Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 314
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОУ И ШКОЛЫ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Роль преемственности детского сада и школы
1.2. Основные формы обеспечения преемственности детского сада и школы
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАБОТЕ ДОУ И ШКОЛЫ
2.1. Уровень сформированности готовности детей к школе
2.2. Развивающие занятия, проходящие в процессе преемственности в работе ДОУ и школы
2.3. Результат преемственности ДОУ и школы
Рисунок 2.1. Результаты эксперимента на констатирующем этапе
По результатам всех испытаний, выяснилось, что 8 чел. всех испытуемых имеют средний уровень подготовки к школе, 4 чел. из группы не готовы к школьному обучению, 3 чел. имеют высокий уровень готовности.
У детей, показавших высокий уровень готовности к школе, хорошо развиты все компоненты готовности, есть четкие представления, он свободно и правильно выражает их в речи, высокий уровень концентрации внимания, самоконтроля, уравновешенности поведения, развития зрительно-моторной координации и развитии речи, развита мелкая моторика рук, произвольность, умение воспринимать и четко выполнять указания взрослого, принимать поставленную задачу, учитывать заданную систему условий, выделять существенные признаки, производить сравнение и т.д.
У дети, обнаруживших средний уровень готовности к школе, все компоненты развиты на среднем уровне, у них есть представления, но в речи они выражают их скудно, преобладает средний уровень концентрации внимания, самоконтроля, уравновешенности поведения, развития зрительно-моторной координации и развитии речи.
Низкий уровень характеризовался слабо развитыми, либо не развитыми совсем компонентами готовности, у детей бедный запас представлений; они называют половину предметов, не могут группировать их и не пользуются группировкой при запоминании; дети выполняют действия неправильно, сходство с действиями педагога отсутствует, наблюдается общая инфантильность («детскость», незрелость).
Данил Б. хорошо работал на констатирующем этапе. Практически все тесты выполнил на высшем уровне. Даша К. на собеседовании по проверке готовности к школьному обучению показала высший уровень. Ирина К. немного волновалась, допускала незначительные ошибки. Она активна, старается помогать другим ребятам. Эти дети показали высокий уровень адаптации.
Дети со средним уровнем подготовки к школе чувствовали себя уверенно. Хорошо работали на констатирующем этапе.
Саша А. быстро утомляется, часто отвлекается, зевает. Маша Г. и Вероника П. старается говорить с соседями. Влад П. не успевает выполнить все задания. Уровень подготовки к школе – низкий.
Полученные результаты выявили необходимость проведения специальной работы по профилактике и коррекции подготовки к школе.
2.2. Развивающие занятия, проходящие в процессе преемственности в работе ДОУ и школы
Занятия проходили, как в детском саду, так и в школе на подготовительных занятиях.
Содержание формирующего эксперимента определили анализ психолого-педагогической литературы и результаты констатирующего этапа эксперимента. Мы выделили условия, которые способствуют успешной подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе. В процессе констатирующего эксперимента мы получили результаты, свидетельствующие о различиях в уровне сформированности готовности к школе у детей 6-7 лет.
Целью формирующего эксперимента было апробировать условия, способствующие успешной подготовке детей к школе, в процессе преемственности ДОУ и школы.
Нами были определены следующие условия успешной преемственности ДОУ и школы:
- сочетание игровой, продуктивной, учебной и других видов деятельности;
- использование специальных игровых приёмов направленных на развитие внимания, моторики руки, зрительно-пространственного восприятия, пространственного мышления и творческого воображения.
- создание эмоционально-положительной атмосферы, направленной на достижение успеха в разных видах деятельности.
В соответствии с данными условиями мы подобрали игры и игровые упражнения[27], которые выполнялись в игровой, продуктивной, учебной деятельности. В процессе деятельности создавалась эмоционально-положительная атмосфера, направленная на достижение успеха детей.
Раскроем содержание игр и игровых упражнений.
Игра «Найди варианты».
Цель: развивать логическое мышление, сообразительность.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением 6 кругов.
Описание: ребенку дать карточку с изображением 6 кругов, предложить закрасить их таким образом, чтобы закрашенных и незакрашенных фигур было поровну. Затем просмотреть и просчитать все варианты закрашивания. Так же можно провести соревнование: кто найдет наибольшее количество решений.
Игра «Логические концовки».
Цель: развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу.
Описание: детям предлагается закончить предложения:
• Лимон кислый, а сахар... (сладкий).
• Ты ходишь ногами, а бросаешь... (руками).
• Если стол выше стула, то стул... (ниже стола).
• Если два больше одного, то один... (меньше двух).
• Если Саша вышла из дома раньше Сережи, то Сережа... (вышел позже Саши).
• Если река глубже ручейка, то ручеек... (мельче реки).
• Если сестра старше брата, то брат... (младше сестры).
• Если правая рука справа, то левая... (слева).
• Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки... (женщинами).
Игры на развитие устойчивости и концентрации внимания, тренировку умения произвольно его распределять и переключать.
Игра «Найди букву». В небольшом тексте нужно, к примеру, во всех словах зачеркнуть букву Б. Когда ребенок освоит этот прием, ему предлагается задание с усложнением: «Зачеркни все буквы «У» и обведи в кружок все буквы «Е». Такие игры способствуют тому, что к концу года ребенок может без труда сориентироваться на тексте по такому заданию: «Обведи в кружок всех рыб с буквой «З», в квадрат всех медуз с буквой «Л» и зачеркни всех попугаев с буквой «П».
Следующая игра «Найди слог» рассчитана на читающих детей. Им предлагается найти в написанных словах слоги «ДО», «РЫ», «МА» и обвести их в кружок.
Аналогичные задачи могут проводиться и на уроках обучения счету, тогда дети будут искать определенные, заданные педагогом, числа. Например, «Найди в таблице цифру, которая повторяется чаще других», «Обведи в кружки число 71».
Игра «Кто лучше запомнил?» – это известные задания на концентрацию внимания и тренировку памяти. Детям показывается картинка в течение 2 минут, затем они рисуют то, что запомнили. Здесь время на запоминание отводится разное в зависимости от выбранного изображения, предмета (это могут быть геометрические фигуры в определенном порядке).
Игра «Найди отличия». Задания такого типа требуют умения выделять признаки предметов и явлений, их детали и владеть операцией сравнения. Детям могут быть предложены определение правильных ходов в обычных лабиринтах; продвижение по лабиринтам; математические игры «Веселый счет», «Измени форму или размер, или цвет».
Упражнение «Выполни по образцу». Это задания на прорисовку повторяющихся узоров. Здесь ребенок выполняет несколько последовательных действий: анализирует каждый элемент узора, воспроизводит его и удерживает последовательность в течение продолжительного времени. При выполнении таких упражнений важно насколько точно ребенок воспроизводит образец (концентрация внимания) и как долго он может работать без ошибок.
Упражнение «Волшебная таблица». Таблица включает в себя пары чисел и букв черного и белого цвета. Дети рассматривают ее и находят по порядку все числа черного цвета от 1 до 12. Все числа белого цвета в обратном порядке от 12 до 1. После этого поочередно ищут числа черного цвета от 1 до 12 и белого от 12 до 1.
Игра «Правая, левая» состоит в том, что педагогом зачитываются слова с согласными на конце. Например, лось, морж, конь, дом. Дети должны в паузах между словами поднимать правую руку, если окончание твердое, левую – если мягкое.
Игра «Счет с помехой». Ребенок называет числа от 1 до 10, одновременно записывая на листе бумаги или доске эту же числовую последовательность, но в обратном порядке: произносит 1, пишет 10.
Подобные регулярные занятия по развитию внимания, включенные в ту или иную деятельность детей, не могут не дать положительных результатов. В результате проведения таких упражнений дети приучаются сосредоточенно работать в течение определенного времени. Внимание становится более целенаправленным, устойчивым и у детей появляется умение правильно его распределять. Главное включать такие упражнения в урок каждый день.
Таким образом, сочетая развивающие упражнения по развитию свойств внимания с учебным материалом, мы можем добиться и повышения качества знаний обучающихся, и повысить мотивацию к обучению, и даже сократить период адаптации при поступлении детей в школу.
Рассмотрим следующие группы упражнений, которыми можно развивать компоненты готовности к школе.
Упражнение «Рисование простых форм» направлено на развитие зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, мелкой моторики, внимания, пространственного мышления и творческого воображения, а также на формирование положительного отношения к графическим упражнениям.
Детям предлагается нарисовать фигуру сразу, не используя описанные в упражнении приемы. Затем, сделать то же задание, но уже с использованием определенных приемов.
Например: рисование фигуры рукой в воздухе от самой большой до самой маленькой различными частями тела (носом или носком ноги); прохождение или пробегания заданной формы по воображаемому или конкретному «чертежу» на полу; выкладывание контура из полосок цветного картона; придумывание слов, сопровождающих письмо элементов, «двигательные слова».
Использование приемов улучшит качество выполнения работ. В значительной степени этому способствует движение крупной моторики, «двигательные слова» и способы выполнения рисунка: рисование выполняется небольшими кусочками пастельных мелков, широкими движениями руки, используя пронацию (движение от локтя). Особенно наглядно улучшение качества работы при рисовании круга. Без использования специальных приемов нарисовать круг удастся нескольким детям.
После рисования в воздухе и рисования гранью мелка, почти все дети нарисовали окружность идеальной формы. Важным моментом является то, что, используя данную технику, дети начнут корректировать свои рисунки, анализировать контур фигуры, контролировать и оценивать свою деятельность.
«Рисование букв». Цель упражнения: развитие зрительно-двигательной координации, мышц мелкой моторики, пространственной координации, глазомера и художественного творчества.
Сначала у детей наблюдался слабый нажим при рисовании гранью мелка, неустойчивость линий, плохо развитая зрительно-двигательная координация и глазомер. У Вероники П, Маши Г, Влада П. не соблюдалась в нужных местах параллельность и перпендикулярность линий, а также соразмерность отдельных частей букв. Случаи зеркальности практически отсутствовали. Это объясняется наличием образа буквы, «двигательных слов» и многократным повторением буквы при рисовании. К концу обучения качество детских рисунков значительно улучшилось. Яркость линий свидетельствовало о развитии мышц мелкой моторики. Точность выполнения буквы, соразмерность ее частей и уверенность линий говорили о качественном улучшении зрительно-двигательной координации, пространственного мышления и глазомера.
«Рисование фигур» отличается от рисования простых форм тем, что несколько простых фигур образуют цельную композицию. Упражнение направлено на развитие глазомера, комбинаторики, зрительно-двигательной координации, пространственного мышления и творческой деятельности. Детям предлагалось два варианта: когда рисование начинается с окружности, а затем в нее вписываются соответствующие фигуры; и когда из простой геометрической фигуры (полукруга или овала) составляется композиция.
Уровень сложности определяется числом используемых геометрических фигур.
Благодаря выполнению упражнения «рисование фигур», дети в процессе деятельности знакомились с геометрическими понятиями: отрезок, точка, середина, пересечение, дуга, центр, контур, фигура. Поскольку в упражнении «рисование фигур» требуется многократное повторение рисунка форм, дети очень скоро стали чувствовать себя увереннее, рука стала тверже, и уже с наименьшими погрешностями дети делили отрезки на равные части.
«Симметрия». Цель упражнения: развитие пространственного мышления, зрительно-двигательной координации, глазомера, анализа контура фигуры и пространственного соотношения ее частей (рис. 2.2).