Файл: Роль преемственности детского сада и школы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 327

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наиболее действенные формы работы школы и детского сада:

  • посещение воспитателями ДОУ уроков в школе, а учителями школ занятий в детском саду с дальнейшим обсуждением и вынесением рекомендаций;
  • проведение совместных тематических совещаний учителей начальных классов и воспитателей ДОУ при участии руководителей учреждений образования;
  • проведение в старших группах ДОУ родительских собраний при участии воспитателей и учителей;
  • изучение воспитателем дошкольного учреждения и учителем программ детского сада и первого класса для определения уровня знаний, умений и навыков, которыми овладели дети в ДОУ;
  • организация разнообразных мероприятий, направленных на подготовку детей к школе при участии в них родителей;
  • беседы с учителями начальной школы о детях, которые уходят в школу. Устная характеристика слабых и сильных сторон, состояния здоровья детей группы. Беседы о характере коллективных взаимоотношений, об усвоенных детьми правилах поведения, о развитии их познавательных интересов и волевых качеств, развитии интеллекта, любознательности, критичности и т.д.;
  • совместная подготовка педагогами школ и ДОУ конференций, организация разнообразных выставок;
  • взаимное посещение педагогами школ и ДОУ занятий и уроков, утренников, концертов и т.д.[20]

Для организации более систематической и тесной работы школы и ДОУ учителя и воспитатели совместно составляют планы преемственности. В них включаются следующие разделы:

  • организационно-воспитательная и методическая работа;
  • формирование у детей интереса к школе;
  • воспитание у школьников внимательности и заботливости в отношении дошкольников;
  • работа с родителями.

К выполнению планов преемственности привлекаются не только педагоги школ и дошкольных образовательных учреждений, но и родители. Необходимо отметить, что работа с родителями является одним из приоритетных направлений при обеспечении преемственности.

Вывод по первой главе

Таким образом, из всего вышесказанного, необходимо заключить, что преемственность в системе образования предполагает установление взаимосвязи между ее смежными звеньями (детский сад и школа) для последовательного решения задач обучения и воспитания. Преемственность ДОУ и школы предполагает взаимосвязь содержания их воспитательно-образовательной работы, методов ее осуществления.

В главе выделены основные формы обеспечения преемственности детского сада и школы, такие как: экскурсии в школу; посещения школьной библиотеки, музея; знакомство и взаимодействие дошкольников с учениками начальной школы; выставки поделок, рисунков; совместные праздники; участие в совместной театрализованной деятельности; посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, которые организуются при школе (занятия с логопедом, психологом, музыкальным руководителем и другими специалистами).


ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАБОТЕ ДОУ И ШКОЛЫ

2.1. Уровень сформированности готовности детей к школе

Основная цель нашего исследования заключалась в определении и апробации условий формирования положительного отношения к школе у детей старшего дошкольного возраста, а также работает ли программа преемственности дошкольных образовательных учреждений и школы.

Экспериментальная работа включала 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. Эмпирическое исследование проходило в детском саду «Тополек» г. Бабушкин МО Кабанского района и школе. В исследовании принимали участие 15 детей (8 мальчиков, 7 девочек) шестилетнего возраста.

На констатирующем этапе эксперимента мы выявляли уровень готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста. Для решения поставленных задач использовались следующие методы: педагогический эксперимент. Нами были отобраны следующие диагностические методики:

1. «Последовательность событий» Авт. Бернштейн А.Н.

2. Тест Керна - Йерасика. (Рисунок мужчины).

3. «Школьная зрелость» Я. Йерасика.

4. «Исключение четвертого лишнего» Битянова М.Р.

5. «Слуховое внимание». Нелепицы. Битянова М.Р.

6. «Зрительное внимание». Нелепицы. Битянова М.Р.

Нами были проведены следующие исследования по методикам:

  1. «Последовательность событий» авт. А.Н. Бернштейн[21].

Цель: определить логическое мышление ребенка.

Интерпретация результатов: если ребенок разложил изображения с нарушением последовательности, ему не сразу указывают на это (просто записывают этот момент в протоколе). Если ребенок составил рассказ, придумал ему конец, затем связал последнюю картинку с рассказом, увидев окончание в нем, его спрашивают: «Какой конец истории лучше: тот, который ты придумал, или тот, который здесь нарисован? " Отвечая на этот вопрос, ребенок должен аргументировать тот или иной вариант (предпочтительно).

Ключ:

5b. (уровень I) - ребенок самостоятельно справлялся со всеми задачами;


4b. (II уровень) - ребенок нарушил последовательность изображений, но исправил его в ходе своего рассказа; правильно подобрал конец рассказа;

3b. (Уровень III) - ребенок не может разложить изображения, последовательно - правильная раскладка выполняется психологом, но потом ребенок самостоятельно составляет рассказ;

2b. (Уровень IV) - ребенок не разложил картинки, не мог составить рассказ, отвечал только на вопросы психолога.

1б. (Уровень V) - не удалось выполнить задание.

Инструкция: сейчас я покажу тебе 4 картинки, все эти картинки связаны друг с другом, все они похожи на одного медвежонка. Рпзложите их, пожалуйста, на стол, по порядку, чтобы было видно, где начало и где конец, и придумай рассказ о них.

2. Нами был проведён тест Керна – Йерасика «Рисунок мужской фигуры»[22].

Цель: определение готовности ребенка к учебе в школе.

Интерпретация результатов: необходимо обратить внимание на следующие моменты графических презентаций:

1. количество деталей тела. Присутствуют ли голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, щеки, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни;

2. декорирование (детали одежды и украшения): шапка, воротник, галстук, банты, карманы, ремень, пуговицы, элементы прически, сложность одежды и т.п.

Информативной может быть и абсолютная величина фигур: дети, склонные к доминированию, уверенные в себе, рисуют фигуры больших размеров; маленькие фигуры человека связаны с тревожностью, неуверенностью, чувством не безопасности.

Если дети пропускают в рисунке какие-то части лица (глаза, рот), это может указывать на серьезные проблемы в сфере общения, отгороженность, аутизм.

Можно говорить о том, что чем выше уровень детализации рисунка (фигуры мужчины), тем выше общий уровень психического развития ребенка.

Инструкция: нарисуй, пожалуйста, мужчину (дядю).

Ключ:

5б. (I уровень) – выставляется в следующих случаях. Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Голова с туловищем соединена посредством шеи, голова не превышает туловища. На голове имеются волосы (или их закрывает шапка, шляпа), имеются уши, на лице – глаза, нос и рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Ноги и руки как бы «растут» из туловища.

4б. (II уровень) – ребенок получает, если выполняются все требования как в пункте 1, кроме синтетического способа изображения. Три отсутствующие части (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) могут быть исключены из требований.


3б. (III уровень) - ставят в следующем случае. Рисунок должен иметь голову, туловище, конечности, руки или ноги нарисованы двойной линией. Допускается отсутствие шеи, ушей, волос, одежды, пальцев, ступней.

2б. (IV уровень) – за примитивный рисунок с туловищем. Конечности выражены лишь простыми уровнями (достаточно одной пары конечностей).

1б. (V уровень) – за отсутствие ясного изображения туловища (голова и ноги или преобладание головного изображения), или обеих пар конечностей.

3. Тест «Школьная зрелость» Я. Йерасика»[23] (См. приложение 1).

Цель: выявить у детей развитие социальных качеств, связанных с общей осведомленностью, развитием мыслительных операций.

Интерпретация результатов: детям задают вопросы, после проведения опроса подсчитываются результаты по количеству баллов, достигнутых по отдельным вопросам. Количественные результаты данного заседания распределяются по пяти группам:

1 группа (I уровень) – плюс 24 и более;

2 группа (II уровень) – плюс 14 до 23;

3 группа (III уровень) – от 0 до 13;

4 группа (IV уровень) – от минус 1 до минус 10;

5 группа (V уровень) – менее минус 11.

По классификации положительными считаются первые три группы. Дети, набравшее число баллов от плюс 24 до плюс 13, считаются готовыми к школьному обучению.

4. Тест «Слуховое внимание». Нелепицы. Битянова М.Р[24]..

Цель: проверить слуховое внимание ребенка.

Интерпретация результатов: ребенку на слух предлагается двенадцать предложений – нелепиц (Приложение 2).

Ребенок должен найти ошибку и исправить ее.

Ключ:

5 б. (I ур.) – ребенок справился со всеми заданиями, нашел и исправил все ошибки;

4 б. (II ур.) – ребенок услышал все ошибки, но не исправил.

3 б. (III ур.) – ребенок отвечал с помощью вопросов психолога.

2 б. (IV ур.) – были допущены пропуски ошибок, ребенок отвечал с помощью вопросов психолога.

1 б. (V ур.) – ребенок не справился с 6 и более заданиями.

Инструкция: сейчас я буду читать тебе предложения. Послушай внимательно, нет ли там ошибок. Если есть, то исправь их.

5. Тест «Зрительное внимание». Нелепицы. Битянова М.Р[25]..

Цель: проверить зрительное внимание ребенка.

Интерпретация результатов: ребенку предлагается серия картинок (12) – нелепиц. Ребенок должен найти ошибки и исправить их.

Ключ:

5 б. (I уровень) – ребенок справился со всеми заданиями, нашел и исправил все ошибки.

4 б. (II уровень) – ребенок увидел все ошибки, но (не более 3) не исправил.


3 б. (III уровень) – ребенок отвечал с помощью вопросов психолога.

2 б. (IV уровень) – были допущены пропуски ошибок – нелепиц, ребенок смог найти их только с подсказкой психолога.

1 б. (V уровень) – ребенок не справился с 6 и более заданиями.

Инструкция: сейчас я буду показывать тебе картинки, посмотри на них внимательно, подумай, что на них нарисовано не верно.

После проведения всех методик полученные детьми баллы суммировались, по итоговому числу баллов дети распределялись по группам, соответствующим уровню сформированности готовности к школе. Ребенок относился к высокому уровню готовности к школе, если набирал от 37 до 59 баллов, к среднему уровню, если сумма баллов была в диапазоне от 19 до 36 балла. К низкому уровню были отнесены дети, которые набрали по итогам проведенной диагностики менее 19 баллов[26].

Проведение обследования на констатирующем этапе показало следующие результаты (см. табл. 2.1 и рис.2.1).

Таблица 2.1 Уровень подготовки детей к школе, по приведенным выше методикам

Ф.И. ребенка

«Последовательность событий» Авт. Бернштейн А.Н.

Тест Керна - Йерасика. (Рисунок мужчины).

«Школьная зрелость» Я. Йерасика.

«Слуховое внимание». Нелепицы. Битянова М.Р.

«Зрительное внимание». Нелепицы. Битянова М.Р.

Всего баллов

Уровень

1

Саша А.

2

3

5

2

2

14

Низкий уровень

2

Стас Б.

4

3

10

3

3

23

Средний уровень

3

Кристина Б.

4

3

11

3

3

24

Средний уровень

4

Маша Г.

3

2

7

4

2

18

Низкий уровень

5

Вероника П.

1

1

9

2

1

14

Низкий уровень

6

Влад П.

1

2

7

1

1

12

Низкий уровень

7

Матвей С.

2

2

13

2

2

21

Средний уровень

8

Настя Т.

4

4

20

4

3

35

Средний уровень

9

Даша К.

4

4

21

4

5

38

Высокий уровень

10

Данил Б.

3

4

30

4

4

45

Высокий уровень

11

Ирина К.

4

4

31

4

4

47

Высокий уровень

12

Илья М.

3

4

20

4

3

34

Средний уровень

13

Леша Л

3

3

23

3

3

35

Средний уровень

14

Юля С.

4

3

21

3

3

34

Средний уровень

15

Вова Ф.

2

2

10

2

2

18

Средний уровень