Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ РЕКЛАМЫ
1.1. Понятие ответственности за нарушение законодательства о рекламе
1.2. Государственное регулирование рекламы
2. ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ
2.1. Гражданская ответственность за нарушение законодательства в сфере рекламы
2.2. Административная ответственность за нарушение законодательства в сфере рекламы
Гражданско-правовая ответственность за правонарушение возникает исходя из причинения вреда и ущерба имущественным либо личным неимущественным интересам.
Под убытками согласно ст. 15 ГК РФ понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было бы нарушено (упущенная выгода).
Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Примером неполученных доходов может быть неправомерное изображение в рекламе известного лица, в результате чего это лицо не может передать право на использование своего изображения другим рекламодателям. Произведенными расходами могут считаться расходы на сооружение рекламной конструкции, использование которой местные органы власти впоследствии неправомерно запретили[25].
В соответствии с п. 1 ст. 393 ГК РФ должник должен возместить убытки кредитору, причиненные вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. Тем самым положение позволяет индивидуализировать гражданско-правовую ответственность, так как носит имущественный характер.
Кредитор, предъявляя требование возмещения убытков, обязан представить доказательства, подтверждающие расходы, утрату или повреждение имущества. Возмещение упущенной выгоды возможно при доказательстве принятых мер по устранению убытка. Однако в полном объеме не всегда возможно возмещение упущенной прибыли.
Примером гражданско-правовой ответственности в сфере рекламы может быть статья 1290 ГК РФ. Ответственность автора по договору об отчуждении исключительного права на произведение и по лицензионному договору ограничена суммой реального ущерба, причиненного другой стороне, если договором не предусмотрен меньший размер ответственности автора. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора авторского заказа автор обязан возвратить заказчику аванс, а также уплатить ему неустойку, если она предусмотрена договором. При этом общий размер указанных выплат ограничен суммой реального ущерба, причиненного заказчику.
В зависимости от оснований возникновения гражданско-правовая ответственность подразделяется на два вида:
1) деликтная (внедоговорная) ответственность, или ответственность за причинение вреда - эта ответственность возникает непосредственно из правонарушения при отсутствии на момент его совершения обязательственных отношений между нарушителем и потерпевшим;
2) договорная ответственность наступает при нарушении должником своих обязательств в уже существующем между сторонами относительном правоотношении.
Применительно к рекламе можно говорить о наличии и договорной, и деликтной ответственности.
Основой регулирования обязательственных отношений в рамках гражданско-правового регулирования рекламной деятельности является договор. Невыполнение обязанностей по договору может заключаться в неисполнении или в ненадлежащем исполнении обязательства. Соглашение, заключенное по договору, позволяет гарантировать исполнение обязанностей с юридической точки зрения, однако контрагенты должны более рассчитывать на добросовестность выполнения обязательств по соглашению. Нарушение в сфере гражданского законодательства влечет негативные последствия, которые предусмотрены ГК РФ, вследствие чего применяются санкции за совершенное правонарушение. Меры, применяемые в сфере пересечения нарушений, как вид юридической ответственности заключаются в наложении дополнительной обязанности или лишении субъективного права[26].
По мнению С.П. Гришаева, есть два базовых договора в рекламной сфере. Это договор по разработке и производству рекламы и договор на распространение рекламы. Автор отмечает, что с рекламной сферой и рекламными услугами могут соотноситься и иные виды договоров. Данные договоры содержат в себе элементы двух указанных договоров или сопутствуют этим договорам. Необходимо понимать, что между сторонами может возникнуть спор. Такой спор может быть связан с отнесением договора к конкретному виду либо с определением положений ГК РФ, которые будут его регулировать[27].
В соответствии со ст. 38 Закона о рекламе условия для наступления ответственности возникают исходя из следующих положений.
1. Лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе).
2. Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
По данным С.П. Гришаева, ответственность за нарушения, которые предусмотрены в законодательстве в отношении содержания рекламы, несет рекламодатель. «Законодатель дифференцирует ответственность субъектов рекламной деятельности». Ответственность по оформлению производства, подготовки рекламы к распространению несет рекламопроизводитель, по времени, месту и средствам размещения рекламы - рекламораспространитель[28].
А.В. Кирилин и И.В. Сарнаков указывают, что определение области или цели распространения рекламы имеет принципиальное значение, «на что прямо указано в ст. 2 Закона о рекламе, согласно которой он не распространяется на ряд пограничных ситуаций, схожих с рекламой, но которые законодательно отнесены к «безусловному» распространению информации, не связанному, как правило, с имущественным оборотом»[29].
Выводы ученых позволяют увидеть пробелы, которые лишь относительно урегулированы в рамках гражданско-правовой ответственности в сфере ненадлежащей рекламы как юридического факта. С этим можно согласиться, так как потерпевший, который является конкретным лицом, обращается в соответствующие судебные органы за защитой своего нарушенного права и привлечением правонарушителя к гражданско-правовой ответственности. Однако возникает неясная ситуация, когда есть ненадлежащая реклама, есть правонарушитель, но при этом отсутствует пострадавший, который мог бы выступать стороной конкретных охранительных отношений[30].
Согласно проанализированным материалам гражданско-правовая ответственность всегда носит имущественный характер, который может выступать в форме возмещения убытков, вреда, уплаты настойки и т.д. Однако все эти формы связаны с созданием и распространением рекламы. В правовом регулировании рекламной деятельности ответственность в сфере гражданского права является разрозненной и негибкой в силу специфики самого гражданского законодательства и законодательства о рекламе. Необходимо данную проблему решить путем внесения изменений в гражданское законодательство, добавив определение ответственности в сфере рекламной деятельности и по возможности дополнив дополнительным разделом, посвященным ответственности в сфере рекламной деятельности.
Необходимо расширить меры ответственности непосредственных рекламораспространителей: медийных каналов, радио и т.д., так как меры применяются в основном в отношении лишь к рекламодателю[31].
Таким образом, необходимо отметить важность повышения поведенческой культуры в рекламной деятельности, пересмотреть образовательные стандарты. Важно повысить общую поведенческую культуру потребителей и производителей. Этого можно достичь путем модификации стандартов в сфере образования тех гуманитарных и экономических дисциплин, которые непосредственно связаны с предпринимательской деятельностью в сфере рекламы, управлением на производстве, а также внутренней и внешней торговлей.
2.2. Административная ответственность за нарушение законодательства в сфере рекламы
Статья 38 Закона о рекламе определяет основания привлечения к административной ответственности рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ необходимым условием привлечения лица к административной ответственности является установление его вины. Административное правонарушение в сфере рекламы характеризуется несоблюдением одного из требований к рекламе, установленных Законом о рекламе, а также принятыми в соответствии с ним подзаконными актами. Таким образом закон определяет круг таких противоправных действий, за которые возможно наступление ответственности. Так, рекламодатель и рекламораспространитель, помимо прочего, несут ответственность за недобросовестную, недостоверную рекламу. При этом данные деяния не несут в себе признаков уголовного правонарушения[32].
Пунктом 10 Постановления Пленума ВАС № 58 установлено, что субъектами административной ответственности за нарушения Закона о рекламе могут быть рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель[33]. Указанные лица отвечают только за виновные действия, поэтому при отсутствии в их действиях вины они не могут быть привлечены к административной ответственности.
Если в отношении одной и той же рекламы одно лицо является одновременно рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем, за соответствующее правонарушение оно подлежит привлечению к административной ответственности однократно.
Всего КоАП РФ установлено пять составов, касающихся непосредственно нарушения законодательства о рекламе (ст. 14.3, 14.37, 14.38, ч. 2.4 ст. 19.5, ст. 19.31), а также один состав относительно размещения рекламных конструкций в полосах отвода и придорожных полосах автомобильной дороги (ч. 2 ст. 11.21 КоАП РФ). В каждом из перечисленных составов административного правонарушения в сфере рекламы установлена ответственность в виде штрафа (Приложение).
Согласно ст. 13 Закона о рекламе рекламораспространитель должен предпринимать разумные меры по недопущению распространения недобросовестной и (или) недостоверной рекламы.
Если рекламораспространитель просит предоставить сведения о соответствии рекламы требованиям Закона о рекламе, у рекламодателя возникает обязанность предоставить эти сведения.
Как говорится в Постановлении Пленума ВАС № 58, рекламораспространитель может быть привлечен к ответственности наряду с рекламодателем:
- если он не запрашивал указанные сведения;
- если он не отказался от распространения рекламы, не получив запрошенных сведений;
- если он не проявит должных осмотрительности и осторожности при проверке предоставленных ему сведений на предмет их соответствия фактическим обстоятельствам (например, соответствия сертификата на товар объекту рекламирования, сведений о государственной регистрации - лицу, предоставившему эти сведения).
Однако в судебной практике встречаются случаи, когда ответственность за распространение недобросовестной рекламы полностью ложится на рекламодателя. Например, когда распространитель не имеет права вносить изменения в рекламную продукцию и по договору обязан только распространять ее[34].
Рассмотрим Постановление ВС РФ от 05.05.2019 № 305-АД16-3588 по делу № А40-119982/2015[35]. Кинокомпания - обладатель права на использование фильма - была оштрафована антимонопольным комитетом за распространение в кинотеатрах рекламных флаеров, текст которых содержал непристойные выражения (нарушение требований ч.6 ст.5 Закона о рекламе).
Кинокомпания обратилась в суд, поскольку посчитала, что не является рекламодателем, то есть субъектом вмененного правонарушения, по следующим основаниям. В рамках лицензионного соглашения кинокомпания предоставила организации право на использование фильма путем публичного показа в определенном регионе. Именно указанная организация занималась распространением буклетов с сомнительным текстом.