Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 315
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОУ И ШКОЛЫ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Роль преемственности детского сада и школы
1.2. Основные формы обеспечения преемственности детского сада и школы
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАБОТЕ ДОУ И ШКОЛЫ
2.1. Уровень сформированности готовности детей к школе
2.2. Развивающие занятия, проходящие в процессе преемственности в работе ДОУ и школы
2.3. Результат преемственности ДОУ и школы
Рисунок 2.2 Образцы для рисования вертикальной симметрии
Сначала на занятиях детям старшей группы было предложено выполнить задание без предварительной подготовки. Нужно было нарисовать вторую часть симметричной геометрической фигуры (круг, квадрат, треугольник, ромб).
Было много ошибок у Саши А., Влада П., Маши Г.: нарисованная линия не замыкала фигуру, сильно увеличивалась или уменьшалась рисуемая часть фигуры относительно заданной, контур нарисованной части фигуры не соответствовал контуру исходной. На следующем занятии с детьми стали проводиться игры и упражнения, направленные на развитие координации, внимания и пространственного мышления: «Зеркало» и «Симметрия», в результате чего в дальнейшем Маша Г. и Саша А. стали справляться с заданием.
«Рисование цифр». Целью упражнения является развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, пространственного мышления, глазомера и художественного творчества. Уровень сложности данного задания значительно выше, чем у «Рисования букв».
Основной принцип – вписывание цифр в виде орнамента в 8 секторов круга и раскрашивание полученной фигуры в зависимости от полученных пересечений (рис.2.3).
Рисунок 2.3 Образцы узоров из цифр от 0 до 4
Упражнение позволило повысить уровень развития зрительно-двигательной координации, развить глазомер и пространственное мышление. При выполнении работы в начале опытного обучения практически всем детям требовалась помощь.
У большинства детей не получалось нарисовать ровный круг (основу рисунка), найти его центр и разделить на 8 равных секторов. Наибольшие трудности вызывало деление пополам отрезков (в частности диаметров), дуг, нахождение опорных точек и проведение линий через них. За 20 минут задания дети успевали нарисовать от 1 до 3 цифр в круге.
Таким образом, с помощью коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста, можно достичь эмоционального комфорта, развитие внимания и памяти, умения быстро сосредотачиваться, анализировать свое эмоциональное состояние. Что в свою очередь, способствует подготовке к школьному обучению.
2.3. Результат преемственности ДОУ и школы
На контрольном этапе нашего исследования была проведена диагностика по тем же методикам, что и на начальном этапе.
Проведение контрольного обследования детей показало следующие результаты (см. табл. 2.2.и 2.3 и рис. 2.4-2.9).
Таблица 2.2 Уровень подготовки детей к школе, по приведенным выше методикам
№ |
Ф.И. ребенка |
«Последовательность событий» Авт. Бернштейн А.Н. |
Тест Керна - Йерасика. (Рисунок мужчины). |
«Школьная зрелость» Я. Йерасика. |
«Слуховое внимание». Нелепицы. Битянова М.Р. |
«Зрительное внимание». Нелепицы. Битянова М.Р. |
Всего баллов |
Уровень |
1 |
Саша А. |
4 |
3 |
13 |
3 |
3 |
26 |
Средний уровень |
2 |
Стас Б. |
5 |
4 |
20 |
4 |
4 |
37 |
Высокий уровень |
3 |
Кристина Б. |
5 |
4 |
21 |
4 |
4 |
38 |
Высокий уровень |
4 |
Маша Г. |
4 |
3 |
14 |
3 |
3 |
27 |
Средний уровень |
5 |
Вероника П. |
2 |
2 |
10 |
2 |
1 |
17 |
Низкий уровень |
6 |
Влад П. |
2 |
2 |
9 |
1 |
1 |
15 |
Низкий уровень |
7 |
Матвей С. |
3 |
3 |
15 |
3 |
2 |
26 |
Средний уровень |
8 |
Настя Т. |
5 |
5 |
24 |
5 |
4 |
43 |
Высокий уровень |
9 |
Даша К. |
5 |
5 |
30 |
5 |
5 |
50 |
Высокий уровень |
10 |
Данил Б. |
5 |
5 |
35 |
5 |
4 |
54 |
Высокий уровень |
11 |
Ирина К. |
5 |
5 |
35 |
5 |
5 |
55 |
Высокий уровень |
12 |
Илья М. |
5 |
5 |
36 |
5 |
5 |
56 |
Высокий уровень |
13 |
Леша Л |
5 |
4 |
35 |
5 |
4 |
53 |
Высокий уровень |
14 |
Юля С. |
5 |
5 |
32 |
4 |
4 |
50 |
Высокий уровень |
15 |
Вова Ф. |
4 |
4 |
18 |
3 |
3 |
32 |
Средний уровень |
Рисунок 2.4. Результаты эксперимента по методике «Последовательность событий», Бернштейн А.Н.
На основании проведённой диагностики можно сделать вывод, что большинство детей – 9 человек из группы имеют высокий уровень логического мышления, 4 ребенка - средний уровень, а 2 ребенка низкий.
Рисунок 2.5. Результаты эксперимента по методике Тест Керна - Йерасика. (Рисунок мужчины).
На основании проведённой диагностики можно сделать вывод, что большинство детей – 7 человек из группы имеют средний уровень готовности к школьному обучению, 6 - высокий уровень, а 2 ребенка низкий.
Рисунок 2.6. Результаты эксперимента по методике «Школьная зрелость» Я. Йерасика
На основании проведённой диагностики можно сделать вывод, что большинство детей – 7 человек из группы имеют средний уровень развития социальных качеств, связанных с общей осведомленностью, развитием мыслительных операций, 6 человек - высокий уровень, а 2 ребенка низкий.
Рисунок 2.7. Результаты эксперимента по методике «Слуховое внимание». Нелепицы. Битянова М.Р.
На основании проведённой диагностики можно сделать вывод, что большинство детей – 7 человек из группы имеют средний уровень слухового внимания, 6 детей - высокий уровень, а 2 ребенка низкий.
Рисунок 2.8 Результаты эксперимента по методике «Зрительное внимание». Нелепицы. Битянова М.Р.
На основании проведённой диагностики можно сделать вывод, что большинство детей – 9 человек из группы имеют средний уровень зрительного внимания, 3 ребенка - высокий уровень, и 3 ребенка - низкий.
Рисунок 2.9. Результаты контрольного эксперимента
По результатам всех испытаний, выяснилось, что 4 чел. всех испытуемых имеют средний уровень подготовки к школе, 2 чел. из группы не готовы к школьному обучению, 9 чел. имеют высокий уровень готовности.
Таблица 2.3 Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапа эксперимента
№ |
Ф.И. ребенка |
Всего баллов на констатирующем этапе |
Уровень констатирующего этапа |
Всего баллов на контрольном этапе |
Уровень контрольного этапа |
1 |
Саша А. |
14 |
Низкий уровень |
26 |
Средний уровень |
2 |
Стас Б. |
23 |
Средний уровень |
37 |
Высокий уровень |
3 |
Кристина Б. |
24 |
Средний уровень |
38 |
Высокий уровень |
4 |
Маша Г. |
18 |
Низкий уровень |
27 |
Средний уровень |
5 |
Вероника П. |
14 |
Низкий уровень |
17 |
Низкий уровень |
6 |
Влад П. |
12 |
Низкий уровень |
15 |
Низкий уровень |
7 |
Матвей С. |
21 |
Средний уровень |
26 |
Средний уровень |
8 |
Настя Т. |
35 |
Средний уровень |
43 |
Высокий уровень |
9 |
Даша К. |
38 |
Высокий уровень |
50 |
Высокий уровень |
10 |
Данил Б. |
45 |
Высокий уровень |
54 |
Высокий уровень |
11 |
Ирина К. |
47 |
Высокий уровень |
55 |
Высокий уровень |
12 |
Илья М. |
34 |
Средний уровень |
56 |
Высокий уровень |
13 |
Леша Л |
35 |
Средний уровень |
53 |
Высокий уровень |
14 |
Юля С. |
34 |
Средний уровень |
50 |
Высокий уровень |
15 |
Вова Ф. |
18 |
Средний уровень |
32 |
Средний уровень |
Таким образом, необходимо отметить, что коррекционно-развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста, положительно повлияли на уровень подготовки к школе.
Так, средний уровень составлял 8 испытуемых, далее снизился до 4человек в связи с тем, что высокий уровень стал выше, с 3 до 9 детей.
Низкий уровень составлял 4 человека, а после эксперимента стал 2 человека - это тоже очень хорошая динамика.
Выводы по второй главе
При исследовании, мы использовали следующие методики определения готовности ребенка к школе: «Последовательность событий» Авт. Бернштейн А.Н., Тест Керна - Йерасика. (Рисунок мужчины), «Школьная зрелость» Я. Йерасика, «Исключение четвертого лишнего» Битянова М.Р, «Слуховое внимание». Нелепицы. Битянова М.Р., «Зрительное внимание». Нелепицы. Битянова М.Р.
Были выделены три уровня сформированности готовности: низкий (не готов к школе), средний (условно готов) и высокий (готов к школе).
В ходе опытно-экспериментальной работы разработали и реализовали комплекс педагогических условий, направленных на развитие готовности старших дошкольников к школе.
На основании проведённой диагностики можно сделать вывод, что большинство детей – 9 человек из группы имеют высокий уровень логического мышления, 4 ребенка - средний уровень, а 2 ребенка низкий.
Развитие социальных качеств, связанных с общей осведомленностью, развитием мыслительных операций, большинство детей 7 чел из группы имеют средний уровень 6 чел высокий уровень, а 2 чел. низкий.
Слуховое внимание, большинство детей – 7 чел из группы имеют средний уровень, 6 чел. высокий уровень, а 2 чел. низкий.
Зрительное внимание, большинство детей – 9 чел. из группы имеют средний уровень, 3 чел. высокий уровень, и 3 чел. низкий.
По результатам всех испытаний, выяснилось, что 4 чел. всех испытуемых имеют средний уровень подготовки к школе, 2 чел. из группы не готовы к школьному обучению, 9 чел. имеют высокий уровень готовности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ, проведенный в рамках данной курсовой работы, позволяет говорить об особой важности проблемы преемственности между детским садом и школой. Обеспечение преемственности – это двусторонний процесс. С одной стороны, дошкольная ступень, сохраняющая ценность дошкольного детства и формирующая фундаментальные качества ребенка. С другой стороны, начальная школа, которая должна подхватить накопленные достижения и развить весь детский потенциал.
Работа по организации преемственности должна проводиться систематически и целенаправленно педагогическими коллективами как ДОУ, так и школ. Условие обеспечения преемственности в формах и методах – единство их направленности на обеспечение прочного усвоения знаний, сознательности, развитие творческой активности и умственных способностей, как в школе, так и в ДОУ. Условие успешной подготовки ребенка к школе – единая, динамичная и перспективная система обучения и воспитания, позволяющая обеспечить полноценное формирование личности.
Особую роль в рассматриваемом аспекте играет проблема привлечения родителей. Семейное воспитание – один из наиболее важных и существенных аспектов во всем процессе воспитания, развития, а также социализации ребенка. На сегодняшний день выделяются самые разнообразные формы работы с семьей (массовые, индивидуальные мероприятия и т.д.), которые направлены на то, чтобы сделать переход из сада в школу безболезненным и успешным для каждого ребенка.
Таким образом, проблема преемственности между детским образовательным учреждением и школой является очень важной на сегодняшний день в условиях модернизации современного образования. Она требует особого внимания и детальной проработки.
При исследовании, мы использовали следующие методики определения готовности ребенка к школе: «Последовательность событий» Авт. Бернштейн А.Н., Тест Керна - Йерасика. (Рисунок мужчины), «Школьная зрелость» Я. Йерасика, «Исключение четвертого лишнего» Битянова М.Р., «Слуховое внимание». Нелепицы. Битянова М.Р., «Зрительное внимание». Нелепицы. Битянова М.Р. Были выделены три уровня сформированности готовности: низкий (не готов к школе), средний (условно готов) и высокий (готов к школе).
В ходе опытно-экспериментальной работы разработали и реализовали комплекс педагогических условий, направленных на развитие готовности старших дошкольников к школе. Были использованы игры на развитие логического мышления, сообразительности, способности к анализу, а также игры на развитие устойчивости и концентрации внимания, тренировку умения произвольно его распределять и переключать.
На основании проведённой диагностики можно сделать вывод, что большинство детей – 9 человек из группы имеют высокий уровень логического мышления, 4 ребенка - средний уровень, а 2 ребенка низкий.
Развитие социальных качеств, связанных с общей осведомленностью, развитием мыслительных операций, большинство детей 7 чел из группы имеют средний уровень 6 чел высокий уровень, а 2 чел. низкий.