ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.09.2019

Просмотров: 7288

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

226 

Итак

если

 

рассматривать

 

Немецкую

 

революцию

 

как

 

классическую

 

по

 

образцу

 

Великой

 

французской

 

революции

то

 

период

 

истории

 

Германии

называе

-

мый

  Â«

Веймарская

 

республика

» 

рождается

 

и

 

заканчи

-

вается

 

вместе

 

с

 

этой

 

революцией

охватывая

 

время

 

от

 

свержения

 

монархии

 

в

 

ноябре

 1918 

г

до

 

становления

 

бонапартистского

 

режима

Таким

 

образом

Веймарская

 

республика

 

с

 

точки

 

зрения

 

истории

 

революций

 

аналогична

 

Первой

 

фран

-

цузской

 

республике

Первая

 

республика

 

во

 

Франции

 

стала

 

результатом

 

Великой

 

французской

 

революции

 

и

 

существовала

 

от

 

даты

 

отстранения

 

от

 

власти

 

Людови

-

ка

 XVI 21 

сентября

 1792 

г

до

 

провозглашения

 

импе

-

рии

 

Наполеоном

 

Бонапартом

 18 

мая

 1804 

г

Таким

 

образом

Республика

 

появилась

 

после

 

первого

 

этапа

 

революции

 â€“ 

конституционной

 

монархии

 (1789–

1792 

гг

.), 

прошла

 

этапы

 

умеренных

якобинцев

Тер

-

мидора

 

и

 

прекратила

 

существование

 

в

 

этапе

 

Бонапар

-

тизма

 («

бонапартистский

 

режим

»). 

Веймарская

 

рес

-

публика

 

стала

 

таким

 

же

 

периодом

 

революционного

 

развития

 

Германии

как

 

и

 

Первая

 

республика

 

во

 

Франции

что

 

обусловило

 

ее

 

историю

многие

 

зако

-

номерности

 

ее

 

возникновения

развития

 

и

 

падения

Безусловно

алгоритм

 

революций

 

и

 

их

 

влияние

 

на

 

историю

 

государств

 

имеют

 

определенные

 

закономер

-

ности

и

возможно

именно

 

в

 

этих

 

процессах

 

следует

 

искать

 

объяснения

 

различным

 

событиям

 

периода

 

этой

 

Первой

 

немецкой

 

республики

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

1.

 

Шульц

 

Э

.

Э

Теория

 

революции

революции

 

и

 

современные

 

цивилизации

М

. : 

ЛЕНАНД

, 2016. 400 

с

2.

 

Шульц

 

Э

.

Э

От

 

Веймарской

 

республики

 

к

 

Третьему

 

рейху

Электоральная

 

история

Германии

 1920-

х

 â€“ 

начала

 1930-

х

 

гг

М

. : 

ЛЕНАНД

2016. 272 

с

3.

 

Патрушев

 

А

.

И

Германия

 

в

 XX 

веке

М

. : 

Дрофа

, 2004. 432 

с

4.

 

Шульц

 

Э

.

Э

. «

Левый

» 

и

 Â«

правый

» 

бунт

 

в

 

Германии

 1920–30-

х

 

гг

.: 

истоки

ход

 

событий

результаты

Барнаул

 : 

Издательская

 

группа

 Â«

Си

-

пресс

», 2014. 149 

с

5.

 

Шульц

 

Э

.

Э

Технологии

 

бунта

 (

Технологии

 

управления

 

радикальными

 

формами

 

социального

 

протеста

 

в

 

политическом

 

контексте

). 

М

. : 

Подольская

 

фабрика

 

офсетной

 

печати

, 2014. 512 

с

6.

 

Арендт

 

Ð¥

О

 

революции

М

. : 

Европа

, 2011. 664 c. 

7.

 

Rosenstock-Huessy E. Revolution as a Political Concept // Revolutions: Finished and Unfinished, From Primal to Final / ed. by Paul Caringella, 

Wayne Cristaudo, Glenn Hughes. Cambridge Scholars Publishing, 2012. P. 1–7. 

8.

 

Schrecker J.E. The Chinese Revolution in Historical Perspective. Greenwood Publishing Group, 2004. 

9.

 

Selbin E. Revolution, rebellion, resistance: the power of story. London; New York : Zed Books, 2010. 

10.

 

Herzberger L. The Structure of Thermidor: Some Case Studies. Xlibris Corporation, 2007. 344 p. 

11.

 

Kater M.H. The Nazi Party. A Social Profile of Members and Leaders 1919–1945. Cambridge, Massachusetts : Harvard University Press, 1983. 

415 p. 

12.

 

Lukacs J. The Hitler of History. N.Y. : Vintage Books, 1998. 279 p. 

13.

 

Нольте

 

Э

Фашизм

 

в

 

его

 

эпохе

 / 

пер

с

 

нем

Новосибирск

 : 

Сибирский

 

хронограф

, 2001. 568 c. 

14.

 

Артамошин

 

С

.

В

Понятия

 

и

 

позиции

 

консервативной

 

революции

интеллектуальное

 

течение

 Â«

консервативной

 

революции

» 

в

 

политиче

-

ской

 

жизни

 

Веймарской

 

республики

Брянск

, 2011. 312 

с

15.

 

Ватлин

 

А

.

Ю

Германия

 

в

 XX 

веке

М

. : 

РОССПЭН

, 2002. 336 

с

16.

 

Сегалл

 

Я

.

Е

Очерки

 

экономической

 

политики

 

германского

 

фашизма

М

. : 

Гос

соц

.-

эк

изд

-

во

, 1934. 106 

с

17.

 

Михельс

 

Р

Демократическая

 

аристократия

 

и

 

аристократическая

 

демократия

 // 

Социс

. 2000. 

№

 1. 

С

. 107–116. 

18.

 

Красин

 

Ю

.

А

Революцией

 

устрашенные

Критический

 

очерк

 

буржуазных

 

концепций

 

социальной

 

революции

М

. : 

Политиздат

, 1975. 

366 

с

19.

 

Johari J.C. Contemporary Political Theory: New Dimensions, Basic Concepts and Major Trends. Sterling Publishers Pvt. Ltd, 1987. 756 p. 

20.

 

Freyer H. Revolution from the Right // The Weimar Republic Sourcebook / ed. by Anton Kaes, Martin Jay, Edward Dimendberg. University of 

California Press, 1994. P. 347–348. 

21.

 

Lapp B. Revolution from the Right: Politics, Class and the Rise of Nazism in Saxony. Brill, 1997. 248 p. 

22.

 

Mosse G.L. Masses and Man: Nationalist and Fascist Perceptions of Reality. Wayne State University Press, 1987. 362 p. 

23.

 

Brinton 

С

. The Anatomy of Revolution. Revised and Expanded Edition. N.Y. : Vintage Books, 1965. 310 p. 

24.

 

Meisel J.H. Counter-revolution: how revolutions die. Atherton Press, 1966. 237 p. 

25.

 

Zagorin P. Rebels and Rulers, 1500–1600: Volume 1, Agrarian and Urban Rebellions: Society, States, and Early Modern Revolution. Cambridge 

University Press, 1982. 292 p. 

26.

 

Calvert P. Revolution and Counter-Revolution Concepts in the Social Sciences. Milton Keynes : Open University Press, 1990. 90 p. 

27.

 

Housden M. Hitler. Study of a revolutionary. London ; New York : Routledge, 2000. 220 p. 

28.

 

Weber E. Revolution? Counterrevolution? What revolution? // Fascism, a Reader's Guide: Analyses, Interpretations, Bibliography / ed. by Walter 

Laqueur. University of California Press, 1978. P. 435–468. 

29.

 

Dutt R.P. Fascism and Social Revolution. Wildside Press LLC, 2009. 320 p. 

30.

 

Taylor S. Germany, 1918–1933: revolution, counter-revolution and the rise of Hitler. Duckworth, 1983. 131 p. 

31.

 

Шульц

 

Э

.

Э

. «

Моделирование

 

революций

» (

к

 

дискуссии

 

о

 

стадиях

) // 

Историческая

 

психология

 

и

 

социология

 

истории

. 2015. 

№

 2. 

С

. 158–173. 

32.

 

Хобсбаум

 

Э

Эпоха

 

крайностей

Короткий

 

двадцатый

 

век

 (1914–1991). 

М

. : 

Независимая

 

газета

, 2004. 632 

с

33.

 

Dahrendorf R. Society and Democracy in Germany. New York : Doubleday, 1967. 457 p. 

34.

 

Saunders T. Nazism and Social Revolution // Modern Germany Reconsidered: 1870–1945 / ed. by Gordon Martel. Taylor & Francis, 1992. 

P. 159–177. 

35.

 

Нольте

 

Э

Европейская

 

гражданская

 

война

 (1917–1945). 

Национал

-

социализм

 

и

 

большевизм

 : 

пер

с

 

нем

М

. : 

Логос

, 2003. 527 

с

36.

 

Ellul J. Autopsy of Revolution. N.Y. : Knopf, 1971. 300 p. 

37.

 

Троцкий

 

Л

.

Д

Бонапартизм

 

и

 

фашизм

К

 

характеристике

 

современного

 

положения

 

в

 

Европе

. URL: http://revkom.com/biblioteka/ 

marxism/trotckii/1934bonapart.htm (

дата

 

обращения

: 16.07.2015). 

 

Статья

 

представлена

 

научной

 

редакцией

 Â«

История

» 30 

сентября

 2017 

г

 

 
 


background image

227 

THE NOVEMBER REVOLUTION OF 1918 IN GERMANY AND PROBLEMS OF EMERGENCE, DEVELOPMENT 
AND FALLING OF THE WEIMAR REPUBLIC

 

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta â€“ Tomsk State University Journal,

 2018, 426, 223–228.

 

DOI: 10.17223/15617793/426/27 

Eduard E. Shults,

 Center of Political and Social Technologies (Moscow, Russian Federation). E-mail: nuap1@yandex.ru

 

Keywords:

 November Revolution of 1918; Weimar Republic; First Republic.

 

 
The article aims to consider the history of the Weimar Republic through the prism of the algorithm of the German revolution 

(that began in November, 1918 and is known as the November Revolution) and its continuation that discloses regularities of the 
origin, development and disappearance of the first German democracy. A comparative-historical approach to the German revolution 
(1918–1923), the Great French revolution (1789–1799), the French revolution of 1848, the Russian revolution (1917–1922), the 
events of the Italian history of the period of Mussolini, the Spanish Franco’s period, the Portuguese history from 1926 to 1974 has 
become the cornerstone of the analysis. The author divides the German revolution into three stages: 1918–1923, 1924–1929, 1930–
33. The first stage lasted from the revolt in Kiel (November 3–10, 1918) to the â€œbeer putsch” in Munich and the revolt of communists 
in Hamburg in November, 1923. The open civil war in the country ended at that stage: the social protest splashed out in the streets, 
led to mass demonstrations, strikes and disorders, but not to revolts and big armed conflicts. This protest fell down during the eco-
nomic stabilization of 1926–1928, but it began to rise again with the world economic crisis of 1929. The second stage (1924–1929) 
came to an end with the beginning of the world economic crisis. The third stage was connected with the new aggravation of opposi-
tion in the German society which led to the polarization and radicalization of society and, eventually, to the rise of the Nazis to pow-
er. The analysis shows that the German revolution has common features with the French revolution of 1848 and the Russian revolu-
tion in its February–October stage. Besides, the German revolution of 1918–1923 and the subsequent history of the Weimar Republic 
has broad analogies with the Great French and Russian revolutions in the stages known as the Thermidor and the Bonapartist regime. 
The author comes to a conclusion that events of the end of 1923 in Germany can be regarded as the Thermidor â€“ a kickback of the 
revolution to the right, and Hitler’s coming to power could be qualified as the Bonapartist regime. This period of the German history 
finds analogies in contemporary events: the Italian history of the period of Mussolini, Spain in Franco’s period, the Portuguese histo-
ry from 1926 to 1974. The author comes to a conclusion that the Weimar Republic became the same period of revolutionary devel-
opment of Germany as the First Republic in France, which caused its history, many regularities of its emergence, development and 
falling.

 

 

REFERENCES 

 

1. Shul’ts, E.E. (2016) 

Teoriya revolyutsii: revolyutsii i sovremennye tsivilizatsii

 [The theory of revolution: revolutions and modern civilizations]. 

Moscow: LENAND. 

2. Shul’ts, E.E. (2016) 

Ot Veymarskoy respubliki k Tret’emu reykhu: Elektoral’naya istoriya Germanii 1920-kh â€“ nachala 1930-kh gg.

 [From the 

Weimar Republic to the Third Reich: Electoral history of Germany of the 1920s â€“ early 1930s]. Moscow: LENAND. 

3. Patrushev, A.I. (2004) 

Germaniya v XX veke

 [Germany in the 20th century]. Moscow: Drofa. 

4. Shul’ts, E.E. (2014)

 â€œLevyy” i â€œpravyy” bunt v Germanii 1920–30-kh gg.: istoki, khod sobytiy, rezul’taty

 [The â€œleft” and “right” rebellions in 

Germany of the 1920s–1930s: origins, the course of events, results]. Barnaul: Izdatel’skaya gruppa â€œSi-press”s. 

5. Shul’ts, E.E. (2014) 

Tekhnologii bunta (Tekhnologii upravleniya radikal’nymi formami sotsial’nogo protesta v politicheskom kontekste)

 [Technol-

ogy of rebellion (Technology management of radical forms of social protest in a political context)]. Moscow: Podol’skaya fabrika ofsetnoy 
pechati. 

6. Arendt, H. (2011) 

O revolyutsii

 [On revolution]. Moscow: Evropa. 

7. Rosenstock-Huessy, E. (2012) Revolution as a Political Concept. In: Caringella, P., Cristaudo, W. & Hughes, G. (eds) 

Revolutions: Finished and 

Unfinished, From Primal to Final.

 Cambridge Scholars Publishing. 

8. Schrecker, J.E. (2004) 

The Chinese Revolution in Historical Perspective

. Greenwood Publishing Group. 

9. Selbin, E. (2010) 

Revolution, rebellion, resistance: the power of story

. London; New York: Zed Books. 

10. Herzberger, L. (2007) 

The Structure of Thermidor: Some Case Studies

. Xlibris Corporation. 

11. Kater, M.H. (1983) 

The Nazi Party. A Social Profile of Members and Leaders 1919–1945.

 Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press. 

12. Lukacs, J. (1998) 

The Hitler of History

. N.Y.: Vintage Books. 

13. Nolte, E. (2001) 

Fashizm v ego epokhe

 [Fascism in its era]. Translated from Germany. Novosibirsk: Sibirskiy khronograf. 

14. Artamoshin, S.V. (2011) 

Ponyatiya i pozitsii konservativnoy revolyutsii: intellektual’noe techenie â€œkonservativnoy revolyutsii” v politicheskoy 

zhizni Veymarskoy respubliki

 [Concepts and positions of the conservative revolution: the intellectual direction of the â€œconservative revolution” in 

the political life of the Weimar Republic]. Bryansk: Bryanskoe SRP VOG. 

15. Vatlin, A.Yu. (2002) 

Germaniya v XX veke

 [Germany in the 20th century]. Moscow: ROSSPEN. 

16. Segall, Ya.E. (1934) 

Ocherki ekonomicheskoy politiki germanskogo fashizma

 [Essays on the economic policy of German fascism]. Moscow: Gos. 

sots.-ek. izd-vo. 

17. Michels, R. (2000) Demokraticheskaya aristokratiya i aristokraticheskaya demokratiya [Democratic aristocracy and aristocratic democracy]. 

Sotsis â€“ Sociological Studies

. 1. pp. 107–116. 

18. Krasin, Yu.A. (1975) 

Revolyutsiey ustrashennye. Kriticheskiy ocherk burzhuaznykh kontseptsiy sotsial’noy revolyutsii

 [Frightened by the revolu-

tion. A critical essay on the bourgeois concepts of social revolution]. Moscow: Politizdat. 

19. Johari, J.C. (1987) 

Contemporary Political Theory: New Dimensions, Basic Concepts and Major Trends

. Sterling Publishers Pvt. Ltd. 

20. Freyer, H. (1994) Revolution from the Right. In: Kaes, A., Jay, M. & Dimendberg, E. (eds) (1994) 

The Weimar Republic Sourcebook

. University 

of California Press. 

21. Lapp, B. (1997) 

Revolution from the Right: Politics, Class and the Rise of Nazism in Saxony

. Brill. 

22. Mosse, G.L. (1987) 

Masses and Man: Nationalist and Fascist Perceptions of Reality

. Wayne State University Press. 

23. Brinton, S. (1965) 

The Anatomy of Revolution

. Revised and Expanded Edition. N.Y.: Vintage Books. 

24. Meisel, J.H. (1966) 

Counter-revolution: how revolutions die

. Atherton Press. 

25. Zagorin, P. (1982) 

Rebels and Rulers, 1500–1600: Volume 1, Agrarian and Urban Rebellions: Society, States, and Early Modern Revolution

Cambridge University Press. 

26. Calvert, P. (1990) 

Revolution and Counter-Revolution Concepts in the Social Sciences.

 Milton Keynes: Open University Press. 

27. Housden, M. (2000) 

Hitler. Study of a revolutionary.

 London; New York: Routledge. 

28. Weber, E. (1978) Revolution? Counterrevolution? What revolution? In: Laqueur, W. (ed.) 

Fascism, a Reader’s Guide: Analyses, Interpretations, 

Bibliography.

 University of California Press. 


background image

228 

29. Dutt, R.P. (2009) 

Fascism and Social Revolution

. Wildside Press LLC. 

30. Taylor, S. (1983) 

Germany, 1918–1933: revolution, counter-revolution and the rise of Hitler

. London: Duckworth. 

31. Shul’ts, E.E. (2015) â€œModelirovanie revolyutsiy” (k diskussii o stadiyakh) [“Modeling revolutions” (to the discussion about stages)]. 

Is-

toricheskaya psikhologiya i sotsiologiya istorii.

 2. pp. 158–173. 

32. Hobsbawm, E. (2004) 

Epokha kraynostey: Korotkiy dvadtsatyy vek (1914–1991)

 [The Epoch of Extremes: The Short Twentieth Century (1914–

1991)]. Moscow: Nezavisimaya gazeta. 

33. Dahrendorf, R. (1967) 

Society and Democracy in Germany

. N.Y.: Doubleday. 

34. Saunders, T. (1992) Nazism and Social Revolution. In: Martel, G. (ed.) 

Modern Germany Reconsidered: 1870–1945. 

Taylor & Francis. 

35. Nolte, E. (2003) 

Evropeyskaya grazhdanskaya voyna (1917–1945). Natsional-sotsializm i bol’shevizm

 [The European Civil War (1917–1945). 

National Socialism and Bolshevism]. Translated from German. Moscow: Logos. 

36. Ellul, J. (1971) 

Autopsy of Revolution.

 N.Y.: Knopf. 

37. Trotskiy, L.D. (1934) 

Bonapartizm i fashizm: K kharakteristike sovremennogo polozheniya v Evrope 

[Bonapartism and Fascism: on the character-

ization of the current situation in Europe]. [Online] Available from: http://revkom.com/biblioteka/marxism/trotckii/1934bonapart.htm. (Accessed: 
16.07.2015). 
 

Received: 30 September 2017 


background image

229 

Вестник

 

Томского

 

государственного

 

университета

. 2018. 

№

 426. 

С

. 229–233. 

DOI: 10.17223/15617793/426/28

 

 
 

ПЕДАГОГИКА

 

 

УДК

 364-056.24 

Л

.

В

Капилевич

В

.

В

Гузырь

 

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ

 Â«

ЗОНТИЧНЫЙ

» 

ФОРМАТ

 

МАГИСТЕРСКОЙ

 

ПРОГРАММЫ

 

«

ИНЖИНИРИНГ

 

РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ

 

И

 

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ

 

ТЕХНОЛОГИЙ

» 

 

Работа

 

выполнена

 

за

 

счет

 

проекта

 

ВИУ

 

ИСГТ

 

ТПУ

 108/2017 «

Люди

 

и

 

технологии

». 

 

Предложена

  Â«

зонтичная

 

модель

» 

реализации

 

подготовки

 

магистров

Суть

 

модели

 

состоит

 

в

 

создании

 

одноименного

 

про

-

филя

 

в

 

рамках

 

трех

 

направлений

 

магистерской

 

подготовки

которые

 

бы

 

позволили

 

охватить

 

весь

 

жизненный

 

цикл

 

высоко

-

технологичных

 

устройств

 

для

 

реабилитации

 

лиц

 

с

 

ОВЗ

 â€“ 

от

 

конструирования

 

и

 

производства

 

до

 

эксплуатации

Выпускни

-

ки

 

программы

 

получат

 

значительное

 

преимущество

 

на

 

рынке

 

труда

Предлагаемая

  Â«

зонтичная

» 

магистерская

 

программа

 

является

 

уникальной

 

и

 

имеет

 

высокий

 

потенциал

 

к

 

дальнейшему

 

развитию

Ключевые

 

слова

:

 

физическая

 

реабилитация

подготовка

 

кадров

робототехнические

 

системы

 

для

 

реабилитации

телеме

-

дицина

 

Введение

.

 

Значительный

 

рост

 

в

 

последнее

 

десятиле

-

тие

 

травм

 

и

 

заболеваний

связанных

 

с

 

нарушением

 

моз

-

гового

 

и

 

периферического

 

кровообращения

особенно

 

у

 

лиц

 

трудоспособного

 

возраста

приводит

 

к

 

увеличению

 

числа

 

лиц

 

с

 

ограниченными

 

возможностями

 

здоровья

 

(

ОВЗ

в

 

России

 

и

соответственно

 â€“ 

увеличению

 

соци

-

альных

 

расходов

 

на

 

их

 

содержание

В

 

связи

 

с

 

этим

 

раз

-

работка

 

новых

 

средств

 

реабилитации

способствующих

 

снижению

 

сроков

 

нетрудоспособности

 

и

 

уменьшению

 

инвалидизации

 

населения

является

 

актуальной

 

задачей

 

отечественного

 

здравоохранения

Только

 

комплексная

 

реабилитация

 

больных

 

и

 

ин

-

валидов

утративших

 

трудоспособность

 

в

 

результате

 

инсульта

тяжелой

 

травмы

ампутации

 

конечностей

а

 

также

 

детей

 

и

 

взрослых

 

с

 

врожденными

 

физическими

 

дефектами

 

и

 

параличами

 

помогает

 

восстановлению

 

или

 

формированию

 

простых

 

бытовых

 

и

 

трудовых

 

навыков

  (

самообслуживание

ходьба

 

и

 

т

.

д

.) [1]. 

При

 

этом

 

основополагающая

 

роль

 

должна

 

отводиться

 

устройствам

способствующим

 

уже

 

на

 

ранних

 

этапах

 

реабилитации

 

выполнять

 

движения

 

в

 

суставах

осно

-

ванные

 

на

 

анатомо

-

физиологических

 

принципах

Наряду

 

с

 

восстановлением

 

утраченных

 

функций

 

по

-

ражённого

 

органа

 

это

 

способствует

 

восстановлению

 

экстракардиальных

 

факторов

 

кровообращения

 

и

 

кар

-

дио

-

респираторной

 

системы

Сочетание

 

физических

 

упражнений

 

с

 

занятиями

 

на

 

механоаппаратах

 

значи

-

тельно

 

улучшает

 

результаты

 

восстановительного

 

ле

-

чения

 

больного

 

человека

 

и

 

заметно

 

влияет

 

на

 

интерес

 

к

 

занятиям

 

лечебной

 

физкультурой

Поэтому

 

приме

-

нение

 

механических

 

устройств

 

является

 

необходи

-

мым

 

на

 

всех

 

этапах

 

реабилитационного

 

лечения

 

до

 

полного

 

восстановления

 

утраченных

 

функций

Одна

-

ко

 

это

 

возможно

 

лишь

 

при

 

условии

 

их

 

мобильности

простоте

 

обслуживания

 

и

 

материальной

 

доступности

 

для

 

медицинских

 

организаций

 

и

 

пациентов

 [2]. 

В

 

настоящее

 

время

 

в

 

реабилитационных

 

целях

 

все

 

шире

 

используются

 

аппаратные

 

воздействия

 

с

 

проведе

-

нием

 

роботизированной

 

механотерапии

 [3, 4]. 

Такие

 

приборы

 

механически

 

изменяют

 

подвижность

 

суставов

 

и

 

состояние

 

мышц

 

конечностей

 

и

 

туловища

действуя

 

по

 

определенной

 

программе

при

 

этом

 

используется

 

биоло

-

гическая

 

обратная

 

связь

и

 

зачастую

 

применяются

 

игро

-

вая

 

или

 

виртуальная

 

среды

 [5, 6]. 

Преимуществом

 

робо

-

тотерапии

 

является

 

более

 

высокое

 

качество

 

тренировок

 

по

 

сравнению

 

с

 

классической

 

лечебной

 

гимнастикой

 

за

 

счёт

 

большей

 

их

 

длительности

точности

 

повторяющих

-

ся

 

циклических

 

движений

постоянной

 

программы

 

тре

-

нировок

наличия

 

инструментов

 

оценки

 

успешности

 

проводимых

 

занятий

 

с

 

возможностью

 

демонстрации

 

пациенту

Применение

 

автоматизированной

 

техники

 

позволяет

 

повысить

 

интенсивность

 

проводимой

 

терапии

 

без

 

привлечения

 

дополнительного

 

персонала

а

 

качество

 

оказываемой

 

помощи

 

остается

 

неизменным

 

по

 

времени

 

[3, 7]. 

Таким

 

образом

это

 

экономически

 

оправдывает

 

затраты

 

на

 

приобретение

 

приборов

 

роботизированной

 

механотерапии

Таким

 

образом

для

 

повышения

 

общей

 

эффективно

-

сти

 

лечебных

 

мероприятий

 

для

 

пациентов

 

с

 

нарушени

-

ями

 

двигательной

 

функции

  (

последствия

 

травм

 

и

 

по

-

следствия

 

нарушений

 

мозгового

 

кровообращения

важное

 

значение

 

имеет

 

включение

 

в

 

лечебный

 

процесс

 

средств

 

двигательной

 

реабилитации

 

на

 

ранних

 

этапах

Реабилитационные

 

мероприятия

 

должны

 

начинаться

 

как

 

можно

 

раньше

выполняться

 

регулярно

В

 

даль

-

нейшем

 

их

 

применение

 

должно

 

быть

 

непрерывным

 

на

 

всех

 

этапах

 

лечения

 

и

 

реабилитации

Крайне

 

важно

чтобы

 

использование

 

средств

 

двигательной

 

реабилита

-

ции

 

было

 

доступным

 

для

 

пациентов

 

как

 

в

 

условиях

 

стационаров

реабилитационных

 

центров

так

 

и

 

в

 

до

-

машних

 

условиях

Высокую

 

экономическую

 

и

 

меди

-

цинскую

 

эффективность

 

будут

 

иметь

 

технические

 

средства

 

реабилитации

не

 

требующие

 

постоянного

 

участия

 

медицинского

 

персонала

но

 

в

 

то

 

же

 

время

 

обеспечивающие

 

постоянный

 

контроль

 

за

 

процессом

 

реабилитации

 

и

 

состоянием

 

пациента

 

как

 

на

 

основе

 

технологий

 

с

 

обратной

 

связью

так

 

и

 

на

 

основе

 

телеме

-

дицины

 [8, 9]. 

На

 

сегодняшний

 

день

 

подобного

 

рода

 

аппараты

 

в

 

основном

 

представлены

 

импортными

 

мо

-

делями

которые

 

по

 

стоимости

 

доступны

 

только

 

круп

-

ным

 

стационарам

 

и

 

реабилитационным

 

центрам

Такая

 

ситуация

 

не

 

позволяет

 

обеспечить

 

непрерывность

 

и

 

преемственность

 

процесса

 

реабилитации

 

пациентов

 

с

 

двигательными

 

нарушениями

 [10]. 

Для

 

решения

 

этой

 

проблемы

 

необходимы

 

современ

-

ные

 

программно

-

технические

 

и

 

методические

 

решения

 

с

 


background image

230 

использованием

 

внешних

 

вспомогательных

 

устройств

 

обеспечения

 

двигательной

 

активности

 [11]. 

Важным

 

ас

-

пектом

 

являются

 

импортозамещающие

 

технологии

 

и

 

мо

-

дульный

 

принцип

 

конструкции

 

аппарата

что

 

позволяет

 

достичь

 

существенного

 

снижения

 

цены

 

и

 

тем

 

самым

 

до

-

ступности

 

для

 

пациентов

 

на

 

всех

 

стадиях

 

лечения

в

 

том

 

числе

 

в

 

домашних

 

условиях

Разработка

 

таких

 

средств

 

реабилитации

 

и

 

внедрение

 

их

 

в

 

практику

 

позволит

 

суще

-

ственно

 

улучшить

 

результаты

 

восстановительного

 

лече

-

ния

сократит

 

его

 

сроки

повысит

 

качество

 

жизни

 

пациен

-

тов

снизит

 

уровень

 

инвалидизации

будет

 

способствовать

 

восстановлению

 

работоспособности

Экономический

 

эффект

 

при

 

этом

 

будет

 

обусловлен

 

как

 

снижением

 

пря

-

мых

 

расходов

 

за

 

счет

 

сокращения

 

сроков

 

лечения

так

 

и

 

косвенных

 â€“ 

за

 

счет

 

сокращения

 

в

 

дальнейшем

 

количе

-

ства

 

лиц

нуждающихся

 

в

 

социальной

 

поддержке

Важной

 

проблемой

 

организации

 

процесса

 

реабили

-

тации

 

лиц

 

с

 

ОВЗ

 

является

 

кадровая

Причем

 

необходи

-

мы

 

специалисты

обладающие

 

компетенциями

 

в

 

раз

-

личных

 

аспектах

 

данной

 

проблемы

 â€“ 

для

 

разработки

 

высокотехнологичных

 

изделий

 

реабилитационного

 

назначения

для

 

их

 

конструирования

 

и

 

производства

а

 

также

 

для

 

их

 

эксплуатации

Все

 

названные

 

аспекты

 

имеют

 

свои

 

особенности

но

 

в

 

то

 

же

 

время

 

взаимосвя

-

заны

и

 

для

 

повышения

 

эффективности

 

реабилитации

 

необходимо

чтобы

 

наряду

 

с

 

уникальными

 

для

 

каждой

 

сферы

 

деятельности

 

компетенциями

 

все

 

специалисты

имеющие

 

к

 

ней

 

отношение

обладали

 

набором

 

сходных

 

компетенций

позволяющих

 

им

 

эффективно

 

взаимо

-

действовать

 

друг

 

с

 

другом

 

на

 

всех

 

этапах

 â€“ 

от

 

идеи

 

и

 

создания

 

нового

 

изделия

 

до

 

его

 

внедрения

 

в

 

практику

 

и

 

использования

 

в

 

повседневной

 

деятельности

Цель

 

исследования

.

 

Разработка

 

инновационного

 

формата

 

магистерской

 

программы

 

для

 

подготовки

 

кадров

 

в

 

области

 

инжиниринга

 

реабилитационных

 

и

 

вспомогательных

 

технологий

Основная

 

часть

.

 

Для

 

решения

 

этой

 

задачи

 

предло

-

жена

 

модель

 

реализации

 

подготовки

 

магистров

которую

 

мы

 

обозначили

 

как

  Â«

зонтичная

 

модель

» (

рис

. 1). 

Суть

 

модели

 

состоит

 

в

 

создании

 

одноименного

 

профиля

 

в

 

рам

-

ках

 

трех

 

направлений

 

магистерской

 

подготовки

которые

 

бы

 

позволили

 

охватить

 

весь

 

жизненный

 

цикл

 

высокотех

-

нологичных

 

устройств

 

для

 

реабилитации

 

лиц

 

с

 

ОВЗ

 â€“ 

от

 

конструирования

 

и

 

производства

 

до

 

эксплуатации

 

 

 

Рис

. 1. 

Схема

 Â«

зонтичного

 

формата

» 

реализации

  

магистерской

 

программы

 

по

 

профилю

 Â«

Инжиниринг

  

реабилитационных

 

и

 

вспомогательных

 

технологий

» 

Для

 

реализации

 

данной

 

модели

 

мы

 

выбрали

 

три

 

направления

 

магистерской

 

подготовки



 

15.04.06 

Мехатроника

 

и

 

робототехника

  (

ФГОС

 

ВО

 

утвержден

 

приказом

 

Минобрнауки

 

РФ

 

от

 21 

но

-

ября

 2014 

г

. N 1491); 



 

12.04.04 

Биотехнические

 

системы

 

и

 

технологии

 

(

ФГОС

 

ВО

 

утвержден

 

приказом

 

Минобрнауки

 

РФ

 

от

 

21 

ноября

 2014 

г

. N 1497); 



 

49.04.01 

Физическая

 

культура

 (

ФГОС

 

ВО

 

утвер

-

жден

 

приказом

 

Минобрнауки

 

РФ

 

от

 28 

апреля

 2015 

г

N 37043). 

На

 

всех

 

трех

 

направлениях

 

были

 

разработаны

 

про

-

граммы

 

для

 

профиля

 

с

 

общим

 

названием

 Â«

Инжиниринг

 

реабилитационных

 

и

 

вспомогательных

 

технологий

». 

Выбор

 

именно

 

этих

 

направлений

 

для

 

формирова

-

ния

 

зонтичной

 

программы

 

был

 

обусловлен

 

рядом

 

причин



 

наборы

 

компетенций

предусмотренных

 

стандар

-

тами

 

трех

 

названных

 

направлений

в

 

сумме

 

покрыва

-

ют

 

весь

 

цикл

 

реализации

 

проекта

 â€“ 

от

 

идеи

 

и

 

кон

-

струирования

 

до

 

разработки

 

методик

 

использования

 

и

 

внедрения

 

в

 

практику



 

магистранты

 

инженерных

 

направлений

 

приобре

-

тают

 

компетенции

 

в

 

области

 

реабилитации

которые

 

позволят

 

им

 

успешно

 

решать

 

инженерные

 

задачи

 

в

 

данной

 

предметной

 

области



 

магистранты

 

направления

  Â«

Физическая

 

культу

-

ра

» 

в

 

контакте

 

с

 

магистрантами

 

инженерных

 

направ

-

лений

 

приобретут

 

дополнительные

 

компетенции

свя

-

занные

 

с

 

использованием

 

технических

 

устройств

 

для

 

реабилитации



 

возможность

 

реализации

 

проектного

 

формата

 

обучения

 â€“ 

уже

 

в

 

процессе

 

обучения

 

будут

 

формиро

-

ваться

 

команды

состоящие

 

из

 

представителей

 

всех

 

трех

 

направлений

которые

 

смогут

 

реализовывать

 

ре

-

альные

 

проекты

 

в

 

области

 

технических

 

устройств

 

для

 

реабилитации

Учебный

 

план

 

профиля

 

по

 

каждому

 

направлению

 

включает

 

разделы

представленные

 

в

 

табл

. 1. 

 

Т

 

а

 

б

 

л

 

и

 

ц

 

а

  1 

Унифицированная

 

структура

 

учебного

 

плана

 

профиля

  

направлений

 

магистерской

 

подготовки

 

 

№

 

Разделы

 

учебного

 

плана

 

ЗЕ

 

Дисциплины

 60 

1.1.

Базовая

 

часть

Модуль

 

общенаучных

 

дисциплин

 9 

1.2.

Базовая

 

часть

Модуль

 

общепрофессиональных

 

дис

-

циплин

 

15 

1.3.

Вариативная

 

часть

Междисциплинарный

 

професси

-

ональный

 

модуль

 

18 

1.4.

Вариативная

 

часть

Вариативный

 

междисциплинар

-

ный

 

профессиональный

 

модуль

 Â«

Инжиниринг

 

реаби

-

литационных

 

и

 

вспомогательных

 

технологий

» 

18 

Практики

 

и

 

научно

-

исследовательская

 

работа

 54 

Итоговая

 

государственная

 

аттестация

 6 

ИТОГО

 120 

 

Дисциплины

 

обоих

 

модулей

 

базовой

 

части

а

 

так

-

же

 

дисциплины

 

междисциплинарного

 

профессио

-

нального

 

модуля

 

вариативной

 

части

 

учебного

 

плана

 

соответствуют

 

направлениям

 

подготовки

 

и

 

изучаются

 

магистрантами

 

каждого

 

направления

 

в

 

общем

 

потоке

 

с

 

магистрантами

 

других

 

профилей

 

данного

 

направле

-

ния