЙ

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

Рассматриваются

 

проблемные

 

вопросы

 

организации

 

расследования

 

преступлений

 

следственно

-

оперативной

 

группой

От

-

мечается

 

необходимость

 

системного

 

рассмотрения

 

отмеченных

 

положений

 

с

 

учетом

 

ряда

 

методологических

 

положений

в

 

числе

 

которых

 

важнейшее

 

место

 

занимают

 

положения

 

о

 

криминалистической

 

сложности

 

расследования

 

преступлений

различных

 

видах

 

многоэпизодной

 

преступной

 

деятельности

стратегических

 

и

 

тактико

-

криминалистических

 

задачах

 

рас

-

следования

показывающих

 

главные

 

направления

 

работы

 

следственно

-

оперативной

 

группы

Ключевые

 

слова

:

 

многоэпизодная

 

преступная

 

деятельность

следственно

-

оперативная

 

группа

криминалистическая

 

слож

-

ность

 

расследования

 

преступлений

преодоление

 

криминалистической

 

сложности

 

расследования

 

преступлений

сложные

 

следственные

 

ситуации

тактико

-

криминалистические

 

задачи

тактико

-

криминалистические

 

решения

 

Авторы

 

публикаций

посвященных

 

проблемам

 

расследования

 

сложных

 

преступлений

включающих

 

вопросы

 

СС

 [1. 

С

. 109–114; 2. 

С

. 66–69], 

алгоритмов

 

поисково

-

познавательной

 

деятельности

тактических

 

задач

 

и

 

тактических

 

решений

тактических

 

комбина

-

ций

 

и

 

тактических

 

операций

преодоления

 

противо

-

действия

 

уголовному

 

преследованию

, «

обходят

 

мол

-

чанием

» 

вопросы

 

специфики

 

расследования

 

много

-

эпизодных

 

уголовных

 

дел

 

силами

 

следственно

-

оперативной

 

группы

 [3. 

С

. 182–189; 4. 

С

. 84–92].  

В

 

исследованиях

предметом

 

которых

 

выступают

 

проблемы

 

программирования

 

расследования

 

тех

 

или

 

иных

 

преступлений

также

 

отсутствует

 

тезис

 

о

 

необ

-

ходимости

 

выделения

 

специфического

 

содержания

 

программирования

 

поисково

-

познавательной

 

дея

-

тельности

выполняемой

 

следственно

-

оперативной

 

группой

 

как

 

единым

 

организационным

 

элементом

 

правоохранительной

 

деятельности

 [5. 

С

. 155–172; 6. 

С

. 297–302]. 

Даже

 

в

 

научных

 

работах

посвященных

 

проблемам

 

расследования

 

транснациональных

 

пре

-

ступлений

заведомо

 

представляющих

 

конгломерат

 

преступных

 

актов

множество

 

причастных

 

к

 

их

 

со

-

вершению

 

лиц

 

и

 

ряд

 

других

 

негативных

 

для

 

рассле

-

дования

 

этих

 

преступлений

 

факторов

преимуще

-

ственно

 

нет

 

положений

где

 

бы

 

анализировался

 

широ

-

кий

 

круг

 

вопросов

 

деятельности

 

следственно

-

оперативных

 

групп

создание

 

которых

 

выступает

 

предпосылкой

 

успешности

 

осуществления

 

досудеб

-

ного

 

производства

Для

 

примера

 

приведем

 

одну

 

из

 

таких

 

работ

в

 

которой

 

автор

рассуждая

 

о

 

психологи

-

ческой

 

составляющей

 

транснациональной

 

следствен

-

ной

 

ситуации

называет

 

такое

 

обстоятельство

как

 

взаимоотношение

 

между

 

представителями

 

право

-

охранительных

 

органов

 

разных

 

государств

но

 

ничего

 

не

 

говорит

 

о

 

взаимоотношениях

которые

 

бы

 

указы

-

вали

 

на

 

то

что

 

видит

 

необходимым

 

условием

 

рассле

-

дования

 

названных

 

преступлений

 

создание

 

след

-

ственно

-

оперативной

 

группы

состоящей

 

из

 

россий

-

ских

 

следователей

 

и

 

иных

 

должностных

 

лиц

прежде

 

всего

 

сотрудников

 

органа

осуществляющего

 

опера

-

тивно

-

розыскную

 

деятельность

 [7. 

С

. 27–32]. 

Лишь

 

в

 

отдельных

 

публикациях

 

криминалистическая

 

слож

-

ность

 

расследования

 

транснациональной

 

преступной

 

деятельности

 

определенного

 

характера

 

увязывается

 

с

 

необходимостью

 

создания

 

для

 

целей

 

уголовно

-

правового

 

противодействия

 

международной

 

преступ

-

ности

 

такой

 

организационно

-

управленческой

 

формы

как

 

следственно

-

оперативная

 

группа

 [8. 

С

. 89]. 

С

 

учетом

 

сказанного

 

представляется

 

необходимым

 

высказать

 

мнение

 

об

 

некоторых

 

тесно

 

связанных

 

ме

-

тодологических

 

положениях

которые

 

должны

 

быть

 

положены

 

в

 

основу

 

развернутого

 

рассмотрения

 

про

-

блем

 

расследования

 

многоэпизодных

 

уголовных

 

дел

 

силами

 

следственно

-

оперативной

 

группы

Прежде

 

всего

 

заметим

что

 

в

 

методологическом

 

плане

учитываемом

 

при

 

создании

 

частных

 

криминали

-

стических

 

методик

ставящих

 

целью

 

познание

 

законо

-

мерностей

 

расследования

 

многоэпизодной

 

преступной

 

деятельности

необходимо

 

различать

 

многоэпизодность

 

преступной

 

деятельности

осуществляемой

 

одним

 

ли

-

цом

и

 

многоэпизодность

 

преступной

 

деятельности

осуществляемой

 

группой

 

лиц

 

по

 

предварительному

 

сго

-

вору

организованной

 

группой

а

 

также

 

преступным

 

со

-

обществом

Очевидно

что

 

в

 

таком

 

случае

 

все

 

типичные

 

следственные

 

ситуации

тактико

-

криминалистические

 

задачи

 

и

 

тактико

-

криминалистические

 

решения

 

в

 

рамках

 

досудебного

 

производства

 

могут

 

быть

 

изначально

 

раз

-

делены

 

на

 

две

 

группы

.  

В

 

первой

 

из

 

них

 

будут

 

находиться

 

ситуации

задачи

 

и

 

решения

опосредующие

 

работу

 

по

 

многочисленным

 

преступным

 

актам

совершенным

 

одним

 

лицом

Разуме

-

ется

в

 

начале

 

уголовного

 

судопроизводства

 

на

 

этапе

 

криминалистической

 

деятельности

часто

 

называемом

 

этапом

 

проверки

 

сообщения

 

о

 

преступлении

будут

 

рав

-

нозначными

 

частные

 

следственные

 

версии

касающиеся

 

такого

 

обстоятельства

как

 

число

 

лиц

причастных

 

к

 

со

-

вершению

 

деяний

имеющих

 

признаки

 

составов

 

умыш

-

ленных

 

преступлений

Однако

 

сам

 

факт

 

выявления

 

не

-

скольких

 

деяний

объединенных

 

теми

 

или

 

иными

 

при

-

знаками

указывающими

 

на

 

их

 

связь

 

с

 

одним

 

или

 

не

-

сколькими

 

причастными

 

к

 

названным

 

деяниям

 

лицами

должен

 

незамедлительно

 

ставить

 

вопрос

 

о

 

создании

 

следственно

-

оперативной

 

группы

.  

Ко

 

второй

 

группе

 

необходимо

 

отнести

 

следствен

-

ные

 

ситуации

тактико

-

криминалистические

 

задачи

 

и

 

тактико

-

криминалистические

 

решения

обусловлен

-


background image

239 

ные

 

необходимостью

 

эффективной

 

организации

 

рас

-

следования

 

многоэпизодной

 

преступной

 

деятельно

-

сти

совершенной

 

несколькими

 

лицами

 

в

 

перечислен

-

ных

 

выше

 

трех

 

формах

 

соучастия

В

 

этом

 

случае

 

пе

-

ред

 

исследователем

 

должна

 

стоять

 

задача

 

показа

 

спе

-

цифического

 

содержания

 

ситуаций

задач

 

и

 

решений

которые

 

будут

 

определять

 

выбор

 

тактико

-

крими

-

налистических

 

средств

 

операционального

 

характера

 

и

 

в

 

конечном

 

счете

 â€“ 

тактические

 

и

 

стратегические

 

за

-

дачи

 

предварительного

 

расследования

В

 

организаци

-

онном

 

плане

учитывая

 

необходимость

 

создания

 

след

-

ственно

-

оперативной

 

группы

 

и

 

в

 

том

 

и

 

другом

 

случа

-

ях

имеется

 

общая

 

организационная

 

черта

касающая

-

ся

 

начала

 

работы

 

по

 

делу

 

отдельно

 

следователя

 

и

 

от

-

дельно

 â€“ 

сотрудников

 

органа

осуществляющего

 

опе

-

ративно

-

розыскную

 

деятельность

На

 

эту

 

организаци

-

онной

 

черту

 

указывают

 

некоторые

 

авторы

подчерки

-

вая

что

  Â«

первоначальное

 

составление

 

плана

 

рассле

-

дования

… 

нескольких

 

преступлений

 

сводится

 

лишь

 

к

 

описанию

 

следственных

 

ситуаций

к

 

изложению

 

пе

-

речня

 

следственных

 

действий

 

и

 

ОРМ

 

без

 

предвари

-

тельного

 

согласованного

 

плана

 

и

 

определения

 

участ

-

ников

 

в

 

таких

 

мероприятиях

» [9. 

С

. 434]. 

Важными

 

с

 

методологической

 

точки

 

зрения

 

явля

-

ются

 

положения

 

предложенной

 

В

.

Д

Зеленским

 

кон

-

цепции

 

криминалистической

 

сложности

 

расследова

-

ния

 

как

 

характеристики

 

его

 

процесса

отражающего

 

реально

 

необходимые

 

силу

средства

объем

 

и

 

интен

-

сивность

 

их

 

применения

 [10. 

С

. 9]. 

Теоретическая

 

и

 

практическая

 

значимость

 

названных

 

положений

 

со

-

стоит

 

в

 

требовании

 

к

 

разработчикам

 

криминалистиче

-

ских

 

рекомендаций

 

и

 

соответствующим

 

сотрудникам

 

правоохранительных

 

органов

 

в

 

первую

 

очередь

 

ак

-

центировать

 

внимание

 

на

 

те

 

обстоятельства

 

расследо

-

вания

в

 

которых

 

выражается

 

организационная

 

его

 

сложность

специфичность

 

познания

 

в

 

расследовании

дефицит

 

информации

 

и

 

времени

многообразие

 

мето

-

дов

 

расследования

специфичность

 

организации

 

рас

-

следования

 [

Там

 

же

С

. 69]. 

Применительно

 

к

 

организа

-

ции

 

расследования

 

многоактной

 

преступной

 

деятельно

-

сти

 

главным

определяющим

 

признаком

 

особой

 

крими

-

налистической

 

сложности

 

предварительного

 

расследо

-

вания

требующего

 

создание

 

следственно

-

оперативной

 

(

или

 

следственной

группы

как

 

раз

 

и

 

выступает

 

много

-

эпизодность

 

уголовного

 

дела

Именно

 

это

 

обстоятель

-

ство

 

получает

 

свое

 

полное

 

выражение

 

в

 

таких

 

назван

-

ных

 

В

.

Д

Зеленским

 

обстоятельствах

как

 

дефицит

 

ин

-

формации

 

и

 

времени

 

для

 

принятия

 

оптимальных

 

крими

-

налистических

 

решений

необходимость

 

тщательного

 

выбора

 

методов

 

расследования

 

применительно

 

к

 

каж

-

дому

 

из

 

преступных

 

деяний

специфичность

 

познания

требующего

 

познания

 

каждого

 

из

 

преступлений

 

в

 

от

-

дельности

 

и

 

всей

 

совокупности

 

преступных

 

деяний

 

в

 

их

 

взаимосвязи

 

с

 

друг

 

с

 

другом

 

и

 

т

.

д

В

 

целом

 

многоэпизодность

 

преступной

 

деятельно

-

сти

 

обусловливает

 

тактику

 

и

 

стратегию

 

соответству

-

ющего

 

предварительного

 

расследования

Как

 

спра

-

ведливо

 

указывают

 

отдельные

 

авторы

существенные

 

трудности

 

организационно

-

управленческого

 

и

 

такти

-

ческого

 

характера

 

ведут

 

к

 

возникновению

 

сложных

 

следственных

 

ситуаций

которые

 

для

 

определенной

 

категории

 

уголовных

 

дел

например

преступлений

 

против

 

жизни

 

и

 

здоровья

возникают

 

примерно

 

в

 90% 

случаев

 [11. 

С

. 659]. 

Наконец

особым

 

методологическим

 

началом

 

кон

-

струирования

 

криминалистических

 

методик

посвящен

-

ных

 

вопросам

 

расследования

 

следственно

-

опера

-

тивной

 

группой

 

рассматриваемых

 

преступных

 

деяний

должно

 

является

на

 

наш

 

взгляд

положение

 

о

 

тактико

-

криминалистических

 

задачах

Его

 

теоретическая

 

и

 

прак

-

тическая

 

ценность

 

обусловлена

 

тем

что

 

оно

 

характери

-

зует

 

тактику

 

производства

 

следственных

 

действий

назы

-

ваемую

 

нередко

в

 

сравнении

 

с

 

правоохранительной

 

дея

-

тельностью

 

по

 

уголовному

 

делу

 

в

 

целом

тактикой

 

пред

-

варительного

 

расследования

Учитывая

 

исключительную

 

важность

 

доказательственной

 

деятельности

 

по

 

любому

 

акту

 

расследования

тактика

 

производства

 

следственных

 

действий

в

 

том

 

числе

 

включенных

 

в

 

тактико

-

кримина

-

листическую

 

комбинацию

 

и

 

тактико

-

криминали

-

стическую

 

операцию

 [12. 

С

. 42–43], 

показывает

 

главное

 

направление

 

деятельности

 

следственно

-

опера

-

тивной

 

группы

а

 

именно

 

получение

 

доказательств

При

 

всей

 

важности

 

оперативно

-

розыскной

 

деятельности

 

в

 

услови

-

ях

 

преодоления

 

криминалистической

 

сложности

 

рассле

-

дования

 

преступления

 

задействование

 

результатов

 

опе

-

ративно

-

розыскных

 

мероприятий

 

осуществляется

 

по

-

средством

 

уголовно

-

процес

-

суальной

 

формы

в

 

том

 

чис

-

ле

 

путем

 

использования

 

этих

 

результатов

 

в

 

ходе

 

произ

-

водства

 

следственных

 

действий

 [13. 

С

. 76]. 

Представляется

 

возможным

исследовав

 

имеющи

-

еся

 

подходы

 

к

 

пониманию

 

тактико

-

кримина

-

листической

 

задачи

предложить

 

следующее

 

ее

 

опре

-

деление

под

 

тактико

-

криминалистической

 

задачей

 

необходимо

 

понимать

 

проблему

 

оптимизации

 

след

-

ственной

 

ситуации

представленную

 

субъектом

 

досу

-

дебного

 

производства

 

в

 

виде

 

конкретного

 

результата

 

подготовки

 

и

 

производства

 

следственного

 

действия

а

 

также

 

фиксации

 

его

 

хода

 

и

 

результатов

требующую

 

применения

 

соответствующих

 

операциональных

 

так

-

тико

-

криминалистических

 

средств

.  

В

 

литературе

 

существуют

 

различные

 

подходы

 

к

 

клас

-

сификации

 

тактических

 

задач

что

 

неудивительно

по

-

скольку

 

это

 

тактико

-

криминалистическое

 

средство

 

опо

-

средует

 

расследование

 

в

 

самых

 

разнообразнейших

 

след

-

ственных

 

ситуациях

 

самых

 

различных

 

преступлений

совершенных

 

самими

 

различными

 

субъектами

Учиты

-

вая

 

тесную

 

связь

 

следственных

 

ситуаций

 

с

 

тактико

-

криминалистическими

 

задачами

необходимо

 

различать

 

общие

 

и

 

частные

 

тактические

 

задачи

Если

 

задачи

 

перво

-

го

 

вида

 

заключаются

 

в

 

получении

 

доказательственной

 

информации

касающейся

 

преступного

 

события

 

и

 

при

-

частного

 

к

 

его

 

совершению

 

лица

то

 

решение

 

задач

 

вто

-

рого

 

вида

 (

частных

 

задач

призвано

 

обеспечить

 

решение

 

первых

 â€“ 

общих

 

тактико

-

криминалистических

 

задач

В

 

свою

 

очередь

общие

 

тактико

-

кримина

-

листические

 

задачи

 

могут

 

быть

 

подразделены

 

на

 

за

-

дачу

 

исследования

 

преступного

 

события

 

и

 

задачу

 

ис

-

следования

 

личности

 

преступника

применительно

 

к

 

каждой

 

из

 

названных

 

задач

 

в

 

дальнейшем

 

возможно

 

детальное

 

структурирование

Точно

 

так

 

же

 

могут

 

быть

 

классифицированы

 

и

 

частные

 (

обеспечительные

тактико

-

криминалистические

 

задачи

результатом

 

классифицирования

в

 

зависимости

 

от

 

характера

 

про

-

блемы

требующей

 

своего

 

решения

 

в

 

ходе

 

работы

 

по

 


background image

240 

делу

являются

 

выделение

 

познавательно

-

обеспечи

-

тельных

 

и

 

организационно

-

обеспечительных

 

тактиче

-

ских

 

задач

 [14. 

С

. 30–31]. 

В

 

контексте

 

предмета

 

настоящей

 

статьи

 

сущность

 

организационно

-

обеспе

-

чительных

 

тактических

 

задач

 

проявляется

 

в

 

создании

 

необходимых

 

организационных

 

условий

 

для

 

эффек

-

тивной

 

деятельности

 

следователя

 

и

 

взаимодействую

-

щих

 

с

 

ним

 

лиц

прежде

 

всего

 

оперативных

 

сотрудни

-

ков

при

 

этом

 

значимость

 

названных

 

задач

 

суще

-

ственно

 

возрастает

 

при

 

задействовании

 

такой

 

формы

 

взаимодействия

как

 

следственно

-

оперативная

 

группа

.  

Раскрывая

 

методологическое

 

значение

 

положений

 

тактико

-

криминалистической

 

задачи

 

для

 

целей

 

концеп

-

туализации

 

деятельности

 

следственно

-

оператив

-

ной

 

группы

в

 

том

 

числе

 

при

 

расследовании

 

определенного

 

множества

 

преступных

 

актов

необходимо

 

подчеркнуть

 

специфическое

 

место

которое

 

занимает

 

тактическая

 

задача

 

в

 

системе

 

тактико

-

криминали

-

стических

 

средств

Оно

 

предопределено

 

тем

что

 

тактическая

 

задача

 

зани

-

мает

 

своего

 

рода

 

промежуточное

 

положение

 

между

 

следственной

 

ситуацией

требующей

 

оптимизации

и

 

тактическим

 

решением

указывающим

 

на

 

необходимые

 

для

 

ее

 

реализации

 

операциональные

 

тактические

 

сред

-

ства

  (

тактические

 

приемы

тактические

 

комбинации

 

и

 

тактические

 

операции

). 

Такая

 

тесная

 

связь

 

тактико

-

криминали

-

стических

 

средств

призванных

 

оптимизиро

-

вать

 

аналитическую

 

деятельность

 

субъекта

 

досудебного

 

производства

позволяет

 

исследовать

 

каждый

 

из

 

назван

-

ных

 

элементов

 

в

 

контексте

 

его

 

взаимосвязи

 

с

 

двумя

 

дру

-

гими

 

элементами

 [15. 

С

. 19–20]. 

 

В

 

определенной

 

мере

 

такая

 

точка

 

зрения

 

разделя

-

ется

 

многими

 

учеными

Так

авторы

рассматриваю

-

щие

 

проблемы

 

точного

 

определения

 

характера

 

допус

-

каемых

 

следователем

 

ошибок

 

в

 

ходе

 

производства

 

по

 

делу

акцентируют

 

внимание

 

на

 

необходимость

 

за

-

действования

 

для

 

названной

 

исследовательской

 

цели

 

системного

 

подхода

результатом

 

его

 

применения

 

является

 

система

  Â«

следственная

 

ситуация

 â€“ 

задачи

 

расследования

 â€“ 

решения

 â€“ 

ошибки

» [16. 

С

. 38].  

По

-

своему

 

конкретизируют

 

содержание

 

указанных

 

выше

 

систем

 

авторы

разрабатывающие

 

частное

 

крими

-

налистическое

 

учение

 

о

 

криминалистической

 

операции

рассматривая

 

частным

 

случаем

 

решения

предопреде

-

ленного

 

следственной

 

ситуацией

 

и

 

опосредованного

 

тактико

-

криминалистической

 

задачей

решение

 

о

 

прове

-

дении

 

криминалистической

 

операции

 [17. 

С

. 50–61]. 

Главным

 

требованием

 

выбора

 

и

 

применения

 

так

-

тико

-

криминалистических

 

средств

используемых

 

при

 

производстве

 

следственных

 

действий

 

членами

 

след

-

ственно

-

оперативной

 

группы

в

 

том

 

числе

 

следствен

-

ными

 

действиями

включенными

 

в

 

тактическую

 

опе

-

рацию

должно

 

быть

 

требование

 

о

 

накоплении

 

такти

-

ческого

 

потенциала

который

 

будет

 

использован

 

в

 

процессе

 

дальнейшего

 

расследования

Причем

 

воз

-

можно

 

говорить

 

о

 

накоплении

 

как

 

тактического

 

по

-

тенциала

 

следственной

 

деятельности

так

 

и

 

тактиче

-

ского

 

потенциала

 

оперативно

-

розыскной

 

деятельно

-

сти

На

 

наш

 

взгляд

существуют

 

следующие

 

варианты

 

накопления

 

тактического

 

потенциала

:  

а

от

 

одного

 

следственного

 

действия

 

к

 

другому

 

следственному

 

действию

 

независимо

 

от

 

того

кто

 

яв

-

ляется

 

субъектом

 

множества

 

преступлений

б

от

 

одной

 

тактической

 

операции

 

к

 

другой

неза

-

висимо

 

от

 

того

кто

 

является

 

субъектом

 

множества

 

преступлений

в

от

 

раскрытия

 

и

 

расследования

 

одного

 

преступ

-

ного

 

эпизода

 

к

 

раскрытию

 

и

 

расследованию

 

другого

 

преступного

 

эпизода

совершенных

 

одним

 

лицом

г

от

 

раскрытия

 

и

 

расследования

 

одного

 

преступ

-

ного

 

эпизода

 

к

 

раскрытию

 

и

 

расследованию

 

другого

 

преступного

 

эпизода

совершенных

 

группой

 

лиц

 

(

внутри

 

него

 â€“ 

от

 

результатов

 

производства

 

след

-

ственных

 

действий

прежде

 

всего

 

допроса

с

 

одним

 

участником

 

преступного

 

эпизода

 

к

 

производству

 

следственных

 

действий

 

с

 

другим

 

участником

 

одного

 

преступного

 

эпизода

); 

д

от

 

одного

 

участника

 

многоэпизодной

 

преступ

-

ной

 

деятельности

сотрудничающего

 

со

 

следствием

к

 

другим

 

участникам

 

многоэпизодной

 

преступной

 

дея

-

тельности

Разумеется

чем

 

сложнее

 

совокупность

 

расследуе

-

мых

 

преступлений

тем

 

большая

 

степень

 

тактического

 

риска

к

 

которому

 

прибегают

 

участники

 

следственно

-

оперативной

 

группы

тем

 

меньше

 

возможности

 

его

 

преодоления

Необходимо

 

учитывать

что

 

с

 

тактико

-

криминалистическим

 

риском

 

тесно

 

связана

 

тактико

-

криминалистическая

 

ошибка

которая

 

нередко

 

опре

-

деляется

 

как

 

ситуационно

 

обусловленное

 

упущение

 

следователя

 

либо

 

выбор

 

им

 

неоптимального

 

варианта

 

реагирования

 

на

 

возникшую

 

ситуацию

 

под

 

воздей

-

ствием

 

объективных

 

либо

 

субъективных

 

факторов

влекущее

 

за

 

собой

 

недостижение

 

оптимального

 

ре

-

зультата

 

или

 

утрату

 

потенциальных

 

возможностей

 

в

 

ходе

 

предварительного

 

расследования

 [11. 

С

. 660]. 

Необходимо

 

сказать

что

 

полностью

 

преодолеть

 

так

-

тический

 

риск

тем

 

более

 

при

 

расследовании

 

много

-

эпизодных

 

уголовных

 

дел

не

 

представляется

 

возмож

-

ным

 

в

 

силу

 

самого

 

феномена

 

рисковости

и

 

точнее

 

будет

 

вести

 

речь

 

об

 

уменьшении

 

возможности

 

ослож

-

нения

 

общей

 

и

 

частных

 

следственных

 

ситуаций

 

в

 

ре

-

зультате

 

неточного

 

принятия

 

тактико

-

криминали

-

стического

 

решения

.  

Одним

 

из

 

средств

 

уменьшения

 

тактического

 

риска

 

при

 

расследовании

 

многоэпизодной

 

преступной

 

дея

-

тельности

 

выступает

 

тактико

-

криминалистическая

 

операция

С

 

позиции

 

частного

 

криминалистического

 

учения

 

тактико

-

криминалистическая

 

операция

 

спра

-

ведливо

 

рассматривается

 

не

 

только

 

как

 

специфиче

-

ская

 

форма

 

взаимодействия

 

между

 

следователем

 

и

 

иными

 

субъектами

прежде

 

всего

 

следователем

 

и

 

со

-

трудниками

 

органа

осуществляющего

 

оперативно

-

розыскную

 

деятельность

но

 

и

 

как

 Â«â€¦

обусловленный

 

ситуациями

 

расследования

 

криминалистический

 

ме

-

тод

 

познания

 

в

 

практической

 

деятельности

 

субъекта

 

доказывания

…» [18. 

С

. 203]. 

Исследуя

 

проблемы

 

организации

 

деятельности

 

следственно

-

оперативной

 

группы

 

в

 

ситуации

 

рассле

-

дования

 

множества

 

совершенных

 

одним

 

и

 

тем

 

же

 

субъектом

 (

одними

 

и

 

теми

 

же

 

субъектами

уголовных

 

дел

нельзя

 

не

 

попытаться

 

сравнить

 

ее

 

с

 

организацией

 

деятельности

 

следственной

 

группы

Анализ

 

позволяет

 

назвать

 

как

 

сходства

так

 

и

 

отличия

причем

 

наиболее

 

ярко

 

отличия

 

проявляются

 

в

 

уголовно

-

процессуальном

 

смысле

О

 

такой

 

организационной

 

форме

как

 

след

-