Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА
1.1 Понятие и сущность стилей руководства
1.2 Стили руководства и их структура
ГЛАВА 2 Анализ стиля и методов руководства в компании на примере ООО «Альфа НСК»
2.1 Краткая характеристика организации
2.2 Факторы формирования стиля
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЫБОРА АДЕКВАТНОГО СТИЛЯ РУКОВОДСТВА КОМПАНИИ ООО «АЛЬФА НСК»
В качестве мероприятий совершенствованию менеджмента в ООО «Альфа НСК» предлагается реализовать следующие мероприятия.
Мероприятие 1: повысить качество управленческих коммуникационных каналов руководства в ООО «Альфа НСК».
Мероприятие 2: активизировать горизонтальную власть в ООО «Альфа НСК» на основе формирования системы делегирования полномочий и ответственности.
Результатом реализации предложенных мероприятий по совершенствованию стиля руководства в ООО «Альфа НСК» должно быть повышение продуктивности труда и организационные изменения, которые повысят конкурентоспособность и эффективность работы организации в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Абдулова Т.П. Менеджмент: учебное пособие / Т.П. Авдулова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 208 с.
- Акимкина Т. Друг или начальник? // Директор информ. службы. - 2015. - N 6. - С.45-47.
- Акимова, Е. Лучшие люди работают с нами или... нет?/ Е. Акимова // Гостиничное дело. - 2013. - № 3. - С.32-37
- Алавердов А.Р. Управление персоналом: учебное пособие. – М.: Маркет ДС, 2009. – 303 с.
- Алешин В.И. Научно-интеллектуальный капитал в управлении современной организацией // Соц.-гуман. знания. - 2008. - N 6. - С.267-277.
- Базаров Т.Ю. Управление персоналом / Т.Ю. Базаров.- 8-е изд., стереотип. - М.: Академия, 1998. - 224 с.
- Батурин В. К. Общая теория управления: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Менеджмент» / В.К. Батурин. – М.: ЮНИТИ, 2012. – 487 с.
- Бушкова-Шиклина Э. В. Ценностные индикаторы личности и деятельности руководителя: возможности социологического анализа: монография / Э. В. Бушкова-Шиклина - М.: ИНФРА-М, 2015. – 229 с.
- Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2015. – 688 с.
- Виханский О.С. Менеджмент: Учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - 5-е изд., стереотип. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2016.- 576с.
- Виханский, О.С. Менеджмент: учебник – М.: Экономистъ, 2009. – 670 с.
- Волкова, М.Ю. Стиль руководства и эффективность работы организации/ М. Ю. Волкова // Компетентность. - 2015. - № 2. - С.42-45.
- Волчкова Н. Человеческий капитал, промышленный рост и ресурсное проклятие / Волчкова Н., Суслова Е. // Экон. журнал ВШЭ. - 2008. - Т.12, N 2. - С.217-238.
- Гаджиев Ю. Дифференциация инвестиций в человеческий капитал на Севере России // Пробл. теории и практики управл. - 2009. - N 9. - С.28-35.
- Галеев М.М., Кибанова О.С. Процессный подход как составляющая эффективной деятельности предприятий АПК // Аграрный вестник Урала. 2016. № 1 (107). С. 58-60.
- Гапанович В.А., Чернин М.А. Процессный подход как новая парадигма управления инновационной деятельностью // Железнодорожный транспорт. 2016. № 10. С. 46-50.
- Гейдж, Дэвид. Партнерское соглашение: как построить совместный бизнес на надежной основе / Дэвид Гейдж; пер. с англ. [Е. Бакушева]. – М.: Альпина Паблишер, 2015. - 254 с.
- Голованов А.Н. Новые подходы к стилю управления руководителя / А.Н. Голованов // Материалы 21-й международной научно-технической конференции «Системы безопасности-2015». ‑ М.: Академия ГПС МЧС России, 2015. С. 275-278.
- Давлетбаев А.А. Способы повышения эффективности управления персоналом / А.А. Давлетбаев // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 3 [Электронный ресурс] – режим доступа ‑ httр://еkоnоmikа.snаukа.ru/2017/03/4743
- Егоршин А.П. Основы управления персоналом: Учебное пособие / А.П. Егоршин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 352 с.
- Калугина З.И. Ресурсный дефицит развития человеческого потенциала как угроза модернизации / Ю.А.Фридман, Г.Н.Речко, А.Г.Лимонов // Регион: экономика и социология. - 2011. - N 1. - С.50-70.
- Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник / А.Я. Кибанов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 440 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Характеристика ситуационных подходов к стилю руководства
Стили |
Характеристика |
Подход Т. Митчела и Р. Хауса |
|
Поддержки |
Руководитель старается сделать труд подчиненных более приятным, общается как с равными и демонстрирует дружелюбие |
Инструментальный |
Руководитель сообщает подчиненным, что он от них хочет; дает конкретные указания, что и как надо сделать. Роль руководителя понятна всем |
Партисипативный |
Руководитель делится информацией, использует идеи подчиненных для принятия решений группой |
Ориентированный на ожидание |
Руководитель ставит довольно напряженную цель, ожидая, что подчиненные буду работать в полную меру своих возможностей. При этом он вселяет в подчиненных уверенность, что они способны работать высокоэффективно |
Подход П.Херси и К.Бланшара |
|
Давать указания |
Сочетание большой степени ориентированности на задачу и малой – на человеческие отношения |
Продавать |
В равной степени высокая ориентация и на задачу, и на отношения |
Участвовать |
Высокая степень ориентации на человеческие отношения и низкая – на задачу |
Делегировать |
Низкая степень ориентации и на задачу, и на отношения |
а
Приложение 2
Взаимосвязь методов управления и стиля руководства
Параметры взаимодействия руководителя с коллективом |
Стили руководства |
||
Авторитарный |
Демократический |
Либеральный |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Приемы принятия решений |
Единолично решает вопросы |
Перед принятием советуется с подчиненными |
Ждет решения совещания |
Способ доведения решения до исполнителей |
Приказывает, командует, распоряжается |
Предлагает, просит |
Предлагает, упрашивает |
Отношение у инициативе |
Подавляет полностью |
Поощряет, используя в интересах дела |
Отдает инициативу подчиненным |
Распределение ответственности |
Берет на себя или перекладывает на подчиненных |
Распределяет ответственность в соответствии с полномочиями |
Снимает с себя всякую ответственность |
Отношение к подбору кадров |
Старается избавиться от квалифицированных работников |
Подбирает деловых, грамотных работников |
Подбором кадров не занимается |
Стиль общения |
Держит дистанцию |
Дружески настроен, любит общение |
Боится общения, общается с подчиненными только по их инициативе |
Отношение к недостаткам собственных знаний |
Все знает – все умеет |
Постоянно повышает свою квалификацию, учитывает критику |
Пополняет свои знания, поощряет это стремление у подчиненных |
Характер отношений с подчиненными |
Диктуется настроением |
Ровная манера поведения, постоянный самоконтроль |
Мягок, покладист |
Отношение к дисциплине |
Приверженец формальной жесткой дисциплины |
Осуществляет дифференцированный подход к людям, сторонник разумной дисциплины |
Формальная дисциплина |
Отношение к воздействию на подчиненных |
Считает наказание основным методом стимулирования, поощряет избранных только по праздникам |
Использует различные виды стимулов постоянно |
Использует различные виды стимулов постоянно |
Приложение 3
Поведенческий подход
Авторитарный |
Демократический |
Либеральный |
|
Сильные стороны |
Внимание к срочности и порядку, предсказуемость результата |
Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении |
Позволяет начать дело так, как это видится без вмешательства лидера |
Слабые стороны |
Сдерживается индивидуальная инициатива |
Требует много времени на принятие решений |
Группа может потерять направление движения и уменьшить скорость без вмешательства лидера |
Приложение 4
Таблица 1.1 ‑ Отличие руководителя от лидера
Руководитель |
Лидер |
|
|
Руководитель |
Стиль |
Должностное лицо |
приемы и способы решения задач управления |
Приложение 5
Основные черты стилей руководства
Приложение 6
Рекомендации какой стиль руководства выбрать
Основной фактор, учитывающийся при выборе стиля |
Рекомендуемый стиль руководства |
|
Автократичный |
Демократический |
|
Способности работника |
Не умеет работать |
Умеет работать |
Отношение к работе |
Не желает работать |
Желает работать |
Содержание задания |
Простое задание |
Сложное задание |
Рабочая ситуация |
Неблагоприятная |
Благоприятная |
Приложение 7
Шкала повышение процента от выручки при повышении категории рабочего
Третья категория |
Вторая категория |
Первая категория |
1,5% от выручки к з/п |
1,8% от выручки к з/п |
2% от выручки к з/п |
Приложение 8
Стадия жизненного цикла предприятия
Приложение 9
Элементы менеджмента ООО «Альфа НСК»
Приложение 10
Оценка стиля руководства высшего менеджмента ООО «Альфа НСК»
1 |
Общие характеристики |
Сотрудники, привлеченные для оценки |
||
1 |
2 |
3 |
||
А |
Организация жестко структурирована и строго контролируется. Действия людей определяются формальными процедурами, а вся ответственность ложится на руководителя. |
0 |
17% |
0 |
B |
Организация подобна большой семье. Люди выглядят имеющими много общего, ответственность распределяется в соответствии с полномочиями. |
57% |
83% |
100% |
С |
Организация очень динамична и проникнута предпринимательством, люди готовы жертвовать и идти на риск. |
2 |
0 |
0 |
Всего |
100 |
100 |
100 |
|
2 |
Общий стиль управления |
1 |
2 |
3 |
А |
Общий стиль лидерства являет собой пример координации, четкой организации или плавного ведения дел в русле рентабельности. |
43% |
33% |
50% |
B |
Общий стиль лидерства представляет собой пример мониторинга, стремления помочь или научить. |
57% |
50% |
25% |
С |
Общий стиль лидерства служит примером предпринимательства, новаторства и склонности к риску. |
0 |
17% |
25% |
Всего |
100 |
100 |
100 |
|
3 |
Управление наемными работниками |
1 |
2 |
3 |
А |
Стиль менеджмента характеризуется гарантией занятости, требованием подчинения, предсказуемости и стабильности в отношениях. |
28% |
33% |
50% |
B |
Стиль менеджмента характеризуется поощрением командной работы, единодушия и участия в принятии решений. |
57% |
67% |
50% |
С |
Стиль менеджмента в организации характеризуется поощрением индивидуального риска, новаторства, свободы. |
17% |
0 |
0 |
Всего |
100 |
100 |
100 |
|
4 |
Способ принятия решения |
1 |
2 |
3 |
А |
Единоличный, руководителем. |
0 |
0 |
0 |
B |
Руководителем совместно с подчиненными. |
100% |
100% |
100% |
С |
Сотрудниками или группой при участии руководителя или без него. |
0 |
0 |
0 |
Всего |
100 |
100 |
100 |
|
5 |
Отношение руководителя к контактам |
1 |
2 |
3 |
А |
Соблюдает дистанцию. |
57% |
17% |
25% |
B |
Активно поддерживает. |
43% |
83% |
75% |
С |
Инициативы не проявляет. |
0 |
0 |
0 |
Всего |
100 |
100 |
100 |
|
6 |
Отношение к подчиненным |
1 |
2 |
3 |
А |
Жесткое, требовательное. |
0 |
0 |
0 |
B |
Доброжелательное, требовательное. |
100% |
100% |
100% |
С |
Мягкое, нетребовательное. |
0 |
0 |
0 |
Всего |
100 |
100 |
100 |
Приложение 11
Модель стилей по Вруму и Йеттону
Р
Приложение 12
Данные для модели Блейка-Моутон ООО «Альфа НСК»
Вариант ответа |
Обработка |
||||||
Преобладающая ситуация профессиональной деятельности |
В |
Ч |
И |
Р |
Н |
||
1 |
Я действую как представитель коллектива |
1 |
15 |
3 |
1 |
- |
0,855 |
2 |
Я предоставляю членам коллектива свободу в выполнении работы |
3 |
13 |
2 |
1 |
1 |
0,875 |
3 |
Я поощряю применение унифицированных приемов в работе |
18 |
1 |
1 |
- |
- |
0,986 |
4 |
Я разрешаю подчиненным решать задачи обучения по их усмотрению |
- |
2 |
16 |
2 |
- |
0,130 |
5 |
Я побуждаю подчиненных и коллег к большему напряжению в работе |
4 |
14 |
2 |
- |
- |
0,928 |
6 |
Я полагаю, что руководители должны иметь возможность выполнять свою работу так, как они считают целесообразным |
1 |
3 |
4 |
11 |
1 |
0,101 |
7 |
Я поддерживаю высокий темп работы подчиненных |
4 |
15 |
1 |
- |
- |
0,986 |
8 |
Я направляю помыслы подчиненных на выполнение задач |
1 |
14 |
4 |
1 |
- |
0,884 |
9 |
Я лично разрешаю конфликты |
- |
2 |
16 |
1 |
1 |
0,130 |
10 |
Я неохотно предоставляю подчиненным свободу действия |
1 |
13 |
5 |
1 |
- |
0,03 |
11 |
Я решаю сам, что и в какой последовательности должно быть сделано |
14 |
4 |
1 |
1 |
- |
0,014 |
12 |
Я уделяю внимание показателям эффективности труда |
20 |
- |
- |
- |
- |
1,000 |
13 |
Я распределяю задания, исходя из своих представлений о целесообразности |
10 |
4 |
2 |
3 |
1 |
0,783 |
14 |
Я способствую нововведениям в коллективе |
5 |
12 |
3 |
- |
- |
0928 |
15 |
Я тщательно планирую работу |
4 |
13 |
3 |
- |
- |
0,003 |
16 |
Я не объясняю подчиненным свои решения и оценки |
4 |
12 |
2 |
- |
2 |
0,073 |
17 |
Я стараюсь убедить подчиненных в полезности моих действий и справедливости оценок |
11 |
8 |
1 |
- |
- |
0 |
18 |
Я предоставляю подчиненным придерживаться собственного графика выполнения заданий |
- |
2 |
3 |
11 |
4 |
0,101 |