ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.09.2019
Просмотров: 11792
Скачиваний: 1
Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÑиминалиÑÑиÑеÑкой ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÐºÐ¸, ÑакÑики и меÑодики; кÑиминалиÑÑиÑе-
Ñкие вопÑоÑÑ Ð¾ÑганизаÑии ÑаÑкÑÑÑÐ¸Ñ Ð¸ ÑаÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿ÑеÑÑÑплений.
ÐÑогÑамма кандидаÑÑкого Ñкзамена ÑоÑÑавлена Ñ ÑÑеÑом ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ ÐºÑÑÑа,
коÑоÑÑй Ð¾Ñ Ð²Ð°ÑÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð²Ñе диÑÑÐ¸Ð¿Ð»Ð¸Ð½Ñ Ð½Ð°ÑÑной ÑпеÑиалÑноÑÑи и ÑаÑÑмаÑÑиваеÑ
ÑовÑеменнÑе пÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñ ÑеоÑии и пÑакÑики кÑиминалиÑÑики, ÑÑдебно-
ÑкÑпеÑÑной деÑÑелÑноÑÑи и опеÑаÑивно-ÑозÑÑкной деÑÑелÑноÑÑи.
ÐодÑазÑмеваеÑÑÑ, ÑÑо пÑедмеÑом наÑÑнÑÑ Ð¸ÑÑледований, пÑоводимÑÑ Ð²
ÑÐ°Ð¼ÐºÐ°Ñ Ð´Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð¹ ÑпеÑиалÑноÑÑи, ÑвлÑÑÑÑÑ Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ð¾Ð¼ÐµÑноÑÑи ÑобиÑаниÑ, иÑÑледо-
ваниÑ, оÑенки и иÑполÑÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð´Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°ÑелÑÑÑв пÑи ÑаÑÑледовании пÑеÑÑÑплений,
ÑпеÑиалÑнÑе ÑÑедÑÑва и меÑÐ¾Ð´Ñ ÑÑдебного иÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð´Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°ÑелÑÑÑв и
пÑедоÑвÑаÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑеÑÑÑплений; наÑÑнÑе, пÑавовÑе, оÑганизаÑионно-
ÑпÑавленÑеÑкие, моÑалÑно-ÑÑиÑеÑкие, меÑодологиÑеÑкие оÑÐ½Ð¾Ð²Ñ ÑÑдебно-
ÑкÑпеÑÑной и опеÑаÑивно-ÑозÑÑкной деÑÑелÑноÑÑи.
ÐеÑод наÑÑнÑÑ Ð¸ÑÑледований пÑедÑÑавлÑÐµÑ Ñобой ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ ÑилоÑоÑÑÐºÐ¸Ñ ,
обÑенаÑÑнÑÑ Ð¸ ÑпеÑиалÑно-ÑÑидиÑеÑÐºÐ¸Ñ ÑÑедÑÑв и ÑпоÑобов познаниÑ, обеÑ-
пеÑиваÑÑÐ¸Ñ Ð¾Ð±ÑекÑивноÑÑÑ, иÑÑоÑизм и компаÑаÑивизм изÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÑиминали-
ÑÑики, ÑÑдебно-ÑкÑпеÑÑной деÑÑелÑноÑÑи, опеÑаÑивно-ÑозÑÑкной деÑÑелÑноÑÑи.
Ð Ð¸Ñ ÑиÑле пÑинÑипÑ: ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð¿ÑедмеÑа иÑÑледованиÑ, его логиÑеÑкой опÑе-
деленноÑÑи, иÑÑоÑиÑеÑкой конкÑеÑноÑÑи и диалекÑиÑеÑкой ÑвÑзи Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñе-
Ñким и иÑÑоÑиÑеÑким ÑпоÑобами познаниÑ, ÑиÑÑемноÑÑи и вÑеÑÑоÑонноÑÑи иÑ-
ÑледованиÑ; обÑенаÑÑнÑе Ð¿Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð´Ñ: ÑиÑÑемнÑй, генеÑиÑеÑкий, деÑÑелÑноÑÑнÑй;
меÑÐ¾Ð´Ñ Ð°Ð½Ð°Ð»Ð¸Ð·Ð° и ÑинÑеза, ÑеоÑеÑиÑеÑкого моделиÑованиÑ, кÑлÑÑÑÑно-
иÑÑоÑиÑеÑкого анализа, иÑÑоÑиÑеÑкой ÑеконÑÑÑÑкÑии, аналогии, ÑкÑÑÑаполÑÑии,
ÑÑидиÑеÑкой инÑеÑпÑеÑаÑии и дÑÑгие иÑÑледоваÑелÑÑкие ÑÑедÑÑва ÑовÑеменной
ÑоÑиогÑманиÑаÑиÑÑики.
ÐÑедÑÑмоÑÑено не ÑолÑко владение адÑÑнкÑами (ÑоиÑкаÑелÑми), ÑдаÑÑими
Ñкзамен, Ñакими знаниÑми, но и компеÑенÑноÑÑнÑй Ð¿Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð´ ÑпеÑиалÑноÑÑи: знаÑÑ..,
ÑмеÑÑ.., владеÑÑ.. â пÑакÑиÑеÑкого ÑодеÑÐ¶Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑенного обÑÐ°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ [1].
Ðднако в Ðкадемии ФСÐРРоÑÑии в пÑогÑамме пÑи подгоÑовке к ÑдаÑе
кандидаÑÑкого Ñкзамена по данной ÑпеÑиалÑноÑÑи, на Ð½Ð°Ñ Ð²Ð·Ð³Ð»Ñд, иÑÑ Ð¾Ð´Ñ Ð¸Ð·
вÑÑе Ñказанного, допÑÑен некоÑоÑÑй «кÑен» в ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ ÑпеÑиализаÑии вÑза.
Ð Ñо же вÑÐµÐ¼Ñ ÑобÑÑвенно вопÑоÑÑ Ð½Ð° даннÑй Ñкзамен, напÑимеÑ, из облаÑÑи
кÑиминалиÑÑики, коÑоÑÑе оÑÑажали Ð±Ñ Ð²Ð¾Ð¿ÑоÑÑ Ð¾Ð±ÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ð¹ кÑиминали-
ÑÑиÑеÑкой ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÐºÐ¸, ÑакÑики и меÑодики; кÑиминалиÑÑиÑеÑкие вопÑоÑÑ Ð¾Ñгани-
заÑии ÑаÑкÑÑÑÐ¸Ñ Ð¸ ÑаÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿ÑеÑÑÑплений, не пÑоÑмаÑÑиваÑÑÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ недо-
ÑÑгиваÑÑ Ð¿Ð¾ Ñем знаниÑм, коÑоÑÑе и должен показаÑÑ ÐºÐ°Ð½Ð´Ð¸Ð´Ð°Ñ Ð¿Ð¾ данной ÑпеÑи-
алÑноÑÑи. РподавлÑÑÑем болÑÑинÑÑве вÑзов РоÑÑии, где гоÑовÑÑÑÑ Ð°ÑпиÑанÑÑ
и адÑÑнкÑÑ Ð¿Ð¾ ÑÑой наÑÑной ÑпеÑиалÑноÑÑи и заÑиÑаÑÑÑÑ ÐºÐ°Ð½Ð´Ð¸Ð´Ð°ÑÑкие диÑ-
ÑеÑÑаÑии (на ÑегоднÑÑний Ð´ÐµÐ½Ñ Ð¸Ñ Ð¾ÑÑалоÑÑ Ð½ÐµÐ¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾), вопÑоÑÑ Ð¾Ñ Ð²Ð°ÑÑваÑÑ
именно ÑеоÑеÑиÑеÑкие оÑÐ½Ð¾Ð²Ñ Ð¿ÐµÑеÑиÑленнÑÑ Ñазделов в обÑеме ÑÑебнÑÑ Ð´Ð¸Ñ-
Ñиплин, конеÑно в ÑокÑаÑенном ваÑианÑе.
ÐандидаÑÑ Ð´Ð»Ñ ÑдаÑи по ÑÑой ÑпеÑиалÑноÑÑи, в ÑÑÑноÑÑи, как пÑавило, Ñо-
ÑÑÑдники ÑÑÑеждений и оÑганов ФСÐÐ, в оÑновном имеÑÑ Ð´Ð¾ÑÑаÑоÑно повеÑÑ -
ноÑÑнÑе обÑеÑеоÑеÑиÑеÑкие Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ ÑÑим ÑпеÑиалÑноÑÑÑм, полÑÑеннÑе пÑи
96
пеÑвиÑном обÑÑении в вÑÐ·Ð°Ñ (пÑоÑÑо по ÑомÑ, ÑÑо ÑÑебной пÑогÑаммой не
пÑедÑÑмоÑÑÐµÐ½Ñ Ð¾Ð±ÑиÑнÑе, ÑпеÑиÑиÑеÑкие Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ ÑÑим ÑпеÑиалÑноÑÑÑм,
кÑоме, Ñазве ÑÑо, опеÑаÑивно-ÑозÑÑкной деÑÑелÑноÑÑи). ÐÑоме Ñого опÑÑ Ð¿Ñак-
ÑиÑеÑкой ÑабоÑÑ, как ÑоÑÑавлÑÑÑÐ°Ñ Ð±ÑдÑÑей наÑÑной ÑпеÑиалÑноÑÑи, в долж-
ноÑÑи ÑледоваÑелÑ, дознаваÑелÑ, ÑкÑпеÑÑа, а иногда и опеÑаÑивного ÑабоÑника Ñ
Ð½Ð¸Ñ Ð¾ÑÑÑÑÑÑвÑеÑ, Ð²Ð²Ð¸Ð´Ñ Ð¸Ñ Ð¿ÑоÑеÑÑионалÑной деÑÑелÑноÑÑи в ÑÑÑÑкÑÑÑе УÐС
РоÑÑии. ÐÑÑ Ð¾Ð´Ñ Ð¸Ð· ÑÑого, и обÑÑÑнÑеÑÑÑ ÑÑÐ¾Ð»Ñ ÑÑемленнÑй ÑпиÑок вопÑоÑов к
ÑкзаменÑ. Ðднако, пÑедÑÑавлÑеÑÑÑ, ÑÑо ÑÑÐµÐ±Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐºÐ°Ð½Ð´Ð¸Ð´Ð°ÑÑкого Ñкзамена
ÐµÐ´Ð¸Ð½Ñ Ð´Ð»Ñ Ð²ÑÐµÑ Ð²Ñзов на ÑеÑÑиÑоÑии РоÑÑии, вне завиÑимоÑÑи Ð¾Ñ Ð¸Ñ ÑпеÑиализа-
Ñии и ведомÑÑвенной пÑинадлежноÑÑи. ÐоÑÑаÑоÑно заглÑнÑÑÑ Ð² пÑогÑÐ°Ð¼Ð¼Ñ Ñда-
Ñи кандидаÑÑкого Ñкзамена и, ÑооÑвеÑÑÑвенно, вопÑоÑÑ Ð¿Ð¾ ÑÑой ÑпеÑиалÑноÑÑи
дÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð²Ñзов, ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ ÐºÐ°Ðº: РоÑÑийÑÐºÐ°Ñ ÑÐ°Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð°ÐºÐ°Ð´ÐµÐ¼Ð¸Ñ, ÐоÑковÑкий Ñни-
веÑÑиÑÐµÑ ÐÐРРоÑÑии им. Ð.Я. ÐикоÑÑ, ÐÐºÐ°Ð´ÐµÐ¼Ð¸Ñ ÐенеÑалÑной пÑокÑÑаÑÑÑÑ
РФ, РоÑÑийÑкий гоÑÑдаÑÑÑвеннÑй ÑнивеÑÑиÑÐµÑ Ð¿ÑавоÑÑдиÑ, ÐолгогÑадÑÐºÐ°Ñ Ð°ÐºÐ°-
Ð´ÐµÐ¼Ð¸Ñ ÐÐРРФ, ÐÑаÑнодаÑÑкий ÑнивеÑÑиÑÐµÑ ÐÐРРоÑÑии и дÑ.
ÐÑедполагаеÑÑÑ, ÑÑо бÑдÑÑие кандидаÑÑ Ð½Ð°Ñк по ÑÑой ÑпеÑиалÑноÑÑи бÑдÑÑ
ÑабоÑаÑÑ Ð¿ÑоÑеÑÑоÑÑко-пÑеподаваÑелÑÑким ÑоÑÑавом, пÑежде вÑего, в вÑзаÑ
ФСÐРРоÑÑии. ÐÑÑ Ð¾Ð´Ñ Ð¸Ð· вклада, коÑоÑÑй они внеÑÑÑ Ð² даннÑе наÑки и какими
они бÑдÑÑ Ð¿ÐµÐ´Ð°Ð³Ð¾Ð³Ð°Ð¼Ð¸ по пÑоÑеÑÑии, обÑÑлавливаÑÑие лиÑо бÑдÑÑего ÑоÑÑÑд-
ника УÐС РоÑÑии, и оÑмеÑаеÑÑÑ, неÑомненно, каÑеÑÑво ÑÑого пеÑвого Ñага â Ñда-
Ñа кандидаÑÑкого Ñкзамена по ÑпеÑиалÑноÑÑи 12.00.12.
СпиÑок лиÑеÑаÑÑÑÑ
1.
ÐÑогÑамма кандидаÑÑкого Ñкзамена по ÑпеÑиалÑноÑÑи 12.00.12 â
кÑиминалиÑÑика; ÑÑдебно-ÑкÑпеÑÑÐ½Ð°Ñ Ð´ÐµÑÑелÑноÑÑÑ; опеÑаÑивно-ÑозÑÑÐºÐ½Ð°Ñ Ð´ÐµÑ-
ÑелÑноÑÑÑ / авÑ.-ÑоÑÑ. Ð. Ð. ÐÑÑмов, С. Ð. ÐаÑ
аÑÑенко, Ð. Ð. ÐкÑÑÑин. Ð ÑзанÑ,
2015. 56
Ñ.
97
УÐÐ 343.1
ÐÐÐÐÐÐÐ ÐÐÐÐÐÐÐÐ ÐÐÐЧ ÐРЫСЬ,
ÐºÐ°Ð½Ð´Ð¸Ð´Ð°Ñ ÑÑидиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð½Ð°Ñк, пÑоÑеÑÑоÑ,
диÑекÑоÑ,
Ð ÑзанÑкий Ñилиал ÐоÑковÑкой академии Ñкономики и пÑава,
г. Ð ÑзанÑ, РоÑÑийÑÐºÐ°Ñ Ð¤ÐµÐ´ÐµÑаÑиÑ,
е-mail: editor62@yandex.ru;
ÐÐÐÐÐÐÐÐ ÐÐÐÐÐÐÐÐ ÐÐÐЧ ÐÐÐ¥ÐÐÐÐТ
,
ÑÑководиÑелÑ
ÑледÑÑвенного ÑпÑавлениÑ
,
СледÑÑвеннÑй комиÑÐµÑ Ð Ð¾ÑÑийÑкой ФедеÑаÑии по Ð ÑзанÑкой облаÑÑи
,
г. Ð ÑзанÑ, РоÑÑийÑÐºÐ°Ñ Ð¤ÐµÐ´ÐµÑаÑиÑ,
е-mail: editor62@yandex.ru
РСÐÐÐРШÐÐСТÐÐÐÐÐÐÐ ÐÐÐÐÐТÐÐÐРСÐÐЦÐÐÐÐСТÐÐ
ÐÐЯ ÐÐ ÐÐÐÐÐ, ÐСУЩÐСТÐÐЯЮЩÐÐ¥
УÐÐÐÐÐÐÐ-ÐÐ ÐЦÐССУÐÐЬÐУЮ ÐÐЯТÐÐЬÐÐСТЬ
(Ð 10-ÐÐТÐЮ ÐÐÐ ÐÐÐÐÐÐÐЯ
СÐÐÐСТÐÐÐÐÐÐÐ ÐÐÐÐТÐТРРÐССÐÐ)
ÐнноÑаÑиÑ:
ÑаÑÑмаÑÑиваÑÑÑÑ Ð¿ÑоблемÑ, каÑаÑÑиеÑÑ Ð¿Ð¾Ð´Ð³Ð¾Ñовки ÑпеÑи-
алиÑÑов Ð´Ð»Ñ Ð¾Ñганов, оÑÑÑеÑÑвлÑÑÑÐ¸Ñ Ñголовно-пÑоÑеÑÑÑалÑнÑÑ Ð´ÐµÑÑелÑ-
ноÑÑÑ, и конкÑеÑнÑе меÑÑ, пÑедпÑинимаемÑе Ð´Ð»Ñ ÑовеÑÑенÑÑÐ²Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑиÑÑемÑ
подгоÑовки кадÑов Ð´Ð»Ñ ÑÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ñазделений, пÑиводÑÑÑÑ ÑмениÑ, коÑоÑÑе
Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ñ ÐºÐ°Ð½Ð´Ð¸Ð´Ð°Ñам в ÑезеÑв кадÑов на должноÑÑи ÑледоваÑелей, а Ñакже
пÑоÑеÑÑионалÑнÑе компеÑенÑии.
ÐлÑÑевÑе Ñлова:
ÑовеÑÑенÑÑвование, подгоÑовка ÑпеÑиалиÑÑов, Ñголов-
но-пÑоÑеÑÑÑалÑÐ½Ð°Ñ Ð´ÐµÑÑелÑноÑÑÑ, ÑледоваÑелÑ.
ТеоÑÐ¸Ñ Ð¸ пÑакÑика Ð»ÐµÐ¶Ð°Ñ Ð² оÑнове ÑазвиÑÐ¸Ñ ÑивилизаÑии. Ðз поколениÑ
в поколение пеÑедаÑÑÑÑ Ð»ÑÑÑие доÑÑÐ¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð¾ вÑÐµÑ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑÑ ÑеловеÑеÑкой
деÑÑелÑноÑÑи, ÑÑо позволÑÐµÑ Ð¾Ð±ÑеÑÑÐ²Ñ ÑвеÑенно идÑи по пÑÑи наÑÑного и Ñо-
ÑиалÑного пÑогÑеÑÑа.
ÐÐ»Ñ ÑовÑеменного обÑеÑÑва знаниÑ, опÑÑ, Ñмение пÑимениÑÑ Ð¿ÑоÑеÑ-
ÑионалÑнÑе и лиÑноÑÑнÑе каÑеÑÑва игÑаÑÑ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑÑÑÑ ÑолÑ. ÐнаÑи-
ÑелÑное меÑÑо пÑи ÑÑом Ð·Ð°Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ Ð¾Ð±Ñазование. Так, еÑе в ÐоÑлании ÐÑези-
денÑа РоÑÑии Ð. Ð. ÐÑÑина ФедеÑалÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ ÑобÑÐ°Ð½Ð¸Ñ 4 ноÑбÑÑ 2014 г. бÑли
заÑÑонÑÑÑ Ð¿ÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñ Ð¾Ð±ÑÐ°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ его пÑÐ¸Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² пÑакÑике. ÐÑи ÑÑом
ÐÑÐµÐ·Ð¸Ð´ÐµÐ½Ñ ÑÑоÑмÑлиÑовал ÑÑд поÑÑÑений ÐÑавиÑелÑÑÑÐ²Ñ Ð Ð¤, в Ñом ÑиÑле о
повÑÑении оÑвеÑÑÑвенноÑÑи за каÑеÑÑво обÑазованиÑ. Ð ÐоÑлании оÑмеÑе-
но, ÑÑо «обÑазование, здÑÐ°Ð²Ð¾Ð¾Ñ Ñанение, ÑиÑÑема ÑоÑиалÑной помоÑи долж-
Ð½Ñ ÑÑаÑÑ Ð¿Ð¾Ð´Ð»Ð¸Ð½Ð½Ñм обÑеÑÑвеннÑм благом, ÑлÑжиÑÑ Ð²Ñем гÑажданам ÑÑÑа-
нÑ. ÐелÑÐ·Ñ Ð¸Ð¼Ð¸ÑиÑоваÑÑ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ к лÑдÑм, нелÑÐ·Ñ Ð¸Ð¼Ð¸ÑиÑоваÑÑ Ð¿Ñеподава-
1
©
ÐÑÑÑÑ Ð. Ð., ÐÐ°Ñ Ð»ÐµÐ¹Ð´Ñ Ð. Ð., 2017
98
ÑелÑÑкÑÑ Ð´ÐµÑÑелÑноÑÑÑ. Ðадо наÑÑиÑÑÑÑ ÑважаÑÑ ÑÐµÐ±Ñ Ð¸ вÑпомниÑÑ Ñакое
важное понÑÑие, как ÑепÑÑаÑиÑ, ÑÑо из ÑепÑÑаÑии конкÑеÑнÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑниÑ,
Ñкол, ÑнивеÑÑиÑеÑов, ÑоÑиалÑнÑÑ ÑÑÑеждений ÑкладÑваеÑÑÑ Ð¾Ð±ÑÐ°Ñ ÑепÑÑа-
ÑÐ¸Ñ ÑÑÑанÑ. ÐÑажданина не должно забоÑиÑÑ, где он полÑÑÐ°ÐµÑ ÑоÑиалÑнÑÑ
ÑÑлÑÐ³Ñ â в гоÑÑдаÑÑÑвенной, мÑниÑипалÑной, ÑаÑÑной оÑганизаÑии. Ðго пÑа-
во â обÑаÑиÑÑÑÑ Ðº Ñем, кÑо бÑÐ´ÐµÑ ÑабоÑаÑÑ Ð¿ÑоÑеÑÑионалÑно, Ñ Ð´ÑÑой, Ñ Ð¿Ð¾Ð»-
ной оÑдаÑей» [1]. Ð ÑвÑзи Ñ ÑÑим конеÑной ÑелÑÑ Ð¾Ð±ÑÐ°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑвлÑеÑÑÑ ÑÑе-
Ñа его пÑименениÑ. ÐезавиÑимо Ð¾Ñ Ñого, пÑименÑеÑÑÑ Ð¾Ð½Ð¾ в гÑажданÑком
обÑеÑÑве, вооÑÑженнÑÑ ÑÐ¸Ð»Ð°Ñ Ð¸Ð»Ð¸ в пÑÐ°Ð²Ð¾Ð¾Ñ ÑаниÑелÑнÑÑ Ð¾ÑÐ³Ð°Ð½Ð°Ñ , в Ñом
ÑиÑле в ÑледÑÑвенной пÑакÑике.
Ðо ÑезÑлÑÑаÑам наÑÑнÑÑ Ð¸ÑÑледований ÑÑÑановлен низкий пÑоÑеÑÑио-
налÑнÑй ÑÑовенÑ, в ÑаÑÑноÑÑи ÑледоваÑелей. Ðо Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð. Ð. ÐлаÑова, длÑ
Ð½Ð¸Ñ Ñ Ð°ÑакÑеÑно: оÑÑÑÑÑÑвие надлежаÑÐ¸Ñ Ð´ÐµÐ»Ð¾Ð²ÑÑ ÐºÐ°ÑеÑÑв, должнÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð¸ÑиÑе-
ÑÐºÐ¸Ñ Ð¸ моÑалÑнÑÑ ÐºÐ°ÑеÑÑв, Ð¸Ñ Ð½ÐµÐ´Ð¾ÑÑаÑоÑное ÑазвиÑие; паÑÑивноÑÑÑ Ð¿Ñи пÑо-
веÑке доказаÑелÑÑÑв и Ñлабое владение иÑкÑÑÑÑвом доказÑÐ²Ð°Ð½Ð¸Ñ [2, Ñ. 63].
РпоÑледнее деÑÑÑилеÑие ÑаÑÑÐµÑ Ð¾Ñознание Ñого, ÑÑо ÑÑиÑÑам нÑжно оÑно-
вÑваÑÑÑÑ Ð½Ð° наÑке, и ÑÑо в Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð³Ð¾Ñовке важно ÑазвиÑие пÑоÑеÑÑÑалÑнÑÑ Ñпо-
ÑобноÑÑей, оÑнованнÑÑ Ð½Ð° знаниÑÑ . ÐÑиÑÐ¸Ð½Ñ Ð¾Ð±ÑаÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº наÑке многообÑазнÑ
и ÑводÑÑÑÑ Ðº понÑÑÐ¸Ñ Ð²Ð¾Ð·ÑаÑÑаÑÑей комплекÑноÑÑи. Ð ÑовÑеменном обÑеÑÑве Ñ
многообÑазнÑм Ñазделением ÑÑÑда, взаимозавиÑимÑми полиÑиÑеÑкими и Ñко-
номиÑеÑкими ÑÑÑÑкÑÑÑами и ÑÑÑемиÑелÑнÑм ÑазвиÑием ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÐºÐ¸ возникаÑÑ Ð½Ð¾-
вÑе пÑоблемÑ, новÑе ÑгÑозÑ, новÑе ÑоÑÐ¼Ñ Ð¿ÑеÑÑÑпноÑÑи.
С одной ÑÑоÑонÑ, обÑеÑÑво ÑÑебÑÐµÑ Ð¾Ñ Ð³Ð¾ÑÑдаÑÑÑва заÑиÑÑ, Ñ Ð´ÑÑгой â
гÑаждане ÑÑÑемÑÑÑÑ Ðº закÑÐµÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ Ñвобод.
ÐÐ¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐµÑ Ð²ÑÑÐ¾ÐºÐ°Ñ Ð¿Ð¾ÑÑебноÑÑÑ Ð² наÑÑном ÑÑндаменÑе как Ð´Ð»Ñ ÑÑиÑÑа в
Ñелом, Ñак и Ð´Ð»Ñ ÑоÑÑÑдника ÑледÑÑвеннÑÑ Ð¾Ñганов в ÑаÑÑноÑÑи. ÐÑобÑÑ
оÑÑÑоÑÑ ÑÑÐ¾Ñ Ð²Ð¾Ð¿ÑÐ¾Ñ Ð¿ÑиобÑел по меÑе ÑоÑмиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð¾Ð²Ð¾Ð³Ð¾ пÑавового инÑÑи-
ÑÑÑа, в лиÑе СледÑÑвенного комиÑеÑа РоÑÑии и его ÑеÑÑиÑоÑиалÑнÑÑ Ð¾Ñганов,
оÑвеÑаÑÑего вÑем ÑовÑеменнÑм ÑÑебованиÑм и ÑооÑвеÑÑÑвÑÑÑего ÑоÑиалÑ-
нÑм запÑоÑам и ожиданиÑм гÑаждан. 7 ÑенÑÑбÑÑ 2017 г. ÑÑÐ¾Ñ Ð¾Ñган оÑмеÑил
Ñвое деÑÑÑилеÑие. ÐеÑед СледÑÑвеннÑм комиÑеÑом вÑÑала задаÑа оÑганизоваÑÑ
ÑÐ²Ð¾Ñ Ð´ÐµÑÑелÑноÑÑÑ Ñак, ÑÑÐ¾Ð±Ñ ÑиÑÑема ÑабоÑала по ÑамÑм вÑÑоким междÑна-
Ñодно-пÑавовÑм ÑÑандаÑÑам, ÑÑÑекÑивно и пÑоÑеÑÑионалÑно ÑеагиÑовала на
новÑе задаÑи, поÑÑавленнÑе пеÑед ведомÑÑвом. ÐÐ»Ñ ÑÑого Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾, пÑежде
вÑего, повÑÑиÑÑ Ð°Ð²ÑоÑиÑÐµÑ Ð¸ довеÑие к ÑледÑÑвеннÑм ÑабоÑникам Ñо ÑÑоÑонÑ
обÑеÑÑва.
Ð ÑвÑзи Ñ ÑÑим ÑÑководÑÑво СледÑÑвенного ÑпÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¡Ð»ÐµÐ´ÑÑвенного ко-
миÑеÑа РФ по Ð ÑзанÑкой облаÑÑи назвало пÑиÑÐ¸Ð½Ñ Ð½ÐµÐ¿ÑоÑеÑÑионалÑного пÑиме-
Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ð¹ пÑи вÑполнении ÑлÑжебного долга ÑледоваÑелÑми. Так, на заÑеда-
нии ÐбÑеÑÑвенного ÑовеÑа СледÑÑвенного ÑпÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑаÑÑмаÑÑиваемÑй вопÑоÑ
пÑокомменÑиÑовал ÑÑководиÑÐµÐ»Ñ Ð¡Ð»ÐµÐ´ÑÑвенного ÑпÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð. Ð. ÐÐ°Ñ Ð»ÐµÐ¹Ð´Ñ.
Ðн оÑмеÑил, ÑÑо пÑоблема ÑоÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð¿Ñежде вÑего в недоÑÑаÑоÑно ÑовеÑÑенной
ÑиÑÑеме подгоÑовки кадÑов. Ð ÑожалениÑ, y оÑделÑнÑÑ ÑоÑÑÑдников оÑÑÑÑÑÑвÑеÑ
оÑвеÑÑÑвенноÑÑÑ Ð·Ð° вÑполнение ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ Ð¾Ð±ÑзанноÑÑей, ÑоблÑдение ÑÑÑановленнÑÑ
99
пÑавил, ÑÑо ÑвлÑеÑÑÑ Ð²Ð°Ð¶Ð½ÐµÐ¹Ñей ÑоÑÑавлÑÑÑей ÑезÑлÑÑаÑа лÑбой ÑабоÑÑ. ÐÑ-
веÑÑÑвенноÑÑÑ Ð¸ пÑоÑеÑÑионализм â ÑÑо и еÑÑÑ Ð¿Ñавило Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑаÑÑников
ÑлÑжебнÑÑ Ð¾ÑноÑений, оÑобенно ÑабоÑников ÑледÑÑвиÑ.
ÐмеÑÑе Ñ Ñем ÑÑководиÑÐµÐ»Ñ ÑпÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð´ÑеÑкнÑл, ÑÑо Ñже заклÑÑенÑ
договоÑÑ Ñ ÑÑдом ÑÑебнÑÑ Ð·Ð°Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ð¹ ÑÑидиÑеÑкого пÑоÑилÑ, оÑкÑда пÑÐ¸Ñ Ð¾-
дÑÑ Ð²ÑпÑÑкники, Ñ ÐºÐ¾ÑоÑÑÑ ÐµÑÑÑ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ñе каÑеÑÑва ÑледоваÑелÑ. Так, в
Ðкадемии ФСÐРРоÑÑии, Ð ÐУ им. С. Ð. ÐÑенина, Ð ÑзанÑком Ñилиале ÐÐÐÐ
подгоÑÐ¾Ð²ÐºÑ ÑÑÑденÑов, желаÑÑÐ¸Ñ ÑÑаÑÑ ÑледоваÑелÑми, пÑедваÑиÑелÑно оÑÑ-
ÑеÑÑвлÑÑÑ Ð² ÑÑÐµÐ½Ð°Ñ ÑÑебного заведениÑ, где ÑÑÑденÑам пÑививаÑÑÑÑ Ð¾Ð±Ñе-
кÑлÑÑÑÑнÑе, пÑоÑеÑÑионалÑнÑе компеÑенÑии.
Ð ÑÑой ÑабоÑе вмеÑÑе Ñ Ð¿ÐµÐ´Ð°Ð³Ð¾Ð³Ð°Ð¼Ð¸ пÑинимаÑÑ Ð½ÐµÐ¿Ð¾ÑÑедÑÑвенное ÑÑаÑÑие
ÑÑаÑÑий помоÑник ÑÑководиÑÐµÐ»Ñ Ð¡Ð»ÐµÐ´ÑÑвенного ÑпÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¡Ð»ÐµÐ´ÑÑвенного коми-
ÑеÑа РФ по Ð ÑзанÑкой облаÑÑи по кадÑам Ð. Ð. ÐеÑÑило, ÑÑаÑÑий помоÑник по
взаимодейÑÑÐ²Ð¸Ñ Ñо ÑÑедÑÑвами маÑÑовой инÑоÑмаÑии Ð. Ð. Ðвдокимова, ÑÑководи-
ÑÐµÐ»Ñ Ð¾Ñдела по ÑаÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¾Ñобо важнÑÑ Ð´ÐµÐ» Ð. Ð. ÐаÑнов, замеÑÑиÑÐµÐ»Ñ ÑÑко-
водиÑÐµÐ»Ñ Ð¾Ñдела пÑоÑеÑÑÑалÑного конÑÑÐ¾Ð»Ñ Ð. Ð. Чикалов и дÑÑгие ÑоÑÑÑдники.
ÐгÑомнÑÑ ÑабоÑÑ Ð¿Ð¾ подгоÑовке и воÑпиÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð¾Ð²ÑÑ ÐºÐ°Ð´Ñов пÑоводÑÑ Ð²Ðµ-
ÑеÑанÑ, коÑоÑÑе пÑодолжаÑÑ Ð¿ÑинимаÑÑ ÑÑаÑÑие в жизни ÑледÑÑвенного ÑпÑав-
Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸, Ð¾Ð±Ð»Ð°Ð´Ð°Ñ Ð±ÐµÑÑеннÑм пÑоÑеÑÑионалÑнÑм опÑÑом, пеÑедаÑÑ ÐµÐ³Ð¾ молодо-
Ð¼Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ¾Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑледоваÑелей.
Ð Ñелом ÑабоÑа по подгоÑовке ÑледоваÑелей вклÑÑÐ°ÐµÑ Ð² ÑÐµÐ±Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð»ÐµÐºÑ Ð¼Ðµ-
ÑопÑиÑÑий, позволÑÑÑÐ¸Ñ ÑазвиваÑÑ ÑпоÑобноÑÑи, коÑоÑÑе нÑÐ¶Ð½Ñ Ñже на пеÑ-
вом ÑÑапе ÑабоÑÑ Ñ ÑезеÑвом.
Ð ÑиÑÐ»Ñ Ð¾ÑновнÑÑ
оÑноÑиÑÑÑ Ñмение:
â
понимаÑÑ ÑоÑиалÑнÑÑ Ð·Ð½Ð°ÑимоÑÑÑ Ñвоей бÑдÑÑей пÑоÑеÑÑии, вÑполнÑÑÑ
пÑоÑеÑÑионалÑнÑе задаÑи в ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ Ð½Ð¾Ñмами моÑали, пÑоÑеÑÑионалÑ-
ной ÑÑики и ÑлÑжебного ÑÑикеÑа;
â
оÑиенÑиÑоваÑÑÑÑ Ð² полиÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ , ÑоÑиалÑнÑÑ Ð¸ ÑкономиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¿ÑоÑеÑ-
ÑÐ°Ñ , иÑполÑзоваÑÑ Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ меÑÐ¾Ð´Ñ Ð³ÑманиÑаÑнÑÑ Ð¸ ÑкономиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð½Ð°Ñк пÑи
ÑеÑении ÑоÑиалÑнÑÑ Ð¸ пÑоÑеÑÑионалÑнÑÑ Ð·Ð°Ð´Ð°Ñ;
â
ÑвоÑÑеÑки ÑеÑаÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑавленнÑе задаÑи, в Ñом ÑиÑле в ÑиÑÑаÑиÑÑ ÑиÑка,
пÑинимаÑÑ Ð¾Ð¿ÑималÑнÑе оÑганизаÑионно-ÑпÑавленÑеÑкие ÑеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² повÑе-
дневной деÑÑелÑноÑÑи, неÑÑи за Ð½Ð¸Ñ Ð¾ÑвеÑÑÑвенноÑÑÑ;
â
ÑамоÑовеÑÑенÑÑвоваÑÑÑÑ, адапÑиÑоваÑÑÑÑ Ðº менÑÑÑимÑÑ ÑÑловиÑм пÑо-
ÑеÑÑионалÑной деÑÑелÑноÑÑи и изменÑÑÑимÑÑ ÑоÑиокÑлÑÑÑÑнÑм ÑÑловиÑм,
ÑазвиваÑÑ ÑоÑиалÑнÑе и пÑоÑеÑÑионалÑнÑе компеÑенÑии;
â
владеÑÑ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ñми навÑками пÑоÑеÑÑионалÑного обÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð° одном
из иноÑÑÑаннÑÑ ÑзÑков и дÑ.
СÑеди пÑоÑеÑÑионалÑнÑÑ
компеÑенÑий ÑледÑÐµÑ Ð¾ÑмеÑиÑÑ ÑпоÑобноÑÑи:
â
анализиÑоваÑÑ Ð¿ÑавооÑноÑениÑ, ÑвлÑÑÑиеÑÑ Ð¾Ð±ÑекÑами пÑоÑеÑÑионалÑ-
ной деÑÑелÑноÑÑи, ÑÑидиÑеÑки пÑавилÑно квалиÑиÑиÑоваÑÑ ÑакÑÑ, ÑобÑÑиÑ,
обÑÑоÑÑелÑÑÑва;
â
ÑазÑабаÑÑваÑÑ Ð¸ пÑавилÑно оÑоÑмлÑÑÑ ÑÑидиÑеÑкие и ÑлÑжебнÑе докÑ-
менÑÑ;
100