Файл: Органы нотариального сообщества: нотариальная палата субъекта Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

. В зависимости от момента контроля в конкретной стадии организации нотариата или осуществления нотариальных действий можно выделить следующие виды контроля:

а) предварительный (превентивный) контроль, например, проведение квалификационного экзамена для претендентов на занятие должности нотариуса или осуществление нотариальным палатами мероприятий по повышению квалификации нотариусов, стажеров и помощников нотариусов, что способствует недопущению совершения нотариальных действий лицами, не имеющими достаточного уровня профессиональной подготовки и квалификации, и, несомненно, ведет к снижению количества ошибок при нотариальных действиях.

Страхование нотариальной деятельности также можно отнести к мерам предварительного контроля, поскольку это позволяет значительно снизить неблагоприятные последствия в случае, когда нотариальным действием был причинен материальный ущерб;

б) текущий контроль соответствия организации и деятельности нотариата требованиям законности, по выявлению правонарушений и допущенных ошибок.

Текущий контроль осуществляется до момента выявления конкретного правонарушения; как только факт совершения правонарушения обнаружен, контроль приобретает характер последующего. К мерам текущего контроля можно отнести проверки со стороны налоговых органов и нотариальных палат;

в) последующий контроль представляет собой принятие мер по факту нарушений требований законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих нотариальную деятельность. Так, деятельность судебных органов и контроль органов уголовной юстиции, как правило, имеют последующий характер и связан с применением установленных законодательством правовых санкций за определенные правонарушения.

. По субъекту, обладающему контрольными полномочиями, контроль может быть разграничен на:

а) осуществляемый государственными органами и должностными лицами: судебными органами, органами юстиции, налоговыми органами;

б) осуществляемый органами нотариального самоуправления, а именно, нотариальными палатами субъектов Российской Федерации.

. Объем полномочий контролирующих органов позволяет подразделить контроль в сфере нотариальной деятельности на:

а) общий контроль организации нотариата и нотариальной деятельности в целом, например органами прокуратуры;

б) специальный контроль организации и функционирования нотариата; например контролирование налоговыми органами соблюдения нотариусами налогового законодательства.


. Действия и решения контролирующих органов могут иметь различное значение для субъектов нотариальной деятельности: контролирующий орган может непосредственно определять права и обязанности субъекта, предписывая ему определенные действия, либо такое влияние может быть опосредованным. В зависимости от характера последствий решений контролирующего органа для нотариусов и иных субъектов нотариального права, можно выделить:

а) прямой контроль; например, решение суда о прекращении деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, в случае совершения им действий, противоречащих законодательству Российской Федерации. В этом случае нотариус не вправе продолжать свою деятельность;

б) косвенный контроль; например, судебный контроль, осуществляемый при рассмотрении судом гражданских дел, не связанных с обжалованием нотариальных действий или отказа в их совершении. Контроль за правильностью совершения нотариальных действий производится, когда рассматриваемые судом споры так или иначе касаются фактов, удостоверенных нотариусом, вытекают из нотариально удостоверенных сделок.

. В зависимости от правовой природы органов, осуществляющих контроль над нотариатом, выделяются следующие его виды:

а) административный контроль, являющийся продолжением функции управления нотариатом;

б) судебный контроль, направленный на проверку законности управленческих решений в отношении нотариата, а также самих нотариальных действий.

По аналогичному критерию проводится и классификация видов контроля на:

а) профессиональный контроль, осуществляемый нотариальными палатами;

б) контроль налоговых органов;

в) судебный контроль;

г) контроль органов прокуратуры и следствия.

Любая из приведенных классификаций имеет право на существование, поскольку акцентирует внимание на различных аспектах контроля в сфере нотариата. Более того, на практике отдельные виды контроля зачастую сложно отграничить друг от друга.

С практической и исследовательской точек зрения наиболее удобна классификация контроля по организации нотариата и осуществлению нотариальной деятельности в зависимости от контролирующих органов:

 контроль, осуществляемый органами юстиции;

 контроль органов нотариального самоуправления (нотариальных палат субъектов Российской Федерации);

 судебный контроль;

 контроль налоговых и иных органов.

По этой схеме рассмотрим более подробно контролирующие органы в сфере нотариата и их основные полномочия.


Основные задачи Минюста России: разработка общей стратегии государственной политики и нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности; обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина.

Совершенно логично, что система органов Минюста и институт нотариата, являясь правоохранительными по характеру задач и функций органами, сотрудничают при осуществлении своей деятельности. Многообразие задач и широта полномочий Минюста предопределяет эффективность его контроля в сфере организации и деятельности нотариата.

Основы законодательства о нотариате конкретизируют полномочия Минюста по организации деятельности нотариата и контролю за нотариальной деятельностью.

Непосредственно полномочия органов юстиции по контролю за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей закреплены в ст. 34 Основ законодательства о нотариате, в соответствии с которой исполнение профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, контролируется органами юстиции.

Определенный контролирующий потенциал имеет деятельность Минюста по проведению юридической экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

К мерам превентивного контроля, способствующим единообразию нотариальной практики, можно отнести полномочия Минюста по изучению практики применения законодательства Российской Федерации в сфере юстиции, разработке и представлению в установленном порядке предложений по его совершенствованию; по организации работы по созданию и ведению баз данных правовой информации в сфере юстиции; по обеспечению сбора и обработки статистических данных, разработке форм, статистической отчетности и документов первичного учета в сфере юстиции.

Минюст России в пределах своей компетенции вправе запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц и привлекать для разработки проектов нормативных правовых актов и их экспертизы научные и другие организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.


Минюст России вправе издавать постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения, обязательные для государственных и муниципальных органов, организаций, должностных лиц и граждан.

Проанализировав характер и содержание полномочий Министерства юстиции Российской Федерации и органов юстиции субъектов Российской Федерации, можно отметить следующее.

 Во-первых, полномочия по контролю реализуются в сфере как превентивного, так и текущего контроля, например, контроль за исполнением профессиональных обязанностей или правил нотариального делопроизводства нотариусами государственных нотариальных контор (в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, - совместно с нотариальными палатами).

 Во-вторых, многие контрольные полномочия органов юстиции реализуются только совместно с органами нотариального самоуправления - нотариальными палатами, что полностью отвечает характеру нотариата как института гражданского общества.

 В-третьих, существование в России двух категорий нотариусов (работающих в государственных нотариальных конторах и занимающихся частной практикой), а главное, неодинаковый их правовой статус, предопределяют различную компетенцию органов юстиции по отношению к ним. Ряд полномочий, осуществляемых в отношении нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, органы юстиции не вправе реализовывать в отношении частнопрактикующих нотариусов вообще, а некоторые - только совместно с нотариальными палатами.

Контроль, осуществляемый нотариальными палатами, можно определить как внутренний, поскольку он производится органами нотариального самоуправления, а не государственными органами и должностными лицами.

Контрольные полномочия нотариальных палат обладают определенной спецификой, вызываемой особенностями стоящих перед ними задач и характером их деятельности.

Для реализации своих контрольных полномочий нотариальная палата создает свои органы и наделяет их необходимой компетенцией.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Судебный контроль в сфере нотариальной деятельности осуществляется при рассмотрении судами дел о правонарушениях нотариусов и обращений нотариусов и органов нотариального самоуправления в связи со злоупотреблениями и неправомерными, по их мнению, действиями государственных органов и их должностных лиц.

Судебный контроль за деятельностью нотариусов может быть прямым и косвенным. Прямой контроль осуществляют суды при рассмотрении в соответствии со ст. 33 Основ законодательства о нотариате отказов в совершении нотариального действия или неправильного совершения нотариального действия.


Правила обжалования действий нотариусов в настоящее время закреплены гл. 37 ГПК РФ "Рассмотрение заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении".

Если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.

В порядке особого производства могут быть рассмотрены заявления о нотариальных действиях, совершенных нотариусами или уполномоченными на это должностными лицами, или об отказе в их совершении, при условии, что отсутствует спор заинтересованных лиц о праве гражданском, подведомственный суду.

Вторая разновидность судебного контроля - косвенный судебный контроль. Данный вид контроля называется косвенным потому, что решения суда по делам, рассматриваемым судами в рамках этой формы контроля, не влияют непосредственно на права и обязанности нотариусов и на судьбу и законную силу принятых ими нотариальных актов.

Косвенный судебный контроль осуществляется судами общей юрисдикции и арбитражными судами при рассмотрении практически всех дел, так или иначе связанных с нотариальными актами, в которых в качестве юридических фактов фигурируют нотариально удостоверенные сделки, договоры, нотариально засвидетельствованные факты. Это могут быть, например, споры о признании недействительными завещаний, нотариально удостоверенных договоров купли-продажи недвижимости, иных нотариально удостоверенных сделок и др. Достаточно часто при рассмотрении таких дел суды привлекают нотариусов в качестве соответчиков или третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора. Совершенно оправданна практика вызова нотариусов в суд в качестве свидетелей, поскольку они могут обладать информацией, значимой для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Процедуры налогового контроля за деятельностью нотариусов урегулированы Налоговым кодексом Российской Федерации.

Основными методами такого контроля являются налоговые проверки деятельности нотариусов.

Налоговые проверки направлены на выявление фактов нарушения нотариусами требований налогового законодательства, в частности, правильности исчисления и уплаты налогов, соблюдения требований закона при ведении бухгалтерского учета, правил расчетов с физическими и юридическими лицами.