Файл: Современные политические режимы (Теоретические проблемы государственно-правовых режимов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как правило, исследователи связывают появление тоталитаризма с властью Сталина в СССР, к ним можно отнести Х. Арендт, К. Фридриха и З. Бжезинского, И.М. Клямкина, Ю.Н. Дaвыдoва, Я.И. Гилинского, Н.В. Зaглaдина, К.С. Гaджиева, Э.Я. Бaтaлoва, А.В. Гoлубeва, Г.Ю. Курскoву, П.Е. Студникова, Ю.Г. Сумбатян и др.

Во-первых, в рассматриваемый период наблюдался наивысший размах репрессий. Со времен гражданской войны расправы с идейными и политическими противниками для большевиков были обычной практикой. Но с конца 1920-х гг. масштабы репрессий начали стремительно расти. Их обоснованием стал выдвинутый Сталиным тезис «о неизбежности обострения классовой борьбы в стране» по мере развития процесса строительства социализма [13].

Мотивы и характер репрессий менялись. В 1928-1929 гг. прошел ряд процессов – Шахтинское дело, дела Промышленной и Трудовой крестьянской партии и др. По обвинению во вредительстве и созданию контрреволюционных организаций были осуждены многие ученые-экономисты, управленцы и инженеры из числа «буржуазных специалистов», т.е. людей, получивших образование до революции. Всего за 1928-1932 гг. в результате чистки государственного аппарата было уволено почти 140 тыс. человек, многие из них арестованы. На специалистов возлагалась вина за возникшие трудности, падение уровня жизни населения. На освободившиеся должности пришли выдвиженцы из рабоче-крестьянской среды, получившие минимальное образование и готовые безоговорочно выполнять полученные сверху поручения.

В годы первой пятилетки репрессии приобрели экономический характер. Раскулаченные крестьяне-единоличники, голодающие колхозники, осужденные за «колоски», стали резервом дешевой и бесправной рабочей силы. С 1930 г. «трудовая армия», состоящая из людей, направленных в лагеря, росла. Постоянные ужесточения законодательства позволяли пополнять лагеря рядовыми гражданами за малейшие повинности [25].

Своего апогея репрессии достигли в 1935 - 1938 гг. после убийства руководителя Ленинградской партийной организации С.М. Кирова. Обстоятельства и мотивы этого убийства остаются спорными, однако оно создало предлог для ужесточения законодательства. Был принят упрощенный порядок (без участия прокурора и защитника) рассмотрения дела о террористических актах и контрреволюционных организациях. Приговоры выносились без права обжалования и исполнялись незамедлительно. Главным основанием вынесения приговора стало личное признание подозреваемого. Работа следствия свелась к его получению любой ценой, при этом разрешались пытки и избиения. Законы допускали применение смертной казни даже к детям, начиная с 12-летнего возраста. Членов семей, осужденных «врагов народа» без суда, ссылали в лагеря, ущемляли их в гражданских правах [35].


Точное количество жертв репрессий не установлено до сих пор. По примерным подсчетам оно составляет более 800 тыс. человек. Лагеря прошли около 18 млн. человек, из которых более одной пятой были наказаны по политическим статьям [7].

В 1935 - 1938 гг. репрессии обрушились на руководящие кадры партии и государства. В августе 1936 г. прошли судебные процессы по делу над соратниками В.И. Ленина – Г.Е. Зиновьевым и Л.Б. Каменевым. Из 1967 делегатов XVII съезда ВКП (б), представляющих собой верхушку партии, было репрессировано 1108, хотя съезд поддерживал линию политики Сталина.

В 1937-1938 гг. руководство (около 90%) Красной армии во главе с маршалом М.Н. Тухачевским подверглось репрессиям. Около 10 тысяч офицеров были брошены в лагеря или казнены. Впоследствии более половины были реабилитированы. Многие ведущие ученые и конструкторы оказались пленниками ГУЛАГа [6].

В марте 1938 г. к смертной казни были приговорены Н.И. Бухарин, А.И. Рыков и их сторонники. На судах, после пыток все они признавали себя иностранными шпионами, участниками заговора против СССР.

Таким образом, в 30-е гг. был практически уничтожен весь аппарат власти и управления, сложившийся в 20-е гг.

Причины репрессий до сих пор вызывают дискуссии в историографии. Современники из белой эмиграции видели в них контрреволюционный переворот. По мнению Л.Д. Троцкого, все эти репрессии были связаны со становлением нового правящего класса в СССР – высшего звена чиновников и управленцев, узурпировавших право распоряжения собственностью, формально считавшейся общественной. Некоторые западные ученые рассматривали перемены в политической и экономической жизни СССР 20-30-х гг. под углом зрения исторических традиций России, попыток модернизаций, осуществлявшихся сверху самыми жесткими методами (например, как реформы Петра I) [35].

Происходило создание сталинской централизованной системы власти и управления обществом. 5 декабря 1936 г. была принята новая Конституция СССР. Она зафиксировала решение задач построения социалистического общества. В ней подчеркивалось, что в СССР утвердилась общественная собственность на средства производства (государственная, колхозно-кооперативная), исчезли основы эксплуатации человека человеком, присвоения чужого неоплачиваемого труда. Отменялись все ранее существовавшие ограничения избирательных прав, признавались основные демократические свободы – слова, печати, собраний, декларировалось равенство граждан перед законом. Подтверждались все права союзных республик, вплоть до выхода из СССР [45].


По конституции руководящая роль в обществе принадлежала Коммунистической партии, направляющей работу всех государственных и обществен-

ных организаций трудящихся. Деятельность, ведущая к ослаблению влияния ее идеологии, созданию оппозиционных партий, рассматривалась как антиконституционная и преступная.

Органом осуществления политической власти провозглашались Советы, но выборы в них проходили под контролем партии. Реальным центральным звеном власти в СССР оставалась ВКП (б), внутренние нормы жизни которой фиксировались в Уставе партии.

Основным принципом ее построения был демократический централизм. Он означал, что до принятия решения руководящими органами партии допускается свободное обсуждение вопросов. Но в то же время запрет фракционной деятельности, контроль над СМИ заранее предполагали исход дискуссий. Решающую роль играла позиция высшего руководства партии [39].

Назначением и смещением государственных служащих ведали партийные инстанции, они же определяли задачи внешней и внутренней политики. Сталин исходил из того, что концентрация власти в одних руках должна соответствовать централизованно управляемой экономике.

В партии и в обществе насаждался культ личности Сталина - восхваление лидера, создание такой обстановки в стране, когда все успехи общества связываются исключительно с его деятельностью. И.В. Сталину приписывались все достижения в развитии советского общества. Допущенные же просчеты характеризовались как козни «врагов народа».

Система государственного контроля над издательской деятельностью, производством фильмов позволяла популяризировать среди народа взгляды и идеи руководителей партии.

В сфере образования особое значение придавалось общественно-политическим дисциплинам. Написанная под личным контролем Сталина книга «История ВКП (б). Краткий курс», которая была одобрена ЦК партии, стала в 1938 году обязательной для изучения во всех советских ВУЗах.

Созданная под руководством ВКП (б) система общественных организаций обеспечивала воспитание подрастающего поколения в духе верности коммунистическим идеям.

Все большее число младших школьников оказались вовлечены в деятельность пионерской организации, созданной в 20-е гг. Комсомол объединял молодежь, готовя ее к преданному служению партии и вождю. Молодежь была также охвачена участием в Обществе содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ). Его члены обучались стрелковому делу, автомобильному, прыжкам с парашютом и т.д. Большое внимание уделялось физическому воспитанию и спорту, регулярно проводились спартакиады и праздничные парады физкультурников [16].


Присутствовала изоляция советского народа от зарубежных стран. Сведения о них в СМИ проходили через жесткий контроль. Даже те приемники, которые могли принимать информацию из-за границы, находились на строгом учете.

Эти меры, наряду с определенным повышением уровня жизни населения, позволили правящей верхушке страны во главе со Сталиным убедить граждан СССР в бесспорной правильности проводимой политики.

Во второй половине 30-х гг. сложился духовный климат всеобщей подозрительности, постоянного поиска затаившихся врагов и агентов зарубежных разведок. Он сказывался на настроениях и образе жизни широких слоев населения. По примерной оценке, 80 % случаев разоблачений «врагов народа» было связано с доносами. Любые проявления взяточничества, волокиты, некомпетентности со стороны чиновников становились предметом сигналов в правоохранительные органы и расценивались как вредительство или саботаж. Нередко обвинения служили средством сведения личных счетов и удовлетворения материальных интересов.

В 1938 г. Сталин понял, что подобные меры разрушительны для общества. Репрессии были объявлены как результат деятельности «врагов народа». Их высшее звено, включая наркома Н.И. Ежова, было репрессировано.

Духовный климат в советском обществе 30-х гг. нанес урон престижу и авторитету СССР на международной арене. В докладе Б.С. Орлова «Особенности тоталитарного режима в бывшем Советском Союзе», представленном на научной конференции, посвященной 10-летию деятельности Института им. Х. Арендт в Дрездене в июле 2003 г., дается обзор исследований тоталитарных режимов, которые рассматривались учеными, писателями, публицистами в СССР, а затем и в современной России. Докладчик заострил внимание на трудах В. Гроссмана, В. Шаламова, А. Солженицына, А. Сахарова, А. Яковлева [31].

Рассуждая об особенностях разного рода авторитарных режимов, переходящих в тоталитаризм, известные российские политологи А.А. Галкин и Ю.А. Красин подчеркивают, что они отличаются в зависимости от методологии осуществления власти: неприкрытое насилие (чаще всего военная диктатура), идейно-психологическая мобилизация населения или совмещение этих методов в различных пропорциях. При этом различен и объем авторитарной власти. Иногда ее влияние ограничивается только политической сферой, а все остальные сохраняют большую степень свободы. В других случаях авторитарный контроль распространяется на весь общественный организм вплоть до регламентации норм частного поведения индивида. Такой режим называется тоталитарным [10].


В настоящее время появились работы, которые выделяют и положительные стороны сталинского режима, например, доктор наук В.Х. Сахибгоряев. Он говорит, что уже давно отошла в прошлое исключительно негативная оценка сталинизма. Ученый считает, что сталинизм способен обогатить общественную и государственную жизнь мощной идеей общего дела, общей целью, только сталинизм обладает достаточной возможностью водворить порядок и возродить духовную цельность и самодостаточность народа, и только сталинизм приемлем как адекватная форма политической организации в России, стране анархической, криминальной, населенной народом, не знающим самодисциплины. Можно сказать, что сталинизм, с одной стороны, представляется реальным и действенным лекарством от множества проблем общества, длительное время пребывавшего в состоянии деградации, с другой же стороны, сталинизм – это некое политическое лекарство, радикальное средство излечения от варварской капитализации [33].

Исследователь Н. Кац в статье «История без героев: новый труд по истории сталинизма» приводит мнение о том, что массовые репрессии в 30-е гг. были связаны не только с личностью самого Сталина, но и с бытующей тогда жесткой политической культурой, которая определяла поведение людей [17].

Традиционной точки зрения на сталинизм придерживаются ученые, чьи работы вошли в сборник статей «Сталинизм в советской провинции: 1937–1938 гг. Массовая операция на основе приказа № 00447». Сборник отличается определенной педантичностью, четким понимаем целей и задач, стоящих перед авторами. В нем приводится мысль, что миллионы советских граждан оказались жертвами сталинского режима, по сути дела, войны Сталина против собственного народа [34].

Таким образом, можно сказать, что в СССР в 30-е гг. сложился «классический» тоталитаризм с характерными для него чертами:

  1. Присутствует официальная господствующая идеология, насажденная с помощью пропаганды и насильственным путем – это большевистская коммунистическая идеология. Диктат атеизма и разгром церкви.
  2. Наличие одной правящей массовой партии – ВКП (б), которая возглавляется одним человеком – В.И. Сталиным. Партийный аппарат составляет относительно небольшая части населения (до 10%). Партия предана идеологии и готова способствовать ее распространению. Партия строго иерархична. Наблюдается «сращивание» партийного и государственного аппаратов.
  3. Присутствует система террористического полицейского контроля. Широкие слои населения страдали от репрессий. Поощрялось доносительство.
  4. Широкий и всеобъемлющий контроль партии над всеми средствами массовой информации в государстве: кино, радио, прессой. Наличие цензуры. Закрыт доступ для информации, поступающей из-за рубежа.
  5. Полный контроль над Красной Армией. Репрессии в руководящем составе.
  6. Централизованное руководство и контроль над экономикой в государстве. Насаждение плановой (командно-административной) экономики.
  7. Права и свободы человека нарушаются. Любая критика режима – преступление. В Уголовном Кодексе 1922 г. даже присутствовала ст.69 – антисоветская агитация и пропаганда.