Файл: Организация страхового дела в РФ ( ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Требования к иностранным инвесторам будут снижены: страховые организации с участием таких инвесторов смогут осуществлять страховую деятельность в Российской Федерации при соблюдении некоторых условий

Закон № 234-ФЗ определяет, что для осуществления страховой деятельности некоторыми организациями с участием иностранного инвестора обязательным является соответствие иностранного инвестора одному требованию: он должен быть страховой организацией и осуществлять страховую деятельность по законам соответствующего государства не менее пяти лет.

Такое требование предъявляется к иностранным инвесторам следующих организаций:

  • являющихся дочерними по отношению к иностранным инвесторам;
  • имеющих долю иностранного инвестора в уставном капитале более 49 процентов.

Таким образом, с одной стороны, увеличивается круг субъектов страхового дела, чей иностранный инвестор должен соответствовать указанному в Законе № 234-ФЗ требованию. По действующему законодательству специальные требования предъявляются только к иностранным инвесторам, обладающим долями в уставном капитале российских страховых организаций.

С другой стороны, требования к инвесторам смягчаются. Напомним, что согласно действующей редакции Закона № 4015-1 иностранный инвестор должен:

  • быть страховой организацией и осуществлять страховую деятельность по законам соответствующего государства не менее 15 лет;
  • не менее двух лет участвовать в деятельности страховых организаций, созданных на территории РФ.

4. Будут установлены новые случаи, когда ограничения для доступа иностранных инвесторов на российский страховой рынок не применяются

В Законе № 234-ФЗ определено, что все вышеперечисленные требования к иностранным инвесторам, а также ограничения в отношении видов страхования не распространяются на страховые организации с иностранным участием, если те одновременно отвечают ряду условий (п. 10 ст. 6 Закона № 4015-1 в новой редакции):

1) являются дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) или имеют долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 процентов;

2) созданы или реорганизованы до 22 августа 2012 г.;

3) имели право осуществлять страховую деятельность, на которую распространяются ограничения для организаций с иностранным участием, и их иностранные инвесторы отвечали требованиям Закона № 4015-1 в соответствии с законодательством РФ, действовавшим на 22 августа 2012 г.


Действующая редакция Закона № 4015-1 предусматривает один случай, когда ограничения данного Закона не распространяются на дочерние организации иностранных инвесторов и на организации, доля иностранных инвесторов в уставном капитале которых превышает 49 процентов. Это происходит, если иностранный инвестор учрежден в государстве - члене Европейских сообществ, являющихся сторонами Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Российской Федерацией с одной стороны и Европейскими сообществами и их государствами-членами с другой стороны, от 24.06.1994 (п. 5 ст. 6 Закона № 4015-1) [3].

5. Будут отменены требования о получении разрешения на открытие филиалов и участие в дочерних страховых организациях.

После вступления Закона № 234-ФЗ в силу дочерним обществам иностранных инвесторов и организациям, имеющим значительную долю (более 49 процентов) иностранных инвесторов в уставном капитале, не нужно будет получать предварительное разрешение на открытие филиалов и участие в дочерних страховых организациях (абз. 2 п. 4 ст. 6 Закона № 4015-1).

6. Будут установлены дополнительные требования к деятельности страховых агентов и страховых брокеров, к их взаимоотношениям со страховщиками.

Закон № 234-ФЗ изменяет правила осуществления деятельности страховых агентов и страховых брокеров. После вступления Закона № 234-ФЗ в силу отдельные отношения, которые ранее регулировались только договорами страховщиков со страховыми агентами, страховыми брокерами, будут регулироваться Законом № 4015-1. В частности, в Законе № 234-ФЗ установлены общие права, обязанности и определена ответственность страховых агентов, страховых брокеров.

Некоторые нормы установлены в законодательстве впервые. Например, законодательно определены права страхового агента, брокера. Эти лица будут вправе требовать у страховщика предоставления информации о размерах уставного капитала, о лицензии на осуществление страхования, перестрахования и некоторых других сведений (абз. 3 п. 3 ст. 8 Закона № 4015-1 в новой редакции).

Другие положения Закона № 234-ФЗ конкретизируют регулирование, рамочно определенное в Гражданском кодексе РФ. Например, в абз. 2 п. 3 ст. 8 Закона № 4015-1 в новой редакции указано, что страховой агент, брокер обязан представлять страховщику отчет об использовании бланков страховых полисов, сертификатов. В Гражданском кодексе РФ содержится более общая норма: в соответствии со ст. 1008 ГК РФ в ходе исполнения договора агент обязан представлять принципалу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором. Агентские договоры — наиболее распространенная форма договорных отношений между страховщиками и страховыми агентами, брокерами.


7. Будут определены новые правила взаимоотношений страховщиков со страховыми агентами и страховыми брокерами.

Механизм надзора и контроля включает в себя регулирование следующих показателей и процедур деятельности страховой компании:

  • уставный капитал;
  • лицензирование;
  • формирование тарифов страховых взносов;
  • формирование и структура резервов;
  • соответствие нормативам платежеспособности;
  • перестрахование;
  • ограничение размеров единичных рисков;
  • инвестиционная политика (рис. 1.4.).

Законодательное регулирование

Страховой надзор

Государственное страхование

Лицензирование

Обязательное страхование

Соблюдение страхового законодательства

Антимонопольное регулирование

Тарифы

Уставный капитал

Перестрахование

Налогообложение

Формирование размещение резервов

Аудит

Платежеспособность

Обеспечение гласности

Рис. 1.4. Система государственного регулирования страхового рынка[4]

Страховая деятельность в Российской Федерации осуществляется на основании лицензии, порядок выдачи которой регулируется законодательством, а проведение лицензирования относится к компетенции органов страхового надзора. В соответствии с действующим порядком лицензирования процедуры выдачи лицензий страховым и перестраховочным компаниям по существу идентичны. Различия состоят только в списке документов, представляемых для получения лицензии на страховую деятельность. Сроки рассмотрения документов на лицензирование составляют в среднем шесть месяцев. За выдачу лицензии взимается плата в федеральный бюджет в размере, установленном действующим законодательством. Лицензия может быть выдана па проведение обязательного и добровольного страхования, на виды, перечисленные в Классификации по видам страховой деятельности (приложение 2 Условий лицензирования).

Таким образом, можно отметить, что в  настоящее  время  в  России  активно  развивается  такой  сектор  экономики,  как  страхование,  выступающий  неотъемлемым  элементом  рыночных  отношений.  Страховой  рынок  представляет  собой  сферу  особых  экономических  отношений,  складывающихся  между  страхователями  (застрахованными  лицами,  выгодоприобретателями),  которые  нуждаются  в  силу  возможного  случайного  наступления  неблагоприятных  для  их  материальных,  нематериальных  ценностей  событий  в  страховой  защите  имущественных  интересов,  и  страховщиками,  которые  обеспечивают  ее  за  счет  использования  ими  в  этих  целях  страховых  фондов,  формируемых  из  уплачиваемых  страхователями  денежных  взносов  (страховых  премий). 


Сегодня страхование — динамично развивающаяся сфера российского бизнеса. Объемы страховых операций неуклонно растут, а страховые компании играют в экономике государства все более значимую роль.
Данная тенденция связана с установлением на законодательном уровне более высоких требований к уставному капиталу страховщиков, усилением контроля за соблюдением страховщиками требований действующего законодательства Российской Федерации, а также укрупнением страховщиков и усилением конкуренции среди них.

2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СТРАХОВОГО РЫНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Анализ страхового рынка в 2017 году

2017 год стал удачным для страховщиков жизни, объем премий вырос в 1,5 раза. Инвестиционное страхование жизни, распространяемое через банковский канал продаж, осталось основным драйвером сегмента и рынка в целом.

В 2017 году страховщики потеряли несколько сегментов рынка: из-за изменения порядка субсидирования объем премий по страхованию сельскохозяйственных рисков упал на 60%, из-за снижения тарифов объем премий по ОСГОП сократился на 26%, а страхование ответственности застройщиков заменено отчислениями в государственный компенсационный фонд.

Сегмент добровольных non-life видов перешел в отрицательную зону во второй половине года, при этом количество договоров увеличилось почти на 25 миллионов. Поддержку сегменту оказали страхование от несчастных случаев, страхование имущества граждан и страхование финансовых рисков. А все добровольные виды страхования имущества, кроме страхования средств воздушного транспорта и страхования имущества физических лиц, показали отрицательную динамику.

Объем премий по автокаско сокращается уже третий год подряд: рост продаж новых автомобилей не смог нивелировать снижение средней премии из-за распространения более дешевых договоров с франшизами.

ОСАГО остается самой проблемной частью рынка. Впервые с введения ОСАГО объем премий по этому виду сократился. Убыточность продолжает расти, введение натуральной формы возмещения ущерба не дало положительного эффекта. Судебные выплаты, по данным РСА, достигли рекордных 37 млрд рублей. Резко увеличилось количество убыточных регионов, а за несколько оставшихся прибыльных усиливается конкурентная борьба. Отрицательный технический результат по ОСАГО повышает давление на финансовую устойчивость страховых компаний. Если тарифный коридор по ОСАГО не будет расширен в 2018 году, к концу года количество страховщиков, занимающихся этим видом, составит менее 50.


РНПК изменила ситуацию на рынке входящего перестрахования, став лидером по объему премий. Внутренний рынок показал положительную динамику. К концу года количество участников рынка сократилось в основном за счет добровольно сдавших лицензии компаний. Увеличилось число сделок по приобретению мелких региональных страховщиков и слияний-поглощений (особенно в ОМС).

Консолидация рынка усиливается, несмотря на резкое снижение доли ПАО «Росгосстрах». Сокращение продаж бывшим лидером привело к изменению долей других участников рынка, особенно в сегменте ОСАГО.

В 2017 году практически все крупные страховщики показали рост чистой прибыли. Исключением стал ПАО «Росгосстрах», убыток которого превысил 55 млрд рублей.

Основная задача 2017 года – сдвиг в лучшую сторону ситуации с ОСАГО, на наш взгляд, не выполнена. В 2018 году рынок ждет именно этого. Новые драйверы роста рынка в настоящее время отсутствуют. Как и в предыдущие годы, прирост премий в 2018 году будет обеспечен страхованием жизни. Объем премий в целом по рынку вырастет максимум на 10%. В зоне риска по финансовой устойчивости будут компании, доля ОСАГО в портфеле которых превышает 30%, а также компании, получившие слабые портфели в результате сделок слияний-поглощений.

Количество страховых компаний в 2017 году уменьшилось на 30 (в том числе на 8 страховщиков ОМС). Если в предыдущие годы большинство отзывов лицензий связано с невыполнением предписаний регулятора, то в 2017 году 21 компания отказалась от лицензий добровольно.

С рынка ушли 5 страховщиков из ТОП-100. Самыми крупными из них были ООО «Региональная страховая компания» (передало портфель в ООО «Проминстрах»), АО «Страховое общество «ЖАСО» (присоединено к АО «СОГАЗ»), ООО «МСК СТРАЖ им. Живаго» и ООО «СК Московия». Все компании, кроме АО «Страховое общество «ЖАСО», в год, предшествующий отзыву лицензии, показывали темп роста премий значительно выше рыночного (от 34% до 851%).

Совокупная доля покинувших рынок компаний составила ~1,9%. В итоге на рынке на 31.12.2017 г. осталось 222 страховые и 4 специализированные перестраховочные компании, зарегистрированные в 37 субъектах РФ.

Продолжается процесс укрупнения страховых компаний: и по размеру уставного капитала, и по объему премий. Мелкие страховщики становятся неконкурентоспособными. По данным ЦБ РФ, совокупный уставный капитал российских страховщиков составляет 206,6 млрд рублей (на 31.12.2016 г. – 216,5 млрд рублей, на 31.12.2015 г. -189,2 млрд рублей). Средний размер уставного капитала вырос за год с 842 до 914 млн рублей. В случае принятия решения об увеличении минимального уставного капитала до 300 млн рублей основная часть мелких страховых компаний не сможет преодолеть этот порог.