Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 313
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОУ И ШКОЛЫ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Роль преемственности детского сада и школы
1.2. Основные формы обеспечения преемственности детского сада и школы
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАБОТЕ ДОУ И ШКОЛЫ
2.1. Уровень сформированности готовности детей к школе
2.2. Развивающие занятия, проходящие в процессе преемственности в работе ДОУ и школы
2.3. Результат преемственности ДОУ и школы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Проблема готовности дошкольников к обучению в школе в нашей стране является актуальной на протяжении достаточно большого количества времени. Во многом это связано с тем, что происходящие динамичные социально-экономические преобразования в обществе, не могли не отразиться и на системе требований к выпускникам дошкольных образовательных организаций. Хотя по по-прежнему традиционно одной из основных целей дошкольного образования является подготовка детей к дальнейшему обучению в школе.
Современные социально-экономические преобразования в Российской Федерации, внедрение новых государственных образовательных стандартов предполагают обновление системы подготовки педагогических кадров и изменение в традиционной вузовской системе подготовки студентов, разработку нового содержания образования, вариативных форм построения образовательной деятельности, путей оптимизации педагогического процесса по освоению основной образовательной программы, новых технологий психолого-педагогического сопровождения образования и развития детей в условиях вариативного построения образовательной деятельности.
Преемственность между детским садом и школой предполагает направленность, ориентацию работы ДОУ на требования, которые предъявляются к ребенку, а также учет педагогами школы достигнутого уровня общего развития ребенка. Дошкольными образовательными учреждениями осуществляется широкая воспитательно-образовательная работа по подготовке детей к школе, которая должна быть разносторонней и начинаться именно в детском саду и семье. Наличие преемственности в работе детского сада и школы – условие успешного осуществления задачи по подготовке ребенка к школе.
Проблема непрерывности и преемственности во все времена была одной из наиболее важных проблем системы образования. Целью преемственности на сегодняшний день является обеспечение полноценного личностного развития, а также физиологического и психологического благополучия ребенка в переходный период.
Обеспечение преемственности направлено на перспективное формирование личности с опорой на накопленные им знания и предыдущий опыт. Именно этим обусловлена актуальность рассматриваемой темы на сегодняшний день.
Объектом курсовой работы является преемственность ДОУ и школы.
В качестве предмета выступает проблема преемственности детского сада и школы.
Цель курсовой работы: изучить проблему преемственности в работе дошкольных образовательных учреждений и школы.
Данная цель конкретизирована в следующих задачах:
1. Рассмотреть роль преемственности детского сада и школы.
2. Определить основные формы обеспечения преемственности детского сада и школы.
3. Выявить уровень сформированности готовности детей к школе.
3. Разработать и апробировать развивающие занятия, проходящие в процессе преемственности в работе ДОУ и школы.
4. Проанализировать динамику сформированности готовности к школе у детей в условиях преемственности ДОУ и школы.
Рассмотрением проблем преемственности в работе дошкольных образовательных учреждений и школы, занимались многие ученые, такие как: Божович Л. И., Выготский Л.С., Маханева М. А., Эльконин Д.Б., Бородина Г.В., Виноградова Н. Ф., и др..
Гипотеза исследования: дошкольники, посещающие подготовительные занятия в школе, будут успешней обучаться в школе.
В работе использовались методы теоретического исследования литературных источников по указанной проблематике (анализ, синтез, индукция, дедукция, а также обобщение, конкретизация и т.д.), метод эксперимента.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования доказанных теоретических положений при организации работы с детьми дошкольного возраста в рамках ДОУ, а также обоснованием возможных дальнейших исследований в этой области.
Эмпирическое исследование проходило в детском саду «Тополек» г. Бабушкин МО Кабанского района и школе.
Курсовая работа характеризуется следующей структурой: содержание, введение, основная часть работы, которая включает в себя две главы, заключение, а также список использованной литературы.
ГЛАВА 1. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОУ И ШКОЛЫ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Роль преемственности детского сада и школы
В современных условиях модернизации системы образования, одной из наиболее актуальных проблем остается проблема его качества. Повышение качества и доступности – именно так звучит самая важная задача модернизации системы образования. Понятие качества образования на современном этапе развития российского общества связывается, в первую очередь, с обеспечением его соответствия установленным нормам, требованиям и образовательным стандартам. Так как понятие «образование», можно определить как результат (уровень образования), а также как процесс, который дает возможность получения желаемого результата, то и «качество образования» можно отнести и к процессу, и к результату.
Исходя из этого, качество образования – это его соответствие потребностям конкретного общества и личности, которые устанавливаются нормами, стандартами и требованиями. Качество современного образования обеспечивается путем реализации ряда взаимосвязанных тенденций общего и профессионального образования.
Одной из тенденций образования на современном этапе является осознание каждого уровня образования в качестве органической составной части системы непрерывного образования. Рассматриваемая тенденция предусматривает решение проблемы преемственности. В качестве принципиальных особенностей непрерывного образования можно отметить многообразие и гибкость используемых средств, организационных форм и способов, гуманизацию и демократизацию образования, а также дифференциацию образовательных процессов в зависимости от их направленности и содержания. Главным назначением непрерывного образования на современном этапе развития российского общества является развитие человеческой личности, а также всестороннее повышение культуры. Важнейшими признаками непрерывного образования являются: целостность, протяженность, системность, которые придают данному процессу новые интегративные свойства; а именно: прогностичность, преемственность, динамичность и гибкость[1].
Главной целью интеграции деятельности школы и детского сада является развитие в ребенке добрых чувств, глубокого ума и здорового тела. При этом специфическим приоритетным направлением для начальной школы является формирование у ребенка умения учиться, создание условий, при которых обучение станет для ребенка благом, основой для его самовыражения. Для ДОУ специфической задачей становится раннее развитие комплекса качеств личности и свойств, которые обеспечат легкий и естественный переход ребенка в школу.
Преемственность в системе образования предполагает установление взаимосвязи между ее смежными звеньями (детский сад и школа) для последовательного решения задач обучения и воспитания. Преемственность ДОУ и школы предполагает взаимосвязь содержания их воспитательно-образовательной работы, методов ее осуществления. Еще Н.К. Крупская отмечала органическую связь этих учреждений, считая, что правильная организация дошкольного воспитания детей в существенной степени повлияет на качество школьного образования[2]. Еще в большей степени необходимость преемственности усиливается в связи с ростом на сегодняшний день роли общественного дошкольного воспитания. Дошкольное воспитание представляет собой важнейшее звено единой образовательной системы. Результат дошкольного образования находит отражение на каждом этапе обучения.
Дошкольное образование на официальном уровне, а также в представлениях граждан не входит в единую образовательную сеть. Оно носит рекомендательный характер (не является обязательным для граждан РФ). Согласно представлениям общественности, детский сад является не общественным институтом образования, а скорее местом комфортного пребывания ребенка в дошкольном возрасте.
Наряду с этим, качество дошкольного образования является гарантией успешного освоения программных требований на дальнейших ступенях системы образования, а также основой успешности человека в целом. Именно те способности, умения, навыки, которые развиваются у ребенка с самого раннего возраста, могут обеспечить успешность человека[3].
Можно выделить следующие основные задачи преемственности:
- установление связи между программами, методами и формами работы детского сада и школы;
- установление связи в умственном, физическом, нравственном, эстетическом и трудовом развитии;
- установление связи в развитии всей личности ребенка в целом;
- сформированность положительного отношения к детям со стороны родителей и педагогов;
- осуществление преемственности детского сада и школы в формировании общеучебных умений и навыков;
- преемственность содержания образования и воспитания в ДОУ и первом классе школы.
Таким образом, преемственность обеспечивает тот необходимый базис развития, отсутствие которого не позволяет ребенку осуществлять успешное обучение в школе. Этот момент самым тесным образом связан с проблемой готовности ребенка к школьному обучению.
Поступление в школу – сложный, переломный период в жизни ребенка. Происходит изменение его места в системе общественных отношений, смена всего уклада жизни, наблюдается увеличение психоэмоциональной нагрузки. Беззаботные игры сменяют ежедневные занятия, требующие от ребенка сосредоточенности при работе на уроках, удержания нужной рабочей позы, активизации уровня внимания, достаточно напряженного умственного труда и т.д.
Первоклассника, впервые пришедшего в школу, встречает новый коллектив сверстников и взрослых. Ребенку требуется установить контакт с педагогами и сверстниками, выполнять строгие требования школьной дисциплины, он должен взять на себя обязанности, связанные с учением. Не все дети обладают готовностью к таким изменениям, некоторые из них с трудом переносят нагрузку, предъявляемую к ним школой. Здесь важна роль того факта, насколько конкретный ребенок оказывается готовым к школьному обучению.
Рассмотрение готовности к обучению в школе представлено широко и многогранно (Божович Л.И, Венгер Л.А, Венгер А.Л., Выготский Л.С., Запорожец А.В., Мухина В.С. и др.). Однако сегодня нет четкой определенности рассматриваемого понятия. Понятия «готовность к школе», «школьная зрелость», а также «психологическая готовность к школе» используют для того, чтобы обозначить уровень психического развития ребенка, необходимый для того, чтобы учиться в школе. Термин «школьная зрелость» используется учеными, согласно которым развитие психики детей определяют возможности их обучения. В соответствии с данной точкой зрения, речь о школьной зрелости предполагает функциональное созревание детской психики, выступающее в качестве предпосылки к обучению в школе. Традиционно выделяется три аспекта школьной зрелости ребенка: социальный, а также эмоциональный и интеллектуальный аспект[4].
Интеллектуальная зрелость предполагает наличие следующих признаков:
- дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), которое включает выделение фигуры из фона;
- концентрация внимания;
- логическое запоминание;
- аналитическое мышление, которое выражается в способности постигать аналитические связи между явлениями;
- умение воспроизводства образца;
- сенсомоторная координация;
- развитие тонких движений руки.
Об эмоциональной зрелости свидетельствуют следующие признаки:
- уменьшение количества импульсивных реакций;
- возможность на протяжении длительного времени выполнять не очень привлекательное задание.
О социальной зрелости говорят:
- потребность в общении со сверстниками;
- способность к исполнению роли ученика в ситуациях обучения в школе.
Понятие «готовность к школе» не является однозначным понятием. Выделяются работы, в рамках которых под готовностью к школе подразумевается наличие у ребенка предпосылок к обучению, представляющих собой определенные «вводные навыки». Это те знания, способности, умения, мотивация, которые нужны ребенку для того, чтобы освоить школьную программу[5].
Другое понимание готовности к школе присуще для исследователей, которые, наряду с Л.С. Выготским, отмечают, что обучение влечет развитие за собой. В рамках отечественной психологии проблемам готовности к обучению в школе обучению посвящены работы Божович Л.И, Эльконина Д.Б, Салминой Н.Г, Кравцовой Е.Е. и т.д. Указанные авторы вслед за Выготским утверждают, что именно обучение влечет за собой развитие, по этой причине обучение может быть начато уже тогда, когда психологические функции, которые задействуются в обучении, еще не созрели[6].