Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА
1.1 Понятие и сущность стилей руководства
1.2 Стили руководства и их структура
ГЛАВА 2 Анализ стиля и методов руководства в компании на примере ООО «Альфа НСК»
2.1 Краткая характеристика организации
2.2 Факторы формирования стиля
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЫБОРА АДЕКВАТНОГО СТИЛЯ РУКОВОДСТВА КОМПАНИИ ООО «АЛЬФА НСК»
Продуманная и целенаправленная стратегия по формированию стиля руководителя в управлении предприятием, имеет ряд преимуществ перед разовыми акциями. Так, произвольное, нерациональное размещение статей на платной основе в СМИ, нерегулярные мероприятия по улучшению мнения о руководителе со стороны партнеров и потребителей не могут в достаточной мере способствовать складыванию позитивного мнения о руководителе в восприятии целевых групп [1, с. 432].
Стратегия по формированию эффективного стиля руководителя в управлении предприятием, опирающаяся на планомерные исследования, позволит руководителю своевременно корректировать свои действия в руководстве коллективом и всем предприятием в целом [4, с. 237].
Причем нельзя забывать, что идеального руководителя не существует. Место несуществующего «идеального руководителя» должна занять взаимодополняющая команда менеджеров, каждый член которой умеет выполнять одну из ролей в совершенстве, а остальными владеет на приемлемом уровне. При этом важно, чтобы в команде не было руководителей, которые концентрируются только на одной роли, полностью забывая про остальные. Такие перекосы делают менеджмент неэффективным и ставят под угрозу судьбу организации [2, с. 236].
Таким образом, формирование эффективного стиля руководителя – это вложение в будущее предприятия, которое необходимо для достижения серьезных долговременных результатов. Лишь положительно воспринимаемый стиль руководителя в делах управления предприятием, может получить поддержку со стороны сотрудников, партнеров, общественности и других структур. Это будет способствовать не только улучшению стиля руководства и подъему авторитета руководителя, но и формированию положительной репутации, имиджа, узнаваемости предприятия и, как следствие, повышение его конкурентоспособности и устойчивости в условиях рынка любого масштаба.
1.2 Стили руководства и их структура
Использование того или иного стиля и влияет на экономические показатели. Так, например, автократический стиль управления в условиях кризиса является наиболее приемлемым, поскольку способен повысить производительность труда и, соответственно, конкурентоспособность компании:
ПРт=В/Чп, (1.1)
где ПРт – производительность труда;
В – выручка;
Чп – численность персонала.
Кроме того, сокращаются затраты времени на принятие управленческих решений. Попустительский стиль больше подходит для использования в творческой среде, поскольку повышает продуктивность сотрудников.
Какой из двух эффективных стилей руководства применять в зависимости от конкретного фактора, показано в таблице приложения 6.
Оптимальным можно признать стиль руководства, основанный на демократическом, наиболее динамичном стиле, способном в острых ситуациях превращаться в автократический, а относительно творческих личностей высокой квалификации - в либеральный стиль руководства.
Т.Питерс и Р.Уотермен выработали концепцию эффективного управления, в соответствии с которой составляющими эффективного стиля являются:
- ориентация на действия и активную работу;
- внимательное отношение к подчиненным;
- поощрение самостоятельности и творчества;
- создание условий для достижения максимальных результатов;
- преданность избранному делу;
- поддержка ценностей и добрых традиций коллектива;
- осознание каждым членом коллектива своей ответственности.
Кроме того, одним из условий эффективности управления с помощью определенного стиля является его соответствие индивидуальным качествам самого менеджера. Опыт показывает, что дело движется очень трудно, а менеджер не получает удовольствия от работы, если она не соответствует его характеру, противоречит его философии, идеалам и интересам.
Эффективность применения выбранного стиля руководства зависит также от степени соответствия его типа личности менеджера: автократу просто применить либеральный стиль руководства в соответствующей ситуации, так же как и либералу трудно применить автократический стиль, даже когда этого объективно требует положение дел.
Таким образом, менеджеру важно знать собственный доминирующий стиль руководства и его соотношение с основными личными профессиональными качествами.
Формирование стиля руководства - это длительный, непрерывный и сложный процесс. Следует также помнить, что любое руководство осуществляется конкретным человеком, который вносит свои индивидуальные черты в применяемый им стиль руководства. В стиле каждого менеджера обязательно проявляется его тип отношений с подчиненными.
Формируя свой индивидуальный стиль, менеджер любого уровня должен иметь в виду, что его поведению последуют подчиненные. Индивидуальный стиль руководства первого лица в организации влияет на систему ценностей, принятую в коллективе, формирует неписаные нормы и правила поведения, принятые большинством работников, а также существенно влияет на их совместную трудовую деятельность.
При оценке индивидуального стиля руководства особое значение уделяется способности менеджера находить общий язык с работниками разного возраста, пола, разных профессий, образования, темперамента, семейного положения и квалификации.
В стиле руководства сконцентрированы проблемы результативности управления. Стиль менеджера определяет не только его деятельность как руководителя, он сказывается на всех сторонах деятельности организации, и непосредственно на работниках, на атмосфере в коллективе, взаимоотношениях между руководителем и подчиненными.
Р. Блейк и Дж.Мутон, авторы работы «Научные методы управления», предложили управленческую сетку для анализа работы менеджеров - «решетку» менеджмента, исходя из допущения, что важнейшими объектами внимания являются люди и производство.
Часто сотрудники компании не понимают, как их работа может повлиять на деятельность компании в целом в условиях сложившихся трудностей, связанных с взаимодействием.
Таким образом, для формирования внутренних коммуникаций можно использовать системные или организационные инструменты, а также инструменты личной эффективности руководителя.
Все существующие методики оценки работы руководителя организации имеют недостатки ‑ одни слишком сложны и требуют большого количества вычислений, другие недостаточно объективны, так как основаны на использовании экспертных оценок и т.д.
На наш взгляд, наиболее адекватной оценкой эффективности работы руководителя организации может выступить востребованная продукция. При этом если произведенная продукция успешно реализуется, значит, руководителю можно поставить знак плюс, если нет ‑ знак минус. Разработанный научно-методический инструментарий позволяет определить, какую именно продукцию необходимо реализовывать для получения максимальной прибыли.
На сегодняшний день согласно сложившейся практике, можно говорить о том, что управленческая работа отличается от исполнительной. Деятельность руководителя отдела любого уровня имеет больше похожа на работу главы компании, чем на работу рядовых сотрудников-исполнителей.
Подводя итог вышеизложенному, попробуем дать ответ на вопрос «Какой стиль руководства самый эффективный». В течение 3 лет немецкие ученые исследовали эффективность основных 3 стилей руководства (авторитарного, демократического и либерального) по производительности труда, прибыли, психологическому климату и текучести кадров. В результате была выявлена следующая зависимость:
- самые высокие результаты труда у коллективов с демократическим стилем руководства;
- самые низкие ‑ у коллективов с авторитарным и либеральным стилями руководства.
Конечно, этот вывод не может быть однозначным, одинаково подходящим для всех отраслей и всех предприятий. В различных сферах деятельности и на разных этапах развития организации эффективными могут быть разные стили руководства.
Например, применение авторитарного стиля руководства дает очевидный эффект в армии, демократического ‑ в образовании, нейтрального ‑ в художественной и научной деятельности.
Важно ‑ управлять осознанно, понимая, какой стиль руководства используется и зачем, расширять диапазон привычных стилей руководства.
Каждому менеджеру полезно знать, каков его личный стиль руководства. Это позволит ему иметь четкие ориентиры в своей деятельности, повысить квалификацию, оптимизировать собственный стиль руководства. Таким образом, мы выяснили, что у каждого руководителя складываются определенные стереотипы управленческой деятельности, которые в управлении называют стилем руководства. Стиль руководства - совокупность принципов, норм, методов и приемов воздействия на подчиненных с целью эффективного осуществления управленческой деятельности и достижения поставленных целей; способ, метод работы, манера поведения. Стиль работы касается как руководителей, так и подчиненных или исполнителей. Каждый имеет свой стиль работы, имеет природное чутье стиля. Выделяют такие основные стили руководства – авторитарный, демократический и либеральный. Авторитарный стиль работы заключается в том, что менеджер замыкает все связи на себе, а подчиненным предоставляет минимум информации. Демократический стиль руководства предполагает широкое привлечение работников коллектива к разработке и принятию решений. Либеральный стиль руководства иногда называют стилем невмешательства или минимального вмешательства менеджера в ходе выполнения задачи подчиненными. Стиль руководства и метод руководства являются категориями менеджмента. Стиль и метод руководства соотносятся как форма и сущность явлений. Стиль является формой реализации методов руководства, принятой определенным менеджером в соответствии с его личными, субъективно-психологическими характеристиками. Менеджер с определенным стилем руководства может использовать различные методы руководства.
ГЛАВА 2 Анализ стиля и методов руководства в компании на примере ООО «Альфа НСК»
2.1 Краткая характеристика организации
ООО «Альфа НСК» представляет собой металлургическое предприятие, занимающееся производством стали. Приведем категории работающих на предприятии (табл. 1).
Таблица 1
Категории работающих
Категории работников |
Структура штата, % |
Всего, чел. |
Пол |
Образование |
Возраст |
|||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Мужской |
Женский |
Высшее |
Среднеспециальное |
18-25 |
25-35 |
35-45 |
Старше 45 |
|||
Руководители |
9 |
20 |
18 |
2 |
20 |
20 |
||||
Специалисты |
8 |
18 |
13 |
5 |
5 |
3 |
5 |
2 |
8 |
|
Служащие |
11 |
24 |
14 |
3 |
10 |
24 |
5 |
4 |
10 |
5 |
Рабочие основные |
52 |
116 |
113 |
10 |
3 |
24 |
14 |
26 |
65 |
11 |
Рабочие вспомогательные |
20 |
43 |
43 |
24 |
12 |
16 |
6 |
9 |
||
Итого |
100 |
221 |
201 |
20 |
38 |
72 |
34 |
51 |
83 |
53 |
Так, большинство сотрудников – мужчины (201 чел.). Количество работников женщин – 20 чел или 9 %. Доля управляющих в структуре штата составляет 9 %, что недостаточно при норме администрации 20 % от всего персонала предприятия.
Работа с персоналом включает все необходимые элементы: проводится организация найма, отбора, приема персонала, его деловая оценка, профессиональная ориентация, адаптация, обучение, управление деловой карьерой, мотивация, управление конфликтами, обеспечение социального развития. Об эффективности работы с персоналом говорит тот факт, что число увольнений снизилось на 80 % (таблица 2).
Таблица 2
Оценка эффективности работы с персоналом
Критерии оценки работы с персоналом |
2015 |
2016 |
2017 |
Абсолютное изменение 2016 к 2015 |
Относительное изменение 2016 к 2015, % |
Абсолютное изменение 2017 к 2016 |
Относительное изменение 2017 к 2016, % |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Количество уволивши ся работников |
1 |
5 |
1 |
4,00 |
500,00 |
-4,00 |
20,00 |
Количество сотрудников, получивших повышение; |
1 |
2 |
1 |
1,00 |
200,00 |
-1,00 |
50,00 |