Файл: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ РЕКЛАМЫ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако суд отклонил доводы истца, объяснив это так.

Именно кинокомпания в рамках лицензионного договора с производителем кинокартины обладала правом использовать элементы фильма с целью создания рекламных материалов.

Именно кинокомпания осуществляла сублицензирование полученных прав на демонстрацию фильма широкому кругу других юридических лиц.

Именно кинокомпания направила организации готовые рекламные материалы по картине, в том числе рекламные буклеты, для дальнейшего их распространения.

Согласно договору организация-кинопрокатчик не имела права вносить какие-либо изменения в рекламные материалы к полученному фильму и не делала этого.

Верховный Суд признал действия нижестоящих инстанций правильными.

В другой ситуации организация разместила в печатном издании рекламное объявление, которое не соответствовало действительности. Печатное издание является не рекламодателем, а рекламораспространителем - лицом, распространяющим рекламу любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

И если печатное издание соблюдает все требования к рекламораспространителям, указанные в Законе о рекламе, то ответственности за недостоверное предоставление сведений оно не несет.

Разберем в качестве примера Апелляционное определение Московского городского суда от 30.11.2015 по делу № 33-44793[36]. Газета разместила рекламное объявление об услугах финансовой организации. Вскоре обманутые клиенты этой организации предъявили иск к СМИ за недостоверную информацию. Однако суд указал, что в данном случае печатное издание является рекламораспространителем, а не рекламодателем, а потому ответственности за недобросовестные действия финансовой организации не несет.

Газета предоставила суду доказательства, что спорное объявление содержало наименование и место нахождения организации, принимающей денежные средства, а также ОГРН, пометку «реклама» и было размещено в соответствующем разделе издания, как того требует ст. 16 Закона рекламе. СМИ не обязано проверять подлинность номера лицензии на осуществление деятельности по предоставлению потребительских займов, указанной рекламодателем, оно обязано только разместить эту информацию в объявлении.

Суд отметил, что убытки вкладчиков вызваны действиями финансовой организации в результате неисполнения его договорных обязательств, а не газеты, что исключает взыскание каких-либо денежных средств по договорам займа с ответчика. Таким образом, газета, являясь рекламораспространителем, не несет ответственности за деяния, осуществленные рекламодателем, и в силу действующего законодательства не отвечает по обязательствам данного лица.


В силу ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом нужно иметь в виду, что под абонентом понимается лицо, на чей телефон поступило соответствующее рекламное сообщение. Однако Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на рассылку такой рекламы[37].

В Постановлении Пленума ВАС № 58 указано, что согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя. Согласие абонента не следует путать с согласием абонента на получение от конкретного лица информации справочного характера, например, о прогнозе погоды, курсах обмена валют, репертуаре театров.

Рекламные сообщения, полученные без согласия абонентов, считаются спамом. При этом обязанность по доказыванию получения соответствующего согласия лежит на рекламораспространителе. Таким образом, именно распространитель должен иметь базу абонентов, выразивших согласие на получение рекламных сообщений, в противном случае его действия незаконны.

Следует обратить внимание, что когда оператор осуществляет рассылку с номера, принадлежащего другой компании, владелец номера тоже может быть привлечен к административной ответственности за нарушение Закона о рекламе, если не докажет свою непричастность к действиям оператора. А доказать это можно при помощи правильно составленного договора, регламентирующего ответственность сторон при возникновении подобной ситуации[38].

Рассмотрим в качестве примера Постановление ВС РФ от 01.02.2019 № 305-АД15-18433 по делу № А40-213425/2014[39]. С телефонного номера рекламной компании была проведена SMS-рассылка рекламы банка абонентам без их согласия. Антимонопольный орган признал действия компании нарушающими Закон о рекламе. Компания оспорила данное предписание, указав, что рассылку осуществляло другое юрлицо, с которым у компании подписан договор о сотрудничестве.

Суд признал и эту компанию, и непосредственного распространителя спама виновными в равной степени, поскольку истец не смог доказать свою непричастность к распространению спама.


Позиция рекламной компании о том, что SMS-рассылка осуществлялась другим юрлицом, доказывалась исключительно сведениями самой компании. Факт наличия договора с указанным юрлицом не подтверждал его непричастности к распространению спама, поскольку в документе отсутствовали сведения биллинговых систем, сведения о реальных действиях юрлица в рамках договора, об оплате услуг по договору и др.

Заказчик данной услуги не имел возможности проверить законность создания базы получателей, следовательно, не мог нести ответственность за ошибки исполнителей, осуществляющих свою деятельность на рынке рекламных услуг. А потому действия рекламодателя тоже не были признаны нарушением. В описанном случае именно распространитель рекламы предложил услуги, не получив согласия абонента на осуществляемую рассылку, хотя закон обязывал его это сделать[40].

Далее представлено количество выявленных антимонопольными органами нарушений при распространении рекламы по сетям электросвязи за период 2017-2019 гг.[41].

Таблица 2.

Статистика нарушений рекламы по сетям электросвязи в % от всех выявленных нарушений

Годы

2017

2018

2019

%

13,29%

19,88%

20,04%

Из анализа данных можно сделать вывод о стабильном увеличении выявленных антимонопольными органами нарушений законодательства о рекламе.

Заказчик несет ответственность за указанное нарушение, поскольку именно он является получателем выгоды от проведения рекламной акции, но при условии, что он согласовал предоставляемую информацию.

В Постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2012 по делу № А10-3626/2011 рассматривалось следующее дело. В видеоролике, рекламирующем акцию по продаже бытовой техники, отсутствовала часть существенной информации, в связи с чем участники акции были введены в заблуждение. Антимонопольный орган оштрафовал компанию-продавца, проводящую эту акцию на территории своего магазина, за нарушение требований ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

Продавец не согласился с позицией антимонопольного органа, указав, что видеоролик не содержит сведений, позволяющих утверждать, что объектом рекламирования в данном случае является деятельность продавца и проводимая им акция. Продавец посчитал, что суд неверно определил субъект правонарушения.


Продавец полагал, что, поскольку в рекламном видеоролике отсутствовали сведения, позволявшие утверждать, что объектом рекламирования в спорном случае является его торговая деятельность и проводившаяся им акция, он был неверно признан субъектом правонарушения по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, так как он не является рекламодателем.

Действительно, изготовление и размещение ролика оплатило рекламное агентство. В рекламе не упоминалось название продавца - только название торговой сети, предоставившей продавцу право использовать свой бренд. Однако суд указал, что коммерческая заинтересованность в продвижении рекламируемого товара есть именно у продавца, а не у оплатившего услуги рекламораспространителя. Акция была направлена на увеличение продаж, и реклама активизировала основную деятельность продавца (розничную продажу товаров). Таким образом, именно продавец товара, рекламировавшегося в ходе акции, считается рекламодателем, которым согласно п. 5 ст. 3 Закона о рекламе может быть изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Анализ судебной практики приводит к выводу о том, что принимая решение о размещении рекламы, рекламодатель должен учитывать требования Закона о рекламе. Если заявленные требования являются специфичными и их сложно учесть, то рекламодатель может оговорить степень ответственности с исполнителем или распространителем в заключенном с ним договоре.

Таким образом, гражданско – правовая ответственность за нарушения законодательства о рекламе применяется при наличии пострадавшего, который заявляет свои материальные и моральные притязания. А административная ответственность возникает вне зависимости от наличия пострадавших, так как в установленных законодательством случаях возмещение в виде штрафов взыскивается в доход государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенного исследования правового регулирования рекламной деятельности, можно сделать следующие выводы.

В действующем рекламном законодательстве закреплены требования, предъявляемые к рекламе. В законодательстве предусмотрен ряд ограничений, относящихся к содержанию рекламы, месту, времени, способу ее размещения. а также со способом распространения рекламы.

В зависимости от объекта рекламирования и от содержания договора сторон за ненадлежащую рекламу рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель могут быть привлечены в рамках своей компетенции к гражданско-правовой или административной ответственности. Меры ответственности за нарушения требований нормативных актов в отношении рекламы применяют ФАС РФ, органы местного самоуправления, суд и арбитражный суд.


Согласно проанализированным материалам гражданско-правовая ответственность всегда носит имущественный характер, который может выступать в форме возмещения убытков, вреда, уплаты настойки и т.д.

В зависимости от оснований возникновения гражданско-правовая ответственность подразделяется на внедоговорную и договорную ответственность. Самыми распространенными договорами в рекламной деятельности являются договор по разработке и производству рекламы и договор на распространение рекламы. Именно их нарушение влече применение санкций предусмотренных гражданским и рекламным законодательством.

Одной из проблем, выявленных в ходе выполнения работы, стало отсутствие в Законе о рекламе закрепленного статуса рекламного агента, который фактически не несет никакой ответственности за свою деятельность. Поэтому его деятельность может быть урегулирована только договорами с иными субъектами рекламных правоотношений.

Необходимо внести изменения в гражданское законодательство, добавив определение ответственности в сфере рекламной деятельности. Автор предлагает расширить меры ответственности непосредственных рекламораспространителей, так как меры применяются в основном в отношении лишь к рекламодателю.

Административное правонарушение в сфере рекламы характеризуется несоблюдением одного из требований к рекламе, установленных Законом о рекламе, а также принятыми в соответствии с ним подзаконными актами. Субъектами административной ответственности при наличии в их действиях вины, могут быть рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель.

Одним из распространенных административных нарушений является распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи без согласия абонента или адресата. В Законе о рекламе не определен порядок и форма получения предварительного согласия абонента на рассылку такой рекламы. В распоряжении контролирующих органов имеется механизм блокирования сайтов в судебном порядке в связи с размещением информации, распространение которой запрещено. Могут быть заблокированы любые сайты, содержащие ненадлежащую рекламу, но такая практика не получила распространения.

Анализ судебной практики приводит к выводу о том, что принимая решение о размещении рекламы, рекламодатель должен учитывать требования Закона о рекламе. Если заявленные требования являются специфичными и их сложно учесть, то рекламодатель обязан оговорить степень ответственности с исполнителем или распространителем в заключенном с ним договоре. Несоблюдения такого порядка может повлечь привлечение к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе.