Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ РЕКЛАМЫ
1.1. Понятие ответственности за нарушение законодательства о рекламе
1.2. Государственное регулирование рекламы
2. ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ
2.1. Гражданская ответственность за нарушение законодательства в сфере рекламы
2.2. Административная ответственность за нарушение законодательства в сфере рекламы
ФАС исполняет государственную функцию по надзору за рекламой в соответствии с Федеральным законом от 02 мая 2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»[12]; Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 № 331[13]; Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 № 508[14]; Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15[15]; Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях[16]; Указом Президента РФ от 17 февраля 1995 № 161 «О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы»[17].
Назначение антимонопольного регулирования заключается в защите конкурентной среды в экономической сфере, в том числе в рекламной деятельности. Достижение данной цели осуществляется путем подчинения поведения физических и юридических лиц, а также органов исполнительной власти и местного самоуправления общеобязательным условиям и требованиям антимонопольного законодательства. ФАС согласно п. 5.3.1 Положения о ФАС, осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).
К компетенции ФАС РФ относятся:
- контроль за соблюдением законодательства в области монополий (антимонопольное законодательство);
- контроль и надзор за соблюдением законодательства о рекламе (ФЗ «О рекламе»);
- контроль в сфере конкуренции (ФЗ «О защите конкуренции»);
- контроль за ценовой политикой;
- контроль в области размещения заказов;
- защита прав потребителей.
ФАС осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы во взаимодействии как с другими федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, так и общественными объединениями.
В Законе о рекламе полномочиям ФАС посвящен целый ряд статей (33-35). Следует также учитывать постановление Правительства РФ от 20 декабря 2012 № 1346 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области рекламы»[18]. Согласно п. 6 указанного положения предметом проверок при осуществлении государственного надзора является соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, установленных Законом о рекламе, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ о рекламе, в процессе осуществления деятельности в сфере рекламы.
Согласно п. 2 статьи 33 антимонопольный орган вправе:
«1) выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;
2) выдавать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении актов, изданных ими и противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе;
3) предъявлять в суд или арбитражный суд иски о запрете распространения рекламы, осуществляемого с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе;
4) предъявлять в суд или арбитражный суд иски о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) в случае, предусмотренном частью 3 статьи 38 настоящего Федерального закона;
5) обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными полностью или в части противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, ненормативных актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ненормативных актов органов местного самоуправления;
6) обращаться в соответствующий суд с заявлениями о признании недействующими полностью или в части противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
7) применять меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
8) обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции в случае, предусмотренном пунктом 1 части 20 статьи 19 настоящего Федерального закона;
9) выдавать органам местного самоуправления муниципального района или органам местного самоуправления городского округа обязательные для исполнения предписания об аннулировании разрешения на установку рекламной конструкции;
11) организовывать и проводить проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе органами государственной власти, органами местного самоуправления, рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями»[19].
К сожалению, у антимонопольного органа отсутствуют полномочия по предварительному согласованию рекламных материалов. Это создает неопределенность в рекламной сфере, так как участники рекламного рынка несут непрогнозируемые риски, которые связаны с особенностью восприятия рекламы потребителями[20].
Решение об осуществлении контррекламы лицом нарушившим принимает не антимонопольный орган, а суд (арбитражный суд) по обращению этого органа. Суд также определяет форму, место и сроки размещения контррекламы (ч. 3 ст. 38 Закона). Антимонопольный орган вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) в случае установления факта распространения недостоверной рекламы и выдачи соответствующего предписания.
ФАС и ее территориальные органы при осуществлении государственного надзора взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также с гражданами.
Закон о рекламе вменяет антимонопольному органу осуществление в пределах своих полномочий государственного контроля за соблюдением законодательства РФ о рекламе, в том числе, предупреждение, выявление и пресечение нарушения физическими или юридическими лицами законодательства РФ о рекламе.
Сроки и последовательность административных процедур и административных действий при осуществлении государственного надзора, в том числе при проведении проверок соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устанавливаются административными регламентами, утверждаемыми в установленном порядке. При этом решения и действия (бездействие) должностных лиц ФАС и ее территориальных органов при проведении проверок могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для осуществления своих функций ФАС предоставлены широкие полномочия. В ст. 33 Закона о рекламе, которая так и называется «Полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного надзора в сфере рекламы», отмечено, что антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства РФ о рекламе, в том числе:
1) предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе;
2) возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Территориальный орган ФАС в рамках своих полномочий организует прием граждан, в пределах своей компетенции обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.
Требования к заявлениям о нарушении законодательства РФ о рекламе установлены Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденным приказом ФАС России от 23 ноября 2012 № 711/12[21].
Таким образом, основная задача вышеуказанных государственных и муниципальных органов заключается в информировании ФАС о совершенном правонарушении в области рекламы.
Основанием для возбуждения дел данной категории является совершение субъектом рекламной деятельности административного правонарушения, предусмотренного Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ)[22]. В случае невозможности предоставления доказательств, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства РФ о рекламе, заявитель вправе указать лицо или орган, от которого могут быть получены такие доказательства. По результатам рассмотрения заявления антимонопольный орган принимает решение либо о возбуждении дела, либо об отказе в возбуждении дела.
Далее представлена статистика обращений в антимонопольные органы за период 2017-2019 гг. о несоответствии рекламы требованиям законодательства о рекламе[23].
Таблица 1.
Статистика обращений в ФАС РФ
Годы |
Рассмотрено заявлений |
Возбуждено производств |
Пресечено правонарушений |
2017 |
12190 |
4805 |
6659 |
2018 |
13503 |
4613 |
5418 |
2019 |
15312 |
3970 |
5389 |
Из анализа данных можно сделать вывод об увеличении количества заявлений, но стабильном снижении возбужденных производств по делам о нарушениях законодательства о рекламе и пресеченных правонарушениях. Это может свидетельствовать о возрастании юридической грамотности субъектов предпринимательства и повышении их поведенческой культуры.
Таким образом, в зависимости от объекта рекламирования и от содержания договора сторон за ненадлежащую рекламу рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель могут быть привлечены в рамках своей компетенции к гражданско-правовой или административной ответственности.
2. ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ
2.1. Гражданская ответственность за нарушение законодательства в сфере рекламы
Ответственность в сфере рекламной деятельности основывается на нормах как гражданского права, так и рекламного законодательства. В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 38 Закона о рекламе нарушение физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством. Могут применяться все способы, предусмотренные ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)[24].
Лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, могут в судебном порядке потребовать возмещения убытков, включая упущенную выгоду, компенсацию морального вреда, а также публичного опровержения ненадлежащей рекламы.
Под гражданско-правовой ответственностью понимаются неблагоприятные имущественные последствия для лица, допустившего гражданское правонарушение, выразившиеся в утрате таким лицом (правонарушителем) части имущества. Ответственность может выступать в форме возмещения убытков, вреда (в том числе морального), уплаты неустойки, потери задатка. Особой формой ответственности является взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ). Все эти формы ответственности могут возникнуть в правоотношениях, связанных с созданием и распространением рекламы. Исполнение правонарушителем обязанности по совершению указанных действий обеспечивается мерами государственного принуждения.