Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ РЕКЛАМЫ
1.1. Понятие ответственности за нарушение законодательства о рекламе
1.2. Государственное регулирование рекламы
2. ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ
2.1. Гражданская ответственность за нарушение законодательства в сфере рекламы
2.2. Административная ответственность за нарушение законодательства в сфере рекламы
ВВЕДЕНИЕ
Функционирование современного рынка рекламы невозможно без его государственного регулирования, которое включает в себя систему правовых и организационно-экономических форм и методов воздействия на рыночные процессы в целях защиты прав и интересов всех субъектов рынка.
Важным инструментом регулирования рекламы является санкционирование деятельности в пределах современного законодательства. Его составляющей является правовое понимание ответственности в рамках того института, которое формирует правовое регулирование, рассмотрение проблем применения мер государственного принуждения, связанного с правонарушением и негативными для правонарушителя последствиями, и ведение процедур в строгом соответствии с законом.
В зависимости от нарушения законодательства о рекламе ответственность несут разные субъекты рекламного процесса: рекламодатель, рекламораспространитель и в редких случаях рекламопроизводитель.
Актуальность исследования состоит в том, что в предпринимательском праве до сих пор нет единства мнений о сущности юридической ответственности за нарушение законодательства о рекламе. Анализ правоприменительной практики свидетельствует об отсутствии единства в толковании, а в некоторых случаях отсутствии отдельных категорий рекламного законодательства.
Объектом курсовой работы выступают общественные отношения, связанные с осуществлением мер государственного принуждения за правонарушения в сфере рекламной деятельности.
Предметом курсовой работы является действующее законодательство, регламентирующее рекламную деятельность, а также учебные и научные публикации, судебная практика в которых затрагиваются вопросы применения ответственности за нарушения законодательства о рекламе.
Целью курсовой работы является исследование особенностей применения видов и мер ответственности за нарушения законодательства о рекламе.
Задачи курсовой работы состоят в следующем:
- раскрыть понятие и основания юридической ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
- охарактеризовать органы государственного регулирования рекламы и их основные полномочия;
- выявить цели и функции юридической ответственности;
- определить основания и способы применения гражданско-правовой ответственности за нарушения в сфере рекламы;
- проанализировать проблемы применения административной ответственности за нарушения в сфере рекламы.
Теоретическую основу курсовой работы составили труды таких авторов, как Т.Ю. Антропова, С.Г. Богацкая, Д.А. Григорьев, С.П. Гришаев, М.М. Кузнецов и других, разрабатывающих актуальные вопросы предпринимательского права.
Нормативно-правовую базу исследования составляют федеральные законы, подзаконные нормативные акты, а также ведомственные нормативные акты РФ.
В ходе проведенного исследования применяются методы диалектики, структурно-функциональный и сравнительно-правовой, широко применяемые в гуманитарных науках.
Структура и объем работы соответствует целям и задачам, поставленным перед исследованием. Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ РЕКЛАМЫ
1.1. Понятие ответственности за нарушение законодательства о рекламе
Рекламная деятельность - один из видов предпринимательской деятельности, т.е. деятельности, направленной на систематическое извлечение прибыли за свой риск. Под ней следует понимать деятельность по получению, обработке и распространению информации, способствующей реализации товаров, работ, услуг, идей и начинаний. Это обусловлено тем, что для успешного продвижения товаров, работ и услуг на рынках необходима соответствующая рекламная кампания. Таким образом, рекламная деятельность существует не сама по себе, а как деятельность, направленная на обеспечение какого-либо иного вида предпринимательской деятельности[1].
В соответствии со ст. 3 Федеральный закон от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Законе о рекламе) «реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке»[2].
Можно выделить следующие общие требования, характерные для любого рекламного сообщения. Под общими требованиями следует понимать такие требования, которые обращены к любой рекламе, независимо ни от вида товара, ни от вида рекламируемой деятельности, ни от каких бы то ни было иных критериев. При этом некоторые товары вообще не подлежат рекламированию.
Помимо общих требований к рекламе могут быть установлены специальные требования. Специальные требования к рекламе установлены в отношении отдельных видов рекламы и не распространяются на всю рекламную продукцию. В законодательстве предусмотрен ряд ограничений, относящихся к содержанию рекламы, месту, времени, способу ее размещения. Эти требования связаны, прежде всего, с видом продукции, но также могут быть связаны со способом распространения рекламы.
В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума ВАС РФ № 58, не могут считаться рекламой сведения, которые обязательны к размещению в силу закона или размещаются в силу обычая делового оборота[3]. Не следует считать рекламой и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товаров, оказания услуг (например, о режиме работы).
Рекламу можно признать недостоверной и в том случае, когда сведения, не соответствующие фактическим обстоятельствам, касаются деятельности (товара) конкурентов.
Что касается информации о наименовании, местонахождении юрлица, о направлении проезда к нему, размещенной на знаках маршрутного ориентирования или совмещенной с ними, то нужно исходить из следующего. Если установка знака либо размещение на нем этих сведений согласованы с ГИБДД, а приведенные данные соответствуют требованиям ГОСТов, то это не является рекламой.
Цель рекламы состоит в том, чтобы показать отличительные свойства товаров, проинформировать потребителей о работах и услугах, предоставляемых физическими и юридическими лицами.
В зависимости от объекта рекламирования и от содержания договора сторон за ненадлежащую рекламу субъекты рекламной деятельности могут быть привлечены к юридической ответственности. Меры ответственности устанавливаются в правовых нормах, реализация которых обеспечивается принудительной силой государства.
Все участники рекламной деятельности - рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель - несут в рамках своей компетенции ответственность за нарушения законодательства о рекламе.
Согласно п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Разъяснение к определению рекламодателя было дано в Письме ФАС России от 31.05.2019 № АК/36350/16, в котором указано, что «отнесение того или иного лица к рекламодателю осуществляется исходя из объекта рекламирования, к которому формируется интерес в рекламе, условий договора о распространении рекламы, а также иных обстоятельств распространения рекламы»[4].
Рекламодатель несет ответственность за недобросовестную, недостоверную рекламу, а также за любые нарушения специальных требований к рекламе. Из текста Закона о рекламе следует, что рекламодателем может быть не только лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования, но и иное лицо, совершившее действия по выбору объекта рекламирования. Иными словами, производители или продавцы товаров, работ или услуг могут напрямую выступать в роли рекламодателей, а могут, например, делегировать эти полномочия другим юридическим или физическим лицам, допустим, агентству по продвижению[5].
В Законе о рекламе отсутствует закрепленный статус рекламного агента, который фактически не несет никакой ответственности за свою деятельность. Деятельность рекламного агента может быть урегулирована исключительно договорами с иными субъектами рекламных правоотношений[6].
Под рекламопроизводителем Закон о рекламе понимает лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
По мнению Д.А. Григорьева, данное понятие не вполне корректно, поэтому рекламопроизводителем должно считаться лицо, которое разработало рекламу. Приведение рекламы в готовую для распространения форму является техническим процессом, не имеющим ничего общего с ее созданием как информации, поэтому лицо, выполняющее технические функции по приведению рекламы в готовую для распространения форму, не должно признаваться рекламопроизводителем[7].
Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Фактически рекламораспространитель является информационным посредником, т.е. лицом, доводящим рекламную информацию рекламодателя до потребителей рекламы.
Распространение может осуществляться путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени и иными способами. Владелец имущества может считаться рекламораспространителем только в том случае, если он не просто предоставляет имущество для размещения рекламы, но и участвует в самом процессе размещения, т.е. совершает какие-либо действия, непосредственно направленные на размещение рекламы. При этом необходимо учитывать, что рекламодатель по запросу рекламораспространителя обязан предоставить сведения, подтверждающие соответствие рекламы требованиям Закона о рекламе[8].
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе может быть либо гражданской, либо административной.
Ранее существовала и уголовная ответственность, предусматривавшаяся ст. 182 УК РФ, которая называлась «Заведомо ложная реклама», однако в 2003 году она была отменена. В настоящее время ст. 242 и 242.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) устанавливается уголовная ответственность за рекламирование порнографических материалов или предметов[9]. Однако в них о рекламе упоминается только косвенно.
В Законе о рекламе ответственности посвящена ст. 38, которая так и называется – «Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе». В ч. 1 указанной статьи сказано, что нарушение физическими или юридическими лицами законодательства РФ о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским и административным законодательством.
Следовательно, лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в федеральный антимонопольный орган, суд или арбитражный суд.
1.2. Государственное регулирование рекламы
Государство играет важную роль в регулировании рекламного рынка. Основная задача государства в этой сфере заключается в обеспечении баланса интересов потребителей и предпринимателей.
Специальным законодательством установлены особые полномочия федерального антимонопольного органа по применению мер ответственности за нарушения требований законодательства о рекламе. Общий надзор за соблюдением всех требований к рекламе осуществляет антимонопольный орган - Федеральная антимонопольная служба России (ФАС). В случае размещения рекламы на рекламных конструкциях контроль за техническими характеристиками такой конструкции осуществляют также органы местного самоуправления[10].
ФАС создана в соответствии с п.п. «в» п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. № 189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы»[11]. ФАС была образована в 2004 году в связи с упразднением предшествующего антимонопольного органа (МАП РФ). ФАС РФ были переданы ранее имевшиеся у МАП полномочия по контролю над деятельностью естественных монополий и функции по соблюдению законодательства о рекламе.