Файл: Аудиторская деятельность как вид предпринимательства: общая характеристика (Понятие аудиторской деятельности и ее место в системе финансового контроля).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 183
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Сущность и назначение аудиторской деятельности в России
1.1 Понятие аудиторской деятельности и ее место в системе финансового контроля
1.2 Становление и развитие законодательства об аудиторской деятельности в России
2 Особенности правового регулирования отдельных видов аудиторской деятельности в России
2.1 Правовое регулирование проведения обязательного аудита
2.2 Правовое регулирование проведения инициативного аудита
2.3 Организационно – правовые формы и методы осуществления аудиторской деятельности
3 Совершенствование системы правового регулирования аудиторской деятельности в России
По итогам аудита клиенту представляется отчет, в котором содержится полноценное описание наиболее проблемных ситуаций в области бухгалтерского учета, а также советы по их решению. Кроме того, представляется специальное аудиторское заключение, которое позволяет сделать выводы о степени достоверности бухгалтерской отчетности организации.
2.3 Организационно – правовые формы и методы осуществления
аудиторской деятельности
Аудиторская деятельность поводится аудиторской организацией или индивидуальным аудитором.
Аудиторская организация – коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
Саморегулируемой организацией аудиторов признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.
Аудитор – физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Физическое лицо признается аудитором с даты внесения сведений о нем в реестр аудиторов и аудиторских организаций. Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать прочие услуги.
Федеральным законом от 6.12.11 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»[20] установлено требование организовывать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, а положением Минфина России от 25.12.13 г. № ПЗ11/2013 «Организация и осуществление внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления отчетности»[21] установлены задачи внутреннего контроля, рассматриваемого в качестве системного процесса.
Функциональной ролью и задачами внутреннего контроля являются:
- обеспечение эффективности и результативности деятельности;
- обеспечение достоверности и своевременности бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;
- соблюдение законодательства при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.
Внутренний контроль трансформируется из вспомогательной подсистемы управления в одну из основных, от организации методологического и методического обеспечения которой во многом зависит эффективность управления.
В аудите (аудиторской деятельности) оценка систем внутреннего контроля имеет особую значимость, поскольку позволяет не только подтвердить достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности и ее соответствие требованиям нормативного регулирования учета и отчетности, но и рассчитать и измерить эффективность и результативность аудируемого лица.
Качество таких процедур определяется методическими подходами и техникой аудиторских экспертиз, требующих стандартизации и унификации с учетом требований международных стандартов аудита.
Информация Минфина России № ПЗ11/2013 определяет систему внутреннего контроля, состоящую из следующих элементов:
- контрольная среда;
- оценка рисков;
- процедуры внутреннего контроля;
- информация и коммуникация;
- оценка внутреннего контроля.
Контрольная среда представляет собой совокупность принципов и стандартов деятельности организации, определяющих общее понимание внутреннего контроля и требования к нему на уровне хозяйствующего субъекта в целом.
Оценка рисков – процесс выделения и анализа рисков. С точки зрения риска искажения учетных и отчетных данных необходимо руководствоваться следующими предпосылками достоверности:
- возникновение и существование;
- полнота;
- права и обязательства;
- оценка и распределение;
- представление и раскрытие;
- точность.
Процедуры внутреннего контроля – действия, направленные на минимизацию рисков, влияющих на достижение целей хозяйствующего субъекта. регулятивами в области внутреннего контроля предусмотрены следующие процедуры контроля:
- документальное оформление;
- подтверждение соответствия между объектами (документами) и установленными требованиями;
- санкционирование (авторизация) сделок и операций;
- сверка данных;
- разграничение полномочий и ротация обязанностей;
- процедуры контроля фактического наличия и состояния объекта, ограничение доступа, инвентаризация;
- надзор;
- процедуры, связанные с компьютерной обработкой и информационными системами.
Коммуникация – процесс распространения информации, необходимой для принятия управленческих решений и осуществления внутреннего контроля. Оценка внутреннего контроля осуществляется с целью установления эффективности и результативности системы и должна проводиться не реже одного раза в год[22].
Объем, содержание процедур оценки определяются руководителем службы внутреннего аудита на основе его профессионального суждения. Система внутреннего контроля является предметом аудиторских экспертиз, выполняемых на всех технологических этапах аудирования, начиная с оценки существенности в планировании и проведении аудита и заканчивая формированием профессионального мнения по выдаваемому аудиторскому заключению.
В соответствии с МСА 320 «Существенность в планировании и проведении аудита» при формировании общей стратегии аудиторской проверки аудитор должен определить уровень существенности для финансовой отчетности в целом.
В процессе оценки уровня существенности аудитор ориентируется как на основные финансовые индикаторы деятельности аудируемого лица, так и на состояние его системы внутреннего контроля. МСА 315 «Выявление и оценка рисков существенного искажения через изучение деятельности и коммерческого окружения организации» определяет обязанности аудитора по выявлению и оценке рисков существенного искажения финансовой отчетности через изучение деятельности и коммерческого окружения организации, включая ее систему внутреннего контроля.
Цель аудиторских экспертиз в данном случае – выявление и оценка рисков существенного искажения в результате ошибки или мошенничества. данный стандарт обязывает аудитора подвергнуть экспертизе систему внутреннего контроля с точки зрения значимых для аудита вопросов. Элементами системы внутреннего контроля с позиции требований МСА являются:
- контрольная среда;
- процесс оценки рисков организации;
- связанная с финансовой отчетностью информационная система;
- контрольные мероприятия;
- мониторинг средств контроля.
Контрольная среда является основой обеспечения и поддержания дисциплины и порядка в организации, эффективности системы ее внутреннего контроля, она формирует атмосферу уважения к самой системе контроля. для понимания контрольной среды аудитор должен оценить следующие факторы:
- организационную культуру и этическое поведение;
- соответствие совокупности элементов контрольной среды возложенной на нее функциональной нагрузке.
Объект аудиторских экспертиз по элементам контрольной среды представлен в табл. 1.
Таблица 1 - Объекты аудиторских экспертиз по элементам контрольной среды
№ п/п |
Элемент |
Объект аудиторских экспертиз |
1 |
Информационный обмен и воспитание добросовестности этических ценностей |
Элементы, влияющие на эффективность разработки, применения и мониторинга средств контроля |
2 |
Стремление к компетентности |
Установленные руководством квалификационные требования по конкретным работам и работникам |
3 |
Участие представителей собственника |
Опыт и положение, независимость от руководства, адекватность действий, в том числе по разрешению сложных вопросов и по взаимодействию с внутренними и внешними аудиторами, степень и характер участия в жизнедеятельности организации |
4 |
Основные принципы и стиль руководства |
Отношение к принятию коммерческих рисков и управление ими (система рискменеджмента); отношение к подготовке финансовой отчетности и связанные с этим действия; отношение к подготовке информации, функциям бухгалтерского учета и сотрудникам бухгалтерской службы |
5 |
Организационная структура |
Структура, в рамках которой осуществляются планирование, выполнение, анализ деятельности организации в направлении поставленной цели (стратегические ориентиры |
6 |
распределение полномочий и обязанностей |
Порядок распределения полномочий и обязанностей, подчиненность и подотчетность сотрудников |
7 |
Кадровая политика и практика |
Принципы и правила, регулирующие подбор кадров, обучение, повышение квалификации, профессиональная ориентация; условия продвижения по службе, организация и оплата труда, реакция на недостатки в работе |
Процесс оценки рисков – выявление и возможное устранение рисков ведения хозяйственной жизни и их возможных последствий, при этом все риски необходимо классифицировать на внешние и внутренние (таблица 2).
Таблица 2 - Основные факторы, подлежащие аудиторской экспертизе в процессе оценки рисков
Факторы внешней среды |
Факторы внутренней среды |
Макроэкономические изменения, в том числе связанные с изменением нормативно-правовой базы |
Позиция персонала службы внутреннего контроля и аудита по вопросам организации и функционирования системы внутреннего контроля организации |
Развитие макросреды и императивы выхода на мировой рынок, что сопряжено с изменением правового регулирования, учета и налогообложения |
Изменения в информационных системах |
Ввод в действие новых регулятивов в области аудита, учета и налогообложения |
Рост и развитие хозяйствующего субъекта и соответствие системы внутреннего контроля таким изменениям |
Современные требования к аудиту, учету и контролю, возложенная на них целевая нагрузка по достижению заявленной цели социально-экономического развития и повышения конкурентоспособности систем макро, мезо и микроуровня |
Подходы к организации и ведению хозяйственной деятельности, их инновационный характер и соответствие системы внутреннего контроля таким изменениям |
Особого анализа заслуживают риски, имеющие значительный уровень, и это требует от аудитора исследовать определенный спектр вопросов (табл. 3).
Таблица 3 - Перечень возможных вопросов, подлежащих исследованию для формирования профессионального суждения о значительности уровня риска
№п/п |
Изучаемые вопросы |
1 |
Наличие существенных для финансовой отчетности классов операций |
2 |
Какие процедуры (с применением информационных и ручных систем) используются для учета, обработки, корректировки информации и переноса в главную книгу, отображения в финансовой отчетности |
3 |
Каким образом заносятся в информационную систему данные о существенных для финансовой отчетности событиях и обстоятельствах (кроме операций) |
4 |
Как производится процесс составления финансовой отчетности, включая значимые расчетные оценки и раскрытие информации |
5 |
Какие средства контроля применяются за журнальными проводками, включая нестандартные, разовые, нетипичные или операции по корректировке |
Функционирование информационных систем, связанных с подготовкой финансовой отчетности, обеспечивается такими средствами, как база данных, программное обеспечение, персонал, технические средства, процедуры. для понимания (экспертизы) информационных систем, используемых при подготовке финансовой отчетности, аудитор изучает ряд вопросов, позволяющих сформировать свое профессиональное суждение (табл. 4).
Таблица 4 - Перечень вопросов, подлежащих исследованию для целей формирования профессионального суждения об информационной составляющей системы внутреннего контроля аудируемого лица.
№ п/п |
Изучаемые вопросы |
1 |
Возможность мошенничества |
2 |
Существенные события в сфере экономики, бухгалтерского учета и других областях, что требует особого внимания |
3 |
Сложность выполняемых операций |
4 |
Наличие крупных сделок с участием связанных сторон |
5 |
Степень субъективности при оценке финансовых показателей |
6 |
Наличие операций по крупным сделкам, выходящим за пределы обычной хозяйственной деятельности организации |
Контрольные мероприятия представляют собой правила и процедуры, помогающие обеспечить выполнение распоряжений руководства. Методы и процедуры контрольных мероприятий представлены контрольными действиями, общими средствами контроля, прикладными средствами контроля, контрольными действиями в отношении наличия и состояния активов (табл. 5).
Таблица 5 - Методы и процедуры контрольных мероприятий в оценке системы внутреннего контроля аудируемого лица
Содержание
Метод и процедура |
|
Контрольные действия |
Обзорная проверка результатов деятельности |
Обработка информации |
Фактические средства контроля разделение обязанностей |
Общие средства контроля |
В отношении: - операций информационного центра и компьютерной сети; - программного обеспечения, его обслуживания и изменения; - защиты от несанкционированного доступа |
Прикладные средства контроля |
Проверка арифметической точности бухгалтерских записей, ведение учета, обзорная проверка счетов, составление оборотных ведомостей |
Контрольные действия в отношении активов |
Меры предосторожности, обеспечивающие ограниченный доступ к бухгалтерским записям и активам Санкционирование допуска к компьютерным программам Проведение инвентаризаций Распределение обязанностей |